Автор: Евгений Долгов, Невинномысск - Ставрополь

Попытка восхождения на Эльбрус в начале июня

Читайте также на Mountain.RU

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! Я попала в горы.
Зимний Эльбрус,. Ольга Румянцева, Москва
Один на Эльбрусе. Михаил Будянский, Москва
Эльбрус-2001. Взгляд чайника. Игорь Канель, Москва
Два восхождения на Эльбрус. Ильдар Марданов, Керчь, Крым
Эльбрус. Расписание полетов., Валерий Шамало, Санкт-Петербург

Помню, было мне лет пять и ехали мы с
отцом к дедушке в деревню. Отец
показал на большую белую гору – это Эльбрус.
Я сказал, что как выросту залезу
на него, отец посмеялся.

В хорошую погоду восхождение на Эльбрус не составляет особых технических сложностей. При достаточной акклиматизации, хорошей погоде и должной организации мероприятия на него способен подняться практически любой здоровый человек. У нас же не было ни погоды, ни, собственно, какой-либо организации, да и шел на Гору я первый раз. Поэтому и хочу поделиться своими впечатлениями такого вроде бы и не ландуха, а вроде бы и…

К концу мая проблем накопилось немало, нужно было увольняться с одной работы, искать другую, на майские сборы поехать не получилось, а душа рвется в горы – померзнуть надо, понапрягаться. Разгреб проблемы, разрулил все с женой, даже уговорил ее теще ничего про горы не говорить – по понятным причинам, ну классическая тещенька у меня – «любит» меня сильно, и горы мои как кость в ее горлышке. Решил поехать в начале июня на какие-нибудь другие сборы – не обязательно ставропольские. Покопался в интернете – ничего не нашел. Начал подумывать попробовать на Эльбрус сходить, а одному не хочется – не мое это одному в горах шариться. В то же время, не очень то хотелось ехать большой кампанией - горы для меня это личное, тем более Эльбрус – мечта. Тут попадается мне Роман, и быстренько так соглашается. Я обрадовался, ведь Ромчик то у нас второразрядник, не то, что я – заслуженный третьеразрядник, ну да черт с ними с альпинистскими книжками, говорю же – в горы для души хожу, а не ля клеточек, не хочет мне Ильич мои тройки писать, которые я с Питерцами сходил – пусть не пишет. А Ромчик то конем должен быть – был то уже на Эльбрусе, правда, с запада, но там вообще мега-страшный маршрут по его рассказам, одни перила. Решили – через неделю едем. Подходим к Ильичу (тренеру нашему) по поводу снаряги – пинок под зад, друзья, а не кошки с горелкой вам. Ну, ладно - поищем по друзьям. Нашли. Закупили продукты и в 2 часа ночи 8 июня выехали из Ставрополя.

8.08.09

Эльбрус во всем своем утреннем великолепии открылся перед нами около Пятигорска. Пофоткали и поехали дальше – через границу КБР и Ставропольского края. О «заграничных» гаишниках нам рассказали много историй, суть которых заключается в том, что если тебе говорят «плати» - плати, споришь – плати в два раза больше, еще споришь – еще в два и т.д. Границу проехали нормально, хотя поволновались – номера то Ставропольские, т.е. мы не местные. После въезда в Баксанское ущелье дождались – тормознули, у вас, говорит, фары не включены.

- Как не включены, – а это что?

- Не знаю, давай документы и пойдем.

- Пойдем.

- Вы от куда едете?

- Из Ставрополя.

- Зачем?

- На Эльбрус лезть.

- Красоту значит любите?

- Ну в общем то любим.

- Красивый у нас край, но ведь он то наш. Так что хочешь на горы лезть либо смотреть – плати таксу.

Спорить не стали – и поехали дальше.

Приехали в Терскол, любуемся. Красиво, тем более что в первый раз здесь. Бросили машину на платной автостоянке и пошли на Азау.

Смотрю, а Ромчик ведь хлюповатым кажется, сдает потихоньку, то жарко ему, то еще что-нибудь. Ну, да ладно. На Азау канатка не работала – оно и к лучшему. Естественная активная акклиматизация. Пошли наверх. Мне идется нормально, а Ромчик отстает. Я еще переживал, что у него акклимуха лучше после майских сборов. Пришел, значит, на Кругозор (3000 метров) сижу, жду, не горы окружающие смотрю – красота!!! Вспоминаю видео про забег на Эльбрус, когда Денис Урубко за пять или шесть часов дошел от Азау до вершины. Монстр. Ничего не могу понять, в голове не укладывается.

Через час приходит Рома и начинает рассказывать, как он не выспался и как ему тяжело, и вообще жесть какая-то… Мне аж страшно за него стало. Что ж творится то со второразрядником, бедный парень, елки-палки. Дальше говорит не пойду давай ночевать здесь, поуговаривал меня и я согласился. Поставили палатку. Эльбруса не видно. К вечеру нашел туман и пошел дождь. Горы. Хорошо.

9.06.09

Утром проснулись и увидели Гору. Кажется не такая крутая, как пишут про нее. Погода хорошая. Тут Ромчик начинает выкладывать шмотки из рюкзака и пытается оставить их сторожу на Кругозоре. Делает он это просто стоя на месте. А время то идет. Ну, я не выдержал – взял пакет и пошел спокойно отдал, на обратном пути заберем. Собрались. Здесь надо сказать, что мы еще в Ставрополе договорились канатками не пользоваться. Заныл Ромчик, типа не пойду, горняшка, сука, рюкзак тяжелый, спал не на своем месте, рано я его разбудил и т.д. Ну, ладно, поехали на Мир (3500 м). Зашли в кабинку, ждем. Начал подтягиваться народ, появился запах перегара – отдыхающие. Немного пообщался с англичанином. Прикольно.

Приехали на Мир, Ромчику понравилось – говорит, типа, на Бочки (3800 м) тоже поедем. Я говорю, что в любом случае иду пешком. И… О слава богам – не работает канатка на Бочки. Идем!!! А то альпинизм – канатки, ратраки… Пообнаглели. Бери «ветролет» и лети хоть на Западную, хоть на Восточную. Дошли за час, снег раскисший, еще и ратраки месят его. Мы сначала сами шли, потом запарились, подождали коммерческую группу из Магнитогорска и пошли по их следам. Их вели два гида.

На бочках чайка попили, сухофрукты покушали и двинули вверх на Приют (4100 м). Сверху попадается много народу – все с акклиматизационного выхода до скал Пастухова (4700 - 4900 м). Эльбрус затянуло часа в три. Пообщались с людьми – говорят, типа погода сегодня почти идеальная.

Дошли нормально, правда опять Рома отставал, типа темп у меня не правильный или просто не его темп, короче, по моим меркам хлюповатым Ромчик оказался. Начали искать площадку под палатку. Решили останавливаться в фундаменте для нового строящегося Приюта. Защита от ветра не особо, но все-таки не на снегу, бетон, ровненько все.

К вечеру позалезали в палатку и спать. Я читал, что сон на таких высотах не особо. Это - правда, спать блин, хочется, но не можется, а если и спишь – то не крепко, часто просыпаешься, отдохнуть толком не получается. Ночевка на такой высоте, да в принципе и пребывание – в первый раз.

Здесь, на Приюте 11 приятно удивило присутствие сотовой связи – мегафон, билайн, МТС и штуки четыре каких-то зарубежных. Периодически звоню в Ставрополь, Невинномысск. Еще понравился туалет, дверь которого кто-то не прикрыл на зиму:

10.06.09

Встали, снежку натопили, поели, попили и двинули на скалы. Ночью пока спали мимо нас проезжали ратраки - 3 или 4 штуки. Думаем, нафига они шарятся тут по ночам… Потом поняли. Но это потом. Дошли до нижней части скал Пастухова – меня не колбасит, хотя я жду - не дождусь. Ромчик говорит, ботинки мокрые – я дальше не пойду. Бедный мальчик. Ну и пошел я один. Иду, иду. Скалы как таковые пытаюсь найти, ищу, ищу. Короче, как выяснилось скалы Пастухова – это россыпь камней, моренка какая-то. Ну, иду я вверх, кошки в рюкзаке.
Пока иду – нормально не холодно. В верхней части скал начал лед попадаться, я его, значит, по скалкам облезаю, но запыхиваюсь слишком быстро – высота, не хватает кислорода, хорошо. Ладно, кошки одену и пойду еще метров на 200 по вертикали вверх.

Снял, значит, рюкзак и рукавицы, кошки достал и… передумал. Пальцы, закочанели, не чувствую их уашпе, как говорил Равшан. Блин, надел рукавицы, согрел пальцы, положил кошки в рюкзак и пошел вниз. Растыка, ведь читал, что в холод одеть кошки тяжело, заметка на будущее.

Внизу совещаемся - Ромчик готов крест идти, мне чего-то это кажется тяжким делом и я говорю, что там посмотрим. Самочувствие у всех бодрое и решаем завтра выходить в час ночи. Легли спать. Часов в 11 просыпаюсь от того, что в спальнике дует. Проснулся, начал дивиться тому, что моя палатка Nordway еще целая. На улице ветер, аж бетон под нами дрожит. О выходе не может быть и речи. Ветер закончился часов в шесть утром.

11.06.09

Проснулись, на улицу высунулись - красота, растяжки на палатке порваны, дуги немного погнуты, под нами ковер из облаков, Горы тоже не видно. Устраиваем дневку. Я в обед сходил к сторожу старого приюта, точнее котельной старого приюта, так он говорит, типа англичанин (тот, с которым я общался во время подъема на канатке) сегодня в 2 выдвигался на Гору, потом пришел – ветер сильный, потом в 6.30 вышел и ушел наверх. Дятел. Короче не пришел англичанин с Горы.

12.06.09

Погода опять хлам. Опять дневка. Опять отдых. В четырех квадратных метрах. Вдвоем. Нашел себе очень интересное занятие – полирую лезвием ножа горелку, а что делать то еще. Жалею, что не взял Кинга, хорошие вещи пишет, между прочим.

13.06.09

Всю ночь не мог заснуть, блин, лезут всякие мысли – разнообразная тематика, различные направления. Так часто бывает, когда надо выспаться – всякая чушь в голову лезет, как перед экзаменом. До 12 ночи так и не заснул. Слушал тихонько транс в плеере. Погода – полная противоположность той, что была сутки назад. Слабенький ветерок, чуть колышущий тент палатки и чистое небо, усеянное миллионами звезд. В горах всегда на небе звезд много, но столько звезд, как на Эльбрусе я никогда не видел.

В 12 разбудил Ромчика и начали собираться, спокойно оделись, достали перекус, поставили горелку. Рыбные консервы, сука, оказались полным отстоем, но я съел, о чем потом неоднократно жалел. Одели кошки, высунулись из палатки. Наши соседи – парни из Москвы тоже выходят в час ночи. Их четверо и двоим нужно акклиматизация перед июльской пятеркой туристической на Памире с заходом на Коммунизма и Корженевской. Быки – Эльбрус в качестве акклиматизации, сильно, и для меня пока рано. Тут перед Эльбрусом четыре дня акклиматизируешься и переживаешь – достаточно или нет. Хотя, конечно, достаточно, наоборот, я считаю, что последняя ночевка здесь на Приюте на 4200 сил особо нам не прибавила.

Роман взял веревку – 60 метров, многовато, конечно, на двоих, но жало резать – новая хорошая веревка. Я взял перекус, термос с осточертевшим каркаде и 3 ледобура, ну, понятно, что у каждого по системе и по ледорубу. Вышли, идется хорошо, я бы сказал даже отлично, двое москвичей, по-видимому, те, кто туристы, убежали вперед, другие два идут сзади нас. Начинает опять Рома отставать, говорит, что сердце колотится. На такой высоте. Советую ему идти в палатку. Темп упал, и москвичи нас обошли. Медленно идет Рома, начинаю ругаться – не за тем я сюда ехал, чтобы темпами недомогающих на Эльбрусе ходить. Плохо – иди в палатку, пей чай, кушай витамины. Ладно, идем вместе.

Когда Ромчик начал останавливаться через каждые 5 шагов стало понятно, что горы ему не видать. Такой расколбас на 4300… Говорю ему в десятый раз чтобы шел в палатку, а сам, пока силы есть и не слишком высоко – бегом догонять москвичей. Догнал их на верху скал Пастухова. Угостили меня чаем. Первых двух уже не видно – ни их, ни света от фонариков. При подъеме, уже когда крутизна склона увеличилась хорошо помогали вешки, оставшиеся от Elbrus Race: от вешки до вешки, потом 30 вдохов-выдохов и нормально. Вообще вешки это тема, даже в тумане заблудиться ну очень тяжело. По крайней мере, при той частоте, с которой они там сейчас стоят – метров 20 от одной до одной. Такая картина начинается еще с Бочек.

Когда смотришь с Приюта или с Бочек на гору, то особенной крутизны не замечаешь, на самом деле с верха Пастухова начинается ровный склон крутизной градусов 35-40. Я, если честно, такого не ожидал. Думал 20-25, но не больше. Ну, ничего страшного, просто неожиданность. Ледовые занятия на сборах в Узунколе и инструктор Кот (Костя Новиков) сделали свое дело, и я иду вполне уверенно.

Начинает светать. Достаю фотик, а он не включается, сука, - замерз!!! Такие виды… Ушба, Донгуз-Орун, видна даже Безенгийская стена, чуть левее еще одна громада – наверное, Дыхтау. И все это в красках рассвета. Слева внизу на пол Сванетии раскинулась остроконечная тень великана Эльбруса. Ветер гонит по склону снизу вверх поземку, ну как поземку, метра полтора, наверное, высотой такая поземочка. Такого я не видел за 23 года ни разу… Хотя бы ради этого стоит здесь быть сейчас.

Начинается косой траверс (косая пока). Внизу еще от Бочек наблюдал движущийся довольно мощный фонарь. Ратрак. И вправду, подъезжает, гад под скалы Пастухова, где-то до середины их, высаживает буржуев и – вниз. Вот это альпинизм в чистейшем проявлении. Позже на спуске я общался с алпинюгами этими (на английском). Говорят, мы тут позавчера были, пешком приходили, чего по два раза одно и то же ходить – глупо. Такие дела. Интересно посмотреть на что идет коммерческие гиды в Альпах.

Тропа уходит чуть влево. Читал, что длинный сильно он, траверс этот. Не верьте – он нереально длинный, просто нереальнее нереального. Выматывает именно он. Где-то на 5200 меня наконец-таки накрыло. А-а-а, сразу вспоминаются и проводы Санька Свистухина в армию 7-го числа, за 8 часов до отъезда, и то, что побегать бы не мешало перед Эльбрусом. Ну я то «здоровый конь», да… Ну так вот, накрыло, все-таки, сука, меня, накрыло!!! Читал, пишут «тут меня накрыло» и дальше. А как накрыло - никто не пишет. Попытаюсь передать свои ощущения. В общем, они складываются из двух составляющих: 1) Состояние убийственного похмелья, когда не просто болит голова, а имеет место конкретная интоксикация организма – ломит все кости, нет сил, мутит по страшному, лень что-то делать 2) Когда пробегаешь кросс километров в 5 или минимум в 3 и выкладываешься по полной, то после финиша дышишь всей грудью и первые секунд десять не можешь надышаться, а в голову бьет пульс, и кажется, что она сейчас лопнет, и голова и грудь. Сложите это воедино и примерно получите ощущения, когда именно «накрывает», только при этом нужно еще и вверх идти, и холодно очень.

Глупый этот косой траверс, сначала, сволочь вверх прет, а потом на седловину спускается, где логика. Хотя, конечно, логика есть – тропа идет в обход трещин и по наиболее безопасному маршруту с точки зрения возможного падения камней со склонов Восточной вершины. Вот и седловина, каркас старого приюта. Посмотрел в сторону Карачаево-Черкесии, а там тучка, такая, гадина, черная и быстро двигающаяся, большая к нам несется.

Ну, попил чайка, вроде бы полегчало, радует хоть одно – до вершины час ходьбы. Минут пять, думаю, посижу и пойду. А тучка то уже и не тучка, а тучище. Москвичи ломанулись наверх. Я думаю – идти – не идти. Пальцы то на ногах и так не особо комфортно себя чувствуют, а если похолодает… Вспомнил фотку из «Риска», где мужик улыбается с отрезанными пальцами. Еще вспомнил монстра Дениса Урубко. Как он так за пять часов с Азау, не пойму. Тут с Приюта - да не особо чувствуешь себя, ну, да ладно. Что делать, идти или не идти. Эльбрус – мечта. И попустило уже, самочувствие нормальное. Час и я на самой высокой горе Европы. Погода портится. Сильно похолодало, ветер усилился порядочно так. Видимость метров 40-50, как мне показалось. Решаю идти вниз. Еще Месснер говорил «Лучше семь раз вернуться, чем один раз остаться». Ну, может, не останусь я там, но пальцы на ногах по такой холодине точно оставлю. Пацанам-москвичам кричу «пойдем вниз», они отвечают, что попробуют. Ну… пробуйте. Конечно, спускаться одному это не хорошо с точки зрения безопасности, но не ждать же мне их на седловине, тогда точно замерзну, лучше тогда уже вверх идти. В общем, решил я спускаться. Нелегко далось мне это решение, не очень то я привык отступать, тем более, при достижении таких целей, но в горах не может быть ни принципов, ни тупого «надо вверх, и все». Блин, ну, специально вышел же не в 2 или 3, а в час ночи, все равно не успел. В 6 утра такая непогода. Ничего не поделаешь – горы. Немного расстроенный иду обратно. Поначалу опять немного вставило, но потом по мере сброса высоты потихоничку отпускать начало. Да, погода испортилась не по детски, блин, аж чуть страшновато стало, один все-таки. Иду в тумане снегом облепленный. Понимаю, почему люди гибнут на Эльбрусе в непогоду. Меня спасают только частые вешки – молодцы организаторы гонки Elbrus Race, красавчики, надеюсь, не одну жизнь спасли и спасут ваши вешки. Так, потихоньку, спускаюсь до Пастухова, видимость улучшилась.

Здесь встречаю итальянских альпинистов – о разговоре уже говорил. Ждут ратрак. По такой погоде не пойдут на гору. Приедет ратрак и их заберет. Нормальный вариант. Деньги. Да что деньги, это просто люди… До палатки еле дошел, спуск выматывает почти также как и подъем. Залез в палатку, Ромчик проснулся, я ботинки снял, а пальчики то на ногах синие. Укутали, отогрели. Только какие-то они и до сих пор полунемые. Ладно, отойдут. Лег спать. Проснулся через 40 минут – москвичи шумят. Спрашиваю «можно их поздравить»?, - «нет», говорят, порубились еще минут 15 как я ушел и вниз ушли, нереально холодно и ветер сильный. Ну, немного полегчало, хоть не зря уходил. Вообще, в тот день на Гору шли только мы, и на спуске я встретил мужичка какого-то, подымался он, медленно так.

Подумали мы и решили сегодня вниз валить. А погода то плохая, здесь, на Приюте, хоть и не так холодно, как на верху, но зато снег идет хороший. Собрались, все мокрое. Ну, побежали вниз – до Бочек за 20 минут, до Мира еще за 25, до Кругозора – за час. Идем и удивляемся – на станциях (канатки) людей вообще нет, ни сторожей, ни туристов – хрень какая-то. По пути на Кругозор увидели ручеек, о Счастье, можно пить и не топить снег!!! Набулькались не кисло так мы на этом ручейке. На Кругозоре встречаю англичанина – подымается пешком, говорю ему:

- Ты че, с дуба рухнул, чего пешком идешь? Ты же англичанин. Много мани.

- Забастовка внизу. – Говорит.

Во, блин, дорогу перекрыли, за поселок Эльбрус не выехать. А мы спешили. Ну, ничего, что ж теперь здесь оставаться, что ли. Спустились в Терскол – работает только один продуктовый магазин, все закрыто. Вот и купили сувенирчиков. Снялись с учета у спасателей, поехали на Чегет – тоже все закрыто. Короче часов до 8 вечера просидели в машине на митинге, потом приехал полномочный представитель президента в ЮФО и все разрулил. Открыли дорогу, мы пристроились за автобусами с ОМОНом и нас никто не трогал, даже те гаишники, которые таксу брали. Проехали – чуть ли не рукой им помахали.

Ну, что ж, получается в июне на Эльбрусе погода не очень, и ладно, не одолели мы Эльбрус в этот раз – надо еще ехать. Вот и есть уже повод вернуться.

За помощь в организации мероприятия благодарность: Антону Хашабаеву, Косте Новикову, Саньку Торикову, жене, сестре, родителям и всем, кто переживал.

Спасибо за содержательный рассказ!

Поучительно и интересно. Для тех, кто теплит в себе мечты на будущее, - в самый раз. Молодцы, что благополучно вернулись...

Спасибо за искренний монолог!

"...Короче, как выяснилось скалы Пастухова – это россыпь камней, моренка какая-то..." - ошибочка. Морена на такой высоте Эльбруса в принципе невозможна, а скалы эти сложены из вулканитов (андезиты, дациты, туфы) - результат извержений посткальдерного этапа развития Эльбруса. В целом, интересно, но... как-то порой непочтительно по отношению к горам и людям, в них обитающим.