Автор: Сергин Константин Сергеевич, Климовск

Отчет о туристическом походе по Памиро-Алаю, Горный узел Такали (Хребты: Зеравшанский, Гиссарский и Туркестанский)
Часть 2

Продолжение отчета:
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Первую веревку крепим на скалках в правой (по ходу нашего спуска в долину Волгонда) части седловины, на петле. Здесь же есть старая петля, но её не использовали. Последний – с нижней на 3 такта. Сначала участок снега 45 градусов, но он длиной метров 15, далее склон выполаживается до 30 градусов.

Вторая станция – на двух ледорубах и вторая веревка по некрутому снежному склону чуть левее (ор) скально-осыпного гребня. Метров 40 снега, потом осыпь метров5. Третья станция на осыпи, на большом камне. Спуск по перилам по осыпи с выходами сильно разрушенных скалок левее скально-осыпного гребня по кулуару на снежник. Последний – с нижней.

4-ая станция – ледорубный крест на снежнике. Метрах в 20 ниже станции – забитый пробками берг, спускаемся в него и по удобным ступенькам вылезаем на его другую сторону. Далее дюльфер 10 метров вниз – и мы на пологом (10-20 град) снежнике. Спускаемся по закрытому леднику в связках. Спуск все группы под перевальный взлет в 12-01.

Выход в 12-15. Двумя связками (по 4 человека) выходим по закрытому леднику, спускаемся на морены под первую (сверху) ступень ледника Зап. Волгонд, ближе к левому (ор) борту цирка.

Время 12-40. Встаем здесь же, на морене, лагерем. Координаты 39䢸'50,57" и 69' 19,03". Высота 3420 м. Вода в ручейках. Часть группы уходит за заброской вниз.

Сложность перевала соответствует 2А. Перевал односторонний, как и большинство простых перевалов в главном хребте. Подъем с юга требует хорошего ориентирования: седловины не видно со дна долины. Склоны камнеопасны с любой стороны. Перевал можно включать в маршруты сложностью от 3 категории и выше, причем он может быть первой 2А. При обилии снега путь с севера сильно упростится, но может стать лавиноопасным. Также вызывают опасения карнизы с севера.
4.08.2007 г. м/н - р. Зап. Волгонд - подход под язык лед. Дальневосточников- пер. Боковой (2А, 4300)- лед. Дальневосточников Полудневка..
м/н - морена под верхней ступенью ледника Волгонд под его левым бортом. Координаты 39䢸'50,57" и 69䣍'19,03". Высота 3420.

Выход в 8-20. Спускаемся левым бортом цирка, по пологим моренам, тут же скоро находим тропу. Тропа идее левым бортом. На левом травянистом склоне пасутся коровы. Тропа - их рук (ног) дело. Проходим вдоль следующих один за другим 3-х явных заходов на левый борт. Четвертый наш. С бараньими лбами и ледопадом ледника Дальневосточников – в левой части, и с заходом на перевал Боковой - в правой. Из-под ледопада по бараньим лбам льется мутный поток. Внизу здесь хорошие травянистые площадки, удобные для ночевки. Время – 9-00 - привал перед началом подъема.

Выход 9-20. Движемся левым (ор) гребнем моренки, на нем коровьи тропки, далее забираем под правый (ор) борт и движемся по моренам вдоль скал. Чуть не дойдя зеленого гребня, за которым скрыт пер Боковой – привал на морене. Время – 9-55.

Выход – 10-08. Поднимаемся на зеленый гребешок старой морены, за которым слева (ор) начинаются осыпи и бараньи лбы, и идем по нему. На гребне - осыпь, трава, крутизна склона от 20 до 30 градусов. Привал на выполаживании гребня в 10-50. Слева, напротив нас – ледопад ледника Дальневосточников. Высота 3800.

Выход в 11-06. Движемся по моренкам вдоль ручьев, крутизна склона 15-20 градусов, затем выход на пологий сильно зачехленный ледник (то ли это морена сильно смерзшаяся, во всяком случае - под камнями лед). На границе с зоной снега одеваем кошки и обвязки. Привал в 11-46.

Выход в 12-25. В 12-47 под ледовым лобиком достаем ледорубы, поднимаемся на него в правой (ор) части - она положе, но под скалы правого борта сильно не заходим - видны следы упавших камней.
В 13-02 на леднике связываемся и по пологой части идем в связках. В 13-21 мы подошли под второй лоб ледника Боковой. Поднимаемся на него тоже в его правой (ор) части. Привал в 13-36 на выполаживании. Через пологое снежно-ледовое поле - наш перевальный взлет. В правой части взлета - берг (закрыт, легко обходится), в левой части - достаточно крутой снежный взлет. Наверху - надув.

Выход в 13-56. За 15 минут доходим до берга (до точки встречи берга с серединной мореной на перевальном взлете), далее тропим серпантином в 2-х связках в левой (ор) части перевального взлета . Крутизна до 35 градусов, снег средней глубины. Выход на перевал в правой его, более высокой, части. В долину реки Волгонд с перевала свисает карниз. В правой части перевала он представлен просто крутым надувом около 3 метров, а левее – карниз гораздо больше. Выход на перевал Боковой всей группы в 14-55. Седловина узкая, снег и выходы скал, палатку приткнуть можно при нужде.

Выход в 15-30. Спуск в южной части седловины, 2 веревки траверса (40-50 град) на запад, и далее метров 40 вниз по более пологому участку снега на пологий снежный гребень (его хорошо видно с седловины перевала, идет слева направо через весь взлет со стороны л. Дальневосточников). Итого 3 веревки связка по связке. Берг забит пробкой, прошли его на первой веревке траверса влево.

Далее движемся в связках по снежному гребню. В цирк ледника Дальневосточников спустились к 16-45.

Ледник пологий, закрытый, движемся, пересекая его на его левый борт, на тощие морены. Тут участок зачехленного ледника, с трещинами и лужей-озерцом. Здесь встаем лагерем, постаравшись нагрести побольше мелкой щебенки под палатки. GPS координаты:

39 17 13,7 4220
69 35 58,4

5.08.2007 г. м/н - попытка восхождения на пик Бухара (в 700 м южнее в. Самарканд (5085м)) (сложнее, чем 3А и за 1 день не ходится большой группой, пройденный маршрут оценили как 2Б) - м/н.

Пик Бухара
Расположен в северном отроге Зеравшанского хребта (в 700 м южнее в. Самарканд (5085м))
Назван условно, предварительно, сами выберите термин, чтобы отличать вершину над лед. Дальневосточников, от рядом расположенного пика Самарканд над лед. Кривой.
М/н - морены под левым бортом цирка ледника Дальневосточников. GPS координаты смотри в предыдущем дне.

Выход из лагеря примерно около 7 утра. Подходим в свободном режиме под начало подъема, одеваем кошки. 7-15 выход. Подъем начинаем по крутому снежнику, по нему в кошках подходим под простые скалы. Время 8-04. Переодеваемся. Далее небольшой кусок (5м) простого лазанья, далее движение влево-вверх (по ходу), обходя все скальные гребешки низом по осыпям, где это возможно, и с применением несложного лазанья, где невозможно. Привал в 9-24 на очередном осыпном гребешке.

Выход в 9-40. Движемся вверх по тёмному гребню по осыпи. Затем, двигаясь чуть влево (по ходу) выходим в широкий снежный кулуар с небольшими участками натёчного льда, где близко подходят камни. В кулуаре повесили 2 веревки.

Далее еще 1 веревка вверх по сильно разрушенным простым скалам, в верхней части с небольшим камином, и мы на полке под стеной.

Время 13-00. Обедаем тут же на полке, GPS координаты:

39 17 34,3 4755
69 35 45,3

рассматриваем дальнейший путь (около 5 веревок по достаточно сложным скалам - это только видимое с полки начало) и принимаем решение о спуске вниз, ссылаясь на нехватку времени.

Выход в 13-50. Спускаемся 3 веревки по пути подъема с небольшой поправкой на камнеопасность.

А далее – в направлении вниз, о ЛПВ. Первая веревка – по разрушенным скалам, последний уходит с нижней. Вторая – с осыпи до снежника.

Далее ещё 8 веревок - 6 по снежнику, потом 2 по осыпи и сильно разрушенным скалам. Станции делаем разнообразные - на бурах, на ледорубах, на больших валунах. Последний с нижней. В 17-30 начинаем спуск плотной группой по осыпному склону. К 18-00 благополучно съезжаем на ровное снежное поле ледника Дальневосточников.
Всего веревок наверх - 3, вниз - 10.
Путь до лагеря занимает минут 15. иногда перешагиваем через трещины, снег неглубокий, трещины узкие, видно их хорошо, несмотря на сгущающиеся сумерки.

6.08.2007 г. м/н - пер. Дальневосточников Ю. (3А, 4920м) - пер. Молодость Сибири (3А, 4820м)(ночевка на седловине)
м/н - там же, на левобер. Морене лед. Дальневосточников.
Выход в 8-00. Выходим с м/н сразу в связках. Идем по пологому закрытому леднику. Привал в нижней части старого лавинного выноса, не доходя до начала перевального взлета.

Выход в 8-45. движемся по правому (ор) лавинному выносу вверх, затем траверсом выходим на снежно-ледовый гребень, он является нижним участком перевального взлета. Движемся по гребню серпантином, крутизна градусов 35. Привал на выполаживании гребня в 9-40.

Выход в 10-00. Движемся по гребню, обходим пару широких, но забитых трещин. Выходим по гребню под первую ступень ледопада. Ступень высокая (метров 10), местами отвесная. Время 10-48.
В 11-05 - первая связка вышла на обработку маршрута. В 11-15 лидер начинает подъем в разрыве ступени ледопада (справа -ор). В 11-30 - выход лидера наверх ступени, в 11-35 - готовы перила, высота 4675м. Подходим к месту начала подъема на ступень, страхуясь горизонтальными перилами (крутизна склона 35-40).

После первой веревки на первую ступень, выходим в связках метров на 40-50, а далее траверсируем влево по ходу через трещины по снежному мосту – 50м перил.

Далее подъем по некрутому склону в направлении вправо-вверх по ходу под трещины – 50 метров перил. Далее траверс вдоль края трещины вправо по ходу до удобного моста – 50 метров перил.

Отсюда уходим в связках по пологому снежному полю, метров через 70 – начинается подъем крутизной до 35 градусов, и метров 50 – после подъема по пологому снегу до привала. Шли в связках. Время 15-20. Обедаем. Погода неважная. Ветер, Облака периодически закрывают весь обзор скалок в предперевальном цирке.

От места обеда 5-10 минут хода по пологому снежному склону в связках и мы в 16-10 на седловине перевала Дальневосточников Южный. Тур у основания северных скалок. Снята записка от 2002. GPS координаты:

39 16 49,1 4915
69 34 47

Выход в 16-30. Спуск в сторону перевала Молодость Сибири начинаем от левых (ор) скалок.

И далее движемся вниз по ледовому гребню. Вкрутили 4 бура. Двигались в связках одновременно, по очереди связками используя вкрученные первой связкой буры. Последняя связка их вынимала.

К 17-00 мы все на седловине перевала Молодость Сибири. Высота 4815м (GPS координаты:

39 16 46 4815
69 34 34,2

Седловина снежно-осыпная. В понижении седловины - есть вода, к вечеру она замерзла. Ставим палатки - кто на осыпи, кто на льду.

7.08.2007 г. м/н - спуск с пер. Молодость Сибири (3А, 4820м) - слияние ветвей лед. Пр. Такали.
Выход в 7-50. начинаем спуск с перевала Молодость Сибири на ледник. В правой (ор) части седловины перевала крепим на бурах перила - 1 веревка 50м по снежно-ледовому склону до выполаживания. Далее в связках по склону крутизной до 25 градусов преодолеваем забитый берг и выходим в пологую чашу ледника. Ледник закрытый, трещины небольшие, легко перешагиваются, движение в связках.

Подходим к 8-30 к первой ступени ледопада. Спуск организуем в левой части ледопада, немного правее скального разрушенного гребня. Станция на бурах. Вниз – 50 метров льда, местами крутизной 90 градусов. Спуск на осыпную полку.

Время 9-30. Правее(ор) осыпной полки – под ледопадом, язык снежника. По снежнику навешиваем 50 метров перил на бурах.

Далее навешиваем еще веревку по снегу вниз – 50 м – оказываемся под скальным выходом, и 2 веревки траверса влево-вниз по снегу, к скалкам.

Вдоль скал по снежному-ледовому кулуару 2 веревки вниз.

Через некоторое время упираемся в крутые бараньи лбы, свежие, неразрушенные. Понимаем, что выходить на лбы не хочется, и делаем переход направо, через трещины по направлению к центральной части ледника, по перилам – 20 - 25м.

Мостик (точнее нагромождение глыб) довольно страшненький, местами обваливается.

Оказываемся на второй ступени ледопада. Вторая ступень гораздо выше, чем первая. Выходим по разлому к центральной части ледника – там намного меньше трещин.

Вниз 2 веревки по 50м на бурах. На конце второй веревки преодолеваем широкую трещину (без рюкзаков). Иногда летят небольшие куски льда и камни. Далее еще 2 веревки по центральному корыту-желобу, забирая влево – и мы видим под собой сравнительно пологий гребень ледника.

Слева от него – следы камнепадов и обвалов, справа – тоже видно, что куски льда прилетают.

Выбираем для спуска гребень, как наименее камнеопасный вариант.

По гребню провешиваем 1 веревку, далее в связках быстро убегаем под левые скалы цирка, чтобы обойти трещину. Ледник пологий, закрытый. Обойдя трещину рядом со скалами, снова движемся по направлению к центральной части ледника.

На этом участке ледник открытый, зачехленный. Прыгая через небольшие трещины, в связках по гребешку зачехленного ледника спускаемся к левым моренам, выше слияния 2-х языков ледника. Тут ставим лагерь. Время - 18-30.

39 15 53 3780
69 35 15,9

8.08.2007 г. м/н- спуск по лед. Прав. Такали - р. Пр. Такали. м/н – морены на леднике, чуть выше места слияния языков. Выход в 8-55. Спускаемся на центральную морену на слиянии ветвей лед. Пр. Такали.

Затем движемся вниз левыми моренами объединенного ледника. В 9-30 – одеваем кошки, начинаем лавировать между ледовыми трещинами. Ледник открытый.

В 10-42 – с перильной страховкой преодолеваем особо большую трещину, уходим в центральную часть языка ледника, и далее осуществляем спуск по центру ледника на личной технике.

Много разрывов, но в центральной части они легко преодолеваются.

В 11-25 выходим на крутой лоб в центре ледника, вешаем перила, забирая чуть вправо (ор). Провесили 2 веревки по 50м, и 2 веревки по 30 м. Спуск на морену осуществили недалеко от грота, образованного изгибом правой части конца ледника. В 13-00 мы на правой боковой морене, недалеко от языка ледника.

Выходим в 13-12. Движемся в кошках. В 13-40 – Привал, снимаем кошки. Далее движемся правым бортом по моренам. Переходим правый приток р.Правый Такали по камням и здесь же привал в 14-17.

Выход в 14-25. Движемся траверсом правого травянистого склона долины р.Правый Такали, далее по реке по снежнику, и по снежнику же переходим на левый пологий берег в 14-40. Здесь ровные травянистые площадки, становимся лагерем. Вода в реке мутная, есть ручей в 7-10 минутах ходьбы от лагеря, ниже по долине. Его от нас загораживает пологий травянистый бугор.