Скалолазание > Тренировки >

Перевод Елена Смирнова, Ялта
Фото: Анна Пиунова, Mountain.RU

Разминка

Многие люди спрашивают меня, как я разминаюсь перед соревнованиями, и я решил написать об этом. Обычно хорошая разминка занимает 45 - 75 мин. Иногда во время соревнований у меня может быть 30 минут на разминку, и нужно определить паузы и сложность движений. И ещё одно: в некоторых залах ужасные изоляторы, и я научился делать большую часть разминки, сидя на полу. Конечно, я использую этот метод, только если стены действительно плохи для разминки. Хорошим примером может служить Чемпионат Северной Америки. Во время финальной изоляции там не было нависающих стен, на которых можно было размяться. Я свожу и развожу руки за головой. Это помогает мне прийти в форму и разогреть пальцы, не прикасаясь к зацепкам. После этого нужно также потренировать трудные движения, прежде чем выходить.

Моя 75-минутная разминка начинается 5 –минутным разогреванием сердца. Можно прыгать, бегать, скакать через скакалку, делать что угодно, чтобы заставить сердце работать. В течение первых 10-15 минут, если ноги холодные, можно заниматься в уличной обуви, не надевая скальные туфли, и делать простые движения на больших зацепах. Я обычно стараюсь сделать так, чтобы кровь бурлила в руках, тогда более сложные движения кажутся проще. Когда почувствуете себя слегка размявшимся, надевайте скальные туфли и делайте 40+ движений на стене. Можете менять сложность движений, но они не должны представлять особой трудности.

Я обычно долго занимаюсь на довольно крупных зацепах, чтобы прийти в форму. На слишком сложных участках разминочных стен не бойтесь спрыгнуть и пропустить трудный участок. Не имеет значения, насколько сильно вы лазаете в изоляции, все дело в маршруте или болдеринговой проблеме на соревновании. (Отмечу, что мои разминки для лазания и болдеринга очень похожи). Разница между ними в первой разминке, я делаю 5-7 трудных болдеринговых движений перед тем, как выйти.

Возвращаясь к разминке, после тех 40+ движений, я растягиваюсь в течение 15 минут, растягиваю руки. Обычно после этого я очень хорошо себя чувствую у меня есть еще 30-35 минут перед выходом, поэтому я принимаюсь за действительно сложные движения. Я бы начал с болдеринговой проблемы, состоящей примерно из 10 движений. Обычно в них есть динамичные движения и все виды зацепов.

Также я стараюсь потрогать все незнакомые зацепы, находясь в изоляторе. Никогда не знаешь, не попадется ли один из них на действительно сложном участке. Когда я участвую в европейских соревнованиях, это, как правило, каждая зацепка, делающая последовательность маршрута немного труднее… После нескольких трудных болдеринговых проблем я всегда выполняю последнюю, действительно трудную проблему. Обычно это заканчивается падением, но иногда я пролезаю, удивляясь самому себе. Причина, по которой я делаю очень-очень сложный болдеринг, заключается в том, что если на разминке попытаться сделать более сложные движения, чем на соревновании, то последние покажутся намного легче.

Обычно я отдыхаю как минимум 10 минут перед выходом, чтобы снова растянуть руки. Перед тем как выйти, я остываю и могу делать новые движения. Не важно, предстоит ли мне скалолазный маршрут или болдеринг, каждый раз перед стартом я посыпаю руки магнезией, вытираю их о штаны, опять посыпаю, машу руками вперед-назад несколько раз, после чего начинаю лезть. Я не уверен, зачем я это делаю, но делаю так всегда.

Я машу руками вперед-назад несколько раз, чтобы избавиться от нервозности в теле, и делаю несколько глубоких вдохов. Я подхожу к каждой болдеринговой проблеме на маршруте с мыслью, что если мне повезет, я пролезу до конца. Нужно иметь такой образ мыслей на соревнованиях. Если думать о том, что вы упадете на полпути, вы наверняка упадете. Соревнования на 80% - психология, может, и больше.