Автор: Ермилов А. М., Москва

- Часть 6.
- Часть 7.

пер. Котор (1Б, 4100) – лед. Котор Зап. – пер. Дополнительный (1А,
4200) – пер. Боковой (1Б, 4300) – лед. Колпаковского Зап.

Характеристика пути

2-40

Общая протяженность пути: 9,2 км
Ходовое время: 6 часов 15 минут
Перепад высот: 1480 м (+1000 -480)

Пер. Котор (1Б, 4100)

С места ночевки спускаемся на ледник. Ледник открытый, двигаемся в ЮЮЗ
направлении вдоль срединной морены, слева от нее. Через 30 мин переходим ее и выходим на центр ледника (Фото 10). Спустя 50 мин ледник становится закрытым, связываемся и продолжаем движение с одновременной страховкой (Фото 11). Еще
через 1 час   справа обходим зону разломов, после чего забираем влево по ходу
движения, идем в ЮЮВ направлении. Через 20 мин мы на перевале.
Перевал  находится  в  центральной  части  хребта  Терскей-Алатау  (основной хребет).   Соединяет   западную   ветвь   ледника   Котор   Ю.   и   западную   ветвь лед. Котор С.  Ориентация  склонов  север  –  юг.  Седловина  представляет  собой
большое снежно-ледовое плато. Тура нет.

Перевал
Дополнительный
(1А, 4200)

С пер. Котор начинаем движение в В направлении к пер. Дополнительный (1А,
4200) (Фото 12). Через 30 мин подходим под бергшрунд, который преодолеваем по снежному  мосту  с  попеременной  страховкой  за  10  мин.  Далее  поднимаемся  на перевальный взлет по снежному склону, крутизна до 30˚, а выход на седловину
проходит  через  короткий  скальный  кулуар,  крутизна  30-35˚.  Кулуар  –  простые
скалы, преодолеваем с элементами лазания (Фото 13). Подъем на седловину от бергшрунда занял 15 минут.
Перевал  находится  в  южном  отроге  хребта  Терскей-Алатау.  Ведет  через гребень   с западной ветви лед. Котор Ю на восточную ветвь ледника Котор Ю.
Седловина широкая, скально-снежная (Фото 14). Тур на скалах в северной части
седловины. С перевала на восток открывается вид на наш следующий перевал – пер. Боковой (1Б) (Фото 15). Спуск с перевала на восточную ветвь лед. Котор Ю. по снежному склону крутизной до 20˚ в связках с одновременной страховкой занял
10 мин.

Перевал          Боковой
(1Б, 4300)

Продолжаем движение в сторону пер. Боковой в В направлении по пологой
части ледника (25 мин) (Фото 16). Составляя  маршрут, мы  ориентировались на отчет г-на Винокурова (см. раздел «Литература»), который на фотографии неверно указывает перевальную седловину (Фото 15).   Ледник пересекаем за 25 мин. И начинаем подъем на перевал в связках по снежному склону крутизной около 30˚ (самостраховка ледорубом), а  выше по  участкам открытого льда (с одновременной страховкой на скользящих ледобурах), обходя в нижней части бергшрунд, забитый снегом. Подъем занял 1 ч 20 мин, поднявшись,   понимаем, что попали не туда. С этого  «перевала»  имеется      несколько  скальных  путей  спуска  предполагаемой категории сложности 2А. Мы даже нашли несколько  спусковых петель. Однако решаем не использовать эти варианты, а спуститься обратно в поисках истинного перевала Боковой. Для ускорения спуска, провешиваем  80 м перильной страховки, (крепление  на  станции  из  ледобурных  крючьев).  Спуск  занял  20  мин.  Спуск последнего участника с нижней страховкой.
Двигаемся в течение 30 мин в С направлении, к вершине Котор, южнее которой  (по  нашим  представлениям)  находится  истинный  пер.  Боковой.  Мы предполагаем, что   наш перевал находится  между вершиной Котор и скальным участком отрога. Подойдя под предполагаемый перевальный взлет, надеваем кошки и  начинаем подъем (Фото 17).  Проходим полузасыпанный неширокий (ширина до
1 м) бергшрунд   по снежному мосту с попеременной страховкой, поднимаемся на перевал,                    траверсируя  склон  в  С  направлении  в  течение  30  мин  и  выходим  на седловину. Крутизна снежно-ледового склона до 30˚.

Пер.  Боковой  находится  в  южном  отроге  хребта  Терскей-Алатау,  южнее
в. Котор.   Ведет   с   восточной   ветви   лед.   Котор   Ю.   на   западную   ветвь лед. Колпаковского.  Седловина перевала снежная, широкая (Фото 18). Ориентация склонов З-В. Тур не найден.
Спуск  с  перевала  на  лед.  Колпаковского  проходит  по  снежно-ледовому склону  крутизной  до  30˚  (Фото  19),  занял  38  мин.  Движение  в  связках  с одновременной   страховкой   в   обход   небольших   трещин   в   В   направлении. Спустившись,  встаем  на  ночевку  (Фото  20),  предварительно  прозондировав  (на всякий случай) место предполагаемой  стоянки на наличие трещин. С места нашей стоянки уже видны верховья ледопада на пер. Колпаковского (2А).

Впечатления. Рекомендации

Очень интересной и красивой получилась связка этих трех перевалов, а также   полезной в качестве акклиматизационного  и тренировочного кольца.

лед. Колпаковского Зап. – пер. Колпаковского (2А, 4250) –
р. Кашкатор (Котор-тор) – слияние р. Ашутор, Кашкатор (Котор-тор)
и Кельдыке (снятие заброски)

Спуск с пер.

С, СВ

1-30

дождь

Общая протяженность пути: 9,7 км (в зачёт - 5)
Ходовое время: 3 часа 55 минут
Перепад высот: 840 м (-840) (в зачёт - 480м)

Спуск с
пер. Колпаковского
(2А, 4250) –
лед. Котор С. –
р. Кашкатор (Котор-
тор)

Начинаем движение со стоянки, находящейся на лед. Колпаковского, южнее
седловины  перевала.  Идем  по  закрытому  леднику  в  связках  с  одновременной страховкой в СЗ направлении. Через 5 мин движения  подходим к седловине, к ее западной части.
Пер. Колпаковского находится в центральной части хребта Терскей-Алатау
(основной хребет). Ведет с западной ветви лед. Колпаковского на восточную ветвь лед. Котор С. Перевал представляет собой большое снежно-ледовое плато (Фото
21). Его ширина около километра. Тур находится восточнее ледопада на скалах.  Но мы туда не пошли.
Спуск  с  перевала  представляет  собой  ледопад,  сильно  изрезанный  в  его верхней части (первые 500м, крутизна склона в этой части 20-450), далее ледопад становится менее изрезанным и выполаживается до 200.
Начинаем спуск с перевала в СЗ направлении.  Заходим в ледопад с западного края (слева по ходу) (Фото 21),  лавируя по мостам через трещины в обход больших разломов. Движение осуществляем в связках. Далее выходим на центр ледопада (Фото 22-24). Путь проходит в основном в срединной части ледопада. Восточный край  ледопада   сильно   разорван.  На  2  участках  ледопада  пришлось  идти  с попеременной  страховкой  из-за  большой  крутизны  склона  (450).  Через  25  мин движения от начала спуска прошли половину ледопада. Еще через 25 мин спуска выходим  на  пологую  часть  ледника  (10-150)  (Фото  25,  26).  А  спустя  10  мин движения  по  пологой  части  выходим  на  срединную  морену  восточной  ветви ледника Котор С. Здесь есть места для стоянок.
Продолжаем спуск по морене к р. Кашкатор (Котор-тор). За 15 мин движения по морене в С направлении выходим к реке и переходим ее по камням. Продолжаем движение по тропе по правому берегу реки. А еще через 55 мин выходим к разливу р. Котор-Тор, прошли его за 10 мин и подошли к началу спуска с устьевой ступени.

Спуск в долину
р. Чон-Кызыл-Су –
р. Кельдыке

Начинаем  спуск  (10-150) по  тропе.  Сначала  тропа  идет  по  правому  борту
долины р. Кашкатор (Котор-тор), параллельно реке в С направлении. Пройдя около
300 м, тропа поворачивает в сторону каньона, который находится левее по ходу. Спуск становится круче (до 300). Тропа спускается серпантином вдоль водопада (Фото 27). Идем по ней, применяя самостраховку альпенштоком. За 15 мин от начала спуска прошли каньон и еще через 20 мин вышли к слиянию рек Кашкатор (р.  Котор-тор)  и  Ашутор  в  р.  Чон-Кызыл-Су.  Здесь  начинается  лесная  зона. Продолжаем спуск по тропе в С направлении. Рядом с тропой встречаются хорошие места для стоянок.
Через 55 мин движения по тропе выходим к месту впадения р. Кельдыке в р.Чон-Кызыл-Су. С трудом находим более-менее ровную стоянку выше слияния рек метрах  в  ста.  Стоянка  защищена  от  ветра,  дрова  есть  в  большом  количестве.

Откопали заброску.

Впечатления. Рекомендации

Ледопад пер. Колпаковского поразил нас своей красотой и простотой, т.е. ледопад – не очень сложный, средненький. Такое у нас осталось впечатление.

Верховья долины р. Чон-Кызыл-Су активно используются как пастбища. Жвачные животные ночью пытались сжевать наш тент, и прочие вещи, до чего они смогли дотянуться ночью. Принимайте меры безопасности.

Полудневка. Подъем по долине р. Кельдыке

половине дня дождь

Общая протяженность пути: 3,6 км
Ходовое время: 1 час 55 минут
Перепад высот: 400 м (+400, -0)

Брод р. Кельдыке

Сегодня у нас запланирована дневка, но для облегчения подхода к пер. Загадка
Зап. (2Б, 4550) мы решили сегодня потратить полдня для того, чтобы подняться в долину р. Кельдыке и сократить завтрашний ходовой день. На нашем (левом) берегу мы не нашли какой-либо тропы, ведущей вверх по долине, поэтому решаем бродить р. Кельдыке. Место брода находится, в ста метрах выше ее впадения в р. Ашутор. Здесь р. Кельдыке разливается на два рукава глубиной чуть выше колена, общая ширина  реки  около  10 м.  Чуть  ниже,  судя  по  оставленным  следам,  через  реку перебирается крупнорогатая скотина, во множестве пасущаяся на склонах долины. Встав рано утром, выдвигаемся в С направлении к броду. За 10 мин мы переходим реку   по одному с самостраховкой (Фото 28) и находим конную тропу, которая уходит в лес и поднимается на устьевую ступень долины р. Кельдыке.

Подъем по долине р. Кельдыке

Начинаем подъем по тропе вдоль реки в В направлении. Через 45 мин лес кончается  и  крутой  подъем  (около  300)  выполаживается  –  мы  поднялись  на устьевую ступень р. Кельдыке. Входим в долину р. Кельдыке, направление ЮВ. Становятся  видны  два  снежно-ледовых  цирка,  из  которых  берут  начало  истоки р. Кельдыке (Фото 29). Тропа проходит через можжевеловые кусты, и через 10 мин мы выходим на большой луг. Это первое место, на котором можно разбить лагерь и,
при желании, наломать можжевеловых дров. Через 30 мин мы доходим до слияния истоков р. Кельдыке. Тропа уходит в левый цирк, а мы спускаемся к реке и бродим правый исток реки за 10 мин. Брод очень простой, ширина разливов около 12 м. Глубина в среднем  около 0,4 м. Еще 10 мин у нас занимает подъем на травянистую полку  под  скалой,  разделяющей  истоки  реки.  Здесь  мы  и  встаем  на  ночевку (Фото 30). Можжевельник тут не растет, поэтому готовим еду на газу.

Впечатления. Рекомендации

Как оказалось, мы не зря потратили дневку на подход по долине. Следующий ходовой день оказался очень долгим и трудным, с большим набором высоты.

День похода

р. Кельдыке – лед. Кельдыке Вост. – под пер. Загадка Зап. (2Б, 4400)

Подход под
лед. Кельдыке Зап. по долине р. Кельдыке Зап.

Скотопрогонная тропа

2,4

+240

ЮЮВ

1-15

перем.
обл.

Подход под
пер. Загадка Зап. по лед. Кельдыке Зап.

Открытый, затем закрытый ледник

снег после обеда

Общая протяженность пути: 6 км
Ходовое время: 4 часа 50 минут
Перепад высот: 640 м (+640)

лед. Кельдыке Зап.
по долине
р. Кельдыке Зап.

От места стоянки на слиянии истоков р. Кельдыке (прав. берег р. Кельдыке
Зап.) начинаем подъём по долине р. Кельдыке Зап. Идём в ЮЮВ направлении на небольшом удалении от реки, пользуемся «скотскими» тропами траверсирующими зелёный склон правого борта долины (кр. до 200). Чувствуется небольшой набор высоты  (ок.  50).  На  галечных  площадках  у  реки  вплоть  до  моренных  валов лед. Кельдыке Зап. можно легко найти место для стоянки (вода в реке – достаточно чистая).  За  30 мин  выходим  в  непосредственную  видимость  валов  фронтальной морены ледника (Фото 31). Чтобы избежать подъёма по крутому (30-350) осыпному склону морены, не доходя 200-300 м до моренного вала, начинаем набирать высоту по правому травянистому борту долины (25-300), забирая в направлении морены. За
20 мин набираем около 50 м и выходим на пологую (наклон к реке до 50) террасу,
которая находится на уровне широкого галечного поля (в разливе реки) над валом фронтальной  морены  ледника.  Далее  движемся  на  ЮЮВ,  в  направлении  уже видимого языка восточной камеры лед. Кельдыке Зап. За 10 мин по террасе почти без набора высоты (менее 50) выходим на галечное поле и далее по нему за 15 мин до языка ледника (при этом несколько раз перепрыгиваем рукава реки шириной до
1 м).   Галечное   поле   гладкое,   пологое   –   возможна   стоянка   (нет   проблем   с площадками под палатки, можно найти рукав реки с чистой водой).

Подход под
пер. Загадка Зап. по лед. Кельдыке Зап.

Начинаем подъём на язык восточной камеры лед. Кельдыке Зап (по центру). Идём  на  ЮВ  по  ледовому  склону  крутизной  до  350   (первые  30-40 м,  затем выполаживается  до  15-200)  в  кошках  с  самостраховкой  ледорубом.  За  40 мин набираем около 100 м и выходим на пологую часть ледника (5-100). По пологой части ледника поднимаемся в ЮВ направлении, по его центру (немного ближе к левому краю), ледник – открыт, появляются трещины продольного характера. За
55 мин выходим под ступень ледопада (Фото 32). Ступень ледопада – на самом деле просто  участок  более  крутого  ледника (ледовый  склон 25-300) со  значительным количеством трещин (ледник всё ещё открытый). Поднимаемся на ступень в кошках с  самостраховкой ледорубом,  лавируем  между  трещин,  что,  впрочем,  не  сильно удлиняет  наш  путь  (Фото  33).  За  30 мин  набираем  около  100 м  и  выходим  на верхний край ступени. Ледник Кельдыке Зап. над ступенью – открытый пологий (10-150),  сильно  изорванный  (поперечные  трещины).  Продолжаем  подъём  под пер. Загадка Зап. Идём на В, немного смещаясь к правому краю ледника (Фото 34), лавируем между трещинами, переходя их по широким ледовым перемычкам (для этого  приходится  закладывать  петли  длинной  до  100 м).  Наиболее  разорванная часть   –   непосредственно   над   перегибом   ступени,   выше   проще.   Движение осуществляется в кошках, с самостраховкой ледорубом. Таким образом, через 1 ч
10 мин ледник становится чуть положе (ок. 50) и закрытым. Проходим ещё 20 мин на В вверх по закрытому леднику в связках с одновременной страховкой (много трещин, но вилять между ними почти не приходится). Встаём на стоянку, тщательно прозондировав  площадку,  немного  выравниваем  снежный  склон  (Фото  35).  От осыпного   правого   борта   ледника   нас   отделяет   ледовый   бугор   с   большим количеством трещин и промоин, в одной из промоин находим   воду. Впереди (в 300 м)  находится  висячий  ледник,  под  которым  видны  ледовые  сколы.  Ледник свисает со скальной ступени цирка. По левому борту ледника, непосредственно перед сколом (на ЮВ от нас) находится заход в цирк пер. Загадка Зап. (закрытый ледник крутизной до 300).

Впечатления. Рекомендации

Очень радостно - что ледник   оказался открытым. Наличие закрытого ледника сильно бы затруднило наше перемещение.