Автор: Лещенко Н.А., Москва

Руководитель: Лещенко Н.А.
дом.тел. 308-08-57

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Поход был совершен группой туристов г. Москвы.
Время проведения похода: с 06.08. по 22.08.2007 г.
Район похода: Центральный Кавказ (Приэльбрусье) - территория Кабардино-Балкарской Республики Российской Федерации
Категория сложности (заявленная) - третья
Вид туризма - горный.
Протяженность - 114,5 км
Продолжительность - 16 дней
Маршрутная книжка N 1/3-307, выдана МГЦТК г. Москвы

Нитка маршрута заявленная: д.р. Тютю-су – пер. Ростовский (1Б, 3611) – пер. Штернберга (24, 3901) – д.р. Джайлыксу - д.р. Башильаузсу – пер. Грановского (2А, 3759) – д.р. Адырсу – АУСБ «Уллу-Тау» - пер. Гумачи (2А, 3582) – верш. Гумачи (1Б, 3797) – д.р.Адылсу – д.р. Юсеньги – пер. Когутай (2А, 3564) – д.р. Чегет – пос. Чегет - пол.Азау – Приют 11 (4200) – в.Эльбрус Вост.(2А, 5621)- вост.поля Эльбруса – пер. Терсколак (1Б, 3600)– пос. Терскол

Нитка маршрута пройденная:

д.р. Тютю-су – пер. Ростовский (1Б, 3611) – пер. Штернберга (24, 3901) – д.р. Джайлыксу - д.р. Башильаузсу – подход под. ледн. Башиль – т/б «Башиль» – сел. Булунгу– сел. Верх. Чегем – переезд сел. Акто-Прак – сел. Хызыр-Юрт – пер. Былым - в Баксанское ущелье через пос. Былым до подъемника в д.р. Адырсу – пешком по д.р. Адырсу – АУСБ «Уллу-Тау» - пер. Грановского (2А, 3759) радиально – пер. Гумачи (2А, 3582) – д.р.Адылсу – д.р. Юсеньги – д.р.Баксан – пол.Азау – бочки Гарабаши (3750) - Приют 11 (4200) - бочки Гарабаши – седл. Эльбруса (5300) -в.Эльбрус Вост.(2А, 5450)- в. Эльбрус Зап. (5633) – бочки Гарабаши – пос. Терскол

Сняты записки:
С пер. Ростовский - т/к «Романтик» ОНПУ г. Одесса от 28.07.2006г.
С пер. Штернберга - группы туристов из г. Саранска от 05.08.2007г.
С пер. Грановского - группы туристов из г. Симферополь от 12.08.2007г.
С пер. Гумачи - ТСК «Вершина» г. Волгоград от 17.08.2007г.

1.1. Состав группы

Пер. Звездный - 2А

Завхоз

1.2. Подъезды и подходы к началу маршрута

О Приэльбрусье написано очень много разнообразной и полезной информации, поэтому остановимся только на практических вопросах, необходимых группам, решившим организовать поход в этом районе.
С 2006 года поезд до Нальчика только один - № 62. Отправление с Казанского вокзала в 19.50, прибытие в Нальчик - 6.30 по Москве.
Из Нальчика в долину р. Баксан можно добраться на автобусе в 13.35 и на маршрутном такси в 7.00, 13.00, 15.00. Автобус отправляется в 13.35 от междугороднего вокзала и стоит с оплатой рюкзаков 80 или 90руб. Так же там бегают маршрутки...

Подъемник в долину Адыр-Су для а/м типа ПАЗ стоит - 400 р.
Телеграммы можно отправлять из следующих населенных пунктов Баксанской долины:
- г. Тырныауза -361624, Эльбрусский проспект, д.43, работает с 9-20 часов,
- пос. Верхний Баксан: почта работает 10.00-14.00, выходные - воскресенье, понедельник, среда, пятница.
- пос. Эльбрус: почта работает 10.00-17.00, перерыв 13.00-13.30, в субботу 9.00-15.00, выходные дни - понедельник, воскресенье.
- с почтового отделения поселка Терскол (работает круглосуточно).
В городе Тырныауз находиться больница.
Стоянка в палатках на территории любого альплагеря - 60-70 руб. сутки с человека. Есть душ, продовольственные палатки и столовая. Завтраки, обеды и ужины необходимо заказывать заранее - желательно за сутки. Возможно проживание в домиках.
В Нальчике можно остановиться в гостинице «Альпинист» (ул. Пачева, 38), недалеко от железнодорожного вокзала.
Мобильные телефоны хорошо работали только в Баксанской долине. МЕГАФОН - принимает лучше всего, хорошо принимает БиЛайн, хуже - МТС. В ущелье Адыл-Су - мобильные телефоны принимают достаточно стабильно.

1.3. Информация по передвижению дол. р. Башильаузсу и Чегемскому ущелью

В связи с заболевшим участником (Кожемякин Дмитрий), подойдя к началу ледника Башиль, вынуждены были вернуться к месту ночевки на реке Башильаузсу, выше т/б Башиль и наутро выбираться через сел. Булунгу и Чегемское ущелье.
Сразу хочется отметить, что с транспортом в этих местах довольно напряженно. Если и удается найти какую-либо машину, то цены совершенно немыслимые и довезти водители готовы только туда, где нет постов ГАИ, так как все они ездят без прав (и тормозов тоже).
От т/б Башиль до сел. Булунгу около 6 км, сначала по лесу, а потом по открытой части. Что в начинавшуюся жару было довольно тяжело. Но от Булунгу по Чегемскому ущелью по шоссе - просто очень тяжело, тем более с заболевшим участником. Воды питьевой набрать тоже негде.
Из сел. Булунгу, как выяснилось, в 8 утра уходит рейсовый автобус до Нальчика - мы на него опоздали, придя в селение в 9 часов. Далее пошли по шоссе и прошли еще около 5-6 км - поймали машину, которая довезла к 12 часам до пос. Хызыр-Юрт. Там выясняем, что оттуда будет Рейсовый автобус в 14 часов и опять до Нальчика. И только из Нальчика можно будет уехать в Баксанскую долину. Долго ждать и потом долго ехать.
Ищем машину - и находим. Водитель готов довезти нас до пос. В.Баксан через перевал Былым - от пос. Хызыр-Юрт до пос. Былым в Баксанском ущелье около 22 км. Соглашаемся. Выехали в 13.20 и около 15 часов были у подъемника. Дима был к этому времени уже совершено измученный, но держался. Машин не было - и от подъемника пошли вверх по ущ. Адыр-су в а/л Уллу-Тау, где нас уже ждала Новичкова Маша.

1.4. Дневник похода

Д.р. Тютю-су-

первый правый приток Тютю-су

3час.

Прибыли в Нальчик. Получаем разрешение и пропуска в «Каббалкальпинисте». Далее завтракаем на рынке и едем до а/л «Шхельда»,чтобы оставить там заброску. По дороге с почты в г. Тырныаузе даем телеграмму о начале маршрута. Также регистрируемся в ПСО «Шхельда».

От 69 км Баксанского шоссе в 12.00 сначала по дороге по правому (ор.) берегу р. Тютю-су, затем по тропе, уходящей вверх на 200-250 м по склону в сосновом лесу до первого притока р.Тютю-су. Переходим приток и по скальной стеночке с узкой полкой выходим наверх - есть стоянка под две палатки. Встаем на обед и решаем здесь заночевать.

Ясно, солнечно.

07.08.07

Первый приток р. Тютю-су - к верховьям р. Тютю-су

4,8

8час.

Вышли в 8.15. Сначала по тропе, затем по заброшенной дороге по лесистой части ущелья - затем опять по тропе выходим выше границы леса. Подходим к очередному притоку р. Тютю-су, вытекающему из-под л. Орелю. 17.20, обедаем и встаем на ночлег. Пошел дождь и довольно сильный.

Утром солнечно, в 17.20 начался дождь и шел примерно до 20.00 часов.

08.08.07

Переправа через приток Тютю-су (в виду водопадов) -перевал Ростовский

3,6

13 час.

В 6.00 переправляемся на левый (ор.) берег. Воды немного - перепрыгиваем по камням. Время 10.30. Приготовили завтрак и в 12.15 продолжили движение. Подошли под ледн. З. Кенчат. Одели кошки и по открытому леднику подошли под пер. Ростовский. Время 16.15. Начали подъем на перевал, в 17.30 были на седловине. Начался дождь с градом, и далеко слышна гроза, пережидаем и просматриваем путь спуска. Нашли тур, оставили записку. Спуск прямо с седловины - круто, 35-40? , начали спуск в кулуаре левее. Стемнело. Заночевали на полках в кулуаре. К ночевкам Орелю спустились утром в 8.15

Утром солнечно, в 17.30 начался дождь со снегом, вдалеке слышны раскаты грома.

09.08.07

Дневка под. ледн. Орелю (ночевки Орелю)

Утром - солнечно, с 15.30 до 17.20 - дождь.

10.08.07

Ледн. Орелю - пер. Штернберга - ледн. С.Кенчат

9,6

9час.

Вышли с места ночевки в 7.15, Подъем по левой части, крутизна около 30?, осыпь средних размеров, и лишь в верхней части, крутизной около 40? - крупная. Бергшрунд завален камнями. В 11.15 вышли на перевальную седловину. Седловина узкая. На спуск с перевала на ледн. С.Кенчат повесили одну веревку 50м. Далее по леднику, по морене вышли к «киларским ночевкам».. Встали на ночлег. Время 16.30.

Утром солнечно, переменная облачность, в 15.30 - дождь часа на 1,5.

11.08.07

Морена ледн. С.Кенчат - д.р. Башиль

7час.

Выход в 9.15. Тропа по д.р. Кенчат и Джайлык до д.р. Башиль. На ночевку встаем, не доходя до скального каньона, в 19.15.

Утром солнечно, в 15.30 - дождь, примерно на час.

12.08.07

Д.р. Башильаузсу - морена ледника Башиль - возврат в низовья р. Башильаузсу, не много не доходя т/б Башиль.

12час.

Выход в 7.10. Дима на общее самочувствие пока не жалуется. По тропе вдоль левого (ор.) берега р. Башильаузсу поднимаемся под ледник Башиль. Догнали группу из Украины - они идут на пер. Голубева. Минут на 40 «застряли» в малиннике. Подойдя под язык ледника - решаем пообедать. Время 13.20. После обеда Дима опять начал жаловаться. Решаем спускать вниз, к месту ночевки, чтобы через Чегемское ущелье выбираться в Уллу-Тау, т.к. там нас ждет Новичкова Маша с 12.08.07. К месту ночевки приходим в 19.30.

13.08.07

Д.р. Башильаузсу- пос. В.Чегем (пешком) - транспорт до пос. В.Баксан (до подъемника) - пешком до а/л Уллу-Тау.

9час.

От т/б Башиль до сел. Булунгу около 6 км. Из сел. Булунгу, как выяснилось, в 8 утра уходит рейсовый автобус до Нальчика - мы на него опоздали, придя в селение в 9 часов. Далее пошли по шоссе и прошли еще около -6-7км -после пос. В.Чегем поймали машину, которая довезла к 12 часам до пос. Хызыр-Юрт. Там выясняем, что оттуда будет рейсовый автобус в 14 часов и опять до Нальчика. Ищем машину - и находим. Водитель готов довезти нас до пос. В. Баксан через перевал Былым. От пос. Хызыр-Юрт до пос. Былым, в Баксанском ущелье, около 22 км. Соглашаемся. Выехали в 13.20 и около 15 часов были у подъемника. Машин не было - и от подъемника пошли вверх по ущ. Адыр-су в альплагерь Уллу-Тау. Пришли в 18.30

14.08.07

А/л Уллу-Тау - Местийская хижина.

4,5час

Утром решаем сходить в радиалку на пер. Грановского. Диму оставляем в лагере. В радиалку идем впятером: Таня, Маша, Федя, Юра и руководитель. Ночевать решили в Местийской хижине. Выходим после обеда и примерно в 18 часов были в хижине.

Утром - переменная облачность. Днем прошел небольшой дождь.

15.08.07

Местийская хижина - пер. Грановского - а/л Уллу-Тау

2,4

10час.

Выход в 9.30. По ледн. В.Адырсу, забирая влево, но как потом стало понятно - недостаточно, двигаемся под перевальный взлет. На подъем-спуск провесили 3 веревки. В 20.30 были в альплагере.

Переменная облачность, но без дождя.

16.08.07

Полудневка - подход под пер. Гумачи (верхн. ночевки)

3,6

6час.

Вышли в 14.20. По тропе вдоль р. Адырсу, через Зеленое плечо, по гребню левобережной (ор.) морены подходим под ледник. Выходим на морены к ночевкам. Время 20.30, смеркается.

17.08.07

Попытка прохода на пер. Гумачи через ледопад.

6час

Утром, при принятии решения о выборе пути на перевал, казалось, что пройти через ледопад будет возможно, но попытка не удалась. В результате мы решили отступить. Вернулись на стоянки.

Облачно, дождь, снег.

18.08.07

Верхн. Гумачинские ночевки - пер. Гумачи -Зеленая гостиница

8,3

7час

Подъем в 6.00. Все закрыто туманом. Ждем. Туман начинает рассеиваться к 12 часам. Выходим в 13 часов. Идем по традиционному пути слева. Много трещин. Связки. Через 2.15 - мы на перевале. На вершину решили не идти - уже поздно, 15.30. На спуск повесили 50м перил. Далее по леднику Джанкуат (очень много трещин) выходим в 21.00 на Зеленую гостиницу.

Туман, с середины дня - переменная облачность.

19.08.07

Зеленая гостиница - а/л Шхельда - т/б Баксан.

13,2

6час.

Вышли в 12.00 - сушились, стирались. По тропе по д.р. Адылсу все время вниз, пообедали недалеко от а/л Эльбрус, пошли в Шхельду за заброской. Забрали заброску и пошли по ущелью вниз. Дошли до Баксанского шоссе и дальше вверх в сторону дол.р.Юсеньги. На ночевку встали на территории т/б Баксан.

20.08.07

т/б Баксан - пос.Терскол - транспорт до пол.Азау - Мир - бочки Гарабаши Приют 11- бочки Гарабаши.

9,6

2,4

10час

Подъем в 5.00. Утром решаем: либо Эльбрус, либо пер. Когутай. Народ выбирает, конечно, Эльбрус. Выходим в 7.10, зашли на поляну Нарзанов - попить нарзан. Пошли дальше в Терскол. В пос. Терскол договариваемся в гостинице оставить лишние вещи и продукты, ловим машину и доезжаем до пол. Азау. Подъемники работают: поднимаемся на Мир, а оттуда на кресельном подъемник - на бочки Гарабаши. Там нам выделяют домик. Время 16.00. Решаем прогуляться на Приют 11. Вернулись к 20.00.

21.08.07

Бочки Гарабаши - седло Эльбруса - Вост.Эльбрус (3450), Зап.Эльбрус (5633)

13.30час

Подъем в 3.00, выход на вершину в 4.00. Идем плотной группой, только Федя ушел вперед. Вышли на седловину в 12.15. Тропа действительно рыхлая, поднялись на высоту 3450. Юра так и не поднялся. Решаем вернуться и спускать Юру (т.е. сопровождать вниз). В 17.30 пришли на бочки.

22.08.07

Бочки Гарабаши - пол. Азау - Терскол

1.20час

Утром дождались запуска кресельной дороги, спустились на Мир, зашли в музей, и поехали вниз. На пол. Азау пообедали и отправились в Терскол. Погода отличная. Пройтись одно удовольствие.

Даем телеграмму об окончании маршрута.

23.08.07

День отдыха.

24.08.07

Отъезд в Минводы - Москву.

Итого

114,5

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

2.1. Перевал Ростовский (1Б, 3611)

Перевал расположен в западном отроге хребта Адырсу, отходящем от в. Орелю. Самостоятельного значения не имеет. Проходится в связке с перевалами Килар и Штернберга.

Подход под пер.Ростовский начинаем из д.л. Тютю-су.

К пер. Ростовский

Поднимаемся под перевал Ростовский со стороны ледника Кенчат. Ледник открытый. Ближе к перевалу появляются большие трещины, которые обходим справа (если смотреть на перевал). При переходе с ледника на камни переходим через рантклюфт. Путь подъема на перевал хорошо просматривается - 250-300 метров до седловины. Тропа ведет в нижнюю точку хребта.
Время 16.15. Начинаем подъем на перевал. Он представляет собой скально-осыпной склон крутизной до 30 градусов, движение по которому движение сильно затруднено, т.к. вся порода держится на слое льда, по которому едут ноги. Траверсируя, выбираем путь по крупной осыпи, но это тоже оказывается не лучшим вариантом для подъемна: камни очень крупные, с большими расстояниями между собой, что может привести к скатыванию породы. А так начал моросить дождь, камни были еще и скользкие, что уменьшало сцепление с поверхностью, периодически встречаются скальные выступы. Преодолеваем, непосредственно перед седловиной, несколько скальных участков. Время 17.30.
Седловина узкая около 1.5 метров шириной. Спуск с седловины, на которую мы поднялись представляет собой ледово-осыпной склон, крутизной 30-35 градусов со скальными выступами. Порода не прочная, рассыпается. Большинство камней живые. Решаем уйти вправо через контрфорс и там просмотреть путь спуска. Начался дождь с градом. Вдалеке слышны раскаты грома. Вроде этот кулуар более пологий - начинаем спуск. Через метров 50 подходим к ледовому «галстуку», лежащему тонким, но очень жестким слоем на камнях. Приходиться идти по осыпи вдоль этого льда. Начинает темнеть (да еще все небо в тучах). Доходим до скальных выступов, на которых решаем пересидеть до утра. Набрали воды, приготовили поесть. Постелили коврики, и разместились, укрывшись палаткой.
Как только рассвело - продолжили спуск и к 8.15 были на ночевках.

Вроде можно спуститься. Внизу – «ночевки Орелю»

Начало спуска.

Ночевка на скалах на спуске с пер. Ростовский (не рекомендуется!)

Хочется сказать, что материалов по пер. Ростовский очень мало. Фотографии М. Голубева дают не полное представление, т.к. видимо сделаны в снежные годы и тогда картина полностью другая. Только в отчете 5к.сл. за 1998 год у Толи Джулия, есть краткое упоминание, что путь подъема на седловину и путь спуска - с разных седловин. Вот описание:
«Перевал «Ростовский 1Б, 3700.
Перевал расположен в западном отроге хр. Адырсу, отходящем от в. Орелю.
Соединяет с юга - р. Тютюсу (лед. Тютю), с севера - лед. Орелю (р. Тютюсу).
Самостоятельного значения не имеет. Проходится совместно с перевалами Килар, Штенбергера. Описания перевала и фотографий у группы не было. Со стороны пер. Штенбергера поднимались на наиболее простую и самую низкую седловину (со стороны пер. Килар можно подняться на другую седловину, которая кажется ниже).
Подъем. От озера по скально осыпному и конгломератному склону крутизной 20-30%, 400 м поднимаемся на седловину (ф.38-40). 1 час.
Седловина - широкий осыпной гребень (ф.40). Спуск прямо вниз выводит на скальные сбросы, уходим траверсом вправо через несколько контрфорсов по мелкой осыпи и конгломерату крутизной до 40% (ф.41,56). До ледника - 10 мин.
Далее по леднику и моренам к озеру на моренном гребне - 35 мин. Здесь бивак (ф.56).»
Только не понятно - почему вправо, и к сожалению нет возможности увидеть фото.

Путь нашего спуска с пер. Ростовский к ночевкам Орелю (зеленая линия)

2.2. Перевал Штернберга (2А, 3901)

Перевал расположен в восточной ветви хребта Адырсу, между вершинами Каярта и Орелю. Соединяет д.р. Тютюсу (ледник Орелю) и д.р. Башиль.
С «ночевок Орелю» вышли в 7.15, придерживаясь левой (по ходу) морены. По открытому леднику (в нижней части), а затем по закрытому (связи) вышли в цирк перевала под взлет.

Путь подхода в цирк пер. Штернберга с ночевок Орелю.

На леднике Орелю.

Подход под пер. Штернберга (верхняя часть ледника Орелю)

Цирк пер. Штернберга

Правая часть подъема, из-под верш. Орелю, постоянно «простреливается». Начинаем подъем по левой части, под склонами верш. Каярта, в нижней части - крутизна около 30?, подъем по средней осыпи, и лишь в верхней части, крутизной около 40? – крупной. Бергшрунд забит камнями и преодолевается довольно просто.

Путь подъема на пер. Штернберга со стороны ледн. Орелю

Примерно на середине склона собираемся у скального выступа. Далее двигаться лучше по одному – сильно сыпет из-под ног. Удается провесить две перильные веревки – не потому что опасно, а для ускорения движения.

В 11.15 вышли на перевальную седловину, самую левую (их две или три, разделенных скальными жандармами). Седловина узкая. Дима пожаловался на плохое самочувствие – кружится голова, слабость. Предположили, что «горняшка» - спустимся вниз – отдохнет.

Вид с седловины на ледн. С.Кенчат

На спуск с перевала Штернберга на ледн. С.Кенчат повесили одну веревку 50м.

Далее по закрытому леднику в связках, затем открытому леднику, по морене вышли к «киларским ночевкам».

Выход по ледн. С.Кенчат к «киларским ночевкам».

Отличные песчаные ночевки, много мест под палатки. Встали на ночлег. Время 16.30.

Закат – на память.

Утро на «киларских ночевках»

Утром 11.08.2007г. с киларских ночевок, перейдя поток Кенчат, по левому (ор) берегу спускаемся к слиянию рек Кенчат и Джайлык.

Далее вдоль р. Джайлык, сначала по левому, а затем по правому (мостик) берегу доходим до каньона, в который уходит река.

Мостик через р. Джайлык.

Начало спуска в д.р. Башильаузсу.

Обедаем. После обеда продолжаем спуск в долину реки Башильаузсу. Спуск крутой среди леса. По долине реки Башильаузсу поднимаемся вверх и встаем на ночевку, не доходя каньона, из которого вытекает река.

Стоянки в лесу на берегу р. Башильаузсу

На следующий день 12.08.2007г. выход в 7.10. Дима на общее самочувствие пока не жалуется. По тропе вдоль левого (ор.) берега р. Башильаузсу поднимаемся под ледник Башиль.

Догнали группу из Украины – они идут на пер. Голубева. Мы минут на 40 «застряли» в малиннике. Перешли по бревнам потоки с лед. Чегем – пока воды немного, а вот когда возвращались – было сложнее…
Подойдя под язык ледника – решаем пообедать. Время 13.20.

Фото с видом на ледн. Башиль – до этой того места мы дошли, и вынуждены спускаться вниз…

После обеда Дима опять начал жаловаться на плохое самочувствие и расстройство желудка, о котором он раньше молчал. Бледный, жалуется на слабость. Идти дальше (в смысле - выше) не может. Решаем спускать вниз, к месту ночевки, чтобы через Чегемское ущелье выбираться в Уллу-Тау, т.к. там нас ждет Новичкова Маша с 12.08.07. К месту ночевки, откуда утром ушли на подход, приходим в 19.30.

Утро 13.08.2007г. Подъем в 6.00, вышли в 6.50. От т/б Башиль до сел. Булунгу около 6 км, сначала по лесу, а потом по открытой части, что в начинавшуюся жару было довольно тяжело. Из сел. Булунгу, как выяснилось, в 8 утра уходит рейсовый автобус до Нальчика - мы на него опоздали, придя в селение в 8.30 часов. От Булунгу по Чегемскому ущелью по шоссе прошли еще около 6-7км и уже пройдя пос. В.Чегем - поймали машину, которая довезла к 12.30 часам до пос. Хызыр-Юрт. Там выясняем, что оттуда будет рейсовый автобус в 14 часов и опять до Нальчика. И только из Нальчика можно будет уехать в Баксанскую долину. Долго ждать и потом долго ехать! Ищем машину - и находим. Водитель готов довезти нас до пос. В. Баксан через перевал Былым. От пос. Хызыр-Юрт до пос. Былым, в Баксанском ущелье, около 22 км. Соглашаемся. Выехали в 13.20 и около 15 часов были у подъемника. Дима был к этому времени уже совершено измученный, но держался. Машин не было - и от подъемника пошли вверх по ущ. Адыр-су в альплагерь Уллу-Тау. Пришли в 18.30 Профессиональный врач из альпинистских сборов Екатеринбурга подтверждает, что у Димы «горняшка». Ему нужен отдых.

2.3. Пер. Грановского (2А, 3759 - радиально)

Перевал расположен в хребте Адырсу, между вершинами Адырсу и Сарыкол. Соединяет ледники Адырсу и Башиль Сев.

В радиальный выход на пер. Грановского идем впятером: Таня, Маша, Федя, Юра и я. Ночевать решили в Местийской хижине, чтобы не тащить лишнее снаряжение. Выходим после обеда, 14.10 и, примерно, в 18.часов были в хижине.

Дол.р. Адырсу – идем к Местийской хижине

Маша на фоне Местийской хижины.

Выход с Местийской хижины в 10.30 (проспали!). По леднику В.Адырсу, забирая влево, но как потом стало понятно - недостаточно, двигаемся под перевальный взлет. Немного побродили через трещины (кошки, связки).

На ледн. Адырсу

Перевальный взлет весь изрезан трещинами, оба бергшрунда во всей красе. Подъем на перевал по характерному ребру, в этом году покрытому очень плотным фирном и льдом. Крутизна 30-40? и высота 200-250 м.

Путь подъема на перевал

Тур на скальном гребне в северной части перевала.

На подъем провесили 3 веревки, и на спуск тоже 3 веревки. Трещина на седловине перевала стала еще больше (на снимке внизу).

Возвращаясь по леднику В.Адырсу, старались забирать ближе к склонам – там меньше трещин.

Путь спуска из-под перевала по леднику в дол.р. Адыр-Су.
Фотографируем свой следующий перевал Гумачи.

Потом по правобережной морене в долину р. Адыр-Су. В 20.30 были в альплагере Уллу-Тау. Немного опоздали к ужину, но Дима позаботился и принес ужин в палатки. Он чувствует себя хорошо и готов продолжить маршрут. Правда появилась новая напасть - у Юры болит зуб. Всю остальную часть маршрута будем бороться, чтобы он не разболелся совсем.

2.4. Перевал Гумачи (2А, 3582)

Перевал расположен в северном отроге ГКХ, отходящем от вершин одноименного названия, соединяет долины рек Адырсу на востоке и Адылсу на западе.

Вышли из а/л Уллу-Тау в 14.20. Группа в полном составе. По тропе вдоль р. Адырсу, через Зеленое плечо, по гребню левобережной (ор.) морены подходим под ледник.

Гребень левобережной (ор) морены.

Встречаем группу, посоветовавшую надеть кошки, и не зря! Ледник Гумачи просто встал дыбом. Связываемся.

На леднике Гумачи.

Через зону трещин стараемся двигаться сначала вперед, затем, забирая влево, как бы под перевал - там меньше трещин и, делая полукруг вправо, выходим на морены к ночевкам. Время 20.30, смеркается.

Верхние Гумачинские ночевки. Следующее утро.

Утром, при принятии решения о выборе пути на перевал, казалось, что пройти через ледопад будет возможно, а традиционный путь слева (в направлении пер. Украина), слишком рваный.

Попытка пройти через ледопад на пер. Гумачи

Однако, пройдя более половины пути по ледопаду, понимаем, что дальше мы пройти не сумеем, т.к. то, что казалось льдом – фирновое кружево, да еще весь день моросил дождь и все пропиталось водой, было довольно тепло. В результате мы решили отступить. Вернулись на стоянки. Было уже 16.30. Увидели группу, спускающуюся с пер. Гумачи. Они пошли вниз, на спуск в д.р. Адыр-су.
Подъем в 6.00. Все закрыто туманом, не видно даже ледника под стоянками. Ждем.

Через 2.15 – мы на перевале.

На пер. Гумачи. Отдыхаем и готовимся к спуску на .ледн. Джанкуат.

Ледн. Джанкуат с пер. Гумачи.

На вершину решили не идти - уже поздно, 15.30, а ночевка на перевале энтузиазма не вызывала из-за непонятной погоды – можно было «заторчать» На спуск повесили одну веревку - 50м перил. Скалы крутизной 45-50?.

На седловине пер. Гумачи есть выступ, на котором навешено довольно много петель, но их надо проверять!

Спустившись на ледник Джанкуат, сначала пересекаем его справа налево, затем движение по левому борту, с постепенным переходом на правый борт.

Ледн. Джанкуат в верхней части, сразу под пер. Гумачи

Более подробное описание движения по леднику, в настоящее время, когда все тает и быстро изменяется, мне представляется почти невозможным. При подготовке похода, как мне кажется, руководитель должен собирать отчеты за несколько лет и быть готовым ко всему. По леднику Джанкуат, сначала закрытому – связки! кошки, потом - открытому (через ледопад) выходим в 21.00 на Зеленую гостиницу.

Вид на д.р. Адылсу с ледн. Джанкуат, впереди Зеленая гостиница.

Спустившись с ледника Джанкуат на морену, к поляне Зеленой гостиницы можно идти по гребню левобережной морены (старый путь), но в связи с тем, что ледник сильно отступил - можно спустится прямо в долину реки и по мореным валам выйти к стоянкам.

2.5. Верш. Эльбрус Вост., 5450 и Зап., 5633 (2А)

Подъем в 3.00, выход на вершину в 4.00. Идем плотной группой, только Федя ушел вперед. Перед нами какие-то иностранцы с проводниками.
На подходе к скалам Пастухова становиться понятно, что Юре идти тяжело. Но упрямо идет. Так плотной группой, наблюдая друг за другом, вышли на седловину в 12.15.

По тропе выходим на седловину Эльбруса.

Отдых после подъема на седловину Эльбруса.

Еще в а/л Шхельда спасатели нас предупредили, что Восточная вершина в этом году посещается довольно редко и тропа там не так натоптана, как на Западную (там просто дорога!). Однако мы решили попробовать на Восточную. Юра еще отдыхал на седле, около него оставили Таню (ей выход на вершину не разрешен, хотя зря…), а мы втроем (Дима, Маша и я) пошли.

Подъем на восточную верш. Эльбруса.

Высота 5450м.

Тропа действительно рыхлая, поднялись на высоту 5450. Юра так и не поднялся. Решаем вернуться и спускать Юру (т.е. сопровождать вниз). Даже вниз ему было тяжело идти, у Димы налипали кошки, шли также все вместе (кроме Феди, он убежал вниз – лось однако!) и хорошо сделали – упал туман и, только благодаря Диминому GPS, мы медленно спускались. Как только туман немного рассеивался, видно было, как толпы восходителей сидят на склоне в ожидании видимости. В 16.30 пришли на бочки. Долгожданный обед и отдых.