Горы мира > Тянь-Шань >

Тянь-Шаньские заметки

Пролог

Шевченко Алексей Николаевич (ШАН):
А начиналось все вполне невинно… На одной из Московских квартир, в мой очередной приезд к другу, мы задались вопросом - а почему, собственно, мы хотим ехать именно на Кавказ, достали атлас и…

ШАН
Вообще то начальной целью все-таки Важа, но в дальнейшем при разработке маршрута было решено замахнуться на Победу. Почему именно этот район и эта гора? Во-первых, я уже там был и знаю, насколько доступен и не проблематичен этот район, во-вторых, это не просто гора, а мечта моей жизни.

СИА

С Ильей у нас был только один общий поход, где мы собственно и познакомились (1999г. Белуха). Трудно загадывать, но со своей стороны хотелось бы надеяться, что это не только не последний, но и не самый сложный наш совместный проект.

Маршрут подъезда был однозначный через Казахстан, т.к. бюджет скорее в дефиците и самолет не планировался, удлинять путь до Киргизии не вижу смысла. Опять же из экономии был выбран несколько витиеватый маршрут: Калининград – Москва – Барнаул – ст.Локоть (граница России и Казахстана без каких-либо таможен, застав и т.п. и т.д.- по крайней мере, так было ранее) - Алматы. А вот дальше рассматривалось два варианта.

1) Воспользоваться услугами тур фирмы “Азия Туризм”, тогда - а\л Акколь – пер. Одиннадцати – п. Баянкол – Сев. Энгильчек – п. Хан-Тенгри – Юж. Энгильчек – п. Победы. Среди плюсов этого варианта постепенная акклиматизация, дешевый подъезд до а\л Акколь, возможность забросок, охват возможно большего района (в разумных пределах) и, самое главное, проверенная на личном опыте, в 2001г, надежность фирмы. Я говорю не только выполнении ими своих обязательств, но и о ситуации, когда фирма в ущерб своим коммерческим интересам помогает выбраться из сложной ситуации, а так же возможность заказать любую услугу в отрыве от основного пакета. Минус - дольше по времени.

2) Каркара - Юж. Энгильчек – п. Победы. Плюсы - быстрота, немного дешевле вертолет. Минусы - отсутствие акклиматизации (сразу на ледник, 4000м), весь комплекс услуг выходит дороже. Но, как, оказалось, присутствуют и другие минусы (у Валиева): страховка. Я считаю, что это нужная вещь. Но, заплатив в страховую компанию 40-100$ вы получите страховое покрытие всего 5000$, т.е. вы практически не застрахуетесь. Реальная сумма для реального спасения гораздо больше, для многих купить такую страховку просто невозможно. А когда мы попытались выяснить у других фирм об обязательности страхования, со стороны Валиева прозвучала угроза: “Не поедете через нас - вообще не попадете в этот регион…”

Второй вариант отпал сам собой.

Хождение по спонсорам

ШАН: Честно скажу, я и не предполагал, что есть люди готовые помогать в нынешнее время. Но, рассудив, что под лежачий камень вода не течет, я позвонил в “Normal” и предложил им сделать запасной тент с некоторой модификацией, для палатки “Отшельник”.

Немного побеседовав, я понял, что людям интересна тема проверки их снаряжения в экстремальных условиях, и, если необходимо, - внесение изменений в их конструкции. В результате нам было предложено произвести аттестацию их новейших разработок: пуховых курток, спальных мешков и новой трехдуговой палатки, (шестиугольник по дну, соединение дуг равносторонний треугольник). В ТК “Турин” вышло еще проще. Я работаю с ними уже три года. Зная, что “Турин” поставляет любое снаряжение под заказ, я попросил директора фирмы, Петра Евгеньевича, о возможной помощи в подборе не достающего снаряжения. В результате получили лучшее снаряжение из того, что можно найти на российском рынке, с единственным условием: протестировать кошки и ледорубы их производства. Они восстановили производство старых добрых ВЦСПСовских кошек и ледорубов, один в один усилив только ручку ледоруба. Помощь со связью нам обещала Алма-атинская туристическая фирма “Азия Туризм”.

Дорога до Алма-Аты запомнилась одним, но очень неприятным событием. После Барнаула, где я оставил свою семью у родни, наш маршрут пролегал через небольшую и нечем не примечательную станцию Локоть, где мы должны были пересесть на поезд до Алма-Аты. В Локоть поезд прибыл в 3 часа ночи, где мы счастливые и ничего не подозревающие выгрузились со всем своим скарбом. Поезд до Алма-Аты должен был прибыть утром. И тут нам сообщают, что мы на этот поезд попасть не сможем. На платформе обнаруживается большей плакат: “Посадка высадка на станции локоть запрещена”. Оказалось, что это непросто приграничная станция , это не поделенная станция. Так как желающих уехать было много, страсти стали накаляться. К 5 утра проснулись погранцы, и вся толпа ринулась к ним. На все уговоры те ответили: “Нет!” Не подействовало даже то, что билеты были куплены в Калининграде заранее. Мы даже пригрозили, что мы с телевидения. Так или иначе, но из всей толпы на поезд посадили нас (меня с напарником) и семью, у которой была телеграмма о похоронах. Описать поездку на Алма-атинском поезде довольно сложно. Это нужно прочувствовать: пьяная и наглая проводница, по 5 человек на нижних полках (так просыпаешься - ты уже на полке не один), спящие люди на полу...

Алма-Ата

Нас встретил Александр, парнишка лет 22-х, совсем не похожий на зам. директора крупной тур. фирмы. Он взвалил на спину часть нашей поклажи, и мы пошли брать такси. Позже я обратил внимание на то, что почти все поездки на “такси” обходятся в 200 тенге, и через весь город и до соседнего дома (торгуйтесь).

Вообще в фирме “Азия Туризм” нас встретили очень хорошо: встретили, помогли с гостиницей (в центре города за 6 $), разрешили пользоваться телефоном и Интернетом. И это притом, что мы были невыгодные клиенты. Из всего пакета предоставляемых услуг, мы запросили только погран. пропуска, киргизский и казахстанский (со стороны Баянкола таковой выдают только они) и заброску. А когда стало ясно, что они не будут ставить лагеря, на Сев. и Южном Энгильчеке - у них разбился вертолет - помогли забросить груз через Валиева по 2$ за кг. После того как он остался на сев. Энгильчеке без конкуренции, его, Валиева, расценки сильно изменились , например, раньше 1кг=1$ , теперь 4$. Вообще поездка к Валиеву - отдельный “прикол”. Здоровый особняк, высокий забор, камеры слежения, охрана в восточном стиле, пренебрежение к несолидным клиентам и … ручной “безмен”, таким на рынках обманывают…

Скапцов Илья Александрович (СИА): Первый же день в Алма-Ате ознаменовался нехорошими новостями, при встрече с Н.Червоненко мы узнали, что на северной стене Хана разбился поляк. Получили вводную характеристику по нашему маршруту. Картинка складывалась не очень радостная…. Погода, в основном, плохая, снега по грудь, да и в ближайшие сезоны народу через пер. Одинадцати ходило мало….

ШАН: В Алма-Ате мы пробыли пару дней. Еще через 3 дня в нашем направлении должна была ехать группа Самойлова-Урубко, на пик. Мраморный по центру. Но делать в городе было нечего, а пить на жаре… Решили подождать их в горах.

Заброска

Взяв в “Азия-туризм” рацию (дали попользоваться совершенно бесплатно), мы направились на автовокзал Саяхат. Хорошо, что не взяли две рации. Как оказалось все тур. фирмы, работающие в регионе, переносные рации настроили на индивидуальные частоты, а рация, которую нам дали - прошитая.

На Саяхате сели на рейсовый автобус до Нарынкола, 700 тенге.

У погран заставы
СИА: Погрузившись в небольшой автобус, вперемешку с мешками муки, коробками, детьми, тюками и прочим барахлом, с божьей помощью тронулись. Прочувствовав весь местный азиатский колорит вечером.

Поставили палатку недалеко от погранзаставы, на берегу речки.

на подходах
С утра не спешим, собираемся потихоньку, и медленно тащимся вдоль реки по дороге, в надежде на то, что нас скоро должна подобрать группа Самойлова…. Вечер, ставим палатку прямо около дороги, сидим, ужинаем, ждём Самойлова...

Следующий день. Медленно плетёмся вдоль дороги, не спешим, ждём Самойлова...

Между делом дошли до лагеря геологов. Добрые ребята: накормили, напоили, камеру подзарядили.

Геологи рассказали нам о том, что весной в этом районе было достаточно сильное землетрясение, и рельеф местами очень сильно изменился.

К вечеру третьего дня добрались до слияния рек, сидим, ждём Самойлова…. На следующий день команда Самойлова всё-таки появилась. Получили подробные инструкции от Д. Урубко. Погода так себе, то дождь, то ветер….

Перевал “Одиннадцати”

ШАН: На слиянии мы устроили дневку. Отдохнули, уничтожили лишние продукты, допили остатки Алматинской водки. Еды оставили с запасом на 4 дня. Все источники сообщали, перевал 11 ходится за 1,5 –2 дня, плюс еще один день - восхождение на п.11, если позволит здоровье и акклиматизация. Ну, и день на погоду. Это же подтвердил Урубко, который приехал в группе Самойлова на п. Мраморный.

Утренняя переправа
Для того чтобы не тратить время на обход ручьев, встали пораньше и двинулись вброд. Течение, холод и острые камни делали прохождение ручья, мягко говоря, сложным. Положение спасли резиновые шлепки Ильи, которые он собирался вот-вот выбросить (наверное, до сих пор живы).

пик Одиннадцати
От слияния до подножия сев. гребня п.11 мы дошли за 3 – 4 часа не особо напрягаясь.

После обеда подошли к длинному осыпному кулуару, ведущему на гребень, и начали подъём.

кулуар
С первых шагов вспомнилось предупреждение о весеннем землетрясении, нам об этом сказали геологи. Все камни показались живыми - от камушка с грецкий орех, до огромных валунов… и мы увязли. Страховка была бессмысленна. Да и где? Скалы рядом слишком круты, да и слишком опасны, вся порода “шелушилась”. Последнюю треть пути нам пришлось ползти все по той же морене, только в узком, до 3-х метров, кулуаре. От этого задача еще более усложнилась. Я, фактически, был измотан и все чаще думал о ночевке. Спасло только то, что Илья ушел вперед, и мне не оставалось ничего другого, как идти за ним через “не могу”. Семь долгих часов нам понадобилось для того, чтобы взойти на гребень, вместо планируемых 1,5 – 2х часов. Наградой было подготовленное место для ночевки и большая банка тушенки (видимо, кто-то избавлялся от лишнего веса).

ребро п.11,лагерь2
На следующий день, то ли в награду за вчерашние труды, а, может, в наказание за нашу дерзость, погода испортилась: снег, туман (а, может быть, облако). Скальный гребень был хоть и не сильно острый, зато сильно разрушенный. Мы поднялись метров на 10 и наткнулись на неприятное место - резкий взлет. Решили на ощупь не рисковать .

Следующий день все повторилось, за исключением того, что поднялись на 200-300 метров. Идти приходилось с попеременной страховкой, так как состояние гребня было жуткое. Полуразрушенные жандармы через каждые 20-50 метров приходилось обходить то справа, то слева. Камни летят, “слоенка”, застраховаться негде – страховка через гребень.

ребро п.11, лагерь3
Зато у “слоенки” есть одно неоспоримое преимущество: ширина гребня в особо “благодатных” местах не превышала 1 метра, а лучше, чем слоеный камень, “стройматериала” не найдешь. Он позволял не только расширить ночевку, но и выровнять ее - практически конструктор “лего”. Кстати, здесь показала свои первые плюсы “новая” палатка. Центральная дуга может в экстремальных условиях стоять без опоры, тамбуры висят над пропастью. При этом палатка не теряет ветроустойчивость.

К обеду погода улучшилась, и мы бодро зашагали наверх. Мы даже стали надеяться, что сегодня сможем взойти на перевал. Но, как говорится, человек предполагает, а… После перекуса почувствовал неважно. И если Илья мог себя хоть как-то контролировать, то меня “горняшка” просто валила с ног. Шутка ли: с уровня моря сразу на 4500 метров. Мы смогли только подняться только до более или менее пологого места и соорудить площадку для ночевки. На следующий день, оклемавшись, мы двинулись дальше, но тут столкнулись с новой проблемой. Еще вчера, дойдя до уровня снега, мы обрадовались ему, надеясь, что теперь не будет этих противных камней, так и норовивших выпрыгнуть из-под ног. Оказалось, задача только усложнилась. Наст не был достаточно твердым, чтобы выдержать нас, и мы провалились в снег выше колена. Снег был влажный, тяжелый, он лежал на тонкой корочке льда, а дальше – все те же камни. Нам очень не хотелось спровоцировать лавину, так как зацепиться, спрятаться было не за что. После обеда, когда снег совсем раскис, и мы полностью измотались, было решено искать место для ночевки. Шел четвертый день. Хорошо еще, что мы заранее стали экономить продукты, плюс, я вчера не ужинал, болел.

СИА: До вечера гребень пройти не удалось, строим площадку из плоских камней и снега, но гребень в этом месте слишком узкий и треть палатки нависает над пропастью в сторону п. Казахстан.

ШАН: Встав 4-го августа, недомогание и тошноту почувствовал напарник, но отступать нам было некуда, продукты закончились. До перевала оставалось 200-250 метров. И тут опять неожиданность: вместо предсказанного льда (люди, находившиеся там неоднократно - Червоненко, Урубко - советовали не стесняться и почаще крутить буры) - снег сантиметров 50, потом жесткий фирн и только потом лед.

Пер.Баянкольский
Первые 100 метров проскочили по насту, а дальше… Снег выше колена. Илью тошнит. Естественно, что он меня сменить не может. Отдыхать страшно – гребень шириной до 70 метров, уклон до 40о. Того и гляди - весь склон поползет. Застраховаться невозможно.

СИА: По пояс в снегу преодолеваем последний затяжной подъём и выходим на перевал. На перевале снега по грудь. Метёт так, что на другую сторону перевала ничего не видно. По такой погоде совершать восхождение не решились, да и кушать хочется всё сильней. Начали спуск с перевала. Крутим буры, дюльферяем, видимости никакой…. Оопссс…. Придюльферяли в огромный бергшрунд. Насилу перепрыгнули….

.Хан-тенгри и Петька
К обеду вышли на выполаживание, обрадовались и поспешили вниз…. Не тут то было! Снегу по грудь! Попробовали на четвереньках, не помогло. Пробовали ползти и катить перед собой рюкзаки (очень кушать хочется), не помогло…. Устали страшно…. Ставим палатку и ночуем.

ШАН: Утром по жесткому насту мы быстро дошли до открытых трещин, веером расположенных посередине ледника. Они легко обходились и справа, и слева. Слева, по направлению движения к северному Энгильчеку - ледовый сброс, который, на мой взгляд, был для спуска приемлем. Справа – плавный спуск, но проход под “обстрелом” висячего ледника, о чем красноречиво свидетельствовали следы падения льда. Илья решил, что лучше по-быстрому проскочить под ледником. Не успел он отойти на полную веревку, как исчез с моих глаз - пустая трещина в месте, где периодически сыпется лед. Хорошо , что хорошо заканчивается. Вообще, в этот день Илье не особо везло с трещинами, и когда он шел первым, и когда шел вторым. Падал раз 5, но как правильная кошка – всегда удачно. Дальше ледник был довольно простой. И лишь на слиянии с северным Энгильчеком - довольно нудное место, похожее на огромную стиральную доску.

лагерь Валиева на северном
Но вот показались разрозненно стоящие палатки – это был лагерь Валиева. И мы с удвоенной силой зашагали к … еде.

Лагерь “Валиева” на С.Э.

ШАН: Альплагерь Валиева встретил нас вялотекущей деятельностью. Сильно разбросанные кемпинговые палатки, отсутствие начальника (он был на маршруте), полная апатия. Нас же, голодных и сильно уставших, в первую очередь интересовала наличие наших забросок (ЕДА) и горячий обед, желательно халявный. Сбросив груз, разбросав вещи, сменив уже надоевшие пластики на шлепки (чем вызвали большое удивление у японской группы: шлепки особенно эффектно смотрелись на фоне скал и льда), мы пошли искать наши заброски. К нашему удовольствию заброска оказалась в столовой, где после долгих прений нас накормили - вопрос ставился чуть ли не на голосование. После чего мы со спокойной совестью и на сытый желудок стали ставить палатку. И тут появилась особо ретивая работница и, не поинтересовавшись, кто мы и что мы, заявила, что необходимо оплатить место под палатку(10$). На мое замечание, что существует договоренность между Кошеленко (“Азия Туризм”) и Валиевым о нашем пребывании, было сказано, что им ничего не известно, а, следовательно, надо платить… Не на тех нарвались… Напустив на себя важный вид, мы заявили, что будем разговаривать только с Валиевым. По “большой” связи с “землей” нам дали такую возможность. Естественно, он о нас не помнил, но дело сделала “большая связь”, она прослушивается многими лагерями, и весомое имя: Хайбулин Ринат.

Вечером весело отметили первую часть нашего пути с молодыми работниками лагеря.

СИА: Из лагерных построек особо запомнился мне туалет. Эта, практически подвесная, конструкция представляет собой “шедевр” архитектурного творчества….

Мы то люди привычные, но вот иностранцы… Надо было видеть с каким лицом они в этот туалет “карабкались”…

На следующий день к вечеру в лагерь в буквальном смысле приползли двое поляков: муж с женой. Они, так же как и мы, пришли через пер. Одиннадцати, но им пришлось заночевать на самом перевале, ночью была сильная непогода и у них разорвало палатку. Короче, нахлебались они здорово… Но духу не потеряли, и планируют идти на Хан на день позже нас.

п.Петька

ШАН: Следующие два дня отдыха омрачились двумя событиями. Трагедию на южной стороне Хан-Тенгри, по этическим соображениям, оставляю без комментариев. Кроме того, пришла группа из треккинга (клиенты Валиева), хотели улететь, а им заявили, что вертушка подорожала с 80 до 150у.е. И это несмотря то, что у них все было заранее договорено и оплачено.

Наконец то всё, более менее, утряслось и мы двинулись в первый лагерь.

Подъём на Хан-Тенгри

Перед восхождением

СИА: Через ледник перебрались спокойно, немного полавировав в самом конце между огромных разломов. Сделали несколько фотографий и двинулись вверх. Как только начали набирать, пошел снег. Чем выше, тем плотнее идёт и ветер крепчает. Не спеша, серпантинами, добрались до первой верёвки. Снег валит стеной. Цепляемся за верёвку жумарами, поднимаемся метров на пять и -оопссс… - жумары со свистом проскальзывают по обледенелой верёвке. Вытягиваю второй ледоруб и с благодарностью вспоминаю компанию “Турин”, выдавшую нам на испытание ледорубы своего собственного производства. Достаточно длинная ручка “Туриновского” ледоруба хорошо держит в глубоком снегу, и мы продолжаем ползти вверх вдоль верёвки, прищёлкнувшись к ней карабинами. При подходе к первому лагерю погода становиться просто мерзкой. Встречаем двух поляков (их к нам как притягивает), мужчину и женщину, они идут на спуск. Пытаемся им объяснить, что уже поздно, и погода дрянь, что надо ночевать тут, но они все-таки начинают спуск. Добрались мы до первых палаток и, выбрав пустующую, завалились в неё, чтобы немного отдохнуть и согреться. Как только ветер немного поутих, стали собираться вверх, так как наша цель - лагерь 1 ½, там должна стоят палатка одного из инструкторов лагеря, где нам разрешили заночевать. Смотрим - поляки возвращаются… Ага, по такой погоде спускаться они всё-таки не решились.

Цепляемся к перилам и начинаем ползти вверх. Снова поднимается ветер, метёт очень серьёзно, видимости почти никакой. С горем пополам доползли до места, где должна стоять палатка. Оопссс… Палатка порвана в хлам. Горевать некогда, ставим свою. Ужинаем и валимся спать. Утро ознаменовалось на редкость хорошей погодой. Взвалив на плечи свои, прямо скажем, нелёгкие рюкзаки, начинаем медленно ползти вдоль верёвок. Верёвки после вчерашней непогоды лежат под солидным слоем снега, и их постоянно приходится выдёргивать… Мерзко, тяжело. Без особых приключений топаем до самого вечера… Топ-топ, жумар вверх… Топ-топ, жумар вверх… Верёвку из снега выдернул - и всё по новой… Топ-топ… Этот день пошел нам очень тяжело, может из-за тяжёлых рюкзаков, может из-за того, что вчера весь день по метели шли, а может просто слабенькие мы. Устали, короче, мы сильно. Решили не надрываться и заночевать недалеко от последнего (крутого) взлёта ко второму лагерю. Сказано – сделано, достали лопаты, срыли гребень, организовали страховку и завалились спать. На следующий день, преодолев последний взлет, быстро добрались до второго лагеря.

Второй лагерь

Второй лагерь представляет собой достаточно большую площадку, на которой постоянно тусуется много народу. Всё достаточно культурно, а при хорошей погоде открывается не плохой вид на хр. Сарыджаз и окрестные ледники.

ШАН: Я бы сказал, что это все второстепенно, когда видишь ЭТИ ГОРЫ.

СИА: Поставили палатку, окопались, водрузили около палатки флаги “Турин” и “Normal”, почувствовали себя круто, и остаток дня отдыхали.

Теперь немного о наших приключениях во втором лагере. Начались они с того, что к нам поднялись двое поляков (у которых палатку порвало на пер. Одиннадцати). Состояние их было, прямо скажем, не очень, особенно у девчонки. На ногах она стояла неуверенно и постоянно подкашливала. Первое, что они сделали, - попросили у нас лопату для откопки места под палатку. Рыть площадку - дело святое, дали. Хоть на вид они и выглядели “не очень”, но сил на то, чтобы сломать нашу лопату у них хватило. Нам они ничего не сказали, и лопату аккуратненько поставили около нашей палатки, так что о поломке мы узнали гораздо позже. Меж тем поляки продолжали кашлять, но активно готовились завтра выходить в третий лагерь. Мы попытались их отговорить, но они были тверды как сталь. Лечиться у них было нечем, и Лёха, как руководитель, отсыпал им с “барского” плеча сухого молока и несколько таблеток мумия.

ШАН: При этом для уверенности, что они не двинутся за нами дальше наверх, я предупредил, что после того, как выпили мумиё, сутки нельзя никуда двигаться. Ну, они и сидели только сутки…

СИА: Дальше ещё “веселей”. Рядом с нами стоит палатка, народ периодически вылезает, залезает… всё как обычно. Но вот поднялась к нам группа с инструктором из лагеря Валиева, соседи сразу к нему. Проблемы у них оказывается, в палатке лежит человек с помороженными ногами….. кругом куча народу, а они молчат, ждут, так сказать, “официальных” лиц. Ну, лица прибыли, о проблемах им доложили и тут опять - оопсс… - оказывается, что ни у кого во втором лагере нет никакой аптечки. Не оказалось её и у инструктора валиевского лагеря, ни у стоящих рядом групп. Мдя, ситуация… Делать нечего, Лёха полез в нашу аптечку.

Тут смотрим - из третьего лагеря кто-то спускается (втроём)… вообще никакие. Отцепляются от последней верёвки и топают прямиком в пропасть… Все, кто был, давай им орать, свистеть, руками махать… короче, чуть они не спрыгнули с обрыва. Подошли. Оказывается это австралийцы, которых несколько дней как потеряли. Все трое сильно кашляют, а девчонка их как-то странно руки к себе прижимает. Сняли с неё рукавицы… блин… та же проблема, что и выше описано, только на руках. Лёха молча достал нашу аптечку… И тут…

Подходит к нам гид валиевский и, задушевно так, начинает пропихивать такую вот политику, чтобы не придумывать, привожу дословно: “Вы, поляков (с ногами) не лечите, они не наши клиенты, они нам денег не платят. Вы австралийцев лечите”. От такого избирательного подхода мы прямо скажем о..ели, гида вежливо “послали” (хотя Лёха чуть было и “невежливо” не послал), и на речи сии ответили, что нам тут вообще никто ни за что не платит.

Обработали и перебинтовали поляку ноги (большие пальцы “чёрные”, кожа слезает, чувствительности нет), дали антибиотик и обезболивающие. Полечили австралийцев. Аптечка наша заметно похудела.

6100м
Погода, меж тем, стоит отвратительная, и в третий лагерь никто не выходит. На следующий день ещё раз накормили обмороженных антибиотиками и обезболивающими, и отправили вниз. Ещё один день просидели во втором из-за непогоды, и, наконец, вышли в третий. На пути в третий лагерь никаких эксцессов, слава богу, не было, добрались нормально, хоть погода всю вторую половину пути и была плохая (сильный ветер и снег). Палатку поставили на перемычке Хана, в большой яме, отрытой кем-то из предшественников. Лопату пришлось стрельнуть, нашу-то сломали.

Окопались и отвалились спать.

Третий лагерь (перемычка)

СИА: Всю ночь завывало и мело, мело, очень сильно мело. Проснувшись с утра, я потолкал стенки палатки, обнаружил, что их сильно завалило снегом, и опять заснул. Проснувшись несколько позже уже вместе с Лёхой, обнаружил, что вылезти из палатки можно только с его стороны, да и то приложив немалые усилия. Выслушав не короткий монолог по поводу моего отношения к нашей безопасности, стал вместе с напарником откапываться. Палатку засыпало так, что над снегом торчало только верхушка (примерно 10см.)

дневка
С помощью матерных выражений кое-как выдернули палатку из ямы. Откопать засыпанную яму сил не было, и мы отлиняли в маленькую пещерку валиевского лагеря. Но кайф наш был не долог. После обеда из второго лагеря поднялась группа с гидом, и нас вежливо попросили на улицу. Палатку поставили прям на перемычке (в яму больше не полезли). Глядим, с Петьки к нам идут наши поляки (которых поили молоком с мумиём). Картина живописнейшая. Парень вроде ничего, держится, а вот подруга его явно “сдала”, взгляд блуждающий, кошка с одной ноги соскочила, и тащиться за ней по снегу на ремешках… отпад. Напоили чаем. Нас снова начинает поджимать время, принимаем решение: завтра или на Хана, или начинать спуск на Ю.Энгильчек. Утром, проснувшись, порывался выйти на Хана, но Лёха, как руководитель и знаток района, меня завернул и на гору не пустил. Ну что ж, что не делается - всё к лучшему, после завтрака начали спуск на южную сторону Хана.

ШАН: Просто я реалист и в больших горах придерживаюсь тактики постепенной акклиматизации. А у нас она только до пяти тысяч, тяжелый подъем на Петьку это подтверждал. К тому же для Ильи это был первый набор такой высоты (первый – 5-ти тыс., первый – 6-ти тыс.) и двух семитысячников сразу он бы не вытянул, а основной целью всё-таки являлся Важа. Да и возвращаться нам предстояло пешим вариантом, что тоже потребует немало сил.

Спуск на Ю.Э.

СИА: Приспустились мы до начала довольно узкого места и, памятуя о недавних трагических событиях, соваться туда днём не решились. Разровняли площадку в безопасном месте, сидим, сушимся (погода на редкость солнечная). Смотрим - ползут к нам снизу двое, один бодренько так, а вот второй того и гляди помрёт. Ждём, накипятили им чайку, ждём… наконец, первый дошел, а второй кинул рюкзак и сел ниже нас метров на 300 – 400. Потом потихоньку подтянулся и он. Поим их чаем, беседуем. Мужики уже не молодые и для своего возраста идут очень даже ничего. В процессе беседы выяснилось, что они из Московской МКК. Интересно пообщались, приглашали друг друга в гости, может и пригодится. Отпившись чаем, они пошли к пещерам, а мы завалились спать. Подъем намечен ранний, и спуск до базового лагеря под п. Победа.

Проснулись мы гораздо раньше запланированного, точнее были разбужены копошащейся около нашей палатки группой так же собиравшейся в низ. Оперативно собрались и в прямом смысле бегом двинулись в низ.

лед.Южный Энгильчек
Спуск на южную сторону Хана выглядит действительно жутковато, особенно ночью при свете фонариков. Обильно присутствуют трещины практически всех размеров, а воспоминание о лавине унесшей несколько дней назад более десяти жизней на этом спуске, вообще делает картину мрачной.

К рассвету с божьей помощью добежали до ледника и потопали к базовым лагерям под п. Победа. Дорога по Ю.Э особых сложностей не представляет, разве что переправа через две достаточно крупные ледниковые реки заставила нас несколько поплутать в поисках подходящих для переправы мест. К обеду добрались.

Лагерь на Ю.Э

Хан-Тенгри с юга
СИА: Лагерь Валиева поразил нас полной пустотой: ни одного клиента, только два ровных ряда палаток. Дело близилось к обеду, и мы отправились искать нашу заброску.

Оопсс… нет нашей заброски!!! Мда, ситуация, в заброске у нас куча нужных и просто необходимых вещей. Начали разбираться, выяснять, требовать…. После нескольких сеансов связи и длительных препирательств наша заброска была обнаружена… в Алма-Ате!!! Хорошо хоть пообещали доставить её первым же вертолётом.

В ожидании нашей заброски (читай - еды), познакомились с прекрасными людьми, командой альпинистов из Черноголовки. Основная их часть находилась на маршруте (Победа через Важу), внизу находился только один, немного приболевший. Он проявил огромное великодушие (в отличие от сотрудников лагеря) и кормил – поил нас, пока не прилетела наша заброска. Погода стояла абсолютно “не ходячая” и все, кто был на Победе, потихоньку возвращались, так и не совершив восхождения. Мы же запаслись терпением и решили выжидать до последнего.

Ожидание
ШАН: В ожидании погоды мы просидели более недели. Отпуска наши уже закончились, но, забравшись в такую даль, было бы очень жалко уехать, не попробовав совершить восхождение на Победу. Время шло, погода стояла отвратительная, народ потихонечку разъезжался, а мы всё сидели и ждали.

Во время ожидания приняли участие в лечении травмированного участника из Черноголовки. Он разбил об лёд руку, рана загноилась, началось воспаление…. Картина, прямо скажем, неприятная. Нас больше всего удивило и возмутило в этой истории то, что ни в одном лагере из трёх так и не нашлось (а может, просто не хотели найти) ни квалифицированного врача, ни элементарного перевязочного материала, не говоря уже об антибиотиках… Мы, конечно, понимаем, что если уж группа забирается в такую даль, то у неё должна быть хорошая аптечка (которая у них, кстати, была), но всякое случается… и не найти на территории трёх лагерей хотя бы одного врача - это уже слишком. Плохого настроения добавила нам смерть турецкого альпиниста: он упал с гребня Важи и улетел на ледник. На его поиски летал вертолёт, но так ни чего и не нашли… Долго ли, коротко ли, а время нашего пребывания в районе стремительно заканчивалось (пропуска-то - не вечные), хорошая погода ни как не приходила. Нас ждал ещё “увлекательный” пешеходный маршрут по всему Ю.Э. до пограничной заставы. В общем, тянуть больше было нельзя, и мы решили выйти на маршрут.

Попытка восхождения на п.Победа

СИА: С утра собрались и двинулись по леднику вверх, к пер. Дикий. Идётся тяжеловато, сказывается накопленная за длительное путешествие усталость. После обеда погода снова испортилась, вешки на леднике почти не видно…. Изрядно поплутав по трещинам, к вечеру устроились на ночлег недалеко от места подъёма под перевалом.

Лавина
ШАН: Ночью мне показалось, что я услышал обвал на перевале, а так как нервы по поводу обвалов уже порядочно натянуты, от восхождения в этот день решил отказаться. Илью даже будить не стал, будильник был только у меня. Утром картина повторилась: оторвалась “огромная” глыба льда и прокатилась прямо по пути подъёма, сметая всё на своём пути. Картина эта сильно нас впечатлила.

СИА: Ну всё, завтра или вверх или вниз, времени больше просто нет. Утро, собираемся и топаем к началу подъема. Идётся тяжеловато, решили, что Лёха полезет первый, а я за ним по перилам с тяжёлым рюкзаком. Начали подъём, постоянно прислушиваемся, страшновато после вчерашней лавины. Подошли к первой верёвке, вместо неё - огромная сосулька, и глубоко подо льдом проглядывает верёвка… решили вешать свою. Лёха лезет, я страхую. Вроде вылез на верёвку, закрепился. Ну, теперь моя очередь. Взвалил на плечи рюкзак и начал потихоньку вылезать. Ну и тут началось… То ли ногу неудобно поставил, то ли просто оступился, в общем свистанул я маятником и прямиком в большие нависающие сосульки… приложился головой и бедром. Вишу, очухался маленько, достал до жумара, пробую вылезти… страшно, да и рюкзак тяжёлый, зараза. Ну, думаю, ща маленько повишу и вылезу… Повисел, не вылез… Да, ситуация: болтаюсь на свободной верёвке под сосульками, на плечах здоровенный рюкзак. Бросать рюкзак жалко (фотоаппарат, видеокамера, рация, палатка и куча всего нужного). Вишу… Чувствую, что вверх уже не вылезу (сил с каждой минутой всё меньше). Снизу подошёл народ и начал нервничать (ну я тоже, понятно, на взводе).

ШАН: Провисел он так минут 20 , ни вверх, ни вниз (хоть веревку обрезай). Говорю ему, что рюкзак надо бросать, он на меня жалобно так смотрит и скидывает в пропасть (бросай, чёрт с ним). Рюкзак красиво улетает до самого низа к началу подъёма.

СИА: Сил париться с жумаром я в себе уже не нахожу, срезаю жумар, спускаюсь вниз и, изрядно опозоренный, начинаю спуск в поисках разлетевшихся вещей. Лёха спускается за мной. Перед идущими за нами немного реабилитировались, оставив им провешенную нами верёвку.

ШАН: И поплатились спуском по леднику без веревки.

СИА: Ну что же, видимо не судьба… К вечеру спустились вниз, к лагерю. На завтра намечено начало спуска по Ю.Э. к базе Отджайло

Вниз по леднику

Погода улучшаться не собиралась, времени у нас оставалось впритык и, несмотря на мокрый снег, падавший нам на голову, мы двинулись вниз. Наверное, если точно знать дорогу, то спуск не покажется таким утомительным, но мы дороги не знали и здорово поблудили особенно в средней (белой) части ледника. На третий день мы к огромному удовольствию покинули южный ледник, и вышли в огромную долину, по которой почти бегом двинулись к базе Ат-Джайло. База эта приятно удивила нас высочайшим уровнем сервиса, услуг и питания. Вероятно, эта самая комфортабельная база из всех, которые нам удалось увидеть в горах (включая Кавказ).

От базы нами была заказана машина (120$), потом автобус и мы снова в Алма-Ате. С небольшими приключениями и с помощью Саши (из “Азия туризм”) мы приобрели билеты на поезд. На этом и завершилось наше почти двух месячное путешествие по центральному Тянь-Шаню.

Несколько слов о снаряжении, которое мы использовали
Только личное мнение, выработанное в процессе похода.

Так фирма “Normal” любезно предоставила образцы своего нового снаряжения:

Палатка “Кондор” 2-3-х местная 3-х дуговая, сочетает в себе устойчивость и прочность экстремальной линии, и комфорт кемпинговой. И даже то, что изначально мне виделось недостатком (по объему она вполне могла быть 3-х местной, но из-за больших тамбуров стала “чистой” двушкой) в процессе экспедиции оказалось достоинством.

Но основным ее достоинством является даже не то, что она легко ставится на морозе и ветру, и не вместительные тамбура, позволяющие не мешая напарнику, по утру, складывать рюкзак, а ее “паучий” каркас: правильный шестиугольник по низу и равносторонний треугольник поверху. Три дуги, три точки соединения. Что позволяет выдерживать фактически любые ветровые и снежные нагрузки. “Половинчатый” пол в тамбурах позволяет устанавливать палатку на минимальных площадках. Так, на скальном гребне, у нас висели оба тамбура, а при вынужденной ночевке на снежном гребне мы срывали склон, у нас висели ноги, при этом палатка в устойчивости практически не потеряла. На мой взгляд, в классе 2-х местных экстремальных палаток “Кондор-2” аналогов не имеет.

На данный момент лучшая палатка, с которой мне приходилось иметь дело.

Палатка “Отшельник N”. 1-2х местная, в виде усеченного ангара, за счет этого при ветре более 35 м/с она просто складывается, не нанося вреда материалу и дугам. Идеально подходит для экстремального одиночного восхождения.

Пуховик (пока без названия). Полноценный Экстремальный Пуховик на любые морозы и ветра, в лучших традициях (“Норд фэйс(?), “Баск” (“Хан-Тенгри” - неудобные карманы)).

Спальник пуховый. Хорошие показатели: комфорт до – 18 (спал только в нижнем белье), экстремальную не определили, вес 1,5 кг впечатление подпортила небольшая, но очень важная мелочь – сильно отсыревает. Возможно, производитель заменит материал.

Фирма ТК “Турин” предоставила образцы своего снаряжения и снаряжения, которым они торгуют:

Кошки и Ледоруб “Турин”. Они восстановили производство старых добрых ВЦСПСовских кошек и ледорубов, один в один, усилив только ручку ледоруба (что было проверенно сильным срывом). С ними можно не только ходить 3 к.с. (альпин.), но даже “коммерческие” 4 и 5. А если учесть соотношение цены\качества …

Куртка “Ice Rock Bask” показала себя только с лучшей стороны, соответствуя заявленным характеристикам. А при срыве Ильи на сыпухе нисколько не ободралась.

Брюки “Hike Bask” приятно удивили. При всей компактности упаковки, “хлипкости” внешнего материала, не ободрались ни на скалах, ни на льду. Нам даже не пришлось ни чего поддевать под них до – 20.

Фонарики (альпин. гамаши) неизвестного производителя (вроде Россия). Оказались одноразовыми. Полезли нитки, оторвалась липучка…

Рюкзак “Сван” от “Снаряжение”. Качественный материал, продуманная конструкция. Выдержал серьезное падение. Небольшой недостаток мягкая фурнитура.

В заключение

Ну, вот пройден ещё один маршрут, мы приобрели неоценимый опыт, узнали много нового, познакомились с огромным количеством новых, интересных людей. Всем, кто ещё ни разу не был на Тянь-Шане, очень советуем побывать. Там, как и везде, есть свои проблемы, но отказывать себе в удовольствии повидать столь прекрасные и величественные места, я думаю, не стоит.

Желаем, удачи всем кто собирается на Тянь-Шань в этом сезоне.

Ну, и в самом конце нашего повествования, хотелось бы поблагодарить людей, без которых это мероприятие никогда бы не состоялось.

Выражаем огромную благодарность:
Фирме “ТК-ТУРИН” и её генеральному директору Петру Евгеньевичу лично.
Фирме “NORMAL” и Вадиму Клокову лично
Тур. компании “Азия Туризм” и Александру лично.

Молодцы...

Алексей, горжусь таким одноклассником, как ты, брат... Удачи тебе во всех начинаниях...И настоящих друзей рядом...