Автор: Ермилов А. М., Москва

- Часть 6.
- Часть 7.

4. Техническое описание маршрута

Пояснения к техническому описанию маршрута

1. Описание каждого дня похода начинается с таблицы “Технические характеристики ходового дня”. Таблица составлена следующим образом: ходовой день разбит на несколько логически оправданных участков маршрута, по каждому из этих участков указываются начальный и конечный пункты, километраж, краткая характеристика пути, направление движения, набор или сброс высоты на участке, ходовое время и погодные условия1.
По нашему мнению, такая таблица дает возможность представить себе пройденный день в целом, увидеть его главные параметры, которые часто приходится выискивать, а то и высчитывать в тексте технического описания.
Далее текстовое описание маршрута также разбито на участки, причем прослеживаются те же самые участки, что и в таблице технических характеристик. Это дает возможность быстро найти необходимую часть маршрута и получить о нем как краткую (из таблицы), так и полную (из текста) информацию. В тексте имеются ссылки на фотографии с указанием страниц фотоальбома (фото №, стр.).

2. Иллюстративные материалы (фотографии) помещены в отдельном альбоме. Это дает возможность одновременно видеть текстовое описание и фотографии, разложив их на столе.

3.Также обращаем внимание на следующее:
а) названия берегов рек и склонов долин в текстовом описании - орографические (если специально не указано иное)
б) описания мест ночлегов даются в конце каждого ходового дня
в) в тексте используется краткая форма обозначения основных технических характеристик движения группы по маршруту в текстовом описании в скобках может быть указано
— направления движения — Ю, С, В, З и т.д.
— крутизна склонов — 300, до 450 и др.
— время движения группы — напр., 1 час. 30 мин.
— пройденное расстояние — напр., 1, 5 км
— набор (сброс) высоты — напр., +100 м, - 50 м и пр.
Таким образом, помещенное в тексте краткое обозначение (Ю, до 200, 45 мин., 0,7 км, + 50 м) означает, что группа в течение 45 минут двигалась на юг по склону крутизной до 200, пройдено 0,7 км с набором высоты 50 метров.

Маршрут

День похода

ФГС – слияние р. Ашутор и Кельдыке (организация заброски)

Технические характеристики ходового дня

борту долины

Общая протяженность пути: 8,5 км
Ходовое время: 1 час 50 минут
Перепад высот: 240 м (+240)

Техническое описание маршрута

Описание маршрута

Вверх по долине р. Чонг-Кызылсу

Накануне вечером (15.08.07) машина доставила нас в долину р. Чонг-Кызылсу до
места, где заканчивается хорошая автомобильная дорога, идущая по правому берегу реки,  немного  не  доезжая  до  ФГС  (высота  2570  м).  Здесь,  на  правом  берегу,  на площадках на опушке ельника, прямо перед полуразрушенным деревянным мостом через реку – место нашей первой ночевки.
Наша задача на сегодня – организовать заброску на второе кольцо маршрута и дойти до слияния рек Ашутор, Кашкатор (Котор-тор) и Кельдыке. Оставив на месте ночевки  часть  снаряжения  и  продуктов  под  присмотром  одного  из  участников, выходим на маршрут.
Грунтовая дорога по правому берегу реки идет и дальше. А мы переходим реку по полуразрушенному бревенчатому мосту (Фото 1) на левый берег р. Чонг-Кызылсу и движемся вверх по долине в Ю направлении (на всем ее протяжении) по широкой
тропе, примерно в 10-15 м от русла реки. Очевидно, что подъезд на автотранспорте
возможен даже немного выше ФГС, однако по бревнам переезд на левый берег, где расположена станция, невозможен. По всей видимости, реку можно переехать вброд на внедорожном автомобиле чуть выше по течению.
Через 8 мин от начала движения доходим до ФГС. Спустя 3 мин проходим некую конструкцию, отдаленно напоминающую навесную переправу,  и мост через реку, а на правом берегу начало  ущелья Кашкатор.
Периодически без труда перешагиваем небольшие ручьи, в том числе втекающую в Чонг-Кызылсу р. Каратакия. Через 40 мин движения от ФГС на правом берегу виден летник.  Еще  через  10  мин  тропа  уходит  круто  вверх  на  склон  в  обход  скального прижима (крутизна до 25-30˚), но уже через 4 мин вновь спускается к реке. Мы идем еще 10 мин до скального прижима, который легко обходим по камням по руслу реки, после чего продолжаем движение по тому же левому берегу р. Чонг-Кызылсу по тропе. Через 27 мин видим красиво падающий с правого борта долины водопад. Это   река Шаркратма. Спустя 8 мин доходим до впадения в р. Чонг-Кызылсу правого притока – р. Кельдыке, вдоль которой нам еще придется подниматься через несколько ходовых дней. Здесь и  разбиваем лагерь, вода и дрова имеются, так как мы еще не вышли из зоны   леса   (высота   стоянки   –   2730 м).   Затем   оставляем   одного   участника   и отправляемся  обратно  к  исходной  точке  маршрута  за  оставленным  снаряжением, продуктами и участником.
Вернувшись, после небольшого отдыха идем закапывать заброску.

Организация заброски

Продуктовую  заброску  решаем  закопать  в  крупную  осыпь  на  правом  борту
долины. Чуть выше места нашей стояки р. Чон-Кызылсу сливается из р. Ашутор и Кашкатор (Котор-тор). Мы проходим немного выше этого слияния и переходим обе реки по уже поваленным бревнам. В принципе, заброску можно оставлять на ФГС, но нам такой вариант не подходит, так как в этом случае потребуется потратить лишнее время и силы на забег за заброской после акклиматизационного кольца, а это в свою очередь  лишит нас заслуженной дневки.

Впечатления. Рекомендации
Получился неплохой акклиматизационный денек.

Маршрут

День похода

Слияние р. Ашутор и Кельдыке – р. Котор – под пер. Котор (1Б, 4100)

Технические характеристики ходового дня

Ходовое
время

Погода

Подъем по долине р. Кашкатор до
лед. Котор С.

тропа, старые морены

+720

2-50

Перем. обл.

Подъем по моренам лед. Котор С.

морены

1,5

+320

1-55

Перем. обл.,
снег

Общая протяженность пути: 7,5 км
Ходовое время: 4 часа 45 минут
Перепад высот: 1040 м (+1040)

Участок

Описание

Подъем по долине
р. Кашкатор (р.Котор-
тор) до лед. Котор С.

Сегодня  мы  собираемся  подойти  под  пер.  Котор  (1Б),  к  которому  ведет
ледник Котор С., расположенный в верховьях р. Кашкатор.
Со стоянки чуть ниже места слияния р. Ашутор, Кашкатор (Котор-тор) и Кельдыке выходим вверх по долине р. Ашутор (Фото 2) по левому берегу по уже знакомой нам тропе (Ю) и через 10 мин подходим к переправе через р. Ашутор.
Здесь  лежит  два  тонких  бревна,  они  захлестываются  водой,  поэтому  очень
скользкие (Фото 3). Надо отметить, что мостов через реки Ашутор и Кашкатор (Котор-тор) нет, если повезет, можно найти бревна, в противном случае придется бродить.
Аккуратно   переправляемся   по   бревнам   по   одному.   Нам   нужно   еще переправиться  через  р.  Кашкатор  (Котор-тор),  она  здесь  течет  практически параллельно р. Ашутор в 100 м к востоку. Через нее тоже лежат два больших сучковатых  бревна  высоко  над  водой  (чуть  ниже  по  течению  относительно местоположения  предыдущей  переправы),  по  которым  мы  переправляемся  на правый берег р. Кашкатор (Котор-тор) (Фото 4). Обе переправы заняли в сумме 15 мин.
Дальнейший путь подъема идет по правому берегу р. Кашкатор (Котор-тор) по тропе. Тропа практически сразу уходит от воды, обходя небольшой прижим. Идем  по  лесу,  периодически  пересекая  осыпные  участки.  Постепенно  долина поворачивает влево по ходу, тропа теряется (мы упустили ее в камнях, она идет выше траверсом левого (по ходу) борта, позже мы на нее снова вышли) и через 40 мин упираемся в довольно крутой подъем по узкому ущелью. Долина р. Кашкатор (Котор-тор) здесь делает изгиб и образует довольно крутую и высокую ступень, с которой река падает красивым мощным водопадом (сам водопад пока не видно за поворотом).
Начинаем  подъем  и  снова  выходим  на  тропу.  Крутизна  до  250.  Местами приходится  пробираться  сквозь  колючий  кустарник.  Через  15  мин  подъема выходим на отличную обзорную площадку, с которой открывается вид на мощный
водопад р. Кашкатор (Котор-тор).
Постепенно тропа выходит из каньона на травянистый склон. Продолжаем серпантином набирать высоту (общее направление В) и через 30 мин траверсом травянистого склона, местами подрезанного осыпями,  выходим в висячую долину р. Кашкатор (Котор-тор) (Фото 5). Впереди уже видны снежные вершины. Река здесь образует широкий галечный разлив, на котором можно встать на стоянку. Берега местами заболочены. Переходим реку на разливе по камням и продолжаем движение вверх по долине по левому берегу. Тропы нет, она идет по правому берегу. Можно было идти там, но выше возможно придется бродить р. Кашкатор (Котор-тор) (чего очень не хочется!). В течение следующего часа идем по левому берегу (Фото 6). Подъем очень пологий, набор высоты практически не ощущается. Галечные разливы постепенно сменяются старыми моренами. Здесь раньше был язык ледника (отмечен на карте), но он, по-видимому, отступает. Впереди видны

Техническое описание маршрута

конечные морены лед. Котор С. и бараньи лбы, с которых стекает крутой язык его
западной ветви.

Подъем по моренам лед. Котор С.

Лед. Котор С. Состоит из двух ветвей: западная ведет на пер. Котор С. (1Б),
восточная  – на пер. Колпаковского  (2А). Они разделены небольшим скальным гребнем, разрушенным в нижней части. Подъем на западную ветвь лед. Котор С. возможен  только  в  обход  его  крутого  языка.  Оптимальный  путь  –  подъем  по
морене (нижняя разрушенная часть разделяющего скального гребня) (Фото 7).
Переходим  один  из  многочисленных  истоков  р. Кашкатор  (Котор-тор)  по камням  и  начинаем  подниматься  на  морену  по  ее  гребню,  оставляя  язык  лед. Котор С.  справа  по  ходу.  Здесь  идет  тропа.  Через  30  мин  подъема  проходим небольшой  водопад  (справа  по  ходу  на  бараньих  лбах).  Далее  продолжаем поднимаься по тропе, постепенно забирая правее по ходу. Здесь тропа местами маркирована  турами,  часто  теряется.  Через  55  мин  поднимаемся  на  гребень правобережной морены лед. Котор С. Слева по ходу (ЮВ) открывается отличный вид  на  пер.  Колпаковского  (2А)  (Фото  8),  который  мы  собираемся  пройти послезавтра.  Отсюда  также  хорошо  просматривается  нижняя  открытая  часть западной  ветви  ледника  Котор  С.,  напротив  через  ледник  (З)  виден  перевал, ведущий с ледника Котор С. в долину р. Ашутор (1А по карте-хребтовке, без названия) (Фото 9).  Наш пер. Котор С. еще скрыт за поворотом. Решаем пока не спускаться на ледник, а пройти еще по гребню морены (Ю). К тому же здесь снова появляется маркированная турами тропа. Проходим по гребню 30 мин и подходим непосредственно под скальную вершинку: морены переходят в скальный гребень.
Погода резко портится, начинается снег, поднимается ветер. Решаем ставить лагерь. Здесь уже есть что-то похожее на площадки под палатки. Расчищаем их еще немного и встаем на ночевку. До ледника 50 м, вдоль его края есть небольшая промоина, из которой мы берем воду.

Впечатления. Рекомендации

Нам  повезло  –  через  реки  Ашутор  и  Кашкатор  (Котор-тор)  лежали  бревна.  При  их отсутствии брод может оказаться серьезным препятствием, особенно во второй половине дня. Это обстоятельство стоит учитывать при планировании графика маршрута.