Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергей Яцко, г. Москва

Отчет о горном туристском походе 3 к.с. по Ц.Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 1 из 2

Отчет о горном туристском спортивном походе 3 к.с.
по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей Алатау),
совершенном с 16 по 28 августа 2009 г.

Маршрутная книжка: № 1/3-306, выдана ФСТО ТМ МГЦТК .
Руководитель группы: Яцко С.Н.
E-mail: yacko.sergey@gmail.com

Справочные сведения.

Проводящая организация

Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана, МКК Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Адрес: Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.
Телефон: (495) 263-22-29
e-mail: Info {dog} tourism.bmstu.ru
официальный сайт: http://www.tourism.bmstu.ru

Вид туризма Горный
Категория сложности похода третья
Протяжённость активной части похода 136,8 км
Продолжительность общая 15 дней (из них ходовых 13)
Сроки проведения

16.08.2009 - 28.08.2009

Район проведения Центральный Тянь-Шань, северные отроги центральной части хребта Терскей-Алатау
Определяющие препятствия маршрута

Перевалов: 2А - 3, 1Б - 2.

Состав группы 8 человек
Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов:

Отчет находится в библиотеке ФСТО ТМ МГЦТК г.Москвы

Электронная версия отчета на официальном сайте турклуба МГТУ им.Баумана.
Фото и видеоматериалы хранятся у участников.


Подробная нитка пройденного маршрута.

р. Джеты-Огуз - р. Ат-Джайлоо - пер. Джилису (3900,1Б) - р. Джилису - р. Чон-Кызыл-су - р. Карабаткак - р. Айлама - пер. СОАН-1 (4065, 2А) - р. Байтор - р. Айланыш - р. Арчалытор - л. Арчалытор - пер.Рижан (4065, 1Б) - л. Озерный Джеты-Огузский - пер. 40 лет Киргизии (4029, 2А) - р. Онтор - р. Кельтор - а/л "Каракол" - р. Кельтор Вост. - л. Кельтор Верхн - пер. Труд (4245, 2А) - л. Чон-Узень Зап. - р. Чон-Узень - р. Алтын-Арашан - пос. Теплоключенка

Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

перевал Джилису (Южный)

сн-ос, высота 3900м

р. Ат-Джайлоо -
р. Джилису

перевал СОАН-1

ск-ос, высота 4065м

р. Айлама -
р. Байтор

перевал Рижан
сн-ос, высота 4065м л. Арчалытор -
л. Озерный Джеты-Огузский
перевал 40 лет Киргизии
сн-л-ск, высота 4029м л. Озерный Джеты-Огузский - р. Онтор

перевал Труд

сн-л-ск-ос, высота 4245м

л. Кельтор Верхн - л. Чон-Узень Зап.

Состав группы:

Ф. И. О.

Год рожд.

Место
работы, должн.

Туристский опыт

Обязанности в группе

Яцко Сергей Николаевич

1982

"СМП АСУД ГИБДД",программист

4ГУ Кавказ, 2ГР Кавказ

руководитель

Дюмин Евгений Олегович

1985

ТК ВИД, светотехник

2ГУ

реммастер, фотограф

Ермолаева Татьяна Александровна

1984

ККВБ ММА

им. Сеченова

3ГУ Тянь-Шань

медик

Жуков Константин Александрович

1985

ООО "ПМТ", инженер

2ГУ Кавказ

эколог

Заповитринный Александр Сергеевич

1982

безработный

2ГУ Кавказ, 2ЛУ

видео

Перов Андрей Игоревич

1984

ООО"СКТБ МПСМ", инженер

2ГУ

снаряжение

Хазова Ольга Сергеевна

1976

ООО "Рекада-Маркет", бухгалтер

2ГУ Кавказ

финансист

Яцко Лана Леонидовна

1987

Студент МГТУ

3ГУ Кавказ, 2ЛУ

завхоз

Содержание отчёта.

1. Общая смысловая идея похода.

Целью похода было познакомиться с одним из интереснейших районов Азии, побывать в Киргизии, посмотреть северные отроги центральной части хребта Терскей-Аллтаоо. Из плюсов этого района простые подъезды, изученность и безопасность (много описаний, часто посещается группами, добродушие и гостеприимство местных жителей), разнообразие перевалов 1Б и 2А. Район достаточно высок и является хорошей подготовкой для более высотных походов. К некоторым минусам можно отнести то, что в районе даже в августе довольно много снега, на многих перевалах есть лавинная опасность. Кроме того, было желание найти время и для отдыха, посетить озеро Иссык-Куль.

При построении маршрута я руководствовался несколькими условиями:

  • Не пересекать главный хребет, т.к было желание построить логичную и полностью безопасную нитку маршрута 3 к.с. с возможностью быстро выйти к людям из любой его точки.
  • Минимум одна заброска.
  • По возможности разнообразить характер препятствий.
  • Посмотреть на великолепие главного массива хребта Терскей-Аллатао с разных обзорных точек.

За основу была взята нитка маршрута, пройденная Александром Чушевым в 2007 г. Т.к. она полностью удовлетворяла вышеперечисленным требованиям.

Что бы полностью не повторять нитку маршрута 2007 года рассматривались варианты для того, что бы его несколько разнообразить. В том числе рассматривались следующие варианты:

  • Вместо перевала пер. Труд (4245, 2А) рассматривалась возможность пройти пер. Экичат Сев(3800, 2А). Перевал Экичат Сев. логично укладывался в нитку нашего маршрута и избавлял от лишнего набора высоты в конце маршрута. Кроме того, прохождение этого перевала позволяло сэкономить почти целый ходовой день. К сожалению, от этого варианта отказались т.к по пер. Экичат Сев. не удалось найти актуального описания, а по тем, что нашлись общее впечатление о безопасности этого перевала оказалось намного негативнее, чем от пер.Труд.
  • Вместо пер. 40 лет Киргизии (4029, 2А) пройти пер. Димитрова(3800, 2А). От этого варианта отказались в пользу связки перевалов Рижан(1Б) и 40 лет Киргизии(2А), т.к из цирка пер. Рижан можно совершить радиальное восхождение на пик Акстинаса(Тельмана)(2А альп.).
  • Пройти в конце маршрута пер. Такыртор(1Б) и посетить оз.Аллакель. От этого варианта пришлось отказаться т.к в таком случае маршрут не проходил по километражу.

Таким образом, в маршрут, пройденный Александром Чушевым в 2007 г, какие либо изменения внести не получилось т.к более логичную и безопасную нитку маршрута 3 к.с. с двумя забросками и без пересечения главного хребта построить не удалось.

Еще хочется отметить, что 2009 год выдался очень снежным, что отразилось на характере большинства ледников и перевалов. Все ледники были закрытыми, а многие склоны, значащиеся в отчетах как осыпные или ледовые, были покрыты глубоким слоем снега. Кроме того, на многих перевалах появились внушительные карнизы.

Маршрут можно условно разделить на три части, в конце каждой части лежала заброска и была организована дневка:

  1. Акклиматизационное кольцо - 5 дней, пер. Джилису Юж.(1Б), пер. СОАН-1 (2А), дневка на стрелке рек р.Байтор - р.Айланыш.
  2. Основная часть - 4 дня, пер.Рижан (1Б),пер.40 лет Киргизии (2А), дневка в а/л "Каракол".
  3. Заключительная часть - 4 дня, пер. Труд (2А)

2. Варианты подъезда и отъезда, пропуска, топливо и пр.

Для въезда Россиян в Киргизию виза не нужна. Мы заезжали в г. Бишкек, столицу Киргизии, откуда на специально заказанном транспорте (микроавтобусе) добирались до Каракола, откуда на ГАЗ-66 забрасывались вверх по р.Джеты-Огуз до ур.Телеты.

До Бишкека - можно добраться из Москвы на поезде и на самолете. Т.к часть снаряжения удалось отправить поездом вместе со сборами дружественного турклуба МГУ, и проблем с весом и финансами участников не возникало, то вся группа в полном составе добиралась на самолете. Мы воспользовались услугами авиакомпании "Кыргызстан", билеты туда-обратно обошлись примерно в 15т.р на человека. Рейсы АЮ401 15 августа в 16:10 из Домодедово туда и АЮ402 30 августа в 9:00 обратно. Время полета 4 часа. Следует иметь в виду, что авиакомпании вводят ограничение на вес багажа каждого пассажира, 25 кг. Можно при регистрации попросить посчитать общий вес на группу, в таком случае не нужно перепаковывать общественное снаряжение из одного рюкзака в другой. Т.е допустимый вес на группу 8 человек, при разрешенном весе на человека в 25 кг, будет равен 200 кг, в эту цифру должен уложиться суммарный вес 8 рюкзаков, при этом не важно сколько весит каждый в отдельности 15 или 35 кг.

Дорога от аэропорта Манас до Каракола занимает 5-6 часов. Сам аэропорт находится в 30 километрах от Бишкека. Стоит обратить внимание что в аэропорту Манас магазины и кафе примерно такие же, как и в аэропорту Домодедово, как по ассортименту, так и по ценам. Продуктовых магазинов поблизости нет, так что долгое ожидание своего рейса может влететь в копеечку.

Т.к провоз газа и бензина авиарейсом запрещен было решено покупать газ в Бишкеке. Мы заранее договорились о покупке газа через турфирму.

В Караколе есть два основных туроператора - "Неофит" и "Альп-Тур Иссык-Куль". Мы прибегли к услугам турфирмы "Альп-Тур Иссык-Куль". Услуги туроператора, к которым мы прибегли:

  • Микроавтобус. аэропорт Манас - пос.Каракол (5-6 часов) - 150 евро.
  • Вахтовка. до Джеты-Огуз(Телеты)(2-3 часа) - 90 евро.
  • Микроавтобус. пос.Теплоключенка - пос.Каракол (0,5 часа) - 25 евро.
  • Микроавтобус. Каракол - аэропорт Манас (5-6 часов) - 150 евро.
  • Отправка и хранение заброски в а/л "Каракол" на стрелке Онтор-Кельтор
  • Ночевка в пос.Каракол
  • Закупка газа
  • Баня в а/л "Каракол"
  • Полагались на помощь в случае чрезвычайной ситуации

По всем долинам можно выйти к людям и на маршрутном транспорте уехать в г. Каракол. Можно доехать от Каракола до Бишкека на рейсовом автобусе, стоимость около 200-300 сом с человека.

В целом в Киргизии достаточно благоприятная обстановка с транспортом, в крайнем случае можно останавливать попутные машины, таксистов много, цены по московским меркам не большие.

Киргизский сом - национальная валюта Киргизии. В стране не используются монеты, все номиналы представлены исключительно банкнотами. Хотя сом и является единственным законным платёжным средством на территории Киргизии, на практике можно расплатиться российскими рублями, долларами США или же Евро. Деньги можно поменять свободно в государственных банках или обменных пунктах (работают обычно круглосуточно). Мы меняли валюту в аэропорту Манас и у нашего туроператора. (1,3 сома = 1 руб)

Мы были наслышаны о егерях, которые взимали оплату в районе стрелки рек Онтор и Кельтор. Случилось познакомиться с ними поближе. По прибытию группы в а/л "Каракол" из киргизской летовки рядом с лагерем вышел молодой киргиз и, предъявив нам удостоверение, попросил 250 сом с палатки за ночевку в национальном парке. Так же с нас попросили разовую выплату за нахождение в национальном парке иностранных граждан - для граждан РФ сумма составила 50 сом с человека. Спорить не стали, хотя формулировка нам показалась несколько странной. Кроме того, нам даже предложили выписать документы об оплате. Всего за 14 дней пребывания мы заплатили властям Кыргызстана:

  • Разово, за въезд в национальный парк на машине к старту маршрута - 250 сом с команды.
  • Разово, за нахождение в национальном парке - 50 сом с гражданина РФ.
  • За 1 ночевку в национальном парке - 250 сом за палатку.

В спасательных службах мы не регистрировались, т.к в этом районе они видимо вообще не существуют. Однако мы договорились о схемах взаимодействия с туроператором, предоставив ему наши страховые сведения, контрольные сроки и контакты представителей ЦМКК г.Москвы и нашего турклуба.

Пятеро из восьми участников группы были застрахованы на предмет несчастного случая в компании "РОСНО" по программе "страхование граждан на время путешествий по странам СНГ" на сумму 30000$ на каждого. Страховка стоила 19$ на человека на 16 дней.

Спутниковый телефон мы не брали, при условии, что в каждой долине в зоне леса стоят летовки киргизов, можно вполне обойтись и без такой роскоши. К тому же со многих перевалов удавалось пользоваться мобильной связью. Так, с перевала Джилису удалось дозвониться в Москву, так же как и от стрелки Онтор - Кельтор (а/л Каракол). На курорте Алтын-Арашан есть стационарный спутниковый телефон.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Как уже оговаривалось выше, маршрут не предполагал пересечение главного хребта, поэтому аварийные выходы с маршрута были очевидны - до ближайшей долины, вниз до первых людей. В каждой долине есть летовки пастухов, которые могут помочь с транспортировкой вниз на лошадях (местное население относится к туристам очень дружественно).

Были заявлены следующие запасные варианты:

  1. Вместо перевала СОАН-1(2А) при плохих погодных условиях прохождение перевала Арчатор(1А).
  2. Отказ от радиального восхождения на пик Акстинаса. Этот вариант позволял выиграть один день.
  3. Вместо пер. Труд(2А) прохождение пер. Экичат Сев.(2А). Этот вариант позволял сократить километраж и выиграть время без значительного упрощения маршрута.

4. Изменения маршрута и их причины.

Стоит отметить что в самом начале маршрута за счет помощи местного населения в установки заброски (заброску отвезли на лошади) группа начала двигаться с опережением графика на пол дня.

На 8 день было заявлено радиальное восхождение на пик Акстинаса (2А альп. по З ребру) Поскольку предыдущие два дня были осадки, а снежная обстановка на пути предполагаемого подъёма была неблагоприятной, было принято решение отказаться от восхождения на пик - из соображений безопасности.

Далее движение продолжалось по запланированному маршруту, с опережением на 1 день.

5. График движения.

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Время движения

Км

Характер пути, препятствия, опасные участки.

Метеоусловия

16.08

1

Заезд по долине р.Джеты-Огуз - р.Ат-Джайлоо - р.Айланыш (радиально) 2 часа 20 минут 6 дорога, тропа солнечно, после обеда кратковременный дождь, ночью дождь

17.08

2

р.Джеты-Огуз - р.Ат-Джайлоо - цирк пер. Джилису Юж. 3 часа, 40 минут 5,5 тропа, крупная осыпь Солнечно

18.08

3

пер. Джилису Юж.(1Б) - р.Джилису - р.Чон-Кызыл-Су - р.Карабаткак 8 часов 30 минут 13 осыпь, пологий открытый ледник, скально-осыпной перевальный взлет, крутой снежный участок, спуск по средней осыпи, тропа, неглубокие броды Солнечно, кратковременный дождь

19.08

4

р.Карабаткак - р.Айлама - цирк пер.СОАН 1 и 2 4 часа 35 минут 8,5 дорога, неглубокие броды, тропа, крупная осыпь, моренные валы переменная облачность, дождь, после обеда град, вечером снег

20.08

5

цирк пер.СОАН 1 и 2 - пер. СОАН-1 (2А) - р.Байтор 7 часов 15 минут 7 крупная осыпь, подъем и спуск по крутым скально-осыпным полкам, средняя осыпь, морена, тропа вдоль реки утром ясно, после обеда снег, переменная облачность, вечером и ночью снег

21.08

6

р.Байтор - р.Айланыш, (Полудневка, снятие заброски)

1 час 3,5 тропа по морене, тропа вдоль реки, бревно через реку солнечно, вечером мелкий дождь, ночью дождь

22.08

7

р.Айланыш - р.Арчатор - л.Арчалытор 6 часов 20 минут 8,5 тропа, травяные склоны, средняя и крупная осыпь, открытый и закрытый ледовый склон ясно, после обеда переменная облачность, ночью снег

23.08

8

л.Арчалытор - пер.Рижан (1Б) - пер.40 лет Киргизии (2А) - р.Онтор 9 часов 30 минут 7 подъем по заснеженным разрушенным осыпным скалам, закрытый ледник небольшой крутизны, крутой снежно-осыпной склон на подъем и спуск, спуск по пологому закрытому леднику, тропа по моренным карманам, крутой травянисто-осыпной кулуар, тропа вдоль реки ясно, после обеда мелкий дождь

24.08

9

р.Онтор - а/л "Каракол", (Полудневка, снятие заброски)

2 часа 10 минут 8,5 тропа, завалы из крупных камней, дорога ясно

25.08

10

а/л "Каракол" - р.Культор - р.Культор Вост. 5 часов 20 минут 12,5 тропа, бревно через реку, завалы крупных камней ясно

26.08

11

р.Культор Вост. - Цирк пер. Труд (отсидка) 3 часа 40 минут 2 средняя осыпь, пологий закрытый ледник ясно, после обеда и до вечера снег

27.08

12

пер. Труд (2А) - р.Чон-Узень 7 часов 30 минут 8 крутые разрушенные заснеженные осыпные скалы, крутой снежно-ледовый склон, снежно-оспные склоны, тропа, броды ясно

28.08

13

р.Чон-Узень - р.Алтын-Арашан- пос.Теплоключенка 6 часов 24 тропа, дорога ясно

Итого: 114 км. (без коэффициента)

Продолжение здесь


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100