Автор: Александр Тельпов, Москва

Ушба. Кавказ 2004. Март , Дмитрий Комаров, г. Москва
В сванской связке. На Ушбу с грузинской стороны, Алексей Трубачев, г. Москва
Ушба 2000. Затеряный мир, Леонид Бутов, г. Черноголовка
Не сдаваться , о первопрохождении в 1961 году маршрута "Крест Ушбы" (6А к.сл.), Павел Самойлович Зак, г.Москва
УШБА СЕВЕРНАЯ: Один день и одна ночь. , Богдан Жиров
Ушба. Кавказ 2004. Март , Комаров Дмитрий

В студенческие зимние каникулы 1984г. группа альпинистов и туристов МФТИ поднялась по Гульскому леднику на Ушбинскую перемычку.

2 февраля совершила восхождение на С. Ушбу, 4 февраля – на Ю. Ушбу.

Не знаю как сейчас, а в 80-е годы в Сванетию удобнее всего было ехать на поезде Москва-Цхалтубо. Попадаешь в Зугдиди как раз, чтобы успеть на рейсовый автобус в Местию.

Однако, если вам на Ушбу, то сходить надо раньше – в Бечо.

Бечо. На лавочке.

Дальше надо пройти несколько километров до последнего селения - Мазери. Если вам на Бечойскую тропу и охотничьи ночевки – проходите Мазери насквозь, а если на Гульский ледник, то тут надо свернуть направо.

От Мазери до Ушбы неблизкий путь

Выше селения есть кош, в котором зимой никто не живет, там была первая ночевка.

На первом выходе (разведке, заброске и акклиматизации) с нами за компанию ходили туристы «Отец» и Владислав (на этой фотографии они стоят справа). Мы поднялись повыше, вырыли большую снежную пещеру, переночевали и спустились обратно в кош.

Ушба. Гульский ледник.

Вблизи Ушба не очень страшная. Именно по Гульскому леднику на С.Ушбу поднялись первовосходители Коккин и Альмер, и сделали это еще в 19 веке. Сейчас маршрут классифицирован как 4а и технически несложен. Главное – правильно выбрать путь и не попасть в лавину (а летом – под камни с башни). А вот подняться с перемычки на Ю. Ушбу не так просто, по крайней мере зимой.

Лавинка.

При нас лавин не было, только иногда посыпало снежной пылью. Зато мы были свидетелями колоссального ледового обвала. Вверху упало что-то очень большое и разбилось на мелкие, размером с табуретку, куски, которые веером разнесло по всему леднику. К счастью, мы обходили ледопад справа по скалам, покрытым снегом, и были в безопасности, но зрелище впечатлило.

Миша Суслов.

Об участниках восхождения.

Идеологом поездки был Миша Суслов – легендарная в МФТИ личность. Выполнив 3 разряд, Миша охладел к альп-лагерям и решил заниматься альпинизмом самостоятельно. Он интенсивно тренировался на полуразрушенной Лианозовской церкви, приспособленной (с помощью зубила) московскими альпинистами под скалодром. Когда я с ним познакомился, у Миши была норма: километр в день, считая подъем и спуск лазанием. Даже курить бросал.

В Крыму Суслов больше всего любил Сокол и сделал на него несколько первопрохождений, два из них – на моих глазах. В октябре 79г (вместе с Женей Павленко) – маршрут, описанный в современном путеводителе под названием “Хохла по зеркалам”, вверху влево уходили.

В октябре 81г. (с Михайловым или Роднянским, уже не помню точно) - “Белый квадрат”, причем 1-я веревка – прямо по центру плиты, а не в обход слева.

В больших горах – Ушба. Только зимой пока подняться на нее не удавалось, хотя Миша делал уже 2 попытки с разных сторон. Зимой все больше зависит от погоды, чем от нас.

Ездил Суслов и в другие районы. Например, сходил осенью на Дых-тау в двойке с Ольгой Богдановой.

Сергей Ботов.

Сергей Ботов – школьный товарищ Суслова и по основной специализации турист-водник. У него только 2 восхождения на классифицированные альпинистские вершины: С. Ушба по гребню с плато в двойке с Сусловым летом, и С. Ушба с Гульского ледника зимой во время описываемого мероприятия. На Ю. Ушбу Сергей не ходил. А началось все с того, что однажды Суслов сказал (развивая тезис о важности психологической подготовки альпиниста): «Вот с Ботовым я пойду куда угодно. Хоть на Ушбу!»

Disclaimer: Я никак не хотел рекламировать вредную привычку, просто так получилось, что чуть выпадала свободная минута, я брался за фотоаппарат, а эти двое – за сигареты. Больше у нас никто не курил.

Витя Комаров в пещере.

Наш завхоз Витя Комаров выпилил аккуратную полочку в стенке, пока топил снег, а теперь разложил там пайки на перекус и оценивает, поровну ли поделено. Вообще-то он не из МФТИ, а работал тогда в серпентарии с ядовитыми змеями и учился на заочном в сельхозакадемии, но как познакомился с нами на Лианозовской церкви, так потом и в горы ездил, и в самостоятельные мероприятия, и в официальные.

Андрей Александров воспользовался хорошей погодой и развел примуса на свежем воздухе.

Шура Тельпов. Это я.

Наша стоянка на перемычке.

Не то, чтобы это место долго выбирали. Просто поднимались по крутому снегу, держась каменных островков, и попали сюда, а дело было уже под вечер. Мы и сами понимали, что в принципе балкончик может обвалиться. Однако мне снег показался надежным, справа я докопался до хорошего льда, куда завинтили кучу ледобуров, и уж очень хорошо это место было защищено от ветра. Мы провели тут 5 ночей.

Ночной переход по ушбинской перемычке – один из кульминационных моментов описания зимнего восхождения на Ушбу в книжке Шатаева «Категория трудности». Мы понимали, что тоже можем застрять на башне до темноты, однако сомневались, что так же удачно сможем на ощупь пересечь перемычку. Поэтому взяли с собой много 8мм веревки, чтобы можно было провесить перилами всю перемычку. Рассудили, что вниз сдюльферять мы всегда сможем, а дальше по перилам и в темноте до лагеря доберемся.

1 февраля навесили перила под С. Ушбу.

Суслов машет ногой.

Когда подмерзают пальцы, самое лучшее – делать махи расслабленной конечностью, пока кровь не прильет и не начнет покалывать. Стоял шикарный антициклон, было ясно, но холодно, снаряжение у нас было не то, что нынешнее, поэтому почти постоянно кто-нибудь чем-нибудь махал.

Виктор Комаров – будущий чемпион и серебряный призер России в техническом классе, забойщик первопрохождения маршрута Сахарова (6Б) на п. 4810. Обратите внимание на ботинки с триконями и солдатские перчатки с обрезанными пальцами, а также карабины «ирбис».

Витя Комаров и Миша Суслов на вершине С. Ушбы, 2 февраля 1984г.

Андрей Александров и Сергей Ботов подходят к вершине С. Ушбы. На заднем плане – следующая цель, Ю. Ушба.

Эльбрус и Шхельда.

Тень Ушбы.

Восхождение на С. Ушбу прошло великолепно. На следующий день, 3 февраля, сняли перила и навесили новые – к башне Ю. Ушбы. Кроме того, Суслов навесил одну веревку на башню.

4 февраля вышли вчетвером на Ю. Ушбу. Первыми по очереди работали Витя Комаров и я. Лезли в шерстяных солдатских печатках, пока веревку пройдешь, руки дубеют совершенно, и очень хочется, чтобы тебя кто-то сменил.

Витя Комаров в полутора
веревках от вершины Ю. Ушбы.

Это мой последний кадр – кончилась пленка.

На вершину Ю. Ушбы поднялись 4 февраля во второй половине дня, а спустились уже к вечеру. Я дюльферял последним и сильно замерз. Руками и ногами я махал, и с ними было все в порядке, а вот мозги шевелились с трудом. Я даже стал проговаривать что собираюсь делать, перед тем, как что-нибудь выщелкнуть или вщелкнуть, надеясь, что на слух вовремя замечу какую-нибудь глупость. Однако все прошло благополучно.

Нашу ночевку закрывал от ветра гребень с карнизом, и холод не чувствовался. Ботов к нашему приходу уже натопил снега. Не хотелось залезать в палатки, мы пили чай на свежем воздухе и смотрели на вечернее небо.

На следующий день сняли перила с перемычки и спустились вниз.

После горы. Фото со слайда Вити Комарова.

Слева направо: Тельпов, Суслов, Владислав, Ботов, Александров, «Отец».

Витя носил за пазухой фотоаппарат «Зенит», сохранил его в работоспособном состоянии и сделал прекрасные слайды, но они затерялись в недрах Витиной квартиры. Я снимал фотоаппаратом «Смена-8М».

Когда мы проходили через Мазери, нас, как обычно, окликнули, расспросили, пригласили в дом, накормили, напоили и оставили ночевать. Прекрасный край, где желание зайти на Ушбу считается нормальным и естественным.

Все цветные фото: Александр Тельпов.

Ч/б фото сделано со слайда Виктора Комарова.

P. S. Вскоре после нашего отъезда здесь произошла трагедия: 6 грузинских альпинистов взошли зимой на Ю.Ушбу и на спуске все погибли. Я не знаю подробностей, но судя по тому, что слышал, они попали в лавину. Что особенно печально, там были молодые талантливые альпинисты, подававшие большие надежды.

P. P. S. Зимой 89г. мы с Сусловым и новой командой приехали сюда, чтобы подняться на Ю. Ушбу по Некрасову 5Б. Вскоре после выхода на маршрут погода испортилась, началась метель и пошли лавины. Четыре дня мы сидели в пещере на полке, выпуская то Суслова с Гешкенбейном, то меня с Разуваевым на обработку, «ломали непер» по выражению Суслова, и навесили 4 веревки - все, что у нас было. На пятый день сняли навеску и сдюльферяли в пещеру у начала маршрута. Дождались хорошей погоды и по плотно укатанному лавинами снегу быстро сбежали в безопасное место.

Конечно, когда на вершину не поднимешься - настроение не совсем то. Но грех жаловаться: мы хорошо поработали на горе, а главное – она отпустила нас целыми и невредимыми. Ушба и Сванетия – это праздник, который всегда со мной.

Молодцы, уважаю, сам там не был и не видел,

но читал много, а зимой 84-го, в тех же числах был в наших маленьких сибирских горках, Поднебесные Зубья называются, и тоже снимал "Сменой-8М", и тоже на слайды, и тоже их уже не найти. Но круто, круто, на тот момент официально такие дела не одобрялись, но совершались, и нами тоже, молодые были, глупые, приятно вспомнить.

класс!!!

Просто класс!!! Особенно про голову, и говорить, чтобы вдруг глупость не сотворить. Где-то такое чувствовалось. И наверное у всех . Про снарягу - судя по фоткам дубак был еще тот, а куртейки просто на рыбьем меху. Еще порадовала находчивость, нет нах тренажеров - выдолбим зубилом! - В хорошем смысле! Показывает как надо реализовывать мечты и мысли.

давным-давно

Спасибо за рассказ и серию интересных фото. Курили вот только, вроде, много на маршруте :)