Информацию подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU,

Piolet d'Or 2011

PIOLET D’OR 1995

Номинанты

• Лионель Доде (Lionel Daudet ) за мировое турне (12 соло-восхождений)
  • Мексиканец Карлос Карсолио (Carlos Carsolio) за восхождения за один год на четыре восьмитысячника: Broad Peak, 8054м, Annapurna, 8091m, Dhaulagiri, 8167m, Gasherbrum, 8068m
  • Савойская команда Б.Робер, П.Бату,Г.Буке де Шо, М.Пелисье и Ж.Арпан (B.Robert, P.Batoux, G.Bouquet des Chaux, M.Pelissier, J.Arpin) за первопроход по южной стене l’aiguille Saint-Exupery (Патагония)
  • Молодёжная команда FFME П.Робаш, К.Мора, М.Шаламель, П.Бату и Б.Бадару (P.Robach, C.Mora, M.Chalamel, P.Batoux, B.Badaroux) за первое восхождение по северной стене Cholatse, 6440м (Непал)
  • Словены Марко Презли и Андрей Стремфели (Marko Prezelj, Andrej Stremfelj) за первопроход по северо-восточному ребру северного тура Paine (Чили)
  • Жан Аннекан Паскаль Шатан (Jean Annaquin, Pascal Chataing) за первое повторение маршрута по южному ребру Baintha Brakk, 7285м (Пакистан)
  • Золотой ледоруб 1995 – Andreas Orgler, Heli Neswabba, Arthur Wutsher за первопроход The Pearl по южному ребру горы Bradley, Аляска (1200м, 6с/А3)

Andreas Orgler: “… если дальнейший прогресс будет столь же прямолинейным, придётся для удовлетворения коммерческого спроса “наращивать” горы до 10000 метров и снимать фильмы из жизни восходителей в режиме non-stop в вечном бою”.

- Назови наиболее значимые восхождения 90-ых и наиболее выдающихся альпинистов десятилетия.

- Очень много было сильных восхождений, но вот так навскидку тяжело сказать.

Те, что сейчас в голове – в Гималаях, первопроход Mick Fowler’a и сотоварищей на Шангабанг – это что-то из области фантастики, в его стиле.

Если говорить о бигволе, я бы отдал максимальное количество баллов Линн Хилл за свободное прохождение The Nose на Эль Капе.

В миксте наиболее новаторский маршрут остаётся за Flying Circus Робера Жаспера (Robert Jasper).

15-часовое соло по ребру Casson на МакКинли Магса Стампта (Mugs Stumpt), возможно, не такое зрелищное, но при всём при том, это что-то! Магс Стампт, без сомнения, является лучшим американским восходителем, специалистом в альпийском стиле начала 90ых.

Наконец, я искренне восхищаюсь Аланом Робером (Alain Robert) со всеми его безумными соло без исключения.

- Какое будущее у скалолазания и альпинизма?

- Чистого риска станет радикально меньше. Зато, альпинисты будут более профессиональными в управлении своим физическим состоянием.

Безопасность стала насущным элементом, что отчасти объясняет, почему наиболее трудные маршруты были пройдены сравнительно недавно. Нагромождение средств становится настолько важным, что мне это кажется не совсем оправданным.

Необходимо подчеркнуть, что собственно трудность не возросла и не стала более значимой, чем она уже была в 80ые.

Что же касается новаторства в перфомансе, лично меня привлекают современные микстовые бигвольные восхождения в альпийском стиле, без провешивания перил, без использования спитов и проч…

Целью должно являться свободное прохождение во всех смыслах данного понятия.

Я попытался следовать этому правилу на Winebootle и Pearl a la Ruth Gorge (Аляска).

- Что ты думаешь об эволюции в гималайских восхождениях?

- Я надеюсь, что восходителям предстоит минимизировать используемые в горах средства, которые они берут для провешивания перильных верёвок и установки высотных лагерей, в той степени, чтобы их восходительский талант и упорство развивались согласно и в соответствии с их реальными способностями и физическими возможностями.

Потому что, если дальнейший прогресс будет столь же прямолинейным, придётся для удовлетворения коммерческого спроса “наращивать” горы до 10000 метров и снимать фильмы из жизни восходителей в режиме non-stop в вечном бою.

PIOLET D’OR 1996

Ама ДабланНоминанты:

• Поляк Кристоф Велички (Christophe Wielicki) за свой 14-ый восьмитысячник.
  • Итальянцы Сальватерра, Види, Манни (E.Salvaterra. P.Vidi, R.Manni) за первопроход d’Infinito Sud по южной стене Сьерро Торре
  • М.Пелисье, М.Деспра, Э.Лестьян (M.Pelissier, V.Desprats, E.Lestienne) за первопроход по восточному ребру горы Wake (Аляска)
  • Лионель Доде и Бенуа Робер (Lionel Daudet, Benoit Robert) за первопроход l’Inesperee по Suikarsuak (Гренландия)
  • Команда Красноярска (Россия) за первопроход по кулуару северо-восточной стены Эвереста
  • Жан-Кристоф Лафай (Jean-Christophe Lafaille) за дубль-восхождение на Гашербрум I и Гашербрум II
  • Итало-франко-швейцарская команда (Bramanti, Flugi, C.Dalphin, Patrick Berthet) за первопроход по южной стене Numalasortog (Гренландия)
  • Piolet d’Or 1996 - Thomas Humar и Vania Furlan за первую директиссму восточной стены Ама Даблан (6828м) в альпийском стиле.

PIOLET D’OR 1997

Номинанты:

• Немцы Алекс и Томас Хуберы, американцы Тони Гуч и Конрад Анкер (Toni Gutsch, Conrad Anker) за первое восхождение по западной стене Латок II, 7108м, Пакистан
  • Норвежская команда, руководитель Роберт Касперсен (Robert Caspersen) за первое восхождение на Rondespiret (Антарктика)
  • Патрик Беру и Франсуа Биболе (Patrick Berault, Francois Bibollet) за ряд последовательных восхождений на четыре основных вершины массива Монблан (Droites/Jorasses/Grand Pilier d’Angle/Hypercouloir)
  • Энди Кэйв и Брендан Мёрфи (Andy Cave, Brendan Murthy) (последовательно с Sustad, M.Fowler) за первое восхождение по северной стене Шангабанг, 6864м, Пакистан

• Макалу с ниткой маршрута команды Екатеринбурга

• PIOLET D’OR 1997 команда г. Екатеринбурга, Россия (Салават Хабибуллин, Алексей Болотов, Николай Жилин, Юрий Ермачек, Дмитрий Павленко, Игорь Бугачевский) за восхождение по Западной стене Макалу, 8403м, Непал. Капитан команды Салават Хабибуллин умер, не дойдя до вершины 250 метров. Игорь Бугачевский погиб на спуске под камнепадом.

Алексей Болотов

Алексей Болотов: “… сегодня можно по пальцам пересчитать экспедиции, ставящие своей целью пройти супермаршруты”

- Назови наиболее выдающиеся восхождения за последнее десятилетие.

- Мне трудно ответить на этот вопрос. Мне кажется, очень сложно сравнивать восхождения в разных классах.

В России принято разделение на скальный, технический и высотный классы.

Если придерживаться этой схемы, я бы отнёс в список лучших высотных восхождений Южную стену Лхотзе, Западную стену Макалу и Дхаулагири (соло в исполнении Томаса Хумара).

Очень много было восхождений, которые стоило бы отметить, но перечислить или проклассифицировать все – просто невозможно.

К тому же, я в курсе того, что и где ходят российские и СНГшные альпинисты, но не обладаю полной информацией по “западным” восхождениям.

За последние десять лет альпинизм, без сомнения, стал более сложным и более профессиональным, гораздо меньше в нём осталось места для романтики и все больше прагматизма. Я не берусь судить по всем странам, прежде всего, я говорю о ситуации с альпинизмом в России.

Кто лучшие альпинисты? Я не знаю, трудно выделить кого-либо за такой длинный отрезок времени. В техническом классе в России, я бы отметил Саню Клёнова и Мишу Дэви. В течение всех этих десяти лет они ходят потрясающие вещи.

- Какой ты видишь эволюцию в альпинизме?

- Появится ещё более жёсткая специализация, т.е. те, кто занимается исключительно бигволом, высотники и солисты. Будут популярны бескислородные восхождения на технически сложные высотные объекты, стенные восхождения в двойках в альпийском стиле на восьмитысячники.

Что касается бескислородных восхождений, - на самом деле, использование кислорода очень часто лишь добавляет дополнительных проблем.

- Твоё восприятие “гималаизма” сегодня?

- Сегодня в Гималаи едут две категории людей. Первая огромная, это любители и, назовём условно, - “клиенты”. Их основная цель – Эверест по классике. С каждым годом число таких желающих неуклонно растёт.

Вторая категория – альпинисты high-класса. Они прокладывают новые маршруты, или даже если повторы, но всегда экстремальные, на пределе сил. Таких выдающихся спортсменов становится всё меньше и меньше.

Я думаю, что сегодня можно по пальцам пересчитать экспедиции, ставящие своей целью пройти супермаршруты.

- О чём ты мечтаешь сегодня?

- Мне много куда хочется сходить и в разных классах. Если я смогу реализовать хотя бы 10 процентов из того, о чём мечтается, - я буду счастлив.