Автор: Костогрыз А.Н., Донецк

Отчет о горном туристском спортивном походе пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню

Маршрутная книжка № 24/07
Руководитель группы Костогрыз А.Н.
Адрес руководителя: 83080, Донецк, ул. Малахова, д.7б, кв.91
E-mail: akostogryz@gmail.com

1. Справочные сведения о походе
1.1. Общие сведения

Горный поход пятой категории сложности совершался с 1 августа по 19 августа 2007 г. группой туристов г. Донецка и г. Днепропетровска на Северном Тянь-Шане по хребту Заилийский Алатау и его отрогам по маршруту:
г.Алматы - с/к "Медео" - "Ворота Туюксу" - пер. Молодёжный (1Б, 3750)
- р. Кумбельсу - пер. Молодёжный Северный (1А, 3720) - пер. Седло Туюксу (3А, 4210) - Солнечная поляна - л. Северцова - пер. С. Стальского (2Б, 4350) - л. Шокальского - л. Крошка - пер. Актюз (3А, 4390) - л. Корженевского - слияние рек Ю.Иссык и Ю-В Талгар - верховья р. Ю-В Талгар - ущ. Жангарык
- л. Жангарык - пер. Машковцева (2А, 4050) - л. Машковцева - ущ. Чон- Кемин - рад. выход на оз.Джассык-Кёль - пер. Озёрный (н/к, 3520) - оз. Б. Алмаатинское - г. Алматы.
Протяженность пешеходной части маршрута: 184,3 км.
Группа была на активной части похода 19 дней, из них одна днёвка.
На высоте более 3000 м проведено 84 % всего времени

6. Машковцева (лед.Жангырык (р.Жангырык) - лед.Машковцева
(р.Ю.-З.Талгар)) - 2А, 4050 м
7. Озерный (р.Кёль-Алматы (р.Чон-Кемин) - р.Озерная
(р.Б.Алматинка)) - н/к, 3520 м.

1.2. Состав группы

медик

I, Алтай Vу

Украина,

г.Днепропетровск, ул.Гончарова, д.27/2, т.(056)

Базилевич

г.Донецк, пр. Ильича, д.29, кв.41, т.973262

Заявочные материалы рассматривались в Донецкой областной МКК, ее
шифр 105-00-40552002.
Местонахождение отчета: архив Донецкой ОМКК.

1.3. Физико-географическая характеристика района

Хребты Заилийский и Кунгей Алатау изучаются давно и хорошо изучены всесторонне. Поэтому приведем совсем краткую характеристику, а затем - ссылки на то, что нам показалось наиболее интересным и то, что может пригодиться при подготовке походов на Северном Тянь-Шане.
Заилийский и Кунгей Алатау относятся к области Северного Тянь-Шаня. Как и вся горная система, хребты имеют широтное простирание. Рельеф высокогорной зоны Северного Тянь-Шаня характеризуется глубоким расчленением и многочисленными следами древнего оледенения. Гребни хребтов на значительном протяжении выше 4000 м, а отдельные вершины
поднимаются до 4500-4900 м. Высшая точка всего района - пик Талгар (4975 м)
на хребте Заилийский Алатау.
Хребет Заилийский Алатау, самый северный из хребтов Тянь-Шаня,
тянется на 360 км вдоль 43°с.ш. Главный водораздел хребта в центральной части на протяжении 140-150 км имеет высоту 4000 м и более. В Талгарском массиве много вершин выше 4500-4600 м. Северный склон хребта дренируют левые притоки реки Или. Южный склон круто обрывается к межгорным долинам рек Чилик (приток Или) и Чон-Кемин (приток реки Чу), которые текут одна на восток, другая на запад и отделяют хребет Заилийский Алатау от лежащего южнее хребта Кунгей Алатау. В истоках этих рек хребты соединяются Чилико-Кеминской перемычкой.
Протяженность хребта Кунгей-Алатау около 280 км. Западный и восточный участки хребта ниже 4000 м и лишь в его центральной части длиной около 120 км отдельные вершины поднимаются до 4300-4700 м. Южный склон хребта обращен к Иссык-Кулю.
Высокогорные цепи Тянь-Шаня имеют резкие гребни с пиками в буквальном значении этого слова, то есть здесь представлен типичный горно- ледниковый альпийский рельеф.
На склонах хребтов Тянь-Шаня интенсивно развиваются эрозионные процессы, образуются осыпи и камнепады, оползни, в ущельях - сели.
На хребте Заилийский Алатау 464 ледника общей площадью 492, 2 км2, на
хребте Кунгей Алатау 433 ледника площадью 411, 1 км2.
Самые крупные ледники приурочены к Талгарскому массиву и Чилико- Кеминской перемычке, где в верховьях рек и их главных притоков расположены обширные многокамерные циркообразные бассейны, которые заняты крупными ледниками преимущественно долинного и котловинного типов. Крупнейший ледник Северного Тянь-Шаня - ледник Корженевского (длина 11,7 км, площадь 38,0 км2), расположенный в верховьях реки Южный Иссык. Это долинный ледник со сложной областью питания, состоящей из четырех больших бассейнов на юго-восточном склоне Талгарского массива. Второй по величине - ледник Богатырь (длина 9,1 км, площадь 30,3 км2), состоящий из трех потоков льда, образующих короткий язык. Третий - ледник Жангырык - имеет длину 8,9 км, площадь 17,7 км2. Особенностью этих ледников является то, что каждая из слагающих их ветвей имеет свой

собственный режим. Самый длинный ледник Кунгей-Алатау - Южный Жангырык (8 км, площадь 9,2км2). Для большинства крупных ледников характерны погребенные льды, обширные валы конечных морен.
Скорости движения ледников - от близких к нулю до 20 м/год, на отдельных языках они достигают 40-60 и даже 90-100 м/год. На поверхности
долинных ледников много трещин, на некоторых из них есть ледопады. На ледниковых языках широко развиты формы абляционного мезо- и микрорельефа: ледниковые столы, «муравьиные кучи», ледниковые соты и стаканчики. Почти все ледники Северного Тянь-Шаня отступают.
Климат в горах Тянь-Шаня изменяется в соответствии с высотной зональностью. Средняя температура июля в долинах нижнегорного яруса +20-
25°, в средневысотных долинах +15-17°, а на вершинах горных хребтов падает до 0° и ниже. Зимой всюду, кроме высокогорья, холодные периоды чередуются с оттепелями, хотя средние январские температуры отрицательные. Широко распространены температурные инверсии. Средняя годовая температура воздуха на высоте 3400-3800 м от -4° до -8°, на высоте более 4000 м от -10° до -
12°. Количество осадков, выпадающих на северном склоне Заилийского Алатау, колеблется от 700 до 1300 мм в год. 75-80% всех осадков выпадает в весенне-летний период.
Реки Северного Тянь-Шаня относятся к бассейнам рек Или и Чу. Они имеют ледниковое и снеговое питание, половодье у них летнее.
Наиболее подходящее время для походов на Северном Тянь-Шане - с середины июля по конец августа.

Отличительной особенностью моренного покрова Заилийского Алатау является отсутствие четко выраженных, таких привычных нам понятий, как: левая, правая, поверхностная морены, гребень, карман. Есть просто беспорядочные нагромождения камней. То под камнями есть лед, то его нет, то опять и так несколько раз на одном участке. По этой причине техническое описание пестрит словами: моренные валы, нагромождения, образования.
По сравнению с Кавказом здесь необычно холодный для августа ветер.
Ледяной просто.
Очень мало леса. На дрова можно не рассчитывать.
Хозяйственная деятельность, там где она раньше была, сейчас не ведется,
пастбища пустуют, нет пастухов, нет мостов через реки.
Спортивных групп мало. Встретили только в Левом Талгаре и отдыхающих в Чон-Кемине.

1.4. Выборка из топонимического словаря

В горных походах часто бывает интересно, каков смысл местных названий географических объектов, которые встречаются на нашем пути. Иногда понимание топонимов может быть очень полезным еще на этапе подготовки к маршруту. Например, в долине Кургак-Тёр (или Кургактор) не стоит

рассчитывать на наличие воды - в переводе с кыргызского название долины означает "сухое место". На реке Джиндысу стоит получше поискать место брода - ее название переводится как "сумасшедшая вода". А у входа в долину Топ-Карагай (из долины Ала-Арчи) действительно растет группа елей.
Ниже приведен перевод наиболее распространенных кыргызских
топонимов, с которым нам предстояла встреча на маршруте.

Ала-Арча пестрая арча
Алтын-Тёр золотое возвышенное место
Туюк-Су тупиковая река
Джеты-Огуз семь волов
Терскей-Ала-
Тоо
горы, отвернувшиеся
Тоо северном берегу Иссык-Куля Кюнгей-Ала-Тоо - повернувшиеся к солнцу
Тор, тёр высокое место, возвышение (так называется самое почетное место в доме, в юрте) самое частое обозначение высокогорных пастбищ, а также долин и перевалов
Ашуу перевал (иногда на картах пишут ашу)
Дувал стена
Капчыгай ущелье
Таш камень (иногда встречается даш)
Сай русло реки (каменистое)
Су река, ручей (букв. вода)
Узен горный ручей от этого же слова происходит название реки
Юсеньги в Приэльбрусье
Кёль озеро (иногда пишут куль)
Ата особое, значимое место (вообще ата - отец, но в этом значении в топонимах не встречается)
Ала пестрый, разноцветный
Ак белый, чистый
Кара черный Кызыл
Чон большой (на картах встречаются варианты чогн, чун)
Иссык жаркий, горячий
Кашка лысый, голый, безлесый
Узун длинный
Карагай ель

Горная долина Медео была названа именем кочевника, проживавшего в прошлом веке и разбившего свой аул в этих живописных местах.

2. Организация похода

Новые задачи требуют новых методов решения

Мы не стеснялись экспериментировать, и были с лихвой вознаграждены положительными впечатлениями от всех наших нововведений.

2.1. Общие сведения, идея похода

Среди нехоженых дорог одна - моя
(В.С. Высоцкий)
Выбор района путешествия для нас определился его новизной. Никто из
участников похода на Северном Тянь-Шане раньше не был. Хотелось очень посмотреть на азиатскую экзотику, на удивительное озеро Иссык-Куль. Толчком для выбора именно этого района, а не сопредельных горных массивов, послужило наличие у руководителя книги В.Н. Вуколова "По Северному Тянь- Шаню". Редко встречаются издания, настолько полно и скрупулезно до мелочей описывающие целый район для горных туристов. Это оказалось наживкой. А дальше, с осени 2006 года, пошла работа по подготовке похода. Поиски и находки в Интернете: отчёты, фотографии, карты, описания перевалов. Многочисленные контакты с самыми разными людьми, которые помогли нам информацией, советом, консультацией, своими отчётами.
Завязалась переписка с консульствами Украины в Казахстане и Кыргызстане и с консульствами этих стран в Украине. Перед самым отъездом велись интенсивные телефонные переговоры с консулами Украины в этих
странах, что было вызвано особенностями пересечения границы и пребывания в Казахстане и Киргизии.
Историю перевалов мы изучали по классификаторам [1] - [3] и опубликованным за последние 20 лет картам этого района, которых оказалось так не много.
"Классикой" описания района можно, несомненно, считать публикации
Вуколова В.Н. [4], [5].
При подготовке похода и на маршруте мы пользовались информацией из
[6], [7], [8], [9], [10]. Больше всего полезного для себя мы взяли из [7]. Очень хороший прошлогодний отчёт, частично накладывающийся на наш маршрут.
Наиболее важными для нас в смысле получения информации и установления контактов со знающими людьми были сайты и форумы [11].
Комплектация группы, составление графика движения и оформление
походной документации проводилось в соответствии с [12].
Физическая и техническая подготовка участников проводилась по индивидуальному графику (трое из Днепропетровска) - ОФП, участие в соревнованиях, майский поход в Крыму, иногда выезды на скалодромы области.
Нитка маршрута заявлена была выше минимальной в расчёте на

благоприятные для нас обстоятельства. Запасные варианты предусматривали отказ от прохождения некоторых локальных препятствий без уменьшения категории сложности похода. Аварийные сходы с маршрута возможно было сделать везде, уходя вниз по ущелью, кроме ущ. Жангырык (большие реки!), где проще через единичный перевал вернуться в Алматы.
В начале похода предусмотрели акклиматизационное кольцо: перевал и вершина Молодёжная. Проходили его с неполным набором снаряжения и продуктов.
Перевалы 2Б и 3А запланировали проходить с подъёмом по определяющей стороне.

2.2. Новизна, необычность, отличительные особенности похода

Там лапы у елей дрожат на ветру
(В.С. Высоцкий)

- Район Северного Тянь-Шаня в силу своей удаленности и организационных проблем редко посещается украинскими туристами. Последний раз здесь были одесситы [9] пять лет назад. Мы решили вернуть в практику украинских "горников" посещение этого красивого в целом и интересного в спортивном смысле района.
- Определяющие перевалы, пройденные нами, мало посещаются туристами.
Со всех трех (перевалов) сняли записки одной группы [7] за 2006г.
- Перевал Седло Туюксу (3А) до нас проходился только четыре раза и только дважды, как и у нас, подъем был по определяющей стороне.
- Сложность прохождения кулуара на перевале С.Стальского (2Б) вынудил москвичей в прошлом году отказаться от его прохождения [8]. Есть информация, что группы предпочитают обходить кулуар траверсом по хребту.
- В описании [5] перевала Актюз (3А) приведена такая его качественная характеристика: "ввиду технической сложности перевал проходят только спортивные группы горных туристов и альпинисты, совершающие восхождения на вершины Ак-Тау и Ю.-В. Талгар"
- Из 19 дней похода 5 дней шел снег и 4 дня шел дождь. При таких погодных условиях приходилось постоянно анализировать тактические и физические возможности.
- После Левого Талгара и до Чон-Кемина шли в полной изоляции. Никого нигде не было, даже пастухов.
- Группа имеет схоженный состав в сложных походах в течение нескольких лет, что позволило добиться высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия при прохождении сложных участков.
- Мы первыми из донецких групп использовали спортивное питание, которое очень хорошо себя зарекомендовало. Применяли "энергетический коктейль" не только перед и после прохождения сложных перевалов, но и

в дни переходов и в условиях "суровых" бивуаков. Это ощутимо повысило нашу работоспособность и выносливость.
- Из новшеств, связанных с питанием хочется отметить: расчет раскладки продуктов по программе Outdoor Food Ration Calculator, приготовление сублимированного мяса, составление оптимальной "плавающей" (по весу) раскладки, непосредственно ориентированной на график движения. Хотя каждый из этих пунктов заслуживает отдельной благодарности.
- При подготовке и проведении похода мы решили отойти от традиционных схем-хребтовок с частичным несоответствием перевалов и использовали точные "генштабовские" топографические карты масштаба 1:50 000, чтение которых потребовало определенных навыков.
- Использование программы OziExplorer позволило выполнить большую работу по планированию нитки маршрута с учетом географических координат полезных точек из указанных отчетов. В этой же программе был проведен полный анализ пройденного маршрута: точное отображение нитки маршрута, мест и времени привалов и бивуаков, точный подсчет пройденного пути.
- А использование GPS-навигатора было самым логичным и насущным дополнением в симбиозе с указной программой. Небольшой по весу и габаритам прибор позволил, с одной стороны, полноценно воспользоваться плодами подготовительной работы по навигации, а с другой - точно зафиксировать наш маршрут, получая в качестве выходных величин: нитку маршрута, точки привалов и бивуаков, высотные данные и множество других, пока еще неосвоенных параметров. И, конечно же, помочь последующим за нами.

2.3. Обеспечение безопасности
-А этот выступ скалы сертифицирован по UIAA?

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась следующим комплексом мероприятий.

1. Тщательное изучение предстоящего маршрута всеми участниками по нескольким источникам. Сравнительный анализ информации.
2. Использование при подготовке к походу разных картографических материалов, сравнение и уточнение их.
3. Неукоснительное соблюдение "Правил СТ" в части тактики, стратегии,
технических приемов на маршруте и других параметров,
обеспечивающих безопасность в походе.
4. Использование современного тестированного специального снаряжения.
5. Высокая физическая подготовка каждого.
6. Психологическая совместимость, позволившая бесконфликтно пройти сложный поход.

7. Контроль за исполнением технических приемов более опытными участниками.
8. Выход на перевалы, определяющие к.сл., осуществлялся только при хорошей погоде. При прохождении максимально использовалось раннее время суток.
9. Темп движения всегда позволял сохранять визуальный и голосовой контакт.
10.Оптимальное распределение по связкам позволило дать больше возможностей лидерам, усилить взаимоконтроль и взаимопомощь, повысить скорость прохождения локальных препятствий и сохранить взаимодействие связок между собой.
11.Ежедневный самоконтроль и контроль со стороны медика группы над самочувствием участников. При необходимости оказывалась неотложная или стационарная медицинская помощь.

2.4. Подъезд к началу маршрута, выезд с маршрута
Если рюкзак на глазах становится легче,
то вы на таможне.
(народная примета)

Зная о проблемах с билетами не только из отчетов, но и по собственному опыту, мы заблаговременно начали ими интересоваться. Билеты "туда" удалось приобрести за 21 день до выезда, спустя 24 дня безуспешных попыток. А вот обратно, как ни странно, за 45 суток и с первой попытки. Впечатление такое, что Алматы - крупный курорт, а Симферополь - так, недоразумение. Состояние "возьмем - не возьмем" и в этом году было мучительным.
Проезд от Донецка поездом "Симферополь - Алматы" занимает 3,5 суток.
Воды в поезде, а еды на остановках достаточно.
Прибытие в Алмату - 11.30, отправление из Алматы - 7.10.
Начало и окончание активной части маршрута фактически - это окраины
Алматы, проезд к центру города на городском транспорте, который ходит хорошо.
До с/к Медео автобус №6, от "ГЭС-2" автобус №32.

2.5. Регистрация

В Казахстане обязательна регистрация в миграционной полиции. Сделать это можно в местном РУВД по адресу: проспект Райымбека, 160 (бывш. Ташкентская улица), от вокзала прямо по улице вверх, до первого пересечения, это и есть искомый проспект. Дойти пешком можно за 20-25 минут. Ориентир - напротив РУВД мост. Приведём расписание его работы: пн-пт 10.00 - 12.30,
16.00 - 19.00, сб 10.00 - 13.00, чт - профилактический день. При таком графике

работы успеть сразу по прибытии поезда до обеда почти невозможно. А, учитывая большие очереди "желающих" (среди которых мы туристов не увидели), сделать это можно в лучшем случае за два дня. При этом обязательно присутствие всех членов группы.
При регистрации следует указать конкретный адрес своего пребывания в
республике Казахстан. Следует обратить внимание на дату, до которой делают регистрацию - должен быть ещё запас на езду в поезде по Казахстану + 2 дня.
Добавьте к этому сумму сбора (в нашем случае 6000 тенге с группы) - и вы получите представление о наших "организационных" проблемах.

2.6. Страхование

- Я тебя сейчас как застрахую ледорубом!!!

Страхование является обязательным требованием на территории
Кыргызстана. Поэтому участники похода по своему желанию страховались в таких вариантах: на срок пребывания в Кыргызстане, на период активной части маршрута, на общий период пребывания за границей. Консулом Украины в
Кыргызстане была рекомендована страховая компания "КОРИС", но ее отделения в Донецке не оказалось. Мы оформили страховку (медицинскую и от несчастного случая) в Донецке на всех участников в фирме-партнере, СК "Континент", из личных средств.
Казахстан подобных требований пока не предъявляет, но в случае необходимости подобные услуги можно получить и в Алматы.
В целом, вопрос страхования больше относится к культуре финансов.

2.7. Причины изменения маршрута

1. Отказ от восхождения на вершину Молодёжная обусловлен резким ухудшением погоды: сильный ветер, снег, снежная крупа. Снег в тот день шёл с 11 часов утра до ночи с небольшими перерывами. Было принято решение вернуться на перевал с предвершинного плеча, спуститься в ущ. р. Кумбельсу и, пройдя перевал Молодёжный Северный, вернуться к месту ночёвки у гляциологической станции Туюк-су.
2. Отказ от прохождения пер. Кунгей из-за его сложности. По некоторым данным (например, в [4]) его сложность выше
стандартной 3А. К моменту принятия этого решения стала
очевидной общая физическая усталость почти всей группы. Реальная оценка своих возможностей показала, что нам следует идти по запасному варианту: пер. Машковцева - пер. Кант-Бас-Тау.
3. Отказ от прохождения пер. Кант-Бас-Тау был обусловлен
повышенной сложностью пер. Машковцева. При прохождении

нами этого перевала его сложность соответствовала категории 2А.
4. Набор перевалов для похода 5 категории сложности нами был пройден. Из-за потерянного на непогоду и поиски брода через реку Ю.В. Талгар времени мы находились в цейтноте. Билеты на поезд были уже куплены, а шансы успеть или опоздать на него были
равные. Мы решили не рисковать. Тем более что в спешке, любой ценой, можно легко допустить ошибку. Поэтому решили перестраховаться и вернуться в Алматы через перевал Озёрный.

2.8. План похода

передвижения

26.07.07-

30.07.07

г. Донецк - г. Алматы - с/к "Медео"

поезд, автобус

31.07.07

с/к "Медео" (оформление регистрации в

миграционной полиции)

автобус

01.08.07

место ночевки .н.) - "Ворота Туюксу"

8,95

02.08.07

м.н. - гляциологическая станция "Туюксу"

7,00

03.08.07

Акклиматизационный выход:

м.н. - пер. Молодёжный (1Б, 3750) - плечо верш. Молодёжная (до 3900 м) - пер. Молодёжный - р.Кумбельсу - пер.Молодёжный Северный (1А, 3720) - м.н.

5,45

л.Шокальского.

8,08

10.08.07

м.н. - нижняя часть правой морены л.Крошка

4,75

11.08.07

м.н.- верхняя часть правой морены л.Крошка

1,13

л.Машковцева

11,95

17.08.07

м.н. - ущ.Чон-Кемин, рад. выход на оз.

Джассык-Кёль.

14,21

18.08.07

м.н.- пер. Озёрный (н/к, 3520) - оз.

Б.Алмаатинское.

Итого активными способами передвижения:

184,30

км

Расчет пройденного расстояния выполнен с помощью программы
OziExplorer с учетом соответствующих коэффициентов.

Маршрут в полном объеме был пройден всеми участниками.

2.9. Благодарности

Так много людей помогло нам сделать наш поход, и так важна была для
нас эта помощь! Мы с благодарностью вспоминаем их всех здесь, в отчете. А
именно:

3. График движения.

Смотреть таблицы.
4. Техническое описание маршрута

Горный турист должен чаще стучать и больше закладывать

Техническое описание составлено в хронологическом порядке. Описание каждого участка выделено в отдельную часть, которая начинается с того участка, на котором закончилась предыдущая.
Всюду в данном отчете определяющие слова "левая", "правая" имеют
орографический смысл, а эти же слова, но с префиксами ("налево", "направо" и т.п.) употреблены в смысле "по ходу движения".
Прохождение всех камнепадоопасных и технически сложных участков осуществлялось в касках.
При прохождении всех перевалов группой применялось одно и то же командное снаряжение: основные веревки 3х50м, карабины, ледобуры. В отдельных случаях: снежный якорь, вывинчивающийся ледобур, веревка
вспомогательная (8мм) 52м, расходные куски основной веревки. Не пригодились: скальные крюки, айс-фифи.
Каждый участник имел необходимый набор личного специального снаряжения: страховочную систему, карабины, ледоруб, каску, кошки, ледобуры, тормозное устройство, зажим и пр.
Время движения указано общее, т.е. от выхода с места ночлега до
прибытия к месту бивуака.
Расстояние указано измеренное по карте (в программе OziExplorer) и с учетом коэффициента 1,2 (кроме участков грунтовых и иных дорог).
На фотографиях линией указан маршрут группы и направление движения.
Электронная версия отчета содержит дополнительный фотоматериал.
Координаты GPS даны в стандарте WGS 84 в формате ХХº-YY'-ZZ,ZZZ" (северной широты, восточной долготы).

4.1. Переход: с/к "Медео" - гляциологическая станция Туюксу

Прохождение: 1-2 августа 2007г.
Погода во время прохождения: облачно, дождь.

Накануне ночевали в палатках на берегу ручья возле б/о «Просвещенец» (фото 1)

Фото 1. Начало. Группа готова к выходу на Чимбулак.

- это не доходя 1,5км до Медео. Дрова есть. Доехали из Алматы автобусом №6. Рейсовый транспорт ходит только до Медео.

1.08.07.
Выход в 8.00. От спорткомплекса Медео (фото 2)

Фото 2. Спортивный комплекс Медеу.

по автодороге
поднялись на противоселевую плотину, прошли мимо б/о «Горельник», р.М.Алмаатинка перешли по капитальному мосту на правый берег и подошли к горнолыжной базе «Чимбулак». Крутизна 10-20°. Четыре перехода по 40мин. Рюкзаки тяжёлые. Всё только начинается. Мест для постановки палаток возле б.Чимбулак нет.
Продолжаем идти по дороге с асфальтовым покрытием вверх по ущ.р.Малая Алмаатинка, по правому берегу. В 2-х км от б.Чимбулак находится
в лесу отель «Ворота Туюксу». Когда-то, по-видимому, это был альплагерь, так как сохранились информационные щиты (техника движения по горному рельефу, схема района), какие обычно вывешиваются в альплагерях. Здесь есть кафе, электричество, мы смогли зарядить аккумуляторы к нашему фотоаппарату.
Прошли ещё 1км, здесь уже грунтовая дорога, вверх по ущелью, миновали
мемориал погибшим альпинистам и остановились на ночлег у ручья с чистой водой под тянь-шаньскими елями.

Итого:
общее время - 4 час. 45 мин.
протяженность - 8,95 км
перепад высот - 1 610 м - 2 620 м

2.08.07.
Выход в 12.45 вверх по широкому ущелью правым берегом
р.М.Алмаатинка. Грунтовая, каменистая дорога. Склоны скально-осыпные.
Леса нет. Река далеко внизу. Боковых ручьёв нет.
В 14.30 подошли к метеостанции Мынжилки, здесь река перегорожена плотиной. Пошёл сильный дождь. Целый час пережидали его, заодно и перекусили. Вскоре дорога раздваивается. Одна уходит направо по мосту через реку. Виден серпантин высоко на склоне, на левом берегу. Руководитель пожалел впоследствии, что мы не пошли по этой дороге. По-видимому, она выводит прямо на гляциологическую станцию Туюксу.
Продолжили идти по дороге по правому борту ущелья. Постепенно набирали высоту. Дорога становится пригодной только для машин повышенной проходимости. Всё время идёт дождь. Через 1час 10мин. подошли к гидропосту

на правом берегу. Стоит какой-то вагончик. Через 200м дорога у большого черного камня окончилась.
Дальше шли по хаотическому нагромождению моренных валов к левому борту ущелья в направлении вершины и перевалов Молодёжных. Тропы никакой нет. Крупные камни, идти нелегко. Река где-то в камнях, перешли в
лучшем случае ручейки. Примерно посередине ущелья вышли вверх на поперечную моренную гряду, а потом продолжили движение в том же направлении.
Недалеко от гляциологической станции Туюксу снова вышли на дорогу, ту, что после развилки ушла направо. За 1час 45мин. дошли сюда. На ночлег остановились рядом на спортивной базе ЦСКА. Выглядит она
непрезентабельно. Запустение, но плату за ночлег в холодных «бочках»
взымают.

Итого:
общее время - 4 час. 15 мин.
протяженность - 7,00 км
перепад высот - 2 620 м - 3 471 м

4.2. Перевал Молодёжный

Номер по классификатору 3.2.13
Категория сложности 1Б Высота по классификатору 3 750 м Высота по GPS 3 750 м
Тип склона ледово-осыпной
Направление прохождения с востока на запад
Координаты по GPS (43-3-27,7560 77-3-22,1040)

Расположен: в Малоалмаатинском отроге главного хребта Заилийского Алатау северо-западнее вершины Молодёжная (фото 3)

Фото 3. Перевал Молодёжный и плечо вершины Молодёжная.

соединяет лед.Молодёжный (р.М.Алмаатинка) и р.Кумбельсу (р.Б.Алмаатинка)
Первопрохождение: нет данных.
Основные опасности: падение камней с разрушенных скал и на осыпном склоне.
Меры безопасности: наблюдение за склоном, движение зигзагами и плотной группой.
Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме - ледово- осыпной склон 30°, 250м на спуске - средне-каменистая осыпь, разрушенные скалы, 35-40°, 350м.
Возможные места ночлега: морены перед перевальным взлётом, осыпной
склон в ущ. р.Кумбельсу, после выполаживания.
Прохождение: 3 августа 2007г., описание дано от гляциологической станции Туюксу до ущ.р.Кумбельсу. С перевала снята записка астронома

Сергея Ефимова от 02.06.07.
Погода во время прохождения: до 10 час. утра облачно, потом резкое ухудшение погоды: снег, снежная крупа, сильный ветер.

3.08.07.
Вышли в 5.43 по карману между левой мореной лед.Молодёжный и левым склоном. Затем выход на моренные валы и движение примерно по гребню. Тропа слабая. За 50мин. подошли под взлёт пер.Молодёжный (фото 4).

Фото 4. Перевал Молодёжный. Зеленым – попытка подъема на вершину.

Ещё
20мин. и мы вышли на поверхностную морену лед.Молодёжный, крутизна 30°. Шли до окончания этой морены у левого борта ледника (фото 5).

Фото 5. Перевал Молодёжный. Подъем.

Далее движение по открытому леднику, трещины незначительные, 30-35°,
самостраховка. Иногда выходим на осыпи левого склона. Непосредственно выход на перевал по центру осыпного склона, 20м, 30°. На перевал вышли в
9.20 (фото 6).

Фото 6. Путь подъема на плечо вершины Молодежная.

С перевала вышли на снежно-ледовый склон вершины Молодёжная (фото 7).

Фото 7. Подъем на плечо вершины.

Движение в кошках и связках с одновременной страховкой. Поднимаемся на плечо вершины по крутому склону, 35-40°, 200м, последние 40м имеют крутизну 50°. Этот участок шли по перилам, две точки крепления на ледобурах,
тонкий слой снега на льду.
После выхода на плечо пошли в связках с одновременной страховкой по снежно-ледовому гребню, 15-20°, на вершину. Через час после начала подъёма с перевала подошли к выступающим из снега скалам (фото 8).

Фото 8. На плече вершины. Погода портится.

Здесь крутизна увеличилась. В это время мы заметили признаки резкого ухудшения погоды, усилился ветер, небо с запада заволокло свинцовыми тучами. В целях
безопасности восхождение на вершину прекратили, решили идти по запасному варианту - спуститься в ущ.Кумбельсу и пройти перевал Молодёжный Северный от реки и до гляциологической станции Туюксу.
Спустились с плеча на перевал за 45мин (фото 9).

Фото 9. Спуск на перевал Молодёжный

Участок, требовавший перильной страховки, обошли по разрушенным скалам с попеременной страховкой за выступы, потом вышли на ледник и на три такта спустились на перевал.
Погода испортилась. Сильный шквальный ветер, снег, снежная крупа.
Спуск с перевала на запад по мелкой и среднекаменистой осыпи (фото 10),

Фото 10. Перевал Молодёжный со стороны р. Кумбельсу

встречаются выходы разрушенных скал, камни мокрые, скользкие, необходимо внимательно ставить ногу, а также наблюдать за склоном, могут падать камни, крутизна 35-40°, 350м. Дальше склон стал более пологим, 15-20°, по осыпи и моренным отложениям спустились до р.Кумбельсу напротив
пер.Молодёжный Северный. Спустились с перевала сюда за 2 часа.

общее время - 8 час 40 мин
протяженность - 4,30 км
перепад высот - 3 471 м - 3 750 м - 3 904 м - 3 750 м - 3 237 м
время движения со страховкой - 2 час 15 мин., в т.ч. попеременной или перильной - 1 час 0 мин. Пунктов страховки - 2 на ледорубах.
Перила - подъем - 40м.

4.3. Перевал Молодёжный Северный

Номер по классификатору 3.2.14
Категория сложности 1А
Высота по классификатору 3 720 м
Высота по GPS 3 791 м
Тип склона снежно-осыпной Направление прохождения с запада на восток Координаты по GPS (43-3-50,4360 77-3-22,7880)

Расположен: в Малоалмаатинском отроге главного хребта Заилийского
Алатау соединяет р.Кумбельсу и р.М.Алмаатинка.
Первопрохождение: нет данных.
Основные опасности: падение камней со скал и осыпных склонов на подъёме и спуске.
Меры безопасности: наблюдение за склоном, движение плотной группой,
не нахождение одного участника под другим.
Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме - осыпной склон до 30°, 500м на спуске - осыпной склон, разрушенные скалы, крутизна
40°, 300м.
Возможные места ночлега: пологая часть осыпного склона в ущ.р.Кумбельсу, морена лед.Молодёжный.
Прохождение: 3 августа 2007г., описание дано от верховьев р.Кумбельсу
до гляциологической станции Туюксу. Записка на перевале не обнаружена.
Погода во время прохождения: снег, снежная крупа, сильный ветер, густая облачность.

Выход в 15.00 по моренным отложениям у р.Кумбельсу и среднекаменистой осыпи, начали подъём на перевал. Непогода. Видимость ограничена (фото 11).

Фото 11. Перевал Молодёжный Северный со стороны р. Кумбельсу.

Крутизна склона 15-20°. За 40мин. подошли к перевальному взлёту 500м, крутизна 30°, осыпной склон.
Направление движения - понижение в хребте севернее скального гребня. Идём по линии падения воды плотной группой. За два перехода по 50мин. вышли на широкую седловину - разрушенный скальный гребень, мелкая осыпь (фото 12).

Фото 12. На перевале Молодёжный Северный.

Тур есть, но записки в нём не было, поэтому оставили свою записку. Спуск проходил по крутой, 35-40°, мелко-каменистой, а в нижней части
среднекаменистой осыпи длиной 300м. По осыпи местами островки разрушенных скал (фото 13,14

Фото 13. Перевал Молодёжный Северный со стороны р. М.Алмаатинка

Фото 14. Бивуак на морене ледника Туюксу.

На моренные валы лед.Молодёжный спустились за 40мин. и по уже знакомому месту за час дошли до гляциологической станции Туюксу. Склоны перевала камнепадоопасны, постоянно за ними наблюдаем. От нас потребовалась большая аккуратность и внимательность при движении по заснеженным камням. К месту ночёвки пришли в 20.00.

общее время - 5 час 40 мин
протяженность - 1,15 км (без учета повторяющегося участка)
перепад высот: - 3 237 м - 3 791 м - 3 471 м

4.4. Перевал Седло Туюксу

Номер по классификатору 3.2.18
Категория сложности 3А
Высота по классификатору 4 210 м
Высота по GPS 4 149 м
Тип склона снежно-ледовый Направление прохождения с С-З на Ю-В Координаты по GPS (43-2-40,3800 77-6-10,6560)

Расположен: в Малоалмаатинском отроге (северный отрог главного хребта Заилийского Алатау) (фото 15)

Фото15. Перевал Седло Туюксу. Путь подъема.

между вершинами Иглы Туюксу и Туюксу, соединяет лед. Иглы Туюксу (р.М.Алмаатинка) и левые конечные морены лед. Туристов (руч.Туристов, р.Левый Талгар).
Первопрохождение: в 1990 г. группа Вуколова В.Н. (Казахстан) с севера на юг. Кроме того, из [7] известно о прохождениях в 1996 и 2001 г.г. с юга на север и в 2006 г. (Е.Зеленцовой, Москва) с севера на юг. Таким образом, по
имеющейся у нас информации, мы прошли этот перевал пятыми.
Основные опасности: левый и правый борта ледника, кулуар камнепадоопасны. Отсутствие снега на леднике усложняет прохождение разломов и трещин. Наличие снега в кулуаре может потребовать организации перильной и попеременной страховки при его прохождении.
Меры безопасности: постоянное наблюдение за камнеопасными склонами,
движение с перильной и попеременной страховкой над трещинами, движение по кулуару плотной группой зигзагами.
Участки, определяющие категорию сложности: ледопад перевального
взлета 30-50º 500м. На спуске: снежно-ледовый карниз 10м, скально-осыпной кулуар 35º 500м.
Возможные места ночлега: на подъеме - морены ледника Иглы Туюксу,
на спуске после выхода из кулуара на осыпи напротив бокового языка ледника.
Прохождение: 4-6 августа 2007 г. Описание дается от гляциологической станции Тюксу до Солнечной поляны в долине р.Левый Талгар. С перевала снята записка москвичей годичной давности, руководитель Е. Зеленцова.
Погода во время прохождения: 4 августа - дождь, снег, снежная крупа. после обеда переменная облачность, без осадков. 5 августа - с утра ясно, после обеда плотные облака на склоне, видимость 20м, к вечеру ясно. 6 августа -
переменная облачность.

4.08.07.
Вышли с места ночевки от гляциологической станции Туюксу в 11.00.
Пошли по моренным образованиям вверх по ущелью в направлении ледника Туюксу. Перепад высоты незначительный, тропы нет. Через 45 мин. подошли на плоское песчаное место, временами заливаемое водой. Это не доходя языка
лед. Туюксу. С этого места пересекли ущелье к правому борту. Хаотическое нагромождение моренных валов. Через 30 мин подошли к моренам лед. Иглы Туюксу. Здесь в непосредственной близости от ледника нашли площадки для двух палаток и в 13.25 стали лагерем (фото 14). Пока сюда дошли, с неба шел дождь, крупа, снег. После вчерашнего циклона весь день была неустойчивая погода

общее время - 2 час 25 мин
протяженность - 2,69 км
перепад высот: - 3 471 м - 3 460 м

5.08.07.
Выход в 6.40. Через 10 мин движения по морене вышли на лед. Иглы
Туюксу. На леднике движение в кошках в связках с одновременной страховкой. Ледник открытый, крутизна подъема 10º. К нижней ступени ледопада подошли в 8.25. Дальше двигались по закрытому леднику к седловине, толщина снежного покрова 10 см. Крутизна подъема к седловине возрастает до 50º, шли
на передних зубьях кошек.
Преодоление нижней ступени ледопада по перилам 2х50м, 30º, лед покрыт тонким слоем снега. Разломы ледника проходили по снежным мостам. Снег помешал прохождению ледового склона с попеременной или одновременной страховкой. На крутом льду, покрытому тонким слоем снега, для безопасности предпочли перильную страховку.
В 10.00 преодолели нижний ледопад. Дальше и до перевала двигались по
центру ледника по перилам с 3 по 10 веревки (8х50м), крутизна 50º (фото 16),

Фото 16. Подъем на перевал Седло Туюксу.

11 и 12 веревки - 2х50м, 30º. Верхний бергшрунд прошли по слабому мосту (фото 17-20

Фото 17. Подъем на перевал Седло Туюксу.

Фото 18. Путь подъема на перевал Седло Туюксу от места ночевки.

Фото 19. Подготовка к спуску с перевала Седло Туюксу.

Фото 20. Спуск по вертикальным перилам с перевала Седло Туюксу.

Нижняя точка крепления и 3 точки в верхней трети подъема - на ледорубе, остальные точки крепления - на ледобурах.
С 4 по 8 веревки движение происходило в сложной облачности, видимость
20м. 11 и 12 веревки не были необходимы, т.к. крутизна и состояние снега позволяли двигаться с одновременной страховкой, однако была принята во
внимание усталость группы.
Мы поднимались по центру ледопада, т.к. начиная с 11.00 регулярно падают камни со склонов обеих вершин.
На перевал вышли в 17.20.
Перевал представляет собой снежный протяженный карниз, нависающий в сторону нашего спуска. Спуск по скалам не представляется возможным. Тур
находится в восточной части седловины на скалах (фото 21).

Фото 21. Вид в сторону вершины Иглы Туюксу. Крестик – тур

Сняли записку
группы Зеленцовой Е., г.Москва, которые этот тур и сложили, поскольку не нашли предыдущего. С перевала виден наш путь подъема от морены и по

леднику (фото 18).
Места для палаток на перевале нет. Участники группы в силу продолжительности работы нуждались в полноценном отдыхе. Это вынудило выполнить спуск к ближайшим нормальным местам ночлега.
Спуск с седловины обычно занимает 50 мин. Спускаться решили по центру
карниза, где он почти не нависает (фото 19). До этого места провесили 2х50м перил, крутизна от 30º до 15º, крепление на ледорубах. Спускались по вертикальным перилам (фото 20), "восьмерка" + командная страховка, точка крепления на снежном якоре. Рюкзаки спускали отдельно (фото 22).

Фото 22. Спуск рюкзаков с седловины.

10м вертикально (снежная стенка) и 10м наклонного снежника, 30º. Последний спускался также с командной страховкой. Якорь удалось сдернуть не сразу. Собрались на среднекаменистой осыпи. Сняли страховочные системы, кошки.
Кулуар длиной 500м, крутизна 35º (фото 23, 24).

Фото 23. Путь спуска с перевала Седло Туюксу.

Фото 24. Перевал Седло Туюксу со стороны лед. Туристов.

Прошли по среднекаменистой и мелкой осыпи со страховкой. Движение плотной группой зигзагами, наблюдение за скальными склонами. Осыпь подвижная, камни уходят из-под ног, но с окружающих скал падения камней замечено не было. После кулуара по крупнокаменистой осыпи вышли к пологому месту напротив бокового языка ледника, подсвечивали себе путь фонарями.
Вода в ручье, вытекающем из кулуара, но нужно искать в камнях.

общее время - 13 час 40 мин
протяженность - 3,34 км
перепад высот - 3 460 м - 4 149 м - 3 761 м
время движения со страховкой - 11 час 40 мин.,
в т.ч. попеременной или перильной - 10 час 10 мин.
Пунктов страховки - 16: на ледобурах - 8 на ледорубах - 6 на снежном якоре - 1.
Перила - подъем - 500м, спуск - 20м.

6.08.07.
Выход в 13.37. По крупнокаменистой осыпи пошли вниз по ущелью,
вначале по центру, потом сместились к левому борту, выбирая проход в нагромождениях моренных валов. Они сменяются травянистыми склонами 15-
25°, по которым через 40 мин. от бивуака выходим на левую морену лед.Туристов. Здесь есть ровные песчаные площадки, следы стоянок. Воды не
заметили.
В этом месте ущелье резко, почти под прямым углом, поворачивает на северо-восток. Продолжаем идти по гребню левой морены и только здесь появляется нечеткая тропа, маркированная камнями. После 30 мин. движения по морене подошли к травянистым площадкам, следы бивуаков.
Дальше маркировка уводит на травянистый склон и там тропа теряется.
Траверсируя левый склон, увидели, наконец, тропу - она идет внизу вдоль ручья. То есть, от травянистых площадок надо было идти просто понизу вдоль ручья. За 15 мин. спустились к тропе на уровне конечной морены лед. Туристов. Тропа набитая, идет по травянистому левому склону. Через 45 мин.

движения по ней вышли к группе больших камней в долине Левого Талгара. Ущелье широкое, плоское дно. Когда-то здесь были разливы, сейчас русло реки одно. Галькой выложены названия турклубов.
За 1 час 10 мин. подошли к холму левого склона. После небольшого отдыха поднялись по тропе наверх на этот склон, чтобы обойти прижим.
Появился хвойный лес, есть грибы.
Остановились в 19.40 на опушке леса перед самым выходом к разливам Левого Талгара на Солнечной поляне. Это стандартное место отдыха и стоянок групп, идущих по Левому Талгару и его притокам.
Устроили себе здесь отдых и мы - остановились на дневку. И, хотя она оказалась дождливой, мы восстановились после сложного перевала.

общее время - 6 час 0 мин
протяженность - 11,25 км
перепад высот: - 3 761 м - 2 681 м

4.5. Переход: Солнечная поляна - лед.Северцова

Прохождение: 8 августа 2007 г. Описание дается от Солнечной поляны до поверхностной морены лед.Стальского.
Погода во время прохождения: переменная облачность, без осадков.

8.08.07.
Выход в 8.05. Решили не переходить вброд Левый Талгар - не такое
простое это дело. Несколько рукавов. Мы предпочли потратить чуть больше времени, но перейти на правый берег надёжно и безопасно.
Пошли вниз по ущелью, перешли Солнечную поляну по тропе за 40 мин.
(фото 25).

Фото 25. Солнечная поляна в ущ. Левого Талгара.

Дальше поднялись на осыпной склон, поросший хвойным лесом, и спустились к старому селевому выносу, полностью перекрывшему реку, к так называемой селевой плотине. Река практически полностью ушла под камни. Чтобы перейти на правый берег, нужно только перешагнуть ручей.
Дальнейшее движение по правому берегу вверх до устья р.Улькун- Мынжилки. Володе Кирпе удалось найти тропу в 30 метрах над рекой. Тропа старая, читается очень плохо. Звериные следы читаются чаще, чем людские.
Благодаря тропе обошли по траве и хвойному лесу крутые осыпные берега
Левого Талгара и вышли на Солнечную поляну на правом берегу.
Привал на месте оборудованной стоянки в лесу, есть площадки для палаток. На обход через селевую плотину к месту предполагавшегося брода у нас ушло 2 часа. Небольшая цена за надежность и комфортность.
Прошли заливной луг Солнечной поляны (фото 26).

Фото 26. На правом берегу Левого Талгара.

Случайно стали на
еле заметную тропу, которая по траве и еловому лесу привела к устью реки Улькун-Мынжилки. Привал на камнях (обломочный материал, по которому текла река).
Вышли в 11 часов по правому берегу р.Улькун-Мынжилки. Вначале вдоль русла по камням.
Через 40 мин. подошли к мелкоосыпному склону, спускающемуся к реке.
Решили идти вверх на гребень этой осыпи. Слева по ходу склон зарос кустарником. Поднимались по этим зарослям, крутизна 30°. Первый взлет
преодолели за 15 мин., за ним небольшое выполаживание. Второй взлет по
траве и кустарнику параллельно осыпному склону преодолели за 45 мин. Прошли еще 55 мин. вначале вверх, а потом повернули направо и траверсировали осыпной склон. Поднялись на гребень осыпи и поняли, что ошиблись. Следовало после первых 15 мин. подъема вдоль этой осыпи по траве
повернуть вправо, подняться на осыпь, траверсировать ее и опуститься на травянистый правый склон реки. Досадная ошибка, но в целом движение правым берегом Улькун-Мынжилки оправдано, хотя и нет тропы, так как избавляет от переправы вброд через бурный поток.
Спустились с осыпи и пошли вдоль реки по травянистому склону, затем вверх вдоль ручья (ущелье резко повернуло на северо-восток), поднялись на
гребень травянистого склона, круто обрывающегося к ручью. От осыпи сюда добрались за 2 часа 10 мин.
За полчаса спустились отсюда к ручью, текущему с лед.Северцова,

перешли на его левый берег. Дальнейшее движение левым берегом вдоль ручья. Вышли на пологий участок. Перед нами пик Богатырь, ледник Пионер. Вершина МЮД выглядывает из-за нагромождения моренных валов. Пересекли пологие моренные образования в направлении ручья, вытекающего из лед.Северцова.
Подъем и движение по правой морене этого ручья. Гребень морены широкий, можно сказать, что это нагромождение моренных валов. Набор высоты. Крутизна 20-25°. Виден язык лед.Северцова, перевалы МЮД и Северцова.
Дальнейшее движение продолжили по гребню правой морены, в обход языка ледника. Несколько раз встречались площадки для палаток, но мы
прошли морену до конца.
Потом 400 м траверс осыпного склона. Мелкая и средняя осыпь. Вышли на ледник Северцова и в 19.45 остановились на ночлег на поверхностной морене лед.Северцова (фото 27).

Фото 27. Перевал и вершина Стальского.

общее время - 11 час 40 мин
протяженность - 12,53 км
перепад высот: - 2 681 м - 3 920 м

4.6. Перевал Сулеймана Стальского

Номер по классификатору 3.3.2
Категория сложности 2Б
Высота по классификатору 4 350 м
Высота по GPS 4 390 м
Тип склона ледово-снежный Направление прохождения с Ю-З на С-В Координаты по GPS (43-4-0,1560 77-13-31,0080)

Расположен: в Джамбульском отроге (один из северных) главного хребта Заилийского Алатау, между вершиной С.Стальского (4514м) и вершиной Фрунзе (4450м), соединяет лед.Северцова (р.Лев.Талгар, р.Улькун-Мынжилки) и лед.Шокальского (р.Ср.Талгар).
Первопрохождение: нет данных.
Изменение категории сложности: отсутствие или малое количество снега на ледопаде лед.Шокальского повышает категорию сложности до 3А.
Основные опасности: на подъёме - падение камней по кулуару (начало после 8.30) обледенелая осыпь на спуске - трещины и разломы ледопада.
Меры безопасности: на подъёме - наблюдение за склоном, страховка (связки, перила) на спуске - движение в связках, страховка (перила или попеременная) через трещины и разломы.
Участки, определяющие категорию сложности: снежно-ледовый кулуар
30-45°, 400м на подъёме три ступени ледопада лед.Шокальского, 45-50°, около километра.
Возможные места ночлега: правая морена лед.Северцова, седловина перевала, правая морена лед.Шокальского (ниже языка ледника).
Прохождение: 9 августа 2007 г. Описание дано от места ночлега на поверхностной морене лед.Северцова до правого берега р. Ср.Талгар, путь ниже языка лед.Шокальского.
Погода во время прохождения: ясно.

9.08.07.
Выход в 6.40. Переход 30 мин. по пологой части открытого ледника, 10-
15°, подошли к левому кулуару, ведущему на перевал (фото 28).

Фото 28. Путь подъема на перевал Стальского.

Одели кошки,
связались в связки. Дальше и до перевала ледник закрытый, но трещин заметно не было. Через 15мин. подошли под перевальный взлёт (фото 29)

Фото 29. Кулуар, ведущий на перевал Стальского.

- снежно-
ледовый кулуар 400м, 30° (до большого камня, виден в нижней трети на фото 29), затем 45° до перевала. На снегу видны камни, упавшие со скал. Дошли до упомянутого большого камня (одновременная страховка). Здесь снежник разорван небольшим участком обледенелой осыпи. Перила 30м, две точки крепления на ледобурах, справа налево под скалы (фото 30).

Фото 30. Подъем по кулуару на перевал Стальского.

Затем переход и
движение с одновременной страховкой вдоль левого борта кулуара. В верхней трети подъёма под снегом натёчный лёд. Перила 30м, налево вверх, к правому борту, две точки крепления на ледобурах. Отсюда седловина уже видна, шли с

одновременной страховкой. На последних 50м навесили перила, внизу ледобур, вверху - ледоруб. При выходе на перевал 20м - обледенелая осыпь (фото 31).

Фото 31. Выход на седловину перевала Стальского.

Первые камни по кулуару пошли в 8.45. Наблюдали и своевременно предупреждали друг друга.
На перевал вышли в 12.00. Седловина - разрушенные скалы и снег (фото 32),

Фото 32. Пик Стальского с одноименной седловины.

есть возможность поставить палатки. Сняли записку группы Е. Зеленцовой
(г. Москва). Они в 2006г. ночевали на седловине. Спуск с перевала начали в
12.30. влево и вниз по снежно-ледовому склону в обход верхней ступени ледопада (фото 33).

Фото 33. Начало спуска с перевала Стальского.

Связки, одновременная страховка. Дальнейшее движение по крутому (до 50°) снежно-ледовому склону (фото 34)

Фото 34. Спуск с перевала Стальского.

с одновременной и
переменной страховкой над трещинами. Снег рыхлый, над трещинами держит плохо. Дважды в средней части спуска навешивались перила на ледобурах (2х50м), тонкий слой снега на льду, 45°. На пологую часть ледника вышли в
14.00. (фото 35).

Фото 35. Средняя ступень ледопада Шокальского.

Путь спуска группы с перевала на фото 36 и фото 37.

Фото 36. Путь спуска с перевала Стальского по ледопаду Шокальского

Фото 37. Путь спуска по леднику Шокальского.

Дальше двигались по открытому леднику, по центральной его части, обходя трещины, затем ближе к правому борту. Ледник неровный, большие промоины. На поверхности много обломочного материала. Перед своим
окончанием ледник сильно разломан, бугры, холмы, впадины. Открытый лёд и покрытый тонким или толстым слоем обломочного материла. В этом месте пересекли ледник к левому краю, по поверхностным моренным валам подошли к языку ледника и в 100 м от его окончания перешли на правый борт ущ. Ср.Талгар (фото 38, 39).

Фото 38. Язык ледника Шокальского.

Фото 39. Язык ледника Шокальского.

Ледник оказался перемётным и избавил нас от трудоёмкой переправы через реку. На ночлег остановились в 19.15. на пологом
правом берегу Ср.Талгара. Вода в реке мутная.

Итого:
общее время - 12 час. 35 мин.
протяженность - 8,08 км
перепад высот - 3 920 м - 4 390 м - 3 279 м
время движения со страховкой - 6 час. 00 мин,
в т.ч. попеременной или перильной - 2 час. 30 мин.
Пунктов страховки - 10: на ледобурах - 9 на ледорубах - 1.
Перила - подъём - 110 м, спуск - 100 м.

4.7. Перевал Актюз

Номер по классификатору 1.58
Категория сложности 3А
Высота по классификатору 4 390 м
Высота по GPS 4 247 м
Тип склона снежно-ледовый Направление прохождения с С-З на Ю-В Координаты по GPS (43-6-1,9080 77-19-9,9120)

Расположен: в главном хребте Заилийского Алатау, между пиком Труд (4841м) и вершиной Актау (4700м), соединяет лед.Крошка (р.Ср.Талгар) и лед.Корженевского (р.Южный Иссык, р.Чилик)
Первопрохождение: 1935г., группа из Алматы, руководитель В.М. Зимин.
Основные опасности: на подъёме - падение камней со скал на обходную полку подвижные, "живые" камни на полке, трещины и разломы верхнего ледопада, лавинная опасность склона при большом снежном покрове. На
спуске большое количество трещин ледника Корженевского, слабость снежных мостов и раскисание снега во второй половине дня.
Меры безопасности: на подъёме аккуратно ставить ноги на камни - наблюдение за склоном на скально-осыпной полке, преодоление ледопада со страховкой попеременной или перильной на спуске - попеременная страховка над трещинами.
Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме - верхний
ледопад (перевальный взлёт) 40-55°, 600 м, снежно-ледовый склон, участки открытого льда.
Возможные места ночлега: устье ручья из лед.Крошка, начало правой морены лед.Крошка, пологие участки лед.Корженевского.
Прохождение: 10-13 августа 2007г. Описание дано от языка лед. Шокальского до слияния р.р. Южный Иссык и Юго-Восточный Талгар. С перевала снята записка москвичей, руководитель Е. Зеленцова, Москва 2006г.
Погода во время прохождения: 10 августа - с утра облачно, с 14.00 дождь до середины ночи, затем снег до утра. 11 августа - переменная облачность, иногда срывался снег, вечером шёл дождь, крупа. 12 августа с утра ясно, вечером ветер, снег. 13 августа - ясно.

10.08.07.
Выход в 10.35. Шли по правому берегу Среднего Талгара вниз по ущелью.
Осыпной, а затем и травянисто-осыпной склон, по траве нечёткая тропа. В
11.45 привал на бывших альпинистских ночёвках, недалеко от устья ручья от лед.Крошка. Здесь есть площадки для палаток на траве, чистая вода, сохранился каркас для большой брезентовой палатки. Комфортное место для отдыха (днёвки). После отдыха 15 мин. прошли ещё немного (около 200м) и
повернули по старой едва заметной тропе направо вверх по травянисто-

осыпному склону 20-25°, в направлении левого борта лед.Крошка. За 55 мин. вышли на верх конечной морены лед.Крошка. Виден язык ледника, достаточно крутой, без перил не обойтись, по леднику лежат камни. Внизу нагромождение моренных валов, вперемешку с выходами льда. На противоположном, правом борту ущелья - скально-осыпная полка (фото 40),

Фото 40. Переход на скальную полку ниже языка ледника Крошка.

известная нам по описаниям
[7]. Спустились вниз по моренным валам и на 200м ниже языка ледника перешли на правый борт ущелья, поднялись на скально-осыпную полку под
скалами правого борта. Переход занял 50 мин. С этого момента с небольшими
перерывами шёл дождь до середины ночи. Полка широкая (15-20м), наклона от
борта не имеет, крутизна 45°, покрыта сплошным слоем средне и крупнокаменистой осыпи. Подъём крайне тяжёл, все камни под ногами неустойчивы, хоть и не летят вниз. Приходится постоянно контролировать себя
- куда и как ставить ногу. Постоянно наблюдали за склоном, камни ведь откуда-то здесь появились. Шли, естественно, в касках. Пока поднимались, не
заметили ни одного падения камней со скал на полку, но вряд ли стоит этим обольщаться. Дождь сильно замедлил наше движение, полку проходили около трёх часов. Как только ушли с полки на сравнительно пологий участок - моренные валы правого борта, остановились на ночлег в 18.30. Готовых площадок не было. Воду с трудом нашли в камнях.

общее время - 7 час 55 мин
протяженность - 4,75 км
перепад высот: - 3 279 м - 3 554 м

11.08.07.
Всю ночь шёл дождь, потом снег. К утру палатки и камни вокруг присыпало слоем снега (фото 41).

Фото 41. Бивуак после выхода с полки.

Утром сушили вещи и ждали, чтобы немного сошёл свежий снег. На перевал в этот день всё равно было нельзя идти. С места ночёвки шли по крупнокаменистой осыпи в кармане правой морены. Правда, мореной это назвать трудно, гребня нет, нагромождение камней. Через 30 мин. перевалили через эту так называемую морену, и вышли на пологий открытый ледник. Ещё через 30 мин. опять ушли на моренные валы
правого борта. Искали место для лагеря, не нашли. Прошли ещё полчаса почти до окончания морены, остановились на ночлег. Площадки для палаток выложили из камней.

общее время - 2 час 05 мин
протяженность - 1,13 км
перепад высот: - 3 554 м - 3 724 м

12.08.07.
Выход в 7.30. Холод ужасный! От места ночёвки движение в связках и
кошках по закрытому пологому леднику. Через 30 мин. подошли под

перевальный взлёт (фото 42).

Фото 42. Перевал Актюз. Вершина Актау.

Подъём начали по центру напротив седловины (фото 43).

Фото 43. Начало подъема на перевал Актюз.

Фирновый склон 35-40°, протяженность 200м. Одновременная страховка. Через два часа локальное выполаживание. Пройдена треть склона. Далее уходим направо и вверх, обходя огромные разрывы в средней части ледопада. Двигались в направлении скального гребня правее от седловины, к верхнему бергшрунду (фото 44, 45).

Фото 44. Подъем на перевал Актюз

Фото 45. Подъем на перевал Актюз.

В этой части трещины проходили по мостам с попеременной страховкой. Крутизна склона увеличивается от 20-25° до 45-50° возле верхнего бергшрунда, к которому подошли через 2 часа (в
12.15). Это примерно прошли ещё треть перевального взлёта.
Дальше и до перевала шли с перильной страховкой вдоль нижнего края верхнего бергшрунда. Справа налево к седловине. Фирн, местами лёд. 7х50м.
Крутизна 45-55°. Точки крепления верёвок с 1 по 5 были на ледобурах, слой снега небольшой. Когда через бергшрунд появился снежный мост, ушли вверх на снежный гребень (фото 46).

Фото 46. Перевал Актюз. Выход на седловину.

Шестая верёвка вверху и седьмая (оба конца) на ледорубах.
С гребня спуск на перевал по снегу 50м, 25°. Седловина широкая, снежная (фото 47, 48).

Фото 47. Вид на северо-восток.

Фото 48. На перевале Актюз. Видно вершину Актау.

Тур в разрушенных скалах со стороны Ю.-В. Талгара. От начала перил до седловины поднимались 5час. 50мин.
В 18.40 начали спуск с перевала (фото 49).

Фото 49. Начало спуска с перевала Актюз.

Спуск с седловины начался подъёмом по некрутому снежному склону, затем спуск по некрутому закрытому леднику (фото 50, 51).

Фото 50. Начало спуска с перевала Актюз.

Фото 51. Спуск с перевала Актюз.

Вышли на широкое плато ледника Корженевского. Двигались в кошках с одновременной страховкой по левой ветви ледника, по её центру. Снег раскис, постоянно проваливались. Очень много трещин, снежные мосты держат плохо
- попеременная страховка. Поверхность ледника обманчива, не всегда читалось, что ледник закрыт.
В 19.45 остановились на ночлег между двумя трещинами на пологом льду. Растяжки палаток крепили на ледобурах и ледорубах. Усилился ветер, пошел снег.

общее время - 12 час 15 мин
протяженность - 5,51 км
перепад высот - 3 724 м - 4 247 м - 4 165 м время движения со страховкой - 11 час 40 мин., в т.ч. попеременной или перильной - 6 час 50 мин.
Пунктов страховки - 8: на ледобурах - 6 на ледорубах - 2.
Перила - подъём - 350 м.

13.08.07.
Выход в 9.20. Движение по закрытому леднику, много трещин. Сложное
лавирование. Одновременная страховка, а над снежными мостами попеременная. Шли в основном по центру и слева. Перед поворотом ледника
резко на юг крутизна увеличилась до 30°, около 200 м. Дальше снова пологий
ледник. На фото 52

Фото 52. Ледник Корженевского.

показан наш путь по леднику. Не доходя спуска с перевала
Кок-Булак, ушли к левому борту на моренные валы. Двигались полчаса по

моренам, пока ледник справа от нас не открылся от снега. Поверхность ледника ровная, без разломов. Мы вышли на него в 11.15. и дальше двигались по его центру (фото 53),

Фото 53. Вниз по леднику Корженевского.

почти до окончания. Трещины незначительные и обходятся. Через 1час. 10мин., не доходя языка ледника там, где начались разломы, вышли на правый борт на моренные валы. Как только склон позволил, поднялись на 100м над рекой, траверсируя среднекаменистую осыпь, до выхода на пологую часть языка ледника. Здесь ледник покрыт мелко-каменистой поверхностной мореной. За 1час 30мин. вышли к окончанию ледника в пологую часть ущелья. Остановились на обед с 15.00 до 16.30. Дальше шли правым берегом вдоль реки Южный Иссык. Вначале по обкатанным валунам, затем появилась трава. Тропы нет. В 18.15 подошли к правому притоку реки. Переправа вброд по одному (фото 54).

Фото 54. Переправа через ручей.

Продолжили движение правым берегом реки. Прижим перед устьем пришлось обойти поверху по травянистому склону, и мы вышли в 20.00 к слиянию р.р.Южный Иссык и Ю.-В.Талгар. Заночевали рядом с заброшенным домиком пастухов.

общее время - 10 час 40 мин
протяженность - 17,86 км
перепад высот - 4 165 м - 2 943 м
время движения со страховкой - 3 час 40 мин.,
в т.ч. попеременной или перильной - 1 час 0 мин.

4.8. Переход: слияние рек Ю.-В. Талгар и Ю.Иссык - лед.Жангырык

Прохождение: 14-15 августа 2007г. Описание дано от слияния рек Южный
Иссык и Юго-Восточный Талгар до языка ледника Жангырык.
Погода во время прохождения: 14 августа - ясно 15 августа - переменная облачность.

14.08.07.
Выход в 8.00. Накануне вечером смотрели Ю.-В. Талгар. Бурная река, воды
много. В таком состоянии мы ее перейти не сможем. Решили, что если вода за ночь спадет достаточно, то переправимся утром. Подошли к реке выше
слияния, уровень воды действительно упал, но все же переправа не выглядит
тривиальной. Все-таки пошли, "стенкой". В этом месте два рукава. Первый, послабее, перешли с трудом. Дно неровное, валуны, воды по колено, но сильно захлестывает. Остановились на каменной гривке, почти в воде. Второй рукав заметно сильнее. Трехминутное размышление руководителя привело к отказу от дальнейшего брода.
С таким же трудом вернулись назад, но уже более уверенно - знали, что пройдем, если один раз уже это сделали. Вылезли из реки, замерзшие, мокрые.
Приготовили завтрак, которого еще не было. Осмотр прилегающих участков показал, что переправа для нас реальна только в верховьях Ю.-В. Талгара, т.к. то, что мы смогли увидеть вблизи, было еще сложнее. Возможно, когда-то на лошадях здесь и был брод, но в этих местах уже давно нет ни
лошадей, ни людей.
После завтрака пошли вверх по ущелью левым берегом Ю.-В. Талгара. В нескольких километрах выше увидели уступ, перекрывающий ущелье, сквозь который прорывается река в теснине. Предположили, что выше этого уступа пологое место и, возможно, река более спокойна. Тропы нет, заросли кустарника, трава, осыпи. Некрутой подъем. Периодически руководитель подходил к реке в надежде найти место для переправы, но здесь еще хуже, чем
там, где мы пытались перейти.
За 2,5 часа подошли к уступу. Подъем по травянисто-осыпному склону вверх за 50 мин. На перегибе увидели, что выше уступа река разливается на несколько рукавов, а дно долины плоское.
Спустились за 15 мин. к реке и увидели, что мы сможем здесь перейти ее вброд. Три рукава по несколько метров, воды максимум по колено, но дно
ровное, сложенное мелкой галькой, валунов и больших камней в воде нет и это,
конечно, облегчает переход. Шли все вместе одной "стенкой".
После переправы пообедали и пошли вниз правым берегом ущелья. Травянисто-осыпной склон, заросли кустарников. Траверс склона высоко над рекой. На фото 55

Фото 55. После переправы через Ю.-В. Талгар.

мы на этом склоне, видно место нашей переправы через Ю.-В. Талгар.
Периодически на склоне попадаем на слабую тропу. За 3,5 часа движения по такому склону мы прошли ущелье до слияния Ю.-В. Талгара с Ю.Иссыком.

Отсюда по травянистому склону за 30 мин. вышил к слиянию с р.Жангырык и прошли еще 15 мин. вверх по ущ.Жангырык (фото 56).

Фото 56. Ущелье Жангырык.

Остановились на ночевку в 18.30. вода внизу в реке мутная.

общее время - 10 час 30 мин
протяженность - 12,42 км
перепад высот: - 2 943 м - 2 924 м - 3 299 м - 2 894 м

15.08.07.
Выход в 8.35. Шли по левому склону ущ.Жангырык. Траверс травянистого склона. Тропа почти горизонтальная, достаточно далеко от реки. Воды нет.
Прошли 45 мин. Тропа на короткое время спускается на дно долины, затем опять траверс травянистого склона не столько высоко, сколько далеко от реки. Ущелье поворачивает немного вправо, потом виден поворот влево, но нужды в ориентации нет. Просто движемся левым берегом р.Жангырык. Характер тропы тот же.
Увидели камень, маркированный краской, по-видимому, здесь когда-то был плановый маршрут. От места ночевки дошли сюда за три перехода, всего 2 часа 50 мин. Здесь пологое место, дрова, есть ручьи с чистой водой. Хорошее место для лагеря.
Дальше крутизна постепенно увеличивается. За два перехода по 50 мин.
подошли к крутым конгломератным стенам каньона. Спуск в нижней части, а подъем - в верхней части каньона. По низу течет ручей с хорошей чистой
водой. Поднявшись из каньона, зеленый холм обходим справа, т.е. между
холмом и склоном ущелья.
Поднялись по тропе на пологий участок, усеянный камнями (среднекаменистая осыпь), на котором растет кустарник (45 мин. от каньона). За 10 мин. спустились к реке. Движение по камням, тропы нет.
Еще 25 мин. и подошли к левому притоку Жангырыка, глубина ниже
колена. Вброд переправились по 2-3 человека.
Дальше пошли вдоль ручья в направлении моренных валов. Постепенно забираем налево к реке.
Спустились с моренных валов, идем по камням вдоль реки. Затем вышли на мореные нагромождения чтобы обойти прижим. Еще одни моренные валы обходим вдоль реки и идем по камням до моренных образований недалеко от
ледника Жангырык.
Остановка на ночлег в 18.55.

общее время - 10 час 20 мин
протяженность - 20,39 км
перепад высот: - 2 894 м - 3 4547 м

4.9. Перевал Машковцева

Номер по классификатору 4.4.1
Категория сложности 2А
Высота по классификатору 4 050 м Высота по GPS 4 209 м Тип склона ледовый
Направление прохождения с востока на запад
Координаты по GPS (42-57-36,8640 77-9-15,9840)

Расположен: в Чилико-Кеминской перемычке между Заилийским Алатау и Кунгей Алатау соединяет лед.Жангырык (р.Жангырык) и лед.Машковцева (р.Машковцева, р. Ю.-З.Талгар.
Первопрохождение: нет данных.
Изменение категории сложности: Три раза происходило интенсивное образование и исчезновение трещин на ледниках и объективная сложность пер.Машковцева при этом менялась от 1Б до 2А*.
Основные опасности: на подъёме - трещины лед.Жангырык, карниз на седловине на спуске - трещины и разломы лед.Машковцева.
Меры безопасности: движение в связках с одновременной и попеременной страховкой над трещинами. При выходе на седловину перила прямо вверх и через карниз следует прорубиться.
Участки, определяющие категорию сложности: Разорванный закрытый
ледник на подъёме и спуске, а также перевальный взлёт с востока, 220 м, 35-
45°.
Возможные места ночлега: левая морена лед.Жангырык недалеко от него на широкой седловине перевала (мелкие камни, снег) на правой морене лед.Машковцева после спуска с него.
Прохождение: 16-17 августа 2007г. Описание дано от ночёвок на левой морене перед языком лед.Жангырык до ущ.Чон-Кемин. С перевала сняли
записку москвичей, туристического клуба «Гадкий утёнок», руководитель
Камышанова П.
Погода во время прохождения: 16 августа - сильный ветер, во второй половине дня шёл снег, ночью несколько градусов мороза. 17 августа - переменная облачность.

16.08.07.
Выход в 8.00. Беспорядочные моренные нагромождения. В 10 минутах от
бивуака ручей с чистой водой, а вечером мы не нашли его и пили мутную воду из реки. Мы шли в направлении поверхностной морены на лед.Жангырык (фото 57)

Фото 57. Бивуак перед ледником Жангырык.

и через 45мин. подошли к началу ледника (фото 58).

Фото 58. Перевал Машковцева.

Поднялись по
языку ледника справа налево к поверхностной морене посредине ледника. Ледник открытый, 20°. Далее двигались вдоль этой морены по пологому леднику в направлении широкой вершины, замыкающей цирк (фото 59).

Фото 59. Подъем на перевал Машковцева.

Крутизна колеблется на разных участках от 5-10° до 15-20°.
После двух переходов по 50мин. подошли к ледовому взлёту, 100м, 30-35°, поднялись на него за полчаса в связках с одновременной страховкой. Локальное выполаживание 5-10°. Повернули налево, и пошли параллельно хребту к логическому понижению южнее вершины (фото 58). Ледник закрытый,
разорванный трещинами. Попеременная страховка при движении по снежным мостам. За 2час. 30мин. подошли к перевальному взлёту, представляющему собой снежно-ледовый склон 200м, 35-45° (фото 60).

Фото 60. Перевальный взлет перед перевалом Машковцева

На седловине из снега и льда карниз, нависающий на восток (фото 61).

Фото 61. Выход на седловину перевала Машковцева.

Преодолели взлёт за 1час
30мин. Карниз прошли по перилам 20м, 45° и 2,5м, 60°. Нижняя точка крепления на ледорубе, верхняя на ледобуре. Седловина широкая, снежная, с
выходами разрушенных до мелких камней скал (фото 62).

Фото 62. На перевале Машковцева. Вид на север.

Спуск с перевала начали в 15.45 по мелкой осыпи (фото 63),

Фото 63. Начало спуска с перевала Машковцева.

200м, 35°, направо в направлении разрушенного скального отрожка, вдоль него налево по закрытому леднику (фото 64),

Фото 64. Перевал Машковцева с ледника Машковцева.

связки. Когда отрожек закончился, повернули направо и пересекли лед.Машковцева к правому борту. Трещин много, снег проваливается. Шли с попеременной страховкой. Поверхность ледника неровная, бугристая. Локальные перепады высот 10-20м (фото 65, 66).

Фото 65. Поиск прохода по леднику Машковцева.

Фото 66. Лавирование среди трещин и разломов на леднике Машковцева

Разломы имеют беспорядочную направленность. Лавировка среди трещин и поиск пути в разломах затруднительны. По классификатору этот перевал имеет категорию сложности 1Б*. По данным Вуколова В.Н. с 1968г. по 2006г.г. три раза происходило интенсивное образование и исчезновение трещин на ледниках и объективная сложность пер.Машковцева при этом менялась от 1Б до 2А* [5].
В 2006г. экспедиция (руководитель Вуколов В.Н. в походе VI категории сложности) прошла этот перевал, отнеся его к 2А категории сложности. Своим прохождением мы также оцениваем его как 2А, так как состояние ледников и требуемая для их прохождения техника страховки, время движения со страховкой полностью соответствовала 2А категории сложности.
Спустились с ледника на правые моренные валы (фото 67)

Фото 67. Выход на правые морены ледника Машковцева.

в 17.00. Дальше шли по моренным нагромождениям справа, а ниже языка ледника - по центру ущелья (фото 68).

Фото 68. Перевал Машковцева с запада.

Остановка на ночлег в 18.00 на ровных стоянках с
чистой водой возле большого камня. Во второй половине дня несколько раз срывался снег. Ночью был мороз.

Итого:
общее время - 10 час. 05 мин.
протяженность - 11,95 км
перепад высот - 3 454 м - 4 209 м - 3 750 м
время движения со страховкой - 5 час. 10 мин,
в т.ч. попеременной или перильной - 2 час. 0 мин.
Пунктов страховки - 2: на ледобурах - 1 на ледорубах - 1.

17.08.07.
На ночь взяли в палатку бутылку с водой, утром наполовину взялась
льдом. Ручьи промёрзли, русла покрыты льдом, воды почти нет.
Выход в 8.35 по моренным отложениям к левому борту ущелья. Ручей
Машковцева, несколько рукавов, перешли по камням, возможно, в другой ситуации - это серьёзный брод. Через 55мин. мы на левом склоне на средне- и
крупнокаменистых осыпях и моренных валах. Шли сначала по ним, затем по
крупным обкатанным камням в русле ручья Машковцева или вдоль него. Воды мало, ледники ещё не разогрелись. Оба берега - высокие крутые осыпные склоны. В 10.45 подошли к расширению ущелья, появилось плоское дно. Ещё через 10мин. на левом склоне появляется тропа, которая то по осыпям, то по
траве приводит к травянистому склону, спускающемуся в широкую долину Чон-Кемин. К часу дня мы вышли из ущ.Ю.-З.Талгара. Река, которую мы не замечали, откуда-то пробивается из-под камней и мощным потоком впадает в р.Чон-Кемин. Переправа вброд во второй половине дня проблематична, может быть опасна. Подросток-киргиз предлагал за деньги, для нас большие, перевезти всех на лошади на правый берег. Ходили на прогулку к оз.Джассык- Кёль, красивейшее в этих местах, а переправу вброд отложили до утра. Леса
здесь нет. Вода чистая в ручье под склоном.

общее время - 4 час 35 мин
протяженность - 9,82 км
перепад высот: - 3 750 м - 3 008 м

Прогулка на оз.Джассык-Кёль по старой грунтовой дороге заняла 2час.
30мин. Озеро плотинного типа, вода красивого бирюзового цвета.

общее время - 2 час 30 мин

Высота по классификатору 3 520 м
Высота по GPS 3 519 м
Тип склона осыпной
Направление прохождения с юга на север
Координаты по GPS (42-57-53,7840 77-0-44,2800)

Расположен: в главном хребте Заилийского Алатау, соединяет р.Кёль-
Алматы (р.Чон-Кемин) и р.Озёрная (р.Большая Алмаатинка)
Первопрохождение: нет данных.
Прохождение: 18-19 августа 2007г. Описание дано от устья Ю.-З.Талгара до остановки автобуса "ГЭС-2". С перевала сняты записки групп туристов г.С.- Петербурга под руководством Опутниковой В.П. от 16.08.07 и Опутникова Л.В. от 16.08.07.
Погода во время прохождения: солнечная, сильный холодный ветер.

18.08.07.
Выход в 7.20. В 7час. 45мин. подошли к устью Ю.-З.Талгара. Воды
заметно меньше, чем вчера в 16час. и она прозрачная, а не мутная. У места брода стоят каменные туры, на 100м выше впадения в р.Чон-Кемин. На самом
деле для брода пригоден участок метров 50 длиной. Дно относительно ровное,
больших валунов нет, уровень воды по колено. Перешли реку за 15мин. по двое-трое человек. Долина широкая, дно плоское, поросшее травой. По колее грунтовой дороги, по тропе пошли вниз по ущелью. Через 3 км правый приток р.Чон-Кемин называется Кашка-суу. Перешли по камням. Утром поток был незначительный. Дальше шли в том же направлении и по такой же дороге.
Следующий правый приток - р.Кёль-Алматы, в верховьях которой находится пер.Озёрный. Прошли от р.Кашка-суу 1км, тропа, не доходя устья Кёль- Алматы, поднимается серпантином по поросшим травой старым моренам на левый борт ущ.Кёль-Алматы. Крутизна склона 30°, что-то вроде устьевой ступени (фото 69).

Фото 69. Начало подъема к перевалу Озерный от устья р. Кёль-Алматы.

Затем склон становится более пологим 10-25°. Хорошая тропа идёт до самого перевала по травянисто-осыпному склону левого борта. В
конце видимого ущелья повернули направо к перевалу (фото 70).

Фото 70. Подъем на перевал Озерный.

Ошибиться невозможно. На противоположном правом склоне видна грунтовая дорога (или её остатки?) серпантином, подрезающая осыпной склон. Перед самым перевалом р.Кёль-Алматы несколько мелких ручьёв, перешли по камням и вышли на хорошую грунтовую дорогу.
Ещё 15мин. и мы на перевале Озёрный. Время - 13.10. (фото 71).

Фото 71. Группа на перевале Озерный. Видно север.

Седловина настолько широкая и пологая, что без большого тура, рядом с дорогой, трудно определить перевальную точку.
Спуск с перевала по грунтовой дороге без развилок вдоль р.Озёрная до

оз.Большое Алмаатинское (фото 72),

Фото 72. После всех перевалов. Большое Алмаатинское озеро.

прошли за 5 ходовых часов. Серпантин, крутизна 10-20°. Примерно посередине спуска дорога переходит на правый берег. Река во второй половине дня бурная. Моста нет. Спасибо людям, ехали на машине, выгрузились, перевезли нас через реку и поехали дальше по своим делам.
Заночевали на берегу Б.Алмаатинского озера. Охранная зона, санитарный режим. Подача питьевой воды в Алматы из этого озера.

Итого:
общее время - 11 час. 10 мин.
протяженность - 24,89 км
перепад высот - 3 008 м - 3 519 м - 2 513 м

19.08.07.
Выход в 8.00 по тропе и дороге вдоль правого берега озера до плотины,
подпирающей его, а потом пошли вдоль магистральной водопроводной трубы по хорошей, но крутой тропе. За три перехода по 45мин. вышли на
асфальтовую дорогу на левом берегу р.Б.Алмаатинка, по ней дошли до ГЭС-2.
Именно отсюда уже ходит пассажирский автотранспорт. Активная часть похода была благополучно окончена и мы на автобусе №32 уехали в г.Алматы.

общее время - 5 час 30 мин
протяженность - 11,92 км
перепад высот: - 2 513 м - 1 437 м

На этом активная часть маршрута была окончена.

5. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

И я гляжу в свою мечту поверх голов.
И свято верю в чистоту снегов и слов.
(В.С. Высоцкий)

Мы прошли красивый и сложный маршрут, насыщенный техническими препятствиями. Правильно подобранное снаряжение и сбалансированное питание позволили проходить перевалы на высоком техническом и физическом уровне. Особенно удачным оказалось применение спортивного питания. Эффект весьма заметный и ощутимый.
Интенсивная нагрузка на первых двух перевалах дала возможность
акклиматизироваться и успешно пройти после этого сложный перевал Седло
Туюксу.
Район Заилийского Алатау выгодно отличается хорошей транспортной развязкой и короткими подъездами к началу активной части маршрута. Большое количество перевалов разных категорий сложности дает возможность проводить здесь сборы, туриады. Район популярный у туристов и альпинистов,
но все же некоторые интересные перевалы посещаются мало. Так Седло Туюксу до нас прошли только четыре группы, из них только две с подъемом по определяющей стороне.
Граница между Кыргызстаном и Казахской республикой прозрачная, но официального разрешения на ее пересечение в неустановленном месте (через перевал) мы не смогли получить, несмотря на все наши старания, в связи с этим у нас в Кыргызстане могли бы быть неприятности.
Погода нас не баловала. Снег, сильный холодный ветер. Теплые вещи лишними не были.
Хорошо зарекомендовали себя на высоте газовые горелки (модель CAMP-
4, она же KB-0211) вопреки сомнениям апологетов "Шмелей". Покупка газа в Алматы не составила особых сложностей, но позволила нам не опасаться претензий со стороны таможенников при пересечениях границ государств.
Реки в большинстве своем мутные от обломочного материала и не везде достаточно близко есть чистая вода. Советуем обратить на это внимание следующим за нами.
Хорошие тропы только в популярных ущельях, в целом троп мало или очень слабые.
Плато ледника Корженевского изобилует трещинами, снег раскисает.
Видели альпинистов, проскочивших мимо нас. Первый из них шел с 1,5-
метровым шестом и зондировал снег. Мы позавидовали. Ледорубы для этого места не совсем удобны. А москвичи в прошлом году прошли здесь со снегоступами.
Поход получился. Район очень понравился. Очень хочется еще побывать здесь и пройти еще много других перевалов.

Руководитель похода /Костогрыз А.Н./

6. Список использованной литературы и других источников информации

1. Высокогорные перевалы. - М.: Издательство "Прест", 2001 г.
2. Высокогорные перевалы.: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР/ Сост. Л.Б.Директор - М.: Профиздат,
1990г.
3. Высокогорные перевалы. Дополнения и изменения к Перечню классифицированых перевалов высокогорных районов СССР. - Составители Л.Б.Директор, А.В.Джулий, 1992 г.
4. Вуколов В.Н. "По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей Алатау". М., ПРОФИЗДАТ, 1991.
5. Вуколов В.Н. "По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты
по Заилийскому Алатау и Кунгей Алатау". Алматы, 2006.
6. Библиотека отчетов на сайте МКК горного туризма Mountain.Ru: сайт
7. Отчет о горном походе 5 кат.сл. по Северному Тянь-Шаню (Заилийский Алатау, Кунгей Алатау) группы туристов МГУ, 2006г., рук. Зеленцова Е.В., г. Москва
8. Отчет о горном походе 4 кат.сл. по Северному Тянь-Шаню (Заилийский
10. Отчет о горном походе 5 кат.сл. по Северному Тянь-Шаню (Заилийский
Алатау) группы туристов г.Харькова, 1976г., рук. Борщ В.И., г. Харьков
11.Материалы интернет, сайты:
- http://kazembassy.com.ua/ - Официальный сайт посольства Республики Казахстан в Украине и Республике Молдова
- http://www.ukrembracy.cepter.kz - Посольство Украины в Казахстане
- http://e-news.com.ua/directory/show/835.html - посольство Кыргызстана в Украине
- www.ukraine-emb.elcat.kg - Посольство Украины в Кыргызстане
- http://www.sng-baltia.ru/ - общая информация о странах СНГ и Балтии
- http://www.orexca.com/ - турфирма orexca.com (информация о визах,
регистрации, миграционной карте)
- http://asiamountains.net/ru/information - Международный Центр Туризма "Горы
Азии"
- http://www.asia-travel.uz/asia-rus.html - турфирма "Азия-тревел" (информация о визах, регистрации, миграционной карте)
- http://www.tien-shan.com/ - турфирма "Тянь-Шань Трэвэл"
- http://www.mountain.ru/people/sketch/2001/kirgizia_miliciya/miliciya.shtml - статья
"Витамины от поборов - советы по борьбе с милиционерами Киргизии"
- http://www.tlib.ru/ - Библиотека отчетов о спортивных походах Московского городского центрального туристского клуба
- http://takt.tomsk.ru/db/treg.startup - Информация о горных системах и перевалах
- http://www.geolink-group.com/tourclub/ - Горный Турклуб МГУ, официальный сайт
- http://www.mountain.ru/world_mounts/tien-shan/2003/zailiysky/ - Описания

восхождений на вершины Заилийского Алатау в районе Алмааты. По книге Степановой В. с современными фотографиями, подготовленные к публикации Ляпуновым К. (турфирма АЗИЯ Туризм, Алматы)
- http://poxod.ru/guidebook/ntsh/ - В.Н. Вуколов "По Северному Тянь-Шаню"
- http://www.ala-tau.narod.ru/Page5.html - В. И. Степанова "Маршруты восхождений на вершины района ущелий Каскеленского, Аксайского,
Каргалинского, Большого Алмаатинского и Мало-Алмаатинского". Книга со
схемами
- http://bb.ct.kz - форум "центр тяжести", где, в разделе "Туризм и альпинизм" публикуются рассказы о восхождениях, можно получить квалифицированную и детальную консультацию и по прогулкам в окрестностях Алма-Аты, и по
перевалам, и по восхождениям.
12.ФСТУ. "Спортивный туризм". Информационно-методический сборник
№3. - Киев, 2002.

Раскладка продуктов

Приложение 1.

Супчик жиденький, но питательный.
Будешь худенький, но выносливый.

1. Впервые составлением раскладки продуктов занимался человек, не являвшийся изначально участником похода. И надо признать, Наташа Сокур - завхоз по призванию. Задачей Оли Коробовой, исполняющей обязанности завхоза на маршруте, было обеспечение корректных замен, учет и другие рабочие моменты.
2. Расчет раскладки продуктов уже в течение нескольких лет производился по программе Outdoor Food Ration Calculator (версия 2.0.5.44), хорошо
себя зарекомендовавшей. В качестве исходных данных выступали: продолжительность, вид туризма, категория сложности, количество участников. Остальное - фантазия завхоза плюс удобство обработки. Ниже приводятся итоговые данные этой программы.
3. Придерживаясь общей идеологии с раскладкой по приемам пищи, при относительно малом горном опыте нашего завхоза, мы сделали
оптимальную "плавающую" (по весу) раскладку со средним весом 540 г на человека в день, непосредственно ориентированную на график движения. На одного человека на все дни приходится - 10,8 кг.
4. Положительным результатом закончились следующее нововведение:
приготовление сублимированного мяса.
5. Смелым экспериментом с положительным результатом можно назвать и применение для обеспечения необходимой калорийности спортивного
питания, уже не первый год практикуемое российскими коллегами. Применение "энергетического коктейля" было не только перед и после прохождения сложных перевалов, но и в дни переходов и в условиях "суровых" бивуаков.
6. Возможности дозакупки на маршруте нет. Вы можете рассчитывать только на покупки в Алматы (хлеб) или других населенных пунктах, если
Ваш маршрут их предполагает.
7. Стоимость питания на человека в день на маршруте составляет около
10 грн.

Таблицы раскладки продуктов.

Приложение 2

Смета похода

Теперь толкуют о деньгах
В любых заброшенных снегах... (Ю. Визбор)
1. В качестве базовой валюты были рубли, курс обмена 1 руб. = 0,196 грн.
Курс обмена казахских тенге: 1 руб. = 4,78-4,81 тг, курс обмена киргизских сомов: 1 руб. = 1,4 с.
2. Затраты на одного участника составляют около 1500 грн.
3. Транспортные расходы составили: - 7535 грн. на группу, а это - 72% общих затрат. Из них только проезд поездом "Симферополь-Алматы-2" (от ст. Донецк) составил 522 грн. (в одну сторону).
4. Расходы на питание: - 1490 грн. на группу, что составляет 14,2% общих затрат (- 10 грн. на человека в день на маршруте).
5. Оформление разного рода документации: - 567 грн. на группу, что составляет 5,4% общих затрат.
6. Страхование (из личных средств): - на 7 дней - 52 грн. - на 19 дней - 125
грн. - на 23 дня - 142 грн.
7. Стоимость проезда Алматы - Чолпон-Ата (Иссык-Куль, из личных средств):
1300 тенге или 400 сом (около 55 грн.)

Наименова

приобретенные в Донецке

телефонные разговоры, оформление

разное

тетради, ручки, фотопленки, пакеты, сигареты,

мешки, батарейки, крем

При острой сердечной патологии

Папаверин

2 амп.

При спазме сосудов, повышенном давлении

Мезатон

2 амп.

При коллапсе, шоке, снижен. давлении

Эуфиллин

2 амп.

Расширяет сосуды мозга и сердца

Кофеин

При болях

Лазикс

2 амп.

Мочегонное - при отеке легких, мозга

Димедрол

При аллергии, успокаивающее

Кальция хлорид

При аллергии

Нитроглицерин

1 уп.

При сильных болях в сердце

Валидол

При болях в сердце

Папазол

Снижение давления, спазмолитик

Темпалгин

1 уп.

При головной, зубной, боли в спине

Кеторол

При травматических болях

Этамзилат

Для остановки кровотечения

Тавегил

1 уп.

При аллергии (на коже, в дых. путях)

Цитрамон

При отравлениях различного происхождения

Бальзам «Спасатель»

1 уп.

Для заживления ран, ссадин, ожогов

Софрадекс, капли

При воспалении глаз, уха

Окулохеель

5 пип.

При воспалении глаз онъюнктивит)

Экстракт валерианы

Для обеззараживании при повреждениях

Кислота борная

1 пак.

Для промывания кожи и слизистых

Фастум гель

1 тюб.

При травмах и их последствиях

Димексид

При травмах и их последствиях

Бальзам «Золотая

1 уп.

При болях в суставах, головной боли

Назначение

Вата

Для наложения повязок, обеззараживания

Жгут

Для ост. кровотечения, внутривенных ин.

Ножницы

Витамины - адаптогены

Кислота аскорбиновая

Стимуляция защитных сил

1. Настоящим перечнем дан состав групповой аптечки.
2. Индивидуальные лекарства и медпакет каждого участника в списке не отражены.
3. Аптечка была конструктивно разделена на две упаковки по 1100 г каждая: "неотложная медицина" и "стационарная".

Состав ремнабора

Приложение 4.

В том числе в

карманном компл.

плоскогубцы лёгкие

отвертки разные

клей "Момент" универсальный, 30 мл.

зажигалка

нитки одежные белые + черные

2 боб.

наперсток

приспособление для вдевания нитки в иголку

иголки разные

цыганская игла

ножницы

ткань разная

3 шт.

пуговицы

натфиль плоский + круглый

крючок для обуви

рукоятка для обувного крючка и др. инструментов

кусочки кожи

другие пряжки

свечка

0,5 шт.

набор болтиков с гайками, шурупов, гвоздиков

1 к-т

очки запасные

коробка для ремнабора

1 шт. = 200 г

1. Вес ремнабора составил 1620 г.

Фотоматериалы

Приложение 5.

На фотографиях линией указан маршрут группы и направление движения.
Электронная версия отчета содержит дополнительный фотоматериал.

Местоположение и азимуты некоторых точек фотосъемки

Номер и наименование

Путь спуска с перевала

Седло Туюксу

бивуак на пологой

части после выхода из кулуара (на карте точка "05.08.07")

43-2-

Перевал и вершина

С.Стальского

бивуак перед пер.

С.Стальского (на карте точка "08.08.07")

43-4-

0,1560

77-13-

31,0080

26°

Перевал Актюз.

Вершина Актау

бивуак в нижней части

морены лед.Крошка (на карте точка "10.08.07")

43-6-

10,9080

60°

Картографический материал

Недостатка в картографии не было. При подготовке маршрута использовались топографические карты масштаба 1: 100 000 и 1:50 000, а также обзорная карта-хребтовка, многочисленные схемы, найденные в отчетах и в интернете:
- http://climb.by.ru/maptsz.htm - карто-схемы Заилийского Алатау, в том числе
схема-хребтовка Вуколова (приложение к изданию 1991г.)
- http://x-step.narod.ru/use/tyan/tyan_kar.html - интересные карто-схемы
- http://gorashaman.narod.ru/Maps/maps1.html - карты-километровки
- http://www.ufacom.ru/~tourmuseum/karty/karty.htm - Спортивный горный туризм
Башкирии, раздел "карты"
- http://bardjur.fizteh.ru/maps/ - Физтех в лицах. Команда Бардюр. Раздел "карты"
- http://velotyanshan.narod.ru/maps/ - сайт "Вело-Тянь-Шань", раздел "карты"
- http://maps.poehali.org/ - сайт "Поехали! В поход по карте!" с огромным количеством "генштабовских" карт.
Именно последние стали рабочим вариантом.

Но главным новшеством было использование GPS-навигатора. Говорить о достоинствах - все равно, что описывать впечатления человека, начавшего пользоваться мобильным телефоном. Отчет - не место для полемики на тему применения GPS. В любом случае, GPS-навигатор не избавляет от необходимости думать, а облегчает бытовые вопросы ориентирования.
Была проделана громадная работа по планированию похода на основе топографических "генштабовских" карт масштаба 1:50 000, анализа географических координат полезных точек из указанных отчетов. В программе OziExplorer была смоделирована нитка маршрута с точным расчетом расстояний. Указанная программа позволяла легко переключаться между любыми подготовленными картами (топографические и хребтовки, карты
разных масштабов), показывая одну и ту же нитку маршрута. Это очередное новшество в нашей практике горных походов.
В этой же программе производилась послепоходная обработка материала. Результаты: координаты всех основных точек нашего маршрута, их время прохождения, нитка маршрута, высотные данные, отчетные карты.

Далее представлены карты K-43-034-Г, K-43-035-В/Г, K-43-047-А/Б.
Характеристика этих карт:
- масштаб 1:50 000
- линии сетки проведены через 1 км

Координаты и высоты некоторых характерных точек маршрута.

Приводимые ниже высоты измерялись по GPS, поэтому местами они отличаются от высот в заявочных материалах (которые брались из классификатора). Замеры производились прибором Garmin eTrex Legend Cx. Координаты приведены в стандарте WGS 84.

координаты,

ХХº-YY'-ZZ,ZZZ"

СШ ВД

Высота,

м

стоянка возле б/о «Просвещенец»

43-9-32,1480 77-2-0,9600

43-5-7,4040 77-4-47,6040

черный (мемориальный) камень

43-4-23,2320 77-5-10,7160

места стоянок у бывшего озера перед

гляциологический станцией

43-3-35,1000 77-5-21,0480

перевал Седло Туюксу

43-2-40,3800 77-6-10,6560

бивуак на пологой части после выхода из

кулуара

43-2-22,6320 77-6-17,3160

места стоянок

43-2-6,9720 77-6-33,1920

начало тропы в месте слияния

43-2-18,2400 77-9-1,8720

бивуак перед Солнечной поляной

43-4-34,5720 77-9-43,0560

место брода на "селевой плотине"

43-5-17,0160 77-9-54,1080

привал перед подъемом на гребень (перед

осыпным прижимом)

43-3-57,0600 77-10-22,3320

места стоянок перед языком лед.Северцова

43-3-27,7200 77-12-37,0440

еще места стоянок перед языком лед.Северцова

43-3-49,8240 77-13-8,2200

бивуак перед пер.С.Стальского

43-4-0,1560 77-13-31,0080

пер. С.Стальского

43-4-35,3280 77-13-50,5560

бивуак после спуска с лед.Шокальского, на

правом берегу р.Ср.Талгар

43-6-6,9120 77-16-28,9560

бивуак в нижней части морены лед.Крошка

43-6-59,3280 77-18-10,2600

бивуак в верхней части морены лед.Крошка,

перед пер.Актюз

43-6-37,3320 77-18-35,3520

перевал Актюз

43-6-1,9080 77-19-9,9120

бивуак на лед.Корженевского

43-6-1,0080 77-20-51,2520

брод правого притока р.Юссык

43-1-48,8280 77-23-39,2640

бивуак перед слиянием р.р. Юссык и

Ю.Валгар, возле заброшенного домика пастухов

43-0-33,8040 77-23-42,5400

место возможной переправы

43-0-23,3280 77-23-55,8600

место переправы в верховьях р.Ю.-В. Талгар

43-0-56,1600 77-21-27,1440

бивуак в ущ.р.Жангырык

42-59-42,1800 77-24-39,7080

привал напротив лед.Новый

42-58-27,8040 77-18-40,0680

бивуак перед языком лед.Жангырык

42-57-55,8000 77-14-4,5960

привал перед ледовым взлетом лед.Жангырык

42-57-45,5400 77-10-51,3480

перевал Машковцева

42-57-36,8640 77-9-15,9840

бивуак возле лед.Машковцева

42-57-17,3520 77-7-33,4200

привал и м.н. в ущ.Чон-Кемин

42-54-32,8320 77-4-16,7520

привал у оз.Джассык-Кёль

42-54-32,0040 77-6-54,0000

брод правого притока (с лед.Сапожникова)

42-54-22,8960 77-1-47,7840

бивуак возле (выше) Большого Алмаатинского

озера АО)

43-2-32,7120 76-59-40,9560

остановка автобуса 32 "ГЭС-2"

43-6-49,3920 76-54-48,2400

Суровый поход - железные люди - мощный отчет

При чтении отчета постоянно приходили на ум словосочетания типа "железной поступью", "несгибаемые борцы", "стальная выя" и т.п. Ощутил некую легковесность собственных многочисленных, но не таких продолжительных походов и восхождений в данном районе. В целом, как поход так и отчет вызывает уважение.