Горы мира > Тянь-Шань >

Фото: автора и Дмитрия Паршина

Сарыджас - 2008
Продолжение

Как я уже говорил, дом стоит на большой террасе, которая протянулась вдоль всей излучины Сарыджаза, на его левом берегу. Выше находится ещё одна, гораздо больше, размером в несколько футбольных полей. На ней была вертолётная площадка. Сохранился флагшток. По краю верхней террасы старые стрелковые ячейки, обращённые вниз по течению реки, в сторону Китая. Когда в 1990 году здесь появились первые водники под руководством Папуша, гидропост был уже брошен, хотя построен он был не так давно, в середине 80-х годов. Об этом свидетельствует надпись на цементном растворе оснований прибрежных водомерных реек – июль 1985 г. Дом практически целый, сорвано лишь несколько листов шифера и пара разбитых окон. Внутри несколько почти новых двухярусных армейских кроватей, пирамида для автоматов. Всё покрыто многолетней пылью, запах соответствующий. Вяляются большие вздутые банки армейской тушёнки, рядом с домом целые ящики с рыбными консервами. В середине 90-х годов здесь один или два сезона располагался летний блокпост российских пограничников. Территория вокруг дома, примерно один гектар, огорожена колючей проволокой, поверху сохранилась сигналка. Такое впечатление, что эвакуация проходила в большой спешке. На вертолётной площадке ящики с новыми аккумуляторами. Рядом с гидропостом тросовая переправа с люлькой и ручным приводом для передвижения. Сделано капитально, простоит ещё не один десяток лет, правда немного заржавела. Всё это сооружение ведёт в никуда, так как построена не для переправы людей, а в научных целях. На берегу валяются предметы, напоминающие нечто среднее между бомбой и торпедой. Скорее всего, служили для замера скорости течения и глубины реки.

Устье Куюкапа

Первая попытка Олега переплыть Сарыджаз…

…Неудачная.

В заплыве Дима Шушпанов.

На одном поясе переправляться плохо.

У Ильи же полный порядок.

В доме, конечно, никто не стал спать, но кровати вынесли на улицу и расставили вокруг костра. А так как по ночам было тепло, то некоторые и спали на этих кроватях.

На следующий день мы с Сашей и Ильёй переправились на правый берег и поднялись вверх по течению Сарыджаза до устья Куюкапа, левого притока, по которому планировали подниматься до впадения Кызыл-Капчигая. Был просмотрен противоположный левый берег и мы убедились в том, что пройти по нему до Куюкапа невозможно. Излучина реки заканчивается крутыми, местами отвесными, красными скалами, протяжённостью около двухсот метров. И перед самым устьем Куюкапа две верёвки практически вертикальных «зеркал». Было решено идти так, как делали почти все предыдущие группы: переехать на люльке на правый берег, по нему подняться до Куюкапа и там организовать переправу на левый берег.

Дима Паршин с остальными ребятами ходил на разведку каньона Джамансу. В районе 2-й щели ими была навешана переправа на правый берег.

Второй день дневки прошёл в свободном полёте. Дима Паршин, Пётр, Олег и Наталья переправились по верёвке через 2-ю щель и прошли по правому берегу каньона Джамансу ещё около полутора км, но дойти до впадения одноимённого притока не удалось, дальше требовалась навеска перил. Остальной народ шатался по окрестностям, купался, отдыхал. Саня с Ильёй пытались в зарослях барбариса поймать живность, то ли горных индеек, то ли куропаток.

Классическая переправа.

В заплыве Наталья.

Что бы вы без меня делали!

Дима готовит свой фирменный обед.

Ужин тоже обещает быть обильным.

Утро в устье Куюкапа.

1 октября. Сегодня мы продолжаем движение по маршруту, но это уже возвращение назад. Выход в 9.00. По три человека с рюкзаками переезжаем на правый берег. Затем один возвращается с люлькой обратно и забирает следующую группу. Движемся по правому берегу и, не доходя до небольшого прижима, поднимаемся на террасу. Я же вышел на террасу несколько ранее, спустив несколько камней на идущего внизу Паршина, и на крутом участке нос к носу столкнулся со змеёй.

Табличка, посвящённая Алексею Щанову.

Влезаем в каньон.

Первый бросок в воду.

Начинается куюкапинг.

Я бы не сказал, что вода тёплая.

Мраморные стены каньона.

Сначала сделали попытку переправиться напротив устья Куюкапа. Олег два раза делал заплыв на другую сторону, но оба раза возвращался обратно. Он почти достигал противоположного берега, но страховочная верёвка под напором течения тянула его на середину реки. Поднялись выше по течению. Теперь уже Дима Шушпанов облачается в гидрокостюм, вдоль отвесных скал пытается продвинуться как можно выше по течению, пускается в плавание и под радостные крики друзей достигает противоположного берега. Дальше дело техники. Натягивается верёвка, первым переправляется Илья, проверяет натяжку. Мало! Задница елозит по воде. Полиспастом увеличиваем натяжку. Отправляем Диму Паршина – натяжка нормальная – и он уходит подыскивать место для ночёвки и готовить обед. Переправляется остальная группа, рюкзаки. Чтобы не продёргивать верёвку, один человек остаётся на том берегу, снимает петлю. Эту работу вызвалась сделать одна из наших двух девушек – Наталья. Она пускается вплавь и мужики вытаскивают её на берег. Наталья, на мой взгляд, слегка ошарашена, видимо, глотнула воды, но быстро приходит в себя и уже мило улыбается.

Идём к месту ночёвки, это рядом с устьем Куюкапа. Попадаются старые вещи, части катамарана, всё, от чего избавлялись побывавшие здесь группы водников. Дима колдует над приготовлением обеда. Он оказался потрясающим! Большая порция сублимированного творога… Кстати, о сублимированных продуктах. Некоторые участники нашей группы включили в раскладку продукты «Гала-Гала». Я, например, использовал супы на обед, а на ужин мясо и овощи. Так вот, творог с сублимированными ягодами, шоколад и сырокопчёная колбаса. Народ ел и похрюкивал от удовольствия.

Не очень удобный мост для перехода.

Навеска перил.

Уже сбились со счёта, сколько раз бродим.

Красиво и вкусно.

Народ насыщается витаминами.

Устье Кызыл-Капчигая.

С утра собираемся и вперёд. В устье Куюкапа огромный камень. С одной его стороны через полутораметровую щель приток впадает в Сарыджаз. С другой щель ещё уже, около метра. Через неё мы и входим в каньон. Слева от входа мемориальная табличка с именем Алексея Щанова. В 1995 году он сорвался со скал при разведки каньона Джамансу и пропал без вести. Проходим щель и начинается «куюкапинг». Этот термин придумали водники, которым пришлось подниматься по каньону Куюкапа до устья Кызыл-Капчигая. Весь подъём занял у нас почти три часа, причём более половины этого времени пришлось в основном бродить выше колен, временами по пояс, а иногда и по грудь. Девчонки шли в гидрах. Одно сужение мы так и не смогли преодолеть вброд. Как Дима Паршин не пытался, преодолеть глубину и течение не смог. Пришлось вылезти на крутую полку правого берега. Там оказалось несколько старых скальных крючьев. Видимо, одна из групп, проходивших тут в прошлом столетии, также не смогла преодолеть эту часть каньона по воде. Навесили перила, прошли.

Водопад облезли справа, а слева оказалась тропа.

Это плечо в отроге пер. Чичор.

Света устала.

Бывшая застава «Кара-арча».

С наблюдательного пункта хороший обзор.

Наглядная советская агитация. Цитаты из устава.

Подошли с Сашей к устью Кызыл-Капчигая. Где-то здесь должен стоять Палыч. Но никого не видно. Саша идёт на левый берег, а я поднимаюсь выше по течению. Безрезультатно. Возвращаюсь к устью. Все уже собрались. Дима Паршин сообщает новость. Найдена наша продуктовая заброска. Папуши вчера ушли под перевал Чичор и будут ждать нас там. Пообедали, обсушились и пошли вверх. Нижняя часть ущелья Кызыл-Капчигая широкая, затем берега становятся крутые, есть водопады, но везде идётся и можно переходить реку, не замочив ног. К тому же появляется тропа. И если быть внимательным, значительную часть пути можно идти по ней. В одном месте я не заметил, как тропа ушла от ручья вверх, пришлось вернуться и, поднявшись на террасу, я увидел Палыча и Елену. Они меня издалека сразу и не узнали. Постепенно собралась вся группа.

3 октября. Сегодня предстоит подъём на два перевала. Сначала на Чичор, который не является перевалом в полном смысле. Выше нашей ночёвки ущелье Кызыл-Капчигая сужается и становится непроходимым и чтобы пройти в его верховья, надо залезть на боковой отрог. Это и есть пер. Чичор. Дальше с отрога идёт пологий подъём на пер. Кара-Арча. Выходим с ночёвки и через полчаса выходим на старую дорогу. Пробита она была, видимо, лет пять-шесть назад, а может и больше, но, похоже, не использовалась и пришла в негодность. Через четыре часа я на перевале Кара-Арча. Внизу вижу Сашу. Он как всегда впереди. Ещё в советские времена пограничниками до этого перевала была построена дорога и протянута телефонная линия. Сохранились столбы, провода. Менее чем через час подходим к бывшей заставе. Расположена она на слиянии двух истоков р. Уччат. По одному из них, левому, пришли мы, а по правому завтра предстоит подъём на пер. Уччат. Место совершенно голое. Застава была довольно капитальная для этих мест. Дома бревенчатые. Большая казарма, домик для офицеров, строение, похожее на склад или дизельную, баня у ручья, погреб. По периметру старые окопы, аппарели для автотранспорта. На господствующей высоте наблюдательный пункт. Эта застава тоже была огорожена колючей проволокой с сигнализацией, но летом сюда чабаны с Каинды пригоняют отары на летние пастбище и всё, что можно, использовано для строительства загонов. Пока здесь были российские пограничники, нормально функционировала дорога, телефонная связь. Теперь всё приходит в негодность. Из всех строений в нормальном виде сохранился только командирский дом и то, только потому, что в нём живут летом сами пастухи.

Н.П.

Палыч знакомит нас с отчётной
документацией советской эпохи.

Остатки железного занавеса.

Желающие спать в тепле затопили
бывший командирский домик.

Покидаем последнюю ночёвку.

Дима и Дима на пер. Кара-арча.

К трём часам на заставе собрались все. Последним, как обычно, прителепался Антон. Вообще, удивительный парень. Особенно он раздражал дежурных. Когда вся еда роздана по мискам и надо было освобождать кастрюлю, Антон занимался своим любимым занятием: купанием и стиркой. Угрозы типа «в следующий раз останешься голодным» на него не действовали. Зато было интересно слушать его рассказ о том, как он участвовал в «оранжевой» революции: за деньги расклеивал на Майдане плакаты.

4 октября. Сегодня заключительный день нашего путешествия. Около восьми утра начинаем выдвигаться в сторону пер. Уччат. Его высота 3760м. Но так как и сама застава на большой высоте, перепад небольшой и через час мы на перевале. Теперь только вниз. Спускаемся в урочище Карагайты. Здесь первое жилище пастухов. А вот и он с отарой овец. Кстати, русский. Как мне говорил Улан, в долине Каинды из всех чабанов двое русских. Встреченный нами старался поговорить со всеми проходившими. Особенно он напряг тех, кто шёл первым. А впереди шли Саша с Петром. За ними я. На вопрос, часто ли здесь бывают туристы, пастух ответил, что в прошлом году был охотник-австриец.

Долина Каинды.

За переправой - пиво!

Вот и последние подходят.

А мы уже пьём!

Свежий хлеб, колбаса и пиво.

Какое блаженство.

Подходим в устью Карагайты. Через Каинды полуразрушенный мост, но перейти можно. На обоих берегах дома, здесь уже живут постоянно. Дальше следует многокилометровый марш по дороге. За разрушенным посёлком геологов переходим реку. До следующего брода, за которым нас будет ждать машина, идём по левому берегу. Проходим несколько бывших геологобаз. Некоторые строения используются местными жителями. С удивлением смотрят на нас. Наш брат-турист здесь большая редкость. На склонах северной экспозиции растут еловые леса, вдоль реки берёзовые рощи. Уютные полянки на террасах вдоль реки и на каждой хочется остановиться и расслабиться. Думаю, что долина Каинды красивейшая в бассейне р. Сарыджаз. Хотя я конечно видел не все долины, например Майбаш и Теректы.

Закупка стратегического продукта.

Побывать в Караколе и не
попробовать ашлям-фу!

Плов!

Памятник Н.М.Пржевальскому.

Последний раз бродим и бросаем рюкзаки. Всё! Пешая часть пути закончилась. Вскоре подъезжает наша вахтовка. Водитель выгружает заранее заказанные продукты: хлеб, колбаса, пиво. Раздаётся радостный вопль. Это Пётр. Об этом он мечтал весь поход, я имею ввиду пиво.

Едем сначала вниз, по Каинды, потом вверх, по Сарыджазу. Между устьями Каинды и Иныльчека заезжаем на горячие радоновые источники. Далее пос. Иныльчек. Домов много, но жителей очень мало и не совсем понятно, чем они здесь занимаются. Видны спутниковые тарелки. Поднимаемся на пер. Чон-Ашу, на северной стороне лежит снег, но со сбросом высоты он быстро заканчивается. Уже в темноте въезжаем в ущелье Тургень, а затем в Иссык-Кульскую котловину. Вскоре и Каракол. Выгружаемся в гостевом доме. На следующий день народ гуляет по городу, посещает базар, отъедается местной национальной кухней. Вечером прощальный ужин в кафе «Караван». Дальше наши пути расходятся. Оба Димы, Олег и Папуши уезжают в Бишкек на самолёт. Спелеологи с приехавшим пополнением на следующее утро отправляются опять на Иныльчек, но теперь с планами посетить оз. Мерцбахара и полазать по ледовым пещерам, а я остаюсь на пару дней в Пржевальске. Побродить по городу моего детства и посетить могилу знаменитого путешественника, похороненного на берегу оз. Иссык-Куль.