Горы мира > Памир >

Автор: Андрей Лебедев, Mосква

"Памирский марафон - 2009"

Авторскую страницу Андрея Лебедева

ВВЕДЕНИЕ

Рождение идеи. В начале был каракорумский проект. Отточенный за два года до мелочей и нереализованный в 2008 году из-за олимпиады в Китае, он дожидался лета 2009 года. Но разразился финансовый кризис, и спонсоры прижали свои кошельки. Влезать в сложнейший проект, располагая только личными деньгами, было слишком опасно. Проект требовал выложиться под завязку, при этом в любой момент, хоть за неделю до отлета, могли возникнуть непредвиденные трудности, для преодоления которых потребуются дополнительные вложения на несколько тысяч долларов, такое уже случалось.

И мы развернулись. "Президент призывает жить скромно", - объявил я в феврале на собрании команды, - "А не поехать ли нам на бадахшанский Памир?" На внутреннем Памире, в отличие от Заалайского хребта, я не был с 1999 года. А ребята, за исключением Алексея Воробьева, вообще там никогда не были.

Ядро команды составляли участники экспедиций Спортивного клуба МАИ - Каракорумского похода 2006 года [1] и Конгурского похода 2007 года [2]: Андрей Жаров, Иван Жданов и Алексей Тимошенков. Мой спутник в экспедициях СК МАИ на Китайском Памире Олег Янчевский из секции Киевского политехнического института привел с собою земляка Богдана Савчинского. Другими новичками в команде были участники лыжных и горных "шестерок", "почти" Снежный барс (без Победы) турист МВТУ Алексей Воробьев и первопроходец траверса пик Дзержинского - пик Ленина (с подъемом на пик Дзержинского по южному гребню) турист секции МГУ Дмитрий Шабалин. Вместе со мною - 8 человек.

Но что противопоставить "каракорумской сказке" на бадахшанском Памире? И тут я вспомнил о Памирском марафоне [3], в этом году ему исполнилось 10 лет. "А не совершить ли нам подвиг?", предложил я, - "Давайте взойдем в походе на пики Революции, Коммунизма и Ленина".

Первоначально в Памирском марафоне 1999 г. планировалось подняться на пики Коммунизма и Ленина. Так еще никто не делал. Хан-Тенгри и пик Победы в походах ходили, пики Корженевской и Коммунизма тоже ходили, а вот пики Коммунизма и Ленина в одном походе никогда не ходили. Слишком удалены эти вершины друг от друга, слишком сложное между ними пространство, труднейшие водные преграды в виде Беляндкиика и Сауксая препятствовали соединению этих вершин в единой нитке маршрута.

Уже при исполнении Памирского марафона восхождение на пик Коммунизма по ряду причин сорвалось. Маршрут был перепланирован и согласован с МКК по спутниковому телефону. И вместо пика Коммунизма получился пик Революции.

Пики Революции и Ленина в одном походе, ошеломляющий успех, ощущение лучшего результата в жизни, и, тем не менее, проблема пары из пиков Коммунизма и Ленина осталась не решенной…

И вот теперь предлагалось её, наконец, решить, а для акклиматизации перед пиком Коммунизма взойти еще и на пик Революции - абсолютно чудовищный план!

И команда "завелась"…

2. Логика планирования маршрута. Маршруты для походов с предельно ясной целью планировать очень легко, так как исключена проблема выбора. Именно эта проблема тормозит планирование, так как на каждом шагу возникает множество альтернативных вариантов, и руководитель, как буриданов осел начинает метаться от одного варианта к другому в поисках обоснованного предпочтения.

В начале были сформулированы четыре принципа, которым должен удовлетворять маршрут Памирского марафона 2009.

1). Поход должен быть автономным и проводиться только своими силами. Вертолетные заброски исключены. Этот пункт обеспечивал не только чистоту стиля, но также экономил бюджет.

2). В походе должны быть восхождения на пики Революции, Коммунизма и Ленина.

3). Препятствия в походе должны соответствовать допустимому уровню безопасности. Акклиматизационная пила должна быть правильной, т.е. давать безопасную акклиматизацию. Вес рюкзаков должен быть приемлемым, например, ни при каких условиях не превосходить 40 кг (в группе одни мужчины).

4) При ограничениях 1, 2 и 3 маршрут обязан быть максимально простым и проходиться максимально быстро.

Из этих принципов маршрут строился легко и логично.

Коричневыми цифрами пронумерованы ночевки, черными - локальные препятствия (перевалы и вершины). GPS-точки и дневные треки для просмотра через Ози-эксплорер находятся ЗДЕСЬ .

Hi-Res

Очевидно, что перед пиком Коммунизма (7495) должно быть восхождение либо на пик Революции (6940), либо на пик Ленина (7134). Пик Ленина находится на границе Памира. Выход от него в сторону пиков Коммунизма и Революции потребует рюкзаков огромной тяжести. Гораздо эффективнее заехать в центр Памира, чтобы разбить маршрут на части, и некоторые из них закольцевать. Это позволит организовать заброски и уменьшить вес рюкзаков. Заезд в центр Памира хорошо согласуется с пиком Революции в качестве первой вершины. Итак, последовательность выстроена: пик Революции, пик Коммунизма, а в конце на отходе - пик Ленина.

Удобная для заезда долина между этими тремя вершинами - это долина реки Танымас. Именно она была использована в 1999 г. Переезд на автотранспорте по маршруту Ош - пер. Кызыларт - оз. Каракуль - урочище Топтал (на Танымасе) занимает полтора дня (8 + 7 час.), что вполне приемлемо. Непомерно большой стартовый груз по долине Танымаса следует нести челноком, разбивая его на две части. Так было и в 1999 г.

Теперь ясно, что первая часть с пиком Революции должна быть кольцевой. Она должна начинаться в долине Танымаса и заканчиваться у заброски, например, в верховьях Танымаса поближе к пику Коммунизма.

Продукты для выхода на север к пику Ленина целесообразно спрятать в урочище Топтал в самом начале маршрута. Такое расположение имеет ряд преимуществ:

1. Продукты для выхода на север не переносятся челноком, группа сразу освобождается от этого груза.

2. Возвращение к заброске в урочище Топтал дает возможность участникам самостоятельно сойти с маршрута перед пиком Ленина. Нельзя заставлять людей идти на крайнее истощение. Нельзя их оставлять без выбора.

3. Выход на север из урочища Топтал решает проблему самого грозного водного препятствия - проблему брода через Беляндкиик. Из Топтала группа попадает в верховья этой реки, где брод простой.

Недостаток такого решения только один - в урочище Топтал есть люди. Потенциально они могут разворовать заброску. Заброску может обнаружить собака и лаем привлечь внимание хозяина. Однако эти опасения противоречат нашим сведениям о менталитете бадахшанских горцев.

Итак, возникла идея 2-х забросок. Первая заброска обеспечивает восхождение на пик Коммунизма. Эта заброска должна лежать в верховьях реки Танымас в зоне травы (для максимально комфортного отдыха около первой заброски). Вторая заброска обеспечивает восхождения на пик Ленина. Эта заброска должна быть спрятана в урочище Топтал в самом начале маршрута.

Самый простой путь на пик Коммунизма из долины Танымас проходит по ледникам Федченко и Бивачный. Самый простой путь от пика Коммунизма до второй заброски в урочище Топтал проходит по тому же маршруту. Иначе говоря, из четвертого принципа следует, что восхождение на пик Коммунизма должно осуществляться в радиальном выходе из долины реки Танымас.

Это вовсе не означает, что на пик Революции нужно тоже идти в радиальном выходе, например, по леднику Грумм-Гржимайло. Действительно это самый простой и быстрый путь. Но он противоречит принципу 3, который требует грамотно организованной акклиматизационной пилы.

Теперь, образ похода готов. Это челнок по долине Танымас, кольцо с пиком Революции, которое заканчивается у заброски в верховьях реки Танымас, радиальный выход к пику Коммунизма с возвращением к заброске в урочище Топтал и, наконец, линейный выход на север к пику Ленина с окончанием всего маршрута в Алайской долине. Остается подобрать перевалы.

2.1. Перевалы кольца с траверсом пика Революции.

1. Перевал Луговой (4100, 1А) позволяет из долины Танымаса выйти на ледник Грумм-Гржимайло выше разного рода ледовых и моренных нагромождений.

2. Перевал Холодный (4665,1Б) позволяет с ледника Грумм-Гржимайло перевалить в красивую долину к озеру Хавраз.

3. Перевал Снежный (5650,3А) позволяет из долины Хавраз перевалить в долину ледников Башурв и Хабарвивхац к юго-восточному склону пика Революции.

4. Траверс пика Революции (6940, 3Б*) с подъемом по маршруту Зайдлера (5Б) и со спуском на ледник Грумм-Гржимайло через плато перевала Вертикаль. Именно траверс, потому что траверс интересен - траверса пика Революции в походах еще не было, и альпинистский траверс был только один - у команды Саввона в 1960 году и то не "сквозной" - он начинался и заканчивался в передовом базовом лагере на леднике Груммм-Гржимайло. У нас же должен был состояться первый "сквозной" траверс, когда подъем и спуск проходят по разным ледникам на разных сторонах горы.

5. Перевал Юбилейный (6050,3А) открывает самый короткий путь с верховьев ледника Грумм-Гржимайло на ледник Федченко.

6. Перевал Танымас (4570,1Б) позволяет спуститься с ледника Федченко к первой заброске в верховьях реки Танымас.

2.2. Дополнительные элементы для улучшения акклиматизации перед пиком Революции.

Для улучшения акклиматизации перед траверсом пика Революции в заявленный основной вариант маршрута были включены дополнительные элементы, а именно:

1. Восхождение с перевала Холодного на вершину Ледяная стена (5610).

2. Перевал Соблазнительный (4650,1А) между перевалом Холодный и озером Хавраз.

3. Восхождение с перевала Снежный на пик Хавраз (6124).

4. Восхождение с перевала Снежный на пик Шверника (6134).

Мы вовсе не собирались исполнять все эти элементы, и предполагали ограничиться лишь некоторыми, оставляя за собой право выбора с учетом погоды и состояния группы. Однако включение их в основную нитку маршрута давало нам картбланш - свободу в вопросе выбора. Дополнительные элементы исполнялись ровно настолько, насколько они были необходимы для акклиматизации, не причиняя при этом вреда здоровью.

2.3. Выбор маршрута на пик Коммунизма. Основными конкурентами были маршрут Тамма и маршрут Абалакова. Оба они ведут с ледника Бивачного, но начинаются на разных его притоках. Второй маршрут более короткий, а первый интереснее и разнообразнее. На маршруте Тамма мы имели возможность осмотреть ледопады ледника Россия и плато Правды. К тому же на этот маршрут имелись хорошие иллюстрированные описания в отчетах В. Юдина (1989) [4], В. Будникова (1991) [5] и Д. Попова (2005, до плато Правды) [6] . Поэтому был выбран маршрут Тамма.

2.4. Перевалы линейного выхода на север к пику Ленина:

1. Перевал Янгидаван (4674,1А) позволяет из урочища Топтал перевалить в верховья реки Беляндкиик.

2. Перевал Вымпелком (5400,3А) открывает самый короткий и быстрый путь из долины реки Беляндкиик на север на ледник Северный Зулумарт.

3. Перевал Ленина (6460,3Б) позволяет из долины Саукдары весьма быстро (за 4 дня) подняться на западное плечо пика Ленина на высоту 6460. Этот подъем осуществляется по леднику Малая Саукдара * . Конкурирующий с ним перевал Раздельный (6140, 3А) с подъемом по леднику Дзержинского позволяет достигнуть точки 6460 утром четвертого дня. Однако этот перевал уже дважды проходился руководителем группы в 1997 и в 1999 гг. (здесь принцип минимализма или постулат 4 несколько нарушен в пользу выбора редко посещаемого перевала Ленина).

Примечание:

*- Для выхода к леднику Малая Саукдара команда "изобрела" перевал Удобный (4700, 1А). В нитке маршрута этот перевал стоит между перевалами Вымпелком и Ленина.

3. Отклонения от заявленного основного варианта маршрута. Для проведения акклиматизации перед траверсом пика Революции нам достаточно было исполнить лишь некоторые из дополнительных элементов, см. выше пункт 2.2 , и то не до конца.

1. Восхождение на Ледяную стену мы прервали на высоте 5100, чтобы не возвращаться к лагерю на перевале Холодный слишком поздно и успеть вечерком отдохнуть. Выход на 5100 для акклиматизации нам показался вполне достаточным.

2. Перевал Соблазнительный обошли по долине Хавраз.

3. Восхождение на пик Хавраз (6124) прервали на высоте 6053 из-за ураганного ветра. Для нужд акклиматизации высоты 6053 и 6124 равнозначны, а вот здоровье потерять в борьбе с ураганом - проще простого.

4. От восхождения на пик Шверника (6134) мы отказались.

Кроме того, в заявочной книжке в основном варианте маршрута на обратном пути от пика Коммунизма прописан для "разнообразия" перевал Косиненко (5360,2А). Это разнообразие противоречило четвертому принципу экономии сил и времени. Очевидно, что при исполнении столь сложной программы стремление к разнообразию сразу умерло.

4. Коротко об аспектах безопасности. Памирский марафон 2009 года разительно отличается по безопасности от своего предшественника 1999 г. [3] . Десять лет назад Горно-Бадахшанская автономная область только что вышла из состояния войны, и в кишлаках еще стояли отряды самообороны, спускаться с маршрута к людям было очень боязно. Вертолеты тогда не летали. Поход проводился в полном отрыве от цивилизации.

Сейчас всё иначе. Обстановка на Памире стабильная. Каждый участник был застрахован в РОСНО на сумму в 20 000 $, причем страховой договор предусматривал оплату транспортировки пострадавшего. Это позволило нам договориться с директором фирмы Альп-Навруз Рано Сабировой о предоставлении в случае необходимости вертолетного санитарного рейса. При этом Рано обещала помощь на высотах до 5200-5400 м. Такой рейс стоит 12 000 $, что покрывалось нашей страховкой.

В группе было два спутниковых телефона разных систем. Главный телефон системы Глобалстар и запасной от системы Турайя. Это обеспечивало надежную связь группы с внешним миром даже при отсутствии связи в одной из систем по причине профилактических работ (к сожалению такое случается). В случае потери или поломки телефона у нас оставался другой телефон, который находился в другом рюкзаке, в другой связке и в другой палатке.

Не менее раза в два дня, а чаще всего, каждый вечер группа выходила на связь с московским диспетчером (сначала им была супруга руководителя, а потом его старший сын). Диспетчер имел карту с маршрутом и с пронумерованными точками на маршруте в местах планируемых биваков. При выходе на связь ему сообщалось, к примеру, что группа встала на бивак, не доходя до точки N31 два километра.

Кроме того, раз в неделю группа выходила на связь с представителем ЦМКК Алексеем Ярошевским.

На маршруте мы не "сжигали за собой мостов" и не "загоняли себя в угол". Мы понимали, что маршрут архисложный и допускали возможность, что некоторые из участников в какой то момент похода могут для себя решить, что нагрузки и впечатлений для них вполне достаточно. Не оставлять для участников выбора в вопросе прекращения маршрута по указанным причинам мы считали недопустимым. Поэтому маршрут был спланирован так, что после каждого этапа можно было легко дойти до дороги и уехать домой. Можно ограничиться кольцом с траверсом пика Революции и уйти по долине Танымаса к грунтовой дороге в Кудару. Можно завершить маршрут и после пика Коммунизма, не выходя на север к пику Ленина. Кстати, именно в этот момент прогнозировался наиболее вероятный сход участников. Поэтому вторую заброску с ресурсом для выхода на север к пику Ленина мы заложили в урочище Топтал, сразу по приезду, недалеко от грунтовой дороги. При таком планировании группа автоматически обеспечивала проводы по Танымасу решивших прекратить поход участников. Именно в этой точке нас покинул Дмитрий Шабалин. Он провел с группой дневку около заброски, отпраздновал день рождения Богдана Савчинского и ушел по грунтовой дороге в Кудару. Там его пригласил переночевать местный житель, а с утра он уехал в Хорог.

Все перевалы и пути восхождения на вершины изучались на предмет их безопасности. Особенно долго выбирался маршрут на пик Революции. Первой альтернативой был маршрут С. Саввона (5Б, 1960) по восточному гребню, но с выходом на гребень не с севера, как это делали первопроходцы, а с юга - по ребру перевала Ленинский. Второй альтернативой был маршрут А. Зайдлера (5Б, 1979). Последний требовал провески перил по крутому льду на высоте от 6300 до 6650 м. Существовала опасность не успеть одолеть этот участок за светлое время суток. Маршрут Саввона был поспокойнее, но включал подозрительный в смысле лавиноопасности участок подъема с востока на пик Туманный. Кроме того, на маршруте Саввона участок гроебня с карнизами более длинный.

В результате был выбран более техничный маршрут Зайдлера ввиду отсутствия лавиноопасности на крутом льду и меньшего времени пребывания на высоте, что позволяло легче вписаться в окно хорошей погоды.

Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на большой высоте . Чтобы уверенно спускаться в любую погоду, а это может потребоваться по состоянию группы, мы разработали точную векторную карту района проведения похода и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены ледопады, разломы и ледосбросы, а также оптимальные пути спуска с определяющих локальных препятствий. Точность карты достигала 20-30 метров . Для надёжности в группе имелось два датчика GPS с такой картой.

Чтобы избежать попадания в непогоду на сложных участках , большое внимание уделялось её прогнозированию. С погодой нам очень везло, но, тем не менее, раз в два дня, а чаще, ежедневно, во время связи с московским диспетчером мы узнавали прогноз погоды на ближайшие дни.

Диспетчер ежедневно следил за распределением облачности с помощью программы Google Earth и узнавал прогноз погоды по трем окружающим Памир городам - по Хорогу, Ошу и Кашгару. В ходе обсуждения результатов прогнозирования выяснилось, что сайт www.gismeteo.ru уступает в точности прогноза сайту http://www.accuweather.com, в котором, к тому же, давалось больше информации, например, о скорости ветра. Поэтому с середины похода мы начали пользоваться именно этим сайтом. Так, было спрогнозировано, что в ночь с 25 по 26 августа ожидается непогода с выпаданием снега, причем этот прогноз давался еще за 5 дней. В Google Earth над каспийским морем было заметно облако величиною с Памир. Все следующие 5 дней оно быстро двигалось, пока не накрыло Памир вечером 25 августа. Утром 26 августа уже стояла безоблачная погода.

В другой раз с помощью сайта http://www.accuweather.com мы спрогнозировали сильный ветер в день восхождения на пик Ленина. В связи с этим мы заранее воздвигнули вокруг палаток монументальную снежную стенку "в два кирпича", а утром перед выходом на вершину максимально утеплились.

В походе группа ни разу не попадала под камнепады, под обвалы льда, не видела снежных лавин, в походе не было срывов, никто из участников не получил ни одного обморожения.

5. Выводы . Главный вывод только один - оказывается, что при надлежащей подготовке и грамотном планировании на пики Революции, Коммунизма и Ленина можно взойти в одном автономном горном походе.

Есть еще некоторые выводы по мелочам:

1. Лучше вместо принятого распределения веса продуктовой раскладки по частям похода 600, 600, 715 г воспользоваться распределением 600, 675, 750 г.

2. Стратегия прошлых лет "два примуса шмель с собою, один - в заброску" успешно срабатывала в Китае [ 1 и 2 ], но дала сбой на ошском бензине. Примуса приходилось постоянно чистить. Стоит в будущем подумать о горелках MSR.

3. Интеллектуальный и духовный голод в конгурском походе 2007 г. [2] был прекрасно удовлетворен совместным и ежедневном чтением вслух в палатке "Братьев Карамазовых". На этот раз ничего такого мы с собой не взяли. В результате к концу похода образовался дефицит тем для содержательного общения. Это ошибка.

4. Целесообразно изменить категорию сложности следующих перевалов: Танымас с 1А на 1Б, Янгидаван с 1А на 1А*, Путешественников с 1А на н.к. Обоснование этой рекомендации см. в примечании к пункту 1.7 . в Справочных данных о походе .

5. Состояние троп, ледников, включая ледопады, перевальных взлётов на всем маршруте, за исключением района Большой и Малой Саукдары, за последние десятилетия практически не изменилось. Всюду, где проходили люди, мы шли по описаниям 70-90-х годов, и эти описания вполне соответствовали наблюдаемому рельефу.

6. Ледники и прилегающий к ним рельеф в районе Большой и Малой Саукдары с 2001 года претерпели значительные изменения. Обвалились террасы на краю конгломератных обрывов, образовались новые глубокие овраги, на леднике Малая Саукдара обнаружен новый очень сложный ледопад, не описанный в отчетах 80-х годов.

7. Прижимы Танымаса на участке между притоками Яманджилга и Рашджилга не являются безусловно непроходимыми. Состояние невысоких обходов этих прижимов и уровень воды в рукавах Танымаса чаще благоприятствуют прохождению этого участка по дну долины, чем препятствуют этому. Поэтому, прежде чем затевать трудоемкий обход по верхней террасе с набором высоты в 500 метров, целесообразно убедиться, что этот обход действительно необходим.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

Фактически пройденный путь

518,39 * 1,2 = 622 км.

13.

Длина маршрута без учета повторно пройденного пути

349,18 * 1,2 = 419 км.

Летописец

Янчевский Олег Зигмонтович

07.01.61

Ин.-т. общей и неорганической химии, с.н.с.

6у, 6у, 7134, 7546

Медик

Примечание . Участник Дмитрий Шабалин закончил свое участие в походе в урочище Топтал после восхождения на пик Коммунизма (на север к пику Ленина не вышел).

1.3. Нитка маршрута

Пройденная:

Заявленная:

р.Танымас - заброска под пер. Танымас - лед. Грумм-Гржимайло - пер. Луговой (4210,1А) - пер. Холодный (4665,1Б) + рад. пик Ледяная стена до 5100 - р.Хавраз - пер. Майи Гантман + пер. Снежный (5650,3А) - рад. пик Хавраз до 6050 - лед. Башурвдара - лед. Хабарвивхац - траверс п. Революции (6940, 3Б*, п.п.) - л. Грумм-Гржимайло - пер. Юбилейный (6050,3А) - лед. Витковского - лед. Федченко - рад. к заброске за пер. Танымас (4570,1Б) - лед. Бивачный - плато Правды - рад. пик Коммунизма (7495,3Б*) - лед. Бивачный - лед. Федченко - пер Танымас (4570,1Б) - р.Танымас - пер. Янгидаван (4674,1А) - р. Беляндкиик - пер. Вымпелком (5400,3А) - лед. С.Зулумарт - лед. Б.Саукдара - пер. Удобный (4700, 1А, п.п.) - лед. М.Саукдара - пер. Ленина (6460,3Б) + рад. пик Ленина (7134) - лед. Ленина - пер. Путешественников (4128, н.к.) - Алайская долина.

р.Танымас - заброска под пер. Танымас - лед. Грумм-Гржимайло - пер. Луговой (4210,1А) - пер. Холодный (4665,1Б) + рад. пик Ледяная стена (5610) - пер. Соблазнительный (4650,1А) - р.Хавраз - пер. Майи Гантман + пер. Снежный (5650,3А) - рад. пик Хавраз (6124) - рад. пик Шверника (6134) - лед. Башурвдара - лед. Хабарвивхац - траверс п. Революции (6940, 3Б*, п.п.) - л. Грумм-Гржимайло - пер. Юбилейный (6050,3А) - лед. Витковского - лед. Федченко - рад. к заброске за пер. Танымас (4570,1А) - лед. Бивачный - плато Правды - рад. пик Коммунизма (7495,3Б) - лед. Бивачный - лед. Косиненко - пер. Косиненко (5360,2А) - пер. Арал (4880,2А) - р.Танымас - пер. Янгидаван (4674,1А*) - р. Беляндкиик - пер. Вымпелком (5400,3А) - лед. С.Зулумарт - лед. М.Саукдара - пер. Ленина (6460,3Б) + рад. пик Ленина (7134) - лед. Ленина - пер. Путешественников (4128,1А) - Алайская долина.

Сравнив эти нитки, внимательный читатель отметит изменения в оценке категории сложности локальных препятствий. Объяснение см. в примечании к пункту 1.7 .

1.4. Схема маршрута

Радиалка на пик Коммунизма

Выход на север, Беляндкиик

Выход на север, Саукдара

1.6. Высотный график маршрута (рис.1.4)

1.7. Список пройденных локальных препятствий

Вне зачета (5А)

Путешественников

Н.к.

Примечание. Изменения в категории сложности локальных препятствий.

1. Перевал Танымас оценен в результате прохождения категорией 1Б. На Танымасской лапе закрытый ледник. Имеются трещины. В одну из них с головой провалился руководитель группы. И это 1А? Ну конечно же нет. Этот перевал необходимо ходить в связках, имея знания и опыт по технике вытаскивания участников из ледовых трещин.

2. Перевал Янгидаван оценен в результате прохождения категорией 1А*. На пути к перевалу имеется каньон с водою от скалы левого борта до скалы правого борта. В каньоне приходится не только бродить по колено и чуть выше, но и немного лазить. Для группы, совершающей первый горный поход (1 к.с.) этот перевал выглядит сложновато. Однако он не имеет участков достаточно сложных, чтобы быть определяющим перевалом в маршруте 2 к.с.

3. В настоящее время перевал Путешественников превратился в некатегорированный перевал, так как через него в последние годы пробита торная тропа для верховой езды.

4. Радиальное восхождение на пик Коммунизма по маршруту Тамма оценено, как 3Б*. Действительно, это восхождение не для первой туристской шестерки. При восхождении мы имели 4 ночевки выше 6000: на плато Правды 6103, в ледопаде на склоне ЮВ гребня 6346, на ЮВ гребне 6938 и снова в ледопаде на склоне ЮВ гребня на 6415. Чтобы все это гарантированно выдержать необходимо иметь солидный высотный опыт с походом 6 к.с., а еще лучше, если бы такой поход был не один. Добавим, что просто перевал через плато Правды (перевал Россия) в классификаторе оценен, как 3Б*. А для восхождения на пик Коммунизма требования к составу участников должны быть еще выше.

1,8 Таблица характерных точек маршрута.

1.8.1. Часть 1. Танымас и кольцо Революции.

1.8.2. Часть 2. Пики Коммунизма и Ленина.

1.9. Календарный график прохождения маршрута.

2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

Длины дневных переходов и перепады высот представлены в календарном графике прохождения маршрута .

Описание изображенных на карте характерных точек маршрута представлено в таблице характерных точек маршрута .

При исчислении длительности и длины принято, что стандартная длительность перехода - 45 мин., длина веревки - 50 м.

Координаты точек на маршруте даны в системе координат WGS-84 в формате: градусы и минуты с долями минут.

Всюду, где это специально не оговорено, понятия правый и левый употребляются в орографическом смысле.

В тексте широко используются ориентиры в виде GPS-точек, например фраза "Другой путь от точки 3994 к упомянутому озеру (4137)…" подразумевает наличие в таблице характерных точек маршрута двух точек с высотами 3994 и 4137 и с указанными в этой таблице координатами. Как правило, эти точки отмечены и на прилагаемых картах-схемах.

ГЛАВА 1. ТАНЫМАС И КОЛЬЦО РЕВОЛЮЦИИ.

2.1. Заезд. Вечером 01.07.2009 мы вылетели из Москвы в Ош самолётом авиакомпании S7 и рано утром 02.01.2009 прибыли в Ош. В течение дня занимались закупкой бензина, продовольствия, формировали по мешкам заброски, а вечером на микроавтобусе Мерседес выехали на Памир. Утром 03.01.2009 мы достигли таджикского КПП за перевалом Кызыларт и пересели во встречающие нас таджикские машины (УАЗик - "буханка" и УАЗик - "козел"). За озером Каракуль мы свернули на грунтовую дорогу в Кудару и после полудня высадились, не доезжая 2-3 км до урочища Топтал в долине Танымас. Вниз к урочищу водители ехать отказались, сославшись на легенду о плохой дороге. На самом деле дорога там хорошая. До позднего вечера мы таскали грузы в урочище Топтал. Спасибо живущему неподалеку памирцу, который предоставил нам ослика. Памирец хорошо говорил по-русски, "городская квартира" у него в Рушане.

Заночевали в березовой роще на берегу реки Кокджар (левый приток Танымаса). Вода в реке чистая. Высота 3308.

2.2. Танымас. Описание долины.

Общие сведения. Длина Танымаса 75 км. Сливаясь в селении Кудара с рекой Кокуйбель, Танымас образует Кудару - правый исток Бартанга. Исток Танымаса находится 2,5 км восточнее ледника Федченко под языком ледника Танымасская лапа. Здесь на высоте 4438 м Танымас вытекает из озера, подпруженного ледником Танымас 5-й.

Верхняя и средняя части долины Танымаса ориентированы с запада на восток, а нижняя часть - с севера на юг. На повороте с востока на юг между средней и нижней частями долины находится урочище Топтал (переводится, как "Большой лес"). Здесь к Танымасу с востока спускается грунтовая дорога Каракуль - Кудара. На протяжении оставшихся 35 км (нижней части долины) вплоть до селения Кудара эта дорога следует по левому берегу Танымаса.

Описание долины по частям. В верхней части долины (16 км) Танымас не имеет крупных левых притоков. Зато справа (с юга) в долину реки спускаются языки ледников: Танымас 5-й, Астрономический, Танымас 3-й, Танымас 2-й.

Ледник Танымас 3-й (длиной 11 км) полностью перекрывает долину до левого борта, и река находит протоку под его языком. Выше этого ледника Танымас имеет чистую воду, но из-под ледника вытекает уже грязным.

Ландшафт в верхней части долины весьма разнообразен - участки каньонов чередуются с короткими участками широкой поймы, с плоскими "сковородами" перед языками ледников и с хаосом моренных нагромождений под языками.

Средняя часть долины (23 км) начинается от устья Тордары - крупного левого притока, стекающего с ледника Северный Танымас. В 2,5 км ниже Танымас принимает короткий, но полноводный приток с ледника Грумм-Гржимайло. Вплоть до поворота на юг в урочище Топтал долина имеет широкое (от 1 до 1,5 км) плоское дно. Река здесь разливается на множество рукавов.

Слева из узких ущелий в долину стекают притоки: Рашджилга, Яманджилга, Кирчинджилга, Янгидаван и Кокджар. Правые притоки невелики.

Нижняя часть долины (36 км) имеет характер широкого ущелья, река здесь имеет, как правило, одно русло.

Рис. 2.1. Схема верхней и средней частей долины Танымаса (от урочища Топтал до ледника Федченко. Красными цифрами обозначены характерные точки пути с неопределенной высотой, см. описание пути. За основу рисунка взята схема В. Ляпина.
Hi-Res

Описание пешего пути по долине. Пеший путь по долине Танымаса от грунтовой дороги в урочище Топтал до ледника Федченко проходит по орографически левому берегу реки. Основные препятствия на этом пути - броды через левые притоки Танымаса и прижимы основного русла реки и её рукавов. Ниже по тексту указаны высоты и номера точек в соответствии со схемой долины Танымас.

Брод через Кокджар (3308) проходит по колено или чуть выше и может потребовать веревочной страховки. Броды через Янгидавансу, Кырчинджилгу, Яманджилгу и Рашджилгу попроще и проводятся без страховки. Во всех перечисленных притоках вода чистая.

Брод (3627) через грязную Тордару (Северный Танымас), вытекающую из-под ледника Северный Танымас, может проходить легко (утром в июле) или наоборот, река может стать непреодолимой даже для яков (в середине августа) [8] . В этом случае следует пройти около 3-х км до языка ледника Северный Танымас и пересечь его. Оба берега Тордары легко проходятся.

Большую часть пути на участке от урочища Топтал до Кырчинджилги тропа следует по террасе левого берега. Во второй половине пути, когда терраса заканчивается, тропа спускается к воде (1), см. рис. 2.1, и перед прижимом взбирается по зарослям облепихи к подножию конгломератного обрыва. За прижимом тропа выходит из "облепихового леса", спускаясь в пойму реки.

На участке между Кырчинджилгой и Яманджилгой, ближе к последней, имеется прижим основного русла Танымаса (2), см. рис. 2.1. Этот прижим обходится по маленькой тропинке по склону левого берега примерно в 20 метрах над водой.

Первая четверть пути от Яманджилги до Рашджилги проходит в пойме реки. Прижимающиеся к скалам небольшие рукава Танымаса легко преодолеваются вброд. В конце этого участка имеется конус выноса с чистым ручьем посередине (3). К этому конусу прижимается основное русло реки, однако между рекой и конгломератным обрывом конуса имеется проход по камням. В крайнем случае можно взобраться на конус в самом его начале.

За конусом выноса начинается зона основных и самых трудных прижимов Танымаса. Она продолжается до второго ручья (4), который находится примерно по середине оставшегося пути до Рашджилги. От первого (3) до второго ручья (4) около 2,5 км.

Ф. 2.1. Путь подъема на верхнюю террасу в обход главных прижимов Танымаса.

Всю эту зону можно обойти по верхней террасе. Для этого следует подняться, например, по первому ручью на конус выноса и подойти к ярко выраженному ребру правого борта долинки этого ручья (основание ребра в точке 3460). По ребру поднимается козья тропа, см. фото 2.1. По этому ребру и далее по травянистому склону по ходу слева от ребра следует подняться до высоты 3948, повернуть налево и траверсировать склоны до Рашджилги. Этот траверс осложняется многочисленными оврагами, особенно глубок овраг упомянутого выше второго ручья (посередине траверса между точками 3964 и 3950). Спуск с террасы в долину Рашджилги осуществляется по одному из осыпных кулуаров.

Описанный путь весьма утомительный, поскольку требует набора около 500 метров по высоте. Поэтому путнику целесообразно вначале убедиться в его необходимости. В пойме реки за ребром подъема на террасу имеется скальный прижим крупного рукава Танымаса. В начале июля вода в этом рукаве может отсутствовать. В середине августа в прохладные дни рукав можно перебродить по пояс в воде. Если этот первый скальный прижим удается пройти (дважды перебродив рукав Танымаса) то лезть на верхнюю террасу не имеет смысла, поскольку следующие прижимы, в том числе и прижим основного русла реки, можно обойти по склону в 5-15 метрах над водой.

Дальше>>>

Фототехника

Не подскажете, каким фотоаппаратом снимали на маршруте?

Молодцы!

Какие вы молодцы!! Если такими темпами вам пиков не запасешься )))

МУЖЧИНЫ

МУЖЧИНЫ! УВАЖАЮ! ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ!

Этот поход готовился легко!

Справедливости ради хочу отметить, что как раз этот поход готовился легко. Сама идея возникла только в феврале, как реакция на кризис и отсутствие спонсорских денег, о чем я написал во введении. Район мне очень хорошо знаком, и мне даже не потребовалось ни разу съездить в библиотеку, чтобы посмотреть отчеты. В 1999 году мы выходили на новый уровень мастерства, а это сопряжено с большой внутренней работой. Когда я делал первый фильм в 2001 году, то потратил 3 месяца, а теперь я ту же работу выполняю за 10 дней. Это потому что есть наработанные приемы, есть понимание, как это надо делать. Так и с походом. В 1999 году мы взялись за нечто новое. И страшно было очень, внизу боевики, вертолеты не летают - полный отрыв. А сейчас было совсем не страшно. Как планировать - было ясно, снаряжение с неудачного 2008 года лежало на антресоли. Маршрут Тамма был подготовлен еще к 1999 году, а в 2002 году я его снова вписал в маршрутку при оформлении запасного варианта к китайской экспедиции, маршрут на Ленина - очевиден. Спуск с пика Революции проходил по пути подъема 1999 года. Весь маршрут был спланирован буквально за несколько дней. Посмотрите введения к последним прошлым отчетам, например, к отчету о походе с восхождением на Конгур. Там все те же слова. Действительно новым при подготовке был только один момент - 2 сутниковых телефона (вместо одного), и то эту идею жена подсказала. Короче, подготовка прошла намного легче, чем ко многим другим походам. Вот.

Да, ничего не скажешь, сильно...

Только одно замечу. Просто "очень ответственно и подготовленно подойти к походу" (с)недостаточно, чтобы такое поднять. "Ответственно и подготовленно" подходят многие. Где-то на сайте московского турклуба мне попалась заметка А. Лебедева "Волчий вой" (ЕМНИП). Там автор пишет, что перед Памирским марафоном 1999 года он год не работал, а только готовился к походу. Мало кто может такое себе позволить, особенно семейный человек. И отпуск два месяца тоже. По этому подобные мероприятия были, есть и будут единичными случаями, уделом отдельных людей.

Один мой знакомый как-то спросил: "Отчего среди туристов так много людей творческих?"

Ответ: "Они счастливые и незанятые люди"(с) :)

Молодцы ребята!

Видно очень ответственно и подготовлено подошли к походу!