Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Соколовский Ф.Г., Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру

- Фотоотчет похода
Маршрутная книжка: 1/3-602 выдана Московским городским центральным туристским клубом.

Руководитель Соколовский Филипп Германович

Нитка маршрута заявленная:
застава Бардоба - пер.Туманный 1 (2Б, 4950, рад.) - пик Коксай(2Б, 53000 , рад., п/п) - пер. Победы (3А, 5200) - пер.Горбунова (2Б, 5700) - лед. Октябрьский - пер. XX лет ККТ (2Б,5900) - пик Октябрьский(3А,6700, рад) - лед. Б. Саукдара - пик Белеули (3Б,6000, рад.) - пер. №36 (3А,5800 , п/п) -пер.Раздельный (3А,6000) - пик Ленина (3А, 7134, рад.) - пик . Дзержинского (3Б,6717, траверс) - пер.Дзержинского 5700 (3А, 5700) - к. Кашка-су

Нитка маршрута пройденная:
застава Бардоба - пер.Туманный 1 (2Б, 4950, рад.) - пер. Победы (3А, 5200) - пер.Горбунова (2Б, 5700) - лед. Октябрьский - пер. XX лет ККТ (2Б,5900) - пик Октябрьский ( - ,до высоты 6150, рад) - лед. Б. Саукдара - пер.Раздельный (3А,6000) - пик Ленина (3А, 7134, рад.) - пик . Дзержинского (3Б,6700, траверс) - пер.Дзержинского 5700 (3А, 5700) - к. Кашка-су

Краткая характеристика района похода

Северо-Восточный Памир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт.

Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовленности туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категорий сложности проблематичным. От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина.

Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе.

Северо-Восточный Памир в настоящее время считается наиболее доступным для проведения туристских походов районом Памира как по соображениям безопасности заездов (они осуществляются по территории Киргизской Республики, чуть ли не самой дружественной к российским туристам из среднеазиатских республик), так и стоимости путешествия (не требующего вертолетных залетов и забросок).

В техническом отношении перевалы Заалайского хребта и его северных отрогов не требуют провески многочисленных перильных веревок или сложной ледовой и скальной работы. Трудности определяются разорванными ледниками, лавиноопасными снежными склонами и большой высотой, требующей правильной акклиматизации.

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация

Московский Городской Центральный Туристский Клуб, ул. Б. Коммунистическая, д.17а.

Район, подрайон, массив похода

Памир, Северо-Восточный Памир, Заалайский хребет, хребет Зулумарт.

Общие справочные сведения о маршруте


Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Горный

шестая

171

26

24

Июль - Август 2007



Идея похода.

Идея похода состояла в следующем:

1) провести отпуск в горах

2) пройти линейный протяженный маршрут

3) посетить пик Ленина (7134)

4) попытаться пройти траверс пика Дзержинского (6717)

5) взойти на пик Белеули (6000)

6) совершить первопроход перевала № 36( 3A- 3Б)

Реализовать удалось только первые четыре пункта, последние два пришлось сократить из-за отставания от графика, вызванного плохой погодой и недостаточной физ. подготовкой.

Аварийные выходы с маршрута и обеспечение безопасности.

Маршрут характеризуется большой удаленностью от цивилизации. Аварийные выходы из района возможны на первой части маршрута в долину Караджилги и далее на памирский тракт (из района Б.Саукдары - через перевал Никитина ( 2А, 5287) ) и составляют 50-80 км. На второй части - через перевал Раздельный (3А, 6000) и далее по тропе МАЛа в Алайскую долину.

Безопасность на маршруте обеспечивалась организованным взаимодействием с группой Саши Зотова, прибывающей в район несколько позже нас, наличием альпинистов на стандартном маршруте на пик Ленина. Наличием спутникового телефона системы Турайя с датчиком GPS, солнечной батареи к нему и взаимодействием с Москвой.

Отличия между заявленным и пройденным вариантами

В результате отставания на 4 дня от заявленного графика, вызванного рядом объективных причин, в том числе и неустойчивой погодой, было принято решение сократить маршрут, убрав из него практически кольцевую часть (восхождение на пик Белеули и первопрохождение перевала № 36) . Этот вариант предусматривался первоначальным планом похода. Локальная безопасность обеспечивалась адекватным способом страховки.

Состав группы

1. Соколовский Филипп Германович, 1968, Москва, Осенний б-р, 15- 505, Руководитель

2. Иванов Александр Валерьевич, 1958, Мытищи, Институцкая 15 - 27, реммастер

3. Наймушин Никита Андреевич, 1974, Москва, 800 лет Москва, 2-2-4, фотограф

4. Сафронова Мария Юрьевна , 1961, Москва, З. и А. Космодемьянских 40, зам. руководителя, завхоз

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных и высотных горных походов.

Линейный высотный маршрут, рассчитанный на 27 ходовых дней, требует тщательного контроля веса снаряжения. Несмотря на все принятые меры вес рюкзаков оказался несколько высоковат.

Набор продуктов был стандартным, из расчета 400 г. на человека в день. Бензин брали в пластиковых бутылках из-под минеральной воды в количестве 13,5 л. Из расчета 100г * чел/день. Горелка были одна бензиновая (MSR) и одна мультитопливная. На ошском бензине горелки часто засорялись, прочистка их на высоте доставляла определенные проблемы.

Специальное групповое снаряжение

Основные веревки 10 и 9 мм - 2шт. (50 и 50 м)
Расходная веревка(стропа) 10 мм 1 шт. (10 м)
Сдерга кевлар 4мм 1 шт. (50 м)
Ледобуры 8шт.
Стропа для самовыверта (брючная лента) 1 шт. - 3м
СВЛ - 1 шт.
Карабины общественные 8шт
Стропа для самовыверта (брючная лента) 1 шт. - 3м
Лыжные палки - 2 пары.
Горелка бенз. 2 шт.
Палатка - 2 шт.
Лавинные лопаты 2 шт.

Специальное личное снаряжение

Ледовый инструмент (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 1 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 3шт.
Очки солнцезащитные 1 шт.
Стремя, прусс, страховка рюкзака - 1 компл.
Каска 1 шт.

График движения

Все "лево" и "право" указаны орографически километраж с учетом районного коэффициента 1,2

дата

день пути

участок маршрута

h+

набор

h-

сброс

Высота

макс.

Высота

мин.

км

ЧХВ

Характер пути

10.07

Москва - Ош - застава Бардоба

3500

-

Самолет, машина

11.07

1

застава Бардоба - р.АтаДжайло

200

3700

3500

10

4

Асф.дорога, Галечная долина реки, две переправы, травянистые берега, террасы

12.07

2

р.АтДжайло - лед. АтДжайло2

500

4300

3700

8

4

Травянистые террасы, переправа, травянистые морены, моренный чехол ледника

13.07

3

Радиальный выход на пер Туманный 1 (2Б, 4950), заброска груза на 4450

800

-800

4950

4300

3

6

рантклюфт ледника, лед, снежный склон до 30°, ск-ос. отрог до 35° .

14.07

4

лед. АтДжайло2: 4300 - 4450, заброска груза на 4600

300

-150

4600

4300

3

4

открытый ровный ледник, cн. Склон до 25°

15.07

5

лед. АтДжайло2 - сев.склон пер.Победа, заброска груза на 5000

550

-200

5000

4800

2

5

закрытый ледник, сн-лед склон до 40°, трещины, сераки, глубокий снег

16.07

6

пер.Победа ( 3А, 5200) - карман лед. Уйсу ( 4550)

450

-700

5200

4500

8

8

Сн склон, бергшрунд, лед. склон до 25°, сн-ос склон до 30°, открытый ледник, ранклюфт ледника, крупные морены, плоский карман лед. Уйсу.

17.07

7

карман лед. Уйсу - ледовый приток №47 - верх. часть лед. Уйсу (5000)

450

5000

4550

10

6,5

плоский карман лед. Уйсу, морены, сильно разломанный лед.№47, поверхностные морены.

18.07

8

верх. часть лед. Уйсу (5000) - пер. Гобунова(2Б, 5700)

700

5700

5000

5

9

Закрытый ледник, сн. склон до 30°

19.07

9

пер. Гобунова(2Б, 5700) - «Райские ночевки», разведка лед. Октябрьский.

-600

5700

5100

8

5

Сн склон до 25°, засып. бергшрунд, закр.ледник, открытый ледник в крупных кальгаспорах, ледопад.

20.07

10

«Райские ночевки» - прав. приток лед. Октябрьский.

400

-100

5300

5000

4

7

сильно разломанный лед. Октябрьский, навесная переправа, ледопад.

21.07

11

прав. приток лед. Октябрьский - верх.часть прав. притока

300

5600

5300

2

2

Закрытый ледник до 20°

22.07

12

верх.часть прав. притока - пер XX лет ККТ (2Б, 5900)

300

5900

5600

2

4

Сн-лед. склон до 30°

23.07

13

пер XX лет ККТ (2Б, 5900) - 6150 - ниж часть притока ледника Б.Саукдара

250

-1100

6150

5050

5

4,5

Закрытый, затем открытый ледник до 30°, поверх. морена

24.07

14

Спуск по лед. Б. Саукдара: 5000 - 4600

-450

5050

4600

8

6

Спуск с конгломератного обрыва, разломанный отрытый ледник, грязный лед, карман

25.07

15

Спуск по лед. Б. Саукдара: 4600 - 4450 (у прав. притока)

-150

4600

4450

8

6

Разломанный отрытый ледник, грязный лед, карман

26.07

16

Лед. Б. Саукдара - р.Сауксай

-550

4450

3900

9

3,5

Трав. террасы, морены, грязный лед, морено-галечный берег потока.

27.07

17

Дневка

3900

3900

28.07

18

Р. Сауксай - лед. Дзержинского ( 4650)

750

4650

3900

8

4,5

Простые скалы, кр. камни в русле ручья, морены, открытый зачехленный ледник.

29.07

19

2й ледопад лед. Дзержинского

500

5150

4650

10

4,5

Открытый ледник, ледопад, закр. ледник, трещины.

30.07

20

3й ледопад лед. Дзержинского - пер.Раздельный(3А, 6000)

850

6000

5150

6

5

закр. ледник, бергшрунд.. глубокий снег

31.07

21

Радиальный выход на п. Ленина (3А, 7134)

1134

-1134

7134

6000

4

9

Тропа, сн. клоны до 30°, ск.-ос. слоны до 25°

01.08

22

Дневка, спуск на плато лед. Дзержинского(5800)

-200

6000

5800

2

1

Бергшрунд, закр. ледник.

02.08

23

Подъем на гребень пика Дзержинского (6100)

300

6100

5800

4

3

Сн склон до 30°, глубокий снег, трещины

03.08

24

Траверс п.Дзержинского (3Б, 6717)

600

-900

6700

5700

4

5

Сн склон до 30°, глубокий снег, трещины, сераки

04.08

25

Спуск с пер.Дзержинского (3А, 5700)

-2100

5700

3600

16

8

Сн склон до 30°, глубокий снег, трещины, открытый ледник,ранклюфт, трав. террасы.

05.08

26

Спуск до кишлака Кашкасу

-800

3600

2800

22

7

Трав.террасы, тропы, грунт. дорога.

06.08

Отдых в Оше (запасной день)

07.08

Отлет из Оша в 7:30 утра

9334

-9934

171


Итого: 26 ходовых дней, две дневки. Активными способами передвижения пройдено 171км.

Высотный график

Высотный график движения изображен на рисунке. График демонстрирует проведенную по классическим канонам активную акклиматизацию, включающую методический набор высоты с ночевками на 4800, 5700, 5900, 6000 и последующим после каждой такой ночевки достаточно продолжительным пребыванием на значительно меньшей высоте. Аккуратно проведенная высотная акклиматизация была, по нашему мнению, одним из существенных факторов, способствующих успешному прохождению маршрута.

Подъезды и отъезды

В этот раз проблем с транспортом практически не было. Как известно на Ошском базаре есть все, в том числе и транспорт. Прибыв в 5-30 утра самолетом из Москвы в Ош мы поехали на базар, где без труда договорились о заброске нас до заставы Бардоба, которая находиться на Памирском тракте через 25 км после Сары-Таша по дороге на Хорог, за 150 у.е. Завершив оформление пропусков в погранзону мы начали грузиться вчетвером в Ниву, но оказалось что без багажника мы не влезем, пришлось ехать и ставить багажник на крышу. В результате выехали из Оша в 18 вечера, но это все равно оказалось рано, т.к. до заставы мы добрались в 3 часа ночи, и сонные пограничники отказались нас пропускать ночью за шлагбаум. Пришлось ночевать перед заставой на травке. Водитель куда-то сильно торопился и уехал, оставив нас без транспорта. Утром, пройдя пограничный контроль, стали ждать попутку, у первого ручья после заставы, поскольку первая примерка рюкзака показала, что остающиеся 7км. асфальтовой дороги одолеть будет очень не просто. Попутка не заставила себя долго ждать, несмотря на то что тракт не очень оживленный, но проехать удалось только 5км, еще два пришлось идти своим ходом. В результате такой неувязочки на заезде мы потеряли несколько важных часов. Можно рекомендовать выезжать из Оша не раньше 21 часа, аккуратнее договариваться с водителем, что он должен довезти группу на 7 км дальше заставы, и не платить всех денег заранее.

На обратном пути все было еще проще - мы не очень торопились, а вызвать машину из Оша не удалось из-за непонятных проблем со связью (никто в Оше нам не отвечал), поэтому, не обнаружив в коше у подножия гор никакого транспорта, кроме вьючного, мы направились пешком в КашкаСуу. При подходе к поселку нам встретился возвращавшийся с охоты местный участковый, который был столь любезен, что, накормив и напоив, тут же отвез нас в Ош, дорога обратно заняла 8 часов. Ночевали как всегда на стадионе, в турбазе.

Техническое описание перевалов

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографическими. Светлое время дня 500 -1930. Средняя продолжительность ходки 40 минут, в начале маршрута - 20 мин. Кроки перевалов не приводятся. Мы рассчитываем на то, что достаточно подробное описание и информативные фотоматериалы делают их фактически излишними. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях. Везде в тексте указывается чистое ходовое время. Факты использования групповой страховки в связках , а также использование кошек специально не оговариваются.

Пер. Туманный 1 (2Б, 4950), Долина р. АтДжайло.

Фото 01. Застава Бардоба


Фото 01. Застава Бардоба


Пер. Туманный 1 соединяет р.Коксай (Памирский тракт) - p.АтДжайло (Памирский тракт). расположен Южнее п.Коксай (5291), в отроге главного (Заалайского хребта). Ориентация склонов запад-восток. Перевал был пройден радиально в целях акклиматизации с лед.АтДжайло 2. Описание дается от Памирского тракта

Через 7 км от заставы Бардоба(Фото 1) Памирский тракт отходит от реки АтДжайло и начинает набирать высоту по ее притоку Коксай к перевалу Кызыл-Арт. В этом месте надо сойти с тракта и перейдя р.Коксай, которая переходится без труда, подойти к реке АтДжайло. По правому берегу реки прохода нет - прижим, проще перейти реку на левый берег, но чем раньше с утра Вы это сделаете, тем проще будет переправа. Переходить лучше с веревочной страховкой. Можно переходить и ниже слияния с Коксаем, чтобы меньше мочить ноги, при этом придется спуститься к реке с тракта чуть раньше. Далее движемся вдоль берега реки, местами выходя на травянистые террасы. От места схода с тракта двигаемся 3 часа, на ночевку встаем на террасах левого берега, возле ручья.

Фото 02. пер. Туманный 1 с ледника АтДжайло 2.


Фото 02. пер. Туманный 1 с ледника АтДжайло 2.


На следующее утро погода ухудшилась, пошел снег. Пройдя 1 час подходим к повороту реки АтДжайло на запад, раньше здесь был язык ледника АтДжайло-2, теперь он отступил.

Переправляемся через реку АтДжайло на правый берег - первый и последний - с веревочной страховкой, рюкзаки и остальные участники - по навесной переправе.

Фото 03. пер. Туманный 1.


Фото 03. пер. Туманный 1. Зап. перевальный взлет.


Зап. перевальный взлет.

На поиски переправы и саму переправу тратим 1,5 часа, далее 30мин поднимаемся по правому травянистому карману морены ледника.АтДжайло-2. После обеда по каменистому правому карману ледника АтДжайло-2 через 2 часа подходим к началу подъема на перевал Туманный 1 (Фото 2). Перевалив правую морену выходим на ледник и немного спустившись ставим лагерь на горизонтальной площадке на леднике( 30 мин.).

На следующий день выходим налегке на пер.Туманный 1. Из правого камана лед. АтДжайло-2 подимаемся по ручью, текущему с ледничка под пер. Туманный 1. Язык ледничка обходим по правому ранклюфту, здесь течет крутой ручей, далее выходим на плоскую часть ледника. По плоской части ледника и правым осыпям подходим под перевальный взлет (Фото 3) , где пересекаем ледник под ск-осыпной гребень,расположенный в центре склона (сверху падают небольшие камушки), и далее поднимаемся по нему. Крутизна до 35°. Седловина широкая, снежная, тур на скалах. С перевала открывается вид на пер.Победы (Фото 4), на массив Курумды и гребень пика Коксай. Подъем на перевал занял 2 часа, у руководителя - 3 часа. Спускаемся по крутому снежному склону, траверсируя его в верхней части слева направо, на правые осыпи, долее по ним и правому краю ледника, по пути подъема. Спуск занял 1,5 часа.

После обеда забрасывали груз под пер. Победы, по относительно ровному открытому леднику (3 часа).


Пер. Победы (3А, 5200)


Фото 05. пер. Победы. Сев. перевальный взлет.

Фото 05. пер. Победы.

Сев. перевальный взлет.

Перевал Победы (Фото 5) расположен в Заалайском хребте, соединяет ледники АтДжайло-2 и безымянный ледник - левый приток ледника Уйсу. Северный склон снежный, высокий 750м по высоте, с ледовыми сбросами и трещинами, южный короче: ледовый в верхней части и осыпной в нижней. Описание дается от ледника АтДжайло-2 до ледника Уйсу.

Пройдя накануне 2 часа по леднику АтДжайло-2 мимо перевала Белецкого (Фото 6) останавливаемся на ночевку на моренке под перевалом Победы в некотором отдалении от перевальных склонов.

Фото 12. пер. Победа верхний цирк.

Выйдя с утра поднимаемся 1 час по натоптанному накануне пути - снег 20º- до первой снежной полки, куда накануне забросили часть груза, далее движемся 3 часа челноком через зону трещин и далее вверх вправо по раскисающему глубокому снегу крутизна до 35º, местами лед (Фото 7). В конце участка выходим на ледовый серак -крутизна до 45º, в верхней части стенка 90º - 1,5 метра. Место отличное - ледовая полка между сераков (Фото 9) - прекрасный вид на ледник и перевал №18 (фото 8). Решаем здесь остановиться, после обеда 1 час забрасываем груз наверх, выбирая путь между крупных ледовых разломов.

На следующий день за 1 час пройдя ледовые разломы выходим в верхний цирк перевала (Фото 10). Путь направо кажется проще и ближе, чем путь влево (к самой низкой точке гребня слева от скального «зуба»). Поднимаемся направо , пройдя засыпанный бергшрунд через 1 час выходим на широкую снежную седловину, чуть выше чем самая низкая точка гребня. С перевала открывается красивый вид на Заалайский хребет (Фото 12), Алайскую долину, ледник АтДжайло2, ледник Уйсу и озеро Каракуль. Впрочем долго любоваться видами не пришлось - погода стабильно после обеда испортилась.


Фото 11. пер. Победы.

Юж. перевальный взлет.

Спускаться начинаем в связках, при плохой видимости, вправо по снегу 30º, обходя карниз, довольно быстро выходим на лед - вешаем 100м перил вниз и влево видимость слегка улучшается. В конце перил склон слегка выполаживается, снова появляется снег - можно идти индивидуально в направлении влево-вниз на осыпной грешок. Прохождение сн-ледового участка заняло 1,5 часа, затем 30 мин спускались до ледника. Ледник под перевалом пологий, открытый, трещин нет. За 1 час добежали до сужения ледника, с ледопадом в левой части, которое обошли по крутому правому ранклюфту с ручьем (в кошках можно попробовать и вариант движения по правому краю ледника ( грязный лед!). Еще через 1 час выйдя опять на пологий зачехленный ледник, аккуратно пройдя язык ледника по центру ( грязный скользкий лед!!!) спустились к ручью, вытекающему из ледника, на террасе которого наконец смогли пообедать и согреться. Просматривается так же путь и с самой низкой точки гребня - он более крут - до 35º и более снежен (Фото 11).


Фото 12. пер. Победа верхний цирк.

После обеда за 30 мин движения по ровной долине ручья дошли до моренных валов перегораживающих путь. Ручей здесь теряется. Поднявшись на правые морены мы наткнулись на красивое озеро, со следами туристских стоянок. От озера слишком вправо забирать не стоит, там конгломератный склон в правый карман ледника. После 30 мин резкого сброса высоты по морене выходим в правый широкий карман, двигаясь по которому вниз за 15 мин доходим до очень широкого левого кармана ледника Уйсу (Фото 14 ), повернув в который за 45 мин. дошли до конгломератных ворот (Фото 13) на первом по ходу ручье - притоке. Ночуем здесь же (Фото 16).


Пер. Горбунова (2Б, 5700)

Перевал Горбунова расположен в южном отроге Заалайского хребта, севернее п.Поронина (6205), соединяет лед. Октябрьский - и лед. Уйсу. Ориентация склонов юго-восток - запад, склоны снежные. С обеих сторон мощные ледники.

Фото 17. Ледник №47


Фото 17. Ледник №47


От конгломератных ворот двигаемся далее по карману ледника Уйсу вверх. Набора высоты почти нет. Сразу за воротами сужение кармана и камнеопасное место, далее карман снова расширяется. За 1 час движения подходим к повороту кармана на север. Пройдя в направлении севера 200м выходим из кармана и пересекая моренные отложения левого борта в направлении рыжего гребня (Фото 16) подходим к белой части ледника №47 (притока ледника Уйсу). Перед нами находиться не очень широкое ~ 1км препятствие, состоящее из разломанного льда. (40 мин. хода от поворота кармана). Преодоление такого препятствия требует достаточно утомительной ходьбы по ледовым глыбам, иногда лазания и прыжков, а так же частых разведок.

Фото 21. пер. Горбунова
Юго-вост. склон.

Препятствие преодолеваем в кошках в два прохода, поскольку полный вес рюкзаков перетащить за 1 проход не удается. Всего на преодоление ледника № 47 затратили 3 часа (Фото 17, Фото 18, Фото 19).

После обеда, перейдя морены правого борта ледника №47 обнаруживаем, что пройти на ледник Уйсу мешает бурный ручей, текущий в ледовом каньоне между ледниками. Обход по ледовому мосту был найден несколько выше по течению. Выше притока №47 ледник Уйсу пологий, спокойный (Фото 20). Двигаемся по левому его краю по покровным моренам. Через 3 часа встаем на ночевку.

На следующий день продолжаем движение вверх по покровным моренам ледника Уйсу, придерживаясь левого края при повороте ледника на северо запад преодолеваем долину ручья текущего по леднику, далее движемся в северо-западную камеру ледника, где уже виден перевал (Фото 21).


Фото 21. пер. Горбунова Юго-вост. склон.

Обедаем в левой нижней части камеры на последних поверхностных моренах. Подход к месту обеда осложнен полузакрытыми трещинами. Всего до обеда двигались 4 часа.

Фото 22. пер. Горбунова


Фото 22. пер. Горбунова Западный склон.

Западный склон.

После обеда за 5 часов взяли перевал. Сказывалась высота и глубокий снег. Склон снежный до 30º,внизу на пологом леднике трещины, в верхней части жесткий фирн до 20º. Лагерь ставили в темноте, ночевали на седловине перевала.

Утром за 15мин спустились в связках со снежного склона 25º, посреди склона большая засыпанная трещина, далее 40 мин по пологому закрытому леднику (Фото 22) до начала его открытой части. Открытая часть ледника (это левый приток ледника Октябрьский) на протяжении 6км до слияния с ледником Октябрьский представляет из себя неудобную для передвижения поверхность: в начальной части дело осложняется большими разломами у правого борта, которые следует обходить левее, но слева располагается закрытая снегом сеть более мелких трещин, в средней части движение затрудняют большие кальгаспоры выше колена (Фото 23) и мелкие сераки, а также трещины. В нижней части - ледопад (Фото 24) , ведущий к леднику Октябрьский.

Фото 24. Нижний ледопад перед Райской Поляной


Фото 24. Нижний ледопад перед Райской Поляной


Преодолеть ледник и выйти на "Райскую Поляну" удалось только за 4 часа хода, веревки не использовались.

«Райская поляна», расположенная над слиянием притока и основного ледника Октябрьский, действительно представляет собой райское местечко среди царящего вокруг ледового хаоса. Чувствуется, что раньше она была популярна. Здесь может сесть вертолет, есть небольшой чистый ручеек от снежников. Прямо напротив виден нижний ледопад правого притока, ведущего на перевал XX лет ККТ ( 2Б, 5900). Спуск к леднику проходит вдоль ручья текущего по поляне по крутому осыпному склону 80м и не представляет особой трудности.

Вечером организовали разведку на лед. Октябрьский - за три часа наметили проход до середины ледника.


Ледник Октябрьский.

Сильно разломанный ледник Октябрьский представляет из себя серьезное препятствие, на пересечение ледника шириной 3 км надо планировать целый день. Наш путь лежал от "Райских ночевок" на верний край правого притока , т.е. практически прямо напротив того места где мы находились.

Пользуясь разведанным накануне путем (Фото 27, Фото 28) за 1 час доходим до середины ледника (Фото 26) . Еще за 1 час подходим к крупным разломам правого края. Попытки найти проход успехов не имеют. Единственный доступный путь ведет по краю огромного серака, перекрывающего многометровые ледовые разломы. Пытаясь двигаться в нужном направлении вешаем П-образные перила сераку ( 5 + 15 + 7м), пройдя еще 50м. по ледовой полке упираемся в большой разлом глубиной 20м с водой внизу. Первый спускается дюльфером по отрицательной стене и выбирается на другую сторону при помощи двух ледовых молотков. Для переправы рюкзаков и участников натягиваем навесную переправу ~ 20метров. К счастью дальше путь становиться проходимым.

После разлома находим путь к правому краю ледника через грязный, заморененый, местами крутой лед. При движении по скользящей по льду морене соблюдаем особую осторожность ( Фото 29).

Выше правого притока в рантклюфте ледника Октябрьский (Фото 30) расположено озеро, которое проходим у нижнего края по краям ледовых глыб и крутым участкам ледника. Пройдя озеро начинаем подъем по правому притоку ( Фото 31), в первом удобном месте становимся на обед. Последний участок от начала П- образных перил до правого притока ледника занял 3 часа времени.


Пер. ХХ лет ККТ ( 2Б, 5900).

Перевал «ХХ лет ККТ» расположен в хребте Зулумарт , южнее п.Октябрьский (6700), соединяет лед. Октябрьский - и лед. Уйсу. Ориентация склонов восток - запад, склоны снежные. С обеих сторон мощные ледники.

Левый край ледопада правого притока, ведущего к перевалу «ХХ лет ККТ», на стыке белого и черного льда достаточно ровен, поднимается ступеньками по 25-20 м. крутизной до 35º и удобен для движения. Сзади лежит ледник Октябрьский, виден перевал Горбунова (Фото 32). Через 1 час подъема выходим на выполаживание ледника, которое подводит к очередному ледопаду у левого края, имеющего структуру отвесных ступенек по 5-7 метров, подрезанных трещинами. Проход, тем не менее, удается найти, поднимаемся быстро, местами страхуя друг друга. Этот ледопад проходим за 1 час и становимся на ночевку после него. Дальше начинается снег и свободной воды не будет.

На следующий день из-за непогоды удается пройти только 2 часа по ровному закрытому леднику ( в верхней части трещины ). На ночевку встали на уровне 5600 в верхнем цирке перевала.

Опять погода не радует, видимость плохая. Перевальный взлет представляет из себя снежно-ледовый склон крутизной до 35º. Местами есть закрытые трещины. Поднимаемся по глубокому снегу тропя местами по пояс. Сначала набираем высоту по цирку, затем начинаем двигаться вверх на перевал. В средней, наиболее крутой части под раскисшим снегом угадывается лед, вешаем 150м. перил, для обеспечения противолавинной страховки и облегчения подъема. В верхней части склон выполаживается, но тропежка не прекращается. Наконец через 4 часа после начала подъема выходим на перевал, становимся на ночевку (Фото 33). Вдали видны большие горы - пики Ленина и Жукова. Высота 5900.

С утра делаем попытку восхождения на пик Октябрьский. Дошли только до высоты 6150 (глубокая тропежка, неустойчивая погода, вершина закрыта). Характер подъема - снег до 25º, местами выходы скал. Путь туда-обратно занял 2 часа.

Спуск с перевала - закрытый ледник до 20º, вначале глубокий снег (Фото 35), в середине снег проскальзывает по льду, трещин мало. В нижней части уходим в правый ранктклюфт - здесь морена и ручей (Фото 36). Отдыхаем и сушимся. Размещаемся на леднике, с правого борта катятся камни. Спуск с седловины до ручья занял 2 часа. Далее выходим опять на правый край ледника и по поверхностной морене быстро спускаемся к последней полке над ледником Б.Саукдара (Фото 37), образованной висящими над основным ледником на высоте 100м сераками-останцами. Открывается вид на ледник Б.Саукдара (Фото 38), перевал Жукова между пиками Жукова и Ленина (Фото 39). Попытка быстрого спуска на основной ледник вдоль ручья правого борта с рюкзаками терпит сокрушительную неудачу - ручей уходит в конгломератную щель за которой ничего кроме пустоты нет. Дюльфер также проблематичен - 50м явно не хватит, 100 ? - на глаз не понять" (Фото 42). Собрав волю в кулак выползаем из щели по едущей в пропасть морене назад на полку. Место отличное! (Фото 40). Остаток дня занимаемся разведкой пути и навешиванием перил на спуск (Фото 41, Фото 43). Всего повесили 80 метров влево по ходу до обнаруженного внизу обвального ледового конуса, с которого сходится вниз «ногами».


Ледник Большая Саукдара.

Большая Саукдара - один из самых мощных ледников этого района, его длина превышает 25 км. В нашем маршруте он был «белым пятном», поскольку описаний его прохождения найти не удалось. Мы запланировали 3 дня на прохождение этого ледника по левому ранклюфту и, в целом, наши ожидания подтвердились. Осталось ощущение, что за последние 5 лет на леднике произошла крупная подвижка, из-за которой сам ледник «просел» на 100 метров, и стал весь сильно изломанным. Эту мысль подтверждают висящие на головокружительной высоте по всей длине ледника крупные сераки-останцы. С одной стороны такая подвижка сделала затруднительным спуск на основной ледник, а так же движение по леднику, с другой стороны путь по ранклюфту (левому) оказался проще чем ожидалось.

Начав с утра, за 1 час по двум заранее навешенным веревкам мы спустились на ледник Б.Саукдара. Поскольку путь наш лежал вниз и рантклюфт был прегражден ледопадом нашего притока было решено выйти на центральную часть ледника, которая сверху казалась гладкой и удобной для движения. За 30 мин преодолев береговые волны-иглы это было сделано. Но центральная часть оказалась гораздо хуже чем выглядела. Немного вниз пройти удалось, но затем дорогу преградили поперечные валы и трещины (Фото 44), а так же озера (Фото 46). Пришлось возвращаться снова в рантклюфт, куда мы и попали спустя 1,5 часа после выхода на центральную часть. Рантклюфт конечно тоже не простое место для движения, он характеризуется частыми подъемами и спусками, а так же повышенной, «регулярной» камнеопасностью но, по крайней мере он прямой и кроме того иногда встречаются хорошие места для отдыха.

Надо сказать, что в нашем случае было бы логичнее с перевала спускаться на левую сторону ледника- притока, и далее двигаться по его левому борту ( Фото 45) - это сократило бы путь. Этот путь встречался нам в описаниях и по фотографии снизу кажется вполне проходимым, однако проблема спуска на основной ледник по 100 метровой конгломератной стене остается и здесь, и она, возможно, труднее решается, чем в нашем случае. Мы выбрали правый вариант, потому что спуск сверху шел ближе к правому борту (слева разломы) и очень заманчиво выглядел правый пологий рантклюфт с ручьем для отдыха и просушки.

Дальнейшее движение по левому рантклюфту ледника Б.Саукдара в общем было обычным для такого рода деятельности - с одной стороны камнеопасный склон (необходимо следить за падающими мелкими камнями и не попадать под них), с другой - отвесные ледовые глыбы. Через 15 мин движения по рантклюфту пришлось переходить по неприятному острому мосту над трещиной, далее через 15 мин. рантклюфт стал непроходимым - прижим, вышли на ледник. Как часто бывает в таких случаях ледник в этом месте оказался достаточно удобным (всего два протискивания между сераками, с последующей 2х метровой ступенькой.). Далее опять вернулись в рантклюфт, ниже прижима он расширяется (Фото 47) , путь становится проще. Далее еще 3 часа двигались по рантклюфлу. В конце участка обходя очередной проблемный участок вышли на ледник, где пришлось попетлять между большими разломами. Затем на плоской части обнаруживаем большие грязевые лужи на льду. Саша поскользнулся и сильно ушиб ногу. Ночуем на открытом леднике, выровняв площадки ледорубами.

На следующий день продолжаем движение по рантклюфту, который заканчивается перед большим левым притоком. Здесь выходим на лед и перейдя приток по большим буграм продолжаем движение по телу ледника. За следующим притоком путь преграждает большое озеро, которое обходим справа по разломам, и далее спускаемся к ручью, вытекающему из озера по ледовым склонам средней крутизны, прикрытым живой моренкой. Ручей выводит нас опять в рантклюфт, где располагается очередное озеро, которое удается обойти слева по склону левого борта. Двигаясь дальше подходим к глубокой яме, обходить которую высоко по левому склону тяжело (Фото 48). Решаем начать пересекать ледник , тем более что уже пора. От места ночевки до ямы 3 часа ходу.

Выходим на ледник и двигаясь наискось направо начинаем искать путь среди ледовых бугров, игл и промоин. За 1 час выходим в центр ледника, и перпендикулярно его пересекаем до поверхностной морены на правом краю. Далее движемся вниз вдоль этой морены, правый рантклюфт отделен от неё высоким «забором» из ледовых игл (еще 1 час). Наконец найдя проход в «заборе» спускаемся в правый рантклюфт по которому доходим до ручья, текущего с большого черного ледника справа. Двигаясь вдоль этого ручья в правом рантклюфте лед. Большая Саукдара, достигаем стрелки рантклюфта и сухого ручья справа, за которым есть выход на травянистые террасы правого борта. Ручей несколько раньше ушел под ледник. Встает вопрос о наличии воды дальше на террасах. Решив не рисковать, через 30 мин от «забора» становимся на ночевку над стрелкой на песчаном гребешке. Вода стекает с тела ледника маленьким водопадиком.

Утром поднимаемся на травянистые террасы (Фото 49) и движемся по ним в направлении долины Сауксая (Фото 52), несильно сбрасывая высоту. Места сказочные (Фото 50) - травка, цветочки (Фото 51), но воды нет совсем. По пути пересекаем несколько сухих пологих русел ручьев. Через 2 часа подходим к высокому обрыву над первым ручьем перед ледником Малая Саукдара. Дальше пути нет, приходиться круто спускаться в правый карман лед Б.Саукдара. Спуск находиться без проблем и вскоре, пройдя сужение кармана по большим камням (здесь стоят каменные туры, маркируя тропу), спускаемся к первому ручью, который тоже пересох. Двигаясь далее по руслу и правому карману подходим к леднику Малая Саукдара. Ледник Малая Саукдара, как и в старые добрые времена, сливается с ледником Большая Саукдара (оба ледника закрыты мощными моренными чехлами). Пройдя по левым моренам на теле ледника М. Саукдара, подходим к крутому высокому (метров 30) спуску по льду в центральную часть ледника М. Саукдара. С некоторым трудом (Фото 53) находим «пешеходный» проход чуть выше и спускаемся в ложбину в центре ледника, за которой лежит белое ледниковое тело - правый край и язык (1 час от террас). Приготовившись к пересечению языка, двигаемся вдоль него вниз по ровному галечнику и с радостью видим, что язык заканчивается, и потребность в переходе его исчезает. Из-под языка вырывается ручей, идя вдоль которого левым берегом через 30 мин находим место для дневки на последнем перед речной стрелкой участке старой морены. Участок приподнят на 2 метра над речным руслом, снизу закрыт камнями от ветра. Есть выложенное место для палатки. Чистой воды нет, река черная, находим отстоявшуюся лужицу. Хорошая вода есть примерно в километре выше по реке (мы проходили чистые родники) и также напротив, под водопадом из кармана левой морены ледника Дзержинского, но там хуже место для стоянки. Переход через ручей Малой Саукдары возможен в любое время, но утром его можно перейти «не замочив ног». Переправа через Сауксай проблемна в любое время суток (Фото 54).


Пер. Раздельный ( 3А, 6000).

Перевал Раздельный расположен в Заалайском хребте между пиками Ленина и Дзержинского, соединяет ледники Дзержинского и Ленина. Перевальные склоны снежные с трещинами. Перевал представляет самый простой путь из верховьев Сауксая на север. Описание дается от реки Сауксай до ледника Ленина.

Перейдя с утра ручей Малой Саукдары подходим к водопаду на ручье, текущем из кармана грандиозной 300 метровой левой морены ледника Дзержинского (Фото 55). Здесь проходит самый простой путь подъема на ледник Дзержинского с востока. Сам ледник Дзержинского подвинулся и перекрыл долину Сауксая многометровой стеной, что там твориться мы не знаем, близко к языку не подходили. Ручей чистый, над водопадом образует несколько прозрачных ванн. Путь выше водопада прост и приятен. Сам водопад обходиться по простым скалам и осыпным полкам, рюкзаки вытягиваем отдельно. Закрепиться особо негде, много живых камней. Выше водопада быстро набираем высоту по крупным камням в русле ручья. Вода в ручье заканчивается, на развилке поворачиваем налево по ходу (но можно также идти и правой стороной) и через 1,5 часа после начала подъема от р.Сауксай поднимаемся в распадок на левой морене ледника.Открывается красивый вид на хребет Зулумарт и лед. Б.Саукдара (Фото 56). На самой морене расположено несколько небольших озёр, возле которых разведка обнаружила следы барса. Сам ледник здесь бело-полосатый , довольно пологий, разломан средне (Фото 57). Основываясь на последнем отчете Лебедева, мы ожидали увидеть забор из голубых игл, но этого нет - видимо сказалась последняя подвижка. Движемся далее по распадку, и далее по левым моренам ледника Дзержинского (Фото 58) к прижиму левого борта, к которому подходим через 1час хода. По пути есть ручьи и несколько лужиц с чистой водой, обедаем, можно даже искупаться. Перед прижимом выходим на ледник и выбирая путь по грязному льду движемся левым краем ледника. За прижимом, на стыке белого и черного льда, крупные краевые разломы - спускаемся в яму левого рантклюфта, из которой достаточно крутой выход наверх по поверхностной морене (1 час от обеда). Движемся еще 30 мин левым краем ледника по поверхностным моренам до пологой части (Фото 59) (традиционно считается, что здесь заканчивается первый ледопад, который тянется до языка ледника). Далее пересекаем ледник наискось по не очень крутым буграм и за 30 мин выходим на мраморную поверхностную морену правого борта. Ночуем на морене.

По горизонтальной мраморной морене (Фото 60) за 1,5 часа подходим ко 2-му ледопаду лед. Дзержинского, который преодолеваем за 1 час, двигаясь в кошках вправо вверх по ходу (Фото 61) - к левому краю ледника. В верхней части ледопада, на перегибе, широкие трещины - приходиться сильно лавировать в поисках прохода. Выше ледопада встаем на обед на последних камушках перед началом закрытой части ледника (Фото 62). Далее начинаем движение по снегу, переходя на центр ледника, через 30мин движения натыкаемся на обширную зону закрытых трещин. Провалившись «по рюкзак» в тройку из них начинает казаться, что идти дальше уже некуда. Сплошное уханье от падающего куда-то снега звучит предостерегающе. Выход находим к правой части ледника, где трещины имеют более редкую и понятную структуру. На преодоление зоны трещин затратили 30 мин. Еще 1 час поднимаемся по центру и затем вдоль левой части ледника, трещины присутствуют, встаем на ночевку на леднике, в разломах левого края. У места ночевки есть несколько небольших глубоких луж с водой в углублениях между разломами.

С утра за 1 час движения по левому краю ледника подходим к срединному нунатаку 3-го ледопада лед. Дзержинского, обойдя который справа по ходу по 25° снежному кулуару за 1 час поднимаемся в обширный верхний цирк ледника Дзержинского (Фото 63). Дальнейшее направление движения влево, обходя сбросы в левой части цирка, и далее направо под склонами вершины Раздельная (Фото 64). По пути снимаем так и не пройденный перевал №36 (Фото 65). Обед через 1 час, напротив Раздельной. После обеда за 2 часа по раскисающему снегу поднимаемся на гребень чуть западнее перевала, особенно тяжело дается последний участок над бергшрундом, где приходиться пробивать тропу «по пояс». Ночуем на перевале, седловина широкая снежная. Стоят палатки восходителей на пик Ленина. Недалеко, выше по гребню на 80м по высоте на вершине Раздельная расположен «лагерь 3», которым пользуются альпинисты при восхождении.

Спуск с перевала проходит через вершину Раздельная(6088м), далее по ее 300 метровому снежному склону 30° на северное ребро, с которого по снежному кулуару 25° к «лагерю 2» (5300 м), затем по леднику Ленина (много трещин, необходима связка!) по «сковородке», обходя ледопад у левого борта, и далее траверсом вправо вниз под стеной пика Ленина, затем прямо вниз через несколько больших трещин (здесь иногда висят стационарные перила) на открытую пологую часть ледника Ленина, по которой недалеко до «лагеря 1» (4200м). Лагерь 1 - это много палаток разных турфирм, есть столовые, баня, спутниковый телефон, лошади. В целом спуск не представляет сложностей при наличии тропы. Спуститься до «Лагеря 1» можно за 3-4 часа ходу. В тот же день можно добежать по леднику Ленина через пер. Путешественников до Луковой поляны (4000м), откуда уже ходит автотранспорт в Ош.



Пик. Ленина ( 3А, 7134, рад.)

Пик Ленина (Фото 72) - высшая точка Заалайского хребта. Это самый простой семитысячник в пределах бывшего СССР. В период с июля по сентябрь вершина пользуется большой популярностью. Наилучшее время для путешествия - 15 июля - 15 августа, но и в это врямя бывают периоды плохой погоды. Даже в хорошую погоду подъем часто осложняется сильным южным ветром (особенно на высотах 6000-6400) . Далее дается описание подъема с седловины перевала Раздельный.

Восхождение происходило по стандартному пути, по маркированной тропе. С седловины перевала на плато 6400 ведет осыпной гребень 35° с участками фирна, далее движение по плато ~ 1,5 км и затем плавный набор высоты (Фото 66) под очередной взлет гребня. В верхней части этого взлета расположен наиболее опасный участок подъема - крутой до 35° фирновый «нож» протяженностью 100 м. Обычно здесь бывают ступени. В этом году тропа обходила «нож» с северной стороны по снежному склону крутизной до 40°. Выше «ножа» тропа идет пологим траверсом с южной стороны гребня, затем переходит через седловину в гребне на северную сторону и затем поднимается по снежному склону 70м 35°. Далее следует небольшой горизонтальный участок, затем пересекая небольшую снежную лощину, обходя предвершину (на снимке обозначена как «не вершина»), выходим на огромное предвершинное плато (7000м). Отсюда до вершины (Фото 68) еще 150 м по высоте пологого изматывающего подъема. Спуск по пути подъема. Среднее время подъема на вершину 6-8 часов, спуска 2 -3 часа. С вершины открывается огромная панорама Памира (Фото 69), виден массив пика Коммунизма.



Пик. Дзержинского ( 3Б, 6717, траверс)

Пик Дзержинского (Фото 67) расположен в Заалайском хребте, западнее пика Ленина. Достоверных сведений о прохождении траверса этой вершины мы не нашли, поэтому считаем, что прошли его первыми, по крайней мере, первыми за достаточно большой промежуток времени. Во время траверса все время дул сильный ветер, видимость часто была ограниченной.

Траверс начинается с седловины (5800) между вершиной Раздельная и пиком Дзержинского (фото 64). На саму седловину идти смысла нет, с нее подъем на гребень достаточно крут. Начинаем подъем южнее по снежному склону к бергшрунду и далее вверх по глубокому снегу крутизна до 30°. В верхней части проходим над ледовыми сбросами, пересекаем небольшой цирк и по снегу между ледовыми стенками выходим на гребень (Фото 63). Тропя по широкому гребню подходим к вершинному куполу, где становимся на ночевку (6100) (Фото 70). Подъем на седловину по гребню занял 3 часа чистого хода. Ночью и с утра очень сильный ветер.

Вершинный купол снежный со стороны подъема до 30°, местами зафирнован, местами глубокий снег. Поднимаемся 2 часа под ледовые сбросы у вершины, далее еще 1,5 часа траверсируем склон (Фото 71) вправо вверх в обход сбросов. Пройдя мимо вершины, искать которую никакого желания не было из-за не очень хорошей погоды, выходим на северо-западный гребень пика Дзержинского. Гребень снежно-осыпной до 20° (Фото 73). На гребне есть небольшие ледовые трещины, иногда прямо рядом с осыпью. За 1,5 часа спускаемся на седловину перевала Дзержинского (5700). Ночуем. Ночью очень сильный ветер.


Пер. Дзержинского ( 3А, 5700)

Перевал Дзержинского (Фото 75) расположен в Заалайском хребте между пиками Дзержинского и Красина, соединяет ледники Кузгун и Коман. Перевальные склоны снежные. Определяющая сторона северная - снежно-ледовое широкое ребро средней крутизны -25 °, перепад высоты - 1300 метров. С южной стороны подъем на перевал пологий по леднику Кузгун. Перевал популярный и очень красивый, есть средняя лавинная опасность в нижней части.

С седловины перевала спускаемся вправо вниз на широкое снежно-ледовое ребро, обходя большие разломы, встречаются закрытые трещины, как горизонтальные, так и вертикальные. По ребру двигаемся по глубокому снегу сначала прямо вниз, затем беря немного влево. По пути встречается несколько широких трещин, которые преодолеваются скольжением на пятой точке (со страховкой!). В нижней части ребра обнажается лед и на спуске необходима перильная страховка. Мы обошлись одной веревкой 50м, преодолев при этом отвесную 5метровую стенку (Фото 74). Спустившись в северо-западный цирк под перевалом по пологому языку, прыгая через трещины, добегаем до морен под ребром. Здесь тепло и текут ручьи. Спуск занял 4 часа.

Выйдя от морен под ребром перевала Дзержинского, за 30 мин. выходим на центральную часть ледника Коман, через ряд трецин и разломов. Ледник открытый, в средней и нижней части покрыт мореной. Движемся 30 мин вниз по леднику , затем за 30 мин пересекая серьезные разломы правого борта спускаемся в правый рантклюфт ниже моренных озер правого борта долины. Далее еще 30 мин по рантклюфту до озера в рантклюфте, которое обходим по правому осыпному берегу. За озером начинается трава и есть выход на травянистые террасы справа от ледника. Сюда может подойти лошадь или ишак. Далее движемся по травянистой долине на север, пересекаем крупный ручей, текущий с перевала 60летия Октября, и пройдя правым бортом долины до чистого ручья становимся на ночлег в зарослях лука (2 часа от озера).

В последний день за 4 часа выходим к юртам в Алайской долине (Двигаемся сначала по правым террасам, затем по чистому ручью, затем по реке, текущей из под перевала 60летия Октября , каньон на реке обходим слева по террасам, далее перекаем реку выше слияния с рекой Коман, и движемся далее по террасам и тропам к началу дороги на КашкаСуу). Транспорта в юртах не обнаруживаем, арендуем несколько лошадей для перевозки рюкзаков и далее движемся 3 часа до кишлака КашкаСуу.


Выводы и рекомендации.

Пройден интересный, напряженный, высотный, линейный маршрут 6й категории сложности по Северо-Восточному Памиру, хребты Заалайский и Зулумарт. Пройдены интереснейшие ледники - Уйсу, Октябрьский, Б.Саукдара, Дзержинского. Поход был непростым, но оставил самые приятные впечатления.

Библиография.

Отчет о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру Ветлужских В. (Новосибирск) 2003г. http://mountain.nsu.ru/otchet/zaalay-v-s-03/zaalay_v.html

Отчет о походе 6 к.с по Северному Памиру, рук. Лебедев Андрей, турклуб МАИ 2001г. №5819 (МГЦТК) http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/

Отчет о походе 6 к.с по Северному Памиру, рук. Лебедев Андрей, турклуб МАИ 1999г. №5627 (МГЦТК) http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/99/

Отчет о походе 6 к.с по Северному Памиру, рук. Потребич А, г. Горловка 1990г. №5342 (МГЦТК)

Домашняя страничка похода под ру-вом Телицина Сергея (Челябинск) 2003г. http://tiranpage.narod.ru/Pohod.htm

Приложения:

- Фотоотчет похода
Картографический материал


Крупный размер.


Крупный размер.


Крупный размер.


Крупный размер.


Крупный размер.


Крупный размер.


Крупный размер.


Крупный размер.


Схема маршрута


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100