Автор:Таранцева Е.Е., Ростов-на-Дону

Отчет о горном туристском путешествии 5к.с. по Северному Тянь-Шаню в районе Заилийский Алатау

Документ Без Имени

1.2.4.Перевал Талгарский провал (4700) – 3А*

Расположен в главном хребте Заилийского Алатау между вершинами Талгар Южный и Юго-Восточный , ведет с ледника Юж.Талгар(ущ.р.Ср.Талгар) на ледник Горина(лед.Корженевского, ущ.р. Ю.Иссык).

Описание дается: из ущ.Ср.Талгар от устья потока с лед.Юж.Талгар до плато лед.Горина.

Набор высоты: 1660м

Потеря высоты: 190м

Пройденное расстояние: 9км

На перевале записки не обнаружено.

2 августа 2008г

С обеда около ущелья лед.Крошка выходим в 14.15. Через 25мин подходим к нашему цирку лед.Юж.Талгар. Сразу открывается вся короткая долина нашего перевала(фото 4_1).

На зеленый заросший травой моренный вал поднимаемся слева по ходу. Далее идем по гребню морены, оп пути встречаются «туры». На всем участке подъема до ледника воды нет, нет и площадок. К языку ледника подходим к 17.25.

Язык ледника присыпан камнями, аккуратно поднимаемся на него. Далее двигаемся по завалам под взлет ледника. Крутой взлет ледника обходим слева по ходу. Камнеопасно! По льду съезжают камни. Поднимаемся по живой осыпи, лежащей на льду, под скалы правого борта. И вдоль них выходим на морены правого борта плато ледника. Здесь в 18.40 останавливаемся на ночлег(лагерь11 - 43,7,20.454 77,18,47.511 3558м). Площадки выравниваем на морене, воду берем на леднике(фото 4_2).

М.н. &ndash лед.Юж.Талгар

Подъем по морене

М.с. &ndash верх.плато лед.Юж.Талгар

55м

Подъем по леднику по поверхностной морене

2ч 55м

+680

3 августа 2008г

Подъем в 5.00. Выход в 7.00. После вчерашнего тяжелого дня рано выйти не удалось. Еще около 1часа идем по правобережным моренам вдоль ледника. Затем одеваем кошки, связываемся и выходим на ледник. Идем по пологой части ледника под взлет. В 9.15 перед началом подъема привал, рассматриваем путь подъема(фото 4_3).

Перед нами ледопад с несколькими отрывами(фото 4_4). Намечаем нитку движения, на штурм выходим в 9.45.

Метров 300 проходим одновременно в связках по леднику крутизной до 30°. Далее крутизна увеличивается до 40-45°. Провешиваем 2 веревки перил под первую ледовую стенку(фото 4_5). В ней в центре есть вертикальный разлом. Поднимаемся вдоль него (3вер, перила 50м, 70°)(фото 4_6)

по небольшого выполаживания до 30°. Далее еще одна стенка (4вер, перила 45м, 65°), которая выводит нас на полку перед бергшрундом. Время 12.00. Здесь может собраться комфортно вся группа, решаем быстро перекусить.

Пока готовили чай, ребята налегке провесили еще две веревки.

5 веревка перил шла траверсом вдоль большого разлома(фото 4_7).

6ая веревка – небольшой крутой участок подъема(фото 4_8) с выходом на верхнюю часть трещины (10, 85°, 30м, 45°).

7ая веревка – подъем вверх вправо(фото 4_9) с выходом на широкое наклонное плато - линза (45м, 45-50°)

8ая, 9ая – подъем по центру склона(фото 4_10, 4_11) с преодолением нескольких полу закрытых бергшрундов (100м, 25-35°).

База конца 9-ой веревки была перед большим разломом(фото 4_12).

Попробовали пройти влево вдоль трещины, прохода не было. В самой трещине был снежный мост, оценить его прочность не было возможности. Так как обхода трещины не нашли, решили попробовать пройти по нему. Мост оказался прочным. Закрутили на краю трещины бур, далее лидер шел по снегу вдоль трещины. Путь подъема преграждала еще одна трещина. 10ая веревка получилась – 5 метром по мосту через трещину и далее 45м траверс вдоль трещины. Здесь докопаться до льда не удалось, страховка через ледоруб.

Еще две веревки (11,12вер, 100м, 20°) идем по пологому заснеженному склону(фото 4_13) вверх влево до следующего ледового взлета, а прямо над нами ледовые сбросы.

13веревка – подъем по ледовому склону крутизной до 50°(фото 4_14).

14 веревка выводит на выполаживание склона (вверху до 20°), перила крепим на ледорубах, до льда не докопались.

Далее идем траверсом практически без набора высоты в сторону перевала (15вер., 10°), перила вешаем уже автоматом.

Впереди еще одна трещина. 16ая веревка – подъем через трещину по снежным мостам к скалам правого борта(30м, 45°)(фото 4_15). Здесь удобный широкий ранклюфт.

Далее уходим связками 200м, 35° на широкую снежно-ледовую перевальную седловину. Последняя связка поднялась на перевал в 20.20. Дует сильный ветер. Ставим лагерь(лагерь12 - 43,6,38.899 77,19,56.842 4538м).

М.н. - окончание правоб.морены

подъем под взлет гребня

3вер

50м, 70°

Подъем на лед.стенку вдоль верт разлома

4вер

45м, 65°

Подъем до полки под бергшрундом

обед

Подъем по стенке бергшрунда

7вер

45м, 45-50°

Выход на широкий пологий склон - линзу

8,9 вер

100м, 25-35°

Подъем до широкой трещины

10вер

5м через трещину по мосту,

45м по плато вдоль трещины

11,12 вер

100м, 20°

По накл.плато к взлету в левой по ходу части склона

13,14 вер

100м, 50-30°

Выход на выполаживание под послед.взлетом

15вер

Траверс по плато к седловине

16вер

30м, 45°

подъем через трещину к скалам

200м, 35°связками выходим на седловину

12ч 20м

+980м

4 августа 2008г

После вчерашнего дня встаем поздно в 9.00(фото 4_16).

Выходим в 11.00. С перевала на лед Горина крутой снежно-ледовый склон с карнизом. В левой части, где карниза нет, начинаем спуск(фото 4_18).

2 веревки дюльфера по ледовому склону до 45° хватает через бергшрунд до плато ледника. Веревки снимаем ледовым самосбросом-барабаном.

Далее движемся связками(фото 4_19).

Спускаемся к слиянию ветвей ледника и перед подъемом в камеру ледника под склонами вер.Талгар в 13.40 останавливаемся на бивак(лагерь13 - 43,6,31.940 77,20,39.255 4346м)(фото 4_17). Отдыхаем.

В 14.30 погода портится. Сильный ветер и снег. К вечеру погода устанавливается.

М.н. &ndash плато лед.Горина

2 вер. дюльфера по лед.склону 45° через бергшрунд

Ясно

М.с. &ndash ночевка под началом подъема в цирк вер.Талгар

Идем связками по закрытому плато лед.Горина

-190м

Всего по пер. Талгарский Провал

17ч 15м

1.2.5.Траверс вершины Талгар Главный – Северный (4973) – связка 3А.

Массив вершины Талгар расположен в главном хребте Заилийского Алатау между вершинами Актау и Копр.

Описание дается: от плато лед.Горина, далее подъем на вер.Талгар Главный (по маршруту Горина, по ЮВ склону, 3А), потом траверс на вер.Талгар Северный и спуск на восток во 2ую восточную камеру ледника Корженевского, и далее спуск по ущ.Юж.Иссык до устья р.ЮВ Талгар.

Набор высоты: 630м

Потеря высоты: 1980м

Пройденное расстояние: 27км

С вершины Талгар Главный снята записка 2ки альпинистов Казахстан – Польша (Майданюк – Элиот) от 13.09..2007, сов. восхождение по маршруту 2Бк.т..

С перевала Талгар Северный снята записка группы туристов Казахстана (6чел, поход 6кс, рук.Вуколов В.) от 14.08.2006.

С вершины Талгар Северный снята записка 2ки альпинистов (Мить Д. – Доронин К.) от 15.08.2003., совершающих траверс Иньтау - Горина по маршруту 5Ак.т.

5 августа 2008г

Утром морозно. Выходим В 7.30. Идем по дуге под склонами вер.Талгар, обходя разломы ледника на перегибе(фото 5_1).

Через 30мин выходим на плато под вершинный взлет(фото 5_2).

Вышло солнце, сразу становиться тепло. На привале заминка, хронометрист выронил блокнот с хронометражем, и он улетел с трещину. Потратили 1час на поиски блокнота и извлечение его из трещины. Повезло.

Маршрут Горина проходит по протяженному снежно-ледовому СВ склону. Выходим в 8.40. Метров 400 проходим связками под крутой взлет. Далее провешиваем 6 веревок перил прямо вверх по ледовому склону до 45° (фото 5_3, 5_4)

до широкой полки под бергшрундом. На ней в 12.30 делаем привал, обедаем. Высота дает о себе знать(43,6,50.034 77,20,35.482 4728м). Подъем на такую высоту с полными рюкзаками – очень тяжело. Мимо нас проскакивают «налегке» связка – четверка (два гида из Алматы и две девушки- иностранки).

В 13.45 выходим. Поднимаемся траверсом вверх под стенку трещины. Ее обходим справа по ходу(фото 5_6),

при этом организовали перила 30м(45°). Далее движемся связками. Еще одну трещину(фото 5_7)

тоже обходим справа по ходу, и выходим на финишную прямую – широкий пологий предвершинный гребень(5_8).

Идем тяжело, высота дает о дает знать . В 16.20 последний участник поднялся на вершину(43,7, 7.487 77,20,25.002 4944м). Делаем фото(фото 5_9, 5_10).

С вершины спускаемся по снежному склону до 30° на широкую седловину между Главной и Северной вершиной. На юг к леднику Корженевского свисает ледовый карниз. С севера к седловине примыкают крутые разрушенные скалы. На них тур. Здесь же замерзшее небольшое озеро(фото 5_11).

На широком снежном плато седловины ставим лагерь(лагерь14 - 43,7,11.724 77,20,25.426 4878,0)(фото 5_12).

М.н. &ndash верх.плато ледника

М.с. &ndash вер.Талгар Главный

2ч 35м

1 веревка перил &ndash обход бергшрунда

Связками по пологому предвершинному гребеню

+220м

М.с. &ndash седловина между вершинами Главной и Северной

Снежный склон 100м до 30°

-70м

7ч 10м

+600 -70

6 августа 2008г

Подъем 5.00. Утром холодно, сильный ветер. Выходим в 7.00 За 20 мин выходим на широкую Северную вершину(4900м)(фото 5_13).

Движемся на восток(фото 5_14).

Вскоре начинается перегиб склона. Здесь останавливаемся, чтобы рассмотреть куда же спускаться(фото 5_15).

Изначально маршрут спуска был запланирован по СВ гребню через в.Инь-тау до «приюта Пяти»(пер.Копртюз). Нам удалось определить направление спуска по этому гребню к вер.Инь-тау, однако не удалось организовать надежную точку страховки для спуска. До льда докопаться не удалось, а под ногами был перемерзший фирн. Склон был крутой до 50° и требовал надежной страховки.

Решили осмотреть спуск по другому – восточному гребню(фото 5_16).

Этот гребень разделял две самые восточные камеры ледника Корженевского.

100 метров прошли по гребню связками(до 30°). Далее крутизна увеличивается до 45°, узкий снежно-ледовый гребень, на юг свисают карнизы, на север уходит крутой до 50° снежно-ледовый склон. Пытались подрубить карниз, чтобы заглянут на южный склон. Под карнизом крутой до 60° снежно-ледовый склон и далее крутые разрушенные скалы. Снова проблема с организацией страховки.

Все разведочные работы заняли у нас много времени. Более 2х часов. Через 30м удалось забуриться в хороший лед. Поэтому решаем спускаться по Вост гребню.

Выходим в 9.40.

1вер – 30 метров по гребню с выходом на его южную сторону(фото 5_17).

Здесь лед, страховка надежная. Однако солнце уже высоко. Ледобуры, вкрученные первым, к последнему участнику уже просто вытаскиваются руками. Приходиться часто перекручивать буры при заминках.

2вер – 50м – косой спуск вдоль гребня по юж стороне(фото 5_18),

крутизна склона(до 45° в бок). Эту и далее все веревки сбрасываем ледовым самосбросом – барабаном.

3вер – 45м, косой спуск вдоль гребня до скального контрфорса ( до 45° в бок).

4вер – 50м спуск с контрфорса в начало широкого склона – кулуара( до 50°)(фото 5_19, 5_20).

5, 6вер - прямо вниз по центру склона(100м, до 50°)(фото 5_21).

7вер – косой спуск (45, до 50°) к скалам левого борта(фото 5_22),

база организована на ледобуре, скальном крюке и френде. К этому времени по склону начался регулярный сход вытаявших с верху камней.

8вер – вдоль скал левого борта(50м, до 50°). Камнепады! Прячемся под скалы.

9вер – снова вдоль левого борта до конца скал и выходим влево по диагонали на широкий снежно-ледовый склон(50м, 45°). От камней закрыты скалами контрфорса(фото 5_23).

10вер. – спуск через бергшрунд(50м, 40°).

На плато под взлетом собираемся в 16.00(фото 5_24).

В 16.50 связками уходим вниз по леднику(фото 5_25).

Ледник закрытый, но множество трещин. Петляя среди трещин, медленно спускаемся. Справа по ходу отрывается седловина пер.Талгар Северный(фото 5_26, 5_27).

Вскоре снег заканчивается, ледник открытый(фото 5_28, 5_29).

К 19.00 спускаемся к слиянию ветвей ледника. На поверхностной морене правого борта останавливаемся на бивак(лагерь15 - 43,6, 3.302 77,22,35.124 3791м). Площадки выравниваем.

М.н. &ndash вер.Талгар Северный

Пологий снежно-ледовый склон

+30

М.с. &ndash начало Вост.гребня

10м

Пологий снежно-ледовый склон

М.с. &ndash спуск на плато ледника

6ч 20м

1вер

30м,45°

по гребню с выходом на его южную сторону

2вер

50м, 45° в бок

косой спуск вдоль гребня по юж стороне

3вер

45м, 45° в бок

косой спуск вдоль гребня до скального контрфорса

4вер

50м, до 50°

спуск с контрфорса в начало широкого склона &ndash кулуара

5,6 вер

100м, до 50°

прямо вниз по центру склона

7вер

45м, до 50°

косой спуск к скалам левого борта

8вер

50м, до 50°

вдоль скал левого борта. Камнепады!

9вер

50м, 45°

вдоль левого борта до конца скал и выходим влево на широкий снежно-ледовый склон

10вер

50м, 40°

спуск через бергшрунд

М.с. &ndash морены правого борта

Связками по леднику, петляем среди трещин

-1110м

8ч 50м

7 августа 2008г

Утром отсыпаемся. Выходим 9.20. С ночевок снова спускаемся на ледник и далее выходим на широкое основное тело ледника Корженевского(фото 5_30, 5_31).

Идем вниз по леднику, придерживаясь его правой части. На леднике текут мощные «реки». Ближе к концу языка поднимаемся на гребень центральной поверхностной морене. Нам нужно попасть на правый берег реки. С ледника спуститься на правый борт проблематично. Изрезанный ранклюфт(фото 5_32).

Спускаемся с языка ледника в его правой части и переходим по камням мутный бурный поток, текущий вдоль правого борта ледника. На песчаном пляже на разливе реки останавливаемся в 12.20 обед.

Далее двигаемся вниз по ущ.р.Юж.Иссык по правому борту. Временами появляются слабые признаки тропы. Через 1ч 35м ЧХВ препятствие – переправа чрез бурный ручей (приток реки). Переправляемся в брод. И еще через 50 мин выходим к слиянию рек Юж.Иссык и ЮВ Талгар(фото 5_33).

Внизу виден домик пастухов. Не спускаемся к реке, идем траверсом без потери высоты вправо, забирая в наше ущелье. Через 30 мин подъема находим чистую воду, останавливаемся около нее в 17.45 на ночлег(лагерь16 - 43,0,30.434 77,22,50.219 2993м).

М.н. &ndash язык лед.Корженевского

2ч 10м

Спуск по открытому пологому плато ледника

Облачно

М.с. &ndashмощный правый приток р. Юж.Иссык

1ч 35м

Морены, трава

Переправа через поток

Переправа в брод

М.с. &ndash ущ.ЮВ.Талгар

Слабая тропа

М.с. &ndash чистый ручей в ущ.р.ЮВ.Талгар

5ч 20м

-800

Итого по траверсу вер.Талгар

21ч 30м

1.2.6.Перевал Тогузак(4200) – 2А

Перевал расположен в главном хребте Заилийского Алатау, ведет с ледника Десницы(р.ЮВ Талгар) на ледник Сев.Тогузак(р.Лев.Талгар).

Описание дается: от устья р.ЮВ Талгар до слияния истоков р.Лев.Талгар.

Набор высоты: 1160м

Потеря высоты: 1260м

Пройденное расстояние: 30км

С перевала Тогузак снята записка группы туристов т/к ТАКТ г.Томска (поход 3к.с., 8 человек, рук. Обухов М., м/к № О-86-07) от 01.09.2007г.

8 августа 2008г

Подъем в 7.00. Выходим в 9.00. Поднимаемся вверх по ущ.р.ЮВ Талгар левым берегом реки(фото 6_1).

Иногда встречаются признаки слабой тропы. Через 1час выходим в широкий травянистый цирк. Впереди видны морены лед.Богатырь. (фото 6_2).

Чуть выше есть чистая вода в ручье у левого борта и хорошие места для ночевки. Далее проходим через широкий осыпной цирк, и по завалам морен поднимаемся вдоль бурного потока к 12.00 на террасу к озеру Богатырь(фото 6_3).

Находим чистую воду в небольшой «луже» рядом с озером. Обедаем. Здесь же на моренах есть площадки.

В 13.10 выходим, обходим озеро справа по ходу. На язык ледника Богатырь заходим справа по ходу по моренам. Ледник открытый и пологий, можно идти без кошек(фото 6_4).

Пересекаем лед.Богатырь и выходим к широкому пологому лед.Десница. Движемся по нему по центру. Впереди уже виден район нашего перевала Тогузак (фото 6_5).

Солнце растопило ледник, он весь прошит маленькими ручейками. В 17.30 останавливаемся на бивак, с трудом найдя более менее сухое место под палатки(фото 6_6).

Выше на леднике уже начинает снег.

М.н. &ndash оз.Богатырь

4000м

6ч 05м

9 августа 2008г

Подъем в 5.00. Выход в 6.10. От места ночевок движемся в связках и кошках, ледник закрытый. За 50 мин по пологому леднику выходим в 7.00 на перевал Тогузак. (43,1,15.501 77,13,52.081 4150м.). Перед перевалом несколько трещин – спокойно обходятся. Ледник Десница наплывает на седловину перевала с востока, и сам перевал находиться даже ниже на несколько метров ледника(фото 6_7).

Тур на большом камне. С ледника на западную сторону вытекает ручей.

Спускаемся вниз по мелкой осыпи до плато ледника Сев.Тогузак(фото 6_8).

Спуск занял 20 минут. Ледник пологий и открытый. Двигаемся без кошек. Пройдя 35 минут по леднику, сходим на правую осыпную морену. Движемся вдоль ледника по неприятным живым моренам. Через 40 мин уходим на гребень правобережной морены, по ней угадывается тропа. По тропе спускаемся на широкую зеленую террасу с домиком и вертолетной площадкой. Здесь раньше располагался пост гидрологов.

Далее идем вниз по хорошей тропе. Ближе к реке тропа идет по крупной осыпи, промаркирована туриками. К слиянию истоков р.Л.Талгар спускаемся к 11 часам.

Нам нужно перейти реку на левый берег. Найти переправу по камням не удалось, переходим реку в брод на разливах через несколько рукавов. Вода не высокая, где-то по колено. В месте брода на обоих берегах сложены огромные туры, видимо это стандартное место переправы.

Выходим на тропу левого берега. По ней спускаемся вниз по ущелью около 10 минут, и, найдя чистый ручей, останавливаемся на бивак(лагерь18 - 43,2,10.872 77,9,28.866 2890м)

Здесь же рядом у нас спрятана заброска на 3 этап. Однако к нашей печали ее изрядно потрепали местные грызуны.

Остаток времени отдыхаем, разбираем заброску.

М.н. &ndash пер.Тогузак

Пологий закрытый ледник

М.с. &ndash лед.Сев.Тогузак

Мелкая и средняя осыпь

М.с. &ndash выход на правоб.морены

Пологий открытый ледник, затем живые осыпи правого борта

М.с. - поляна гидрологов

30м

Тропа по гребню правобережной морены

М.с. &ndash переправа через реку у слияния истоков

1ч 10м

переправа

Брод на разливах

М.с. &ndash р.Турист

4ч 30м

Всего

+1160 -1260

Далее по основному маршруту было запланировано прохождение пер.Дмитриева Вост – пер.Журналистов – озеро Жасык-куль – пер.Озерный, всего около 50км. Однако напряженный график на 2 этапе маршрута очень сильно вымотал группу. Уверенности, что мы сможем «проскакать» эти 3 перевала и 50км за оставшиеся три дня до отъезда, не было. Опыт предыдущих дней подсказывал, что такое расстояние здесь не реально пройти за эти сроки при среднем графике движения. Практически единодушно было принять решение уйти по запасному варианту через пер.Молодая гвардия.

1.2.7.Перевал Молодая Гвардия(4000) – 1Б

Перевал расположен в северном отроге хребта Заилийский Алатау между вер.Молодая Гвардия и Искра, ведет с лед.Советских Альпинистов (ущ.р. лев.Талгар) на лед.С.Городецкого (р.Озерная).

Описание дается: от слияния истоков р.Лев.Талгар до Большого Алматинского озера.

Набор высоты: 1110м

Потеря высоты: 1550м

Пройденное расстояние: 28км

С перевала Молодая Гвардия снята записка группы туристов т/к «Вестра», г.Москва(поход 3 к.с, 140чел.), руководитель Павлова Екатерина, от 05.08.2008г.

10 августа 2008г

С утра отсыпаемся. Выходим лишь в 11 утра. По тропе левого берега р.Л.Талгар поднимаемся в цирк лед.Дмитриева. Перед высокими валами конечных морен лед.Дмитриева уходим на левый борт, и далее движемся по карману левобережной морены. Тропа промаркирована «турами». Сильно угнетает отсутствие воды с места ночевки.

К 14.30 выходим к чистому ручью, стекающему из цирка пер.Мол.Гвардия и Четырех. Здесь есть множество оборудованных площадок. Обедаем.

Прямо напротив нас виден пер.Вост.Дмитриева(фото 7_2).

Снега в этом сезоне мало и перевальный взлет очень камнеопасен. Еще раз убедились в правильности принятого решения – отказа от прохождения пер.Вост.Дмитриева.

С места обеда выходим в 15.50. Поднимаемся вдоль ручья по осыпному склону. Через 30 мин выходим к живописному голубому озеру, зажатому между моренами. Пройти мимо не смогли, останавливаемся здесь на ночевку(фото 7_3).

Впереди уже просматривается седловина пер.Молодая Гвардия(лагерь19 - 43,0, 8.803 77,7,19.164 3626м)

М.н. &ndash конечные морены лед.Дмитриева

1ч 20м

Ясно

М.с. &ndash чистый ручей(напротив пер.В.Дмитриева)

1ч 30м

Слабая тропа по морене левого борта

Дождь

М.с. &ndash чистое озеро в кармане морены

По морене вдоль ручья

3ч 20м

+740м

11 августа 2008г

Подъем в 5.00. Выходим в 7.00. Идем вверх по моренам и через 40мин выходим к языку ледника Советских Альпинистов(фото 7_4).

Панорама верховьев ледника Дмитриева как на ладони (фото 7_1).

Под ледником видно еще одно голубое озеро.

Выходим на пологий открытый ледник и движемся к взлету пер.Молодая гвардия. На перевал ведет пологий ледовый склон крутизной до 25°. Перед взлетом одеваем кошки и заходим в 9.30 на перевал Молодая гвардия (43,0, 4.255 77,5,28.900 4002м)(фото 7_5).

С перевала вниз ведет осыпной склон до плато ледника Сев.Городецкого(фото 6_8). Спускаемся по мелкой осыпи на ледник и далее по леднику выходим на широкие поля правобережной морены. Здесь множество оборудованных стоянок, видимо популярное место бивака. Вода на леднике. Здесь обедаем.

В 12.45 выходим и спускаемся по моренам правого борта. Вскоре появляется слабая тропа, идем по карману правобережной морены. В 14.50 выходим к слиянию с р.Озерная, на левом берегу которой видна хорошая дорога. Переправляемся через реку в брод, выходим на дорогу(фото 7_7).

Через 20 минут спуска дорога приводит нас снова к броду через р.Озерная. Ругаю себя, что не обратила внимание, ведь на карте все так и обозначено. В результате получили напоследок целых 2 брода через довольно бурную реку. Нужно было не форсировать реку в первый раз, а двигаться по тропе правого борта до выхода на дорогу ниже бродов.

Далее бежим вниз по дороге(фото 7_8).

Впереди уже видно Большое Алматинское озеро(фото 7_9).

Перед озером есть небольшой лесок. В нем несколько выровненных на склоне площадок. Здесь встречаем одну из наших Ростовских групп. Становимся на поляне рядом с ручьем(фото 7_10).

( лагерь20 - 43,1,59.381 76,59,50.080 2613м).

Вечером созвонились с нашим автобусом и другими Ростовскими группами. А так же сообщили в Ростов о нашем завершении похода.

М.н. &ndash лед.Сов.Альпинистов

40м

Осыпи

М.с. &ndash пер.Молод.Гвардия

Пологий ледник, взлет &ndash ледовый склон до 25°

М.с. &ndash лед.С.Городецкого

Мелкая осыпь

М.с. &ndash стоянки на правобережной морене

Пологий ледник

М.с. &ndash р.Озерная

1ч 40м

Осыпи, слабая тропа

Переправа в брод через р.Озерная

М.с. &ndash еще брод по дороге

Дорога

Переправа в брод обратно через р.Озерная

М.с. &ndash ночевки над БАО

6ч 50м

+370м -1390м

12 августа 2008г

Утром собрали лагерь и в 9 утра пошли вниз. По дороге обходим БАО. Его подпирает мощная плотина, здесь же небольшой поселок. На дороге шлагбаум (43,3,36.280 76,59, 1.034 2465м). Равнодушные пограничники осведомились у нас о наличии регистрации.

Тщетно попытались найти транспорт вниз. В результате выдвинулись около 13.00 вниз по дороге. Дорога крытыми серпантинами спускается вниз. По пути множество живописных мест для стоянок. Где-то через час, нам попался свободный микроавтобус, на котором мы приехали в Алмату. На ночевку остановились в простой и не дорогой гостинице.

М.н. &ndash БАО

Спуск на микроавтобусе

1ч 35м

-160м

13 августа 2008г в 16 часов выезжаем на нашем автобусе в обратный путь домой в Россию. В Ростов приехали 17 августа около 11 часов.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Группой был пройден интересный и технически насыщенный маршрут.

Вся определяющая основная сложность маршрута была пройдена, как и заявлена по основному варианту.

При прохождения были следующие изменения:

Радиальное восхождение на вер.Комсомол (по З гр 2Б) не состоялось по причине отставания от календарного графика движения. Благодаря отказу от восхождения, группа снова вошла в запланированный график, и тем самым шансы пройти определяющие препятствия стали снова более реальными.

Прохождение 3 запасного варианта – вместо трех перевалов( пер.Вост.Дмитриева – Журналистов – Озерный) прохождение одного перевала – пер.Молодая Гвардия(1Б). Этот вариант был запланирован на тот случай, если мы не будем успевать к намеченной дате отъезда. Несмотря на то, что группе удалось двигаться весь маршрут, соблюдая календарный график, однако пройденная часть похода был довольно интенсивный и напряженной, и все были значительно вымотаны. Уверенности, что мы сможем «проскакать» запланированные 3 перевала и 50км за оставшиеся три дня до отъезда, не было. Опыт предыдущих дней подсказывал, что такое расстояние здесь не реально пройти за эти сроки при среднем графике движения. Практически единодушно было принять решение уйти по запасному варианту через пер.Молодая гвардия.

По пройденным определяющим препятствиям хотелось бы сделать выводы и дать следующие рекомендации.

На мой взгляд, у многих перевалов в этом районе занижена категория.

Перевал Учитель(по классификатору 1Б) – категория занижена. Это перевал можно смело отнести к 2А. На подъеме протяженный ледовый склон с бергшрундами. Мы при подъеме организовали 3 вер. перил от нижнего бергшрунда до седловины, крутизна от 30-45°. Возможно перевал будет проще, если на склоне будет больше снега.

Большая часть перевалов 3А в этом районе имеют схожий ледовый характер: с одной стороны протяженный ледовый склон, с другой осыпной склон.

Для внесения разнообразия в определяющие препятствия были запланированы прохождения скальных траверсов вершин.

Траверс вершин Учитель - Пионер является альпинистским маршрутом 3Ак.т. Траверс интересный и не очень длинный. Прохождение траверса в туристской классификации соответствует хорошему скальному препятствию 3А. Для прохождения требует соответствующих скальных навыков, желательно опыта альпинистских маршрутов 2Б-3Ак.с. Хочется рекомендовать для подготовленных групп в походах 5-6к.с.

Для групп идущих походы 3-4к.с. было бы интересно радиальное восхождение на вер.Учитель(Альп 2А) с пер.Учитель.

Траверс пика Маяковского. Интересный вариант движения из ущ.р.Мал.Алмаатинка в ущ.Л.Талгар. В Малоалмаатинском узле вообще мало препятствий 3А-3Б(Седло Таюксу, пер.Студент..?, пер.Верблюд..?)

Возможность прохождения альпинистских вершин значительно расширяет возможность района.

Подъем на п.Маяковского(по Сев.гр) – альпинистский маршрут 3А. Интересный и довольно короткий маршрут. В начале маршрута(на 2ой веревке) - ключ, прохождение которого определяет возможность группы к его дальнейшему прохождению. Спускались мы по Юж гребню, здесь проходит маршрут 3Б. Надо признаться, что спуск по 3Б не очень приятная вещь. Конечно более логичным было бы движение в обратную сторону(подъем по 3Б, спуск по 3А), однако такой вариант наверное более приемлем в походах 6к.с. В любом случае спуск оказался длительным и трудоемким процессом. При спуске на Юж.гребне удалось организовать ночевку на полке.

Траверс пройден в линейном маршруте с полным весом, техническая часть траверса заняла 1,5 дня. На мой взгляд пройденный траверс п.Маяковского соответствует сильному скальному препятствию 3А, или даже хорошему 3Б.

Перевал Джамбула – по классификатора 2А. Наверное, его можно отнести с очень сильной 2А.. На подъеме протяженный разорванный ледовый склон до 40°. Имеет, как и многие перевалы, односторонний характер.

Перевал Талгарский Провал – очень интересный и вызывающий перевал. В процессе подготовки по нему не удалось найти никаких материалов, лишь несколько фото из Инета. Именно поэтому желание пройти именно его в Талгарском узле было особенно сильным. С определяющей стороны перевал представляет собой протяженный ледопад, перепад высоты от плато ледника до седловины около 1000м.

Его преимуществом является то, что с точки зрения падения всяческих камней и льдов он достаточно безопасный. Перевал практически односторонний. Сложность южной стороны не более 2А.

Прохождение технической части перевала заняло 1 день и соответствует сильному ледовому препятствию 3А.

Траверс массива Талгар в какой-то степени был изюминкой маршрута. Очень переживала, что на него не останется сил или подведет погода. Однако всего хватило. Подъем проходил по классическому и самому популярному пути (по ЮВ гр) – альпинистский маршрут 3А. Задумано было пройти его не радиально, а линейно, и спуститься с вершины по другому пути. Спуск был запланирован по СВ гребню через в.Инь-тау до «приюта Пяти». (это участок из траверса Инь-Тау – Горина Альп 5А). Однако на месте по факту мы выбрали спуск по Вост.гребню. Но и это вариант, на наш взгляд, не является оптимальным. Когда мы уже спустились, то снизу увидели широкий безопасный снежно-ледовый склон, ведущий с седловины пер.Сев.Талгар. Изображения этого склона у нас было и до похода, но оно не было точно привязано к рельефу.

Как вариант можно рекомендовать прохождение траверса в обратную стороны: подъем по ледовому склону на седловину пер.Талгар Северный (между вер.Талгар Главная и Северная) и далее спуск с Главной вершины на лед.Горина.

Траверс пройден в линейном маршруте с полным весом, техническая часть заняла 2 дня. Пройденный нами траверс соответствует сильному ледовому препятствию 3А, или даже хорошему 3Б.

Перевал Тогузак (по классификатору 2А) – категория завышена. Сложность ему была повышена из-за разломов ледника Десница, однако сейчас это ледник представляет собой пологое ледовое плато. Никакой сложности при прохождении перевала нет. Его максимальная категория – простая 1Б, и то только из-за наличия ледников.

Перевал Молодая Гвардия – соответствует хорошей 1Б. Для групп походов 2-3 к.с. возможно даже потребуется необходимость организации страховочных перил.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Справка похода.

- ПРОФИЛЬ МАРШРУТА.

- КАРТА-СХЕМА МАРШРУТА.

- ФОТОМАТЕРИАЛЫ.

- КОПИИ ЗАПИСОК, СНЯТЫХ С ПЕРЕВАЛОВ И ВЕРШИН.