Автор: Таранцева Елена, г.Ростов-на-Дону

Отчет
о горном туристском путешествии 5 к.с., июль-август 2003 г. по Центральному Кавказу в районе Дигории (Дигория, Суган, Караугом, Цей).

Содержание

Cправочные сведения

Вид туризма
Кате-гория слож-ности похода
Протя-женность активной части похода, км
Общая продолжи-тельность
Ходовых дней
Сроки прове-дения
горный
пятая
163,9
21.07.03-13.08.03г.

Нитка маршрута:
Г.Ростов-на-Дону – г.Владикавказ – пос.Ахсау – ущ.р.Беляги-Дон – пер.Кедрина(2А,3690) – ущ.р.Хазны – пер.Галдор Зап(2Б,3750) + вер.Галдор Малый(альп 2А,3850) – пол.Нахажбита – пер.Доппах(3А,3830) – ущ.р.Псыган-су – пер.50 лет ВЛКСМ(4320,3А) + вер.Суган-тау(альп 3А,4486) + пер.Гюльчи(3800) – лед.Доппах– пер.Солдат(3630,1А) + пер.Штулу(3340) – ущ.р.Орс-дон – а/л «Таймази» - пер.Авсанау(н/к) – ущ.р.Бартуй – пер.Электрон(2А,3400) – ущ.р.Караугом – «Райская поляна» – пер. Караугомский ледопад ч/з плечо Зап.Караугома(3А*,4000) – Караугомское плато – пер.Купол Вологаты(2Б,4100) – лед Сонгути – ущ.р.Койсар-дон – пер.Родина Сев(2А,4000) – ущ.р.Цей - пос.Бурон – г.Владикавказ – г.Ростов-на-Дону.

Пройдено перевалов:
  • н/к – 1 (Авсанау)
  • 1А – 1(Штульская перемычка)
  • 2А - 3 (пер.Кедрина, Электрон, Родина Сев.)
  • 2Б - 2 (пер.Галдор, Купол Вологаты)
  • 3А – 3 (пер.Доппах, пер.50лет ВЛКСМ+вер.Суган-Тау+пер.Гюльчи, пер.Караугомский ледопад ч/з плечо Зап.Караугома)
Пройдено вершин :
  • альп2А – 1 (Галдор Малый)
  • альп3А – 1 (Суган-Тау)

альп 4А,
МС по лыж.туризму

Организация путешествия, обзор района

При планировании похода район Северной Осетии Дигория, Караугом, Цей был выбран по ряду причин.

В этом районе мною уже было пройдено две 5-ки в качестве участника, полученный опыт помог достаточно хорошо изучить район и предельно смело для первой пятерки-руководства планировать маршрут. При этом я постаралась включить в нитку перевалы, которые мною были еще не пройдены или, как мне казалось, были интересны.

Чем, на мой взгляд, этот район выигрывает перед Безенги, это близость лесной и ледниковой зоны. Например, в ущелье Караугом за одну ходку можно из живописного леса, полного грибами и ягодами дойти до крупнейшего ледника, а мощь Караугомского ледопада, видного с самого низа долины, просто завораживает. Жаль, только озеро Микелай теперь уже не сможет радовать нас своей красотой.

Основному составу группы это район был совершенно не известен, тем интереснее мне было показать красоты и прелести этого региона. Так в прошлом сезоне я руководилась 4-кой в районе Думала, Безенги, Балкария. В этом сезоне было принято решение совершить поход по Осетии.

При составлении маршрута в нитку были включены участки, в которых мне так и не удалось еще побывать, это ущелья Бартуй, Фастаг, Сонгути. И надо сказать, они оправдали наши ожидания.

При подготовке к походу, в процессе изучения материалов по прохождению пер.Доппах в книге «Туристские маршруты в Суганских Альпах.»(В.Д.Иванов, Г.В.Жданов, Москва , ФиС, 1976г) упоминался обход ледопада по скальному ребру, идущего от Восточного Доппаха. Так как идти ледопад Нахажбита на спуск не хотелось, то такой вариант спуска и был запланирован.

Путь подъема на Караугомское плато в обход ледопада был выбран не случайно. К тому же, имея не большой опыт прохождения сложных ледопадов, я не осмелилась пойти Караугомский ледопад классическим путем. Единственным источником информации об обходе ледопада, было описание его в книге А.Ф.Наумова «Караугом, Дигория,Цей»(Москва, ФиС, 1976г). в маршруте № 83 на вер.Бивуачная(описано в подходе на ночевки на плато под вершиной). Информации о прохождении этого маршрута туристской группой не было, и это вносило элемент новизны и остроты ощущений.

Не обошелся маршрут и без восхождений на вершины. В нитку маршрута было включено 3 вершины: разминочная – Галдор Малый(альп 2А) техническая – траверс вер.Суган-Тау(подъем по северо-восточному гребню - альп3А, спуск по южному гребню - альп 2А), причем этот траверс пройден в линейной части маршрута с полной выкладкой, хотя и уже с «легкими» по туристским понятиям рюкзаками высокая – Уилпата(альп-2Б), но она опять не позволила покорить себя, это уже была моя 3 попытка запланировать восхождение на нее.

Местное население показало себя, как обычно в Дигории, дружелюбно.
Два раза останавливались в Таганрогском а/л «Таймази», в котором по приемлемым ценам можно переночевать, искупаться в душе, покушать в столовой.

Весь поход проходил под ведомством Северо-осетинского погранотряда. За прошедший год произошли некоторые изменения. Например, застава в ущ.Харес, выше альплагерей теперь снята, т.е. на участке маршрута по Суганскому хребту нами не был встречен ни один пограничник. Зато теперь застава появилась в ущелье Цей, выше всех турбаз и а/лагерей(хотя непонятно зачем, там нет простых перевалов).

На оформление пропуска в погранзону у нас ушло 2 дня. В отличии от Нальчика, где оформление пропусков поставлено на поток, и даже есть возможность заказывать их по интернету за дополнительное вознаграждение, во Владикавказе дело обстоит гораздо хуже. Это процесс практически не предсказуемый и плохо прогнозируемый. Группа, выехавшая на день раньше из Ростова, получила пропуск в тот же день, а мы «встряли» на 2, а пропуск так на руки и не получили.

Погранзастава находится за городом в южном направлении в пос. Редант-2, туда можно добраться на маршрутке №23А. Она ходит довольно часто, с интервалом 15-20мин. В результате 2х дневной «осады» погранзаставы, нам удалось проникнуть на ее территорию, найти офицеров, занимающихся оформлением пропусков. Они долго искали наши документы по кабинетам, а когда нашли, испарился какой-то начальник, без подписи которого никто не хотел выдавать нам пропуск. В результате мы уехали с бумажкой, на которой нам написали № пропуска, который нам выпишут позже, и расписался подполковник Ященко О.В., и не одной печати. Отсутствие нормального пропуска в конце похода нам аукнулось, но ждать еще сутки не было возможности.

Предварительно следует зарегистрироваться в МЧС по пр.Хоста (в 2х минутах ходьбы от автовокзала), в погранотряде потребовали отметку о регистрации в ПСС МЧС.

С транспортом в данном районе достаточно лояльно. В Стур-Дигору из Владикавказа около 15 часов отходит рейсовый автобус. Обратно идет рано утром, около 6 часов. Есть маршрутка Чикола-Владикавказ, которая ходит по мере комплектования, правда откуда она отправляется из Владикавказа, мы не поняли. На участке пос.Бурон – Владикавказ по Военно-Осетинской дороге вообще очень оживленное движение. Из пос.Бурон во Владикавказ ходят несколько автобусов(утром, днем и вечером), однако мы не успели на дневной, а ждать вечерний не захотели. Уехали на машине по 150руб с чел, зато быстро и с комфортом.

Подъезды и организация забросок

21 июля группа в полном составе поездов Москва-Владикавказ выехала из Ростова.

22 июля 2003г.
Утром 22 июля прибыли во Владикавказ. Переехали на автовокзал. Сразу зашли отметиться в СО ПСС МЧС, которая находиться совсем рядом с автовокзалом. Далее отправились в погранотряд, в Редант-2. Сдали документы. Нам сказали приходить завтра. Вернулись на автовокзал. Взяли билеты на рейсовый автобус до Стур-Дигоры. На всякий случай, до отправления автобуса съездили еще раз в погранотряд, но там было «глухо».

Решили всей группой ехать в Стур-Дигору, заночевать в а/л «Таймази», а на следующий день двоим вернуться во Владикавказ для получения пропуска, троим отнести заброску вверх по ущ.Харес на поляну Нахажбита, двое остаются в лагере, заниматься снаряжением.

23 июля 2003г.
Этот план практически удалось выдержать. Благополучно занесли заброску, хотя в этот день без перерыва поливал дождь. Во Владикавказе все было не так хорошо. Уже с утра день не предвещал ничего хорошего. Сначала, еще в ущелье, сломался автобус, водитель мужественно чинил его около полутора часов под проливным дождем, далее на всем ходу из автобуса вылетело боковое стекло. В результате мы приехали в город довольно поздно. На погранзаставе ситуация не собиралась меняться. Как было сказано выше в разделе 2, в конечном итоге в конце дня мы уехали в Стур-Дигору без пропуска на руках, а на нашем списке группы нам написали № пропуска, который нам выпишут позже, и подполковник Ященко(с которым мы общались) поставил свою подпись, и не одной печати. На этом насыщенный испытаниями день еще не закончился, рейсовый автобус(уже другой) по дороге назад опять сломался в районе пос.Мацута, не доехав до пункта назначения около 10-12км, мы не рискнули идти вдвоем пешком, так как в этом же автобусе ехала (видимо на турбазу) местная молодежь, которая вела себя очень нагло, они то и пошли пешком. Не прошло и пару часов :), как автобус починился и поехал дальше.

В поселке Ахсау нас уже встречали. Группа к тому времени отнесла первую заброску на пол.Нахажбита(вторая была оставлена в а/л «Таймази») и со всеми вещами перебралась в ущ.р.Беляги-Дон, где не далеко от пос.Ахсау разбила лагерь.

На этом «самый тяжелый» день похода благополучно закончился.

Техническое описание маршрута

Фото 1-2. Пер.Кедрина. Вид из
цирка лед.Юж.Белаг.
Перевал Кедрина(2А,3690)

Ориентация: запад – восток

Расположен в Белагском отроге Суганского хребта в северном плече вершины Айхва и ведет с ледника Южный Белаг (верховья реки Беляги-дон) на ледник Айхва (верховья реки Хазны-дон).
Описание дается: от пос.Ахсау до лед.Айхва (вер.р.Хазны-Дон)
Набор высоты: 2390м
Потеря высоты: 490м
Пройденное расстояние: 26,5км

С перевала снята записка группы туристов т/к «Планета» г.Ростова-на-Дону(5человек, поход 5 к.с), руководитель Капустянова Инесса Анатольевна от 05.08.2002г.

24 июля 2003г
Подъем в 7.00. Выход в 9.50.

Путь вверх по ущ.р.Беляги-дон идет по дороге, которая петляет с берега на берег по хорошим мостам. Вскоре дорога забирает высоко на левый склон ущелья, оставляя реку далеко внизу. Через 1ч 40 мин пересекаем чистый ручей, за которым начинается выполаживание долины. Далее дорога теряется, превращаясь в тропу. Еще 35 мин идем до живописной поляны, где нападаем на заросли земляники. Очень симпатичное место для ночевки, но уже в третий раз прохожу мимо.

Затем, пройдя еще ходку (45мин), преодолеваем очередной поток ручья у границы леса и останавливаемся на обед, накрапывает дождик.

Быстро перекусив, продолжаем дальнейший путь вдоль левого борта ущелья. Здесь река широко разливается. Через две ходки (1ч 20м) подходим под устьевую ступень «бараньих лбов» висячей долины Белагских перевалов, с которых каскадами низвергаются водопады. Но нас в этот момент накрывает туман. Приходится делать разведку, что бы найти путь подъема на уступ долины выше водопадов. Благополучно с ориентировавшись поднимаемся вдоль скал левого борта по узкому осыпному кулуару и выходим в моренный цирк(45мин).

Далее еще 1ч 10м ЧХВ по довольно унылым моренным полям и террасам до ночевок «Семь Братьев». Здесь в 18.00 останавливаемся на ночлег.

ЧХВ
м.с. - ночевки “Семь братьев” 1ч 10м гребни морен - -
Итого 24.07.03 6ч 35м - - -

25 июля 2003г
Подъем в 6.00. Выход в 8.00.
С ночевок к пер.Кедрина ведет самый левый (по ходу) цирк. По пологим моренным полям, плавно набирая высоту, выходим к языку ледника Юж.Белаг(1ч ЧХВ)(фото 1-2). Одеваем системы, связываемся. Нижняя часть языка ледника открыта, одеваем кошки. За 35мин подходим под перевальный взлет.

Фото 1-3. Взлет пер.Кедрина.
Вид с плато лед.Юж.Белаг.
Сравнивая описания, имеющиеся у нас, видим, что перевальный взлет сильно стаял. Сейчас он представляет собой камнепадо-опасный скально-осыпной кулуар, в нижней части кончающийся небольшой стенкой(фото 1-3). Решаем подниматься справа по ходу от кулуара по осыпям и далее по не ярко выраженному контрфорсу(до 35º) до седловины перевала.

Поднялись на перевал в 11.30 (без веревок, плотной группой) за 1ч. С перевала на лед.Айхва ведет осыпной склон(до 30º), который в нижней части засыпан снегом и выводит на пологое плато ледника. Признаков бергшрунда мы не заметили. Спуск до плато занял 20мин.

Фото 2-2. Переход в цирк
лед.Сев.Галдор с лед.Айхва.
Далее связываемся, и по закрытому леднику, немного по плутав между трещин спускаемся на среднее плато, где сходятся пути спуска с пер.Сев.Белаг, Ц.Белаг, пер.Кедрина. На правобережной морене(35мин) останавливаемся на обед.

Зная, что цирк Галдорских перевалов где-то рядом за скальным гребешком, осматриваем его, в надежде найти проход, чтобы не сбрасывать сильно высоту. И после обеда спускаемся(20мин) до точки возможного прохода(от туда либо вниз, либо траверс на гребень). Разведчики уходят посмотреть возможен ли спуск с гребня в цирк пер.Галдор. Возвращаются с положительным результатом.

При выходе на гребень обнаружили оборудованные ночевки, довольно живописные. С плеча гребня сначала двигаемся траверсом влево до косой полки-кулуара, а потом по ней вниз на снежники лед.Сев.Галдор(фото 2-2).

Переход в цирк пер.Гальдор занял 40мин. Нельзя сказать, что мы сильно сократили путь, возможно по времени спуск и подъем занял бы столько же, но этот путь был интереснее, чем хождение по морене верх и вниз.

ЧХВ

Фото 2-1. Перевалы Галдор
Восточный и Западный.
Вид с морены лед.Айхва
Перевал Галдор Зап(2Б,3750)+вер.Галдор Малый(альп2А,3850)

Категория трудности: 2Б
Максимальная высота: 3850м
Характер: снежно-скально-осыпной
Ориентация: север-юг

Перевал расположен в Суганском хребте между вер.Мал.Галдор и пик Боткина и ведет с ледника Северный Галдор (верховья реки Хазны-дон) в ущ.р.Галдори-дон ( ущ.р.Харес).
Описание дается: от лед Сев.Галдор до пол.Нахажбита (вер.р.Харес)
Набор высоты: 650м
Потеря высоты: 850м
Пройденное расстояние: 9,5км

С перевала снята записка группы туристов ХАИ г.Харьков(6человек, поход 4(5) к.с), руководитель Смидович Л.С. от 14.07.2003г. С вершины снята записка группы альпинистов АУСБ «Дигория» (7человек), руководитель Ким Т.К. от 15.07.2003г.

25 июля 2003г
Язык ледника Сев.Галдор разделен скальным выступом - хицаном на две части. Спустившись на лед.Сев.Галдор, обходим его открытый язык по краю и продолжаем подъем по осыпям и снежникам вдоль хицана к его примыканию, к среднему плато ледника(1ч 05мин ЧХВ).

Здесь надеемся обнаружить ночевки, но вскоре убеждаемся, что их там нет. Становимся на ночевку на льду и тощей поверхностной морене.

( от - до )
ЧХВ Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Метео. Условия Примечания
м.с. - верхняя часть цирка Галдор 25м средняя осыпь, отдельные снежники Пасмурно -
м.с. - край ледника Сев.Галдор 40м поверхностная морена - -
Итого 25.07.03 5ч 05м - - -

26 июля 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.00.

Пик Боткина делит лед.Сев.Галдор на два цирка – восточный и западный, в которых находятся соответственно перевалы Восточный и Западный Галдор. Ледник в западном цирке разделен скальным островом на два потока(фото 2-1). Мы поднимались по правому (по ходу) потоку. Хотя вероятно можно подняться и по левому потоку.

С ночевок идем 20 минут по открытому леднику до начала снега. Там связываемся и продолжаем движение по большой дуге вдоль гребня, идущего от Галдорского массива.

На перегибе ледника при входе в перевальный цирк дорогу преграждает огромный разлом, который, как кажется визуально, тянется от одного края до другого. Но вскоре мы находим проход – дно трещины забито снегом, и мы спокойно заходим в нее и поднимаемся по ее другому краю.

Далее путь не представляет сложности, по пологому закрытому леднику в 10.30 выходим на перевал (2ч 25мин ЧХВ).

На седловине с южной стороны есть большая площадка. Немного ее расширив, ставим там две палатки. Обедаем.

Дальше у нас запланировано радиальное восхождение на вер.Галдор Малый по восточному гребню(альп.2А). Но довольно низкая облачность висит немного выше седловины перевала, скрывая от нас вершинный гребень. В течении обеда (2-2,5часа) внимательно всматриваемся в гребень, который периодически показывается, но так ничего и не увидев дальше 100м.

Принимаем решение, попробовать выйти на восхождение, а если заблудимся или встретим какие-то сложности, то вернемся. Выходим в 13.00

Сначала двигаемся траверсом вверх по южной стороне восточного гребня по живой осыпи. Впереди показалось резкое повышение гребня. Огибаем его. И видим, что это не жандарм, как казалось ранее, а скально-осыпной гребень. Поднимаемся прямо на него. Далее двигаемся по скалам с попеременной страховкой в связках. Гребень не сложный и пологий (до 20º), но вначале (1 веревка) довольно узкий. Далее 3 веревки(130м) простого скально-осыпного гребня, который упирается в снежный взлет. Далее четко видна вершинная башня, которая из тумана выглядит несколько устрашающе. Первый участник поднимается по снежному склону в кошках (под слоем снега явно «прощупывается» лед, не зря взяли 1 пару кошек), остальные по перилам к южной стороне вершинной башни. Далее подъем идет по скалам средней трудности крутизной 45-50º и 2-х веревок перил хватает до вершины. На ней мы в 16.30. Подъем с перевала занял 3ч 30мин.

Спускаемся по пути подъема. 2 веревки дюльфера по скалам и 1 вер.перил по снегу, далее одновременно в связках. При выходе на осыпь, маркируем веревки. Спускаемся к палаткам в 19.00, спуск занял 2ч 10мин. Срывается снег.

м.н. - плато закрытого ледника Сев.Галдор 20м закрытый ледник ясно связки
м.с. - снежное плато под перевалом Зап.Галдор 40м встречаются глубокие разрывы - -
м.с. - пер. Галдор Западный 1ч 45м скалы, осыпь (35º) облачно -
м.с. - в. Галдор Малый по вост.гребню 3ч 30м скальный гребень, снежник (45º), скалы (45-50º) туман по скальному гребню с попеременной страховкой, далее перила (2 вер.)
м.с. - пер. Галдор Западный 2ч 10м скальный гребень Туман, снег Связки
Итого 26.07.03 8ч 25м - - -

27 июля 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.50.

С перевала вниз ведет осыпной склон, который вскоре переходит в простые разрушенные скалы. Спускаться можно по ним или по кулуару справа от них(по ходу). Мы спускаемся по скалам, так безопаснее. Через 55мин спуска достигаем перевального цирка. Далее еще 50мин по осыпям и моренам до зеленных террас.

На этой высоте можно траверсировать Суганский хребет в любом направлении, что бы попасть в соседние цирки других перевалов без спуска в ущ.р.Харес (фото9 «Панорама Суганского хребта»). Траверсируем хребет в западном направлении, переваливаем через травянистый увал, и попадаем в цирк пер.Нахажбита. Пройдя еще немного на живописной поляне, останавливаемся на ночевку. Где-то поблизости спрятана заброска.

Пока часть группы ходит за заброской, остальные занимаются групповыми и личными делами( обедом, палатками, стиркой, умыванием и т.д.)

м.н. – перевальный взлет 55м Скально-осыпной склон (30-35º) ясно -

Перевал Доппах(3А,3830)

Характер: снежно-ледово-скальный
Ориентация: север-юг

Расположен в Суганском хребте между вер.Мал.Нахажбита и Восточный Доппах и ведет с ледника Малая Нахажбита (верховья реки Харес) в южную ветвь лед.Нахажбита ( ущ.р.Псыгансу).
Описание дается: от пол.Нахажбита (вер.р.Харес) до впадения в р.Псыгансу левого притока с лед.Сев.Суган.
Набор высоты: 830м
Потеря высоты: 1280м
Пройденное расстояние:12,2км

С перевала снята записка группы туристов с/к «Стрелец» г.Санкт-Петербурга(поход 5 к.с), руководитель Голубев К.А. от 10..08.2001г, м/к № 56/01.

28 июля 2003г
Подъем в 6.00. Выход в 8.25.

Продолжаем траверсировать южные склоны Суганского хребта в западном направлении, переваливаем еще через один травянистый увал, и нам открывается цирк пер.Доппах. За 55мин доходим до гребня левобережной морены лед.Малая Нахажбита.
В кармане морены, где она практически упирается в скальный массив, есть живописные ночевки.

Фото 3-2. Взлет пер.Доппах.
Вид с плато лед.Мал.Нахажбита.
Спускаемся с морены к языку ледника Мал.Нахажбита и через 1ч достигаем конца поверхностных морен. Одеваем кошки. Еще 40 минут по пологому открытому леднику. Далее связываемся и продолжаем движение в направлении хорошо видной глубокой седловины пер.Доппах(фото 3-1). Через 35мин подходим под перевальный взлет.

Фото 3-3. Подъем на
пер.Доппах. Вид с плато
лед.Мал.Нахажбита.
С плато ледника на седловину перевала ведет широкий снежно-ледовый кулуар крутизной до 45°(фото 3-2). В нижней части просматривается бергшрунд, но через него есть проход. Наличие свежего рыхлого снега делает кулуар довольно лавиноопасным. Но мы все-таки решаем продолжить подъем на седловину, выбрав на наш взгляд более безопасный путь.

Поднимаемся в связках вдоль левого борта кулуара, придерживаясь выступающих из снега камней(фото 3-3). В средней части глубина снежного покрова при тропежке доходит уже до колена. Поднявшись до скального острова(примерно середина подъема), резко уходим вправо к самому борту кулуара, почти под скалы, что бы уйти от возможной линии движения лавины, так как снег совершенно не внушает доверия. Поднимаемся вдоль скал, под ногами лед. Поднимаемся на седловину в 14.00, от плато ледника 1ч 20мин ЧХВ.

Фото 3-4. Спуск с пер.Доппах
на плато юж.ветви
лед.Нахажбита.
По описанию на перевале замерзшее озеро, но оно глубоко погребено под снегом, так что с трудом предполагаем где оно находится.

Фото 3-5. Преодоление 1-го
бергшрунда.
С трудом раскапываем тур. Сильный ветер со снегом не дает расслабиться. Поэтому желание заночевать на «живописном перевале с озером» быстро исчезает, решаем пообедать и спускаться. Быстро перекусив, в 15.20 начинаем спуск.

С перевала на плато юж.ветви лед.Нахажбита ведет снежно-ледовый склон, подрезанный 2-мя крупными бергшрундами(фото 3-4). Первый в самой высокой части имеет около 7м отрыва от нижнего края. Второй значительно больше – около 25-40м.

Спускаемся дюльфером на полку под первым бергшрундом(фото 3-5), заметив, что попали на его самую высокую часть. Немного правее(восточнее) было бы гораздо проще. Веревки крепим на ледорубе. Последний спускается на «ледорубном кресте».

Далее траверсируем по полке на лево, практически обойдя второй бергшрунд(фото 3-4). Опять крепим перила на ледорубе и спускаемся еще 50м, оставляя бергшрунд в стороне.

Далее склон выполаживается до 30°. Продолжаем движение в связках в направлении пологого плато ледника, где в 17.20 останавливаемся на ночевку.

м.н. - левобережная морена лед.Мал.Нахажбита 55м гребни морен ясно -
м.с. – ледник Мал.Нахажбита Морены - -
м.с. - нижнее плато лед.Мал.Нахажбита 40м открытый пологий ледник - кошки
м.с. - верхнее плато лед.Мал.Нахажбита 35м Закрытый ледник облачно Связки
м.с. - пер.Доппах 1ч 20м перевальный взлет (45º), трещины под снегом Ветер, срывается снег связки, местами попеременная страховка
м.с. – вер. Плато юж.вет.лед.Нахажбита ниже второго берга берг., сн. склон (25?-30?), в нижней части крутой ледопад - перила (2 вер.), связки
Итого 28.07.03 6ч 30м - - -

29 июля 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.25.

Фото 3-6. Спуск с верх.плато по
сев.гребню вер.Вост.Доппах
в обход ледопада.
Классический путь спуска с верхнего плато на лед.Нахажбита идет по ледопаду(левому или правому). При сборе материалов по маршруту, в книге «Туристские маршруты в Суганских Альпах.»(В.Д.Иванов, Г.В.Жданов, Москва , ФиС, 1976г) было найдено упоминание об обходе левого ледопада по скальному ребру, идущего от Восточного Доппаха(северный гребень). Такой путь спуска с верхнего плато и был запланирован.

Фото 3-7. Выход на плато
со скал сев.гребня
вер.Вост.Доппах.
По пологой дуге, огибая зону трещин ледопада, в связках выходим на скально-осыпное плечо северного гребня Восточного Доппаха(20мин), которое лишь немного возвышается над верхним плато ледника(фото 3-9). Здесь развязываемся.

С плеча гребня вниз ведет узкий скально-осыпной кулуар с наледями, который выглядит довольно камнепадоопасным(фото 3-6). Проведя небольшую разведку по самому гребню, убеждаемся, что он не крутой(до 40°), широкий и разрушенный, насколько хватает видимости. Решаем спускаться по нему, а не лезть в кулуар.

Фото 3-8. Спуск с верх.плато в
обход ледопада по скалам
сев.гребня вер.Вост.Доппах
Пешком (без веревок, плотной группой) спускаемся по гребню(150м), пока он не обрывается почти отвесными скалами к ледопаду(фото 3-8). Далее траверсируем его по системе полок налево в сторону кулуара(100м)(фото 3-6). Там вешаем перила на ледобуре. Одной веревки хватает до значительного расширения кулуара и снега. Еще одна веревка до бергшрунда и одна через него(фото 3-7). Далее связками выходим к 10.15 на пологое течение ветви лед.Нахажбита(фото 3-9), спускающейся с пер.Суган. Всего спуск до плато ледника занял 2ч 20мин.

Фото 3-9. Пер.Доппах. Путь спуска
на лед.Нахажбита.
Далее еще 35мин до нижнего плато ледника, где сходятся все его ветви. Еще 1 час спускаемся по леднику Нахажбита. В близи его окончания сходим на его левобережную морену, и далее по лев.берегу руки Псыгансу, вытекающей из лед.Нахажбита, до первых полянок. Там 12.50 останавливаемся на обед. Греемся на солнце, отдыхаем.

В 14.20 продолжаем путь вниз вдоль реки, и через 30мин подходим к впадению в Псыгансу левого притока с лед.Сев.Суган, куда предстоит наш дальнейший путь.

По описанию, в дальнейшем близко ночевок нет. Поэтому, пройдя еще 25мин вверх, перед крутым началом подъема в дол.р.Сев.Суган, останавливаемся на ночевку.

м.н. – плечо сев.ск. гребня Вост.Доппаха 20м траверс сн.-лед. плато ясно связки
м.с. - плато ледника Нахажбита 2ч 20м скальный гребень, кулуар - перила (3 вер.), связки
м.с. - нижнее плато ледника Нахажбита 35м сн.-лед. склон, далее открытый ледник - -
м.с. - поверхностная морена начало реки переменная облачность обед
м.с. - слияние рек 30м травянистые склоны вдоль реки - -
м.с. - на берегу реки 25м луг моросит дождь -
Итого 29.07.03 5ч 10м - - -
Всего по пер.Доппах : 11ч 40м - - -

Траверс массива Суган-Тау(3А)

Категория трудности: 3А
Максимальная высота: 4486м
Характер: снежно-ледово-скально-осыпной

Массив расположен в Суганском хребте и является его высшей точкой. На юг от него отходит Штульская перемычка к ней спускается южный гребень к пер.Гюльчи. На север гребень, разделяющий лед.Сев.Суган на Западную и Восточную ветви. На запад гребень к пер.Панорамный и далее пер.Рцывашки. На восток северо-восточный гребень к пер.50 лет ВЛКСМ.
Описание дается: от устья р.Сугансу (р.Псыгансу) до седловины пер.50 лет ВЛКСМ, далее подъем по северо-восточному гребню(маршрут Маслова альп 3А) на вер.Суган-Тау, спуск по южному гребню(маршрут альп 2А) на седловину пер.Гюльчи и спуск на лед.Доппах.
Набор высоты: 1956м
Потеря высоты: 1100м
Пройденное расстояние: 12км

Фото 4-2. Вид с ночевки на
верх.плато вост.ветви
лед.Сев.Суган на седловину
пер.50-лет ВЛКСМ(утро)
Подъем на перевал 50 лет ВЛКСМ(4320)

Характер: снежно-ледовый

Перевал расположен в Суганском хребте между вер.Суган-Тау и Суган-баши и ведет с ледника Сев.Суган ( верх.р.Псыгансу) на лед.Доппах (верховья реки Харес).
Описание дается: от устья р.Сугансу(р.Псыгансу) до седловины пер.50 лет ВЛКСМ.
Набор высоты: 1820м
Пройденное расстояние: 8,5км

30 июля 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.35.

В верховья долины реки Сугансу поднимаемся по крутому, заросшему травой, гребню правобережной морены. Временами появляются признаки тропы. Впереди виден пояс «бараньих лбов», по которым водопадом спадает река Сугансу. Продолжая подниматься по гребню морены, обходим бараньи лбы слева по ходу.

Фото 4-1.Вид с лед.Сев.Суган на
его восточную ветвь в цирк
пер.Мориса Тереза и 50-лет
ВЛКСМ.
Через 55мин гребень морены выводит выше бараньих лбов и уже почти упирается в скальный гребень, отделяющий ледник Сев.Суган от цирка пер.Каменистый. Спускаемся в широкий осыпной цирк концевых морен. Здесь множество площадок для палаток. Через 30мин мы уже вступаем на ледник. Ледник открытый и пологий, слегка присыпан камнями.

Фото 4-3. Путь подъема на
перевал 50-лет ВЛКСМ.
Вид с седловины.

Поднимаемся по нему, постепенно прижимаясь к левому борту. Вскоре одеваем кошки, так идти все-таки удобнее. Дойдя по леднику почти до пер.Осыпной, поворачиваем на лево и углубляемся в направлении гребня разделяющего ледник на две ветви(фото 4-1). Левая(восточная) ведет к перевалам Мориса Терезы(2Б) и 50 лет.ВЛКСМ(3А), а правая(западная) к пер.Шести(2А).

Под основанием этого разделительного гребня на жидкой серединной морене обедаем.

Далее восточная ветвь ледника резко набирает высоту, крутизна до 35º, ледник становиться закрытым, появляются разломы. Двигаемся в связках, тропежка по снегу по колено. Подъем на верхнее плато под пер.50-лет ВЛКСМ с плутанием между трещин занял 1ч 40мин ЧХВ.

Достигнув ровной части перевального цирка, в 16.00 становимся на ночевку(фото 4-2).

Надеемся, что погода позволит нам пройти все задуманное. В прошлом году мы просидели здесь один день, и так по не погоде и перелезли перевал.

( от - до )
м.н. – гребень морены 55м слабая тропа по тр.-осып. гребню морены низкая облачность -
м.с. – язык ледника Сев.Суган 30м мореные поля - -
м.с. - плато ледника Сев.Суган 50м открытый ледник - одеваем кошки
м.с. - среднее плато ледника Сев.Суган 55м пологий открытый ледник срывается дождь обед
м.с. – вост.ветвь лед.Сев.Суган 50м закрытый ледник (30-35º) - связки
м.с. - средняя часть вост.ветви лед. Сев.Суган 35м ледник закрытый, местами глубокие разрывы - Связки
м.с. - плато ледника 40м Трещины облачно Связки
м.с. - верхнее плато ледника под пер.50 лет ВЛКСМ 25м трещины, много снега - -
Итого 30.07.03 5ч 40м - - -

Фото 4-4. Выход на седло-
вину пер. 50-лет ВЛКСМ под
основание сев-вост.гребню
вер.Суган-Тау.
31 июля 2003г
Подъем в 4.30. С утра погода не так чтоб плохая, но и не хорошая, без колебаний собираемся на штурм. Выход в 6.40

С неприятным удивлением замечаем, что наста нет. С надеждами быстро добежать до взлета приходиться расстаться. За 1ч 20мин ЧХВ с глубокой тропежкой подходим под перевальный взлет на снежную полку выше бергшрунда.

Перевальный взлет – снежно-ледовый склон, крутизной 35-45º(фото 4-3). Движемся с перильной страховкой в направлении западной части седловины перевала, чтобы подняться сразу под скалы северо-восточного гребня Суган-тау(фото 4-4).

До выхода на гребень Суган-тау от бергшрунда провесили около 230м перил. На гребне были в 10.20.

( от - до )
м.н. - пер. взлет 1ч 20м закрытый пологий ледник,тропим низкая облачность связки
м.с. - пер. 50 лет ВЛКСМ 1ч 55м снежный подъем (40-45º) - перила
Всего подъем на пер.50 лет ВЛКСМ 8ч 55м - - -

Вер.Суган-Тау по северо-восточному гребню(альп3А,4486)

Характер: скально-снежный

Описание дается: от седловины пер.50 лет ВЛКСМ подъем по северо-восточному гребню(маршрут Маслова Альп 3А) на вер.Суган-Тау, спуск по южному гребню(маршрут альп 2А) на седловину пер.Гюльчи.
Набор высоты: 166м
Потеря высоты: 686м
Пройденное расстояние: 2,5км
С вершины сняты записки :
1. Группы туристов МГЦТК г.Москвы(7человек, поход 5 к.с), руководитель Зеленцов Д.Ю. от 16.07.2001г( подъем с пер.50-лет ВЛКСМ), м/к 1-3-501.
2. Группы туристов г.Днепропетровска (4чел, поход 4к.с.), руководитель Очеретяный И.В. от 20.07.2002г(подъем с пер.Гюльчи), м/к 2-02.

При восхождении на вер.Суган-Тау, мы имели в своем распоряжении два описания. Одно – из книги Наумова «Караугом, Дигория, Цей»(маршрут № 44), в которой довольно скупо, как обычно для альпинистских маршрутов не высоких категорий, дано описание маршрута. Второе – из отчет Зеленцов Д. Ю.(г.Москва) о походе 5 к.с. в 2001году по Центральному Кавказу Осетии. В нем дано подробное описание прохождения маршрута туристской группой, что давало нам надежду на реальность такого восхождения в условиях автономного туристского похода.

31 июля 2003г
Поднявшись на седловину в 10.20, оценив погодные условия как удовлетворительные (хотя видимость временами падает до 40-60м, но к хождению в тумане мы уже привыкли), решаем подниматься на вершину.

На всем протяжении маршрута до вершины двигаемся в связках (две двойки и тройка) с попеременной страховкой. Необходимость в провешивании перил по маршруту подъема не возникла.

Первый участник начинает движение в 11.00.

Крутизна первой половины маршрута (4веревки) по гребню колеблется от 20 до 55. Скалы разрушенные, средней трудности(фото 4-5). Местами гребень довольно узкий. Скалы присыпаны снегом(фото 4-6,4-7), который значительно сужает возможность использования различных закладок и крючьев для организации страховки, поэтому в основном для страховки используем рельеф – выступы, перегибы при движении закладываем на них, создавая достаточное трение.

Фото 4-5. Начало подъема на

(2веревка).

Фото 4-8. Подъема на вер.Суган-
Тау по сев-вост.гребню(3веревка).

После прохождения 3-веревки к нашему гребню примыкает с севера контрфорс(фото 4-8). Далее гребень резко поворачивает налево, выполаживается(карниз!) и выводит на предвершину(4веревка, фото 4-9). По ней около 10м ровного гребня, а затем 60-80м(5-6 веревка) спуска по заснеженному скальному гребню крутизной до 45 (фото 4-10,4-11,4-13) до перемычки под вершинный взлет. На перемычке карнизы на северную сторону.

Фото 4-9. Подъема на вер.Суган-
Тау по сев-вост.гребню(4веревка).

Фото 4-10. Подъем на вер.
Суган-Тау по сев-вост.
гребню(5-6 веревка).

Фото 4-11. Подъема на вер.
гребню(конец 5-ой
веревки).

Фото 4-13. Подъема на вер.
Суган-Тау по сев-
вост.гребню(5-6 веревка).

Фото 4-14. Вид с вер.Суган тау на
плато Южного плеча.
Далее еще около 80м (7-8веревка) по некрутому (от35 до 10gr) заснеженному скальному гребню выходим на вершину. Первый участник поднялся на вершину в 13.15 за 2ч 15мин от начала подъема с седловины пер.50-лет ВЛКСМ. Связка-тройка, идущая последней, отстала, последний участник группы поднялся на вершину 14.10 через 55мин.

Пока поднималась группа, в разрывах облаков пытаемся просмотреть путь спуска к пер.Гюльчи. Сильная облачность и туман не дает нам увидеть весь спуск и панораму с высочайшей точки Суганского хребта.

Фото 4-15. Вид с плато Южного
плеча на вер.Суган-Тау
Вершина Суган-тау представляет собой заснеженный купол с карнизами на северную сторону. Зная по описанию, что тур находиться в западной части вершины, удивились, заметив еще один прямо по центру купола. В нем оказалась записка днепропетровцев, которые приняли вер.Суган-Тау за южную предвершину. В результате у нас две записки. Оставляем свою в центральном туре.

Фото 4-16. Вид с пер.Гюльчи на
вер.Суган-Тау.

В 14.50 спускаемся в связках по пологому(до 20°) снежно-ледовому склону на плато Южного плеча(фото 4-15), и далее, придерживаясь выступающих жандармов южного гребня(фото 4-14), доходим до крутого перегиба склона, ведущего на верхнее плато лед.Юж.Суган прямо на седловину пер.Гюльчи(фото 4-16).

Спускаемся одновременно на «три такта» по глубокому снегу, крутизна до 40°. В нижней части склона небольшой бергшрунд, его перепрыгиваем с попеременной страховкой. На седловине пер.Гюльчи в 16.15 становимся на ночевку.

( от - до )
м.с. - в.Суган-Тау 2ч 15м-первый на вер.
3ч 5м-последний
гребневой маршрут, скалы присыпаны снегом,
крутизна от 30 до 55º
туман, видимость 40-50м движение в связках, попеременная страховка
м.с. - пер. Гюльчи 1ч 25м на спуске крутой снежный склон до 40°, внизу бергшрунд - Связки,
спуск на три такта
Итого 31.07.03 7ч 45м - - -
Всего по вер.Суган-Тау 4ч 30м - - -

Фото 4-18. Спуск с пер.Гюльчи до
выхода на контрфорс
Спуск с перевала Гюльчи(3800)

Характер: снежно-осыпной

Перевал расположен в Штульской перемычке между вер.Суган-Тау и Ложный Суган, ведет с ледника Юж.Суган ( верх.р.Ах-су) на лед.Доппах (верховья реки Харес).
Описание дается: от седловины пер.Гюльчи до лед.Доппах.
Потеря высоты: 400м
Пройденное расстояние: 1км

С перевала снята записка группы туристов г.Костромы(6человек, поход 5 к.с), руководитель Сироткин А.С. от 13.08.2001г.

Фото 4-19. Спуск с пер.
Гюльчи до выхода на контрфорс
1 августа 2003г

Седловина перевала – широкое ровное плато закрытого ледника Юж.Суган. С перевала вниз на лед.Доппах ведет скально-осыпной склон с несколькими кулуарами (фото9 «Панорама Суганского хребта»). Надо заметить, что уже часов в 7 утра весь склон освещен солнцем, а в 8 начинается стабильная канонада камней, летящих по всему склону. Такое расположение перевального взлета, делает этот перевал очень камнепадоопасным.

Фото 4-20. Спуск с пер.
Гюльчи на плато лед.Доппах.
Подъем в 4.00. Выход в 6.00.

Мы выбрали средний, из кулуаров (как оказалось). В верхней части(около 120м) он забит снегом. Спускаемся дюльфером(фото 4-17), веревки сдергиваем. На середине 3 веревки достигаем не ярко выраженного скального пояса(фото 4-18). С него еще одна веревка до выхода на скальный небольшой контрфорс(фото 4-19). Здесь безопасно, можно собраться всей группой.

Фото 4-21. Пер.Гюльчи с
лед.Доппах.
Спускаемся по контрфорсу до его окончания. Быстрыми перебежками прыгаем в кулуар и выбегаем на плато ленника Доппах(фото 4-20).

Надо заметить, что наиболее пологим в верхней части выглядит самый южный край перевального склона. Здесь он почти полностью до самого верха закрыт снегом, что практически исключает возможность падания камней, правда сверху висит снежный карниз, но вероятность его отрыва не велика. Подъем по пути нашего спуска тоже возможен, но крутизна в верхней части больше.

Далее уже спокойно в связках в 9.15 доходим до моренных полей у основания восточного гребня вер.Ложный Суган(фото 4-21). Далее нам не надо спускаться, а следует перевалить это гребень, чтобы попасть в цирк пер.Солдат.

м.н. - поверхностная морена 3ч 15м сн.-лед. кулуар (45-50º),
скалы, закрытый ледник
ясно -
Всего спуск с пер.Гюльчи 3ч 15м - - -

Траверс Штульской перемычки от пер.Солдат до пер.Штулу (1А)

Категория трудности: 1А
Максимальная высота: 3716м
Характер: осыпной

Штульская перемычка расположена в направлении север-юг и соединяет ГКХ и Суганский хребет, от вершины Гезе-тау в ГКХ до вершины Суган-тау в Суганском хребте, ведет из вер.р. Ах-су (д.р.Черек Балкарский) в ущ.р.Харес.
Описание дается: от ледника Доппах подъем на пер.Солдат, далее траверс Штульской перемычки до пер.Штулу – спуск в ущ.р. Харес до а/л «Таймази».
Набор высоты: 316м
Потеря высоты: 1836м
Пройденное расстояние: 21км

С перевала Солдат снята записка группы туристов ХАИ «Стресс» г.Харьков(12человек, поход 3 к.с), руководитель Резников А.В.
С вер.3716м снята записка группы туристов г.Днепропетровска (4человека, поход 4 к.с), руководитель Очеретяный И.В. от 18.07.2002г., м/к 2-02.
С перевала Штулу снята записка группы туристов МГЦТК г.Москвы(14человек, поход 2 к.с), руководитель Варгафтин М.М. от 13.08.2002г., м/к 1/3-202.

1 августа 2003г
После спуска с пер.Гюльчи на лед.Доппах, переваливаем по осыпям основание восточного гребня вер.Ложный Суган. Нам открывается цирк пер.Беззымянный и пер.Солдат. Продолжаем движение траверсом по осыпям, стараясь не сбрасывать высоту. Около ручья, текущего из-под пер.Безымянный на зеленных полянках, останавливаемся на обед.

После продолжаем движение в направлении широкого снежно-осыпного кулуара, ведущего к пер.Солдат. Через 1ч мы на седловине. Не задерживаемся там долго и продолжаем движение на юг по гребню. Гребень пологий, осыпной, временами на нем лежит снег. В гребне есть ряд выступающих осыпных вершинок, самая высокая из них имеет высоту 3716м, на ней стоит триангуляция, это максимальная точка нашего траверса. Ближе к пер.Штула, гребень становиться скальным, но при этом очень прост в прохождении. Путь до пер.Штулу занял у нас 1ч 10мин.

Спускаемся по снежникам к ручью Гурами-дон, и вскоре на его берегах встречаются первые нарзаны(35мин от перевала). Через 20 мин спуска вдоль ручья еще один нарзан на левом берегу, как раз под пер.Удобный.

Далее начинается четкая тропа, ведущая вниз траверсом хребта, разделяющего реки Гурими-дон и Орс-дон. Тропа вскоре уходит от реки, немного набирает высоту, а затем долго траверсирует хребет, пока он не начинает сходить на нет. В нижней части в густой траве она теряется, но внизу уже видно слияние рек и кош.

Спустившись в реке Орс-дон в 19.00 на полянах становимся на ночевку.

м.с. - верховье Хареса 30м луг - обед
м.с. - слияние рек 55м луг, кош - Туман
Итого 01.08.03 8ч 40м - - -

2 августа 2003г
Встаем поздно, в 7.00. Выходим в 10.30.

Благодаря обитателям коша, которые подсказали, что через Орс-дон налажен мостик, переходим реку посуху, причем предыдущие 4 раза я преодолевала ее вброд. Далее по тропе, идущей вдоль склона долины, обходя заболоченную пойму реки, за 1 ч доходим до потока р.Галдор, впадающего в р.Харес. Ее перепрыгиваем по камням. Далее тропа идет между огромных камней древней концевой морены, чуть ниже них на тропе нарзан.

Через 45мин по тропе, которая переходит в дорогу, подходим к живописнейшему водопаду. От него идет уже хорошая дорога, и по ней до а/л «Таймази» 45мин. В а/л отдыхаем, забираем заброску. Здесь мы прощаемся с нашим одним участником – Донским Владимиром, он уезжает домой.

м.н. - у р. Галдор тропа вдоль реки ясно -

Перевал Авсанау (н/к,2900)

Характер: травянисто-осыпной
Ориентация: запад-восток

Расположен в хребте Чирх (сев.отрог ГКХ) и ведет из ущ.р.Геби-дон на лед.Бартуй (ущ.р.Бартуй).
Описание дается: от а/л «Таймази» (ущ.р.Харес) до лед.Бартуй. Набор высоты: 1020м
Потеря высоты: 150м
Пройденное расстояние: 13км

С перевала снята записка туристов из т/б «Орлиное гнездо» (2человека: Вавиджан и Али), от 02.08.2003г.

3 августа 2003г

Фото 5-3. Цирк перевалов Авсанау,
Гебивцек в ущ.р. Геби-дон.
Подъем в 7.00., не спеша собираемся, пытаясь засунуть новые объемы продуктов. Выход в 11.00. За 35мин спускаемся по дороге до а/л «Дигория», с дороги виден район пер.Авсанау(фото 5-1), и далее продолжаем спуск вдоль реки до моста (еще 10мин) через реку Харес, который расположен ниже поляны Таймази.

Перейдя реку, начинаем подниматься вверх по хорошо набитой тропе в ущ.Геби-дон. Сначала тропа идет вдоль берега реки по густому лесу(фото 5-1). Потом ущелье сжимается в каньон, а тропа набирает высоту и обходит его(1ч 20мин ЧХВ). Еще через 40мин тропа выводит к границе леса и начинает теряться на камнях. Слева по ходу впадает чистый ручей. Далее подъем идет по живописным альпийским лугам, и через 1час ЧХВ выходим на пологую часть ущ.Геби-дон, где сливаются притоки, ведущие к перевалам Авсанау и Гебивцек(фото 5-3). Здесь, на зеленом лугу стандартные альпинистские ночевки. В 18.00 останавливаемся на бивуак.

м.н. - а/л Дигория 35м дорога ясно -
м.с. - на другой стороне реки 50м дорога, мост через реку - -
м.с. - выше каньона 40м лес, тропа - -
м.с. - у реки 40м граница леса, тропа - обед
м.с. - ночевки на поляне луг - -
Итого 03.08.03 3ч 45м - - -

Фото 5-4. Вид в перевальный
цирк с подъема на пер.Авсанау.
4 августа 2003г

Подъем в 5.00. Выход в 7.20.

К пер.Авсанау ведет небольшая осыпная долинка слева по ходу(фото 5-3). За 1ч 20мин поднимаемся по ней в перевальный цирк, в котором расположено мелкое озерко(фото 5-4).
Широкая пологая седловина прямо по ходу – это не пер.Авсанау, с другой стороны у него очень крутой спуск. Сам перевал немного правее по моренам, и кажется даже выше. В 10.00 поднимаемся на него за 20мин.

С перевала спускаемся по мелкой осыпи и крутым травянистым склонам в карман морены ледника Бартуй(фото 5-2). Здесь лежит живописное озеро. Останавливаемся на обед в 10.40.

С гребня морены внимательно рассматриваем наш следующий перевал(фото 6-1). По всем прикидкам выходит, что мы его сегодня не успеем, а так же лезть на перевал после 15 часов желания нет, хоть он и 2А. Приняв это решение, остаемся здесь на ночевку.

( от - до )
м.н. – пер.цирк 1ч 20мин тропа по пологим тр. склонам, есть скальные выходы ясно -
м.с. - пер. Авсанау 20м тр. склоны, мелкая осыпь, перед пер. взлетом озерцо - -
м.с. - озеро в кармане морены 20м на спуске мелкая осыпь, тр. склоны - -
Итого 04.08.03 - - -
Всего пер.Авсанау 5ч 45м - - -

Фото 6-1. Пер.Электрон.
Вид с пер.Авсанау.
Перевал Электрон(2А,3400)

Ориентация: запад-восток

Расположен в сев.отроге ГКХ, отходящем от вер.Цихварга, соединяет ледники Западный и восточный Цагардор, ведет с лед.Бартуй (ущ.р.Бартуй) в ущ.р.Фастаг.
Описание дается: озера в кармане левобережной морены лед.Бартуй до «Райской поляны» при впадении р.Фастаг в р.Караугом
Набор высоты: 650м
Потеря высоты: 1400м
Пройденное расстояние: 12км

С перевала снята записка группы туристов т/к «Вертикаль» г.Ростов-на-Дону (6человек, поход 4 к.с), руководитель Ятковская Л. от 26.07.2003г.

Фото 6-2. Перевальный
взлет пер.Электрон. Вид с
лед.Зап.Цагардор.
5 августа 2003г
Подъем в 5.30.
Всю ночь идет дождь, который продолжается и утром. Выжидаем. И вскоре он почти прекращается и позволяет нам собраться, выходим в 9.00.

Пересекаем ледник Бартуй к его правому борту(50мин) в направлении цирка пер.Электрон. Начинаем подъем по осыпям к леднику Зап.Цагардор. По пути нам встречаются хорошие ночевки, можно было бы заночевать вчера и здесь, но об их существовании мы не знали, а уходить от озера не хотелось. Подходим к языку ледника Зап..Цагардор (20мин), одеваем кошки. Поднимаемся по пологому языку ледника в направлении нашего пер.Электрон( фото 6-1). Ближе к перевальному взлету начинается снег(20мин), связываемся.

Фото 6-3. Пер.Электрон. Вид с
конца языка лед.Вост.Цагардор.

Седловина пер.Электрон разделена острым жандармом на две(фото 6-2). Мы поднимаемся на левую, придерживаясь описания, да она как то и выглядит симпатичнее.

Перевальный взлет подрезан бергшрундом, но он спокойно обходиться по мосту. Далее вверх идет снежный склон крутизной до 40°. Поднимаемся по нему под скальный остров(45мин), разделяющий перевальный взлет на два широких кулуара. Далее снега нет, идет живая неприятная осыпь. За 30мин по ней поднимаемся на седловину пер.Электрон в 12.45.

С пер.Электрон видно Караугомское плато и наш путь подъема на него(фото 7-1).

Вниз к леднику Вост.Цагардор ведет не крутой осыпной склон. За 20мин спускаемся к поверхностной морене ледника(фото 6-3). Обедаем.

Далее вниз по краю ледника, а потом вдоль ручья спускаемся к р.Фастаг(1ч 10мин). При спуске преодолеваем ступень бараньих лбов, прижимаясь к левому борту ущелья.

Далее вниз по ущ.р.Фастаг вдоль реки идет тропа, в верхней части не очень выраженная. По ней за 1ч 20мин спускаемся в зону леса до «Райской поляны». В 18.05 становимся на бивуак.

м.н. - пересекли лед. Бартуй 50м открытый ледник переменная облачность -
м.с. – пер.взлет 40м открытый пологий ледник Зап.Цагардор - связки
м.с. – скальный остров 45м подъем по сн.-лед. склону (35-40º), берг. со сн. мостом - связки
м.с. - пер. Электрон 30м в верхней части средняя осыпь - -
м.с. – поверх.морена лед.Вост.Цагардор 20м осыпной склон, пологое плато ледника - обед
м.с. – ущ.р.Фастаг 1ч 10м морены - -
м.с. - «Райская поляна» 1ч 20м лес, тропа - -
Итого 05.08.03 5ч 35м - - -
Всего пер.Электрон 5ч 35м - - -

Фото 7-2. Вид на путь подъема на
Караугомское плато с гребня
левобережной морены
лед.Караугом.
Перевал Караугомский ледопад (ч/з плечо Зап.Караугома) (3А*,4000)

Категория трудности: 3А
Максимальная высота: 4000м
Характер: скальный

Фото 7-1. Вид с пер.Электрон в
сторону Караугомского плато
на наш путь подъема на него.
Расположен в ГКХ, между массивом Караугом и Ногкау и соединяет лед.Гулар (нижнее течение лед.Караугом) с Караугомским плато.
Описание дается: от «Райской поляны» (ущ.р.Караугом-дон) выход на Каругомское плато через северо-западный гребень-контрфорс вер.Зап.Караугом до ночевок под вер.Бивуачная на Караугомском плато.
Набор высоты: 2000м
Потеря высоты: 200м
Пройденное расстояние: 14.5км

Из тура под зап.гребнем вер.Караугом Зап. сняты 2 записки групп туристов г.Кишинева(3+4человек), от 13.0_ .83г.
Снята записка из тура пер.Караугомский ледопад группы туристов г.Запорожья (7 чел), руководитель Беззубов Н.Н. от 01.08.2002г., м/к 04/02

Фото 7-3. Вид на путь подъема на
Караугомское плато с
конца гребня левобережной
морены лед.Караугом.
6 августа 2003г
Подъем в 8.00 Выход в 11.40.

От «райской поляны» поднимаемся по тропе, которая идет сначала по карману левобережной морены лед.Караугом, потом выходит на ее гребень. Здесь в большом обилии встречаются грибы. Черех 55 мин выходим к границе леса. В кармане морены лежат ряд живописных озер. Еще 50мин по тропе и мы достигаем конца(начала) гребня левобережной морены. Спускаемся на плато открытого ледника Караугом и пересекаем его к правому борту. Через 45мин мы уже на зеленой поляне Микелай в кармане правобережной морены. Останавливаемся на обед.

Фото 7-5. Маршрут подъема
на перемычку сев-зап гребня-
контрфорса вер.Зап.
Караугом. Вид с гребня
правобережной морены
лед.Гулар.
Далее поднимаемся на высокий гребень правобережной морены лед.Гулар(55мин) и идем по гребню морены(40мин)(фото 7-2,7-6). Здесь в гребне небольшое понижение, а ледник Гулар поднимается почти вплотную гребню(фото 7-3). В этом понижении есть песчаные площадки, вода на леднике. Становимся на ночевку.

При подготовке к походу, собираясь подняться на плато в обход ледопада через северо-западный гребень-контрфорс вер.Зап.Караугом, мы имели в своем распоряжении только краткое упоминание этого пути в книге Наумова «Караугом, Дигория, Цей»(маршрут № 83). Поэтому в этот день мы внимательно изучаем наш предполагаемый путь выхода на плато(фото 7-4,7-5). В принципе нам хватает этого описания, чтобы правильно сориентироваться и найти начало подъема.

Из описания следует, что наверх ведет третий по счету скальный кулуар от основания северо-западного гребеня-контрфорса. Внимательно отсчитав третий, убеждаемся, что в действительности других вариантов нет(фото 7-2), второй - выводит гораздо ниже, а четвертый вообще просматривается с трудом.

Но по самому кулуару подниматься очень опасно(камни), решаем подниматься справа по ходу от кулуара по скалам. Тут просматривается наклонный внутренний угол, думаем подниматься вдоль него(7-4,7-5).

м.н. - вер. озеро в кармане морены 55м лес, тропа моросит дождь -
м.с. - поляна в кармане морены со следами прошлых ночевок 50м тропа по карману и гребню морены - -
м.с. - поляна Микелай 45м открытый ледник ясно обед
м.с. - гребень морены лед. Гулар 55м травянистые склоны - -
м.с. - песчанные ночевки 40м Гребень морены - -
Итого 06.08.03 5ч 05м - - -

7 августа 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.00.

Разгружаем первого участника (Архипенко Александра), оставив у него в рюкзаке только личные вещи, он все веревки проходит первым. Остальные участники поднимаются с перильной страховкой.

За 20мин пересекаем пологий открытый ледник Гулар к его левому борту под основание внутреннего угла. На пологой части ледника на поверхностной морене на безопасном расстоянии от склона часть группы ожидает, пока первая связка обрабатывает на скалах 1 веревку.

Фото 7-8. Подъем по скалам сев-зап
гребня-контрфорса вер.Зап.Караугом.
Вид с лед.Гулар.(1 веревка)
Надо отметить, что 1 веревка (отрыв от ледника) была одной из самых крутых (до 70º)(фото 7-7).

Фото 7-9. Подъем по скалам
сев-зап гребня-контрфорса
вер.Зап.Караугом.
Вид со станции 1 веревки
вниз.
Скалы выше средней трудности, гладкие, без хороших зацепок, видимо раньше ледник был выше, и эта часть скал была немного отполирована льдом, но «бараньими лбами» их не назовешь.

С места ночевки, правее внутреннего угла, просматривалась косая полка(фото 7-4), но при близком рассмотрении она совершенно терялась.

В нижней части внутреннего угла(около 30м) скалы мокрые, по ним сочится ручеек, поэтому начинаем подъем немного правее по косой линии(фото 7-8). Следующая станция(2крюка) организована уже во внутреннем углу, здесь он сужается(фото 7-9), а выше выполаживается.

Фото 7-11. Подъем по скалам сев-зап
гребня-контрфорса вер.Зап.Караугом.
Вид с 3 веревки на станцию 2-ой.
2 веревка проходит по пологой части внутреннего угла(фото 7-10, 7-11), проходим ее без промежуточных точек страховки.

На 3 веревки уходим из угла влево. Здесь идет серия широких полок, движение по которым так же не представляет сложности. Средняя крутизна(до 45º). На одной из таких широких полок организовываем станцию. Здесь собираемся практически всей группой, ожидаем веревок снизу. В дальнейшем таких временных «затыков» уже не было.

Фото 7-12. Подъем по ска-
форса вер.Зап.Караугом. Вид
со станции 3 веревки вверх.

На 4 веревке крутизна возрастает до 50º.

Фото 7-13. Подъем по ска-
лам с-з. гребня-контрфорса
вер.Зап.Караугом. Вид
со станции 4 веревки вниз.
Поднимаемся зигзагами по узким полочкам (10-15см) и щелям(фото 7-12).

Далее опять широкая полка, на ней станция(крюк + закладка)(фото 7-13).

На 5 веревке поднимаемся по небольшому кулуару-щели (крутизна до 50°)(фото 7-14) к вертикальному участку стены. Его обходим (6 веревка) слева по слабо выраженному углу, крутизна местами до 60°(фото 7-15).

Фото 7-15. Подъем по ска-
форса вер.Зап.Караугом. Вид
со станции 5 веревки вверх.

Далее угол кончается, поднимаемся прямо вверх. Скалы по-прежнему прочные и монолитны.

7 веревка, стабильной крутизной около 60°, «жумарим» в полную силу, лазанье с рюкзаком на таких скалах уже получается плохо. Станция организована на узкой полке(2крюка).

Фото 7-16. Подъем по скалам сев-зап
гребня-контрфорса вер.Зап.Караугом.
Вид на станцию 9 веревки.
На 8 веревке крутизна уменьшается до 50°, станция(2крюка) на хорошей полке.
Далее влево вверх (9веревка) по серии косых трещин-щелей, крутизна до 55°(фото 7-16). Станция(крюк + закладка) почти висячая, полок уже нет(фото 7-17).

По высоте мы уже почти на уровне перемычки гребня.

Фото 7-17. Подъем по ска-
форса вер.Зап.Караугом.
Станции 9 веревки.

10 веревка идет влево вверх траверсом по узким полочкам(5-7см), крутизна (вбок) до 60°, для станции находим глубокую полку.

И последняя 11 веревка траверсом влево выводит на седловину с-з гребня-контрфорса, крутизна до 60°.

На перемычке из под снега выглядывают две маленьких площадки, выложенные из камней. Был и тур, но записки в нем не было, оставляем свою.

Фото 7-19. Вид на Караугомский ледо-
пад с перемычки сев-зап гребня-
контрфорса вер.Зап.Караугом.

Вниз открывается вид на хаос Караугомского ледопада(фото 7-19).

Понимаем, что мы проскочили в редкое окно устойчивой хорошей погоды, так как подъем по мокрым скалам кажется не реальным.

Немного отдохнув и перекусив, спускаемся по широкой осыпной полке к языку висячего ледника(фото 7-20).

Фото 7-20. Вид с ночевок на плече
западного гребня вер.Зап.Караугом
на путь движения от перемычки
сев-зап гребня-контрфорса.
Далее вдоль края ледника по бараньим лбам доходим до начала снежников(20мин).

Фото 7-18. Вид на осыпное плечо
западного гребня вер.Зап.Караугом
с перемычки сев-зап гребня-контрфорса.
Тут связываемся и продолжаем движение по закрытому леднику в направлении пологого снежно-осыпного плеча зап.гребня вер.Зап.Караугом(фото 7-18).

На него поднимаемся за 1ч 10мин ЧХВ. Здесь в 19.40 останавливаемся на бивуак. Ставим одну палатку, расширив единственную площадку до размеров нашей большой палатки. Изучая окрестности в поисках площадок, находим тур с запиской 1983г. групп туристов г.Кишинева, которые называют это место пер.Караугом(3А).

К вечеру погода портиться, ночью очень сильный ветер.

м.н. - подошли под пер. взлет 20м поверхностная морена ясно -
веревка (выход во внутренний угол по косой справа) В 15.15 (7ч15м) – первый на перемыч. с-з гребня-контрфорса

В 16.15 (8ч15м) - последний
Скалы выше средней трудности, крутизна 80º - ППС: 2 крюка + 1 закладка,
ПС: 2 крюка
2 веревка (по внутреннему углу) Простые скалы, крутизна 45º, - без промежуточных,
ПС: 2крюка
3 веревка (слева от вн.угла, по полкам) Простые скалы, крутизна 45º, широкие полки, - без промежуточных,
ПС: 2 крюка
4 веревка (узкая косая полочка 10-15см, далее вертикальная трещина) Скалы средней трудности, крутизна 45-50º, - без промежуточных,
ПС: крюк + закладка
5 веревка (подъем по щели) крутизна 50º - ППС: 1 закладка,
6 веревка (внутренний угол) Скалы средней трудности, крутизна до 60º( - ППС: 1 закладка,
ПС: 2 крюка
7 веревка (вертикальный подъем, полный «жумар») Скалы средней трудности, крутизна 70º - ППС : 1 крюк,
8 веревка (выход на полку) Простые скалы, крутизна 50º - без промежуточных,
9 веревка (по косым трещинам-щелям) Скалы средней трудности, крутизна 50-55º - без промежуточных,
ПС: крюк + закладка
10 веревка (косой траверс) Скалы средней трудности, крутизна от 50 до 60º - ППС: 1 крюк, френд,
ПС: 2 крюка
11 веревка (косой траверс на перемычку контрфорса) Скалы средней трудности, крутизна 50-60º - ППС: 2 закладки,
ПС: закладка + крюк
м.с. - висячий ледник 20м Осыпная полка, «бараньи лбы» - -
м.с. - осыпное плечо зап.гребня вер.Зап.Караугом 1ч 10м закрытый ледник Наползает облачность Связки
Итого 07.08.03 10ч 05м - - -

8 августа 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.45.

За 1ч 15мин проходим траверсом по живой средней осыпи и выходим к туру пер.Караугомский ледопад(фото 7-1). Здесь на склоне массива Зап.Караугома на осыпях несколько оборудованных площадок.

С утра на плато сидит плотный туман, который не позволяет нам увидеть вер.Бивуачную, поэтому чтобы не потеряться на огромном плато продолжаем движение вдоль склонов Караугомского массива, в разрывах пытаясь разглядеть черное пятно вер.Бивуачная.

Достигнув следующего скального контрфорса(45мин), спускающегося со стороны Каугомов, берем азимут на вер.Бивуачная и углубляемся внутрь плато. Видимость 100-200м. Но взятый азимут не дает нам сбиться с пути и, вскоре, впереди появляется гребень вер.Бивуачная. Заходим на него справа походу(1ч ). На гребне много площадок, но они в основном засыпаны снегом, поэтому надежда заночевать на камушках, быстро тает. В 12.20 ставим лагерь на снежных площадках. К вечеру открывается наш пер.Купол Вологаты(8-1).

Дальше в наших планах было запланировано восхождение на вер.Уилпата по юго-зап. гребню с пер.Южно-Уилпатинский(Альп.2Б). В этот день погода не давала никаких шансов на такое восхождение, тем более после 13 часов дня, да и мы были сильно уставшими после вчерашнего 12-часового рабочего дня и бессонной ночи на жутком ветру.

Решаем, что если будет утром погода, то идем на вершину, иначе уходим с плато далее по маршруту через пер.Купол Вологаты.

м.н. – тур пер.Караугомский ледопад 1ч 15м подвижная средняя осыпь облачно -
м.с. – плато, вдоль Караугома 45м закрытое плато, выходы скал низкая облачность Связки
м.с. - ночевки на гребне в.Бивуачная Закрытое плато ледника, местами глубокая тропежка туман Связки
Итого 08.08.03 - - -
Всего по пер.Караугомский ледопад 18ч 10м - - -

Фото 8-1. Вид с ночевок на Караугомском
плато под вер.Бивуачная
в сторону пер.Купол Вологата.
Перевал Купол Вологаты (2Б,4100)

Характер: скальный
Ориентация: север-юг

Расположен в ГКХ, между вер. Вост.Караугомом и вер.Вологата и ведет с Караугомским плато на лед.Сонгути.
Описание дается: ночевок под вер.Бивуачная на Караугомском плато до р.Койсар-дон (ущ.р.Сонгути-дон).
Набор высоты: 300м
Потеря высоты: 2000м
Пройденное расстояние: 19,2км

9 августа 2003г
Подъем в 5.00. Утро не принесло значительных изменений в погоде, уходим к пер.Купол Вологаты. Выход в 8.20.

Опять идем по азимуту в тумане. Через 50мин в непродолжительных разрывах тумана определяем, что мы уже заходим в цирк перевала. Впереди просматривается полоса перевального бергшрунда. Движемся прямо к нему и через 50 мин мы около него. Перевальный взлет так и не просматривается в тумане.

Бергшрунд неплотно засыпан свежим снегом. Проходим его с попеременной страховкой, несколько раз пытаясь «телом померить» глубину трещины. Перевальный склон явно перегружен свежим снегом и очень лавиноопасен, поэтому поднимаемся, прижимаясь к выходам скал. Через 1ч 10мин выходим на выступающий скальный остров(фото 8-1). Далее от него прямо вверх на снежному гребню поднимаемся на пер.Купол Вологаты 12.30.

Фото 8-3. Спуск с пер.Купол
Вологаты на плато лед.Сонгути.

На перевале долго не задерживаемся, сильный ветер со снегом, записку не находим.

Фото 8-5. Вид с ночевок у
лед.Уларг на плато зап.ветви
лед.Сонгути.
Вниз в ущ.Сонгути ведет не крутой ледник до 45°, большей часть засыпанный снегом, но он имеет несколько крупных трещин – бергшрундов(фото 8-3). Самый верхний проходим без проблем, он хорошо засыпан снегом. Далее забираем влево-вниз. Пока не упираемся в явный перегиб склона(до 60°) – ледовый сброс. Проходим траверсом влево(перила 20-30м), затем спуск(перила 20-25м) на полку ниже сброса(фото 8-2). Далее идем в связках, опять забирая влево, и выходим на пологую часть лед.Сонгути(фото 8-3).

На плато выходим в 15.00. На осыпи пер.Чилингини обедаем.

Пер.Скатиком с плато лед.Сонгути
Далее идем по плато ледника Сонгути к его центру(фото 8-5). На этой высоте снега уже нет, ледник открытый, встречаются трещины. Справа по ходу хорошо видна седловина пер.Скатиком(3А), ведущая с Караугомского плато. В центре ледника Сонгути, где сходятся его восточная и западная ветви и начинается ледопад Сонгути, множество свежих следов крупных ледовых обвалов с висячих ледников на склонах хребта, подпирающего Караугомское плато. Эти обвалы перекрывают почти все плато ледника до ледопада. Проскакиваем их как можно быстрее и выходим на восточную ветвь ледника(50мин). Здесь он опять становиться закрытым. Петляя между трещин, в 17.50. выходим (40мин) к широкой седловине в гребне, через которую переметный ледник Сонгути перетекает в ледник Уларг(фото 8-4).

Вниз открывается потрясающий вид, разделительный гребень спадает вниз несколькими высокими и острыми пиками, похожими на сказочные башни.

На склонах, примыкающих к леднику, площадок не обнаружили, ставим палатки на снегу на леднике.

м.н. - пер. цирк 50м снежное плато, тропим низкая облачность связки
м.с. - бергшрунд 50м снежный склон, видны разрывы видимость 50-100м попеременная страховка через бергшрунд
м.с. – выходы скал 1ч 10м снежный склон до 40° Снег, ветер
м.с. – пер.Купол Вологаты 50м снежный склон до 45° Метель
м.с. – зап.ветвь лед.Сонгути, морены пер.Чилингини 2ч 25м снежно-ледовый склон с трещинами, крутизна до 45° вверху снег, ветер 2 участка перил
м.с. – вост.ветвь лед.Сонгути 50м пологое плато ледника (в основном открытого) Облачно -
м.с. – лед.Уларг 40м пологое плато закрытого ледника - -
Итого 09.08.03 7ч 35м - - -

Фото 8-6. Вид с гребня правобережной
морены лед.Сонгути на путь обхода
ледопада Сонгути через лед.Уларг.
10 августа 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.10.

Левый борт ледника Уларг спадает вниз небольшим ледопадом, а его правая часть гораздо положе. Поэтому от ночевок у основания гребня, разделяющего ледники Сонгути и Уларг, движемся по косой вправо, обходя ледопад по большой дуге(фото 8-6). Вскоре характер ледника становиться однородным, возвращаемся в центр. Здесь уже нет снежного покрова. Через 55 мин достигаем конца ледника.

Сходим на морены правого борта, и по мелкой осыпи быстро сбрасываем высоту. Далее, продолжая траверсировать правый склон спускаемся в карман правобережной морены лед.Сонгути к зеленым лужайкам и небольшому озеру(1ч ЧХВ).

Далее еще около 1ч идем по гребню правобережной морены, иногда появляются признаки слабой тропы.

Надо отметить, что видимо, более набитая тропа идет по левобережной морене, так как в дальнейшем на левом берегу видна хорошая дорога, а ледник Сонгути можно спокойно перейти в его пологом течении. Но нам нужно остаться на правом берегу р.Сонгути (р.Койсар-дон, по которой мы будем подыматься в дальнейшем, является правым притоком), поэтому мы идем правым берегом.

После окончания правобережной морены идти становиться еще хуже. Сначала идут подвижные средние осыпи, затем еще добавляется густая кустарниковая растительность, а потом начинается березовое криволесье. Чтобы продвигаться вперед приходиться либо ломиться через густые заросли, либо залазить на живые осыпные склоны. Правый склон ущелья подходит впритык к берегу. И только где-то через 1ч 20мин долина начинает расширяться, что значительно облегчает путь, а вскоре появляется слабая тропа. Еще 40мин и мы у устья р.Койсар-дон.

Река довольно бурная, да и время уже к 16 часам. Долго ищем приемлемый брод. Переправившись через реку на правый берег, становимся на ночевку. Правда чистой воды поблизости нет, берем воду в мутной р.Койсар.

М.н. – язык лед.Уларг 55мин Закрытый ледник, трещины ясно связки
М.с. – карман правобережной морены лед.Сонгути осыпи - -
М.с. – конец правобережной морены лед.Сонгути. 40мин Гребень морены Туман -
М.с. – р.Койсар-дон Буреломы криволесья, слабая тропа Туман -
Итого 10.08.03 4ч 35м - - -
Всего по пер.Купол Вологаты 12ч 10м - - -

Фото 9-1. Путь спуска с седло-
вины пер. Родина Сев. в ущ.
р.Оракхом (ущ.р.Цей).
Перевал Родина Северная(2А,4000)

Ориентация: запад-восток

Расположен в Цейском хребте между вер.Тур-хох и Укртуре и ведет с лед Зап.Кайсар (ущ.р.Койсар-дон, р.Сонгути) в ущ.р.Цей.
Описание дается: от устья р.Койсар-дон до ущ.Цей, пос.Бурон.
Набор высоты: 1900м
Потеря высоты: 2800м
Пройденное расстояние: 24км

С перевала снята записка группы туристов г.Киева (7человек, поход 6 к.с), руководитель Михацкий Алексей Юрьевич от 26.07.2000г., м/к 38/02

11 августа 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.10.

Река Койсар-дон при выходе из ущелья пробила себе глубокий каньон. Поэтому поднимаемся на правый склон долины в лоб по крутому травянистому склону, пока не попадаем на широкую тропу, некогда хорошо набитую. Сейчас она усиленно зарастает. Тропа идет высоко над рекой по склону, по пути встречаются отличные обзорные площадки(35мин), где видна вся мощь бурлящего водопада в каньоне. Вскоре тропа выводит в пологую долину выше водопада и, спускаясь к реке, теряется.

Продолжаем подниматься вдоль речки. Впереди видны три гребня огромных морен. Подходим к началу средней(50мин), и далее поднимаемся, придерживаясь ее. Подъем по ней долог и утомителен. За 1ч 30мин выходим в цирк слияния восточного и западного истока р.Койсар-дон.

Переходим реку по камням и поднимаемся вдоль западного притока к языку лед.Зап.Кайсар. Здесь под ледником есть хорошие песчаные площадки. Обедаем.

Ледник Зап.Койсар практически весь открытый. Поднимаемся по серединной поверхностной морене в цирк перевалов Родина(1ч 30мин). Наш перевал Сев.Родина – левая по ходу широкая снежная седловина. К ней ведет снежно-ледовый склон(до 35() с несколькими трещинами. Все трещины открыты, хорошо просматриваются и свободно обходятся. В 16.20 поднимаемся на седловину пер.Сев.Родина(35мин).

На седловине перевала есть две площадки. Но мы не остаемся здесь ночевать. В 16.55 решаем, что успеем спуститься. С перевала вниз ведет осыпной кулуар. В средней части он сужается и представляет определенную камнепадоопасность.

Спускаемся до сужения кулуара, а затем уходим на скалы правого борта. По простым скалам продолжаем движение вниз. Вскоре выходим к небольшому контрфорсу. Перевалив его, спускаемся по широкому снежно-осыпному склону до пологого снежного плато небольшого ледничка(фото 8-1). На левой стороне перевального цирка на осыпном гребне есть несколько площадок. В 18.15 останавливаемся здесь на ночевку, вода на леднике.

Всю ночью шквальный ветер пытается порвать наши палатки.

М.н. – над каньоном 35 Травянистый склон, тропа Ясно -
М.с. – гребень центр морены 50 Слабая тропа, трава, осыпи - -
М.с. – слияние истоков р.Койсар-дон 1ч 30м Гребень морены - -
М.с. – под лед.Зап.Койсар 35мин Осыпи Обед -
М.с. – взлет пер.Родина Сев. 1ч 40м Пологий открытый ледник - -
М.с. – пер.Родина Сев. 35м Снежно-ледовый склон крутизной до 35º, трещины Ветер -
М.с. – морена левого борта пер.цирка 1ч 20м Скально-осыпной склон (до 40(), снежный склон - -
Итого 11.08.03 7ч 05м - - -

12 августа 2003г
Подъем в 5.00. Выход в 7.00.

Ущ.р. Оракхом - короткое и крутое, при протяженности 2,7км сбрасывает около 1800м высоты, т.е. средняя крутизна ущелья около 35( . На всем пути спуска до долины р.Цей нам не встретилось ни одной пологой террасы или площадки, только стабильно одной крутизны осыпные склоны.

Через 1ч 30мин ЧХВ мы достигаем широкой долины р.Цей. Ориентиром этого места в случае обратного прохождения пер.Родина может служить огромный валун (размером около 10х7х5 ). От него практически сразу начинается тропа вниз по ущ.р.Цей.
По тропе, идущей по живописному лесу, за 40мин достигаем погранзаставы на окраинах Цейской поляны.

Здесь пограничники потребовали пропуск, и когда мы показали, что у нас есть (а оформленного пропуска у нас на руках не было), то группу задержали. Проверили все документы, даже заставили разобрать рюкзаки. Через некоторое время на заставу приехал вышестоящий чин, и нас увезли в Бурон на головную заставу для выяснения.

Там быстро разобравшись, что нам все-таки был выписан пропуск (связались с Владикавказом), нас отпустили.

М.н. – ущ.р.Цей (большой валун) 1ч 30м осыпи Ясно -
М.с. - погранзастава 40м тропа - -
М.с. –пос.Бурон - дорога - Доставка на заставу
Итого 12.08.03 2ч 10м - - -
Всего по пер.Родина Сев. 9ч 15м - - -

Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут соответствует походу 5 к.с., а так же практически полностью соответствует заявленному, была только вычеркнута вер.Уилпата.

В последнее время идет значительная интеграция альпинизма и горного туризма. Так, в настоящее время, сложный поход без восхождения на какую-нибудь интересную вершины кажется уже немного пресным. В этом районе богатый выбор маршрутов различной сложности, которые могут значительно разнообразить и украсить сложный туристский поход. Не ушли от этой тенденции и мы.

В нитке маршрута было пройдено 2 вершины: разминочная – Галдор Малый(альп 2А) техническая – траверс вер.Суган-Тау(подъем по северо-восточному гребню - альп3А, спуск по южному гребню - альп 2А), причем этот траверс пройден в линейной части маршрута с полной выкладкой, хотя и уже с «легкими» по туристским понятиям рюкзаками.

Интересным, на мой взгляд, было прохождение пер.Доппах новым (давно забытым старым) путем в обход ледопада по скальному ребру, идущего от Восточного Доппаха. Единственное упоминание этого прохода я нашла в книге «Туристские маршруты в Суганских Альпах.»(В.Д.Иванов, Г.В.Жданов, Москва , ФиС, 1976г), других материалов на него у нас не было. Поэтому тем более хотелось пройти красивый перевал не стандартным путем. Правда такой путь, мне показалось, слегка понижает категорию перевала – от сильной 3А до простой 3А.

При прохождении пер.Доппах в другую сторону возможен выход на скалы гребня раньше, ниже сужения кулуара(на фото 3-6 этот путь отмечен точечной линией). Сверху этот проход не был виден, снизу же он казался очевидным.

Примерно из таких же соображений был выбран путь подъема на Караугомское плато. В книге А.Ф.Наумова «Караугом, Дигория,Цей»(Москва, ФиС, 1976г). в маршруте № 83 на вер.Бивуачная был описан путь подъема на Караугомское плато в обход ледопада, другой информации о прохождении аналогичным маршрутом найти не удалось. И надо признаться, что это был самый сложный технический участок на маршруте, прохождение которого было возможно только по хорошей погоде, с чем нам в тот день и повезло.

Подъем на Караугомское плато, пройденным нами путем, сложно назвать «пер.Караугомский ледопад», так как весь ледопад был нами обойден преимущественно по скалам через контрфорсы вер.Зап.Караугом. Первоначально, я назвала это ЛП(локальное препятствие) – пер.Гулар-Караугом, спутав его с указанным в классификаторе перевалом Караугом-Гулар, но вскоре разобралась, что там имеется ввиду совсем другая седловина, расположенная в гребне вер.Восточный Караугом.

При подготовке к выпуску на маршрут члены МКК сказали мне, назвать это ЛП именно так, как оно указано в данном отчете, хотя, на мой взгляд, его смело можно назвать самостоятельным ЛП(«перевалом»), дав ему формулировку типа: Караугом Западный, Гулар-Караугом Западный или обход Караугомского ледопада. Но, наверное, не в моей компетенции давать названия новым перевалам, поэтому оставляю это на суд вышестоящих комиссий, которые будут рассматривать этот отчет.