Автор: Келин А.Л.

Отчет о горном туристском спортивном походе пятой категории сложности по Памиру и Алаю

- Отчет похода. Часть 1.
- Отчет похода. Часть 2.

- Фотоотчет похода. Часть 1.
- Фотоотчет похода. Часть 2.
- Фотоотчет похода. Часть 3.
- Фотоотчет похода. Часть 4.

Документ Без Имени

3.3.18. Перевал Архар Ложный (4715м) и перевал Архар (4791м) (2А)

Район

межсезонье

Памир

Заалайский

Пер. Архар Ложный + пер. Архар (связка)

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):
Перевал Архар ложный находится в СВ отроге пика Архар.
Перевал Архар находится в СЗ отроге пика Архар.

Координаты в системе WGS84:
пер.Архар Ложный – N39 28.582 E73 20.261
пер.Архар – N39 28.579 E73 19.774

Что соединяет и связывает:
Связка перевалов соединяет лед. Пограничник (первый левый приток р. Кичкесу) и лед. Бардоба.

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Перевал назван по названию с вершиной Архар, в отроге которого он находится. Перевал Архар Ложный появился видимо при первом прохождении с востока на запад перевала Архар. Архар Ложный срезает обход отрога вершины Архар.
Сама же вершина Архар была названа в 1929 году Рога Архара Н.В.Крыленко. Т.к. западный и восточный отроги очень похожи на перевернутые рога архара.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
Перевал пройден еще во времена СССР. Точных данных о именах первопроходцев у нас нет.
Мы имели точные описания прохождения Б.Малахова в 2003г, В.Ветлужских в 2003г., Л.Смидовича в 2007г., М.Ворожищева в 2007г. Так же знаем что в 2008 году прошли перевалы группы М.Таракановской и за пару дней до нас О.Одина.

Печатный или рукописный источник сведений:
1. «Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.» Анатолий Джулий:
2. Перечень перевалов с историей их прохождения и с привязкой к карте «ПЕРЕВАЛЫ СЕВЕРНОГО ПАМИРА» А. Лебедев:
3. Ветлужских В.Д Горный поход 5к.с. по Северному Памиру 2003г:
4. Б.Малахов. Горный поход 5 с эл. 6 к.с. по Восточному и Центральному Заалаю 2003г.:
5. Ворожищев М.Г. Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2007г:
6. Л.Смидович Горный поход 3к.с. по Северному Памиру 2007г:

Общее время прохождения: 6ч 22 мин
Время, затраченное на подъем на пер. Архар Ложный: 2ч 15 мин
Время, затраченное на переход между на пер. Архар Ложный и пер. Архар: 1ч
Время, затраченное на спуск с пер. Архар: 4ч 07 мин

Категория сложности: 2А

Возможные опасности и меры безопасности:
В июне – июле петь между перевалом Архар ложный и Архар м.б. лавиноопасен.

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Ледовое и снежное снаряжение. Веревки 3-4 шт

Возможные и рекомендуемые места ночлега:
моренное озеро ледника Пограничник, морена ледника Бардоба

Описание:

День 25. 29/08/08

Встаем рано. Погода ясная, но снег еще лежит. Идти по камням припорошенным снегом неудобно ,но мы не спешим.
По морене поднимаемся к леднику пер. Архар Ложный (фото 3.3.18.1). Ледник пологий закрытый. Выходим на ледник одеваем кошки и связываемся. Весь подъем на перевал идет по леднику (фото 3.3.18.2). При движении стоит придерживаться средней части ледника так как склоны п. Архар сильно камнеопасны. В средней части подъема 300 метров крутизна ледника доходит до 35 гр. Остальная часть пути идет по леднику с крутизной не более 25 гр. Подъем по леднику занял у нас полтора часа. Чтоб выйти непосредственно к туру, нужно в самой верхней части ледника выйти на осыпной склон справа по ходу и подняться по осыпи 50-70гр (фото 3.3.18.3). Тур находится на самом осыпном гребне (фото 3.3.18.5). В туре записка группы под руководством Одина, которую мы видели на пер. Сюрприз. Шли они как не странно нам навстречу – т.е. с перевал Архар. Вероятно после схода с маршрута они пришли в с. Бардоба и оттуда решили пройти еще какую-то часть запланированного маршрута.
С перевала открывается прекрасный вид на Восточный Заалайский хребет. На переднем плане виден пик Пограничник, дальше п. 5917 и п. ТуркВО.
На запад от перевала виден цирк и подъем на пер. Архар (фото 3.3.18.4). Так же виден след прошедшей тут недавно группы. Ледник закрыт. С пер. Архар Ложный на пер. Архар идем в связках (фото 3.3.18.7). Перед подъемом на перевал есть серия разломов, которые переходим по мостам (фото 3.3.18.8). Крутизна подъема на перевал до 30гр (фото 3.3.18.9). Переход с перевала Архар ложный на перевал Архар занял у нас 50мин.
Тур расположен в сев. части седловины на краю осыпного склона в. 4917 (фото 3.3.18.11). В нем так же записка группы Одина.
Спуск с перевала можно осуществлять по осыпному кулуару или по снежно-ледовому склону (фото 3.3.18.13). Снежно-ледовый склон не камнеопасен, поэтому выбираем его. Лед покрыт большим количеством снега. Крутизна склона до 35-40гр. В отчете Ворожищева написано, что они спускались здесь одновременно со страховкою через ледобуры. Но мы решаем все-таки повесить веревки, т.к. очень сильный подлип, и ненужный риск в конце похода нам не нужен.
До выполаживания склона с перевала надо спуститься 120-150 метров. Вешаем 3 веревки которые сдергиваем самовыкрутами (фото 3.3.18.15). Дальше идем в связках. Снег подкис.
Из цирка перевала открывается внушительный вид на западный отрог п. Архар (фото 3.3.18.14). Вообще, пик назван в свое время Крыленко Рога Архара из-за своих восточного и западного отрогов, которые как рога архара раскинулись в разные стороны (фото 3.3.18.1, 3.3.18.12).
Спуск по леднику Бардоба лежит через большой участок разломов. Но выбор пути между ними не составляет труда. Проходим все в связках. Придерживаемся правого борта ледника.
На покровной морене ледника Бардоба делаем обед и смотрим последний раз на горы. Дальше наш путь лежит только вниз до с. Бардоба и дальше домой.
Отобедав спускаемся еще 2 перехода вниз по долине по моренным валам до выхода на траву (фото 3.3.18.18). Идем все время справа от ледника, а затем от потока, вытекающего с ледника.
На ночевку становимся в начале травянистой части долины, за языком концевой морены. Чистую воду находим в ручье ниже по долине. Уже хорошо видна Алайская долина, но само с. Бардоба скрыто за перегибом.

День 26. 30/08/08

Встаем не рано. Собираемся неспешно. Складываем все ненужные вещи и мусор в кулек, что б выбросить в Оше. За переход спускаемся вниз к трассе в КПП Бардоба. Спуск идет сначала по травянистой террасе выше каньона (фото 3.3.18.20), а затем резко спускается вниз справа по ходу от небольшой скалки (фото 3.3.18.21). По трассе подходим к КПП (фото 3.3.16.22).

На погранзаставе проверяют наши документы. О том что нам сегодня понадобится машина мы предупредили представителей Ош-Тревел заранее по телефону и вчера подтвердили что мы уже на месте. Поэтому поисками транспорта заниматься не приходится.

К обеду таки приехал наш микроавтобус и благополучно к 12 часам ночи доставил нас целыми и невредимыми в Ош (фото 3.3.18.23).

3.4. Технические препятствия

Вид и название препятствия

Категория сложности

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

в. Сарыкучук

Высота 4468,8. Подъем – лед склон до 50° 550м. Спуск – мелко-осыпной склон 30°.

Из дол. р. Сарыкучук сев по северной стене

Пер. Спрыкучук

Высота 4142. Подъем – осыпной склон до 35° 250м. Спуск – мелко-осыпной склон 30° 300м.

Из дол. р. Сарыкучук сев в дол. р. Сарыкучук юж

Пер. Икизяк

н\к

Высота 3518. Подъем – дорога. Спуск – дорога.

Из дол. р. Коксу в дол. р. Икизяк

Пер. Белый

2Б-3А

Высота 5021. Подъем – лед склон до 60° 700м. Спуск – закрытый ледник 350м, мелко-осыпной склон до30°.

Из сев-вост цирка п. Белый в первый правый приток р. Нура

Пер. Нура

Высота 4750. Подъем – закрытый ледник, осыпной склон до 35° 150м. Спуск – лед склон до 55° 400м, закрытый ледник 500м, мелко-осыпной склон до30°.

Из дол.р. Нура в дол. р. Кызылсу

Пер. Сырт

н\к

Высота 3700. Подъем – травянистый склон дл 30°. Спуск – травянистый склон.

Из дол.р. Кызылсу в дол. р. Карасу

Пер. Сюрприз

Высота 4658. Подъем – закрытый ледник, сн-лед склон до 35° 250м. Спуск –мелко-осыпной кулуар до35°.

Из дол. р. Курумды в дол. первого лев. притока р. Курумды

Пер. Кичкесу сев.

2Б-3А

Высота 4850. Подъем – закрытый ледник, лед склон до 70° 700м. Спуск – осыпной склон до 35° 150м, закрытый ледник.

Из дол. первого лев. притока р. Курумды на ледник Правый Кичкесу

Пер. Кичкесу

Высота 5150. Подъем – осыпная морена, сн-лед склон до 50° 450м, закрытый ледник.

С лед. Правый Кичкесу на гребень Заалайского хребта

Траверс в. 5505, в. 5917

Макс. высота 5917. Закрытый ледник, сн-лед склон до 55°, осыпной склон до 40°

С пер. Кичкесу на пер. Анастасия

Пер Анастасия (юж. Сторона)

Высота 5743. Спуск – сн-лед склон до 50° 200м, закрытый ледник, ледовый склон до 50гр 175м, ледопад.

С главного Заалайского хр в дол. р. Курумды

Пер. Дозорный

Высота 4750. Подъем – осыпной кулуар до 30°. Спуск – осыпной склон до 30°.

Из дол. р. Курумды в дол. р. Хатынканыш

Пер. Пограничник

Высота 4925. Подъем – закрытый ледник, сн-лед. склон до 35°. Спуск – сн-лед. склон до 50° 250м, закрытый ледник.

Из дол. р. Хатынканыш на лед. Пограничник

Пер. Архар Ложный +пер. Архар

Высота 4715 + 4791. Подъем – закрытый ледник до 35°. Спуск – сн-лед. склон до 40° 250м, закрытый ледник.

С лед. Пограничник в дол. р. Бардоба

3.5. Картографический материал

Картографический материал прилагается дополнительно.
Лист 1 – Карта восточной части Алайского хребта J-43-004 Иркештам
Лист 2 – Карта Восточной части Заалайского хребта J-43-016 Нура
Лист 3 – Карта Центральной и Восточной части Заалайского хребта. J-43-015 Бардоба

3.6. Фотографический материал

Прилогается.

Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Нам удалось пройти большой линейный маршрут по восточной части Алайского и Заалайского хребтов. Группа прошла поход безаварийно, без особых технических, физических и моральных проблем. Изменения графика относительно запланированного, и изменения маршрута вполне вписывались в подготовку группы.
Перед походом складывалось впечатление, что мы излишне готовимся. Но в процессе прохождения, ничего лишним не оказалось (разве что снегоступы толком не пригодились). Группа старалась и получила результат:
1. Мы прошли поход пятой категории сложности. Не минимальный, а большой, обзорный. Захватил два подрайона. Каждое из ущелий обоих неповторимо по своей красоте.
2. Маршрут состоял из первопрохождений или вторых-третьих прохождений препятствий. А отдельные части похода не посещались туристами или посещались давно/мало. Отснято огромное количество видео и фотоматериала, который еще только предстоит обработать.
3. При достаточно большой протяженности, поход получился техничным. За поход мы повесили около 70 веревок перил. Больший упор был на снежно-ледовой технике. Не малую роль сыграли и протяженность, перепад высоты и средняя высота похода.
4. Очень большое внимание было уделено безопасности. Где-то это было в ущерб скорости и амбициям. Но за поход самыми страшными травмами стали растрескавшиеся от влажности и мороза пальцы. Это заслуга и предпоходной подготовки, и медосмотра, и работы медика, и работы завхоза, и подбора снаряжения. А так же графика акклиматизации, графика движения и выбора тактики прохождения препятствий.
5. И самое главное то, что поход прошел в отличной компании. Редко когда большие группы бывают такими дружными.

Выводы по маршруту.
Общее планирование маршрута позволило безаварийно пройти маршрут. Акклиматизация в более низком районе дали большой запас прочности на памирскую часть похода, а четкое соблюдение графика движения гарантировало успех прохождения.

В Алайской части удалось фотографировать район в узле истоков рек Терек и Сарыкучук. А так же узел в. Сугут. Удалось посмотреть долину реки Коксу, про которую не было информации. Район подходит для проведения походов от 1ой до 4ой к.с. обладает большой новизной.
Вершину Сарыкучук мы сходили радиально в рамках тренировки. Она значительно проще при восхождении с юга. С севера так же есть возможность упростить и облегчить подъем, если выйти на северо-восточный гребень.
Перевал Сарыкучук 1А. Вполне проходной перевал, и он открывает возможности для освоения вершин в междуречье Сарыкучук Южной и Терек-Суу Южной.

В Заалайской части маршрута нам удалось пройти вдоль всего подрайона и совершить ряд, будем надеяться перспективных, первопрохождений. А так же пройти траверс вершин высотой под 6тыс. м.
Перевал Белый оказался сложнее, чем мы ожидали. Но у группы было достаточно подготовки, что бы его пройти, а особого выбора пути не было. Перевал может иметь будущее, т.к. с ним удобно проводить походы 5к.с. в данном массиве Заалайского хребта. Идти перевал с северной стороны можно по нашему пути, а так же можно по северо-восточному гребню, возможно в снежный год это будет проще, но опаснее. Ночевать можно как на перевале, так и на плато перевала и на подходах с обеих сторон.
Перевал Нура показался нам самым простым из технических перевалов. Дело и в небольшой протяженности и в вариантах выбора пути. Для прохождения с юга на север можно рекомендовать идти в нижнюю точку седловины хребта, но в снежный период это заставит делать траверс по снежному северному склону. Потому наше решение идти выше и восточнее было более безопасное. При прохождении с севера на юг, нужно идти на правый край большого разлома, а дальше траверсировать вправо. Ночевать можно на подходах с обеих сторон перевала.
Перевал Сырт был выбран как самый высокий, на который может заехать машина, и самый низкий для прохождения, когда будем забирать заброску. Ночевать можно на террасе левого берега р. Кызылсу. На самом перевале нет воды и поиски весьма затратны по времени.
Перевал Сюрприз был нами пройден вторыми, с отрывом в час с первопроходцами. Сам перевал не сложный. С востока можно зайти на кошках в связках, по закрытому леднику. С запада спуск по крутому осыпному кулуару. Идти перевал с запада на восток не логично и очень затратно по усилиям, хотя возможно. Ночевать можно на перевале и на моренах на подходе с обеих сторон.
Перевал Кичкесу Северный в том месте, котором мы его первопрошли, был нами выбран как наиболее безопасный, но не самый простой технически путь на лед. Правый Кичкесу. Прохождение этого перевала дает возможным исключать в походах 5к.с. перевал Четырех ледопадов, который скорее ближе к 3Б, но занимает ключевое расположение. Кичкесу Северный дает самый простой заход от р. Курумды к лед. Правый Кичкесу и доступной части Заалайского хребта на нем. В более снежный год, идти перевал будет легче, т.к. будет закрыта снегом более пологая нижняя часть подъема с севера, но будет более лавиноопасно. Ночевать можно с любой стороны перевала, на самой седловине
Перевал Кичкесу был скорее всего пройден нами уже в режиме отдыха. Сложность представляет только выбор безопасного пути, т.к. нужно просмотреть траекторию падения камней с отрога. В снежный год идти перевал будет проще, т.к. меньше льда. Ночевать лучше на западной части седловины перевала, а так же перед началом захода в кулуар с ледником, там есть вода.
Траверс вершин 5505 и 5917 идется технически легко. В случае неуверенности местами можно вешать перила или переходить на попеременную страховку. Но таких участков немного. Сложность представлять может кол-во снега на склонах, на такие случаи удобно идти в снегоступах. Ночевать можно на вершине 5505, седловине между вершинами, вершине 5917(если придумать как не быть сдутыми ветром), в пещере на склоне восточном 5917, в южном цирке перевала Анастасия.
Перевал Анастасия, был впервые пройден нами в южную сторону. На север его еще не проходили. И вряд ли пройдут, т.к. по гребню 5917 проще, т.к. северный склон опасен. На спуске есть очень красивый ледопад, с перепадом высоты не менее 200метров. Наиболее удобно проходить саму ступень ледопада по левому борту и ранклюфту. Технически ледопад не очень сложен. Ночевать можно в верхнем цирке перевала ледника, в нижнем цирке среди трещин, но лучше всего в правом кармане морены ниже слияния истоков, обходящих в.5917 с обеих сторон.
Перевал Дозорный был пройден в режиме первопрохождения. Но он прост, нужна только аккуратность при перемещении по крутому ручью с восточной стороны. А так же найти этот вход в ручей. Ночевать можно с обеих сторон от перевала и на перевальной седловине. Вода есть везде.
Перевал Пограничников 4925 был нами так же пройден без описаний и одной общей фотографией с севера. С юга перевал прост и достаточно легко ориентироваться при подъеме на него. С Севера нужно выбирать место для станций на льду, т.к много трещин под снегом. Ночевать можно на седловине и в любом месте ледника на подходе.
Перевалы Архар и Архар Ложный самые посещаемые в Восточной части Заалая. Сложности технической не представляют. Но требуют аккуратности и оценки лавинной опасности, потому не стоит после снегопадов идти траверсом между перевалами. И нужно быть внимательными при спуске на запад с Архара. Склон еще не пологий, но еще и не круто. Более опытные пройдут с одновременной страховкой, мы же решили не рисковать, а лишний разок потренироваться перилами. Ночевать можно на перевал Архар Ложный, между перевалами на леднике, а так же на моренах ледников.
При использовании информации из отчета нужно брать во внимание то, что в сентябре в районе восточного Заалая произошло землетрясение мощностью 8 баллов.

Как итог можно сказать, что нам удалось сложить воедино все кубики, из которых был создан поход: дружный состав группы, предпоходная подготовка, подбор снаряжения, выбор района, построение маршрута, реализация графика акклиматизации и движения, решение организационных вопросов. За это мы были вознаграждены хорошим походом.

4. Приложения

Сидушка

Сменка

Кружка

Умывально-туалетные принадлежности, средства личной гигиены

Футболка

Кроссовки

Ксивник

Итого

В таблице приведены общие данные, которые у разных участников могут колебаться в пределах 10% в меньшую сторону

4.2. Личное снаряжение
Ощущение комфорта зависит от того, как себя чувствуешь. А чувствуешь себя хорошо, когда тепло, ничего не жмет и не натирает, и есть доверие к снаряжению, которое используешь.
Итак, по порядку. Пересматривалось множество комбинаций одежды, с целью найти оптимальный вариант по соотношению вес/комфорт/доступность. В результате обсуждений и тестов пришли к плюс-минус единому мнению. Вся одежда была разделена по критерию выполняемой функции: ходовая одежда, одежда для утепления, сменная одежда, обувь. Категория "ходовая" и "сменная" одежда могли плавно перетекать одна в другую.
Ходовая одежда
Термобелье (влагоотводящий слой)- неотъемлемый атрибут. Вопрос о нужности реглана не возникал. Его носили все и всегда,кроме первых дней, когда было очень жарко и часть группы предпочла х/б футболки синтетическому реглану с длинным рукавом. Штаны использовали не все участники группы. Комплект в среднем весил 300-400 гр.
Анорак входил в состав основного ходового комплекта, у большинства участников сшиты из легкой ткани, выполнял функцию ветрозащиты при несильном ветре.
Очень приятной вещью оказался реглан из Power Stretch (утепленное термобелье). Использовалось, когда не было необходимости утепляться, но уже прохладно в анораке на термобелье (фактически на футболку), и было оценено женской частью группы) (мужская, более морозоустойчивая, прекрасно обходилась без этого атрибута). А когда необходимость утепляться остро возникала, он тоже не мешал.
Для защиты от неблагоприятных погодных условий (более сильный ветер, дождь) применялись мембранные куртки с минимальным весом и достаточными показателями водостойкость/"дышимость"(например, Marmot Precip (весом 300 гр) и ее аналоги), были так же самосшитые варианты, которые уступали по "дышимости" (либо совсем не "дышали"- куртка из силиконовой ткани), но выигрывали во влагозащите.
У некоторых участников анорак и дождезащита были представлены одной вещью. Например, анорак Commandor. Пока новый отлично защищает от дождя, от ветра, почти не дышит, зато выигрывает у аналогов по весовым характеристикам.
Требования к штанам предъявлялись следующие: они должны были хорошо "дышать", быть износостойкими, защищать от ветра. Большинство шили сами, ткань использовали легкую, но плотнее, чем на анорак. Штаны мокли моментально, но и сохли быстро. Такой вариант устроил всех. Вес 150-250 гр.
Полар. Использовался как ходовая одежда, когда было совсем холодно, под куртку (в основном в "высокой" части похода). Больше средней толщины (полар 200) не нужно. Вес варьировался от 400 до 600 гр.
Перчатки. У большинства были поларовые. Перчатки Grivel monster прекрасно показали себя как ходовые, когда прохладно, так и для работы с веревкой.
Термоноски. Термоноски у группы были разных брендов (Lorpen, Grifon, X-Soks) разной плотности и разных составов. Использовались также комбинации: одевали более плотный и теплый термоносок на тонкий термоносок(более влагоотводящий).
Фонарики. Назначение - защита от попадания в ботинок снега и мелких камушков, грязи. Критерии выбора - малый вес, "дышимость". Вес 60-90 гр.
Панамка. Почти у всех был Buff. Легкий и удобный. Вес 40 гр.
Одежда для утепления
Использовалась в основном на бивуаках или на станциях, когда очень холодно.
Главный атрибут - пуховка. Прекрасно зарекомендовали себя Bask Valdez и Marmot Mountain Down, Нelly Нansen. Вес 900-1300.
Синтепоновые штаны-самосбросы. Были сшиты для всей группы одинаковой конструкции. Конструктивно самосбросы являются штанами с двумя молниями на всю длинну штанины на внешней ее поверхности. Такая конструкция позволяет, не снимая обуви, легко одеть даже замерзшими руками поверх ходовых штанов. Крой и конструкция некоторых деталей самосбросов оставляли желать лучшего, но штаны выполняли свою основную функцию - тепло и комфорт на бивуаках.
Рукавицы для утепления. Использовалась двухслойная конструкция. Поларовая рукавица + рукавица из непродуваемой, но дышащей ткани, желательно с усилением из кордюры на ладони (работы с веревкой никто не отменял даже в условиях холода).
Шапка. Без бумбонов), чтоб при необходимости можно было под каску одеть. Очень удобным показал себя поларовый баф, который можно использовать как шарф, шапку или балаклаву (правда, только в одно качестве).
Шерстяные носки. Активно использовались на бивуаках, многие в них спали. Как альтернатива поларовые носки.
Бахилы. Конструкцию разрабатывали и предварительно тестировали. К обрезанной по рант галоше, пришивался кардюровый цилиндр, использовались и другие плотные ткани. Назначение - образование дополнительной прослойки воздуха для утепления ног в высотной части похода, механическая защита от снега. Бахилы одевались на ботинок, и должны были хорошо подходить под кошки с жестким креплением. Следует предусмотреть уплотнение в районе задника, так как вместе соприкосновения с автоматическим креплением кошек ткань быстро протирается, хотя такого рода повреждение не сильно сказывается на выполнении основных функций бахил. Для пластиковых и двухслойных кожанных ботинок необходимоти в бахилах не было. Бахилы отлично выполнили свое предназначение. Вес пары 600-800 гр.
Ботинки
Ботинки были трех типов: пластиковые(Scarpa Vega), полупластиковые (La Sportiva Nutse- композит пластика с кожей) и кожанные (набуковые) (Asolo Granit,Scarpa Mantа,Gronelli)
Пластиковые ботинки удобны для перемещения по любому виду рельефа, неприемлемы для ходьбы по дорогам. Из недостатков: внутренний ботинок из полорона (нога очень потеет). Зато необходимости использовать бахилы нет. Быстро протерлись шнурки на Scarpa Vega.
Одежда сменная
В первой части похода было достаточно жарко, поэтому с собой брали футболки из натуральных тканей и шорты, которые в более неблагоприятных условиях служили одеждой для сна.
Тапки. Те, кто с целью экономии веса или по другим причинам их не взял, пожалели. На бивуаках незаменимая вещь. Обувь сушиться после очередного брода, ноги отдыхают. Вес 200-300 гр. Те у кого были пластиковые ботинки брали с собой еще и кроссовки, так как в "нижней" части ходить в массивной негнущейся обуви неудобно.
Снаряжение личное специальное
Системы
Главными критериями отбора являлись: удобство и вес. Практически все участники поменяли свои старые системы на новые в целях безопасности. Вес от 390-450гр. Использовали Rock Empire Gibbon, Rock Empire Peak, Petzl Corax, Black Diamond Momentum, Singing Rock Zenith и Travel Extreme Tango.
Кошки
Группа полностью отказалась от кошек ВЦСПС. Использовали в основном Grivel, Camp, Biack Diamond.
Хорошо зарекомендовали себя кошки Grivel G12, G14, Black Diamond Seraс как автоматы (полностью с жестким креплением, так и полуавтоматы ("лягушка сзади"), пластиковое крепление впереди.)
Camp Stalker с автоматическими креплениями уступали по степени удобства и надежности вышеперечисленным, но их оказалось достаточно для прохождения определяющих препятствий.
Кошки Camp Ice Rider с мягкими креплениями, но вели себя хуже всего. Вероятно, из-за плохой совместимости с ботинками Scarpa постоянно "слетали" с ботинка. Средний вес пары кошек 1000-1200 гр.
Ледорубы
Критерий выбора ледорубов (ледовых инструментов) тот же, что у обвязок: удобство и вес. Для тех, кто работал первым был выбор инструментов:
Вlack Diamond Venom, Petzl Azatarex и Camp Alpax Special - инструменты (точнее эти модели можно назвать промежуточным вариантом между ледовым инструментом и классическим ледорубом) хорошо подходят для работы на крутых участках льда, но при движении по пологому леднику устает спина из-за недостаточной длины. Остальных участники группы использовали: Grivel Air Tech, Camp Neve Ice-Axe, Simond Ocelot, Black Diamont Raven pro - классические ледорубы. Последняя модель наиболее легкая. Вес 470-750гр.
Жумары
Использовали в основном жумары Petzl, Kong.
Спусковые устройства
В целях экономии веса большинство участников поменяли стандартные "восьмерки с рогами" на спусковые устройства типа "стакан" ("корзинка") разных брендов (Lucky, Kong) и Petzl Reverso.

Общий вес личного снаряжения варьировался от 5,6кг до 7кг, это личные вещи(одежда, снаряжение) + ботинки.

4.3. Перечень общественного и специального общественного снаряжения

Artiach Ultalight

Каремат

Ижевск

Технические средства связи и навигаии

Рации

Флаг Родины

4.4. Общественное неспециальное снаряжение
Палатки
В походе использовались палатка Ferrino Expe и самодельный шатер.
Обе палатки обладают достаточной ветроустойчивостью. Во время ночевки на перевале Кичкесу дополнительно строилась снежная стенка.
Шатер обладает рядом преимуществ и недостатков по сравнению с фабричными палатками.
Преимущества:
- сравнительно малый удельный вес 900 грамм на человека
- возможность сбора всей группы вместе
- более просторный чем палатка
Недостатки:
- меньшая влагозащищенность
- необходимость использования палок и камней или ледорубов для установки
- более сложный процесс установки
Спальники
Использовались три модели спальников Marmot Trestles 15 и Pinguin Spirit в сшивках и Panalp Bivak в сшивках и отдельно. Спальники оказались достаточно теплыми для комфортного сна на протяжении всего похода. Panalp Bivak весит на 500 грамм больше, но стоимость его ниже.
Горелки
В походе использовали бензиновые горелки MSR XGK ЕХ модель 2007 года (http://www.msrcorp.com/stoves/xgk.asp) и MSR XGK модель 2005 года. В подоготовительной стадии поиску и выбору подходящего бензина в городе Ош было уделено достаточно внимания, что позволило избежать проблем с использованием горелок. Тросик горелки чистили минимум раз в пять дней, и один раз за поход была проведена капитальная плановая чистка всех деталей жидкостью WD-40. В качестве топлива использовался бензин А-76.
Кухонные принадлежности
Миски и ложки использовались одинаковые для всей группы. Куплена посуда была на раскладке китайских товарах широкого потребления. Половник пластмассовый со съемной ручкой. Тщательный отбор позволил получить комплект посуды весом в 1050 грамм. При этом миски и ложки были жестяными. Дальнейшее уменьшение веса представляется возможным только за счет перехода на пластмассовую посуду, что кажется малоприемлемым по причине хрупкости.
Для приготовления горячего питья использовалась алюминиевая кастрюля объемом 6 л.
Для приготовления пищи использовался заводской советского производства шестилитровый автоклав, который некдобен в походном использовании ввиду большого веса и неудобной конструкции. В последней части похода выпирающая ручка поломалась, что привело к трудностям в использовании крышки автоклава для герметичного закрывания и нагнетания внутри него давления.
Для жарки использовалась жестяная сковородка, которая также выполняла функцию миски.
Для переноски все миски и ложки упаковывали вместе в чехольчик, что удобно при транспортировке, и ускоряет время сборов.
Солнечная батарея
Для обеспечения электропитания фото-видео аппаратуры, раций, GPS использовали солнечную батарею Brunton «SolarRoll 14» (http://www.brunton.com/product.php?id=256). Батарея представляет собой пластиковый «коврик», внутри которого помещаются фотоэлементы. «Коврик» гибкий, может быть скручен в рулон диаметром около 5 см, снабжен шестью люверсами для крепления батареи.
Использование батареи себя полностью оправдало, она обеспечивала достаточную мощность для зарядки аккумуляторов. Кроме того, за счет конструктивной особенности батарея может быть легко приторочена на внешнюю поверхность рюкзака, что дает возможность заряжать аккумуляторы не только на привалах и стоянках, но и во время переходов. Нареканий по использованию батареи нет.
GPS
Практически не использовался для ориентирования, в основном – для записи маршрута движения (GPS–track) и уточнения координат и высот перевалов и вершин. Модель Garmin Vista HCX

4.5. Общественное специальное снаряжение
Веревки
В походе использовались такие веревки:
- статические: 3 бухты диаметром 10 мм и длиной 50 м производства киевской фирмы ТВМ (http://www.tvm-com.kiev.ua) - качество нормальное, веревки довольно мягкие, не дубеют.
- динамические: 1 бухта диаметром 10мм и длиной 60м Beal BOOSTER III Golden Dry 200 – качество хорошее.
- вспомогательные: 1 бухта репшнура диаметром 4 мм и длиной 55 м производства ТВМ – качество веревки не понравилось (она имеет пластиковую сердцевину, поэтому очень жесткая, сильно путается).
Лавинные лопаты
Использовали лопату Ortovox (http://www.ortovox.com/content/de/produkte/sicherheits-рrodukte/schaufeln/orange/ ). И лопату Экспедиция (http://www.expedition.com.ua/product_info.php?cPath=32&products_id=618). Удобные крепкие лопаты. Применялись для организации станций на снегу, построения снежных стенок, выравнивания площадок под палатки.
Снежные якоря
В походе использовались 2 самодельных снежных якоря. Изготовлены якоря из сплава алюминия, точка крепления страховочной цепи – петля из стального тросика. Работали и по прямому назначению, и как подставки под горелки.
Пикеты
Брали также самодельные пикеты. Пикет представляет собой уголок, сделанный из сплава алюминия, с перфорацией и петлей из стального тросика, заделанной в торец уголка. Пикет хорошо держит в плотном фирне, снежном покрове слоеной структуры. Пользовались им довольно активно.

4.6. Состав ремонтного набора:

наперсток

лезвие

1 шт

пилка(1/4 пилки по металлу)

ножницы маленькие

1шт

шнур нейлоновый d 2,5 мм

25 м

ремкомплект для шатра(латки, стропы)

клей "цианопан"

изолента

самосброс для рюкзака

2 шт

ЗИП к горелкам (насос, форсулки, прокладки)

свеча

1/2 шт

Общий вес ремнабора 1 кг

4.7. Топливо для горелок
Одним из важнейших слагаемых успешного похода является подбор и переноска топлива.
Поскольку мы ходили с жидкотопливными горелками, то наш выбор сводился к поиску нормального бензина. По итогам прошлого года, очень не хотелось попасть впросак. Вплоть до того искались варианты как переправить в Ош 30литров бензина-калоши. Но это фантастика. А реальность состоит в следующем.
Для заправки горелок нужен бензин с максимально низким октановым числом. В этом году в Оше было проблематично купить А-76 бензин. Но у нас получилось. Главное не верить торговцам с рук, а покупать только в проверенном месте. Выбор наименьшего октанового числа обусловлен тем, что более высокое число получается при добавлении присадок в тот же бензин. При чем эти свинцовые присадки имеют свойство закоксовываться в топливопроводе, и забивать горелку, иногда даже намертво.
Покупать бензин нужно только на проверенных дорогих заправках. В Киргизии очень распространены «бензозаправки», которые выглядят как ларек, возле которого стоят пластиковые бутылки с абсолютно разного цвета жидкостями. Под общим названием «бензын» или «саларка». Потому стоит обходить десятой дорого такие заправки. На поиск заправки с бензином хорошего качества может уйти до полудня.
Внимательный подход к таре. На поход длительностью 25 дней альтернативы пластиковым одноразовым бутылкам пока нет. При всех достоинствах алюминиевых фляг, вес их зашкаливает. Потому выбирать нужно бутылки, максимальной прочности. Ни в коем случае не из под сладкой воды или пива, т.к. сахар вымыть 100% не получится, и он будет засорять бензин, а потом и горелки. Не использовать ни в коем случае грязную тару, для переноса бензина с АЗС к нашим бутылкам. Пластиковые бутылки идеально подходят от минеральной или простой воды. Полсе того как вода из них выливается, обязательно просушить. Влага в бензине негативно отражается на работоспособности горелок.
Упаковка бутылок должна быть очень тщательной, т.к. даже небольшие капли бензина способны нанести раскладке или вещам серьезный урон. Мы пришли к схеме. Когда каждая бутылка упаковывается в мусорный большой мешок. Сматывается скотчем. После этого еще раз вклядывается в кулек и/или в синетитческий мешок. Носятся бутылки или в боковых колбах к рюкзаку или в том месте рюкзака, на котором не сидят и не кладут на рельеф. Что бы минимизировать физическое воздействие на бутылки. Бутылки не должны контактировать с личными вещами, спальниками, палатками, гигроскопичными продуктами. Идеально не давать бензовозам продуктов или вещей, которые набирают запах. Каждый вечер бензовозы должны проверять бутылки и расходовать в первую очередь те, у которых упаковка хуже выглядит.
Расчет бензина сводился к тому что нам нужен 1кг бензина в день. Т.е при 26 рассчетных днях, мы взяли около 33 литров бензина. Рельный расход получился около 23 литров. Но при этом мы топили снег считанные разы. И уничтожали ненужный бензин по мере потери актуальности в нем.
Скурпулезно придерживаясь этих мыслей мы смогли обеспечить себе безпроблемное функционирование горелок, что редкость на киргизском бензине.

4.8. Состав общественной аптечки
Скачать.

Общий вес аптечки - 6.1 кг

Принципы составления аптечки
Витамины. Адаптогены
Витамины были разделены на 2а набора: «плановый» и «аварийный».
Планово принимался следующий набор витаминов: поливитамины (супрадин) и витамин С (0,5 -1г/сут). Поливитамины (в состав которых входят также микроэлементы) принимались в течение месяца перед походом и каждый день в течение похода. Витамин С брался 2х видов: жевательный по 0,5 г (фирмы «Стирол») на «стандартные» дни и растворимый по 1,0 г (UPSA) на тяжелые, «высокие» дни, дни выхода на новую высоту. На тяжелые технические дни (перевалы 2б-3а) брался также запас жевательного витамина С на случай отсутствия возможности приема растворимого.
Также планово на особо «высокие» дни были рассчитаны дополнительные витамины-антиоксиданты (вит. А и Е) в дозах: вит. А 100000 МЕ\сут., вит.Е 0,2 г\сут. (это 1 капс. АЕвита и 1 капс. вит. Е\сут.). Подробно о применении антиоксидантов см. раздел «горная болезнь».
Результат.
Адекватность подбора витаминов можно оценить по следующим параметрам: проявления авитаминоза по основным витаминам, недостатка макро- и микроэлементов и горной болезни (поскольку большая часть витаминов являются также антиоксидантами и использовались для профилактики горной болезни).
В целом, состояние и самочувствие членов группы было хорошим. Не было критического снижения иммунитета (ни у кого даже ни разу не поднималась температура), повышенной (неадекватной нагрузке) утомляемости, серьезного изменения настроения и эмоций . Т.е. общие признаки гиповитаминозов не наблюдались. Также не наблюдались классические признаки гиповитаминозов по основным витаминам. Не наблюдалось также таких наиболее часто встречающихся признаков нарушения водно-солевого обмена, как отеки (лица, ног) и судорог отдельных групп мышц (кроме иногда возникавших у 1-2х участников судорог икроножных мышц).
Однако определенные проблемы были.
У большей части группы, особенно во второй половине похода, сильно потрескалась кожа пальцев рук и каймы губ. У 4х участников наблюдались очаги воспаления на слизистой губ. У одного участника практически на выходе из похода начал достаточно быстро развиваться стоматит , как позже выяснилось, грибковый (этот участник пошел в поход сразу после руководства 3кой на Кавказе). Вышеперечисленное можно расценивать как симптомы гиповитаминоза (по вит. А, Е, С) и\или недостатка железа и попробовать скоррегировать повышенными дозами витаминов (во многих источниках рекомендуется удваивать дозы витаминов при интенсивной физической нагрузке). Однако, следует быть осторожными, чтобы не допустить гипервитаминоза и аллергических реакций. Еще осторожнее следует относиться к препаратам железа, т. к. они вызывают большое количество нежелательных реакций.
Кроме того, у двух участников сразу после похода начались проблемы с зубами, при том, что перед походом все зубы были тщательно полечены. Данный симптом говорит о возникшем в течение похода недостатке кальция. В связи с большим весом аптечки и тем, что кальций все-таки не является препаратом первой необходимости, брать его в поход мы считаем нецелесообразным. Возможно следующее компромиссное решение: ликвидировать хотя бы дефицит кальция, имеющий место до похода путем приема препаратов кальция (например, кальцемин или кальций–Д3-никомед) курсом в течение месяца непосредственно перед походом, а также попытаться сбалансировать по кальцию раскладку.
«Аварийный» набор витаминов предназначен для заболевших и плохо переносящих акклиматизацию: витамин С растворимый 1,0 г\сут., АЕвит 1 капс.\сут., витамин Е 1 капс. (0,1г)\сут. на человека. Использовался из этого набора только витамин С для коррекции легких недомоганий, связанный с переутомлением и лишь в некоторой степени с влиянием высоты.
Выводы. Возможно, стоит увеличить дозу витамина С на «высокие» дни до 2,0г, планово принимать витамины А и Е во все дни похода, подобрать поливитамины с большим количеством и дозами антиоксидантов (но они должны отвечать и другим требованиям: хорошее качество, приемлемая цена, наличие микроэлементов, включение полного спектра витаминов в необходимых дозах для данного похода задача поиска таких «идеальных» витаминов решена не была – был найден разумный, с нашей точки зрения, компромисс), удвоить дозу витаминов для всех участников либо только для участников, незадолго до начала похода бывших в другом походе (опасность гипервитаминоза), использовать препараты железа (опасность побочных эффектов), перед походом наряду с приемом витаминов принимать в течение месяца препараты кальция.
Горная болезнь
Препараты также делились на «плановые» и «аварийные». Препараты для планового приема предназначены для профилактики горной болезни. С этой целью мы использовали витамины, обладающие антиоксидантными свойствами – вит. С, А и Е (см. раздел «Витамины»).
К группе «аварийных» относятся все остальные, т.е. препараты для лечения уже возникшей горной болезни. В походе потребность в них не возникла.
Использовались следующие препараты:
- Антиоксиданты. Препараты, непосредственно предупреждающие и устраняющие в тканях повреждения, связанные с гипоксией (недостатком кислорода). Из препаратов этой группы мы брали в поход мексидол (в таблетках для лечения легкой и среднетяжелой форм горной болезни, и в виде раствора для инъекций – для лечения тяжелой формы горной болезни), а также витамины с антиоксидантными свойствами. Мексидол не использовался, об использовании витаминов см. выше. Существуют также микроэлементы с антиоксидантными свойствами. Так, некоторые источники рекомендуют использовать селен в дозе 25-50 мкг (поливитамины триовит, центрум, витамакс), цинк. Также антиоксидантными свойствами обладают карнитин, таурин, карнозин, унитиол, церебролизин (В. Г. Кукес, «Клиническая фармакология»). Возможно также использование специальных поливитаминных комплексов для пожилых людей, в состав которых как раз входят повышенные дозы антиоксидантов. Однако все эти варианты нуждаются в дальнейшем обдумывании и проработке.
- Препараты, улучшающие метаболизм тканей. К ним относятся кардонат и триметазидин. Улучшают прежде всего метаболизм сердечной мышцы. Могут применяться при любой форме горной болезни, особенно при наличии «сердечной» симптоматики. В походе не использовались.
- Препараты для патогенетического лечения горной болезни. Влияют на течение патологического процесса (прежде всего на образование отеков). Сюда относятся диакарб, фуросемид, дексаметазон. В походе не использовались.
Надо сказать, что в этом походе благодаря правильному графику акклиматизации и движения практически не было проблем, связанных с горной болезнью.
Симптомы, которые возникали:
- учащение дыхания и сердцебиения, нарушения сна, некоторое снижение работоспособности и толерантности к нагрузкам, эмоциональная лабильность в различных комбинациях практически у всех участников при выходе на новую высоту, приблизительно у трети при повторном выходе и ночевках выше 4500. Эти симптомы не нарушали общего состояния, поэтому медикаментозной коррекции, на наш взгляд, не требовалось.
- головная боль в первой части похода, на спусках после выхода на новую высоту, также примерно у трети участников во второй и третьей части этот симптом не возникал. С целью снятия головной боли успешно использовался номигрен (снимал или уменьшал боль в течение получаса). Это препарат, нормализующий тонус сосудов головного мозга (улучшает венозный отток, не вызывая при этом ишемии, тем самым нормализуем внутричерепное давление). Однако, бесконтрольное использование этого препарата человеком без медицинского образования не рекомендуется. Отсутствуют литературные источники, рекомендующие использовать данный препарат в таком качестве.
- При первом выходе на высоту 5000 и ночевке на ней у 80% участников группы наблюдалось отсутствие аппетита. Несколько человек испытывали чувство тошноты. Для коррекции были использованы ферментные (панзинорм-форте) и противорвотные (церукал) препараты. Состояние несколько улучшилось (группа смогла поужинать), однако полностью симптомы устранены не были. У нескольких человек также возникла диарея, однако, поскольку у части из них она возникла с утра, до выхода на новую высоту, можно предположить, что этот симптом был вызван погрешностями в диете, которые имели место накануне вечером, а, возможно, факторами высоты и диеты, действующими вместе.
- У одного участника в течение всего похода наблюдался такой симптом как ощущение перебоев в работе сердца (который, правда, присутствовал и до похода, но в меньшей степени) и в течение одной ночи дыхание по типу Чейн – Стокса, сопровождающееся нарушением сна (в третьей части похода, на уже освоенной высоте). Однако эти симптомы также не привели к значительному ухудшению общего состояния и медикаментозно не корректировались.
Упаковка аптечки
Все таблетки были дополнительно упакованы в герметичные полиэтиленовые кулечки. Растворы, кроме стерильных, перелиты в пластик. Ампулы – дополнительно упакованы в пластиковые контейнеры.
Аптечка была поделена на три части – основная и две резервных на случай, во-первых, утери рюкзака с аптечкой, а, во-вторых, чтобы при растягивании группы на технических участках была возможность быстрого оказания помощи. В каждой аптечке находились средства для оказания первой помощи: перевязочный материал, антисептики, «экстремальная» (противошоковые, препараты для лечения отека легких, отека мозга), сердечно – сосудистые, обезболивающие. Остальные препараты делились только если они были в большом количестве.
Заброски
Часть препаратов (например, для лечения заболеваний дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта) была взята с достаточно большим гипотетическим запасом. Поэтому такие препараты были поделены и часть из них положена в заброски. Т.о., можно было пополнить запасы медикаментов, если они израсходованы, и оставить их, если нужды в них не возникнет.
С таким же расчетом в заброски был положен запас перевязочного материала, лейкопластыря, шприцов.
Витамины были также поделены на три части. Предназначенные для второй и третьей части похода были оставлены соответственно в первой и второй забросках.

4.9. Перечень продуктов, рацион питания и их вес

морская капуста сушеная

тыква сушеная

Итого

Возможно незначительное пополнение запасов продуктов в селе Нура.
Запасы бензина можно пополнить на поляне трассах Ош-Хорог и Сары-Таш – Иркештам.

Меню

День

Прием пищи

Название блюд

Ужин

рис с овощами и мясом, чай

пюре с мясом, кофе

гречневая каша с молоком, чай

лагман, компот

кулеш с мясом, чай

завтрак

тыквенная каша с рисом, компот

пюре с рыбой, чай

харчо, компот

картофель с рыбой, чай

завтрак

гречневая каша с мясом, кофе

плов постный, чай, какао

плов, чай

манная каша, чай

пюре с мясом, чай

рассольник, компот

уха, компот

Ужин

гречневая каша с рыбой, чай

кулеш с отбивными, чай

плов с овощами, чай

Ужин

картофель с мясом, чай, кисель

картофель с грибами, чай

пюре с мясом, кофе

макароны с рыбой, чай

плов постный, чай

гречневая каша с мясом, чай, какао

макароны с рыбой, кофе

рисовая каша с молоком, кофе

суп фасолевый, компот

гороховая каша, чай

фунчоза с овощами, чай

завтрак

овсяная каша с молоком, чай

картофель с мясом, чай

суп змеиный, компот

борщ, компот

Ужин

кулеш с отбивными, чай, какао

рис с рыбой, чай

картофель с грибами, чай

борщ, компот

вермишель молочная, чай

суп фасолевый, компот

Ужин

рисс овощами и мясом, чай

плов, чай

суп "Океанический", компот

оладьи с омлетом, чай

картофель с рыбой, чай

завтрак

рисовая каша с молоком, чай

фунчоза с овощами, чай

Принципы построения Питания по данной раскладке (по статье участника похода А. Наконечного «Как сделать походную еду вкуснее»)

Мясо и рыба

Сушка мяса
Переход на сушенное мясо является одним из главных шагов на пути к вкусной раскладке. Оно позволяет варить суп на цельном бульоне, вместо добавления заменителя натурального вкуса.
Мясо, высушенное методом сковородка-духовка, конечно, выигрывает по вкусовым качествам у сои но не годится ни в какое сравнение с мясом, высушенным кусками в сушилке.
Покупается говяжья задняя часть или же свиной или говяжий биток из расчета 5 кг сырого мяса на 1 кг готового продукта.
Мясо размораживается и очищается от жил и жира, которые не сохнут. После чего нужно снова положить его в морозилку на некоторое время, но не замораживать снова до состояния ледышки, а вынуть из морозилки немного раньше, в таком виде мясо удобно резать на отбивные. Отбивные следует нарезать толщиной до 2-3 мм, площадь и форма не играет значения. После этого нарезанное мясо нужно тщательно отбить и посолить. Хорошо отбитое мясо сохнет при температуре 90 градусов до 8 часов. В любом случае, следует ознакомится с инструкцией к сушилке, перед началом процесса сушки, но быть готовым к тому, что время сушки будет отличаться от того, что указано в таблицах от производителя.
После того, как мясо высохло, можно поломать его на более мелкие кусочки или перемолоть в фарш. Процесс измельчения может быть облегчен использованием ножниц для разделки птицы.
Хранить мясо можно в полиэтиленовых пакетах в сухом прохладном месте. Можно использовать для этих целей холодильник, но можно и кухонный шкаф. Во время предварительной фасовки следует добавить в каждый пакет с мясом еще немного соли (1 десертная ложка на 1 кг сушеного мяса), чтобы та вытянула на себя остатки влаги.
Во время готовки мясо забрасывается в емкость для приготовления еще в холодную воду. Не следует забывать, что мясо уже было посолено, поэтому соли требуется для приготовления меньше.
Сушка рыбы
Сушка рыбы осуществляется аналогично сушке мяса. Покупать нужно обязательно филе нежирной рыбы, например хека. Усушивается хек приблизительно в 9 раз.
Размороженное филе хека достаточно удобно рвать пальцами на небольшие тонкие кусочки.
Во время предварительной фасовки рыбу нужно хорошо посолить: столовая ложка на килограмм веса.
Мясо в сале
Оригинальная идея и рецептура взяты за основу из статьи Андрея Лебедева
По сути мясо в сале является обыкновенной домашней тушенкой и не требует дополнительной готовки в походе, т.е. может быть добавлено к блюду в любой момент приготовления еды.
Рецептура
Сало перемолоть на мясорубке, полученную массу растопить.
Мясо порезать на небольшие кусочки (примерно 2-3 см²), подготовка к нарезанию описана в разделе о сушеном мясе.
Порезанное таким образом мясо закинуть в кастрюлю, залить салом, так чтоб сало полностью покрывало мясо, посолить. В качестве кастрюли лучше использовать толстостенную емкость типа “казан”, это помогает избежать подгорания мяса. Топить на очень малом огне, часто помешивая, в течение 6 часов.
Вместо сала можно использовать смалец, либо же здор, что облегчит процесс приготовления. Его не нужно молоть в мясорубке, выход чистого растопленного сала будет больше.
Упаковка
Упаковывать можно в картонные пакеты из-под соков и йогуртов. Пакеты необходимо предварительно тщательно вымыть с содой и высушить.
Пакет обрезается по размеру разовой дозы продукта, выкладывается в него мясо – сверху заливается растопленным салом, таким образом, чтобы сало покрывало мясо где-то на 0,5 см.
Пакет закрывается сверху точно таким же. Полученный брикет с мясом плотно, по всему периметру, обматывается скотчем. После чего упаковывается в несколько одноразовых пакетов.
За неделю похода сало протекает сквозь пакет, еще за неделю сквозь скотч.
Пропорции
Пропорции мяса и сала, вопрос сложный. Как оказалось разное мясо совершенно по разному вываривается. К примеру козье мясо “потребляет” намного больше сала чем говяжье. Но в целом разводить нужно в пропорции 1:2 (на две части мяса одна часть сала), мясо при этом “усаливается” раза в 1,5. Так у нас при расчете на 5,5 кг готового продукта ушло примерно 8300гр мяса и 4200гр сала.

количество ингредиентов для приготовления 1 кг продукта

норма на одного человека в кашу, гр

норма на одного человека в суп, гр

сушеное мясо

мясо в сале

1.5 кг мяса, 750 грамм свиного сала

Сушка овощей
Во время подготовки сушеных овощей в поход пользовались статьей Олега Янчевского.
От себя могу добавить, что для салатов еще можно сушить огурцы, для рассольника даже соленые. В тыквенную кашу можно сушить тыкву, в суп - баклажаны и цветную капусту, консервированные овощи.
Сушка фруктов и ягод
Сушеные фрукты и ягоды можно использовать для приготовления компотов или добавлять в кашу.
Ягоды усушиваются приблизительно в 8-10 раз.
Перед сушкой нужно помыть и очистить ягоду (плод): удалить плодоножки, семена и косточки.
Яблоки следует нарезать плоскими кусочками толщиной 1-2 мм. Клубнику - разрезать пополам или на 4 части. Апельсины и лимоны нарезать кружочками толщиной 2-3 мм.
Рецептура
Компот
Для приготовления вкусного компота достаточно 10 грамм смеси сушеных фруктов и ягод на человека.
Во время фасовки можно проявить фантазию и положить в разные готовки компота ягоды в разной пропорции.
В походных компотах мы использовали 5 наименований
1. яблоки
2. клубника
3. вишня
4. красная смородина
5. черная смородина

Этот перечень можно дополнить следующими ингредиентами
1. алыча
2. клюква
3. черника
4. дольки цитрусовых
5. груша
6. слива
Смесь закидывается в холодную воду, добавляется сахар из расчета 10-20 грамм на человека.
После закипания компот следует проварить минут 5-10.
Вкус и сладость у очень горячего компота чувствуются плохо, потому лучше либо немного подождать и пить компот теплым, либо остудить его в горной реке до состояния холодного.
Мюсли
В магазинах можно приобрести смесь геркулеса и сухофруктов с орехами и хлопьями, которая называется "мюсли".
Мюсли можно готовить и в походе как с добавление сухого молока так и без.
Можно самому формировать состав добавок в мюсли прямо из карманного питания.
Еще можно добавлять в овсянку вместо сухофруктов компотный набор, описанный выше.
Главное - чтобы все участники похода еще в предпоходной стадии хоть раз попробовали это блюдо, так как не всем оно по душе.

Тыквенная каша
В молочную рисовую кашу можно добавить сушеную тыкву 3-6 грамм на человека. Количество тыквы, конечно, можно и увеличить, исследования этого вопроса - задача, самостоятельно решаемая каждым завхозом в своей группе.
Следует отметить, что в июне-июле купить и высушить хорошую тыкву практически не возможно, поэтому вопросом сушки нужно озаботиться заблаговременно в период созревания.
Кулеш
За основу рецепта походного кулеша взят рецепт закарпатского блюда, которое подается как гарнир из кукурузной каши и картофельного пюре и заправляется грибным сметанным соусом.
Приготовление этого блюда требует некоторых усилий, но результат стоит того.

крупа кукурузная

1,5 грамм

соль и специи

по вкусу

Грибы, мясо, овощи, соль и специи забрасывается еще в холодную воду, в плане приправ можно ограничиться только лавровым листом, так как грибы сами по себе придают блюду насыщенный вкус.
После закипания добавляется кукурузная крупа. Варится она так же как и манная: засыпается тонкой струей в кипящую воду и постоянно помешивается.
Когда кукурузная крупа готова, не прекращая помешивание, добавляется картофельное пюре.
Вместо сушеного мяса можно использовать 50 грамм мяса в сале, но есть шанс перегрузить им желудок, так как грибы сами по себе являются тяжелой пищей.

Фунчёза
Рисовую вермишель, фунчезу, легко найти на Ошском базаре.
В Киевских супермаркетах она тоже продается, но качество оставляет желать лучшего.
Рецепт приготовления и нормы фунчезы следует использовать такие же, как и для вермишели.
В гарнир можно добавить консервированные горошек и кукурузу, сушеный болгарский перец, мелко порезанный томат.
Главное, как и с вермишелью, - не переварить кашу, чтобы не получить вязкий клейстер.
Блины
Блины скрасят любую полудневку и станут настоящим развлечением для дежурных.
В Мега-Маркете, например, можно купить блинную муку, готовить блины согласно рецептуре, описанной на упаковке этой самой муки: размешивать в теплой воде с добавлением подсолнечного масла и дать выстоять 20 минут. Если рецептуру нарушать - есть риск вместо блинов приготовить блюдо "колобок", которое не отличается по вкусовым качествам, но с точки зрения эстетики блинам все же проигрывает. Но даже если следовать рецептуре блины получаются больше похожими на оладьи. Подавать "на каремат" блины можно с топленым маслом и(или) медом. Подойдет и варенье, если завхоз согласится таковое взять.
Жульен
Приготовление жульена следует планировать на полудневки, но не перед высотной частью, так как жареные грибы могут стать дополнительной причиной неважного поведения кишечника.

грибы белые сушеные

по вкусу

масло подсолнечное

так, чтобы не пригорало

Грибы предварительно ломаются, запариваются кипятком, отжимаются и зажариваются вместе с порезанным луком.
После поджаривания лук с грибами можно обжарить еще и в яйце, которое получается путем растворения яичного порошка в малом количестве воды (растворять удобнее в кружке).
Когда грибы и лук готовы, сверху насыпается порезанный кубиками с ребром 1 см сыр.
Как только сыр расплавился - жульен готов.
Торт
Все, наверное, готовили похожий торт из сгущенки.

печенье

30 грамм

изюм

орех грецкий

20 грамм

мед

50 мл

Все измельчается, высыпается в кастрюлю и тщательно перемешивается.
Можно попробовать добавить топленое масло.
Такое логично готовить на Экваторе, Дне Рождения, другом празднике. Да мало ли может быть поводов покушать торт.
Салаты
Процесс приготовления салата в походе предельно прост:
сухие овощи раскладываются по нескольким мискам, заливаются кипятком, солятся, приправляются и накрываются сверху другими мисками.
Минут через 10 рассол сливается и содержимое раскладывается по тарелкам.
Подготовка овощей для салата - процесс творческий: к каждому употреблению салата готовится еще в предпоходной стадии смесь из расчета 20-40 грамм на человека.
Перечень ингредиентов, использованных нами, следующий:
- капуста белокочанная
- капуста морская
- томаты салатные
- огурцы полевые
- укроп и петрушка
- перец болгарский
- свекла
- лук репчатый

Из походных рецептов хочется отметить салаты:
1. "Спартак"
- свекла
- лук
- тертый куртаб (сушеный творожный шарик, которым часто угощают киргизы)
2. "Весенний"
- капуста морская
- зелень
- лук
Еще во время предпоходной подготовки были опробованы салаты из сушеных корейской морковки и фасоли, а также консервированных кукурузы и горошка. Их тоже можно брать на вооружение.
При желании, наверное, каждый может извлечь из глубин своего подсознания рецепт салата, который при определенном творческом подходе можно приготовить и в походных условиях.
Салаты приятны на вкус и без заправки, но если взять с собой или положить в заброску майонез или подсолнечное масло, получится еще лучше.
Плов
Несколько шагов от "каши рисовой с мясом" к плову:
- желательно использовать мясо в сале вместо сушеного мяса
- мясо, лук морковь и приправы готовить отдельно, затем добавить воду и рис
- в качестве приправы обязательно использовать зиру (кмин), также можно добавлять кориандр (семена кинзы) и карри (смесь на основе тертой куркумы)
- рис следует выбирать рассыпчатый
- на рис можно положить неочищенную головку чеснока и перед сервировкой выдавить в блюдо
Гарниры и супы
Любой гарнир и суп будет вкуснее, если добавить в него немного морковки, зелени и лука. Главное в этом деле - не переборщить.
В приготовлении супов, как и практически любых блюд, важны не только вкусовые качества, но и сытность.
Для того, чтобы разнообразить вкус, не потеряв при этом калории можно использовать сушеный картофель вместо крупы как в супах так и в гарнирах.
Большую роль здесь играет психологический фактор: если в походе первой категории сложности не всегда можно накормить участника 80ю граммами риса,
то в походе пятой категории сложности достаточно и 65и грамм, которые первую половину похода большинству могут казаться даже избыточными. Такая экономия разгружает пищеварительную систему от ненужной работы на высоте и освобождает дополнительных 15 грамм для изюма, конфет и прочих углеводов, почитаемых туристами.
Экономия в весе круп должна быть компенсирована вкусовыми качествами. Здесь диалектика работает наоборот и качество переходит в количество.
Для того, чтобы суп был вкусным, нужно хорошо приложить много усилий еще на стадии предпоходной подготовки.
Разнообразие играет одну из ключевых ролей во вкусовом восприятии, каждый суп в походе можно сделать разным.

Подход к приготовлению и фасовке супов может состоять в разделении ингредиентов на пять частей:
одинаковый, для всех супов овощной набор:

1. морковь
2. лук
3. зелень
4. сушеный картофель

- рыба, сушеное мясо или мясо в сале
- крупа, бобовые или макаронные изделия
- отдельный набор овощей и приправ для каждого отдельного рецепта
Сушеный картофель вместе с крупой должен весить около 40-45 грамм, иначе - суп превратится в кашу.

Широкое поле для исследований и творчества представляет собой последний пункт.
Путем применения комбинаторики и беглого знакомства со славянской и восточной культурой первых блюд был составлен такой список супов:

1. уха
2. борщ
3. суп гороховый
4. суп фасолевый
5. суп змеиный (овощной с цветной капустой)
6. суп "классический" рисовый
7. суп "классический" гречневый
8. лагман (суп из мяса, картофеля, овощей и лапши)
9. борщ зеленый
10. рассольник
11. харчо
12. суп "океанический" (из рыбы и морской капусты)
13. чинахи (баклажановый с гречневой крупой, томатами и картофелем)
14. грибной

Нормы основных ингредиентов, грамм на человека

в супе

картофель

крупы, бобовые

макаронные изделия

Нормы сушеных овощей в первых блюдах, грамм на человека

капуста белокочанная

горошек консервированный

капуста цветная

перец болгарский

Кроме сушеных овощей следует взять немного свежих натуральных антисептиков: лука и чеснока.
Очень важно не переморозить свежие овощи на леднике.
Организационное
Чем сложнее поход, тем больше нервное напряжение.
Еда в походе должна приносить исключительно положительные эмоции.
Проблемы в питании часто могут стать причиной или поводом для ссоры.
Чтобы исключить их следует не только тщательно проработать раскладку, но и минимизировать отрицательное влияние дежурного на качество приготовленного блюда.
Меню
Возникает вопрос, как организовать все описанное выше в походе.
Среди нескольких вариантов ведения учета продуктов и организации питания наиболее подходящей для организации вкусного и разнообразного питания автор данной статьи считает раскладку, которая предполагает наличие меню.
Как уже писалось выше, разнообразие - один из важных факторов во вкусовом восприятии пищи участниками похода.
Чтобы избежать пяти дней подряд на одном рисе или макаронах, на этапе подготовки составляется меню с наиболее разнообразным чередованием круп и мяса с рыбой.
Кроме того, анализируя планируемый руководителем график движения, можно в подготовительной стадии подобрать наиболее соответствующие походной нагрузке блюда. Например: в высокой части похода составляются блюда из макаронных изделий или сушеного картофеля с нежирным мясом или рыбой, которые быстрее прочих готовятся и несут меньшую нагрузку на пищеварительную систему, чем рис с грибами и мясом в сале.
Меню на запасные дни планируется среднестатистическое: не сильно легкое и не сильно тяжелое, желательно с варимым обедом, так как запасной день с большой вероятностью будет использован для дневки.
При любых серьезных изменениях в графике движения, которые требуют кардинальных изменений в раскладке, завхоз оперирует не категорией "продукты" а категорией "блюдо". Это значит, что блюдо переносится полностью (крупа, овощи, мясо), например, с завтрака третьего дня на ужин девятнадцатого и, соответственно наоборот. Такая схема позволяет контролировать количество и состав продуктов в любой день похода, не проводя каждый пятый день ревизию.
Фасовка
Каждый прием пищи собирается из трех частей: мясо, крупа и овощи. (описано выше)
Есть много историй о том, как крупы делили по двухразовым или трехразовым пайкам, а потом в конце похода на один день крупы не оставалось вообще. Все это происходит потому, что половина и треть у каждого разная и после тяжелого дня мозг не спешит загружаться мыслями о том, на сколько раз завхоз рассчитывал содержимое мешочка.
Все это приводит нас к мысли о том, что фасовка должна быть предельно простой: в каждый отдельно взятый кулек насыпается крупа, или овощи, или мясо, или сухое молоко только на один раз. При этом овощи для каждого конкретного приема пищи фасуются вместе в один пакет.
Что мы получаем в походе:
- Дежурный собирает, согласно указаниям завхоза, вместе три-четыре кулечка: овощи, крупу, картошку, мясо.
- Содержимое этих кулечков высыпает в котелок согласно методике приготовления.
- Добавляет соль, приправы.
Алгоритм приготовления настолько прост, что испортить блюдо можно только, не рассчитав соль или приправы.
Тренировка
Перед походом группа обязательно должна провести совместный выезд, скорее даже не один.
На такого рода мероприятии у завхоза есть возможность промоделировать день походной жизни с точки зрения раскладки.
Обратить внимание нужно на такие вещи:
- Предоставить возможность дежурства каждому участнику.
- Провести краткий инструктаж относительно основных идей, которые вкладывались в раскладку.
- Проследить, как участники следуют алгоритму приготовления пищи, корректировать, где нужно, количество соли и состав приправ.
- Проверить пропорции основных блюд и напитков: какао, киселя.
- Выслушать и принять к сведению пожелания участников относительно рецептуры.
Мысли вслух
Калории
В при понижении средней температуры калории с собой в поход становится логично брать жирами.
Сало в количестве 30 грамм на каждый обед дает долгосрочный заряд энергии организму.
Приблизительно 3 грамма топленого масла на человека можно добавлять в каждое блюдо из сушеного мяса, рыбы или сухого молока.
В качестве десерта можно брать с собой арахисовое масло и намазывать его на галетное печенье.
Главное - не забывать, что жиры требуют энергии для переваривания и нагружают пищеварительную систему. Их количество следует ограничивать в самой высокой части маршрута и на каждом новом пике акклиматизации.
Сухари
В походах в отдаленные районы ребром становится вес продуктов, перевозимых в самолете.
Сухари не всегда можно купить или дистанционно высушить в том городе, куда привезет самолет, в то время как их вес составляет приблизительно 1.5 кг на человека на поход, что чуть больше одной шестой всего веса, который можно положить в багаж не переплачивая.
Отсюда возникла идея заменить сухари несладким галетным печеньем, где это возможно. Хорошее печенье найти легче, чем сухари.
Другой альтернативой сухарей являются блины, но они пока показали себя слишком сложными в приготовлении как для горного похода, где дорога каждая минута отдыха.
Идентичный натуральному
Чтобы еда была не только вкусной но и полезной следует задумываться об этом составляя раскладку. Автор статьи убежден, что следует искать способы заменить усилители вкуса, растворимые напитки, колбасу, картофельное пюре и прочие подобные продукты на натуральные аналоги: восточные приправы, компоты, суджук и сушеный картофель, например. Применяя такие меры, следует заручиться поддержкой группы, для этого необходимо еще на этапе предпоходной подготовки провести среди участников разъяснительные беседы и продемонстрировать целесообразность таких идей на предпоходных выездах. Естественно, любому завхозу следует в первую очередь научиться готовить хорошо самому и научить этому всех участников похода, если это требуется. А вот где взять такого завхоза - это уже забота руководителя.
Праздник заброски
В походах начиная с третьей категории сложности достаточно часто делают заброски: оставляют на маршруте перед началом похода продукты и вещи.
Заброска всегда является какой-то чертой, границей, переходом из одной части похода в другую. А еще, это возможность для завхоза порадовать группу чем-нибудь вкусным и неучтенным, без надобности нести это вкусное и неучтенное весь маршрут. Список такого рода сюрпризов включает, но не ограничивается следующими наименованиями:
1. консервированные ананасы
2. варенье
3. икра красная
4. кальмары сушеные
5. сушеные мандарины, имбирь, другие сухофрукты, которые не решились включать в раскладку
6. лимоны с сахаром в собственном соку. Для них нужно подобрать бутылку с широким горлышком
7. соусы и майонезы

4.10. Общий вес продуктов и снаряжения на группу и в среднем на человека (муж. жен,), распределение веса по участникам

Распределение веса продуктов, снаряжения по людям:

ФИО

Перечень снаряжения

Вес снаряжения (кг)

Общий стартовый вес (кг)

Общий вес после первой заброски (кг)

Общий вес после второй заброски (кг)

Келин Алексей Леонидович

каструля, горелка, пикет, комплект карт,
флаг Клуба, мультитул, рация, батарейки запасные, присадка к топливу, веревка статическая, каремат, миска-сковородка

Волкова Анастасия Юрьевна

спальник, фото, аптечка, каремат

Тестерев Александр Юрьевич

спальник, расходная веревка, сдерг, ремнабор, фотоаппарат, снежный якорь, ледобуры 8 шт

Ходырева Марина Михайловна

спальник, аптечка, петли 4шт, карабины оттяжечные 8шт, ледобуры 4шт, каремат

Наконечный Антон Александрович

спальник, фото, пикет, веревка динамическая, рация, батарейки запасные

Стариков Дмитрий Александрович

лопата лавинная, шатер, карабины 7шт, петли станционные 3шт, каремат

Трегубова Елена Владимировна

аптечка основная, спальник, каремат, аптечки в забросках

Барков Александр Юрьевич

автоклав, тарелки, ложки, ершики, половник, лопата лавинная, рация, батарейки запасные, веревка статическая, каремат, горелка

Романов Максим Николаевич

палатка, видеокамера, спальник, рация, GPS, флаг Родины

Злацкий Игорь Анатольевич

веревка статическая, снежный якорь, спальник, каремат, крючья скальные 3шт, ледобуры 6шт, ринги 7шт, петли 2шт, якорь косынка 2шт, комплект карт

Всего 210 кг. Из них вес продуктов составляет 150 кг. Общий вес продуктов и коллективного снаряжения на мужчину составляет 23 кг, на женщину – 16 кг.

4.11. Смета затрат на поход

Смета затрат на одного человека

Наиминование

53680грн.

*1грн.-4,67$

*1грн.-0,197руб.

В городе Ош есть возможность обмена Долларов США, русских Рублей, Евро на местную валюту, Сомы, в банке. Банк меняет Евро и Доллары США купюрами номиналом от 100. Обмен рублей можно произвести с купюрами любого номинала.
31 августа – день Независимости Киргизии. В этот день, как и в любой другой выходной или праздничный день, банки в Киргизии не работают.

4.12. Страховка

Вопрос страхования - очень важный аспект предпоходной подготовки. Поскольку поход был пройден без эксцессов, оценить, насколько удачно был выбран вариант страхования группы, к сожалению или к счастью, не удалось (нисколько об этом не жалеем).
Каким бы простым с первого взгляда этот вопрос не казался, времени он занимает не мало. Сначала был составлен длинный список компаний, которые надо было обзвонить (обходить), дабы узнать страхуют ли они горных туристов, и на каких условиях.
Список стремительно поредел. Например, филиал страховой компании (далее с/к ) «Росно» Альянс мне просто не удалось найти, и дозвониться тоже не смогли.
Более упорным это удалось..результат: 09/07/2008 - 09:56 - Zheka :Вчера зашел в Allianz на Крещатике - узнав, что цель поездки - альпинизм, меня просто отправили с порога.
Типа безнадега точка ру.
Большинство с/к предложили международные договора или договора для выезжающих за рубеж. При условии, что состав группы 10 и больше человек вводятся снижающие стоимость страховки коефициенты. Проанализировав всю имеющуюся информацию, остановилась на четырех вариантах :

1. «Нова»
Международный страховой полис типа «А». Включает пакет пяти медицинских услуг и услуг медико-транспортного характера. Дополнительно нужно страховаться от несчастного случая. Ассистанс (партнер страховой компании, обязанностью которого является оказания помощи застрахованным в том регионе, в котором они находятся) Corris-International . www.nova-ua.com
2. «Провидна»
Программа «Activ C» группа риска SA3.(индексами обозначено, что застрахованным разрешается договором гулять по горам и заниматься альпинизмомJ, также определяется регион, где можно гулять ,в нашем случае - Киргизия). Программа включает медицинские, медико-транспортные услуги, страхование от несчастного случая. Из личного общения с менеджером уточнила, что при необходимости осуществляется эвакуация вертолетом. Поисковые работы с/к не оплачиваются, так как это целиком и полностью юрисдикция МЧС. Ассистанс - Corris-International.
СК "ПРОВИДНА",
пр-т Воздухофлотский, 25, тел. 499-25-30,31,32 (вн.-109)
с 9-00 до 18-00 понедельник -пятница.
3. «Авалон» + «Кыргыстан»
"Avalon Company" - это туроператор, одной из представляемых услуг которого, являются поисково-спасательные работы. Они имеют договор с МЧС, договор аренды вертолета, договор с с/к «Кыргыстан» (которая и оплачивает услуги в случае возникновения страхового случая). Страхование в с/к «Кыргыстан» имеет свои положительные и отрицательные черты:
- Положительные - быстрое взаимодействие «Авалона» и с/к (как следствие ускоряется процесс начала спасения).
- Отрицательные - «Кыргыстан» оплатит и транспортировку до медучреждения и оказание медпомощи, но когда посчитает, что «пострадавший» в состоянии возвращаться домой, делать это он должен за свои средства. Страховаться при этом можно не только в с/к «Кыргыстан», но выбор должен быть одобрен «Авалоном» (они должны быть уверены, что их услуги оплатят).
Еще одной особенностью работы с «Avalon Company» является наличия у подопечных сигнального маяка – ПАРМ-406. С помощью которого подается сигнал о ЧП и специально обученные люди отслеживает, где находится группа.
- Преимуществом такой договора с «Авалоном» является уверенность в том, что тебя будут спасать (насколько быстро зависит от отношений с/к-ассистанс-«Авалон»)
- Недостатком - дополнительные денежные траты на оплату аренды спутникового маячка (приблизительно 5 евро в день), которые не отменяют потребности в спутниковом телефоне, так как описать, что случилось как «Авалону», так и страховой все равно надо.
Рассуждения на тему можно почитать вот тут http://www.westra.ru/forum/viewtopic.php?t=4478&highlight=%F1%F2%F0%E0%F5%EE%E2%E0%ED%E8%E5
4. «Росно»
Программа страхования путешественников «СНГ». http://www.rosno.ru/ru/individuals/travel/variants/sng/
Типовой договор очень похож на типовые договора других с/к. Включен весь пакет медицинских и медико-транспортных услуг. Условия корректируются с помощью индексов. Например:
- индекс Q обозначает, что страхуемые не граждане РФ.
- индексом М оговорено , что группа может занимать альпинизмом (так как горного туризма нет в списках).
Ассистанс - «SOS Internatioanal».
Стоимость страховки при равных условиях у всех компаний отличается мало. Если страховаться на 50 000 долларов (страховая сумма на человека), то в среднем с человека в день получается от 7 до 11 грн. Стоимость может варьироваться от количества дней и количества людей в группе.

В итоге остановились на «Росно», не смотря на то, что компания находится в Москве. Основанием для выбора стало достаточное количество информации о страховых случаях и их исходе, том числе из личных источников.
В «Росно» мы страховались на страховую сумму 30 000 долларов на человека. Стоимость на 10 человек на 30 дней с указанными выше индексами составила 10195 российских рублей. Процедура заключения договора предельно проста. Надо списаться с менеджером, уточнить интересующие вопросы, выслать по электронной почте ФИО и даты рождения участников группы. Менеджер подготовит договор, Далее нужно в оговоренное время подъехать, оплатить услуги и забрать полис.
Так как мы приезжали в Москву и улетали из нее в выходной день, для реализации этой схемы нам понадобилась помощь третьего лица, постоянно проживающего в Москве.
Боеспособность данного варианта нами не проверена. К тому же положительные отзывы есть.. Случай в Осетии http://www.alpclubmei.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=551&Itemid=38 . Ребята были застрахованы в "Росно". Страховая компания выполнила свои обязательства.Спустившись с перевала "Сюрприз" встретили группу т/к "Вестра" http://www.westra.ru/forum/viewtopic.php?t=5249 , которая тоже была застрахована в "Росно". За пару дней до нашей встречи с травмой головы эвакуировали вертолетом участницу группы. Посмотреть можно здесь. http://www.westra.ru/forum/viewtopic.php?t=5234

4.13. Спутниковая связь

Спутниковая связь - один из видов радиосвязи, основанный на использовании искусственных спутников земли в качестве ретрансляторов (передатчиков). Спутниковая связь осуществляется между земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными (мобильными).

Inmarsat - первая в мире система мобильной спутниковой связи, предлагающая свои услуги пользователям по всему миру, на море, на суше и в воздухе. На сегодняшний день Inmarsat предоставляет широкий спектр современных телекоммуникационных услуг, таких как голосовая телефонная связь, передача факсимильных сообщений и данных со скоростью до 144 кбит/с (включая пакетную передачу данных) более чем для 210,000 пользователей. Inmarsat управляет сетью геостационарных спутников, с помощью которых предоставляет современные услуги спутниковой связи по всему миру. Сейчас на орбите находится четыре основных спутника Inmarsat третьего поколения и пять резервных. Сеть спутников управляется штаб-квартирой Inmarsat.
Если коротко, то – это оператор, у которого передача информации идет на очень большой скорости. Выгодно обмениваться информацией, разговоры получаются в два раза дороже по сравнению с другими операторами.
Globalstar- низкоорбитальная спутниковая сеть Globalstar была создана как дополнение к существующим наземным и сотовым телефонным сетям. С помощью низкоорбитальных спутников Globalstar обеспечивает связью абонентов, выезжающих за пределы действия сотовых систем и по-прежнему желающих пользоваться привычными услугами. По сведениям, полученным в личной беседе, телефон от Globalstar в районе Китайского Памира долго искал свои спутники, а качество связи оставляет желать лучшего. Такой вариант нас не устраивал, поэтому в ценовую политику не вникала. http://www.klonsv.ru/?p=aboutglobalstar
Iridium - это беспроводная сеть персональной мобильной связи, работающая на низкоорбитальных спутниках и разработанная для предоставления набора стандартных телефонных услуг - голосовая связь, передача факсимильных сообщений, данных и пейджинга - с любым абонентом на Земле.
По данным все той же разведки, даже самые простые модели телефонов быстро находят спутники, медленно разряжаются, обеспечивают хорошее качество связи.
Thuraya. Сеть мобильной спутниковой связи Thuraya - это крупный телекоммуникационный проект компании Boeing Satellite Systems (бывшая корпорация Hughes Space and Communications Intl). Как и любая сеть спутниковой связи, Thuraya включает в себя космический, наземный и пользовательский сегмент. http://www.klonsv.ru/?p=aboutthuraya
Выбирали из двух последних вариантов, исходя из возможности взять в аренду и стоимости услуг.
Тарифы на услуги Thuraya в Киеве оказались очень высокими. http://www.thuraya.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=40&Itemid=67
В Москве тот же пакет услуг стоил значительно дешевле. Для того, чтобы в нужный срок получить телефон нужно позвонить в компанию «Альфа-ТелеКом», забронировать телефон на нужный период (дождаться подтверждения, что заказ принят на электронный адрес, письмо-подтверждение является гарантией, что вы получите телефон в нужный вам срок), за день до начала действия договора приехать с деньгами, и оплатив оговоренную сумму, забрать телефон.
Для осуществления операции бронирования спутникого телефона нам опять-таки пришлось прибегнуть к помощи того же третьего лица. За что выражаем ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ Мокроусовой Татьяне!!!
Для сравнения, в Киеве аренда телефона обошлась бы 19 долларов в сутки, в Москве – 4.
Залоговая стоимость - 1000 долларов. Сумма возвращается клиенту при возврате оборудование за вычетом услуг связи Thuraya (то есть сумма за выговоренные минуты вычитается из залоговой стоимости за телефон). Мы разговаривали примерно каждые пять дней в начале похода и каждые три дня в конце похода в среднем минут по пять. Потратили на разговоры 40 долларов.
Более детальную информацию о тарифах, условиях договора аренды и координатах можно посмотреть вот тут http://docs.google.com/View?docid=dmrp7nf_49stj3nd7
Качеством связи мы остались довольны. Проблем с самим аппаратом или обнаружением спутников тоже не было.

4.14. Характеристики особенностей материального обеспечения
Солнечная батарея
В походе использовалась солнечная батарея Brunton «SolarRoll 14» американского производства. Паспортные данные:
- габариты: 30,5𴡤,5 см
- вес: 480 г
- макс. выходная мощность: 14 Вт (15,4 В, 900 мА).

Эта батарея – самая мощная в линейке производителя и позиционируется для зарядки аккумуляторов спутниковых телефонов и ноутбуков. Кроме нее фирмой Brunton выпускаются также батареи «SolarRoll 9» и «SolarRoll 4.5» макс. выходной мощностью 9 и 4,5 Вт соответственно (см. http://www.brunton.com/product.php?id=256).
Батарея представляет собой пластиковый «коврик», внутри которого помещаются фотоэлементы. «Коврик» гибкий, может быть скручен в рулон диаметром около 5 см, снабжен шестью люверсами для крепления батареи. Согласно заявлению производителя, батарея устойчива к внешним воздействиям и повреждениям, что подтверждается опытом эксплуатации в условиях похода: сбрасывание рюкзака с притороченной в нему снизу батареей на камни, использование в дождь и при низкой температуре не оказали заметного влияния на эксплуатационные характеристики батареи.
Батарея имеет два выхода и комплектуется универсальным шнуром для питания потребителей и гнездом автомобильного прикуриватели для обслуживания устройств с соответствующими блоками питания.
Для обеспечения работы электронных приборов в походе совместно с солнечной батареей использовались:
- зарядное устройство на 4 аккумулятора AA/AAA (питание приемника GPS и портативных радиостанций)
- универсальное зарядное устройство Impact UF-C30 для аккумуляторов Li-Ion с адаптером-переходником Impact UFC30-PC (питание фотоаппарата Sony DSLR-A100 и видеокамеры Panasonic NV-GS85)
- зарядное устройство Nokia LCH-12 (питание моб. телефонов Nokia).
Все эти зарядные устройства рассчитаны на работу от постоянного тока, 12В.
По результатам эксплуатации в походных условиях можно сделать следующие наблюдения:
- батарея обеспечивает достаточную мощность для обеспечения заряда аккумуляторов Li-Ion. В ясный солнечный день такие аккумуляторы заряжаются не дольше, чем при работе зарядного устройства от штатного блока питания от сети 220В. В пасмурную и дождливую погоду время заряда существенно возрастает, однако сам процесс заряда не прекращается
- зарядное устройство Nokia LCH-12 не заряжает аккумулятор телефона от батареи в пасмурную погоду
- батарея может быть легко приторочена на внешнюю поверхность рюкзака и, таким образом, может быть достигнута высокая эффективность ее использования за счет обеспечения зарядки аккумуляторов не только на привалах и стоянках, но и во время переходов.
- как отмечалось выше, батарея устойчива к внешним воздействиям и легко может быть упакована в компактном виде для переноски
- если нет необходимости в регулярной зарядке большого кол-ва высокоемких аккумуляторов электронной аппаратуры, предпочтительнее использовать батареи меньшей мощности, т.к. при меньших габаритах и массе они более удобны для переноски на внешней поверхности рюкзака.

Шатер
Шатер, по сравнению с палаткой, имеет значительно более высокий уровень комфорта, благодаря большой высоте, 1,95 метра в области штока, в нем комфортно сидеть, а при необходимости и стоять.

Во время приемов пищи и вечерних посиделок группа (9 человек) размещалась в нем без особого труда. Шатер обладает отличной ветроустойчивостью и малым удельным весом в пересчете на 6 человек – 900 гр. на человек (в сухом состоянии конечно). Из недостатков – шатер недостаточно хорошо держит воду. Описание конструкции шатра размещено здесь http://www.tkg.org.ua/node/5359#comment-17376

4.15. Туроператор

Для организации заездов, оформления документов, помощи в закупке продуктов и организации нашего быта в Оше мы воспользовались услугами компании ЕТА "Osh Travel".
Тел. (+996-3222)275-76, 732-67, 756-78.
Моб. тел. (+996)772 24-73-54
Адрес: Кыргызская Республика, г.Ош, ул. М. Алымбекова (бывш. Фрунзе), д.40. Ориентир - Фрунзенский рынок
Контактные лица: Лада Хасанова
e-mail: oshtravel@rambler.ru
Компания не первый год на рынке, а мы не первый год с ними сотрудничаем. Рекомендуем.

4.16. Координаты GPS основных препятствий

N39 28.579 E73 19.774

4.17. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
Статьи
5. «Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.» Анатолий Джулий http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1093
6. «Заалайский хребет» Статья в энциклопедии http://wiki.risk.ru/ http://wiki.risk.ru/index.php/Заалайский_хребет
7. «Памир» Статья в энциклопедии http://wiki.risk.ru/
8. Перечень классифицированных перевалов ВЫСОКОГОРНЫЕ ПЕРЕВАЛЫ 2001г http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/index.htm#prim1 http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/pamir.htm http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/pamir_01.htm
9. Перечень перевалов с историей их прохождения и с привязкой к карте «ПЕРЕВАЛЫ СЕВЕРНОГО ПАМИРА» А. Лебедев
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/index.htm http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/J_43_16.htm http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/J_43_15.htm http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/J_43_27.htm
10. «О перевале Минджар или как начинать поход по Центральному Залаю» А.Лебедев http://mountain.ru/world_mounts/pamirs/2003/Mindgar/
Фотографии
11. Фоторассказ «Горы Азии. Какая она – Киргизия»
12. Фотографии Игоря Гончарова на фотосайте Panaramio с привязкой к картам, http://www.panoramio.com/user/182681
13. фотогалерея «Кадры из фильма Заалайский марафон» П.Рыкалов http://www.vvv.ru/photos/view.php3?v=2,uid=687
14. фотогалерея «Extreme-Trek Заалайский марафон» http://www.vvv.ru/photos/view.php3?v=2,uid=544
15. фотогалерея «ПАМИР - 2007, ЗААЛАЙСКИЙ ХРЕБЕТ: ПОХОД 6КС» http://takt.tomsk.ru/db/galery.look?gid=70
Историческая литература
16. «ИЗ КОКАНА» А. П. Федченко в 1871 г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Fedcenko/Kokan/text.htm
17. «Царица Алая» Б.Л. Тагеев. Нива, 1898, №4, с. 68-71, 74
18. "Чингисхан как полководец и его наследие" Эренжен Хара-Даван (1883—1942) http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/ http://kulichki.com/~gumilev/HD/hd109.htm
19. «Путешествия по Памиру Павел» Лукницкий. http://lib.ru/PROZA/LOUKNITSKIY_P/s_pamir.txt
Сайты, использованные при подготовке
25. http://www.mountain.ru/
26. Турклуб КПИ Глобус http://www.tkg.org.ua/
Отчеты
27. А.Новик Горный поход 6к.с. по Северо-Восточному Памиру 2000г http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir1.shtml http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir2.shtml http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Novik2000/pamir3.shtml
28. А.Лебедев Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2001г http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/ http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/index1.shtml
29. Ветлужских В.Д Горный поход 5к.с. по Северному Памиру 2003г http://mountain.nsu.ru/otchet/zaalay-v-s-03/zaalay_v.html
30. Б.Малахов. Горный поход 5 с эл. 6 к.с. по Восточному и Центральному Заалаю 2003г. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/823/ http://www.turclubmai.ru/heading/papers/820/pamir2003/pamir2003.htm
31. Шалов А.А Горный поход 3к.с. по Северному Памиру 2004г http://tlib.ru/doc.aspx?id=30079&page=1
32. Ворожищев М.Г. Горный поход 6к.с. по Северному Памиру 2007г http://takt.tomsk.ru/db/web.page?pid=18123
33. Залай-2005. Рук. А. Джулий.
34. М.Михайлов "6613". Первовосхождение на пик Курумды http://www.mountain.ru/world_mounts/pamiro-alay/2001/kurumdy/kurumdy.shtml
35. Л.Смидович Горный поход 3к.с. по Северному Памиру 2007г
Официальные документы
36. Пограничные зоны Кыргызстана

Публикации на тему похода
Что такое ледопад и как его скушать.
Волкова Анастасия, на сайте т.к. «Глобус»
Дети Нуры. Фотоальбом. Трагедия
Волкова Анастасия, на сайте http://risk.ru/
Как сделать походную еду вкуснее
Наконечный Антон, на сайте т.к. «Глобус»
Эксперименты в рюкзакостроении
Волкова Анастасия, на сайте т.к. «Глобус»