Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Павел Исаев, Москва

Рачейские Альпы

(Прим. ред - в инете несложно найти более точное описание расположения этого болдерингового района. Рачейские Скалы, являющиеся геологическим продолжением Жигулевских гор, находится примерно в 12 км к северо-востоку от села Старая Рачейка, что, в свою очередь, расположено в 20-30 км на северо-запад от Сызрани. От Самары или Тольятти - около 100 км на запад за Волгу. Место это также известно у саратовских скалолазов, которым до него 300-400 км на северо-восток.)

В июне 2009 немногочисленная группа постоянных посетителей скалодрома МАИ почувствовала себя в шкуре путешественников из эпохи великих географических открытий. Мы поехали лазать на скалы, по которым до нас никто не лазил). Зачинщиком и организатором выступил Андрей Каракулев, который зимой нашел в интернете статьи с фотографиями о памятнике природы "Рачейские Скалы", что недалеко от города Сызрань (Самарская область), на территории которого много валунов из песчаника. Тогда же мы с Ильёй Казённовым решили непременно побывать в этом месте, как только там растает снег - полазить на песчанике в России представлялось чем-то невероятным, захватывающим и очень заманчивым.
Когда снег растаял мы вернулись к этой теме. В итоге вечером 10 июня 2009 семь человек на двух автомобилях выехали из Москвы по трассе М5 и утром следующего дня, благодаря самоотверженности водителей: Андрея, Ильи и Володи Березовского, были на месте: около 900 км от столицы рядом с деревней Смолькино .

У Андрея была карта с тремя отметками предполагаемых мест скопления камней и мы в течение дня исследовали все, куда добрались, намотав километров 10 пешком и около 70 км на автомобилях!

В первом же секторе мелькнула мысль о стране Эльдорадо: склон холма покрытый потрясающим сосновым бором, засыпаный потрясающим количеством камней...

Однако подходящих для лазания оказалось всего три камня, зато очень красивых.

Во втором секторе мы бродили по каменным лабиринтам стен с безумным рельефом, на большинство из которых можно без особых усилий залезть в кроссовках... Третий так и не нашли, хотя были настойчивы в попытках).

Вечером разбили лагерь в первом секторе, отдохнули от дороги на свежем воздухе (благо тёплая погода позволяла), размялись на ночь, отгоняя комаров и ещё кого-то и на следующий день после обеда пошли лазить по тем трём камням, что присмотрели накануне.

Первые два совсем недалеко от стоянки и друг от друга. Начали с того, что попроще, аккуратно почистили основные зацепки и Андрей Горбунов первым пролез ход, который позже назвали "Барабаш" (примерно 6A), техничный выход на покатый лоб очень красивого камня, классика лазания на песчанике!

Назвали трассу в честь одного из покорившех её скалолазов, Юры Барабаша - ему 72 года и за месяц до этого он вылез 7b с нижней страховкой в Турции!!!

После облазали отличный соседний камень очень странной футуристической формы.

Как видно на фото, камень состоит из двух частей - по ним и идут ходы. Начали с левой половины: тяжелый старт в обнимку камня, динамичное движение на пассивный горизонтальный щипок и несложный, но скользкий выход (ориентировочно 7A, название придумать забыли).
Дальше мы с Ильёй долго искали путь на макушку правой половины, в результате - первопроход Казённова "7 процентов" (7B). Я залез следом. Крутая линия: старт с двух пассивов и заклиненной пятки, маленькая активная вымоина под правую руку, левой рукой надо протиснуться в щель (!) между половинами камня и аккуратно выкатить наверх... Вечером, как и накануне, весело отгоняли комаров.

На следующий день встали на удивление рано и пошли на третий камень. Он находится на соседнем склоне того же холма, где и остальные два. Высокая, ровная и слегка нависающая плита монолитного песчаника, перечёркнутая трещиной!!! 5 stars по-буржуйски .

Сперва все лазили по правому краю: подхваты, откидки и выкат - отличная и опять безымянная 6А. Барабаш почти залез (еле убедили его лазать над матом).

После нашли логичную, естественную и очень красивую линию левее, вверх по трещине. На отработку последовательности движений ушло минут сорок и я залез первым "Marion Cobretti" (7В). Казённов - второе прохождение! Название по имени героя Сталлоне из фильма "Кобра".
Старт - сидя, с ручек, дальше с двух подхватов - длинное движение правой рукой на пассивную грань щели, силовой накат на правую ногу, левой рукой дальше по щели, аккуратная и точная работа ногами и простой, но интересный долаз.

Илюха пролез вариант с выходом правее, немного тяжелее и интересно, несмотря на ограничения, я повторил, решили что 7В+.
Потом лазали ход правее щели, пробовали дикие расклады, в итоге я придумал свой и залез, весёлая линия из одного дли-и-инного дохвата в самом начале с простым выходом наверх - "Вжик" (7В).

На этом закончилась скалолазная часть нашего путешествия, мы с трудом упаковали вещи, без труда собрали весь мусор со стоянки и двинули через Сызранскую пиццерию в Москву. Ехали весело, Володя Березовский открыл новые возможности своего, как оказалось, мощного авто- добрались быстро и непринуждённо, останавливаясь в живописных местах.

Лазить на таком качественном песчанике в России действительно оказалось интересно и захватывающе. Удивительной красоты природа и приветливое отношение местных жителей отлично способствуют тому странному, необычному и приятному умиротворённому состоянию, которое наступает на склоне холма с камнями среди высоких сосен.
Не стоит расчитывать на лазание в этом районе больше 4-5 дней, но эти дни с лихвой окупают 2000 км пути.

Маршруты рачейских скал

№1: 7А, старт сидя
№2: "7 процентов", 7В, старт сидя

№1: "Вжик" 7В, старт сидя (зацепки помечены крестиком)
№2: "Marion Cobretti" 7В, старт сидя
№3: "Marion Cobretti" 7В+ (вариант с финишем справа, зацепка выше трещины слева ограничена), старт тот же, что у "Marion Cobretti"
№4 6А

трасса "Барабаш", 6А. Старт стоя.