Полезное > Снаряжение >

Автор: Иван Ершов, Москва

Некоторые методы использования стандартного скального снаряжения

Другие публикации автора:

Крым 2005 Май-Июнь. (Крым 38)

при прохождении технически сложных стенных маршрутов.

На примере стен Крыма

Ниже я приведу описания нескольких наиболее типичных вариантов использования стандартных закладок (стопперы, гекс-эксцентрик) и твёрдых титановых крючьев для организации вполне надёжных точек страховки в, скажем так, весьма неудобных для этого трещинках (щелях, раковчнах и т. п.) - то есть “слепые” трещинки, вдобавок “открыващиеся” наружу, к поверхности скалы. Всё это было придумано начиная с ноября 1986 г, когда удалось сделать довольно интересный маршрут на г. Морчека» и вполне успешно применяется по сегодняшний, так сказать, момент - в июне 2005 г. мы с Юрой Лишаевым пролезли новый маршрут на г. Уарч-кая.

Смысл всего этого очень простой – “почище” пройти маршрут, то есть с минимальным использованием шлямбурных крючьев, если есть такая возможность.

На рис. 1 стоппер среднего размера задавлен универсальным крюком в "дырке" в карнизе, крюк восполняет "недостающую" часть трещины и подклинивает закладку. В реальности на маршруте “Центр” (г. Морчека) были использованы швеллера, загнал я их по "уши", естественно, там всё и осталось, что, впрочем, не особенно меня огорчило, что говорит о том, что иногда целесообразно заранее провязать в крюк репшнурик - будет, за что его потом дёрнуть. На рис. 2 закладка (стоппер) подклинена швеллером в глубине трещины откольчика на карнизе ( маршрут Ю. Лишаева "Серп" на г. Сокол), аналогичная конструкция торчит в "Гроте Шаляпина" (г. Орёл - Новый Свет) опять таки же на маршруте Ю. Лишаева, извлечь её не представляется возможным. Кстати, это достаточно часто применявшаяся штука, именно на подобных откольчиках - за край рукой взяться страшновато, а в глубине вроде как и нормально.

На рис. 3 стоппер небольшого размера заклинен в слепой трещинке (скорее, вытянутой раковине), слегка от крывающейся наружу. Пожалуй, это наиболее часто встречавший ся случай (рис, ЗА - вид сверху). На рис. 4 - гекс-эксцентрик подклинен толстым швеллером в широкой и неглубокой раковине. Рис. 5 - стоппер поджат твёрдым универсальный крюком в слепой трещине, открывающейся наружу, весьма похоже на рис 3, но в данном случае крюк ещё и восполняет "недостающую" 1 часть трещины (рис. 5А - вид сверху).

Конечно, всё вышеизложенное ни в коей мере не может охватить всех вариантов, встречающихся на реальных маршрутах, скорее, это просто руководство к действию. Тут важен сам принцип работы пары ("блока") "крюк + закладка", позволяющий использовать весьма неудобные формы рельефа для создания достаточно надежных точек страховки. Понятно, что вся эта слесарня оправдана главным образом на сложных первопрохождениях, скажем так, на маршрутах 6+- к. тр.

Из изложенного выше видно, что скальные крючья используются как клинышки, но на сложных маршрутах одними закладками не обойтись, крючья всё равно необходимы. На рис. 6 два швеллера, заранее связанные петелькой, забиты в трещинку в глубину некоей широкой щели. Это может быть пара швеллер + универсальный крюк, два универсальных крюка - всё зависит от конкретной ситуации. Когда понятно, что крюк при забивке прижмёт к скале и в него невозможно будет прощелкнуться, лучше заранее позаботиться о репшнурике (диам, 6 мм ), ничуть не хуже будет петля из стропы. На рис. 7 универсальный крюк был просто вставлен в "дырку" и затем изрядно подклинен швеллером (маршрут "карфаген" на г. Уарч-кая), Конечно, в данном случае подошла бы и "морковка", но по нынешним временам это экзотика. Нагрузка прикладывается к универсальному крюку, штука получается весьма надёжная.

Нетронутые трещины как правило закарстованы, либо забиты брекчией, поэтому с первой попытки, скажем так, вообще сложно что-либо в них забить, обычно приходится немного покопать, прежде чем тонкие универсальные крючья начинают хоть на сколько-нибудь “заползать '' .

На рис. 8 - блок универсальных крючьев, нагружать следует крюк 1, в ряде случаев целесообразно связать оба крюка петелькой, как на рис. 6 ("полусхватывающим"), но очень часто второй крюк, подклинивающий первый, заходит всего на 2 - 3 см , тут важнее случайно на него не наступить - конструкция незамедлительно вывалится. Аналогично применяется швеллера или пара швеллер + универсальный крюк, в зависимости от формы трещины. Это очень часто применяемая конструкция, хотя и не особенно надежная, просто после примерно четырех таких "блоков" все равно забиваешь шлямбур, если не удается сделать что-то более надёжное. Активно использовалась на маршрутах "Вариант" (г. Морчека), "Зуб" по Северо-Восточному ребру" (первопр. январь 1999 г . с Ю. Лишаевым). "По стене правее Большого камина” - г. Сокол (первопр. ноябрь 2003 с Ю. Лишаевым), разумеется, маршруты на г. Уарч-кая и многих других.

Кривенькие стоппера (изгиб в "тросовой" плоскости) применяются точно так же, как и более привычные пирамидки, в смысле подклинивания их крючьями, в качестве чисто заклад­ ных элементов они, конечно, эффективнее.

Блок из двух закладок, положенных "навстречу друг дру­ гу", надо заметить, использовался крайне редко. Можно сказать "оппозитные” закладки, это вполне точно отражает суть описы­ ваемой конструкции. На рис. 9 изображены два больших стоппера с веревками, в реальности на маршруте "Серп" (г. Сокол) в трещину под карнизом я пристраивал две весьма крупные гексы, щель оказалась настолько развитой, что в нее проваливалось всё, что было под рукой, но в некоторых местах она имела сужения, в которых и были размещены закладки, слегка подтянутые друг к другу, этого оказалось достаточно, чтобы они не смещались в сторону и, таким образом, не выпадали из щели. Разумеется, при необходимости петли закладок наращиваются либо карабином, либо оттяжкой и т. п. Ещё пару раз подобная конструкция была применена на г. Морчека, на сей раз это и в самом деле были стопперы, только уже на пунктах страховки ( в трещине откола м-т "Буреввстник", редко посещаемый ход в районе маршр. "Центр").

Применение скайгуков

На технически сложных маршрутах 6,0 – 6 + к. тр. без скайгуков обойтись крайне проблематично. Понятно, что в основном маршрут прокладываешь по щелям, но переходы со щели на щель делаешь на скайгуках с, по возможности, минимальным использованием шлямбурных крючьев. На рис. 10 изображена типичная раковинка под скайгук (г. Айя, г. Морчевка и др.), I 0 A - хорошая зацепочка за небольшим откольчиком. Пожалуй, можно порекомендовать использовать скайгуки с довольно большим "хватом" - мм 35 – 40. Я делал такие из прутка У8А ( "серебрянка") диам. 8 мм , но закаливал только сам клювик. В основном я использовал дюралевые скайгуки (пространственная конструкция с "лапками"), тут "хват" небольшой, 15 - 18 мм, просто из соображений прочности конструкции. Рис. 10Б - небольшая наклонная полочка доработана шлямбуром (коронка 10 мм ), глубина отверстия тут определяется чисто из соображений безопасности ("по самочувствию”), достаточно 7 – 8 мм . Рис. I 0 B - доработка шлямбуром крупной раковины, рис. 10В -на нависании (карнизе), как правило, можно найти удобное место для пробивки дырочки, желательно делать ее с "поднутре­ нием", что и нарисовано. На вертикали (при уклоне, скажем так, до 95 град.) шлямбурные крючья забиваешь метра через четыре (иногда и много реже), поэтому последовательно выбивается несколько дырочек, примерно как на рис. 10Д, лично я больше шести дырочек подряд не пробивал - может получиться слишком большой полет, что нежелательно.

Не стоит делать слишком мелкие дырочки - известняк покрыт "корой выветривания" (это относится и к другим горным породам) краешек отверстия отваливается, как показала практика, совершенно неожиданно (краешек слишком мелкой зацепочки), вслед за этим подтверждается полет, которого вполне в данном случае можно было бы избежать. На вертикали достаточно глубины отверстия 8 - 10 мм, в зависимости от породы.

Когда дырочки становятся слишком глубокими, это говорит о том, что пора озаботиться забиванием шлямбурного крюка.

При лазании на скайгуках я всегда использовал свои обычные рабочие лесенки, т. е. двухступенчатые, с дюралевыми ступеньками длиной 20 см, что позволяет более-менее удобно разместить на одной ступеньке две ноги одновременно. Это важно, когда со второй ступеньки бьёшь дырку на вытянутые руки, конечно, на зависании (карнизе) скайгук прощёлкивается непосредственно в грузовую петлю бeceдки - двумя карабинами. С моей точки зрения лесенки и скайгуки - индивидуальное снаряжение, всё это должно быть хорошо подогнано под свой рост и опробовано, скажем так, вблизи поверхности земли. Иногда целесообразно воспользоваться веревочками для самовытягивания лесенок, это тонкие репшнурики (3 мм), обычно их крепишь за отдельный маленький нарабинчик на системе (так же, как и молоток), длиной они могут быть примерно 1,5 м. Часто приходится сразу очень далеко уходить с предыдущей лесенки, я просто сбиваю ее ногой и впоследствии подтяги ваю на веревочке. По крайней мере, лесенка не улетит случайно в пропасть, это обычно огорчает. При лазании просто на ИТО в верёвочках большой необходимости не возникает.

Некоторые пользуются лесенками из стропы, в ней, как правило, три ступеньки, единственное, что тут можно сказать - стропа должна быть достаточно жёсткой и широкой, чтобы не передавливало ноги. Лично мне подобные лесенки показались не слишком удобными. Иногда приходится давать “ задний ход” и в этом случае попасть ногой на ступеньку существенно проще, нежели в петельку из стропы, надо не забы­ вать о том, что конструкция держится на стене не особенно крепко и легко может поковырнуться.

На траверсах бывает лучше сделать несколько коротких переходов, если это позволяет рельеф скалы, могу только сказать, что передвигаться на скайгуках "вбок" не особенно удобно.

Другие способы применения скайгуков более экзотичны и, пожалуй, несколько выходят за рамки данных записок.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Очень полезная информация! Спасибо автору!

Интересная статья.

Смысл всего этого еще и в более быстром и техничном( в слесарке тоже есть своя техника прохождения) – прохождении маршрута. К рекомендации по применению репшнура лучше дополнить - только для прохождения - репшнур мгновенно рвется при малейшем срыве. Опять же – какой репшнур – есть старый, советский, есть импортные, есть кевларовые – прочность сильно отличается. Нужно обязательно подчеркнуть (хотя по тексту это есть, но слабо) – все эти советы – для организации ИТО для ПРОХОЖДЕНИЯ. Точки страховки, как правило, на шестерочном рельефе это шлямбура, должны быть рядом, в пределах 3-4 метров и технология их изготовления совершенно другая – там все должно быть на порядок надежнее. «лучше заранее позаботиться о репшнурике (диам, 6 мм ), ничуть не хуже будет петля из стропы» Не совсем точно – все-таки петля из стропы намного прочнее репшнура 6 мм и, в отличие от репшнура, петля из современной стропы может применяться для страховки. «Конечно, в данном случае подошла бы и "морковка", но по нынешним временам это экзотика. Нагрузка прикладывается к универсальному крюку, штука получается весьма надёжная ». Лучше дополнить - надежная для прохождения. Потому что при срыве высока вероятность того, что с «мясом» мгновенно вылетит – хотя бы потому, что тело крюка обжато не по всей длине. «Это очень часто применяемая конструкция, хотя и не особенно надежная, просто после примерно четырех таких "блоков" все равно забиваешь шлямбур, если не удается сделать что-то более надёжное». Не после четырех таких блоков, а всегда, после четырех любых точек, описанных в данной статье нужно делать хорошую точку страховки. Никто не спорит, что двухступенчатые лесенки наиболее удобны для работы на ИТО. Однако они занимают многого места – ступеньки объемны. Я использую лесенки мягкие, очень небольшие(подобрал по пределу минимально допустимому пределу прочности) , с тремя петлями каждая. Они имеют крюк, из титана, с тонкой капроновой веревкой за верх крюка. Подвязаны эти лесенки к беседке за примерно 2-3 метровую капроновую веревку заранее и вся эта конструкция спрятана в маленький мешочек сзади. Вес и объем мал и не мешает работать совершенно. Зато в любом месте можно просто выкинуть эти лесенки из мешочка и они повисают справа и слева сзади. И можно сразу работать на ИТО. По ходу лазания они сами выдергиваются за капроновую тонкую веревку, после прохождения. «С моей точки зрения лесенки и скайгуки - индивидуальное снаряжение, всё это должно быть хорошо подогнано под свой рост и опробовано, скажем так, вблизи поверхности земли.» Не только подогнано. Такой комплект не стоит давать другому – потому что сложность шестерок такова, что первый должен работать как пианист на рояле – тонко и безошибочно. К комплекту нужно привыкнуть на тренировках. Лично для меня замена любого шестерочного снаряжения нежелательна – малейшие отличия на такой сложности могут привести к проблеме. «Иногда целесообразно воспользоваться веревочками для самовытягивания лесенок, это тонкие репшнурики (3 мм), обычно их крепишь за отдельный маленький нарабинчик на системе (так же, как и молоток), длиной они могут быть примерно 1,5 м. Часто приходится сразу очень далеко уходить с предыдущей лесенки, я просто сбиваю ее ногой и впоследствии подтяги ваю на веревочке.» Ну не иногда, а всегда – на маршрутах шестой категории подвязано или спрятано в рюкзаки должно быть все. Ну а ногой сбивать – глупо – это все-таки шестерка, лучше быть потехничнее - есть специальный крюк – потянул аккуратно за шнурочек – оно и пришло. И крепить лучше не за маленький карабинчик, а подвязывать – зачем лишнее угловатое железо такого карабинчика на системе – лишнее, может зацепиться. Да и выщелкиваться такие карабинчики любят. «По крайней мере, лесенка не улетит случайно в пропасть, это обычно огорчает. При лазании просто на ИТО в верёвочках большой необходимости не возникает.» Если на уровне шестерок что-то улетает – это не только огорчает - это предмет обстоятельного анализа ошибок. Уровень подготовки шестерочника должен исключать улетание рабочего снаряжения. Исключение – закладки, крючья, точки прохождения, скайхуки – это может вылетать и улетать, потому что точки прохождения используются запредельно рискованно – так и должно быть на таком рельефе. «Лично мне подобные лесенки показались не слишком удобными. Иногда приходится давать “ задний ход” и в этом случае попасть ногой на ступеньку существенно проще, нежели в петельку из стропы, надо не забы вать о том, что конструкция держится на стене не особенно крепко и легко может поковырнуться.» А вот здесь Вы правы. Дюралевые ступеньки несравненно удобнее в работе. Их недостатки – в камине или щели они садятся намертво при попытке потянуть за шнурок и поднять их для дальнейшей работы. Кроме того, лесенки с дюралевыми ступеньками не спрячешь, как у меня, с гибкими ступеньками, в маленький, незаметный мешочек за спиной – они объемные и будут мешать в каминах, цепляясь. Есть и еще вариант- любое длинное железо нежелательно при срывах – лесенка своей дюралевой ступенькой при тяжелом срыве может нанести травму. Но тут решать самому клиенту – подходит и тот и другой вариант лесенок.