Автор: Андрей Кавеев, г. Санкт-Петербург

Алтай, 2009 г.
Прохождение пер. Париж,
“Глубокая разведка” пер. Вектор,
И… использование платформы в горном походе.

Пос. Тюнгур – р. Кучерла - оз. Кучерлинское – разлив Аруколь - р. Йолдо-Айры - оз. Дорошколь – р. Кони-Айры - лед. Кони-Айры – пер. Кони-Айры (2А*, рад.) – р. Кони-Айры– р. Мюшту-Айры - лед. Мюшту-Айры – пер. Вектор (3А*, рад., 1-я ступень) - пер. Париж (3Б, рад.) – лед. Леонида – пер. Токмак (2А) – лед. Западный – оз. Синее и Зеленое - оз. Кучерлинское – пос. Тюнгур.

Участники похода (СПб):

1. Кавеев Андрей (руководитель, доктор)
2. Кавеева Елизавета (зам. руководителя, завхоз)
3. Гагарский Алексей (финансы)
4. Крошкин Илья (хронометраж)
5. Гуляев Алексей (ремонтник)

Введение

После успешного путешествия на Северный Тянь-Шань в 2008 году, появилась задумка навестить "старые знакомые места", а именно Алтай. В районе Кучерлинского озера и окружающих долин мы ранее не были, поэтому хотелось посмотреть район как можно лучше. Это, естественно, само Кучерлинское озеро, далее на запад – озеро Дорошколь, по всем описаниям безумно красивое место. Далее на юг – исток реки Кони-Айры (с известным одноименным водопадом) и соответствующий горный цирк. На восток – ледник Мюшту-Айры с наиболее сложными перевалами района.

Технической “изюминкой” был перевал Париж, причем радиально по определяющей стороне (пройти насквозь, с простым спуском, не позволяла логика построения маршрута и необходимость разделения группы). В данном походе мы опробовали несколько новых для нас технических приспособлений. Первое – “доработанная” под крутой лед (наше “ноу-хау”, подробности ниже) конструкция бура – сбрасывателя. Второе – применение в горном походе платформы. Ну, и по мелочам, например, применение пары жумаров на перилах, удлиненная самостраховка от беседки, что позволяло отдыхать, откинувшись от крутого склона. Или, например, у нас были всего две веревки, “восьмерка” и “десятка”, на пятерых, что вполне достаточно для работы как на подъеме (с применением акселераторов), так и на спуске со сбрасываемой точки страховки. При этом “восьмерка” должна быть рассчитана на работу в качестве основной, а не только вспомогательной. К сожалению (или к счастью), без платформы было не обойтись. Восхождение и спуск по технически сложному снежно-ледовому маршруту оценочно 5А альп. к.тр. предполагало, в зависимости от погодных условий, не менее двух висячих ночевок. Прохождение всего участка за день до седловины (что снимало необходимость в платформе) было под вопросом, опять же из-за потенциально короткого погодного окна, и физической подготовки.

Часть первая, Лесная

В этом походе хождению по “зеленке” отводилось очень много времени. Первая причина: все-таки, обзор района есть обзор района. Вторая, более “метафизическая”: на Алтае успех прохождения технически сложного маршрута может быть напрямую связан с тем, как произошло “вхождение” в район. Соответственно, чем сложнее набор локальных препятствий, тем спокойнее и неторопливее должно быть “вхождение” (например, мы бы не рекомендовали ходить на Белуху по классике за две недели общей продолжительности). Ну, и третья причина – акклиматизация. В указанном районе выходу на высоту ориентировочно 3700 м или более (пер. Париж) предшествовали два “зуба” акклиматизационной пилы: выход к озеру Дорошколь и подъем на пер. Кони-Айры. Ну, а этому предшествовал “челнок” от урочища Елань до Кучерлинского озера. Протяженность активной части похода была 24 дня, и, с учетом раскладки (500г/чел. в день), и альпинистского снаряжения (включая пластиковые ботинки и платформу), стартовый вес был 215 кг на пятерых участников, из которых одна женщина. Вес платформы - 10.5 кг. С учетом того, что платформа использовалась вместо палатки (вес средней трехместной палатки примерно 3 кг), это добавило нам 7.5 кг веса. С конной доброской решили не связываться, и сам “челнок” рассматривался как часть акклиматизации, к тому же позволял не “сдыхать” на подходах. Общая протяженность “челнока” – примерно 90 км (45+45), что заняло у нас четыре дня. В итоге смотрите, какой был фактический план-график (после некоторой “корректировки” со стороны Погоды):

Даты Участки маршрута

08.08 р. Иолдо-Айры, оз. Дарашколь
09.08 Полудневка, р. Иолдо-Айры
10.08 Вдп. Кони-Айры
11.08 Пер. Кони-Айры (2А*, рад.)
12.08 Лед. Мюшту-Айры
13.08 Дневка
14.08 Дневка
15.08 Пер. Вектор (3А*), 1-я ступень рад., тренировка и “разведка” 2-й ступени
16.08 Пер. Париж (3Б, рад., по опред. стороне)
17.08 То же
27.08 Тюнгур - Барнаул
28.08 Барнаул-СПб

02.08.09.

Заезд в район – как обычно. Ночью прилетели на самолете Петербург-Барнаул. По правилам авиакомпании «Россия» в этом году разрешено провозить бесплатно 32кг/чел, включая 5 кг ручной клади. Мы не уложились килограмм на 18. Пришлось доплатить 1800р., и расчёта 100р/кг перевеса. В Барнауле нас уже ждала машина, заказанная в фирме Ивана Замчалова БийскАлтайТур (http://bialtur.biysk.ru/). На самом деле с аналогичным названием есть и другая фирма. Однако услугами Ивана мы пользуемся не первый сезон. Делаем остановки: завтракаем в кафе, докупаем 20 кг раскладки. Незачем везти в самолете всю раскладку и переплачивать за перегруз. Такие продукты, как сахар, греча и печенье вполне можно купить например в Бийске или Горно-Алтайске. В Горно-Алтайске же мы покупаем газовый баллон (450г), магазин со снаряжением находится по правую сторону на въезде в город. Здесь же регистрируемся в КСС (Ул. Алтайская, 26, кв. 2, код на двери подъезда 350). Еще хотели застраховаться на случай спасработ (о возможности оказания такой услуги сообщили в КСС), однако было воскресенье (и за одно день ВДВ), и страховые компании (находятся рядом с автовокзалом) не работали. Покупаем местную SIM-карту Билайн. Положили на счет 150 р – с запасом хватило решить все организационные вопросы с БийскАлтайТуром и в дальнейшем поговорить с родственниками на выезде. Обед – в Усть-Семе (кафе “У Никаноровны”, 130р - обед из трех блюд). За перевалом Кырлык теперь пограничный пост. Там сразу же туристов отправляют в комендатуру в Усть-Коксу (ул. Строительная, 19, по основной дороге, поворот налево вверх и до конца). Формально все документы (см, например, здесь http://altai-guide.narod.ru/documents/documents_for_pogran.html или на указанном выше сайте Ивана Замчалова: ходатайство на получение коллективного или индивидуального пропуска, именной список группы (для коллективного пропуска), программу маршрута с подробным описанием по дням, указанием мест ночевок, с картой, на которую нанесена нитка маршрута, никаких проблем их собрать нет) должны быть высланы факсом (8 (38848) 23-132) за 30 (для граждан РФ, а для иностранцев - 60) суток до даты въезда. Что мы и сделали. Однако перед самым отъездом нам сообщили, что наш факс потеряли. По этому мы брали оригиналы всех документов с собой. Замчалов утверждал, что пропуск можно оформить на месте, если все являются гражданами РФ. Проверить это нам не удалось, так как в Усть-Коксе наш факс нашелся, по этому было целых два комплекта документов. Коллективный пропуск оформили в течение получаса. Формально есть часы работы по выдаче пропусков (9.00-17.00, пн.-пт.), на деле они работают, как мы поняли, в любое время (хотя это лучше уточнить). По крайней мере, мы приехали на несколько часов позже времени формального закрытия. В Усть-Коксе ужинаем, покупаем 10 литров бензина А80 для мультитопливной горелки. В пластиковую тару налили без вопросов. В Тюнгуре приехали на базу “Зеленый дом” (хозяйка Татьяна – жена Ивана Замчалова). Там нас ждал УАЗик (также можно заказать заранее, связь через Ивана), 200р/человека стоимость доброски до конца урочища Елань. Выигрыш – примерно 12 км. Объезжаем деревню Кучерла (цивилизованное место, см. фото 1), переезжаем второй мост (фото 2). Довозят до обелиска погибшему каякеру (каяк, вмурованный в камни). Территория там – “частная”. Кое-кто там останавливается на ночлег, однако есть вероятность, что придут “хозяева” и попросят денег за ночевку. По этому, логичнее (если конечно есть силы) пройти один переход (примерно 30-40 минут, километра 2) до стоянок на первом ручье (“Черная речка”, фото 3). От памятника основная тропа идет наверх, небольшая тропа есть прямо вдоль реки. Выше по течению еще один (последний) мост. Но туда идти не надо, лучше сразу подниматься по верхней тропе. Первые стоянки сильно загажены лошадьми, здесь часто останавливаются алтайцы, однако устроиться можно. Перед ручьем – чище, после перехода ручья – грязнее.

1. “Цивилизация” шагнула и сюда

2. Второй мост через Кучерлу

3. Первые стоянки за урочищем Елань

Впечатления.

Всю дорогу до Тюнгура погода мрачнющая, дождь, туман. При этом перспектива отсутствия оплаченного вертолета на случай спасработ вгоняла в еще более мрачное настроение. Отмечаем, что заезд в такую непогоду – в первый раз. Местные говорят, что в этом году дождливое лето, всё заливает, в противоположность прошлому году, когда всё сжигало солнце. Если уж местные так говорят, то дело дрянь… В кафе в Бийске нам желают удачи. За окном машины - предгорья, огромные поля, местные деревушки с домами-аилами. Дорогу как всегда преграждают “ничейные” коровы, перебегают какие-то бурые хвостатые зверюшки, похожие на сусликов или бурундуков. Над полями кружат птицы, напоминающие соколов или ястребов.
В Тюнгуре погода уже лучше. Ехать 12 км в кузове УАЗика холодно и ветрено, надо тепло одеваться. Дорога совсем раскисшая и разъезженная, через мост с дырами в досках было вообще перебираться как-то неуютно, но ехать весело. Переход от обелиска до первых стоянок – две ходки, потому как очень много вещей. Если нужно носить вещи “челноком”, то логично начинать от конца Елани, так как первые 12 км – это открытые поля (фото 4), и делать заброску-нычку негде.
Ночью – чистое небо, падающие звезды. Сегодня первый раз ставим платформу вместо палатки. Проблема в том, что у нее всего одна дуга, а не две, как у обычной палатки. Использовали две телескопические палки, веревку-восьмерку и дерево. Получилось коряво, но расставили.

4. Урочище Елань

22.15 Вторая группа с вещами подошла на стоянки
23.15 Отбой

03.08.09

Движемся “челноком” вверх по течению Кучерлы. Тропа – по орографически правому берегу (фото 5). Схема движения такая. На пять человек – семь единиц “багажа”: пять рюкзаков и две 150-литровые гермы. Сначала полпути идем все вместе, спрятав в месте ночевки две гермы (нычка №1). Потом три человека идут дальше, до конца, а два человека прячут содержимое рюкзаков (нычка №2) и налегке возвращаются за нычкой №1. Три же человека, пришедших в пункт назначения (как правило, через 3 перехода), оставляют там вещи и одного человека ставить лагерь и готовить ужин, а сами возвращаются за нычкой №2, и там же дожидаются двух человек, ушедших ранее. Потом все воссоединяются в конечном пункте. Выгода такой системы в том, что весь путь проходится только два, а не три раза. То есть дорога от окончания Елани до Кучерлинского озера была примерно 45*2=90 км.

Темп движения – небыстрый. Несмотря на то, что рюкзаки в целом не перегружены, первые дни идется тяжело. Идем по полчаса, иногда по 40 минут, потом 10 минут отдыхаем. От стоянок на ручье (место ночевки) примерно два часа ходу (4 перехода) до петроглифов (фото 6,7). Это высеченные на скале древними людьми фигуры животных. Скала огорожена оградкой. Неподалеку стоит сложенная из бревен беседка. Делаем нычку №2. Погода до обеда – солнечная. После обеда начался мелкий дождик. За петроглифами через небольшое время опять начинается “частная территория” протяженностью 4 км, в основном редкий лес и поляны. Висит объявление, что, мол, стоянка запрещена. В конце этой территории – недавно построенный дом (фото 8). Вероятно, это что-то вроде “перевалочной базы” алтайцев, сюда привозят туристов, оплативших конную доброску, и ночуют. Сразу за домом тропа уходит в лес, и удобных стоянок нет в течение примерно перехода. Мы встаем на неудобном месте, около самой тропы, отойдя от дома метров двести-триста.

Пропуск в погранзону действительно нужен. С первого же дня и до самого озера мы шли наперегонки с тремя пограничниками: то мы их обгоним, то они нас. Проверили документы.

Впечатления.

Утром целый час перепаковываем вещи, потому как еще непривычно, а вещей много. Тому, кто несет платформу, мало что еще лезет в рюкзак. Сегодняшняя тропа по началу отличная - сухая, а после обеда – сырая и разбитая.

Пограничники тащили вещмешки, автоматы (без магазинов) и удочки. По дороге единственный раз за поход попалась земляника. Вечером лагерь ставим на горке. С одной стороны спуск к р.Кучерла, с другой обрыв метра 3. Под палаткой мягко – мох. Но он то и коварен. С вечера ставили палатку метрах в 2-х от обрыва, а с утра она оказалась в метре от него. За ужином осаждают комары - редкость.

Сначала пытались делать рюкзаки строго одинаковыми (за исключением женского), но потом поняли, что точно это все равно не сделать.

Сегодня вечером у Андрея акклиматизация проходит традиционно: температура 37.4 и слабость. Обычно такое бывало на второй ходовой день, а в этот раз – на первый.

8.00 Подъем

7. Петроглифы

8. Дом

04.08.09

Продолжаем движение вдоль Кучерлы. Сегодня первые полдня идет дождь. На подходы в дождливом районе рекомендуем брать бахилы с жесткими стельками в сочетании с самодельными пенковыми внутренниками. Можно использовать внутренники от пластиковых ботинок, но мы рекомендуем их поберечь для сухой погоды, поскольку если их один раз намочить, то они не высохнут в течение всего похода (без преувеличения), так как делаются из гигроскопичных материалов, а внешний слой - недышащий. Это и понятно. Пластиковые ботинки – это альпинистское снаряжение, рассчитанное на восхождения. Кстати, если не шнуровать голень, то в пластиковых ботинках вполне можно ходить и по тропам, хотя особого удовольствия это не доставит.

Проходим три получасовых перехода до нычки №2 (просто в лесу). Еще три перехода до речки Текелюшка (фото 9). Хорошее место, много стоянок, в т.ч. оборудованных. Привалы по 15-20 минут, щадящий темп. Едим жимолость – вполне утоляет жажду. Тем не менее, по вечерам пьем воду с регидроном (рекомендуем пить в течение первых трех дней). Встали, не переходя речку. Рядом стоит еще несколько групп. У кого-то проблемы с пограничниками.

Впечатления.

Сегодня было два интересных, но не весёлых случая. Первый: придя на промежуточную заброску, с удивлением отметили факт пребывания людей рядом с ней – сверху на нашей чёрной герме лежал чей-то мешок с мусором. Видимо приняли её за мусорный пакет. Но и то хорошо, что не открыли. И что их понесло с мусором в такие чащобы, ведь прятали на совесть!

Второй: на месте ночёвки на Текелюшке нашли недалеко от лагеря разбросанные женские вещи и рюкзак. Из вещей только медикаменты, нательная одежда + синтепоновые штаны. Рюкзак местами порванный. Вещи, судя по виду, лежат не первый день. Решили, что на выходе на всякий случай сообщим спасателям. Однако на обратном пути от вещей не осталось и следа.

Объедаемся жимолостью – уже не лезет. Был из неё компот – очень вкусный, но есть у него один минус – расход сахара на него много больше, нежели на чай. Видели чёрно-белую белку с облезлым хвостом. Бабочки людей не боятся. Подставляешь руку, и они садятся.

Много людей на стоянках и на тропе. Во время “челноков” здороваемся с одними и теми же людьми по три раза. Одна группа даже предложила киселя. Спрашивают, куда идём. Люди очень разные, но видно, что в основном идут либо до озера, либо на уровень 1Б: снаряжения нет, рюкзаки нетяжелые. Некоторые на лошадях. Есть группы с детьми лет 8 - 10-ти. Из-за дождей и лошадей тропа дико разбита (фото 10). Грязевые лужи, глубиной сантиметров 15-20 не редкость.

По поводу бахил. Изначально они были только у одного человека в группе. У остальных – только калоши (одеваемые на внутренники). В результате при хождении по мокрым кустам в эти калоши наливались лужи воды. Через несколько дней это надоело, и мы разрезали один из мешков от снаряжения (он оказался на счастье из недышащей ткани) и сшили еще три пары бахил.

Хронометраж дня

7.45 Подъем (хотели в 7.15, но был дождь)
10.15 Вышли, оставив первую нычку
12.15 Оставили вторую нычку
12.45 Разделение группы
13.45-14.40 Забрали нычку №1
16.00-17.05 Воссоединение группы, выход
18.50 Пришли в лагерь на р. Текелюшка
21.05 Отбой

9. Речка Текелюшка

10. Кое-где тропа выглядит вот так…

05.08.09

Плавно переходим на более ранние подъемы. Продолжаем движение вдоль Кучерлы (фото 11). Погода переменная. Дождь то идет, то прекращается. Но все кусты, естественно, мокрые все время. До нычки №2 четыре перехода по 30 минут (10 минут отдых). На втором переходе, при спуске к Кучерле, стоит обелиск девушке, погибшей при сплаве. На третьем переходе справа проходим достопримечательность - водопад Тегеек (фото 12). Еще через 2 перехода после заброски тропа раздваивается. Развилка помечена тряпочками. По левую руку виден лесистый холм. Не очень внимательная группа может эту развилку случайно пропустить. Основная (то бишь лошадиная) тропа идет наверх, пешеходная идет низом, вдоль реки. Тем, кто хочет сэкономить силы, лучше идти по нижней тропе. Верхняя тропа довольно существенно набирает высоту (примерно полтора перехода, минут 45, плюс 10 минут отдыха), и выводит на вершину холма, с которого открывается очень красивый вид на Кучерлинское озеро (фото 13). Здесь важно выбрать правильный темп. Третий день сам по себе тяжелый, организм еще не адаптировался к нагрузкам (сейчас речь не о высоте), поэтому важно ”грузить плотнее, но не гнать”.

Слева стоит какая-то избушка. Дальше тропа идет прямо вниз, к озеру. У самой северной оконечности озера обе тропы соединяются. Далее тропа огибает озеро слева по ходу. Здесь же начинаются стоянки. От первых стоянок на другую сторону речки есть мостик. За мостом, на орографически левом берегу Кучерлы, домики, турбаза. Указатель, направляющий туда, гласит: «кафе, баня, пиво, водка». Виден причал. Спускаемся с холма, проходим минут 10 и встаем на свободной стоянке. Народу довольно много. Озеро протяженное, больше 5 км в длину, но размеры на первый взгляд определить трудно, озеро имеет поворот влево и вся его длина скрывается за выступами, коими изрезана вся береговая линия.

В целом Кучерлинская тропа более пологая, чем Аккемская, даже без учета перевала Кузуяк на последней. Разве что в конце, ближе к озеру, на верхней тропе приличный набор высоты. Завтра-послезавтра планируем дойти до места укладки заброски и оставить примерно килограмм 60. Дождь, опять всё сырое. Но главное – спать, восстанавливать силы.

Впечатления.

У первых стоянок большущая помойка. Надеемся, что ее иногда вывозят. Есть мнение, что к концу сезона на эту помойку ходят харчиться медведи (об этом ниже). У нашей стоянки бегает бурундучок. Вечером приплыли пограничники на … водном велосипеде. Они осматривают берег озера, ищут, на каких стоянках есть люди.

Озеро большое и холодное. Как только нет солнца, возникает ощущение промозглости. Еще о платформе. Это – не палатка. Она отсыревает изнутри, если на улице влажно, гораздо сильнее двухслойной палатки. В дождь она протекает по швам (это, кстати, существенно и для стены, если на стене дождь, а не снег). Мы спали в платформе по очереди. Во-первых, это делалось, чтобы не было разделения группы по микроколлективам палаток. Во-вторых, чтобы как-то уменьшить степень промокания людей и вещей. Спать всё время в платформе было бы в дождливом Алтайском краю очень, очень сыро.

6.30-6.45 Подъем
21.15 Отбой

11. Вид с Кучерлинской тропы на реку

12. Водопад Тегеек

13. Вот оно, Кучерлинское озеро!

06.08.09

Сегодня идем вдоль Кучерлинского озера (фото 14) и выше. Погода с утра пасмурная, на озере стоять холодно. Днём первую половину моросил дождик, вторая половина – переменная облачность. Вечером без дождя, за ужином опять заморосил, но небо вроде проясняется.

За 4 тридцатиминутных перехода (второй – почти целиком по средней и крупной осыпи) дошли до места впадения в озеро ручья Буревестник. Там сделали вторую нычку. Ручей Буревестник течёт из Синего и Зелёного озёр, из-под ледника Западный. Переход ручья не совсем простое дело (фото 15), так как брёвна, по которым переходишь, навалены неаккуратно, а поток бурный и широкий. Ручей впадает ближе к южной оконечности озера. До него тропа по краю озера по лесу, кое-где перегороженная деревьями. После начинаются средние осыпи, достаточно слежавшиеся, обиталище пищух (фото 16).

За нычкой №1 вернулись за один переход. С рюкзаками по тропе вдоль озера идется достаточно неудобно, часто приходится прыгать по камням и перелезать через стволы упавших деревьев. Стоянки на озере на северной оконечности, потом с интервалом в 40-60 мин ходу. Еще четыре перехода и решаем встать на ночевку. Эти четые перехода – в основном уже выше озера – вдоль реки, потом через верховое болотце с заводями (очень уютное место, но сырое), потом по средней и крупной осыпи до островка на реке. На островке есть две стоянки. Попасть на островок можно по бревну. Очень красивое место. Лишний раз убеждаемся, что гораздо правильнее в горном походе погулять сперва по долине, по предгорьям, а не идти сразу в горы-ледники.

Впечатления.

Для успешного прохождения технических маршрутов нужно почувствовать тот ритм жизни, который предлагают горы, и жить нужно именно так, не медленнее и не быстрее. Вообще, в длинных горных походах нужно именно ”жить”. Нужно забыть о том, что поход имеет окончание.
С утра на первом переходе – мокрая осыпь. Попробовали идти в пластах и поняли, что во внутренниках с галошами гораздо, гораздо лучше. Пласты очень плохо держат на мокрых камнях. Но за то совершенно забываешь про рюкзак – сосредотачиваешься на камнях. Для Леши Гуляева и Ильи – первое знакомство с протяженными осыпями.
Видели 4-х пищух, 3 из которых бурые, а одна была чёрная. Особенности пищух: сушат сено под камнями, туалеты устраивают на самых видных местах, с верхних камней следят за проходящими мимо и пищат. А вот “короткометражный фильм” из жизни животных:

Горные отроги все в зелени, лиственницах, кедрах, а вершины сверху – скальные, обрывистые. После дождя, на солнце скальные стены и выступы искрятся как утренняя роса на солнце. Разлив выше Кучерлинского озера: в озеро втекает бурная река, по озеру вода движется мощным течением, но сохраняя практически зеркальную поверхность, и вытекает опять бурная река, образуя пороги. На пороги можно смотреть вечно.
Место ночевки на острове - уютное, река шумит с двух сторон. Фото 17 – просто красиво. Водится на островке мышка – представитель непуганой (или прикормленной) природы. Бегает вокруг нас, прямо у ног. Подбегает к сидящим, пошевелишься – она ноль внимания, но всё же осторожность соблюдает – руку потягиваешь, она убегает. Наверное, будет бегать по лагерю, пока не уйдём, крошек от нас много. Опасаемся за еду, чтобы ничего не прогрызла. За ужином поделились с ней сухариком – она схватила и убежала. Всю еду убрали в герму. Однако за ночь она таки добралась до пакета с сухим молоком. Съесть не съела, но прогрызла и рассыпала. Пришлось выбросить.

У озера в начале дня нас спросили из другой группы: «На кой чёрт вам ледорубы». Даже не знали, что ответить. У конца озера спросили, глядя на торчащий из Лёшиного рюкзака каркас платформы, не байдарка ли это. Ещё помянули нам, что год снежный. То же говорили и спасатели ещё в Горно-Алтайске: «на Вектор в этом году сунется только безумец. Впрочем, подойдете, посмотрите». И сами видим, осадков много.

6.30-6.45 Подъем

16. Южная оконечность озера

17. Вершина в тумане

07.08.09

Полудневка. С утра и ночью было холодно. Утром туман – предвестник хорошей погоды. Днем – хорошая погода, солнце. Делаем заброску у слияния рек Кони-Айры и Мюшту-Айры. До места заброски доходим примерно за три часа. Однако из этого времени примерно час ушел на разведку брода в разливе Аруколь.
От места ночевки примерно переход до известных ”кедровых стоянок” на холме, потом тропа идет через сырое болотце. Много ручьев. Еще полперехода – и мы доходим до разлива Аруколь – равнины, где Кучерла разливается на несколько рукавов (фото 18). В этом месте Кучерлу переходят группы, идущие на озеро Дорошколь. Однозначной рекомендации, где лучше переходить вброд, нет. Зависит от года. Через первый рукав можно перейти по бревнам в двух местах. Надо искать мощные бревна. Затем несколько широких рукавов глубиной по щиколотку. Еще несколько рукавов поглубже (есть бревна), и затем – еще один широкий рукав у самого противоположного берега. Бревна нет. Мы решили переходить в самой южной части Аруколя, там, где основной поток разделялся на рукава, и рос небольшой лесок вперемешку с карликовой березой. Переходим с островка на островок - пару рукавов можно перейти по стволам деревьев, впрочем, довольно узких и неудобных. Глубина рукавов в этом месте – по колено и больше. Выходим на галечную отмель (фото 19). Самый крайний рукав переходится ”стеночкой”. Глубина – по колено, течение достаточно сильное. Это место находится выше по течению, чем место впадения р. Йолдо-Айры.

Переход брода запланирован на завтра. А сегодня идем еще два перехода (от места брода) до места заброски. Выше Аруколя река Кучерла переименовывается в реку Кони-Айры. Тропа вдоль Аруколя местами теряется, потому что некоторые группы идут по тропе, а некоторые – по разливу, по песку и гальке. По разливу идти проще, и выгоднее выходить на тропу как можно южнее. Отсюда начинается горелый лес. Много упавших деревьев, через которые приходится перелезать, что задерживает движение. Видны висячие ледники Кони-Айры, а также (чуть-чуть) ледовые склоны цирка Мюшту. Снега всё ближе. Доходим до слияния рек Мюшту и Кони. Здесь тропа раздваивается. Одна идет выше, на ледники Мюшту-Айры. Другая – к переправе через речку Мюшту. Заброску делаем под корнями вывороченного дерева недалеко от места развилки. Здесь же пищушья кладовая. Теперь заберем вещи из заброски только через пять дней. Возвращаемся до места стоянки за два перехода. Завтра идём на озеро Дорошколь и водопады Йолдо-Айры.

Впечатления.

Ура! Оставили заброску, конец “челнокам”. Хотя рюкзаки будут все равно достаточно тяжелые. Весь день солнечно, маленькие облачка только у вершин, будто прикрывают высокогорный снег от солнца. С утра все вещи выложили на солнце на просушку – в предыдущие дни было много дождей, промокло или отсырело почти все. После обеда был открыт (далеко не последний раз за этот поход) кружок кройки и шитья: кто-то зашивает пенковые внутренники, Лёша каким-то хитрым образом с помощью проволоки, кусочка пенки и плоскогубцев заменил сломанный выключатель на налобном фонарике. Сегодня весь день дул северный ветер. Говорят, к хорошей погоде, но вечером потянуло с юга. Особенность горного климата: пока светит солнце – жарко, сидишь в футболке. Стоит солнцу уйти за облака или за скалы, всё, одеваешь поларовку, пухарь. Вечером по настоящему холодно, хотя вокруг трава, цветы.

8.00 Подъем

18. Аруколь

19. Отмель

08.08.09

Погода. С утра опять солнечно, правда тянет южный ветер. За один переход доходим до разлива Аруколь. Несмотря на ранний выход, уровень воды не намного ниже вчерашнего. Крайний поток переходим впятером стеночкой. Течение достаточно сильное, крайнего участника едва не сбивает с ног, а вес его с рюкзаком был примерно 115 кг. Сразу у места переправы на другом берегу – серый зыбучий песок, наступать на который не следует (фото 20). Мы выходим еще несколько выше по течению, и находим метрах в тридцати от берега хорошую стоянку. Эта стоянка здесь единственная. От нее следует идти по еле заметной тропе вдоль берега вниз по течению практически до самого устья Йолдо-Айры (фото 21 - река). Там тропа уходит вдоль первого водопада наверх и идет по орографически правому берегу реки до самого озера Дорошколь.

К сожалению, начало тропы от стоянки мы сразу не нашли, а полезли наверх по лесистому склону, также по некоему подобию тропы (скорее всего, там прошли одна-две группы, не более). Однако скоро это “подобие” уперлось в замшелые и заросшие колючкой скальные лбы крутизной до 50 градусов. Обойти их уже было невозможно, и пришлось кидать одну достаточно неудобную перильную веревку. Лишний раз проверили правило: “На Алтае ходят по тропам, а не по тропам, как известно, не ходят”. Далее постепенно траверсируем склон и выходим к речке, на основную тропу.

По тропе идем три часа (переходы по 30 – 45 минут) доходим до начала озера Дорошколь, обедаем. Тропа здесь еще менее удобная, чем вдоль Кучерлинского озера: часто приходится переходить курумники, более заметный набор высоты. В какой-то момент открывается вид на Белуху и Корону Алтая. Справа по ходу – каскад красивейших водопадов. Выглядят они по-разному: где-то вода падает в каньон (фото 22), где-то вытекает из камней (фото 23), а где-то течет по скальным лбам (фото 24, 25), напоминая горки в аквапарке. На подходе к озеру приходится идти по заросшей карликовой березой заболоченной низине. После последних дождей низина превратилась в болото. Перед озером переходим по камням приток шириной метра четыре, стекающий с северного склона. У начала озера – несколько хороших стоянок. Далее, если идти вдоль южного берега, нужно перелезть через скальную стеночку высотой метров десять. За ней – очень красивая коса, вдающаяся в озеро (фото 26). Перед косой и на самой косе – стоянки. Если идти далее, попадается еще пара стоянок, потом тропа уходит в заболоченную западную оконечность озера и идет к перевалам Йолдо-Айры и Джалама (фото 27). Группы стоят на южном берегу, более пологом. О стоянках на северном берегу сказать не можем. Чтобы попасть туда, нужно делать перильную переправу через Йолдо-Айры.

От места обеда примерно за один переход доходим до упомянутой скальной стеночки у южного берега (фото 28): вертикальная стенка и 45-градусная полка, по которой можно спокойно вылезти наверх. Здесь висела старая перильная веревка на каменной закладке. Мы решили, чтобы освежить в памяти перильную технику, по-честному провесить свои перила. Скальную стенку можно также обойти по осыпи выше, но это далеко и тяжело. Позже с косы мы рассмотрели, что вроде как можно обойти стенку вдоль воды по лбам градусов 20-30 крутизной, однако достоверно утверждать не будем. Встаем лагерем на стоянке у начала косы. Судя по объявлению, недавно здесь проводились региональные соревнования памяти девушки (увы, забыли фамилию), погибшей на сплаве.

Озеро Дорошколь – одно из красивейших мест Алтая, и замечательное место для отдыха, например, с детьми (не очень маленькими, на тропе по пути встречается лазанье). Там стоит побывать. (Фото 29-33)

Впечатления.

На подходе к Аруколю потеряли калошу. Это имело последствия: весь остаток похода один из участников был вынужден ходить в пластиковых ботинках.

Бродили речку долго. Сначала пытались кинуть бревно, чтобы избежать перехода по колено в воде, но ничего не получилось – течение слишком сильное, а дерево короткое. В итоге переправились вброд стеночкой. Жутко холодно. К концу брода ног не чувствуешь. Быстро переобулись и бегом вперёд, чтобы согреться. Солнце в тот момент ещё не показалось в нашей долине, поэтому греться приходится собственным теплом. Долго бродили по склонам, пока, наконец, не вышли на тропу под водопадом. Нашли кем-то потерянный комус, национальный алтайский музыкальный инструмент. После привала шли долго, любовались водопадами и видом на Белуху и Корону Алтая. Жаркий солнечный день. Постоянно пахнет травами. В траве ручейки с маленькими заводями – очень приятные места. А виды, даже не виды, а атмосфера вокруг, природа… Кажется, что так не бывает. Вокруг всё зелёное, цветущее, пахнущее, шумящее, пищащее, тёплое, а вдалеке величавые снежные вершины. Чудно и контрастно. В любом маршруте мы напрягаемся и физически и морально, и чем сложнее маршрут, тем сильнее человек выжимает себя до последней капли, но при этом в ответ мы получаем, впитываем как губка, на освободившееся место эмоции, впечатления, что много больше и ценнее тех затраченных сил.

5.30 Подъем

32. Заводь

33. На косе

09.08.09

Сегодня – полудневка на озере. Солнечная погода. Пока готовится завтрак, продолжает работу “кружок рукоделия”.

Гуляем в окрестностях озера: Андрей и Илья дошли до западной, болотистой, его оконечности, а оба Леши поднялись над озером наверх по склону.

После обеда – собираемся и спускаемся до брода через Аруколь. Скальную стеночку на спуск проходим, придерживаясь за старую веревку. На этот раз участок тропы вблизи Аруколя находим правильно. За последние два дня тропа немного подсохла, и идти стало несколько приятнее. До бродов дошли за два с половиной часа грязного времени – вниз идется быстрее. Делаем турики. На другом (орографически левом) берегу Йолдо-Айры видели группу, возможно, там есть тропа. Спуск к бродам вдоль последнего водопада достаточно крут (фото 34, 35), кое-где приходится придерживаться руками за скалу (фото 36). Дети самостоятельно могут ходить такое лет с 10-ти, не раньше.

Впечатления.

Днём сидим на высоком бараньем лбе – осматриваем окрестности. Вода в озере бирюзовая. Кругом – царство пищух. Здесь уже не курумники, а камни, покрытые землей и заросшие травой. Пищухи бегают по одним и тем же тропинкам, кое-где протоптано выше их роста (фото 37). На обратном пути водопад – сидишь на камне, перед тобой поток, радуга, обдает брызгами, как в душе.

Встретили группу, идущую наверх, а внизу, у тропы обнаружили свежее кострище с консервными банками и незатушенный костёр. Причем, оборудованная стоянка находилась всего метрах в пятидесяти от этого места. Культура у многих групп отсутствует напрочь, руки бы поотрывать…. Костёр потушили. Ау, ребята! Может быть, кто-то узнает свое произведение (фото 38)?

7.00 Подъем

37. Пищушья тропинка

38. Свежее кострище

10.08.09

С утра переходим вброд Аруколь (фото 39 - вид сверху). Все в обратном порядке: сначала “стеночкой” глубокий поток у берега, потом несколько таких же потоков, но по бревнам, потом кое-где по щиколотку, и наконец по бревну последний поток – на другой берег. Попадается одна-две группы. Выходим на тропу и идем до нашей заброски (35 минут). Забираем альпинистское снаряжение (кроме платформы) и часть продуктов. Далее переходим реку Мюшту-Айры. От места заброски до места перехода – метров двести. В месте перехода Мюшту-Айры разливается на несколько рукавов. Через четыре рукава лежат узкие бревна (переход на равновесии, осторожно, поток достаточно мощный), и два-три мелких рукава перепрыгиваем. Есть несколько вариантов перехода – бревна лежат и чуть выше по течению. Переходим относительно рано, уровень воды ниже, чем в тот раз, когда мы делали заброску. Тогда вода перехлестывала через бревна. Однако сейчас все равно не замочить ног не удается. Недалеко от места переправы как с одной, так и с другой стороны есть по одной оборудованной стоянке. До обеда один 45-минутный и пять 30-минутных переходов. Тропа идет вдоль орографически правого берега реки Кони-Айры. Опять натыкаемся на недотушенное кострище.

Поначалу тропа идет вдоль самой воды, затем забирает выше. Еще одна оборудованная, но заваленная какими-то железками стоянка, и за ней – болото. Тропа идет через него, временами теряясь. После переправы ноги все равно мокрые, по этому периодические купания в лужицах глубиной 15-20 см уже не слишком напрягают. После болотца тропа незаметно для нас раздвоилась – одна часть проходит через старый и достаточно протяженный курумник, кое-где промаркирована туриками. Позже мы выяснили, что есть и нижняя тропа, практически обходящая курумник. Сейчас мы пошли по верхней. Некоторое время прыгаем по камням, потом спускаемся вниз – здесь находим тропу, идущую по краю речной долины. Тропа достаточно сырая, кое-где совпадает с руслом ручейка. Далее тропа постепенно набирает высоту, идет по лесу (фото 40 – вид на верховья Кони-Айры). Местами проходим короткие курумники. Виден пер. Сайлянкина Грива (1А). Через три с половиной 30-минутных перехода от переправы тропа выходит к красивейшему месту – водопаду Кони-Айры (фото 41-42). Неподалеку есть оборудованная стоянка. Высота водопада – примерно 30 метров. Если погода солнечная, очень приятно, раздевшись, постоять у водопада под его брызгами.

Далее тропа поднимается над водопадом и петляет по густым зарослям карликовой березы. Еще через три перехода выходим к мощному моренному валу. Слева по ходу от него течет один из двух потоков, которые, сливаясь, образуют реку Кони-Айры, она же Кучерла (ниже Аруколя). Второй поток вытекает из-под висячего ледника Кони-Айры. Тропа идет где-то орографически справа от первого потока и уходит к Капчальским перевалам. Мы же сходим с тропы и подходим к краю моренного выноса (фото 43). Здесь есть выровненные площадочки для стоянки. Подогреваем воду, обедаем. Кстати, рекомендуем на перекусах воду хотя бы немного подогревать на горелке, а не пить холодную, из речек.

После обеда ищем место перехода потока. По колено (а может быть, и глубже), лезть в воду не хочется. Сразу напротив стоянок поток имеет ширину метра четыре-пять. Мы же поднимаемся на холм, и метрах в двухстах выше по течению находим место, где морена образует карман, и поток можно просто перепрыгнуть. Далее поднимаемся на моренный гребень (мелкая осыпь с вкраплениями крупной осыпи), по которому через 20 минут выходим на зеленую поляну. От поляны логично начинать подъем к леднику Кони-Айры. С гребня открывается вид на Капчальские перевалы (фото 44).

В долину ледник стекает двумя языками, разделенными скальным гребнем. Оба языка хорошо видны с тропы на подходах. Из каждого языка вытекает ручей. Некоторые группы проходили на ледник по скалам вдоль правого по ходу языка, с навеской примерно 50 м перил. Мы не считаем такой путь оптимальным. Существует достаточно спокойный и безобидный выход на ледник по осыпи между левым по ходу (орографически правым) ледовым языком и бортом разделительного скального гребня (фото 45, 46). Перильная страховка не требуется. Если идти любым другим путём, то придётся либо вешать примерно четыре верёвки по 45-градусному ледовому языку (если, конечно, хочется потренировать ледовую технику, то - пожалуйста), либо вешать верёвки по скалам вдоль бортов цирка (в одном из отчетов упоминается такой вариант). Оба эти варианта намного более трудоемкие, а скальный - небезопасен. Стоять можно либо до перехода р. Кони-Айры на галечных площадках у подножия морены, либо непосредственно под разделяющей ледники скалой на зачехлённом мореной льду.

От начала подъема до начала левого по ходу ледового языка – три тридцатиминутных перехода. Попадаются дикий лук и щавель. Подъем, достаточно простой, идет вдоль русла ручья, вытекающего из-под ледового языка, по травянистому склону крутизной 30-35 градусов и, выше, по моренным выносам. Справа по ходу оставляем скальную стенку. На ночевку останавливаемся у начала ледового языка.

Впечатления.

Впервые платформу ставили без деревьев – придумали систему растяжек (фото 47). Сегодня шлось достаточно тяжело, как по тропе, так и на подъем под ледник. Известно, что в горах бывают ”светлые” и “темные” места. Последние, без видимых логических причин, производят угнетающее впечатление, и пройти таковые хочется побыстрее. В целом, исток Кони-Айры, вместе с цирками близлежащих перевалов (Капчальских и Кони-Айры) почему-то оставил именно такое впечатление.

Водопад Кони-Айры в хорошую погоду – завораживающее зрелище. Поднимаясь по тропе вдоль водопада, в его брызгах видели две радуги. Погода сегодня самая что ни на есть ходовая. Кучевые облака, не жарко, не мокро – и так до вечера. Изредка спрыснет дождик из проходящей стороной тучи (тучи идут на юго-запад). Мы отметили интересную особенность – только мы поедим, сразу дождик начинается, подгоняет нас, не даёт расслабляться. Вечером, как только улеглись, началась гроза с градом. Но интереснее не сам факт грозы, а наблюдение за ней с высоты около 2600, когда тучи проходят уже в долину, и отчётливо видишь струи дождя (града), а над нами уже голубое небо. Сбоку град смотрится, как белые и тёмные полосы (фото 48). Хороший вид на другой борт долины, где расположены Капчальские перевалы. Вся вода сразу уходит вниз по камням, образуя ручейки, живописно вытекающие из-под палатки.

При разведке выхода на ледник Андрей вначале ошибся в выборе пути и прошел по участку лифтовой сыпухи, крутизной до 40 градусов, придерживаясь руками за скалу. Все это можно было обойти.

Сегодня знаменательный день – мы впервые вышли из зоны леса и начинается наконец-то горная часть похода. Завтра радиалка на пер. Кони-Айры, при достойной погоде конечно. Это второй зуб акклиматизационной высотной ”пилы”. Первым зубом до некоторой степени можно считать подъем на озеро Дорошколь.