Автор: Супонников Д.А., Алма-Ата

Отчет о горном туристском походе третьей категории сложности по Внутреннему Тянь-Шаню

- Часть 1

Вёл дневник: Анатолий Мотянко

Комментарии к тексту:
- Левый/правый - даётся орографически, если не указано отдельно
- Карты-схемы, приводимые по тексту, ориентированы на север
- Координаты приводятся в системе WGS84. Стоит учесть, что показания GPS-навигатора иногда снимались в режиме «холодного старта» и могут содержать погрешности
- Написание местных названий в тексте может несущественно различаться, к примеру, названия Кем-Бель и Кембель, Актала и Ак-Тала - будут означать одно и то же
- В общих чертах данный отчет представлен от некоего третьего лица незримо (а может и зримо) присутствовавшего в наших сплоченных рядах (Димыч, Толик - он же Толяк, Натали, Петя, Наташа). Среди имен могут встречаться имена наших бесценных друзей и соратников автолюбителей и туристов-джиперов: Vasca (командор джиперов), Лера, Костя, Витя, Андрей, Коля, Вика, Макс. Если же вы, при путешествии по данным строкам, встретите некоего «я» (или его производные типа «мне», «меня» и т.д.), не пугайтесь, это не очередное незримое лицо, а всего лишь я - Наташа. В добрый путь или - добро пожаловать на Кок-Шаал Тоо
- По итогам многочисленных изменений и дополнений авторский текст Наташи Соболевой может несколько напомнить известное письмо «...ваш сын, дядя Шарик». Просим читателя с пониманием отнестись к сему факту - ведь данный труд основан исключительно на энтузиазме его создателей

Нотации:
- скальник - отдельный выход скал
- карпит - карманное питание
- ЧХВ - чистое ходовое время
- зеленка - зона альпийских лугов
- сидушка - кусок пенополиэтиленового коврика на резинке

Генерально, путешествие началось от Алма-Аты. Точно не известно, сколько народа помимо отъезжающих стояло там на ушах, но походные сборы и отъезд всегда суетливы, ничего не поделаешь. Колонна из четырёх полноприводных зверей, среди землян именуемых джипами, с крейсерской скоростью преодолела расстояние до казахско-киргизской границы, а после кордона буквально на крыльях домчалась до Бишкека. Здесь к нам присоединяется Наташа, загружаем байдарку, оставленную в Бишкеке на сохранение с прошлого года, получили, вагона и маленькую тележку коробок-забросок параллельной группы.
Закончив дела в Бишкеке, с радостью выдвинулись в сторону Нарына. На 30-м километре камешек от встречной машины вдребезги разбивает фару одной машины. Посетовав, покатили с ветерком дальше, на юг Киргизии - в край малохоженых гор, край сказочного озера-реки Кёль-Су, кымыза, лугов из колючки метровой высоты, жирненьких сурков и козлиных рогов. Через пять часов, к 19-ти, прибыли в Нарын. На самом въезде отваливается фара у второй машины...

Вид на хребет Ат-Баши.

Сразу – в Нарынский погранотряд, заверить в штабе пропуска в погранзону. Это нужно сделать даже с пропусками, которые оформят вам в Бишкеке заранее. Потом – две попытки поужинать: первая длилась 1,5 часа и закончилась неудачно, т.к. горячего не дождались, решили хотя бы потопать ногами на танцполе (о, Всемогущий, может этим нерадивым на голову их штукатурка обвалится?). В другом заведении нас обслужили за 20 мин., что благотворно сказалось на нашем настроении. Сытые, усталые и умиротворенные мы переночевали на постоялом дворе Маримы. Утром посетили местный базар, поудивляли местных переговорами по рации – никак в литрах не могли сойтись J (это мы местное ароматное растительное масло покупали). Купили 99 штук мантов с картошкой, киргизских колпаков и отбыли в сторону Ат-Баши. По дороге съехали с местной «автострады» и устроили лихой заезд по бездорожью - авторалли по местным холмам прямо на автомонстрах под звуки авторёва, под автогиканье и автоулюлюканье разошедшихся пассажиров. На самом верху одного из холмов все, кто смог, достали свои фоторужья и покинул транспортные средства, чтобы запечатлеть открывшийся вид на хребет Ат-Баши.

Нам показывают дорогу…

День 1, 29.07.07
Нарын - с. Актала - долина р. Кем-Бель

ЧХВ

10.00 - выезд из Нарына

12.00 - прибытие в с. Актала

13.00 - выход из Акталы

Подъем вверх по ущелью вдоль лев. берега р. Кём-Бель по остаткам старой дороги.

17.00 - постановка лагеря на прав. берегу р .Кем-Бель.

+ 650

4 ч

Посёлок Терек-Су, через который проходит дорога от Атбаши к аилу Актала

Внизу – посёлок Актала. Снято из раствора ущелья Кембель

К 12:00 добрались до села Актала. После небольшого ориентирования на местности решаем разделиться: наш путь лежал по правому берегу р. Кем-Бель по остаткам старой дороги. Здесь джиперы отправились назад, в посёлок Терек-Су, чтобы проехать вверх ущелья по дороге, поднимающейся по срезу склона. А мы, дабы не терять времени, идём пешком. Два часа по дороге, переходящей в тропу (2 простых брода), и перед нами открывается вид на наш первый перевал. Ещё два часа по альпийским лугам правого берега реки Кембель – и мы у большой поляны в центральной части ущелья.

На правом берегу реки Кембель, после второго брода. Виден перевал Кембель

К нашему удивлению джиперы уже здесь. Не без жертв - одна из машин осталась без глушителя. Моментально поставили палатки, перекусили мантами (даже что-то осталось), и народ занялся своими делами.
Координаты нашего первого лагеря: N41°01.786' E75°43.245' (высота 2850 м)

Разведка пути

Джиперы разбрелись созерцать окрестности, некоторые вооружились фоторужьями с нехилой оптикой. Благодаря им мы потом смогли посмотреть на экране фотоаппарата предстоящий нам перевал крупным планом. Также ребята рассказали что видно, если забраться повыше. А мы, туристы, провели всё это время в бездуховной рутине: занимались дележом раскладки и снаряжения под топот проносившихся мимо укушенных бычков. Вечером нас ожидал прощальный ужин и концерт для фортепиано с оркестром. Точнее, был только струнно-духовой оркестр J, фортепиано в джипы не поместилось даже в разобранном виде, т.к. всё место заняли байдарки и весла (вот такой горный поход у нас). Ограничились 2-мя гитарами и блок-флейтой. Огромное спасибо Максу, Vasce и Лере.

Фрагмент карты К43-28 масштаба 1:200 000 (в клетке – 4 км). Обозначен маршрут первых четырёх дней путешествия и места биваков. День 2, 30.07.07
Долина р. Кем-Бель - скальная ступень - подход под перевал

ЧХВ,

ч:м

6.30 - подъем

9.00 - выход, движение вдоль р. Кем-Бель.

12.30 - перекус (3331м)

Подъем по кулуару на скальную ступень, которая выводит на плато, оканчивающееся перевальной мореной.

16.30 - постановка лагеря.

+ 720

5:30

Подъем в 6:30: завтрак, сборы, расставание с нашими полноприводными друзьями, мантами с картошкой, кондиционером и спинкой кресла. С мантами вообще-то произошла трагическая история: их просто всосала в себя пробегавшая мимо чабанская собака, 40 штук за раз и похоже вместе с пакетом.
В компании с нашими наездниками - рюкзаками, в 9:00 мы вышли в сторону перевала. Скоро дошли до юрты, Дмитрий решил сходить к местным, где одарил детей конфетами. Вернулся Димыч уже с бутылью кымыза... Вот под лозунгом: «Конфеты - детям, кымыз - туристам!» и прошли наши дальнейшие посещения юрт. И снова в путь. Где-то через час поняли, что благополучно оставили безмятежно лежать на берегу реки рядом со стоянкой наше единственное мыло... Это была наша первая жертва горным духам, но не последняя. Поход ведь только начинался.

Путь от первого бивака к подножию перевала Кембель (4273 м)

При движении вверх вдоль русла р. Кем-Бель лучше идти по чабанской тропе, которая переходит с правого берега на левый чуть выше устья первого (нижнего) правого притока реки.

Прижимы реки Кембель

На правом берега два скальных прижима (прижим-1 (N41°00.020' E75°43.624') прижим-2(N40°59.942' E75°43.632')). Мы, конечно, по тропе не пошли, а слегка покорячились, обходя прижимы. Самое неприятное – обойти первый: нагромождение камней заросло высокой травой, поэтому ноги иногда попадали в дыры.

В 12.30 привал на заливном лугу (высота 3331 м) в широкой части ущелья, непосредственно перед устьем ручья – второго (с низу) правого притока Кем-Бель. Здесь организовываем разведку скальной ступени, что по правому берегу. Две Наташи сходили вперед, дошли до водопада, стекающего со ступени, а на обратном пути потеряли солнцезащитные очки Натали, что выяснилось сильно позже. Это была вторая потеря на данный день… По возвращении девчонки схватили шампунь и на глазах у изумленной мужской публики побежали мыть голову. Ребята почесали макушку и сошлись во мнении, что им и так хорошо.

Путь подъёма на скальную ступень подножии перевала Кембель

Теперь нам надо было подняться в висячую долину под перевалом. Крутой двухсотметровой скальной стеной эта долина отделена от основного ущелья реки Кембель. Ещё весной, рассматривая топокарты и космические снимки, наш штурман Лёха (не смогший пойти в поход) сказал: «Да уж, подходы сложнее самого перевала». К счастью это оказалось не так, и, как мы рассчитывали, стенка оказалась изрезана рядом наклонных осыпных и травянистых полок, ведущих на самый верх.

Подъём по скально-осыпной полке

Конечно, будь «ступень» очень сложна или непреодолима, мы бы выбрали имевшийся запасной вариант. Но теперь всё решалось просто. Мы пошли по осыпной полке, начинающейся практически от места нашего обеда (точка 4 – «Путевые точки» в Приложении), и расположенной справа от ручья, образующего водопад. С левой стороны водопада, как мы просмотрели позже, тоже есть подобная полка, заросшая травой.

Выход с наклонной полки в висячую долину

Подъём по полке вывел нас на небольшую террасу, с которой отлично просматривается верхняя часть водопада. Здесь мы немного отдохнули, потравили байки и двинули выше. Мы поднялись на очередную террасу, после которой уже начиналась морена. Всё, скальная ступень пройдена, завтра нас ждет сам перевал.

Внизу – река Кембель

Бивак в висячей долине правого притока реки Кембель

В 16:30 ставим лагерь на зеленой поляне перед мореной на правом берегу (высота 3570 м) (N40°59.151' E75°44.018') и занимаемся тем, что по очереди активно рассматриваем наш перевал и предлагаем пути подъема. Вечером на нас обрушилась буря, которая стремительно прибыла со стороны Китая. Палатка, в которой жила я, предпринимала отчаянные попытка повторить судьбу домика Элли - она пыталась улететь. С не меньшим отчаянием жильцы палатки держали ее своими телами за дно (лежали). Только в минуты сильного дождя, когда нас заливало, мы по очереди выскакивали и заново пригвождали стропы строптивой палатки. В итоге непогода утихла, а мы остались при своей жилплощади.

Цитата дня:
Н. - А я видела жука-оленя, у него вооот такие рога.
Т. - Дааа, а я жука-кабана.
Д. - А они реально ими мочатся
Пауза, затяжной ржач, т.к. все услышали во фразе акцент на физиологическом процессе, а не на битве рогами.

День 3, 31.07.07
Пер. Кем-Бель (2А, 4273м) - спуск к моренным озерам под ледником Кошкараташ

ЧХВ, ч:м

5.30 - подъем

7.00 - выход,

13.20 - достигаем перегиба ледника (4138м)

15.00 - группа на перевале.

Организация «дюльфера», спуск по леднику в долину р. Кошкараташ.

18.30 - постановка лагеря на морене у озёр.

+ 703

- 373

10:30

Выход из лагеря к языку ледника

Подъем в 5:30: завтрак, сборы, погода пасмурная и морозная. В 7:00 выход в сторону перевала. Поднимаемся по левой стороне конечной морены, выходим на ледник, надеваем кошки и связываемся. Еще вчера мы приняли решение проходить ледник в лоб по центру, т.к. ледопад слева плохо просматривался в верхней части. Это оказалось правильным решением. Идем двумя связками по фирну средней жесткости, который местами покрыт снегом, страховка сначала одновременная, когда стало круче - попеременная.

В середине ледника, когда пошли большие приоткрытые трещины, стали искать пути обхода в этом лабиринте, мосты. В основном придерживались центра ледника. Повесили 3 перильные веревки, после которых в верхней части ледник начал выполаживаться и закрываться.
Шли связками, занимались тропежкой. Здесь ледник сильно изрезан трещинами, и первый очень часто проваливался, что было очень для него утомительно. Первым шел Димыч в связке тройке и, несмотря на предложение другой связки сменить лидера, он на автопилоте тропил до перевала. Вопроса о названии перевала не возникло – у местных жителей он именуется «Кембель». С самого начала подхода под перевальную седловину мы старались выйти к подножию скальника, расположенного в восточной части перевала, так как здесь можно было найти укрытие от ветра и начинавшейся грозы. В 15 часов мы вышли на перевал. Погода стремительно ухудшается, на западе слышны раскаты грома. Единственным удобным местом для тура оказалась верхняя часть скальника (с востока), под который мы вышли. в темпе оглядели перевальную седловину, прикрытую надувом. Наиболее логичным вариантом спуска был путь через снежный карман (рантклюфт) между скалами и гребешком седловины.

До перевала Кембель остаётся 200 м

Времени на перекус и перевальный шоколад не было, как-то ухитрились небольшую порцию «карпита» здесь рассовать по людям, но важнее было свалить из грозы. И тут она нас накрыла. Вокруг потемнело, воздух был заряжен. Димыч попробовал сбегать на нижнюю точку перевальной седловины, чтобы сфотографировать, но быстро вернулся. Потом он рассказывал, что как только поднял фотоаппарат, то вокруг все как зажужжит. Он отказался от этой идеи и дал команду: «Валить и быстро. Ледорубы вверх не поднимаем». У скал разряд в воздухе был меньше, это тем более утвердило нас в мысли спускаться с перевала под прикрытием центральной башенки. Мы спустились в рантклюфт к скалам, спустились к выкату на склон и повесили одну веревку на «дюльфер». Как только первый расправил веревку и к нему пошел второй, погода резко улучшилась, вокруг развиднелось, стало припекать солнышко. Вот такая переменчивая (как настроение престарелой императрицы) погода в этом районе. Она может смениться 3 раза на дню за очень короткий промежуток времени. И здесь не бывает затяжной непогоды!

На спуске с перевала Кембель (виден перевал с южной стороны)

Последний уходил с нижней страховкой. Далее мы в связках бежим по закрытому леднику, довольно густо усеянному трещинами, придерживаясь левой стороны. Желающие смогли попроваливаться – неглубоко, по пояс. И пока очередной участник команды выползал из трещины, остальные с восторгом любовались появившейся на юго-востоке высшей точке хребта – пиком 4788. Уже потом мы узнаем, что реальная высота вершины – 4800, а у местных чабанов её название – Джель-Тегирмен (Ветряная Мельница). В нижней части развязались, т.к. ледник стал открытым и пологим.

пик Джель-Тегирмен, 4800 м

Мы спешили к левобережной морене, т.к. Димыч, поглядев вниз с перевала, увидел там моренные озерца. Мы спустились с ледника и перешли у истока одну из ледниковых речек, которые и образуют р. Кошкараташ, и пошли левым берегом. Преодолев пару моренных холмов, к 18.45 мы приспустились к плоской площадке, где было 2 озера покрупнее. Здесь и остановились, высота: 3900м. После сытного ужина (а раскладка, из-за того, что шестой участник – Лёха – с нами не смог пойти, у нас была около 600 г/чел), несмотря на усталость, расчехлили гитару и устроили музыкальный вечер.

Место стоянки у озёр. Вдали виден перевал Кембель (с юга)

День 4, 01.08.07
Отсидка у моренных озер.

ЧХВ

Плохая погода. Отсидка. Осмотр окрестностей с фотоаппаратом на перевес.

1 (не учитываем)

+ 40

- 40

1 ч

Верховья реки Кошкараташ. Высота 3900 м. Место стоянки на моренных озёрах

Утро выдалось пасмурное, туманное, погода не радовала, что не способствовало восхождению. Так же, к нашему огорчению, после автопилотной тропежки на фоне переутомления, небольшого переохлаждения и акклиматизации Димыч начал температурить прямо с утра. Восхождение переносим на следующий день: отсиживаемся и отлеживаемся, пичкаем руководителя колесами. В итоге, провели день в осмотре окрестностей, занимаясь фотографией, тупняком и медитацией. Хотя было очень приятно поспать днем, даже дежурство не испортило это столь прекрасное занятие. Часов около 10 налетели «белые мухи» и не отпускали нас до вечера. Пейзаж моментально превратился из моренного в лунный. Толик с Петей поочерёдно снимали «репортаж с луны», в промежутках устраивая втроём с Натали странные дискуссы на абстрактные темы. Лишь озера свинцовыми зеркалами выделялись на фоне этой неожиданной белизны. А туман периодически лишал нас возможности созерцать эту своеобразную красоту. Участники нашей команды по очереди забирались на окружающие моренные холмы и подолгу застывали там в отрешенном одиночестве. Похоже, бесповоротно потеряли на этой стоянке половник.

День 5, 2.08.07
Вершина Джель-Тегирмен, ( 4788,9 м по карте 100 000 : 1) - спуск в долину р. Кошкараташ

ЧХВ,

ч:м

5.00 - подъем

7.40 - выход,

8.30 - подходим к подножию кулуара (4040 м)

12.06 - мы на предвершинном гребне (4685 м)

12.50 - достигаем вершины 4788,9 (Джель-Кегермен, по GPS - 4800 м)

16.00 - спустились к лагерю у озёр, сбор лагеря

17.30 - начало спуска в долину р. Кошкараташ.

18.30 - постановка лагеря на «зеленке»

8,5

из них 5,8 - подъем и

спуск с вершины. Итого в одну сторону

5,7 км

+ 900

- 900

- 220

8:30

Путь подъёма на пик Джель-Тегирмен

Подъем дежурных в 5.00 - погода хорошая и морозная. Вышли на восхождение в 7.40. Взяли 3 рюкзака на 5-х, напихали туда железок, веревок, кошки и счастливые двинулись среди «лунного ландшафта» по левой боковой морене. К 8:30 подходим к подножью, высота: 4040 м, солнечные лучи освещают скальные пики противоположного хребта. Движемся вверх вдоль ю-з кулуара, по которому течет ручей, точнее тек вчера, т.к. сейчас все в снегу, и ручей стал виден только тогда, когда в него кто-то наступил... Поднимаемся выше, начинается классическая рубка ступеней со сменой лидера. В какой-то момент некоторые длинноногие создания мужского пола забывают умерить свой пыл, поэтому мне с Натали приходится допрыгивать до ступеней. Заползаем на осыпной предвершинный гребень в 12:00, высота 4685 м.

Здесь у нас кратковременная передышка. В просветы тумана справа по ходу нам открываются белые скалы (видимо, известняковые или мраморные), контрастирующие с окружающими темными зубьями сланца. В 12:25 под постепенно ухудшающуюся погоду достигаем предвершины, вначале ошибочно принятую нами за главную, высота: 4744 м (N40°57.437' E75°45.926'). Поколдовав с GPS-приемником, посмотрев в карту и разобравшись что к чему, спускаемся на седловину. Толик сначала отказывается штурмовать настоящую вершину - высшую точку хребта Ат-Баши, т.к. вокруг низкая облачность, что означает отсутствие вида с неё, а ему это не интересно. Но усилившийся холодный ветер, снегопад и мы уговорили Толика идти всем вместе. Об этом потом никто не пожалел. Мы кинули рюкзаки с частью снаряги и, сопровождаемыми сильным ветром и разыгравшейся метелью, в 12.50 достигаем «Джель-Тегирмен» - главной вершины хребта Ат-Баши, высота по GPS - 4800 м (N40°57.537' E75°45.927'). Здесь принимаем решение долго не задерживаться и не лезть на саму вершинную башенку (еще метра 2), т.к. порывы ветра усилились, лицо секло снежной крупой, обжигало морозом. Мы стащили Натали со скал, т.к. она не замечала, что ветер пытался сдуть ее с них, вышли на связь по спутнику и уже начали приспускаться...

Сеанс спутниковой связи на вершине

Неожиданно ветер прекратился, тучи расходятся, выходит солнце и открывается незабываемый вид на соседние вершины и окружающие просторы. Все ликуют, кидаемся к фотоаппарату, вновь осматриваем вершину, замечаем за башенкой кусок трубы – похоже это занесенный снегом триангуляционный знак (он есть на карте). И впитываем, впитываем открывшуюся красоту.

Острые макушки хребта Атбаши образованы сланцами

Темные зубы гребня, пики, заборы скальников - и всё ниже нас, и облака ниже нас. Минут 20 эйфории и быстро начинаем спуск. Ни на подъем, ни на спуск нам не понадобилась большая часть железа, которым были набиты наши рюкзаки, т.к. был достаточно глубокий снег - лишь на вершинном гребне мы доставали верёвку. Спустившись на седловину, увидели, что наши рюкзаки завалены снегом. Еще раз не пожалели, что Толик здесь не остался, а то был бы еще один снежный холмик.

Спускались мы ходко, правда иногда глубоко проваливались в снег. В какой-то момент на спуске горняжка подстерегла Петю и прижала его. У него забрали рюкзаки и снизили темп спуска. Но не тут-то было. Через 10 мин. Петя вдруг превратился в лося (похоже, эффект «горняжки») и ускакал вниз с крейсерской скоростью. У всех появилось желание вернуть ему рюкзак, но это уже было невозможно, пришлось увеличить скорость и нам. Удивительно, за время нашего пребывания на вершине, солнце сотворило чудо: снег стремительно таял, обнажая морену. Из лунного пейзажа мы попали уже в горный. Оборачиваемся назад, вершину вновь затянули облака. Нам повезло, мы смогли прорваться к ней в окно непогоды.
В 16.00 пришли в лагерь к озеру. Попив чай, собираемся и валим ниже, до первой зеленки. Полтора часа сборов. Съедаем долгожданный перекус и «карпит» (за время подъема у нас не было возможности ни поесть, ни попить), девчонки лечат голову обезболивающим и в 17.30 начинаем спуск от лагеря в долину реки Кошкараташ.
При спуске с морены удобней двигаться по ее центру, затем перейдя на левый берег ручья, стекающего с юго-западного цирка пика Джель-Тегирмен. Удобное место брода высота: N40°56.042' E75°45.473' (3839 м). Основное русло реки всё время остаётся справа.
По дороге мы заняты горнодобывающими делами: распихиваем различные симпатичные камни по карманам. Что нельзя унести с собой, фотографируем. Всех переполняет чувство усталости и безграничной радости и покоя от свершенного. Поэтому я и Натали, когда спускаемся, постоянно ловим себя на том, что беспричинно улыбаемся.

Верховья р. Кошкараташ

Улыбаемся ребятам, солнцу, горам, этой долине, камням, скалам, ручьям. Всё просто превосходно. В 18.30 находим удобную поляну с мягкой травкой и в лучах заходящего солнца устанавливаем лагерь (N40°55.446' E75°45.853' высота: 3680 м).