Автор: Сергин Константин Сергеевич, Климовск

Отчет о туристическом походе по Памиро-Алаю, Горный узел Такали (Хребты: Зеравшанский, Гиссарский и Туркестанский)
Часть 3

Продолжение отчета:
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Все радостно помылись-постирались в речке, но вещи просушить не успели &ndash солнце очень быстро скрылось за скальным зубом на противоположном правом берегу, напротив нашего лагеря.
По обоим берегам пастухи гоняют овец, заходили к нам, мы угостили чаем-сладостями. GPS координаты лагеря:

39 14 49,1 3140
69 36 36,6

9.08.2007г. Полудневка. М/н - р. Пр. Такали - р. Яхсу (Лев. Такали) - снятие заброски, подход под пер. Такали.
М/н &ndash пологие травянистые площадки на левом берегу р.Правый Такали, выше места слияния с р.Яхсу. Полуднёвка.

Выход в 13-06. Движемся левым пологим травянистым берегом реки Правый Такали,

огибаем левый (по ходу ) склон выше места слияния с рекой Яхсу, и далее движемся траверсом правого крутого берега р.Яхсу по бараньим тропам вверх по течению реки. Траверсируем склон до снежного моста, поравнявшись с мостом, спускаемся на него (10 метров вниз по конгломератно-травянистому склону, камнеопасно). Переходим по снежному мосту на левый берег р.Яхсу – здесь кош. и не так давно мы этот мост переходили по пути к пер. С. Такали. Далее движемся вверх по долине р.Яхсу левым (ор) берегом, привал на ровных площадках. Время – 13-44.

Выход в 13-54. Движемся по тропе с пологим набором высоты, далее преодолеваем крутой локальный взлет на поросшую травой старую морену, и снова пологий подъем. Привал в 14-31.
Выход в 14-41 и через 5-7 минут мы на месте &ndash у слияния двух ручьев. Недалеко от места ночёвки с1 на 2 августа (после спуска с пер. Сентябрьский). Левый ручей переходим по снежнику, (как и в прошлый раз) и оказываемся в междуречье на ровных травянистых площадках. Есть ручейки с прозрачной водой. Разбираем заброску.
Выход в 15-40, На этот раз движемся левым берегом ручья, вытекающего из цирка пер Сентябрьский. Идем по тропе, пологий набор высоты. Привал в 16-10 на морене перед подъемом на террасу. Тропок много, подъемы пологие, идти несложно. В 16-30 &ndash выход. По осыпному склону выходим на основную набитую тропу и по ней - взлёт на террасу. Время 16-47. На террасе много хороших площадок, ровных травянисто-каменистых, с большими черными валунами, которые могут служить защитой от ветра. Есть вода, хорошие места для стоянок. Отсюда видны площадки, где мы обедали, спускаясь с перевала Сентябрьский (относительно них мы находимся левее (ор)), видны перевалы Такали. Встаем на ночёвку. GPS координаты лагеря:

39 15 47,5 3750
69 39 39

10.08.2007г. м/н - пер. Такали (1А, 4080)- спуск по р. Насруд (Колыча?) до слияния с лев. истоком в урочище Кунтимас (Дуоба) - подъем к цирку пер. Джиндон.
м/н &ndash ровные травянистые площадки с черными валунами в цирке перевалов Такали.
Отойдя десяток метров от места ночевки на снежнике одеваем кошки &ndash время 6-46. Подъем на перевал представляет собой осыпь вперемешку с языками снежника.

Движемся от лагеря вверх по языку снежника, осыпью, снова снежником.
В 7-55 - 8-06 группа на перевале. Седловина снежно-осыпная. В сторону р. Насруд &ndash в трех метрах ниже седловины есть широкая полка, ровная, снежно-осыпная. Закрытого ледника в сторону р.Насруд нет. Спуск снежно-осыпной. Категория трудности - 1Б - явно завышена. От ледника остались жалкие остатки. Теперь это классическая, осыпная 1А. GPS координаты перевала:

39 15 55 4095
69 40 11,7

Выход в 8-20. начинаем спуск в долину р.Насруд. В 8-36 по снежно-осыпному пологому склону (5-15 град) спустились на осыпь. Снимаем кошки.

Выход в 8-50. Шли полчаса до коша. Пьем чай с гостеприимными пастухами, уговаривают остаться на ночь, но мы отказываемся, идут нас провожать. GPS координаты:

39 15 58,3 3530
69 41 20

Выход в 11-00. Идем левым берегом по тропе, огибаем по тропе левый склон, привал в месте, где тропа подходит близко к реке, в 11-33.

Выход в 11-50, по тропе левым бортом долины. Долина пологая. Доходим до ровных площадок – пастбищ, чуть не дойдя до слияния. Это место пастухи называют Дуоба, а на карте - урочище Кунтимас. Здесь тоже стоянка еще одних пастухов, снова пьем чай.

Выход в 13-25, и снова у нас есть провожатые. Наша задача – подойти под перевал Джиндон. Перевал скотопрогонный, пастухи его знают. Сначала движемся правым (ор) берегом левого притока по тропе, но скоро переходим на левый берег реки по снежному мосту, и далее идем по пологой долинке. В центре её, в селевом потоке – ручей. Привал у ручья в 13-55.

Выход в 14-06. Движемся по селю, заросшему высоким конским щавелем, идти неудобно, но очень скоро выходим к тропе (она оказалась ближе к реке). Тропа сначала идет полого, затем начинается более резкий набор высоты, порядка 25 градусов. Привал в 14-42 на берегу реки у большого камня (если смотреть снизу &ndash то это первый большой камень на крутом участке подъема). Далее необходимо переправиться через речку. Тропа видна на другом берегу.
Выход в 14-53. Переходим на другой берег по камням, часть из которых была накидана нашим провожатым. По тропе продолжаем довольно быстро набирать высоту на моренных гребнях. При выходе на гребень на выполаживании &ndash привал. Время &ndash 15-20.

С этого места просматривается подъем на перевал Джиндон и на пер. Душанбе, наш провожатый здесь с нами прощается и уходит вниз. Мест для ночевок под перевальным взлетом нет. Решаем ночевать, зайдя вверх за каменистый пупырь, продолжением которого является осыпной гребень, на котором мы привалились. Сворачиваем с тропы вверх на старый селевой поток (орографически справа от нашего гребня) и по нему взбираемся на относительно ровные площадки на каменистом пупыре. Здесь небольшой цирк, образованный сглаженными ледником горами, под палатки выравниваем морены, сверху виден язык ледника, красиво. С ледника стекает мутный поток.

Ставимся лагерем, Костя ходил на разведку на ледник, видел медведя. GPS координаты лагеря: Deg Min Sec Alt 39 17 59,8 3650 69 44 30,5

11.08.2007г. м/н - пер. Джиндон (1Б, 4100) - р. Джиндон - аул (кош) Хаматк, первый снизу от устья реки. м/н – морены по пути на перевал Джиндон, на террасе, выше тропы на 50 м. Выход в 6-40. Через 5 минут спускаемся на тропу с гребешка на тропу. Минут через 7 движения пересекаем ручей по камням, далее привал на склоне - чуть не доходя ответвления на пер.Душанбе, привал. Время 7-20. По поводу ночевок на подходе к перевалу Душанбе - как нам просматривалось с тропы, можно ночевать там, где лежит многолетний снежник. Других источников воды не видно.

Выход в 7-30. Идем хорошо набитой осыпной тропой 35 минут – и выходим на перегиб, который еще вчера нам казался седловиной, ан нет – за перегибом открывается предперевальная чаша, траверсируем её левый по ходу склон по тропе. В центре чаши – снежник. При необходимости можно поставить лагерь. Привал на траверсе склона чаши в 8-10.

Выход в 8-26. Движемся по тропе, и в 8-43 &ndash мы всей группой на перевале Джиндон. Седловина осыпная, тур в восточной части седловины. GPS координаты:

39 18 32,7 4124
69 44 26,8

Восточнее, в 50 м от седловины с туром, есть пупырь - скальная вершинка, а за ней - еще одна седловина, на которой можно ставить несколько палаток.

Но спуск на север там сложный, а на юг - вообще обрывается к озеру, которого нет на карте.

Спуск в сторону реки Джиндон по закрытому леднику, трещины все забиты. Выход в 9-10. Начинаем спуск по ясно различимому следу баранов. В 9-16 – мы на боковой морене в правой части перевального цирка. В 9-36- на концевой??? морене. Отсюда движемся по исчезающей овечьей тропе.

Поднимаемся по тропе вверх на зеленый гребень. Тропа проходит высоко над рекой на моренных валах, по правому берегу. Далее крутой спуск по тропе вдоль ручья с правого борта долины, переходим ручей. Привал на тропе недалеко от ручья. Время 10-10. Дождь.

Выход в 10-20. Продолжаем двигаться по тропе, через 20 минут пересекаем свежий селевой поток с правого борта долины. Чуть дальше тропа спускается к реке на выполаживание (перед крупной осыпью). Далее пересекаем среднюю осыпь (тропа и тут различима). Привал на моренных валах на тропе среди больших камней. На всем протяжении пути тропа ведет моренами, бросается в глаза отсутствие растительности – как-то непривычно, всё вокруг серое. Привал в 11-00.

Выход в 11-15. Движемся моренами, а затем выходим на обширную пологую поляну, под ногами &ndash конгломерат с мелкими камнями. Время 12-05. Встретили таджика с ружьем, сказал, что отдыхает здесь с женой. Здесь, в нижней части этой поляны &ndash привал с обедом. GPS координаты:

39 22 19,6 3070
69 44 5,8

Выход в 13-55. Движемся по тропе ровными площадками, после коша, по мостику переходим на левый берег. Время 14-31. Привал.
Выход в 14-41. От моста на левом берегу тропа идет резко вверх, потом идем вдоль реки. Привал в 15-21.
Выход в 15-45. Через 15 минут тропа по мостику (расположен как и на карте - 500-метровке) переходит на правый берег. Далее &ndash резкий взлёт тропы, потом выполаживание. Привал у моренки, за которой начинается скальный прижим, в 16-16.
Выход в 16-30. Движемся правым берегом по тропе, минут через 20, чуть не дойдя коша, переходим на левый берег по мостику. Тут начинается арык. Идём ещё немного и становимся лагерем на ровных травянистых площадках на левом берегу арыка. Вечером приходил житель коша с женой. Кош, точнее аул Хаматк, мужчину зовут Боймахмат. Говорил с ними "за жизнь" до познеего вечера. Угощали друг-друга. Они нас - лепешками, молоком и сыром, а мы - конфетами, суджуком и всякими сладостями.
12.08.2007г. м/н - мост через р. Зеравшан - каньон р. Сабах - к. Сабах - верхняя дорога вдоль арыка к р. Сабах - верхнее течение реки.
м/н - Травянистые площадки чуть ниже водозабора арыка.
Выход в 6-51. Идем правым берегом арыка по тропе по левом борту долины.

Внизу под склоном тоже видна тропа, но наша смотрится более набитой, там же видны еще площадки, пригодные для ночевок. Наша тропа вдоль арыка выводит к полям, постоянно перепрыгивая через лужи, пробиваемся к дороге. По автомобильной дороге выходим к мосту через р.Зеравшан. Привал в 7-45 на правом берегу р.Зеравшан.

7-55 – Выход. Правым берегом р.Зеравшан двигаясь вверх по долине доходим до места слияния р.Зеравшан и р.Сабах. В этом месте дивный абрикосовый сад, пройти мимо просто невозможно. Далее движемся низом долины вдоль реки Сабах, по её правому берегу, перепрыгивая через арыки. В районе шлюзов есть мостики.

Далее переходим р.Сабах на её левый берег по автомобильному мосту и далее по автомобильной дороге вошли в поселок Сабах (Сабак), расположились недалеко от дома, где оставили заброску, в тени недостроенного домика.

Время &ndash 8-45. Долго ищем хозяина дома, пытаемся нанять ишаков.
Сейчас уборочная страда и все ишаки и погонщики заняты в полях. Толпа народа это нам рассказывала на все лады :)). Нашли с помошью старшего (главы) кишлака Сабах - Дельшудова Мирзахайдаровича. Очень помогла бумажка с печатью клуба, что мы спортивная экспедиция, а не золото(лазурито)искатели, в чем нас подозревали вначале. Проезжавший мимо уазик с погранцами остановился и у нас проверили регистрацию, взяли список группы с печатью, долго созванивались с начальством по мобильнику и в итоге пожелали счастливого пути. В итоге все устраивается, хотя времени угробили много. Но - Азия! здесь не принято спешит!. Разделяемся на 2 группы, первая группа в составе двух участников и погонщика уходит чуть раньше с ишаком, груженым сумками с заброской и рюкзаками, а далее постепенно выходим мы, тоже с двумя ишаками и погонщиком.
Далее в 13-05 выходим от дома Ахмара Аджада (Миши домулло - в народе) (где мы пили чай с лепешками и подарили хозяину полосатую сумку с вещами и обувью, которые специально привезли из Москвы) и движемся вверх по долине р.Зеравшан через поселок по дороге, далее поднимаемся на дорогу, идущую на склоне над поселком и движемся по ней сначала на запад, параллельно р. Зеравшан,

а потом она поворачивает направо и идет вверх по долине р.Сабах, высоко над рекой. В 14-25 – сворачиваем с дороги вниз к реке и переходим по мосту реку. Возникли трудности с ишаками. В 15-02 движемся дальше. С правого берега видно, что дорога на левом кончается. Движемся правым берегом реки, затем тропа переходит на левый, переходим по мостику, осёл опять боится, долго его толкаем, почти переносим на руках в итоге :).

По левому берегу идем вверх по тропе, по большим старым валам, далее проходим свежее завальное озеро, образованное недавним (явно весной этого года) селевым потоком. На этом селевом выносе один ишак заупрямился, а первый прошел нормально. Прощаемся с погонщиками и ослами, и начинаем передвигаться быстрее.
Некрутой подъем на очередной вал, далее переходим ручей, и выбираем место под стоянку. Решили разместиться чуть выше коша, в лесочке. Здесь ровная широкая долина реки с множеством разливов, за водой ходить далековато, и вода мутная.

13.08.2007г. Дневка на р. Сабах.
Дневка чуть ниже того места, где на карте нарисовано озеро. На самом деле его нет - просто плоская долина с разливами рек. По лагерю бродят коровы. Ходим парами в разведку по долинам истоков р. Сабах. GPS координаты:

39    32    56,95    2835
69    45    50,8

14.08.2007г. р. Сабах - северный исток - лед. Сабах Северный (он же Уйгур Южный) - озеро с отм. высоты 3994,5м
Выход в 7-33. Идем левым берегом долины реки Сабах по исчезающим тропкам на наклонных террасах (угол 10-15 градусов). Прошли слияние ручьев  - приток с поворота на ручей, который выводит к перевалу на р.  Мадрушкент &ndash справа орографич. На левом борту долины заход на Кырк-Булак, видна тропинка, сидим как  раз на развилке тропок. Привал, время 8-11. Недалеко от места слияния пустой кош., пасутся коровы.

Выход в 8-21. Поднимаемся левым (ор) бортом долины. Дошли до бокового притока с левого (ор) борта долины, на нем - снежный мост, зачехленный мелкой черной осыпью. Набор крутой, встречаются конгломератные склоны. Привал на снежном мосту. Время 9-04.

Выход в 9-20. Склон долины выше ручья – крутой конгломератный, и с глубокой крутой промоиной в центре, поэтому просматриваются два варианта прохождения – либо подниматься под скалы, где промоина практически отсутствует, либо спускаться к реке и двигаться вдоль воды. Аккуратно, чтобы друг друга не засыпать спускаемся по застывшему конгломерату, из него вылетают камни средних размеров, спускаемся к реке. Движемся вдоль воды, берег осыпной, при первой же возможности съезжает в реку. Привал у ручейка, по долине чуть выше конгломератного склона, в 9-45. Собираемся группой.

Выход в 10-15.  Движемся вверх вдоль воды левым (ор) берегом реки.  Минут через 7 взбираемся по средней осыпи на борт долины и траверсом осыпного склона выходим в 10-42 на снежник, по которому переходим на правый берег р.Сабах чуть ниже места её слияния с правым притоком.   Движемся правым (ор) берегом по средней осыпи. Привал в 11-00. В процессе отдыха ковыряемся в осыпи в поисках лазуритов, про которые нам говорил глава администрации села Сабах, видимо, пустил нас по ложному следу &ndash ничего не нашли.
Выход в 11-15. Идем по средней осыпи по направлению к руслу правого притока р.Сабах, т.к. путь в наш перевальный цирк лежит вдоль него. Далее перед нами встает выбор &ndash либо осуществлять подъем  вдоль воды по руслу ручья, либо подниматься на травянистые террасы на правом (ор) берегу над руслом. Движемся вдоль воды, правым берегом, скоро встречаем скальный прижим, чтобы его обойти &ndash нужно перейти на левый берег. Решаем выходить на травянистые террасы. Подъем на них осуществляем по пологим  скально-осыпным полочкам, старым бараньим лбам, чуть не доходя прижима. Травянистые террасы над правым берегом ручья представляют собой несколько старых моренных гребней. Взобравшись на первый по ходу нашего подъема гребень &ndash делаем привал. Время 12-00.
Выход в 12-15. Поднимаемся на следующий гребень и траверсом выходим к выполаживанию, здесь переходим вброд правый приток  ручья (стекает с бараньих лбов выше походу множеством ручьев), ширина 2-3 метра, глубина до колена, поднимаемся на террасу перед следующим пологим подъемом, привал, обед. Время 13-00. GPS координаты:

39    34    25,9    3678
69    42    49,5

Выход в 15-16. С зеленых террас подъем осуществляем правым (ор) склоном, проходим две пологие зеленые ступени, далее поднимаемся на склон, образованный перьевидными породами, наверху осыпь пологая, выходим на неё в 15-51, далее идем по пологой части и через 5 минут привал, в 15-56. Мы сидим на срединной морене. Внизу цирка справа (ор) – язык ледника, пологий (5-10 градусов), заканчивается озером под нашей мореной.

Большая часть ледника зачехлена, часть представляет собой закрытый ледник, трещин немного. В левой (ор) части цирка ледника нет. Впереди по пути нашего подъема &ndash зеленый моренный гребешок.
Выход в 16-12.  Проходим наш моренный вал, образованный темными черепицевидными камнями, далее поднимаемся на старую моренку из светлых камней среднего размера, имеется растительность, разглядели эдельвейсы. После чего &ndash пологий переход через снежник на следующий вал, взобравшись на него, видим озеро. За 10 минут всей группой переправляемся на левый берег ручья, вдоль которого шли,  и движемся левым (ор) берегом озера в поисках удобных площадок для стоянок. Встает лагерем. Время 16-50. Последние две ходки можно было также пройти вдоль ручья, а не по валам, как показала Женина разведка боем.

С обеда сильная облачность, снег. Саня ходил в разведку в цирк над нами. Вечером тоже снег, температура 0 град, ночью мороз, снег. GPS координаты лагеря у озера:

39    34    25,7    3950
69    42    6,5

15.08.2007 г. м/н- пер. Уйгур Ю. (2А, 4400, рад) - пер. Истед (~2Б, 4400, рад, нехоженый и неописанный перевал) - пер. Уйгур Ср. (2Б, 4500) - лед. Уйгур Вост. - зеленая терраса под бараньими лбами.
м/н - берег озера, чуть ниже перевальных цирков в верховьях долины правого притока р.Сабах. Температура 0, ясно.

Выход в 7-36. Движемся на моренный холм над лагерем с выступающими бараньими лбами. Через 15 минут поднялись в ровный пологий цирк бокового отрога и движемся по пологим 5-10 градусов моренам. Привал на моренах в 8-10.

Выход в 8-26. Поднимаемся на моренку справа по ходу (там положе). В 8-36 – мы оказываемся в воротах в ответвлении главного хребта.

В 8-40 мы траверсом склона спустились к ручью, протекающему в воротах, движемся по снежнику, переходим ручей и поднимаемся на правый склон цирка на серую осыпь, виден язык ледника, пологий (20 градусов), без трещин.
В 8-47 &ndash одеваем кошки на оконечности осыпи. GPS координаты "ворот":

39    34    53    4215
69    41    19

Выход в 9-10. Идем траверсом правого склона цирка по леднику. В нижней части ледник  открытый, выше &ndash закрытый, но не связываемся, пологий (10 град), трещин нет. Привал в 9-40 в центре цирка на леднике.

В 9-43 &ndash выход радиально на перевал Уйгур Южный (первое понижение в главном гребне, после узловой вершины), движемся по леднику, преодолеваем рантклюфт, и далее по средней осыпи траверсом метров 10 выходим на перевал &ndash в 9-49. Весь подъем занял 6 минут. Записки в туре нет, кладем свою. GPS координаты:

39    35    5    4380
69    40    50

Просмотрели начало с пуска с перевала на л.Уйгур. Спуск по кулуару, вначале в кулуаре осыпь, потом кулуар снежно-ледовый, крутизна градусов 40-45. Далее кулуар извивается и места спуска с перевала на ледник не просматриватся. Ушли с перевала в 9-59. В 10-05 &ndash спускаемся обратно, на л.Сабах.
Движемся на обширную седловину  в верховьях цирка. В 10-10 выходим на снежную седловину, обвязываемся. Ориентируемся, и понимаем, что до седловины  нашего перевала не дошли. Наш перевал на правом (по ходу нашего движения) осыпном склоне. А этот скальный, спускается на лед Уйгур Зап., просмотреть сверху весь путь не получилось, но, явно камнеопасно и круто. Не менее 2Б, веревки 4 по разрушенным скалам до выполаживания. GPS координаты:

39    35    24,6    4420
69    40    50,4 - 55??

В 11-00 пошли на восток движемся по ребру с разрушенными скалами вверх по гребню (слева внизу виден ледник Уйгур Вост.),

а потом траверсом вправо по ходу, до понижения. На пупыре-вершинке нашли старый кусок петли из веревки с крючьями, крючья уже давно вывалились, да и пупырь развалился, не понятно, куда там вообще они были вбиты. Седловина широкая, мелкоосыпная. На гребне много мест под палатки, в лужице можно найти воду. Высота 4507.  Вниз, в сторону ледника Уйгур Вост. лежит снежник, возможно карниз. В 11-30 &ndash всей группой на перевале. Нашли тур, записки нет. Смотри также описание в приложении. GPS координаты перевала:

39    35    32,38    4507
69    41    4,25

Начали с пуск в 12-16. На краю перегиба – станция на ледорубах.

Карниза нет, просто перегиб, а под ним - крутой (70-80 град) лёд – по нему 3 метра вниз и точка на бурах. Последний на точку приходит с нижней страховкой. Далее положе: не круче 60 град, с выполаживанием к низу – 6 веревок в направлении влево-вниз (ор) по льду (в конце 6-той – берг), и одна веревка по крутому (45 град) снегу сразу после берга.

В 16-06 – мы на пологом открытом леднике. Высота 4174м.

Выход в 16-30, движемся по пологой части ледника, трещины узкие, частично забиты, идем в связках.

В 16-55 &ndash начинаем спуск со лба ледника. В 17-03 мы спустились на концевую морену ледника. В 17-32  движемся на спуск, проходим моренку, за ней &ndash травянистые гребешки с удобными выполаживаниями, ровные галечные площадки и близко вода &ndash удобные места для ночёвок. От языка ледника ходу 15 минут. Время прихода на ночевки 17-47.  Площадки долго освещаются солнцем, но ветрено. GPS координаты:

39    36    39,3    3720
69    40    27,6

16.08.2007 г. м/н - р. Ай-Куль - оз. Ай-Куль - язык лед. Уйгур Зап. - пер. Озерный (Заозерный) (2А (по класификатору - 1Б), 4040м) - лед. Тенисбай.
м/н &ndash травянистые площадки в 15 минутах хода вниз от языка ледника Уйгур Восточный.
С утра ясно, ветрено, температура +2.
Выход в 7-00. Движемся правым берегом потока по гребешкам с редкой растительностью и камнями, далее траверс правого конгломератного склона, переходим ручей Ай-Куль по камням на левый берег, преодолеваем по камням прижим с бараньими лбами и выходим на левом берегу на ровные травянистые площадки. Время 7-35.Над нами на левом берегу возвышается скальная подкова с бараньими лбами и водопадом.

Выход в 8-00. Далее идём левым берегом. Поднимаемся по крупным камням на травянисто-каменистые площадки, с них спускаемся по травянисто-осыпному склону на ровную террасу. Слева от нас – осыпь из-под скал, справа каньон реки. Время 8-26. Собираемся всей группой в 8-44.

Выход в 8-57. Спуск по травянистым террасам, привал через 20 минут. Через 10 минут идём налегке посмотреть на берега озера Ай-Куль. Озеро завальное. Берега озера в нижней его части как по правый, так и левый, представляю собой выходы скал. Левый (ор) берег более проходим визуально, а справа ребрами в воду уходят скальные зеркала. Убедились, что берега без веревок не преодолеваются, возвращаемся к месту привала в 9-55.

В озеро Айкуль впадает 2 притока, один помечен на карте как река Айкуль, из под ледника Уйгур Вост. и второй &ndash это ручей, образованный языком ледника Уйгур Зап. Вытекает из-под морены (по пути на пер. Озерный). Морена эта на наших картах помечена как длинный язык ледника,   на самом деле, давно поросла травой, хотя и сохранила характерные для ледника очертания, но льда там нет, либо он погребен под этой мореной на большой глубине.
Начинаем движение в сторону перевала Озерный. Выход в 10-05. Поднимаемся на  морену. Привал в 10-35. Поднялись на травянистую морену в центре долины. На морене сложен тур в форме пирамидки из камней. Троп не видно.

Выход в 10-50. Движемся по центру центральной  (концевой) морены, оставшейся от лед. Уйгур Зап., в 11-10 подходим под начало взлета на перевал Озерный &ndash конусообразная мелкая пологая осыпь (подходит к центральной морене вплотную слева орографич.). GPS координаты:

39    36    21,5    3330
69    38    36

Начинаем подъем на перевал Озерный. Сначала подъем по пологой осыпи 5-10 град. По мере подъема крутизна увеличивается до 30 град, под ногами- конгломерат. Привал в 11-30 на выполаживании.
Заход на перевал узкий (метров 40), ограничен с двух сторон скалками &ndash старыми осыпающимися бараньими лбами. Воды в нижней части нет. Редкие пучки травы. Сильный ветер, облачность переменная.

Выход в 11-50. Шли по осыпи справа(ор), далее спустились в русло ручья, тоненькой струйкой среди конгломерата течёт вода,  потом в ручье начинаются бараньи лбы, принимаемся за несложное лазанье и поднимаемся к месту очередного привала &ndash под тесниной, где скалы с двух сторон сжимают ручей. Время привала 12-30.
Выход в 12-37. Обходим левый (ор) борт теснины и выходим в кулуар за ним.  Потом забираем еще правее по ходу подъема (поочередно &ndash т.к. летят камни) и  поднимаемся по сильно разрушенным   бараньим лбам. Идем параллельно ручью, он от нас справа (ор) но мы его не видим.  Выше гребня серых разрушенных бараньих лбов выходим на мелкую осыпь, сильно едет, поднимаемся вверх по "лифту", иногда движение облегчают ступеньки из порушенных лбов. Привал снова у русла ручья, на осыпи. Теснина, скрывающая место нашего предыдущего привала, прямо под нами, т.е. за этот переход мы обошли теснину слева (ор).  Время 13-40.
Выход в 13-50. Движемся правым (по ходу) бортом ручья, поднимаемся на правые (по ходу) бараньи лбы &ndash сильно разрушенные, они представляют собой маленькие и удобные ступеньки. Привал в 14-35.
Если прослеживать наш путь подъема до этого привала, то нижний участок - треугольник разрушенных скал - мы обходили слева по ходу (по руслу ручья).
Верхнюю башенку нами решено обходить справа по ходу. Первая группа убежала вперед, спустив кучу камней. Движемся, соблюдая осторожность, сильно не растягиваемся.
Выход в 15-00.  Движемся вверх по гребешку бараньих лбов, в обход скальной башенки, оставляя её слева по ходу. Привал в 15-40.
Выход в 15-57. Идем по гребешку из разрушенных бараньих лбов, преодолеваем осыпь и выходим на перевал Озерный (Заозерный) в 16-25. Седловина узкая, осыпная, с выходами разрушенных скал. Тур с западного края седловины. Воды нет, мета для ночёвок неудобные, но возможно при сильной нужде на пару-тройку палаток выровнять. GPS координаты:

39    36    23,3    4043
69    37    56,2

Высота не соответствует классификатору (там перевал Озерный 1Б, 3710м), как оказалось, сложность его тоже не 1Б, а 2А,  при сильной камнеопасности. Вероятность того, что мы зашли не на ту седловину небольшая: по карте и GPS все совпадает.

Спуск начинаем в 17-02. Движемся плотной группой по осыпям, лавируя между бараньими лбами. Выходим на гребень и в 18-00 вешаем по нему веревку. И еще одну веревку вешаем для спуска с этого гребня на осыпь справа (ор).

Спускаемся с соблюдение правил безопасности – много живых камней. Спустившись на осыпь – сразу сбегаем вниз. Осыпь средняя и мелкая, некрутая.

Переходим ручей - речку, текущую по леднику Тенисбай по камням и встаем лагерем на его левом (ор) берегу на пологих, жидких моренах, равняем площадки под палатки. В 20-40-20-50 &ndash вся группа подошла к месту ночевки. Температура +5, ветер слабый.
17.08.2007 г. м/н - лед. Тенисбай - р. Тенисбай - мазар Саркент - вниз по долине р. Сардала (Саркат).
м/н &ndash левый берег ручья на лед.Тенисбай под перевалом Озерный.
Температура с утра +3, ветер.
Выход в 9-10. Спуск осуществляем левым бортом долины р. Тенисбай, скоро выходим на травянистые ровные площадки, спуск пологий.

Переходим ручей с левого борта долины. Привал напротив седловины перевала Осыпной или Сыпучий в 9-46.

Выход в 9-58. Встретили двоих киргизов, желающих пообщаться и пофоткаться, потратили полчаса, на большее не было времени. Надо по всем обитаемым долинам закладывать по полдня на "чаепитие". Двигались вниз по долине р.Тенисбай, далее по Сардале. В долине р.Сардала много коровьих троп, встретили стадо яков, здесь случайно группа разбилась на 2 части – каждая ушла своей коровьей тропой. Привал в 11-40, выход в 11-50.

В 12-18 приваливаемся у мазара, чуть ниже места слияния. В 12-37 &ndash встречаемся тут всей группой. Решаем здесь обедать. GPS координаты:

39    39    52,84    2406
69    35    11,4

Выход в 14-51. Движемся левым берегом. Тропа забирает наверх. Мы её снова теряем и лезем по обрывистым коровьим тропам всё выше и выше, склон лесистый, крутой, постоянно цепляемся рюкзаками за ветки. Идти неприятно. Привал в 15-30.
Выход в 15-45. Коровьи тропы вывели на ровную небольшую красивую полянку на террасе. Терраса резким обрывом уходит вниз. В просвете деревьев внизу мы увидели мост. Спускаемся к мосту по коровьей тропе, недалеко от красивой полянки. Всё это время по правому берегу долины до моста шла хорошо набитая тропа, но после моста она разбивается на козьи тропки и теряется на склонах. Зато по нашему левому (ор) берегу от моста вниз по долине идёт хорошо набитая тропа, недалеко от русла. Была ли она выше моста &ndash или появилась, только здесь &ndash сказать наверняка не можем. Привал у моста в 16-25 GPS координаты:

39    39    20,07    2210
69    32    36,65

Выход в 16-38.
В 17-00 по тропе подошли к притоку Берг(Бирк)-Суу, мост хилый, заливается водой, доверия не вызывает. Метрах в 50 выше по течению притока есть бревно. Переходим по нему. Время 17-33.

В 18-05 двигаясь по левому берегу р.Сардала  утыкаемся в скальный прижим. Переходим на правый берег по двум старым бревнам в 18-25.  Встаем на ночевку на площадках у реки в 3-х минутах ходьбы вниз по долине от места переправы, для чего пришлось продраться сквозь колючие заросли шиповника, приподняться на склон долины, и снова спуститься к площадкам у воды. Костер, мытье в реке, хорошо в лесной зоне!
18.08.2007 г.  м/н - идем вниз по долине р. Сардала (Саркат) - р. Гуш - долина верхних пастбищ с бывшим аулом.
М/н &ndash правый берег р.Сардала, ниже притока Берг(Бирк)-Суу, недалеко от моста через р.Сардала.
Выход в 7-42. Шли явно по старой дороге по правому борту долины. Местами она совсем обрушена, а местами шириной порядка 2 метров. Поравнялись с притоком  с левого (ор) борта долины &ndash р.Джакрут. В 8-09 мы на развилке. Здесь через реку Сардала на её левый (ор) берег идёт мост. Разведка показала, что мост есть и в месте впадения в реку притока Джакрут. Наша же тропа по правому берегу после моста постепенно забирает вверх, расчленяясь на множество коровьих тропок, и теряется на осыпи &ndash это хорошо видно с левого берега. GPS координаты:

39    38    3,2    2008
69    30    24

Выход в 8-27. По мостикам переходим на левый берег реку Сардала, переходим её приток, и движемся левым бортом долины. Иногда тропа проходит по обрушенной дороге. Привал в 9-13.
Выход в 9-26. в 9-45 &ndash перешли приток Джумруд по бревнам метрах в 5 выше дороги.
В 10-16 &ndash перешли вброд р.Кёль в её устье, глубина чуть ниже колена, течение несильное. Привал.
Встречные чабаны сказали, что отсюда тропа идет по обоим берегам.
Выход в 10-40. Продолжаем идти левым берегом. Прошли разливы реки в высоком лесу, затем по левому борту долины тропа исчезает, начинается крутой конгломератный склон. Время 11-11. Ищем место перехода на другой берег р.Сардала, возвращаемся к месту , где река разливается на три рукава и переходим её вброд на правый берег. Средняя глубина чуть выше колена. Время 11-33. GPS координаты:

39    37    53    1855
69    26    39,3

Выход в 11-47. Идём правым берегом, по тропе, ведущей снова по заброшенной дороге. Дорога идёт в виде срытой террасы высоко над рекой, далее снова спускаемся к реке. Пока мы двигались правым берегом, слева влился ещё один приток – Гудундук.

Когда тропа подошла к реке &ndash делаем привал в тени деревьев в 12-27. Здесь есть костровище, есть удобная ванна для купания, решаем тут обедать.
Выход в 14-25. Идём правым берегом р.Сардала по дороге. В 15-05- перешли по мостику реку на её левый берег - чуть выше места впадения ручья, ведущего к перевалу Чашмагильдон, за которым поселок Росровут. Привал у моста. GPS координаты:

39    7,5    1735
69    23    2,3

Выход в 15-15. Движемся по тропе левым (ор) берегом ручья, тропа резко идёт вверх. За одну ходку набираем 200 метров. Время 15-47. привал.

Выход в 15-58. через 8 минут переходим ручей по тропе на правую сторону ущелья, далее на развилке ручьев, поворачиваем налево, по ходу движения, к малому руслу, и выходим в 16-28 на зелёные площадки у малого русла. Привал.

Выход в 16-39. Выбираемся направо, по тропе, на гребень выше русла ручья

и видим обширную долину с остатками каких-то домиков &ndash очень красиво. GPS координаты:

39    38    22,9    2195
69    22    25,1

В 16-55 – начинаем подъем на правый по ходу травянистый гребень между правым и левым притоками. На гребне - палатка - времянка, живут там вроде туркмены, нас совсем не понимают.

Время 17-15. в 17-30 &ndash выход, спускаемся с гребня, через 10 минут встаем на ночевки, на тропе, недалеко от воды под красными скалками. Вокруг лес. Делаем небольшой костёр, подошедшие коровы смотрят на наш лагерь. GPS координаты:

39    38    16,3    2292
69    21    53,4

19.08.2007 г. м/н - вторая долина притока р. Гуш - второй аул с семьей таджиков - пер. Чашмагильдан (н/к, 2730м) - кишлак Росровут - г. Худжанд (Ходжент) .
Температура +2 градуса.
Выход в 7-02. Переваливаем через травянистый гребень,

и движемся левыми по ходу движения склонами, ограничивающими ровное большое пологое пространство с постройками. Привал в 7-30 на тропе.

Выход в 7-45. Траверсом левого по ходу склона подходим под перевальный взлёт. Поднимаемся по тропе, склон травянистый, некрутой.

В 8-28 мы на перевале Чашмагильдан (Чашмагильдаван). GPS координаты:

39    38    59,2    2705
69    19    45,95

В 8-53 выход. Начинаем спуск. Вниз с перевала в сторону поселка Росровут ведет широкая тропа, спуск достаточно крутой. Привал в 9-20 на тропе с перевала.

В 10-00 мы спустились в посёлок. Долго блуждали по узким кривым улицам в поисках майдана (площади) с обещанными такси. Договорились на 2 Нивы. В 11-20 выехали, 200 сомони с кажд. Ниже и слева от к. Росровут строится новая погранчасть. По дороге несколько раз видели действующие погранчасти. К вечеру приехали в Худжанд без приключений. Заселились в квартиру Веры Ивановны, где нас ждала заброска, цивильная одежда, прогулки по чайханам, а затем - путь домой.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИЛОЖЕНИЯ
-    Пройден длинный, технически не очень насыщенный, но очень интересный и познавательный поход 4, с эл. 5 к.с. по двум хребтам: Зеравшанскому и Туркестанскому.
-    Выполнена задача похода: подготовить материал для более углубленного изучения района.
-    Огромные перепады высот между дном долин и вершинами хребтов и отрогов, требуют внимательного отношения к планированию времени подходов.
-    Произвело впечатление сократившееся оледенение, всего за 30 лет ледники отступили иногда по километру-полтора.
-    Рекомендуем этот район для походов от 3 к.с., причем много перевалов придется идти почти в режиме перевопрохода
Список общественного снаряжения

Палки 2шт

Горелка мультитопл Primus в полном комплекте 400+160+100=660г

Каска Кассида

Балоны  с газом. самое большое кол-во газа мы носим одновременно 7 баллонов - 4690г

Кошки Charlet Mozer

Бензин (100мл день/чел) КАНИСТРА!!!

Низ Singing Rock (Lanex)

Присадка для инжекторных двигателей

Верх самшитый

Углетряпка (Стеклоткань )

Блокировка из основняка (или ус отдельно)

Тепловой экран татонка Жени Б.

Ирбис (карабин)

Половник

Salewa немуфт

Ершик

Lucky Meteor

Доска разделочная (красн. блюдце)

Salewa Top

Скатерть

Восьмёрка рогатая

Мыло хорошее, твердое и шампунь

Жумар

Снеговая пила(ножевка)

Прусс

маркер

Стремя

Спирт (0.8 кг/дм3) за раз носим с собой 1 л, не больше

3.5л

Петля рыжая (как второй ус и под жумар)

Термометр

Ледобур (Ирбис)

Безмен

Лед. Инструмент Charlet Mozer Pulsar

Калькулятор

Рукавицы брезентовые, пара

Скотч в рем, паковка продуктов, самолёт

Самостраховка для рюкзака с карабином можно немуфт.

Очки зап. в ремнаборе

Мешок здоровый

Ложка зап. В ремнабор

Компрессионник для спальника

Пакеты для заброски 120 л с собой носим первый день несколько штук для двух забросок и сумки по 190г, потом вес не учитывать

Мешочек для кошек

2 Специальное

Мешочек розов. непр.

Петля большая легкая (1-1.5 м) (70 г) рыжая 110см-130г 135см-150г Симина тонкая -вес? Пока примем 100г

Мешочек оранж. параш.

Расходная стропа

20-25 м

Резинка

Закладушки+

5 шт

Очки тёмные в чехле

Оттяжки

Налобник TSL, Tikka -70 г.

Буры групповые (90 г)

Cпички коробок в упаковке

Бур самосброс

Зажигалка

Скальные крючья

Носовой платок (тряпочки мягкие)

Лав. лопата/подставка под горелки

Карандашик

Монокуляр, Бинокль

Ботинки оба Пластики Koflach

Рации Motorola (160г с батарейками)

Тапочки бивачные

Батарейки запасные (АА, 25 г)

Наколенники!!!!!!!!

Фото цифровой

Футболка с коротк рукавом

Кофр+чехол

Футболка или рубашка с длинн рукавом

Пленки

Кофта полар-100

Штатив

Штаны-полар 100

Канистры и бутылки под бензин, воронка

5-6л

Куртка мембрана Milo XL

Общий вес

Штаны мембрана Red Fox самосбросы

Трусы (с запасом, в заброски, продумать)

Полоска на башку

Перчатки для работы с веревкой и т.д.

Перчатки хлопк

Варежки или перчат киполар-200

Верхонки варежки капрон

Жилетка синтепон белая

ИТОГО

17635,5

Список ремнабора
.    НАИМЕНОВАНИЕ    КОЛИЧЕСТВО

1    Пассатижи (плоскогубцы)    1 шт.
2    Отвёртка    1 шт.
3    Напильник (3х гранный)    1 шт.
4    Надфиль (круглый)    1 шт.
5    шкурка разная    1 шт.
6    Проволока (сталь0.3-1м,медь0.3-1м,1мм-0.5м, алюминий - толстая,
струна 1-я от гитары)     2 м
7    Гвозди (сапожные 2 шт большие 2 шт)     10 шт.
8    Шурупы (для ботинок -5шт)    10 шт.
9    Ножницы    1 шт.
10    Резинка (широкая, бельевая)    1 м
11    Скотч (+изолента - 1 мот)    2 рул.
12    Нитки (х\б-20,40 капрон 40)    Разные
13    Заплатки (кусочки материи) Набор тканей для заплат - 4 шт.
0,5 м2
14    Шнурки (запасные - 1 шт.)    1 м
15    Липучка    1 м
16    Свечки    2 шт.
17    Булавки (английские)    5 шт.
18    Спички + зажигалка      компл.
19    Пряжки + самосброс    10
20    Крем для пропитки ботинок (жир)    0 банки
21    Шило (+зажим медицинский)    1 шт.
22    Пуговицы разные    5 шт.
23    Иголки разные ( 2 шт-мал 2 шт-бол 1-циганск)    5 шт.
     клей "момент"
     молния
     винт+шайба+гайка - разные

Аптечка
Основа списка аптечки была взята у Ольги Добрушиной и приспособлена Женей Бакиным для этого похода. Начальный список можно посмотреть на сайте горного клуба МГУ http://www.geolink-group.com/tourclub/ или здесь. К счастью, травм и серьезных болячек не было в походе. Как обычно расходовались: пантенол, солнцезащитный крем, леденцы от кашля, пластыри бактерецидный и рулонный, губная помада UV, фестал и т.п.
Картографический материал по Терскею
Очень рекомендую www.tlib.ru -- электронный каталог библиотеки
МГЦТК. Последних отчётов там может не быть, но вообще очень удобно.
Только рекомендую делать поиск не по конкретным перевалам, а по всем отчетам
по Такали по хребтам. А то там в карточках _огромное_ количество опечаток и разных
вариантов произношений названий и если делать поиск по названию конкретного
перевала, то часть отчетов с этим перевалом можно упустить. А при широком
поиске оно получится дольше, зато надежнее. Это касается и вообще поиска в интернете.
КАРТЫ и СХЕМЫ РАЙОНА ПОХОДА прилагаемые к отчету.<br /> 1) обзорная схема "Ташкентская" с маршрутом
2) кусочки пятисоток с маршрутом

2.4.4

1.2.29

ЛИЕ Летчика Игоря Егорова, 3А*, лед-ск, 4950

лед.Падаск В., р.Падаск - лед.Дальневосточников р.Волган З.

41310035 buhara s bokovogo 10.jpg, 0248, 0247

2.4.1

1.2.32

Боковой, 2А, 4300, лд-ск-ос

лед.Дальневосточников, р.Волган З. - лед.Боко-вой, р.Волган З.

0242, 0245, 0246, 0250, 0251

2.4.2

1.2.27

Дальневосточников Ю, 3А, 4920

лед.Падаск В., р.Падаск - лед.Дальневосточников, р.Волган З.

0270, 0280, 0281, 0291, 0292, 0293

2.4.3

1.2.29

Дальневосточников С, 3А, 4720, в таблице на сайте МАИ это то же самое, что и ЛИЕ, а еще оказывается есть пер. Дальневосточников Центральный (1.2.28)(3А, 4720). Не устаканилась еще в этом районе туристская топонимика.

лед.Падаск В., р.Падаск - лед.Дальневосточников р.Волган З.

0250, 0270, 0280, 0881

2.1.53

1.2.33

Плакарный (2Б-3А, 4100)

р.Камарак, р.Волган З.- лед.Волган В.

0131, 0132, 0204, 0130,

0180, 0181, 0182, 0394

2.1.45

1.2.34

Джиндон-Валган Верхний (3А, 4350)

р.Волган В. - р.Джиндон С. Северо-западнее в. 4648.8

0410, 0411

2.1.46

1.2.35

Джиндон -Валган (Нижний) (н/к, 3800)

р.Волган - р.Джиндон. Между в. 3702.1 и 3971.0

1.1.81

Хаппе Сев. (2Б, 4620) по Ташкентской схеме

В Ю. Отроге, рассекающем лед Сабах Сев. (Уйгур Ю.), в табл. МАИ есть два перевала Хоппе С и Ю, 1А ,

0451, 0460, 0480

1.1.82

Проходной (1А, 4220) по Ташкентской схеме

В Ю. Отроге, рассекающем лед Сабах Сев. (Уйгур Ю.), еще есть пер. Проходной около пика Сабах

0451, 0460, 0480, 0510

Безымянный (2Б, ~ 4350)

0491, 0492, 0500, 0530, 0550, 0551

Непройденный

название дано нами

Истед (тадж. - стойте) примерно 2Б, 4400м)

р.Искафа(р.Сабах) - лед. Зап. Уйгур, Л.исток оз.Айкуль

0480, 0491, 0492, 0500, 0510

1.1.78

Уйгур Сев.(Бруклин) (2А*, 4440) (по таблице МАИ:2Б, 4250)

р.Искафа(р.Сабах) - лед. Вост. Уйгур П.исток оз.Айкуль

р.Искафа(р.Сабах) - лед. Зап. Уйгур, Л.исток оз.Айкуль

0480, 0490, 0500, 0510, 0590

1.10.2

Десногорских Туристов (Алгоритм) (1Б*, 4200)

л.Лайли-Мазар - лед. Вост. Уйгур в правом истоке оз.Айкуль

0500, 0560, 0590

1,10,1

Охотников (2А, 4240) (МАИ: 2А*, 4300)

л.Лайли-Мазар - лед. Вост. Уйгур в правом истоке оз.Айкуль

0552, 0560, 0590

1.1.84

Окно (2Б, 4310) (МАИ:4200)

р.Обикомазор(р.Рухшиф) - Л.исток оз.Айкуль

Озерный (Заозерный) (1Б, 3710) реально 2А, 4000

0580, 0581, 0600, 0610, 0620, 0630,

1.1.88

Осыпной (Сыпучий) (2А, 4300)

1.11.4

Чашмагильдан (Чашмагельдан) (н/к, 2730м)

Сев. Отрог, разделяющий р. Гуш (р. Сардала) и р. Дакатсу, граница Таджикистана и Киргизии