Горы мира > Тянь-Шань >

Гега - Агепста. 15 лет спустя
Альпиниада «Фишт – 2007»
Абхазия. Агепста
Альпиниада «Весна – 2008»

Сентябрь 2008 г. Центральный Тянь-Шань. Верховья долины р. Каинды. Хорошая погода, тепло, даже жарко, несмотря на то, что высота более 3000 м. Я здесь уже третий день. Живу в старом бревенчатом домике, вернее, в одной из комнат без дверей и с выбитыми стёклами, так как остальные три абсолютно не пригодны для жилья. Здесь в 30-х годах 20-го века располагалась пограничная застава. Периодически поднимаюсь на соседнюю возвышенность и вглядываюсь вниз по долине. Оттуда должны подойти мои попутчики по горному путешествию. Наконец, во второй половине дня вдали из-за поворота долины появляется цепочка точек. Их не менее десяти. Это они! Мои будущие друзья. Примерно через час подходят первые, среди них Дмитрий Паршин. Только его я знаю в лицо, встречался, когда ехал транзитом через Москву. А начиналась эта история так.

После 2003 года, когда я побывал под Ханом и путешествовал по Терскею, были поездки на Кавказ, Фаны. Но меня всегда завораживали слова Сарыджаз, Куюкап, Майбаш. В прошлом году план окончательно созрел. Было решено совершить поход по вышеупомянутым долинам и ущельям. Карту района нашёл в интернете, но с описанием района дело обстояло хуже. Информации практически не было. Горники этот район не посещают. В классификаторе упомянут только перевал Булантор, через который я планировали перейти из долины Каинды на Булантор, правый приток р. Куюкап. Рекламное описание трекинга «Майбаш-Куюкап-Каинды» фирмы «Тяшь-Шань тревел» было, мягко говоря, неточным. И тогда я обратился к отчётам туристов-водников. В 90-х годах прошлого века сильнейшие команды делали попытки прохождения каньонов Сарыджаза. Инициатором и руководителем этих походов был, как правило, Сергей Папуш. Водникам старшего и нынешнего поколения не надо говорить, кто это. Личность известная, я бы сказал, легендарная. Ныне Сергей Павлович вице-президент федерации гребного спорта России.

Долина Иныльчека.

Бывший грибковский лагерь.

Первая ночёвка на Ат-Джайлоо.

Так вот. Почему именно отчёты Папуша или Крюкова (команда Крюкова, ученика Папуша, в 1999 г. совершила полный проход Сарыджаза, точнее, самой сложной его части, и стала чемпионом России) заинтересовали меня? Кто-то спросит, а при чём здесь водники? Я ведь не собирался сплавляться по Сарыджазу и его притокам? А при том, что все эти команды совершали пеший выход с Сарыджаза как раз по тем ущельям и перевалам, где я планировал побывать.

Стрелка Ат- и Канд-Джайлоо.
Вдали Иныльчек.

На альпийских лугах Ат-Джайлоо.

Перевальное озеро.

Эти вершины ждут своих восходителей

Пётр с трофеем.

Вот и Каинды.

Итак, я стал искать участиков тех походов с целью получить интересующую меня информацию. Достал Дмитрия Кинкулькина, Сергея Крюкова и вышел на Дмитрия Паршина. И тут выясняется, что Дима тоже планирует поход практически в те же самые места, куда собираюсь и я. Как он говорил, по местам боевой юности. Разница в наших планах состояла в том, что я собирался больше времени уделить долине Майбаша, а Дима планировал найти перевал из Куюкапа в Джамансу, пройти его, спуститься к Сарыджазу и оттуда по каньонам, через брошенный гидропост выходить на Куюкап. Я сразу заинтересовался Диминым мероприятием, тем более, что путешествие в тех местах одному, мягко говоря, попахивает авантюризмом. Люди там не бывают годами, а бассейн р. Джамансу вообще не хоженный. Димина группа к моменту выезда в Киргизию выросла с планируемых 6-ти до 12-ти человек. Из бывших водников кроме Паршина участвовали Сергей Павлович Папуш и Олег Крылов.

Переправа.

Где-то там пер. Булантор.

Бешбармак.

С семьёй чабанов.

Айка и Назыр.

На лошади всё-таки лучше.

Маршрут предполагался такой: Каракол (быв. Пржевальск) – Грибковский лагерь в долине Иныльчека (авто) – пер. Ат-Джайлоо – долина Каинды – пер. Булантор – р. Булантор – р. Куюкап –радиальный выход к слиянию рек Майбаш и Теректы – подъём по лев. притоку Куюкапа и первопрохождение перевала (ор. 2А к. тр.) в верховья Джамансу – спуск к р. Сарыджаз – прохождение каньона Джамансу – брошенный гидропост на р. Сарыджаз - каньон р. Куюкап – р. Кызыл-Капчигай – пер. Чичор – пер. Кара-Арча - бывшая погранзастава на р. Уччат – пер. Уччат – дол. Каинды – Каракол (авто). Но начало треккинга по времени у меня и у остальной группы было разное. Я планировал выехать в Каракол и далее на Иныльчек раньше, до урочища Майбаш пройти самостоятельно и к началу основной части маршрута соединиться со всей группой в устье левого притока Куюкапа

Конечная остановка.

Остатка бывшей погранзаставы.

Утро. Холодно.

Бивак.

Обед в цирке под перевалом.

Перевал. Внизу долина Булантора.

…Поезд Сочи – Москва, поездка с Димой в ТЦ «Экстрим» за продуктами «Гала-Гала», поздно вечером «Аэрофлотом» в Бишкек, такси и 14-го сентября в полдень я в Караколе. Два дня на закупку остальных продуктов и поиск транспорта на Иныльчек. Туристско-альпинистский сезон закончен и попутный машин нет. Делать нечего, приходится нанимать персональный автотранспорт.

Дима Паршин на фотосессии.

Крайние подтягиваются к седловине.

Бивак в верховьях Булантора.

Шеф изучает карту.

К выходу готов.

К обеду собирается вся группа.

Рано утром 17-го сентября выезжаем из Каракола. Через четыре часа мы в Майда-Адыре. Шлакбаум, погранзастава. Раньше этот район прикрывала целая комендатура из нескольких застав. После ухода россиян осталась только одна застава, да и та на ладан дышит. Граница в буквальном смысле на замке. Никого нет, пустует и вышка, где раньше обычно торчал часовой и предупреждал начальство о приближении потенциальных нарушителей границы. Подхожу к забору заставы и пытаюсь докричаться. Откуда-то из казармы доносятся голоса и звон кастрюль, но никто не реагирует на мои крики. Обхожу заставу с другой стороны, и тут показывается солдат. Проверяет наши пропуска и, что-то буркнув, уходит. Вернувшись, заявляет, что ключи от замка у начальника, а он уехал вроде бы на стрельбище, но должен вот-вот приехать. Действительно, через десять минут подъезжает «Уаз» и выходит он. Одет в гражданское, нечто среднее между бомжом и гастерарбайтером. Ещё раз просмотрел наши пропуска, обменялся с нами ничего не значащими фразами типа «а поговорить?» Едем дальше и через час мы в «грибках». Здесь заканчивается автодорога. Татьяны Ильиничны уже здесь нет, база принадлежит казахам. Побеседовав с работниками базы, отправляюсь дальше, теперь уже пешком. Сегодня у меня короткий переход, до слияния Ат- и Канд-Джайлоо. Дохожу до стрелки, чуть выше слияния через Ат-Джайлоо перекинут мостик и дальше, метрах в двустах, в лесу останавливаюсь на ночёвку. Обед, прогулка в сторону перевала, отдых.

В ожидании супа.

Антон рассказывает о своём участии
в «Оранжевой» революции.

Посиделки у костра.

Чай, костёр, сигарета.

Может будет добавка.

В каньоне Булантора.

Встаю пораньше, выхожу в половине восьмого. Чувствую, предстоит нелёгкий подъём. Начало трекинга, рюкзак до безобразия тяжёлый, в районе 35 кг. Всё-таки барахла, снаряжения и продуктов на 18 дней. Еловый лес заканчивается, пояс густого кустарника и дальше альпика до самого перевала. Практически везде хорошо различимая тропа. Видимо, периодически здесь бывают охотники. Слева по ходу целый ряд красивых непокорённых вершин. Выползаю на перевал. На седловине два озера. Теперь вниз. Через два часа на террасе у реки становлюсь на ночёвку.

Скоро Куюкап.

В устье Булантора.

Первая серьёзная переправа.

После впадения Булантора
долина Куюкапа расширяется.

Впереди отрог, на который
предстоит подъём.

Куюкапские просторы.

С утра дальше вниз и через три часа я в долине Каинды. Тут же на разливе реки перехожу на левый берег, воды не выше, чем до колена. Здесь старая дорога, но так как местами она обвалилась, машины в осенне-зимний период, когда малый уровень воды и возможно передвижение автотранспорта повышенной проходимости, чаще всего ездят по галечной пойме. Иду вверх по долине. Через час справа на пологом склоне стоит палатка чабанов. Около неё стоит человек и машет мне рукой, мол, заходи. Поднимаюсь, знакомлюсь со всем семейством: Улан, его жена Альмира и двое детей, семилетняя Айка и полуторагодовалый Назыр. Приглашают в палатку: чай, айран, лепёшки. Узнав, куда я направляюсь, качают головой, говорят, много волков. Недавно у соседа зарезали несколько бычков молодняка. Предлагают остаться, погостить у них. Улан к тому же пообещал доставить меня на лошади почти под самый перевал Булантор. Немного поразмышляв, принимаю предложение. Затем следуют два дня прогулок по окрестностям и обильного питания. Мясо горных козлов, баранина, бешбармак и т. д. На второй вечер произошло небольшое происшествие. Пока я с хозяевами коротал время за чаем, собаки немного облегчили мне рюкзак. В результате чего я, вернее мы, лишились всего общественного сала, печенья и части лепёшек.

Елена готовит обед.

Свету отоварили продуктами.

Бивак под отрогом.

Набираем высоту.

В ожидании отставших.

Куюкап до впадения Кызыл-Капчигая.

На третий день после завтрака я на одной лошади, Улан с рюкзаком на другой, отправляемся вверх по долине Каинды. По пути заходим в гости к семье чабанов, стоящих выше по долине. Пьём чай и двигаемся дальше. Немного не доезжая до предполагаемого поворота на перевал, выгружаемся у старой развалюхи, бывшей погранзаставе. Пьём кофе и Улан отправляется в обратный путь. Я же устраиваюсь в одной из комнат. Вечер коротаю у костра. Перед тем как залезть в спальник, фонариком из окна свечу в темноту и… в 20-ти метрах от избушки вижу несколько пар волчьих глаз. Подручным материалом укрепляю окна и двери и укладываюсь спать.

Где-тоздесь в 1990 г. команда
Папуша перелезала через отрог.

Излучина Сарыджаза.

Внизу брошенный гидропост.

Саша перешёл по тросам на другую сторону.

И пригнал люльку.

Утро у гидропоста.

…Собралась вся группа. Место хорошее для ночёвки, но Дмитрий на правах руководителя решает идти дальше, надо подойти как можно ближе к перевалу. Ещё часа полтора и мы где-то в районе поворота. Где конкретно начинается подъём на пер. Булантор, не знаем. Впереди виден язык ледника Каинды. Дело осложняется тем, что погода стала портиться, нависла облачность и мы не видим боковые ущелья. Оставив всех ставить бивак, проходим с Димой ещё вперёд. Бесполезно. Ничего не видно. Возвращаемся в лагерь.

С утра собираемся и выходим в сторону ущелья, по которому, как нам кажется, начинается подъём на пер. Булантор. Ночью слегка присыпало снегом. Погода довольно мерзкая, опять пахнет снегом и действительно, через час он начинает сыпать снова. Пройдя немного вверх по долине решаем сделать разведку. Народ остаётся делать чай, а мы группами по два человека, я с Димой и Пётр с Саней, уходим двумя маршрутами в боковые ущелья. Наша группа, поднявшись по склону, входит в какое-то подобие цирка. Вскоре впереди, с правой стороны показывается ледник. Всё понятно! Согласно карте, мы в цирке перевала Булантор Вост. Но сюда нам не надо, здесь подъём на перевальную седловину ледовый. Значит наш перевал западнее, в соседнем справа ущелье. Примерно в ту сторону пошли Пётр с Сашей. Спускаемся к нашим, пьём чай. Подходит вторая группа. Они немного не дошли до нужного нам цирка, но якобы видели его. Идти на перевал уже поздновато, да и снега насыпало прилично. На приречной террасе ставим лагерь. Неугомонный Паршин всё-таки решил удостовериться, что цирк, про который говорил Пётр, именно тот, который нам нужен и опять уходит в разведку, теперь уже с Ильёй. Вернувшись часа через три, говорит, что да, действительно, нам туда, но подниматься надо не по гребню, как ходил он, а правее.

Зрители в ожидании.

Заплыв.

Погода с утра звенит! Завтракаем, скирдуем шмотки и вперёд! Кстати, о питании. Оно было организовано довольно интересно. Когда в процессе подготовки я напрягал Диму, что закупать, он ответил так: нас 14 человек ( фактически было 13), поход рассчитан на 14 дней, поэтому каждый участник мероприятия отвечает за один день питания. Был дан только вес, 700-800 гр. на человека в день, а там составляй раскладку и покупай, что тебе понравится. В общем, получилось неплохо, готовили много, довольно разнообразно, съедали всё, не голодали и, тем не менее, на биваке говорили главным образом о еде.

Начинаем подъём. Чем выше, тем больше снега. Перед выходом в цирк останавливаемся на обед. Дальше крутой склон выводит на перевал. Высота 4250 м. К 4-м часам на седловине собираются все. Затем следует длинный спуск в верховья Булантора. На ночёвку встали сразу, как только спустились к ручью, уже темнело.

26 сентября. Сегодня мы планировали спуститься в долину Куюкапа. Ущелье Булантора длинное, перепад до устья километр, поэтому выполнить дневной план не удаётся. К тому же наша группа довольно сильно растянулась. Ставим бивак, пройдя три четверти долины. Место хорошее, много дров. Не следующий день продолжаем спуск.

Дима пошёл.

Немного острых осущений.

Хорошо сидим.

Верхняя часть Булантора широкая, можно идти по террасам или галечной пойме. В средней части долине сужается, приходится часто переходить с одного берега на другой и не всегда получается перейти, не замочив ноги. Нижняя часть каньонного типа, здесь часто приходиться бродить, но воды мало, не выше колена. От ночёвки за два часа доходим до устья. Вот и долина Куюкапа. Никакого елового леса и тропы в долине Булантора, которые упоминаются в описании «Тянь-Шань тревел», я не видел. Видимо, писали от фонаря.

Ещё накануне, на ночёвке, наши планы были изменены. Радиалка к Майбашу и поиск перевала на Джамансу отменялись. Переходы занимали больше времени, чем планировалось, погода внесла свои коррективы и мы уже отставали от графика. К тому же, с пер. Булантор было видно, что вся гребневая часть хребта Джамансу выше 3000 м. засыпана снегом и перевал, который мы должны были пройти, мог оказаться сложнее предполагаемой 2А кат. трудн. Поэтому на Сарыджаз в район гидропоста и каньон Джамансу решено было идти через отрог хребта Майбаш. Именно через него осуществляла пеший выход с реки группа Папуша, впервые сплавившись от устья Иныльчека до каньона Джамансу в 1990 году. После этого все остальные группы, доплывшие до гидропоста и ниже, за исключением команды Крюкова, который шёл через пер. Майбаш, предпочитали выходить к Кызыл-Капчигаю через каньон Куюкапа. Видимо тот переход через отрог так запомнился водникам, что они в следующие разы категорически отказывались через него лезть, предпочитая хождение по воде в каньонах лазанию по скалам.

К завтраку все в сборе.

За нами кто-то следит.

Тут неплохо бы и страховочку.
Под нами 100 метров отвеса.

Немного проходим вниз по Куюкапу правым берегом и переправляемся на противоположный. Здесь уже воды больше, да и течение сильнее. Дальше долина расширяется, на левом берегу большие террасы. По ним и движемся. Местами просматривается старая тропа. Не доходя примерно двух с половиной километров до устья Кызыл-Капчигая, останавливаемся. Обед, установка лагеря. Где-то здесь нужно начинать подъём на отрог. Туда ведут два гребня. По одному из них, который начинается прямо от бивака, иду в разведку я, по другому, выше по Куюкапу, пошёл Дима. Поднимаюсь по крутым склонам и гребешкам метров 600 по вертикали, дальше идёт выполаживание, просматривается путь до седловины. По радиостанции связываюсь с Димой, его гребень длиннее, но положе и даже просматривается старая тропа. Возвращаюсь в лагерь. Вскоре приходит Паршин. Завтра идём по его варианту.

Илья читает найденную на посту книгу.
Эмиль Золя, Шагреневая кожа.

Пётр.

Пик Майбаш. Не скоро до него
доберутся альпинисты.

Несколько слов о нашей компании. Сборная группа спелеологов из Москвы, Кирова и Хабаровска жила в большой жёлтой палатке, жэ-пэ. Москвичи Дима, Олег и Дима Шушпанов обитали в 3-х местной. Папуши, Сергей Павлович и Елена, в своей семейной и я в персональной одноместной Vaude.

Было решено, что Палыч с Еленой не пойдут с основной группой на Сарыджаз, а с частью продуктов спустятся по Куюкапу до устья Кызыл-Капчигая и будут там нас ждать.

1-я щель каньона Джамансу.

2-я щель каньона Джамансу.

Разноцветные берега Сарыджаза.

На следующий день начинаем подъём. Тропа местами довольно чёткая, но, похоже, по ней не ходили порядка 10 лет, а может и больше. Подъём на седловину занимает 4-5 часов. Выходим на гребень. Прямо – сбросы, направо виден вроде бы несложный спуск, но дальше, за перегибом, непонятно, чем он заканчивается. Дима Паршин уходит по гребню налево и машет рукой, мол, сюда. Проходим метров 400 и с одной из перемычек в сторону Сарыджаза начинаем спуск по широкому кулуару. Внизу видна большая излучина реки и огромная терраса. К ней нам и надо спуститься. Из кулуара переходим на крутой правый травянистый склон ущелья, который потом сменяется сыпухой. Наша группа сильно растянулась. Недалеко от меня идёт Саша. Выхожу на крутой склон, затем спускаюсь в русло сухого ручья, прохожу метров 50 и жалею об этом. Приходится продираться через кустарник и колючку, местами ползком. Матерюсь и опять выхожу на склон. Но не надолго. Склон становится очень крутым и камнеопасным и я ухожу в ближайшее сухое ступенчатое русло с обрывистыми бортами. Вскоре оно соединяется с подобным и из него показывается Саша. Кое-где приходится спускаться лазанием, довольно сложным. Ещё немного и выходим на пологую часть, а затем и на террасу. Вернее, их две. На нижней стоит дом. Начав спуск с перевала в час дня, в половине четвёртого мы с Сашей стояли у брошенного гидропоста. Через час подошёл Дима и ещё через час пришёл последний участник нашей группы – Антон.

Окопы обращены в сторону Китая.

Нижняя терраса.

Переправляемся на правый берег.
Читать дальше>>>

спасибо за рассказ!

подробно, интересно! Давно хочется там побывать :)