Горы мира > Алтай >

Автор: Александр Нечаев, Краснообск

Алтай-2009
Белуха с Юга-2009

Горный поход 2 категории сложности, совершенный в период 14 июля - 31 июля 2009 года в районе Центрального Катуньского хребта по маршруту:

с.Тюнгур-оз.Кучерлинское-пер. Капчальский В.,1Б, 3210-р.Капчал-р.Катунь-лдн.Геблера-попытка восхождения на г.Белуха, 4506м-р.Катунь-р.Капчал-попытка прохождения пер. Капчальский З,2А,3118-пер. Капчальский В-оз.Кучерлинское-с.Тюнгур

Руководитель похода, автор отчета Нечаев Александр - netaew@mail.ru, Новосибирск.

Авторы фотографий: А. Нечаев, В.Григорьев (Г).

Всего пешком : 150 км

Походное время в пути: 14 дней.

Список участников похода

1950

г.Новосибирск

1р.горн.турист.

Более 15 походов, из них 4-5 КС.

Зам.рук.,

16 июля

Заброска 1
на 2 дня

оз.Кучерлинское- р.МюштуАйры,отправка пострадавшей до озера

18 июля

КАРТЫ, СХЕМЫ

Карта похода 1 км 28,7 мгб

Описание похода.

Идея похода 2009 возникла из желания совместить приятное с полезным в районе Центрального Катуньского хребта. Приятным было посещение озера Дарашколь, полезным- попытка восхождения на г. Белуху с Юга по леднику Геблера. Итак, цель намечена и достаточно интересная, началась разработка деталей похода. При поиске информации по материалам восхождения на Белуху с Юга оказалось, что таких попыток уже давно не было ввиду практической непроходимости ледопада ледника Геблера. Однако, более ранние попытки были систематизированы и изучены. Сюда относятся, например, описания

ra9yta.narod.ru/Marshrut.html

http://turizm.lib.ru/cgi-bin/?GEO=траверсбелухинскогомассива и др.

Формирование группы. Участниками похода заявлены, кроме меня, участники прошлогоднего похода Олег Елкин, Григорьев Владимир и новые участники Когаль Николай, Швецов Евгений и Смирнов Андрей из Новосибирска, имеющие опыт горных походов 3 категории сложности. Добавлю, что Когаль Н. имел квалификацию и опыт превышающий опыт остальных участников. Кроме технического руководства походом, он взял на себя обязательство по доставке нас в Тюнгур и обратно на своей Газели. Две участницы- женщины выезжали на 2 дня раньше с другой группой и ожидали нас на стоянке за озером Кучерлинским (Медвежьи стоянки) для дальнейшего прохождения маршрута с основной группой. По плану похода они доходили до истока Катуни и ожидали там возвращения основной группы с восхождения на Белуху. На обратном пути от Белухи до Тюнгура предусматривалось посещение оз. Дарашколь с выходом через пер. Кульдора, 1Б к Кучерлинскому озеру. Однако, этим планам не суждено было сбыться из-за ЧП в походе, непогоды и нехватки времени.

Планируемый маршрут похода: с.Тюнгур- оз.Кучерлинское, заброска 1-лдн.Кони-Айры,заброска 2-пер. Капчальский В,1Б, 3210-р.Капчал-р.Катунь-лдн.Геблера-попытка восхождения на г.Белуха, 4506м-р.Катунь-р.Капчал-пер. Капчальский З,2А,3118, группа поддержки возвращается через пер. Капчальский В,1Б,3210-лдн. Кони-Айры, взятие заброски 2, соединение с группой поддержки- лдн.Немыцкого -оз.Дарашколь - пер. Кульдора,1Б,2700- оз.Кучерлинское, снятие заброски 1-с.Тюнгур

Нитка пройденного маршрута показана на карте и изложена в фактическом графике движения. Изменения в маршруте связаны с ЧП в походе и потерей ходовых дней из-за непогоды. Попытка прохождения перевала Капчальский З, 2А не увенчалась успехом из-за невозможности идентифицировать описанный в отчетах перевал. Выбранный нами вариант прохождения равносилен по сложности скальному 2Б, что превышало наши возможности. Поход был рассчитан на 14 ходовых дней с 16 июля, не считая подъезда к месту старта.

Особо следует остановиться на получении разрешения от погранслужбы на посещение 5 километровой пограничной зоны с Казахстаном. Как известно, Катунь в своем начале протекает в 1, 5 км. от границы с Казахстаном. Действуем в соответствии с приказом ФСБ и отправляем по факсу в Усть-Коксинскую в\ч заявления. За неделю до отъезда звоним туда и узнаем, что пропуска не дали в связи с отсутствием план-карты похода. Высылаем заново заявления с план-картой. Между тем, двое наших участников (женщин) уже уехали и звонят нам из Усть-Коксы, что там пропуска до истоков Катуни им не дали, а наших пропусков нет и в помине. Надо звонить начальнику управления в Акташе. Срочно звоню начальнику управления, полковнику погранвойск, и узнаю, что нам неправомерно отказали в пропуске, ибо нельзя посещать только 100- метровую зону от границы. После переговоров с начальником управления получаю гарантии, что пропуск будет нас ждать на погранпосту.

Итак, 14 июля в назначенный срок мы выехали на "Газели" из Краснообска (пригород Новосибирска, научный городок СО Россельхозакадемии) в Тюнгур. В виду того, что шофером был Н. Когаль, непрофессиональный водитель, предполагалась ночевка по пути следования.

Подъезжаем к погранпосту и узнаем, что пропусков нет и придется ехать в Усть-Коксу и там получать их в части. Нам выписывают временный пропуск до погранчасти, и мы к обеду приезжаем в часть и после двухчасового ожидания получаем пропуска по всему маршруту, включая ледник Геблера. В принципе, их можно получить и на погранпосту, если бы мы не сообщили, что в решении данного вопроса принимал участие начальник управления.

Ф0

Ф0-Ф4. На пути в Тюнгур

Ф5-Ф6. Тюнгур. Журавль

Ф7-Ф8. Урощиче Елань. Приехали

Ф3. Алтайские вымогатели. За стоянку 200 рублей.

1. Урощиче Елань- кучерлинское озеро

15 июля 09г. Выгрузив попутчиков за мостом через Кучерлу, часам к 17приехали в урочище Елань. Пока расставляли палатки, Н.Когаль уехал в д.Кучерла, чтобы оставить машину на частной стоянке в деревне.

16 июля 09г. ЧХВ 10 часов, S=15км. Утром он вернулся обратно, и мы вышли на маршрут, постепенно втягиваясь в ритм похода. В качестве ходки приняли предложенный Николаем цикл: 30 минут идем и 5 минут отдыхаем. Этот ритм остался потом в качестве основного в походе. По дороге останавливаемся возле всемирно известных наскальных рисунков, где алтайцы сделали навес и огородили место. Сейчас туристы даже оставляют там жертвенные деньги, надеясь на помощь в горах Богов Алтая.

На стоянку остановились в 19 часов за ручьем Чок-Чок.

Ф10

Ф17

Ф18

Ф15-Ф18 На стоянке

17 июля 09г. Стоянка р.Чок-Чок- Кучерлинское озеро. ЧХВ 6 ч , S =10 км . Выходим около 8 утра. План на сегодня дойти до Кучерлинского озера. До Текелюшки ориентировочно около 4-5 км и до озера 5 км. В 10 часов достигаем р. Текелюшка и идем дальше. Через 2 часа достигаем водопада Тегеек на противоположной стороне р. Кучерла. В 14-30 достигаем вершины перевального отрога, перекрывающего путь к озеру. С него открывается панорамный вид на озеро. К сожалению, погода портится и последние часы идем под дождем. Относительно темпа движения выяснилось, что двое из участников, Смирнов Андрей и Швецов Женя, не выдерживают заданного темпа движения и сильно отстают от группы.

Ф19

Ф28. В.Григорьев и Е.Швецов напротив вдп.Тегеек

Ф29. А.Нечаев и В.Григорьев напротив вдп.Тегеек

Ф30-Ф32. Кучерлинское озеро

Спустившись вниз к озеру, делаем обед под навесом, сооруженным алтайцами. Принимаем решение ввиду непогоды остаться здесь на ночевку. Формируем заброску на 2 дня возврата к Тюнгуру и прячем ее в зарослях склона. Попытка организовать посещение бани провалилась ввиду нехватки контингента желающих оплатить стоимость одного часа в 1500 рублей на 5 человек.

Ф33Г

Ф47Г

Ф48Г

Ф33-Ф42. Кучерлинское озеро

Ф43-Ф47. Кучерлинское озеро. Левый берег, коттеджи для туристов.

2. Кучерлинское озеро- р. Мюшту-Айры. ЧП на маршруте.

18 июля 09г. ЧХВ 4 часа. S=8км. Задача на сегодня: выйти к Медвежьим стоянкам за Кучерлинским озером и забрать, ожидающих нас двух участниц похода Попову Валентину и Сушкову Ольгу. Сушков Дима и Ларичев Евгений, с которыми вышли на 2 дня раньше участницы, составляли самостоятельную группу, цель которой была дойти до Катунских ледников и вернуться назад.

Ф49

Ф50

Ф51

Ф52

Ф53

Ф54Г

Ф54-1

Ф55

Ф49-Ф52. Ручей из оз. Мутного с лдн. Западного (Кучерлинское озеро)

Ф53. Начало Кучерлинского озера

Ф54. Водопад на реке Иолдо-Айры. На той стороне тропа на оз. Дарашколь

Ф55-1,Ф55-2. Встреча на Медвежьих стоянках с Валентиной и Ольгой

В 12 часов проходим начало Кучерлинского озера. Не зная, где расположены Медвежьи стоянки, обедаем по плану и в 15 часу выходим. Повстречавшиеся туристы сообщили, что мы недалеко у цели и, действительно, через 30 минут выходим на возвышающийся центр морены, поросший кедрами. На стволе одного видим записку, адресованную нам, на случай если мы пройдем мимо. Справа по ходу видим палатку , в которой Ольга и Валентина. Ура! Все нормально, и первый этап маршрута закончился удачно: никого не потеряли. Выясняем, что Дима и Евгений ушли на пер. Капчальский. Собираем палатку, оставляем лишний груз и после краткого отдыха выходим на тропу дальше. Проходим водопад Иолдо-Айры и попадаем в заболоченною долину, где на склоне много поваленных деревьев, лежащих поперек тропы.

На привале обнаруживаем, что одна из участниц при преодолении поваленного дерева допускает срыв ноги и получает травму голени: сучком ей нанесено глубокое рассечение ткани голени. Принимаем решение об отправке ее срочно назад для оказания медицинской помощи.

Решение о возврате вместе с подругой принимает и Ольга. Сопровождать их до Кучерлинского озера вызвался Николай Когаль. Его рюкзак остается с нами. Делаем обработку раны и перевязываем ее бинтом. Освобождаем рюкзак от лишнего теперь уже ненужного питания, и трое участников уходят. Николая мы договорились ждать на водопаде Кони-Айры, куда он должен вернуться на следующий день.

Обидно, но ничего не поделаешь, травма значительная, и сход с маршрута неизбежен.

Дойдя до р. Мюшту-Айры, решили остановиться здесь на стоянку и ждать Николая. Как потом оказалось, это было оптимальным решением с потерей одного дня. Николай пришел наутро следующего дня около 10 часов и сообщил, что на Кучерлинском озере нашел врача, который профессионально обработал рану. В дальнейшем стало известно, что лошадей там не было, в МЧС не обращались, и сами дошли до домика на р. Кучерла, где взяли лошадей. Доехав до Тюнгура нашли машину и уехали в Новосибирск.

Ф54-2

Ф56

Ф57

Ф58

Ф55-Ф58. Стоянка на р. Иолдо-Айры. Переправа. Корректировка раскладки продуктов

3. Р.Иолдо-айры.Переправа.Вдп. Кони-Айры- Граница зоны леса долины Кони-айры

19 июля 09г. ЧХВ 7 ч, S =6км. В 10 часов утра приходит Когаль Николай и мы выходим на тропу. Погода дождливая. Через 30 минут подходим к переправе и переправляемся через р. Мюшту-Айры.

Ф59

Ф60

Ф61

Ф62

Ф59-Ф60. Переправа через р. Мюшту-Айры.

Ф61-Ф62. Р.Кони-Айры. Предполагаемый склон обратного перехода на оз. Дарашколь.

Ф63

Ф67. Обед на Корни –Айры. Швецов Женя

Ф69-Ф72. Выход на вершину вдп. Кони Айры

Ф73-Ф74. Вид в долину вдп. Кони Айры по течению

После форсирования реки Мюшту-Айры идем по правому, орографически, берегу реки в направлении водопада Кони-Айры. Достигнув места, где по планируемому маршруту необходимо уйти на озеро Дарашколь на обратном пути с выходом на ледник Немыцкого (синий путь на карте) с огибанием вершины 2758, комплектуем заброску на 2 дня обратного пути до оз. Кучерлинского. Заброску решено спрятать на противоположном берегу Кони-Айры, перейдя реку. Эту операцию вызвались проделать Николай и я. Однако после перехода реки, пока я грел ноги, Николай, не зная планов, унес заброску под водопад наверху, метров на 100 по высоте. На этом мы потеряли около часа времени.

Ф75

Ф75-Ф79.Формирование заброски, форсирование р. Кони –Айры

Ф80-Ф81. Планируемый путь на оз. Дарашколь

Ф82-Ф84. Стоянка на границе зоны леса перед лдн. Кони-Айры

Планируемый путь на оз. Дарашколь показан на фото Ф81. Спрятав заброску, идем дальше. Ночевку планируем на границе леса, с костром на дровах. Как и ожидалось, произошла встреча с Димой и Евгением, которые, достигнув Капчальского перевала, возвращались назад. Они поведали нам, где находятся последние стоянки в зоне леса и сообщили, что на перевале много снега. Мы, в свою очередь, сообщили им о ЧП с женщинами. На этом мы распрощались и к 19 часам были на указанной стоянке, которая расположена на высокой скале.

4. Граница зоны леса долины Кони-айры- пер. Капчальский В, 1Б,3210-морена Капчальского ледника (под пер.Сыпучий)

20 июля 09. ЧХВ 10 часов, S =12 км. Выходим с места ночевки около 8 утра. Тропу по верху не нашли, поэтому спустились к р. Кони-айры и в результате уперлись в следующую скалу, на которой тропа исчезла. Пришлось лезть без тропы наверх травянистого склона с березкой, которая при этом обильно поливала нас водой.

Ф85

Ф86

Ф87

Ф88

Ф85. А в горах еще весна

Ф86- Ф87. Морена лдн. Кони –Айры "Хвост дракона"

Ф88. Приближаемся к выходу на ледник

Выходим наверх склона и видим тропу. Тропа выводит нас на морену. Оптимальным является путь по так называемому "Хвосту дракона", выводящему в своем конце прямо к леднику.

По пути проходим перевалы Капчальский З., Средний и Ложный (Ф89-Ф90). Спуск с Капчальского З. запланирован на обратном пути.

Ф89

Ф90

Ф91

Ф92

Ф89-Ф90. Перевал Капчальский З.,2А с лдн. Кони –Айры

Ф91, Ф93. На перевале Капчальский В.

Ф92. Пер.Капчальский В. Седло перевала слева- со стороны Кони Айры

В 16-00 группа на седле перевала. Для спуска вниз напрямую сбрасываем одну веревку. Последний спускается, сделав самосброс на петле. На перевале записка Пермского клуба туристов, рук. Бояршинов С.Б от 25.08.2008 г. Спуск с перевала до места стоянок на травянистой морене перед пер. Сыпучий (19 часов) занял 2 часа.

Ф93

Ф98

Ф99

Ф100

Ф98. Спуск с пер. Капчальский В,1Б,3210.

Ф99. Ритуальное место древних Алтайцев(?)

Ф100. Стоянка перед пер.Сыпучий

Ф101

Ф102

Ф101. Когаль Николай

Ф102. Р.Капчал с места стоянки пер. Сыпучий.