Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Супонников Д.А., Алма-Ата

Отчет о горном туристском походе третьей категории сложности по Внутреннему Тянь-Шаню

- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
Мотивы путешествия

Отдалённый район села Атбаши Нарынской области практически неизвестен в России и других странах экс-СССР, где ещё существует понятие «спортивного туризма». Два дня автомобильной заброски от Бишкека, погранзона, требования оформления пропусков и совершенно неясные перспективы должного набора перевалов или вершин. А по соседству - Центральный Тянь-Шань, Памир, Алайский, Киркизский хребты. Зачем усложнять себе задачу, тем более если поход должен быть относительно простым и предсказуемым?
Аура неизвестности. Этот год стал пятым по счёту в маленькой истории туристского исследования района. А также самым насыщенным и интересным. В 2003-м году, когда мы объехали хребет Атбаши на велосипедах и ещё не присматривались к отрогам Сарыбелес и Кёккыя, мысль о том, чтобы вернуться сюда, засела в голову надолго. Экспресс-путешествие с водниками 2004-го года дало понять, что сюда ещё стоит приехать, чтобы подробнее ознакомиться с районом, его реками и горными цепями. И последующие три лета оказались посвящены более системному последовательному исследованию хребтов Атбаши, Кёккыя и Сарыбелес.
Ступенька за ступенькой - мы поднимались всё выше, в прямом и переносном смыслах, «белых пятен» на карте района становилось меньше, и планировать последнее путешествие было гораздо проще. Фотографии из предыдущих походов, космические снимки, топокарты - всё скопилось в некую критическую массу, вес которой давал знать: хотим ли мы пройти здесь «единичку»? Легко! «Шестёрку»? Пожалуйста!
Также, в этом году, представилась возможность отправиться сюда несколькими группами, тем самым расширив задачи уже, по сути, экспедиции. В итоге мы получали достаточно полный охват района, затрагивая в том числе «подсмотренный» в 2003-м хребет Атбаши.
Конечно, помимо вопросов взаимодействия, культурно-массовых стыковок и других оргвопросов, у нашей группы образовалась вполне выраженная стратегия похода, которая заключалась в следующем:
- Район похода должен охватить два хребта - Атбаши и Сарыбелес
- Мы хотим подняться на высшие точки обоих хребтов
- Активная часть похода будет насыщенной, но короткой во времени
- Как и в прошлые четыре года, знаковый пункт путешествия - озеро Кельсу



1. Справочные сведения
1.1. Место проведения:


Административный район похода:
Атбашинский район Нарынской области Республики Кыргызстан
Географический район похода:
Внутренний Тянь-Шань, хребет Атбаши, западная часть хребта Кок-Шаал-Тау, отрог Сарыбелеc

1.2. Общие сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

горный

третья

117 ( 140 c коэф. 1,2 )

15

12

28.07.2007 - 11.08.2007


1.3. Подробная нитка маршрута:

г.Бишкек - г.Нарын - пос. Атбаши - пос. Актала - ущелье Кембель -
пер. Кембель (2А) - верховья долины реки Кошкараташ -
пик Джель-Тегирмен, 4788 м (высшая точка хребта Атбаши) -
долина реки Кошкараташ - Аксайская долина - долина реки Кульджабаши - долина реки Кёккыя - Культцентр Кёккыя (на карте - Сурашташ) -
ущелье реки Кельсу - ущелье левого притока реки Кельсу - перевал Тролль (1Б) - ущелье правого притока реки Кульджабаши - перевал Грифон (2А, на подъём) - траверс хребта Сарыбелес - пик 4726 м (высшая точка хребта Сарыбелес) - перевал Инженерный (1Б, на спуск) - лог Итджолы - южные берега озера Кельсу - переправа на северный берег озера - радиальный выход на южный берег Кельсу - культцентр Кёккыя - г.Нарын - г.Бишкек - г. Алма-Ата

1.4. Список группы


Имя

год рожд.

город, телефон

тур. опыт

должность

в походе

1

Котомина Наталья Сергеевна

1980

Дубна,

+7 916 442 70 15

4ГУ, 5ГУ, 3ГР

парамедик

2

Патрушев Петр Леонидович

1977

г.Балашиха

+7 495 523-74-04

3ГУ

Ответственный за питание, реммастер

3

Мотянко Анатолий Анатольевич

1981

г. Алма-Ата,

+7 903 138 62 02

2ГУ

штурман

4

Соболева Наталья Сергеевна

1982

Дубна,

+7 926 556 05 30

3ГУ, 5ГУ, 1ГР

снаряженец

5

Супонников Дмитрий Александрович

1972

Алма-Ата,

+7 903 7741155

sda@dsp.kz

3ГУ, 2ЛУ, 2ГР

руководитель



























1.5. Заявленный план похода

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

28.07

Бишкек - Нарын

авто

29

1

Нарын - п. Ат-Баши - п. Актала - ущ. Актала (Кембель)

10

Авто/пеше

30

2

Ущ. Актала, радиальный выход под перевал «1»

10

пеше

31

3

Перевал «1» (2А, 4250) - истоки р.Кошкараташ

12

1.08

4

Восхождение на пик 4788 (2А альп)

8

2

5

Выход к реке Аксай

30

3

6

Запасной день

4

7

Переход к культцентру Кёккыя, подход под перевал «2»

20

5

8

Перевал «2» (1Б, 4150)

8

6

9

Перевал «3» (1А, 4260), Траверс (2A альп) хребта до пика Марима.

6

7

10

Продолжение Траверса (2А альп) через пик 4726. Разведка путей спуска

6

8

11

Спуск на перевал «4» (2А) или «5» (2А)

8

9

12

Запасной день

10

13

Сплав на северный берег оз. Кельсу, переход к культцентрк Кёккыя

16

11

14

Возвращение в Нарын

авто

12

15

Возвращение в Бишкек



И т о г о активными способами передвижения (К=1,2): 134 км

Определения не именованных перевалов:*

1.5. Перевал «1» (2А, 4250) - перевал, находящийся в 2-х км западнее вершины 4786** (хребет Ат-Баши, центральная часть), соединяющий долины рек Актала (на севере) и Кошкараташ (на юге). Координаты N40䣡 46,00 E75䣔 05,95
Перевал «1-X» (1А, 4000) - в северном отроге, 1000 м севернее узловой вершины 4400 м (вершина находится в 2300 м запеднее перевала «1»
Координаты N40䣢 07,48 E75䣒 04,90
Перевал «1-Y» (1Б, 4240) - в основном хребте, в 2500 м западнее перевала «1»
Координаты N40䣡 25,28 E75䣒 22,96
1.6. Перевал «2» (1Б, 4150) - перевал находящийся в 1 км юго-западнее вершины 4224 (хребет Сарыбелес, северо-западная часть), соединяющий долины левого притока реки Кельсу (на востоке) и правого притока Кульджабаши (на западе).
Координаты N40䣒 22,07 E76䢼 23,51
3. Перевал «3» (1A, 4260) - перевал находящийся в 300 м северо-западнее вершины 4321 (хребет Сарыбелес, северо-западная часть), соединяющий долины реки Кульджабаши (на юге) и правого притока Кульджабаши (на севере). Координаты N40䣑 47,47 E76䢻 43,13
4. Перевал «4» (2А, 4350) - перевал находящийся в 500 м западнее вершины 4661 (хребет Сарыбелес, центральная часть, левый берег оз. Кельсу), соединяющий долины лога Итджолы (на юге) и оз. Кельсу (на севере). Координаты N40䣏 47,79 E76䢽 42,53
5. Перевал «5» (2A, 4400) - перевал находящийся в 1 км северо-восточнее вершины 4684 (хребет Сарыбелес, центральная часть), соединяющий долины лога Итджолы (на юге) и реки Кульджабаши (на севере). Координаты N40䣏 43,78 E76䢽 13,01

* Все перевалы с 1 по 5 заявляются как первопрохождения.
**Информация о высотах вершин взята:
в п.1 - с карты К-43-28 (1:200 000)
в пп.2-3 - с карты К-43-117-Д (1:50 000)
в пп.4-5 - с карты К-43-129-Б (1:50 000)
Координаты приведены в системе WGS84

1.7. Определяющие препятствия

Дата

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Примечание

31.07

Перевал

Кембель

снежно-ледовый, 4273 м

север - юг

Пройден впервые

02.08

Вершина

Джель-Тегирмен

1Б (альп.)

снежно-ледовый кулуар, скально-осыпной гребень, 4800 м

по юго-западному кулуару и южному гребню

Маршрут пройден впервые

05.08

Перевал

Тролль

скально-осыпной 4070 м

восток - запад

Пройден впервые

05.08

Перевал

Грифон

ледовый (с севера) 4345м

север-юг

Пройден впервые

06.08

траверс

хр. Сарыбелес

(пер. Грифон - пер. Водник - пик Марима - пик «4726 м» - пер. Инженерный)

Скально-снежный, средняя высота 4500м

запад - восток - юг

Пройден впервые

07.08

07.08

Вершина

(в составе траверса)

Марима

(альп.)

Снежно-осыпной гребень, 4490 м

радиально с запада

Впервые на пик поднялись алма-атинские туристы в 2006-м году

07.08

Вершина

(в составе траверса)

«4726 м»

(альп.)

Снежно-ледовый гребень, 4726 м

Траверс север - юг

Пройден впервые

08.08

Перевал (спуск с траверса)

Инженерный

1Б (спуск на юг)

Скально-осыпные полки и кулуар,

4630 м

Спуск на юго-восток

Пройден впервые

08.08

озеро

Кельсу

н.к.

вода

Юг-север


2. Краткая характеристика района путешествия


Фрагмент спутникового снимка с указанием хребтов

2.1. Расположение и картография

Западная оконечность хребта Кок-Шаал-Тау представлена разветвлённой сетью отрогов, среди которых наиболее значительные по высоте и оледенению - Сарыбелес (высшая точка 4726 м) и Кёккыя (высшая точка 4960 м ). В 50 км севернее хребта Сарыбелес обособленно расположен хребет Атбаши. Географически все три хребта относятся к Внутреннему Тянь-Шаню. Административно - к Атбашинскому району Нарынской области Республики Кыргызстан.

Номенклатура использованных карт:
1:500000 - К43-Г (весь район)
1:200000 - К43-28, К43-29, К43-35 (фрагмент хребта Атбаши, хребет Сарыбелес)
1:100000 - К43-117, К43-129 (хр. Сарыбелес), К43-104, К43-116 (хр. Атбаши)
1:50000 - К43-117-Г, К43-129-Б (хр. Сарыбелес)

Более полная информация по населённым пунктам, дорожной сети, оледенению, гидрографии и орографии района представлена в нашем отчёте по путешествию 2006-го года ( отчёт №6230 в библиотеке МГЦТК http://dsp.kz/tour/kokshaal2006 ).


Орографическая схема района путешествия

2.2. Подготовка к походу

Организация похода
Начав подготовку ещё в начале года, мы опирались на то, что в район отправится не одна группа, а как минимум две или три. Это обеспечивало большую безопасность при условии взаимодействия. Также, сообща можно было более выгодно решить вопросы заброски в район, проще собирать материалы по району и т.п.

Заезд и выезд из района
Чтобы попасть к северному подножию хребта Атбаши (Ат-Баши), а именно отсюда мы начинали поход, нужно затратить три-четыре часа на автомобиле от г. Нарын и, миновав районный центр - посёлок Атбаши - мы оказываемся у самого начала маршрута. От Нарына до Атбаши идёт разбитая асфальтовая дорога (постоянный трафик грузовиков из Китая даёт о себе знать). Только северный участок взлёта на перевал Кызылбель представляет собой «гравийку». Миновав в Атбаши мост через одноимённую реку, попадаем на её левый берег, где по предгорьям хребта вытянулась цепочка небольших аилов: Баш-Каинды, Ой-Терскен, Терексу(Терек-Су), Актала(Ак-Талаа), Джаныгуч... Нас интересует ущелье Кембель, берущее начало пятью километрами выше аила Актала. Дорога, идущая к ущелью, находится на правом берегу речки, протекающей через посёлок. Сразу выше Акталы её качество становится очень плохим и далее приходится двигаться пешком.
До Нарына от Бишкека 360 км, сюда можно ехать рейсовым автобусом (ходит один раз в сутки), на маршрутке или такси. Последние два варианта вполне выгодны, учитывая небольшую стоимость (легковая машина Бишкек-Нарын на четырёх человек будет стоить около 1500 сом). Также маршрутки и такси ходят в Нарын из Балыкчи.
От Нарына до Атбаши других вариантов, кроме такси и попуток, нет. В связи с этим, возможно имеет смысл заказать машину до Атбаши прямо из Бишкека.
В нашем случае всё было по-другому, поскольку ещё с начала года у нас существовала предварительная договорённость с группой алма-атинских джиперов о совместной заброске в район. Запасным вариантом рассматривалась возможность заказа машины-микроавтобуса в Бишкеке (у Владимира Жидкова: г.Бишкек, ул.Кудрука 128, тел. +996-312-248696, +996-502-769619). В конечном итоге всё пошло по оптимальному сценарию и, выехав 28 июля колонной из четырёх джипов из Алма-Аты, мы к вечеру были в Нарыне. По пути заехали в Бишкек, забрав Наташу (она ждала здесь нас, вернувшись из похода по Киргизскому хребту), трёхместную «Щуку» и часть груза группы, которая должна была идти на Атбашинский хребет днём позже нас.
В Нарыне останавливаемся у Маримы Аманкуловой (г. Нарын, ул. Боласагын, 14. Тел.: +996-3522-41457, 50895).


Фрагмент карты К43-Г масштаба 1 : 500 000 (в клетке – 30 км). Обозначены дороги, по которым осуществлялся заезд в район со стороны Иссык-Куля

Необходимые документы и регистрация
Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Для граждан России регистрация необязательна - в отсутствии таковой можно находится на территории республики до 90 дней. Максимальная концентрация милиции - автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых документов не защищает от домогательств «служителей порядка». В других населенных пунктах республики встреча с милиционерами - скорее исключение, чем правило.
Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, Джаны-Джер и Борколдой, необходим пропуск. Выписывает его МВД или погранотряд, в чью зону ответственности попадает посещаемый район.
Для нахождения в пограничной зоне мы получали пропуск в погранзону в военной части 2025 г. Нарын (Нарынский погранотряд). Такой погранпропуск может иметь произвольную форму, при этом обязательно наличие общей нитки маршрута с датами прохождения ключевых участков и сроком пребывания в районе. Заверяется эта бумага командиром части. Необходимыми документами были ксерокопии паспортов и форма-список участников с описанием маршрута. Оформлена такая бумага должна быть, по возможности, от организации (буквально любой). В нашем случае это был ТССР. После того, как на пропуске будут все необходимые визы, нужно сделать несколько копий такого документа - часть из них нужно будет отдать на погранпостах.

Деньги и питание
Национальная валюта киргизии - сом. На период нашего путешествия (август 2007г.) один доллар США продавался за 38 сомов. Поменять деньги можно только в городах (Бишкек, Балыкчи, Каракол, Нарын).
Цены на продукты и питание невелики. В придорожном «кафе» (вагончик или юрта) можно пообедать за 35-50 сом. Чем дальше от цивилизации, тем «кафешки» встречаются реже, но и цены падают буквально в несколько раз.
Кое-что из питания можно купить и в крупных поселках. Качественные и сублимированные продукты не встретишь, но крупы, рис и конфеты не являются редкостью. Местное население на далеких пастбищах весьма гостеприимно, практически в любой юрте вас пригласят попить чай с лепёшками и сметаной.

2.3. Безопасность, страховка и организация связи

Вопросам безопасности с самого начала мы старались уделить основное внимание. Выразилось это, прежде всего в том, что:
- всем участникам мероприятия была выдана инструкция с подробным изложением «что делать можно (и как), и что - нельзя»
- была предусмотрена радиосвязь внутри и между группами, выделены частоты, назначены сеансы связи
- в каждой из групп, отправляющихся в район (а всего их набралось четыре) был спутниковый телефон, время выхода на связь «по спутнику» было также оговорено
- обязательным условием участия в экспедиции было наличие медицинской страховки с условием транспортировки авиатранспортом
- были рассмотрены запасные варианты и аварийные выходы с маршрута


Формализация
Итак, для того чтобы у любого, опытного человека или же разгильдяя, было понимание о целях путешествия, ответственности за себя и других, вопросах безопасности, был составлен документ с кратким названием «меморандум». Моментами, на которых фиксировалось внимание, были:
- безопасность личная и групповая
- действия в аварийных и опасных ситуациях
- атмосфера в группе
- общение с местным населением
- вопросы радио- и спутниковой связи

Дополнительно, у каждого человека в группе был т.н. контакт-лист, содержащий максимум полезных и могущих пригодиться телефонов и адресов. Кроме общих контактов, сюда были включены списки телефонов участников параллельных групп, номера спутниковых телефонов, позывные, частоты радиосвязи, время сеансов связи. Данный контакт-лист приведён в приложении.


Связь
Для обеспечения радиосвязи мы выбрали неплохие по мощности и в то же время доступные по цене рации Midland GXT-500 (диапазон LPD, 433 МГц). Вопрос радиосвязи в горах, вообще говоря, нетривиальный, но данное решение фактически компромиссно - это и не такая габаритная аппаратура, как КВ станции, а выходная мощность передатчика 4 Вт часто компенсирует плохое распространение радиоволн в ущелье. Для каждой из групп, отправляющихся в район, был определён позывной, а также время и интервалы выхода на связь. Практически, радиосвязь нам пригодилась как для связи между группами, так и внутри группы, при радиальных выходах и технической работе на маршруте. Также одна рация была вручена Володе - водителю, который должен был завозить под Сарыбелес группу, стартовавшую неделей позже. Володя оставался ждать ребят в культцентре Кёккыя, и возможность связи с ним была актуальной.
Другим, альтернативным видом связи, был спутниковый телефон. По ряду причин мы остановили выбор на системе Турайя («Thuraya»). Заранее позаботившись о наличии телефона в каждой группе, мы имели возможность практически гарантированного выхода на связь в течение разумного промежутка времени. В течение суток было оговорено два сеанса связи - дневной и вечерний. Для подзарядки телефона использовалась солнечная батарея достаточной мощности. Таким образом, не было крайней нужды экономить заряд аккумулятора и могли не ограничивать себя в количестве передаваемых SMS и длительности разговоров (помимо финансовой стороны вопроса, разумеется).

Страховка
«Хочешь мира - готовься к войне». Перед походом все (в том числе весь состав алма-атинской группы) страхуется в Компании «РОСНО». (115184, Москва, Озерковская набережная, 30, тел. +7 (495) 232-33-33). Страховой сбор составил около $20 с человека, при этом сумма страхового вознаграждения была $30,000. Это с лихвой покроет затраты на авиатранспортировку человека в случае непредвиденной травмы или болезни.

Аварийные ситуации
Стратегически, маршрут не был полностью автономным. Во-первых, он состоял из двух «кусков» («колец»), между которыми заранее предусматривалась встреча двух или трёх групп. На этом же этапе мы забирали «заброску». Во-вторых, у нас была практически постоянная связь с группой джиперов и в случае аварийной ситуации мы могли рассчитывать на их незамедлительную помощь. Вариантами эвакуации с хребта Атбаши были отходы по линии маршрута на юг, в Аксайскую долину и на север, к точке старта. С хребта Сарыбелес мы могли спуститься в долины рек Кельсу или Кульджабаши. Максимальное время отхода с пострадавшим составило бы, по нашим прикидкам, не более 2-х суток. Наихудшим вариантом рассматривался спуск с хребта Сарыбелес на юг, к логу Итджолы. В этом случае пришлось бы транспортироваться к северному берегу на байдарках. На остальных участках можно использовать лошадей, нанятых у местных чабанов.

Днёвки и планирование графика движения
Мы не планировали днёвок на маршруте, собираясь заменить их полуднёвками по мере появления достаточного времени после прохождения ответственных участков. При этом на каждый из двух кусков маршрута было выделено по запасному дню и один на факультатив - озеро Кельсу.
Период путешествия (начало августа) - самое тёплое время на уровне снегового пояса района. Поэтому, чтобы меньше «месить снег», все подъёмы были достаточно ранними - около 5:00..5:30 утра. Во время обеда нас ждал лишь лёгкий перекус (для экономии времени без горячего и чая), а вставать на бивак мы всегда старались до шести часов вечера. Таким образом, вечером удавалось хорошо отдохнуть, а пик нагрузки всегда приходился на 9-12 часов утра.

2.4. Озеро Кельсу - где это и что с ним делать или «ты помнишь, как всё начиналось?»
Итак, стратегически наш путь лежал с севера на юг (точнее, на юго-восток), и вторым хребтом на линии нашего маршрута был Сарыбелес. Топографически Сарыбелес разбит каньоном реки Кельсу на две части - западную («горы Сарыбелес») и восточную («горы Кельтау»). Древний завал у северной оконечности каньона образует дамбу, благодаря которой существует озеро Кельсу. При общей длине в восемь километров, озеро имеет ширину от 150 до 400 метров и на большем своём протяжении заключено в клубокий каньон. Перепад высот между поверхностью воды (3500 м) и окружающими вершинами (4726 м max) превышает километр. Скалы, опускающиеся в воду настолько круты, что берега озера абсолютно непроходимы. Множество гротов, полупещер, известняковых арок и каменных островов делают это место исключительно привлекательным в эстетическом и даже, в небольших масштабах, исследовательском планах.. Южные берега Кельсу - это каменисто-глинистые бухты, расбросанные на два километра вдоль пологих травянистых отрогов (прилавков) хребта. Северный берег - древняя завальная дамба, в левой части которой вода прорывается в ущелье. Пятью километрами ниже река, вытекающая из-под дамбы, сливается с рекой Туюк-Ботомойнок, образуя реку Кёккыя.
Кёккыя - один из крупных притоков Аксая. «Три реки» - так называют местные чабаны район слияния рек Аксай, Мюдюрюм и Кёккыя. Уходя на юго-восток, образованная мощная река Кокшаал вместе с реками Узенгикуш и Сарыджаз питает известный Тарим. Огромная Таримская низменность, разделяющая пустыню Такла-Макан и протяжённый хребет Кок-Шаал-Тау, является своеобразным оазисом, где расположено множество посёлков и городов Китая.

«Осваивать» зелёные воды Кельсу мы начали ещё в 2004-м году, когда группой водников отправились к рекам Аксайской долины. В 2005-м году, примерно тем же составом, удаётся более полно изучить озеро, в 2006-м - Сарыбелес и его отроги. Проплыть же Кельсу от берега до берега мы смогли только теперь, ввиду благоприятной совокупности погоды и достаточного времени.
Так же, от года к году, увеличивался штат нашей водной «флотилии» и тактика её заброски на озеро:
- 2004 г - два одноместных каяка поднимаем на лошадях
- 2005 г - два каяка и одна байдарка КНБ тащим на себе
- 2006 г - две надувных байдарки (Щука-2 и Щука-3) и одна - «Салют». «Салют» оставляем зимовать на южном берегу озера несём на себе и одной лошади
- 2007 г - две надувных байдарки (Щука-2 и Щука-3) и два «Салюта». Первый «Салют» опять оставляем, в пещере около северного берега помощь параллельной группы

По нашему плану, озеро Кельсу являлось коридором возвращения со второй части маршрута. Существовала договорённость о встрече нас на южном берегу людьми из состава группы джиперов - так и получилось. В назначенный час к берегу, куда мы спустились с хребта, подошёл караван из трёх лодок и, вместе со свежесобранным четвёртым судном ( перезимовавшим «Салютом») все ушли на север. Как запасной вариант, мы рассматривали возможность одной лодкой пересечь озеро в узком месте у лога Итджолы. Далее, через простой перевал Улусбол (4050, нк) можно уйти в долину Туюк-Ботомойнок и спуститься к культцентру Кёккыя (Сурашташ).

3. Развернутый график и схемы похода
3.1. Участки пути, километраж и метеоусловия


Дата

Участок маршрута,

перепад высоты

Характер пути

км

ЧХВ,

часы

Метео-условия

28.07

Бишкек - Нарын

Авто

6

29.07

Нарын - Атбаши - Актала - ущелье Кембель

2400 м - 3500 м

авто/пеше:

асфальт, грунтовая дорога / тропа

50 авто

9 пеше

4

солнечно

день +15

ночь +2

30.07

Подъём по ущелью Кембель, радиальные выходы для осмотра подъёма на перевал

3500 м - 3900 м

Тропа, травянистые склоны, прижимы, осыпи, участки разрушенных скал

7

5,5

солнечно

день +10

ночь +2

31.07

Перевал «Кембель» (2А, 4273) - спуск в долину реки Кошкараташ

3900 м - 4275 м - 3800 м

подъём:

морена, снежно-ледовые склоны (разорванный ледник) - 150 м с попеременной страховкой

закрытый ледник, изобилующий трещинами - с одновременной страховкой

спуск:

крутой снежно-ледовый склон - 40 м дюльфер

закрытый ледник, изобилующий трещинами -

с одновременной страховкой,

открытый спокойный ледник

8

10,5

дождь

снег

гроза

солнечно

день +5

ночь -5

01.08

Днёвка по причине плохой погоды (используем запасной день)

3800 м

стоянка на конечной морене ледника у озера

1

1

снег

гроза

облачно

день -5

ночь -10

02.08

Радиальное восхождение на вершину 4788 («Джель-Тегирмен»,)

(1Б альп., по уточнённым данным - 4800 м)

спуск в долину.

3800 м - 4800 м - 3680 м

морена, снежно-ледовый кулуар (лёд закрыт снегом), скально-осыпной гребень

8,5

8,5

солнечно

снег

гроза

солнечно

день -2

ночь +5

03.08

Спуск вдоль реки Кошкараташ до слияния с р. Аксай

3680 м - 3300 м

Тропа, травянистые склоны, широкое галечниковое русло реки

31

8

солнечно

сождь

гроза

снег

день +10

вечер +0

ночь -5

Дата

Участок маршрута,

перепад высоты

Характер пути

км

ЧХВ,

часы

Метео-условия

04.08

Переход к культцентру «Новый Аксай». Подход под перевал «Тролль»,

радиальный выход на перевал для просмотра пути спуска

Тропа, травянистые склоны, участки скал

15

6,5

солнечно

облачно

день +8

ночь -2

05.08

Перевал «Тролль» (1Б, 4070 м) спуск по скалам и осыпному кулуару на запад.

подъём:

осыпи между участки скал, каменистые склоны

спуск:

лёгкие скалы (2 участка по 4 м, требующие навески перил), подвижная осыпь

4

7,6

солнечно

день +6

ночь +1

Перевал «Грифон» (2А на подъём, 4350), подъём по леднику с севера, спуск на 50м к скальным площадкам

подъём:

крутой снежно-ледовый склон, прорезанный в средней части несколькими бергшрундами - 150 м попеременной страховки

спуск:

просмотрен спуск на юг - лабиринт крутых осыпей между скальными островками

06.08

Полудневка из-за плохой погоды (используем запасной день). Участок траверса «перевал Грифон - перевал Водник - плечо пика Марима». Радиальный выход на пик Марима для устойчивой связи с группой на озере Кельсу

Скально-осыпной гребень, широкий снежный гребень. Скально-ледовый склон, скальный гребень с жандармами

3

2

пасмурно

снег

день +2

ночь -15

07.08

Участок траверса «пик Марима (1А альп.) - перевал ??? - пик 4726 (1Б альп.) - перевал Инженерный (1Б на спуск)»

Широкий снежно-ледовый гребень с участками карнизов, скальный гребень с жандармами, очень крутой скально-осыпной кулуар, осыпи

8,5

9,3

солнечно

гроза

день +4

ночь +2

08.08

Спуск в лог Итджолы, далее к берегу озера Кельсу сплав на байдарках к северному берегу озера (8 км, н.к.)

Травянистые склоны, «зелёная вода»

7,5

5,5

солнечно

день +12

ночь +2

09.08

Пещера на северном берегу озера, радиальный выход на южный берег оз. Кельсу (поиск минеральных источников)

Пещера, «зелёная вода», песчано-глинистый берег, травянистые склоны

9

6

солнечно

град

гроза

день +10

ночь +2

10.08

выход на байдарках для встречи параллельной группы у южного берега

спуск в культцентр Кёккыя

Травянистые склоны, тропа

7

2,5

солнечно

день +12

ночь +2

отъезд в Нарын

грунтовая дорога

7

11.08

Нарын - Бишкек - Алма-Ата

авто

Всего (км)

117

*1,2

140

3.2. Схемы маршрута

Общая нитка маршрута, нанесённая при подготовке похода на кроку карты К43-Г (1 : 500 000). Старт путешествия был в селе (аиле) Актала, промежуточным и конечным пунктами был культцентр Кёккыя (Сурашташ)

Фрагмент орографической схемы* хребта Атбаши. Малиновая линия – маршрут группы. Направление движения – на юго-восток, от села Актала к устью реки Кошкараташ. Значком «палатка» обозначены места ночёвок.
Высота вершины Джель-Тегирмен – показания, снятые с GPS навигатора (На топографических картах это отметка высоты 4788 или 4786)

Орографическая схема* хребта Сарыбелес и маршрут группы (красная линия). Направление движения – на юг по левому берегу р. Кёккыя, минуя культцентр (к.ц.) Кёккыя. Возвращение – на северный берег озера Кельсу на байдарках, затем спуск по правому берегу р. Кельсу в культцентр.

3.3. Высотные профили


Высотный профиль участка «Атбаши» (первая часть маршрута)


Высотный профиль участка «Сарыбелес» (вторая часть маршрута)

продолжение...


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100