Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Супонников Д.А., г. Алма-Ата

Отчет о горном походе 3 к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню летом 2007. Часть 1 из 3

ОТЧЁТ

о горном туристском походе
третьей категории сложности
по Внутреннему Тянь-Шаню,
совершённом в период
с 28 июля по 11 августа 2007 года.

Маршрутная книжка № 1/3-302


Маршрутная квалификационная комиссия г.Москвы
рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем
участникам и руководителю третьей категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке МГЦТК.




Москва, 2007




Мотивы путешествия

Отдалённый район села Атбаши Нарынской области практически неизвестен в России и других странах экс-СССР, где ещё существует понятие "спортивного туризма". Два дня автомобильной заброски от Бишкека, погранзона, требования оформления пропусков и совершенно неясные перспективы должного набора перевалов или вершин. А по соседству - Центральный Тянь-Шань, Памир, Алайский, Киркизский хребты. Зачем усложнять себе задачу, тем более если поход должен быть относительно простым и предсказуемым?

Аура неизвестности. Этот год стал пятым по счёту в маленькой истории туристского исследования района. А также самым насыщенным и интересным. В 2003-м году, когда мы объехали хребет Атбаши на велосипедах и ещё не присматривались к отрогам Сарыбелес и Кёккыя, мысль о том, чтобы вернуться сюда, засела в голову надолго. Экспресс-путешествие с водниками 2004-го года дало понять, что сюда ещё стоит приехать, чтобы подробнее ознакомиться с районом, его реками и горными цепями. И последующие три лета оказались посвящены более системному последовательному исследованию хребтов Атбаши, Кёккыя и Сарыбелес.

Ступенька за ступенькой - мы поднимались всё выше, в прямом и переносном смыслах, "белых пятен" на карте района становилось меньше, и планировать последнее путешествие было гораздо проще. Фотографии из предыдущих походов, космические снимки, топокарты - всё скопилось в некую критическую массу, вес которой давал знать: хотим ли мы пройти здесь "единичку"? Легко! "Шестёрку"? Пожалуйста!

Также, в этом году, представилась возможность отправиться сюда несколькими группами, тем самым расширив задачи уже, по сути, экспедиции. В итоге мы получали достаточно полный охват района, затрагивая в том числе "подсмотренный" в 2003-м хребет Атбаши.

Конечно, помимо вопросов взаимодействия, культурно-массовых стыковок и других оргвопросов, у нашей группы образовалась вполне выраженная стратегия похода, которая заключалась в следующем:

- Район похода должен охватить два хребта - Атбаши и Сарыбелес
- Мы хотим подняться на высшие точки обоих хребтов
- Активная часть похода будет насыщенной, но короткой во времени
- Как и в прошлые четыре года, знаковый пункт путешествия - озеро Кельсу

1. Справочные сведения

1.1. Место проведения:

Административный район похода:
Атбашинский район Нарынской области Республики Кыргызстан
Географический район похода:
Внутренний Тянь-Шань, хребет Атбаши, западная часть хребта Кок-Шаал-Тау, отрог Сарыбелеc

1.2. Общие сведения о маршруте:

Вид туризмаКатегория сложности походаПротяженность активной части похода, кмПродолжительностьСроки проведения
ОбщаяХодовых дней
горныйтретья117 ( 140 c коэф. 1,2 )151228.07.2007 - 11.08.2007

1.3. Подробная нитка маршрута:

г.Бишкек - г.Нарын - пос. Атбаши - пос. Актала - ущелье Кембель - пер. Кембель (2А) - верховья долины реки Кошкараташ - пик Джель-Тегирмен, 4788 м (высшая точка хребта Атбаши) - долина реки Кошкараташ - Аксайская долина - долина реки Кульджабаши - долина реки Кёккыя - Культцентр Кёккыя (на карте - Сурашташ) - ущелье реки Кельсу - ущелье левого притока реки Кельсу - перевал Тролль (1Б) - ущелье правого притока реки Кульджабаши - перевал Грифон (2А, на подъём) - траверс хребта Сарыбелес - пик 4726 м (высшая точка хребта Сарыбелес) - перевал Инженерный (1Б, на спуск) - лог Итджолы - южные берега озера Кельсу - переправа на северный берег озера - радиальный выход на южный берег Кельсу - культцентр Кёккыя - г.Нарын - г.Бишкек - г. Алма-Ата

1.4. Список группы


Имягод рожд.городтур. опытдолжность в походе
1Котомина Наталья Сергеевна1980Дубна 4ГУ, 5ГУ, 3ГРпарамедик
2Патрушев Петр Леонидович1977г.Балашиха 3ГУ Ответственный за питание, реммастер
3Мотянко Анатолий Анатольевич1981г. Алма-Ата, 2ГУ штурман
4 Соболева Наталья Сергеевна1982Дубна 3ГУ, 5ГУ, 1ГРснаряженец
5Супонников Дмитрий Александрович1972Алма-Ата, +7 903 7741155
sda@dsp.kz
3ГУ, 2ЛУ, 2ГРруководитель

1.5. Заявленный план похода

ДатыДни путиУчастки маршрутаКмСпособы передвижения
28.07Бишкек - Нарын авто
291Нарын - п. Ат-Баши - п. Актала - ущ. Актала (Кембель)10Авто/пеше
302Ущ. Актала, радиальный выход под перевал "1" 10пеше
313Перевал "1" (2А, 4250) - истоки р.Кошкараташ12
1.084Восхождение на пик 4788 (2А альп)8
25Выход к реке Аксай 30
36Запасной день
47Переход к культцентру Кёккыя, подход под перевал "2"20
58 Перевал "2" (1Б, 4150) 8
69Перевал "3" (1А, 4260), Траверс (2A альп) хребта до пика Марима.6
710Продолжение Траверса (2А альп) через пик 4726. Разведка путей спуска 6
811Спуск на перевал "4" (2А) или "5" (2А)8
912Запасной день
1013Сплав на северный берег оз. Кельсу, переход к культцентрк Кёккыя16
1114Возвращение в Нарынавто
1215Возвращение в Бишкек

И т о г о  активными способами передвижения (К=1,2): 134 км

1.6. Определения не именованных перевалов:*

1. Перевал "1" (2А, 4250) - перевал, находящийся в 2-х км западнее вершины 4786** (хребет Ат-Баши, центральная часть), соединяющий долины рек Актала (на севере) и Кошкараташ (на юге). Координаты N40°57'46,00" E75°44'05,95"

Перевал "1-X"
(1А, 4000) - в северном отроге, 1000 м севернее узловой вершины 4400 м (вершина находится в 2300 м запеднее перевала "1"
Координаты N40°58'07,48" E75°42'04,90"

Перевал "1-Y"
(1Б, 4240) - в основном хребте, в 2500 м западнее перевала "1"
Координаты N40°57'25,28" E75°42'22,96"

2. Перевал "2" (1Б, 4150) - перевал находящийся в 1 км юго-западнее вершины 4224 (хребет Сарыбелес, северо-западная часть), соединяющий долины левого притока реки Кельсу (на востоке) и правого притока Кульджабаши (на западе).
Координаты N40°42'22,07" E76°20'23,51"

3. Перевал "3"
(1A, 4260) - перевал находящийся в 300 м северо-западнее вершины 4321 (хребет Сарыбелес, северо-западная часть), соединяющий долины реки Кульджабаши (на юге) и правого притока Кульджабаши (на севере). Координаты N40°41'47,47" E76°19'43,13"

4. Перевал "4"
(2А, 4350) - перевал находящийся в 500 м западнее вершины 4661 (хребет Сарыбелес, центральная часть, левый берег оз. Кельсу), соединяющий долины лога Итджолы (на юге) и оз. Кельсу (на севере). Координаты N40°39'47,79" E76°21'42,53"

5. Перевал "5"
(2A, 4400) - перевал находящийся в 1 км северо-восточнее вершины 4684 (хребет Сарыбелес, центральная часть), соединяющий долины лога Итджолы (на юге) и реки Кульджабаши (на севере). Координаты N40°39'43,78" E76°21'13,01"

* Все перевалы с 1 по 5 заявляются как первопрохождения.
**Информация о высотах вершин взята:
в п.1 - с карты К-43-28 (1:200 000)
в пп.2-3 - с карты К-43-117-Д (1:50 000)
в пп.4-5 - с карты К-43-129-Б (1:50 000)
Координаты приведены в системе WGS84

1.7. Определяющие препятствия

ДатаВид препятствияНазваниеКатегория трудности Характеристика препятствияПуть прохожденияПримечание
31.07 Перевал Кембельснежно-ледовый, 4273 мсевер - югПройден впервые
02.08Вершина Джель-Тегирмен1Б (альп.)снежно-ледовый кулуар, скально-осыпной гребень, 4800 мпо юго-западному кулуару и южному гребнюМаршрут пройден впервые
05.08Перевал Тролльскально-осыпной 4070 мвосток - западПройден впервые
05.08ПеревалГрифонледовый (с севера) 4345мсевер-югПройден впервые
06.08 траверс хр. Сарыбелес (пер. Грифон - пер. Водник - пик Марима - пик "4726 м" - пер. Инженерный) Скально-снежный, средняя высота 4500мзапад - восток - югПройден впервые
07.08
07.08Вершина  (в составе траверса) Марима
(альп.)
Снежно-осыпной гребень, 4490 мрадиально с западаВпервые на пик поднялись алма-атинские туристы в 2006-м году
07.08 Вершина
(в составе траверса)
"4726 м"1Б (альп.)Снежно-ледовый гребень, 4726 мТраверс север - югПройден впервые
08.08Перевал (спуск с траверса)Инженерный1Б (спуск на юг)Скально-осыпные полки и кулуар,
4630 м
Спуск на юго-востокПройден впервые
08.08озеро Кельсун.к.водаЮг-север

2. Краткая характеристика района путешествия



Рис 2.1. Фрагмент спутникового снимка
с указанием хребтов



2.1. Расположение и картография

Западная оконечность хребта Кок-Шаал-Тау представлена разветвлённой сетью отрогов, среди которых наиболее значительные по высоте и оледенению - Сарыбелес (высшая точка 4726 м) и Кёккыя (высшая точка 4960 м ). В 50 км севернее хребта Сарыбелес обособленно расположен хребет Атбаши. Географически все три хребта относятся к Внутреннему Тянь-Шаню. Административно - к Атбашинскому району Нарынской области Республики Кыргызстан.

Номенклатура использованных карт:
1:500000 - К43-Г (весь район)
1:200000 - К43-28, К43-29, К43-35 (фрагмент хребта Атбаши, хребет Сарыбелес)
1:100000 - К43-117, К43-129 (хр. Сарыбелес), К43-104, К43-116 (хр. Атбаши)
1:50000 - К43-117-Г, К43-129-Б (хр. Сарыбелес)

Более полная информация по населённым пунктам, дорожной сети, оледенению, гидрографии и орографии района представлена в нашем отчёте по путешествию 2006-го года ( отчёт №6230 в библиотеке МГЦТК http://dsp.kz/tour/kokshaal2006).


Рис 2.2. Орографическая схема
района путешествия



2.2. Подготовка к походу


Организация похода


Начав подготовку ещё в начале года, мы опирались на то, что в район отправится не одна группа, а как минимум две или три. Это обеспечивало большую безопасность при условии взаимодействия. Также, сообща можно было более выгодно решить вопросы заброски в район, проще собирать материалы по району и т.п.

Заезд и выезд из района

Чтобы попасть к северному подножию хребта Атбаши (Ат-Баши), а именно отсюда мы начинали поход, нужно затратить три-четыре часа на автомобиле от г. Нарын и, миновав районный центр - посёлок Атбаши - мы оказываемся у самого начала маршрута. От Нарына до Атбаши идёт разбитая асфальтовая дорога (постоянный трафик грузовиков из Китая даёт о себе знать). Только северный участок взлёта на перевал Кызылбель представляет собой "гравийку". Миновав в Атбаши мост через одноимённую реку, попадаем на её левый берег, где по предгорьям хребта вытянулась цепочка небольших аилов: Баш-Каинды, Ой-Терскен, Терексу(Терек-Су), Актала(Ак-Талаа), Джаныгуч... Нас интересует ущелье Кембель, берущее начало пятью километрами выше аила Актала. Дорога, идущая к ущелью, находится на правом берегу речки, протекающей через посёлок. Сразу выше Акталы её качество становится очень плохим и далее приходится двигаться пешком.
До Нарына от Бишкека 360 км, сюда можно ехать рейсовым автобусом (ходит один раз в сутки), на маршрутке или такси. Последние два варианта вполне выгодны, учитывая небольшую стоимость (легковая машина Бишкек-Нарын на четырёх человек будет стоить около 1500 сом). Также маршрутки и такси ходят в Нарын из Балыкчи.

От Нарына до Атбаши других вариантов, кроме такси и попуток, нет. В связи с этим, возможно имеет смысл заказать машину до Атбаши прямо из Бишкека.
В нашем случае всё было по-другому, поскольку ещё с начала года у нас существовала предварительная договорённость с группой алма-атинских джиперов о совместной заброске в район. Запасным вариантом рассматривалась возможность заказа машины-микроавтобуса в Бишкеке (у Владимира Жидкова: г.Бишкек, ул.Кудрука 128, тел. +996-312-248696, +996-502-769619). В конечном итоге всё пошло по оптимальному сценарию и, выехав 28 июля колонной из четырёх джипов из Алма-Аты, мы к вечеру были в Нарыне. По пути заехали в Бишкек, забрав Наташу (она ждала здесь нас, вернувшись из похода по Киргизскому хребту), трёхместную "Щуку" и часть груза группы, которая должна была идти на Атбашинский хребет днём позже нас.
В Нарыне останавливаемся у Маримы Аманкуловой (г. Нарын, ул. Боласагын, 14. Тел.: +996-3522-41457, 50895).


Фрагмент карты К43-Г
масштаба 1 : 500 000 (в клетке – 30 км).
Обозначены дороги, по которым осуществлялся заезд
в район со стороны Иссык-Куля



Необходимые документы и регистрация


Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Для граждан России регистрация необязательна - в отсутствии таковой можно находится на территории республики до 90 дней. Максимальная концентрация милиции - автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых документов не защищает от домогательств "служителей порядка". В других населенных пунктах республики встреча с милиционерами - скорее исключение, чем правило.
Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, Джаны-Джер и Борколдой, необходим пропуск. Выписывает его МВД или погранотряд, в чью зону ответственности попадает посещаемый район.

Для нахождения в пограничной зоне мы получали пропуск в погранзону в военной части 2025 г. Нарын (Нарынский погранотряд). Такой погранпропуск может иметь произвольную форму, при этом обязательно наличие общей нитки маршрута с датами прохождения ключевых участков и сроком пребывания в районе. Заверяется эта бумага командиром части. Необходимыми документами были ксерокопии паспортов и форма-список участников с описанием маршрута. Оформлена такая бумага должна быть, по возможности, от организации (буквально любой). В нашем случае это был ТССР. После того, как на пропуске будут все необходимые визы, нужно сделать несколько копий такого документа - часть из них нужно будет отдать на погранпостах.
 
Деньги и питание

Национальная валюта Киргизии - сом. На период нашего путешествия (август 2007г.) один доллар США продавался за 38 сомов. Поменять деньги можно только в городах (Бишкек, Балыкчи, Каракол, Нарын).

Цены на продукты и питание невелики. В придорожном "кафе" (вагончик или юрта) можно пообедать за 35-50 сом. Чем дальше от цивилизации, тем "кафешки" встречаются реже, но и цены падают буквально в несколько раз.

Кое-что из питания можно купить и в крупных поселках. Качественные и сублимированные продукты не встретишь, но крупы, рис и конфеты не являются редкостью. Местное население на далеких пастбищах весьма гостеприимно, практически в любой юрте вас пригласят попить чай с лепёшками и сметаной.

2.3. Безопасность, страховка и организация связи

Вопросам безопасности с самого начала мы старались уделить основное внимание. Выразилось это, прежде всего в том, что:

- всем участникам мероприятия была выдана инструкция с подробным изложением "что делать можно (и как), и что - нельзя"
- была предусмотрена радиосвязь внутри и между группами, выделены частоты, назначены сеансы связи
- в каждой из групп, отправляющихся в район (а всего их набралось четыре) был спутниковый телефон, время выхода на связь "по спутнику" было также оговорено
- обязательным условием участия в экспедиции было наличие медицинской страховки с условием транспортировки авиатранспортом
- были рассмотрены запасные варианты и аварийные выходы с маршрута

Формализация

Итак, для того чтобы у любого, опытного человека или же разгильдяя, было понимание о целях путешествия, ответственности за себя и других, вопросах безопасности, был составлен документ с кратким названием "меморандум". Моментами, на которых фиксировалось внимание, были:

- безопасность личная и групповая
- действия в аварийных и опасных ситуациях
- атмосфера в группе
- общение с местным населением
- вопросы радио- и спутниковой связи

Дополнительно, у каждого человека в группе был т.н. контакт-лист, содержащий максимум полезных и могущих пригодиться телефонов и адресов. Кроме общих контактов, сюда были включены списки телефонов участников параллельных групп, номера спутниковых телефонов, позывные, частоты радиосвязи, время сеансов связи. Данный контакт-лист приведён в приложении.

Связь

Для обеспечения радиосвязи мы выбрали неплохие по мощности и в то же время доступные по цене рации Midland GXT-500 (диапазон LPD, 433 МГц). Вопрос радиосвязи в горах, вообще говоря, нетривиальный, но данное решение фактически компромиссно - это и не такая габаритная аппаратура, как КВ станции, а выходная мощность передатчика 4 Вт часто компенсирует плохое распространение радиоволн в ущелье. Для каждой из групп, отправляющихся в район, был определён позывной, а также время и интервалы выхода на связь. Практически, радиосвязь нам пригодилась как для связи между группами, так и внутри группы, при радиальных выходах и технической работе на маршруте. Также одна рация была вручена Володе - водителю, который должен был завозить под Сарыбелес группу, стартовавшую неделей позже. Володя оставался ждать ребят в культцентре Кёккыя, и возможность связи с ним была актуальной.
Другим, альтернативным видом связи, был спутниковый телефон. По ряду причин мы остановили выбор на системе Турайя ("Thuraya"). Заранее позаботившись о наличии телефона в каждой группе, мы имели возможность практически гарантированного выхода на связь в течение разумного промежутка времени. В течение суток было оговорено два сеанса связи - дневной и вечерний. Для подзарядки телефона использовалась солнечная батарея достаточной мощности. Таким образом, не было крайней нужды экономить заряд аккумулятора и могли не ограничивать себя в количестве передаваемых SMS и длительности разговоров (помимо финансовой стороны вопроса, разумеется).

Страховка

"Хочешь мира - готовься к войне". Перед походом все (в том числе весь состав алма-атинской группы) страхуется в Компании "РОСНО". (115184, Москва, Озерковская набережная, 30, тел. +7 (495) 232-33-33). Страховой сбор составил около $20 с человека, при этом сумма страхового вознаграждения была $30,000. Это с лихвой покроет затраты на авиатранспортировку человека в случае непредвиденной травмы или болезни.

Аварийные ситуации

Стратегически, маршрут не был полностью автономным. Во-первых, он состоял из двух "кусков" ("колец"), между которыми заранее предусматривалась встреча двух или трёх групп. На этом же этапе мы забирали "заброску". Во-вторых, у нас была практически постоянная связь с группой джиперов и в случае аварийной ситуации мы могли рассчитывать на их незамедлительную помощь. Вариантами эвакуации с хребта Атбаши были отходы по линии маршрута на юг, в Аксайскую долину и на север, к точке старта. С хребта Сарыбелес мы могли спуститься в долины рек Кельсу или Кульджабаши. Максимальное время отхода с пострадавшим составило бы, по нашим прикидкам, не более 2-х суток. Наихудшим вариантом рассматривался спуск с хребта Сарыбелес на юг, к логу Итджолы. В этом случае пришлось бы транспортироваться к северному берегу на байдарках. На остальных участках можно использовать лошадей, нанятых у местных чабанов.

Днёвки и планирование графика движения

Мы не планировали днёвок на маршруте, собираясь заменить их полуднёвками по мере появления достаточного времени после прохождения ответственных участков. При этом на каждый из двух кусков маршрута было выделено по запасному дню и один на факультатив - озеро Кельсу.

Период путешествия (начало августа) - самое тёплое время на уровне снегового пояса района. Поэтому, чтобы меньше "месить снег", все подъёмы были достаточно ранними - около 5:00..5:30 утра. Во время обеда нас ждал лишь лёгкий перекус (для экономии времени без горячего и чая), а вставать на бивак мы всегда старались до шести часов вечера. Таким образом, вечером удавалось хорошо отдохнуть, а пик нагрузки всегда приходился на 9-12 часов утра.

2.4. Озеро Кельсу - где это и что с ним делать или "ты помнишь, как всё начиналось?"

Итак, стратегически наш путь лежал с севера на юг (точнее, на юго-восток), и вторым хребтом на линии нашего маршрута был Сарыбелес. Топографически Сарыбелес разбит каньоном реки Кельсу на две части - западную ("горы Сарыбелес") и восточную ("горы Кельтау"). Древний завал у северной оконечности каньона образует дамбу, благодаря которой существует озеро Кельсу. При общей длине в восемь километров, озеро имеет ширину от 150 до 400 метров и на большем своём протяжении заключено в глубокий каньон. Перепад высот между поверхностью воды (3500 м) и окружающими вершинами (4726 м max) превышает километр. Скалы, опускающиеся в воду настолько круты, что берега озера абсолютно непроходимы. Множество гротов, полупещер, известняковых арок и каменных островов делают это место исключительно привлекательным в эстетическом и даже, в небольших масштабах, исследовательском планах.. Южные берега Кельсу - это каменисто-глинистые бухты, разбросанные на два километра вдоль пологих травянистых отрогов (прилавков) хребта. Северный берег - древняя завальная дамба, в левой части которой вода прорывается в ущелье. Пятью километрами ниже река, вытекающая из-под дамбы, сливается с рекой Туюк-Ботомойнок, образуя реку Кёккыя.

Кёккыя - один из крупных притоков Аксая. "Три реки" - так называют местные чабаны район слияния рек Аксай, Мюдюрюм и Кёккыя. Уходя на юго-восток, образованная мощная река Кокшаал вместе с реками Узенгикуш и Сарыджаз питает известный Тарим. Огромная Таримская низменность, разделяющая пустыню Такла-Макан и протяжённый хребет Кок-Шаал-Тау, является своеобразным оазисом, где расположено множество посёлков и городов Китая.

"Осваивать" зелёные воды Кельсу мы начали ещё в 2004-м году, когда группой водников отправились к рекам Аксайской долины. В 2005-м году, примерно тем же составом, удаётся более полно изучить озеро, в 2006-м - Сарыбелес и его отроги. Проплыть же Кельсу от берега до берега мы смогли только теперь, ввиду благоприятной совокупности погоды и достаточного времени
Так же, от года к году, увеличивался штат нашей водной "флотилии" и тактика её заброски на озеро:
2004 г - два одноместных каяка поднимаем на лошадях
2005 г - два каяка и одна байдарка КНБ тащим на себе
2006 г - две надувных байдарки (Щука-2 и Щука-3) и одна - "Салют". "Салют" оставляем зимовать на южном берегу озера несём на себе и одной лошади
2007 г - две надувных байдарки (Щука-2 и Щука-3) и два "Салюта". Первый "Салют" опять оставляем, в пещере около северного берега помощь параллельной группы.

По нашему плану, озеро Кельсу являлось коридором возвращения со второй части маршрута. Существовала договорённость о встрече нас на южном берегу людьми из состава группы джиперов - так и получилось. В назначенный час к берегу, куда мы спустились с хребта, подошёл караван из трёх лодок и, вместе со свежесобранным четвёртым судном ( перезимовавшим "Салютом") все ушли на север. Как запасной вариант, мы рассматривали возможность одной лодкой пересечь озеро в узком месте у лога Итджолы. Далее, через простой перевал Улусбол (4050, нк) можно уйти в долину Туюк-Ботомойнок и спуститься к культцентру Кёккыя (Сурашташ).

3. Развернутый график и схемы похода

3.1. Участки пути, километраж и метеоусловия

ДатаУчасток маршрута,перепад высоты Характер путикмЧХВ,часыМетео-условия
28.07 Бишкек - НарынАвто6
29.07Нарын - Атбаши - Актала - ущелье Кембель
2400 м - 3500 м
авто/пеше:
асфальт, грунтовая дорога / тропа
50 авто
9 пеше
4солнечно
день +15
ночь +2
30.07Подъём по ущелью Кембель, радиальные выходы для осмотра подъёма на перевал
3500 м - 3900 м
Тропа, травянистые склоны, прижимы, осыпи, участки разрушенных скал75,5солнечно
день +10
ночь +2
31.07Перевал "Кембель" (2А, 4273) - спуск в долину реки Кошкараташ
3900 м - 4275 м - 3800 м
дъём:
морена, снежно-ледовые склоны (разорванный ледник) - 150 м с попеременной страховкой
закрытый ледник, изобилующий трещинами - с одновременной страховкой
спуск:
крутой снежно-ледовый склон - 40 м дюльфер
закрытый ледник, изобилующий трещинами -
с одновременной страховкой,
открытый спокойный ледник
810,5дождь
снег
гроза
солнечно
день +5
ночь -5
01.08Днёвка по причине плохой погоды (используем запасной день)
3800 м
стоянка на конечной морене ледника у озера
11снег
гроза
облачно
день -5
ночь -10
02.08Радиальное восхождение на вершину 4788 ("Джель-Тегирмен",)
(1Б альп., по уточнённым данным - 4800 м)
спуск в долину.
3800 м - 4800 м - 3680 м
морена, снежно-ледовый кулуар (лёд закрыт снегом), скально-осыпной гребень8,5 8,5солнечно
снег
гроза
солнечно
день -2
ночь +5
03.08Спуск вдоль реки Кошкараташ до слияния с р. Аксай
3680 м - 3300 м
Тропа, травянистые склоны, широкое галечниковое русло реки318солнечно
сождь
гроза
снег
день +10
вечер +0
ночь -5
04.08Переход к культцентру "Новый Аксай". Подход под перевал "Тролль",
радиальный выход на перевал для просмотра пути спуска
Тропа, травянистые склоны, участки скал156,5солнечно
облачно
день +8
ночь -2
05.08Перевал "Тролль" (1Б, 4070 м) спуск по скалам и осыпному кулуару на запад.
подъём:
осыпи между участки скал, каменистые склоны
спуск:
лёгкие скалы (2 участка по 4 м, требующие навески перил), подвижная осыпь
47,6 солнечно
день +6
ночь +1
Перевал "Грифон" (2А на подъём, 4350), подъём по леднику с севера, спуск на 50м к скальным площадкамподъём:
крутой снежно-ледовый склон, прорезанный в средней части несколькими бергшрундами - 150 м попеременной страховки
спуск:
просмотрен спуск на юг - лабиринт крутых осыпей между скальными островками
06.08Полудневка из-за плохой погоды (используем запасной день). Участок траверса "перевал Грифон - перевал Водник - плечо пика Марима". Радиальный выход на пик Марима для устойчивой связи с группой на озере КельсуСкально-осыпной гребень, широкий снежный гребень. Скально-ледовый склон, скальный гребень с жандармами32пасмурно
снег
день +2
ночь -15
07.08Участок траверса "пик Марима (1А альп.) - перевал ??? - пик 4726 (1Б альп.) - перевал Инженерный (1Б на спуск)"Широкий снежно-ледовый гребень с участками карнизов, скальный гребень с жандармами, очень крутой скально-осыпной кулуар, осыпи8,59,3солнечно
гроза
день +4
ночь +2
08.08Спуск в лог Итджолы, далее к берегу озера Кельсу сплав на байдарках к северному берегу озера (8 км, н.к.)Травянистые склоны, "зелёная вода"7,55,5солнечно
день +12
ночь +2
09.08Пещера на северном берегу озера, радиальный выход на южный берег оз. Кельсу (поиск минеральных источников)Пещера, "зелёная вода", песчано-глинистый берег, травянистые склоны96солнечно
град
гроза
день +10
ночь +2
10.08
выход на байдарках для встречи параллельной группы у южного берега
спуск в культцентр Кёккыя
Травянистые склоны, тропа72,5солнечно
день +12
ночь +2
отъезд в Нарынгрунтовая дорога7
11.08Нарын - Бишкек - Алма-Атаавто
Всего (км)117*1,2140

3.2. Схемы маршрута



Общая нитка маршрута, нанесённая
при подготовке похода на кроку карты К43-Г (1 : 500 000).



Старт путешествия был в селе (аиле) Актала, промежуточным и конечным пунктами был культцентр Кёккыя (Сурашташ)


Фрагмент орографической схемы* хребта Атбаши.
Малиновая линия – маршрут группы.
Направление движения – на юго-восток,
от села Актала к устью реки Кошкараташ.
Значком «палатка»обозначены места ночёвок.
Высота вершины Джель-Тегирмен – п




Орографическая схема*
хребта Сарыбелес и маршрут группы
(красная линия). Направление движения – на юг по левому берегу
р. Кёккыя, минуя культцентр (к.ц.) Кёккыя.
Возвращение – на северный берег озера Кельсу
на байдарках, затем спуск п



3.3. Высотные профили


Высотный профиль участка
«Атбаши» (первая часть маршрута)




Высотный профиль участка
«Сарыбелес» (вторая часть маршрута)



4. Техническое описание

Автор текста: Наташа Соболева
Дополнения: Дмитрий Супонников
Вёл дневник: Анатолий Мотянко

Комментарии к тексту:

Левый/правый - даётся орографически, если не указано отдельно
Карты-схемы, приводимые по тексту, ориентированы на север
Координаты приводятся в системе WGS84. Стоит учесть, что показания GPS-навигатора иногда снимались в режиме "холодного старта" и могут содержать погрешности
Написание местных названий в тексте может несущественно различаться, к примеру, названия Кем-Бель и Кембель, Актала и Ак-Тала - будут означать одно и то же
В общих чертах данный отчет представлен от некоего третьего лица незримо (а может и зримо) присутствовавшего в наших сплоченных рядах (Димыч, Толик - он же Толяк, Натали, Петя, Наташа). Среди имен могут встречаться имена наших бесценных друзей и соратников автолюбителей и туристов-джиперов: Vasca (командор джиперов), Лера, Костя, Витя, Андрей, Коля, Вика, Макс. Если же вы, при путешествии по данным строкам, встретите некоего "я" (или его производные типа "мне", "меня" и т.д.), не пугайтесь, это не очередное незримое лицо, а всего лишь я - Наташа. В добрый путь или - добро пожаловать на Кок-Шаал Тоо
По итогам многочисленных изменений и дополнений авторский текст Наташи Соболевой может несколько напомнить известное письмо "...ваш сын, дядя Шарик". Просим читателя с пониманием отнестись к сему факту - ведь данный труд основан исключительно на энтузиазме его создателей

Нотации:


скальник - отдельный выход скал
карпит - карманное питание
ЧХВ - чистое ходовое время
зеленка - зона альпийских лугов
сидушка - кусок пенополиэтиленового коврика на резинке

Генерально, путешествие началось от Алма-Аты. Точно не известно, сколько народа помимо отъезжающих стояло там на ушах, но походные сборы и отъезд всегда суетливы, ничего не поделаешь. Колонна из четырёх полноприводных зверей, среди землян именуемых джипами, с крейсерской скоростью преодолела расстояние до казахско-киргизской границы, а после кордона буквально на крыльях домчалась до Бишкека. Здесь к нам присоединяется Наташа, загружаем байдарку, оставленную в Бишкеке на сохранение с прошлого года, получили, вагона и маленькую тележку коробок-забросок параллельной группы.
Закончив дела в Бишкеке, с радостью выдвинулись в сторону Нарына. На 30-м километре камешек от встречной машины вдребезги разбивает фару одной машины. Посетовав, покатили с ветерком дальше, на юг Киргизии - в край малохоженых гор, край сказочного озера-реки Кёль-Су, кымыза, лугов из колючки метровой высоты, жирненьких сурков и козлиных рогов. Через пять часов, к 19-ти, прибыли в Нарын. На самом въезде отваливается фара у второй машины...

Сразу - в Нарынский погранотряд, заверить в штабе пропуска в погранзону. Это нужно сделать даже с пропусками, которые оформят вам в Бишкеке заранее. Потом - две попытки поужинать: первая длилась 1,5 часа и закончилась неудачно, т.к. горячего не дождались, решили хотя бы потопать ногами на танцполе (о, Всемогущий, может этим нерадивым на голову их штукатурка обвалится?). В другом заведении нас обслужили за 20 мин., что благотворно сказалось на нашем настроении. Сытые, усталые и умиротворенные мы переночевали на постоялом дворе Маримы. Утром посетили местный базар, поудивляли местных переговорами по рации - никак в литрах не могли сойтись J (это мы местное ароматное растительное масло покупали). Купили 99 штук мантов с картошкой, киргизских колпаков и отбыли в сторону Ат-Баши. По дороге съехали с местной "автострады" и устроили лихой заезд по бездорожью - авторалли по местным холмам прямо на автомонстрах под звуки авторёва, под автогиканье и автоулюлюканье разошедшихся пассажиров. На самом верху одного из холмов все, кто смог, достали свои фоторужья и покинул транспортные средства, чтобы запечатлеть открывшийся вид на хребет Ат-Баши.


Вид на хребет Ат-Баши




Нам показывают дорогу…



День 1, 29.07.07
Нарын - с. Актала - долина р. Кем-Бель

ДвижениеПройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ
10.00 - выезд из Нарына
12.00 - прибытие в с. Актала
13.00 - выход из Акталы
Подъем вверх по ущелью вдоль лев. берега р. Кём-Бель по остаткам старой дороги.
17.00 - постановка лагеря на прав. берегу р .Кем-Бель.
9+ 650285028504 ч


Фото 4.1.1 Посёлок Терек-Су,
через который проходит дорога
от Атбаши к аилу Актала




Фото 4.1.2 Внизу – посёлок Актала.
Снято из раствора ущелья Кембель



К 12:00 добрались до села Актала. После небольшого ориентирования на местности решаем разделиться: наш путь лежал по правому берегу р. Кем-Бель по остаткам старой дороги. Здесь джиперы отправились назад, в посёлок Терек-Су, чтобы проехать вверх ущелья по дороге, поднимающейся по срезу склона. А мы, дабы не терять времени, идём пешком. Два часа по дороге, переходящей в тропу (2 простых брода), и перед нами открывается вид на наш первый перевал. Ещё два часа по альпийским лугам правого берега реки Кембель - и мы у большой поляны в центральной части ущелья.


Фото 4.1.3 На правом берегу реки Кембель,
после второго брода. Виден перевал Кембель



К нашему удивлению джиперы уже здесь. Не без жертв - одна из машин осталась без глушителя. Моментально поставили палатки, перекусили мантами (даже что-то осталось), и народ занялся своими делами.
Координаты нашего первого лагеря: N41°01.786' E75°43.245' (высота 2850 м)

Джиперы разбрелись созерцать окрестности, некоторые вооружились фоторужьями с нехилой оптикой. Благодаря им мы потом смогли посмотреть на экране фотоаппарата предстоящий нам перевал крупным планом. Также ребята рассказали что видно, если забраться повыше. А мы, туристы, провели всё это время в бездуховной рутине: занимались дележом раскладки и снаряжения под топот проносившихся мимо укушенных бычков. Вечером нас ожидал прощальный ужин и концерт для фортепиано с оркестром. Точнее, был только струнно-духовой оркестр J, фортепиано в джипы не поместилось даже в разобранном виде, т.к. всё место заняли байдарки и весла (вот такой горный поход у нас). Ограничились 2-мя гитарами и блок-флейтой. Огромное спасибо Максу, Vasce и Лере.


Фото 4.1.4 Разведка пути



Фрагмент карты К43-28 масштаба
1:200 000 (в клетке – 4 км). Обозначен маршрут
первых четырёх дней путешествия
и места биваков



День 2, 30.07.07
Долина р. Кем-Бель - скальная ступень - подход под перевал
ДвижениеПройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ,
ч:м
6.30 - подъем
9.00 - выход, движение вдоль р. Кем-Бель.
12.30 - перекус (3331м)
Подъем по кулуару на скальную ступень, которая выводит на плато, оканчивающееся перевальной мореной.
16.30 - постановка лагеря.
7+ 720357035705:30

Подъем в 6:30: завтрак, сборы, расставание с нашими полноприводными друзьями, мантами с картошкой, кондиционером и спинкой кресла. С мантами вообще-то произошла трагическая история: их просто всосала в себя пробегавшая мимо чабанская собака, 40 штук за раз и похоже вместе с пакетом.

В компании с нашими наездниками - рюкзаками, в 9:00 мы вышли в сторону перевала. Скоро дошли до юрты, Дмитрий решил сходить к местным, где одарил детей конфетами. Вернулся Димыч уже с бутылью кымыза... Вот под лозунгом: "Конфеты - детям, кымыз - туристам!" и прошли наши дальнейшие посещения юрт. И снова в путь. Где-то через час поняли, что благополучно оставили безмятежно лежать на берегу реки рядом со стоянкой наше единственное мыло... Это была наша первая жертва горным духам, но не последняя. Поход ведь только начинался.


Фото 4.2.1 Путь от первого бивака к подножию
перевала Кембель (4273 м)



При движении вверх вдоль русла р. Кем-Бель лучше идти по чабанской тропе, которая переходит с правого берега на левый чуть выше устья первого (нижнего) правого притока реки.


Фото 4.2.2 Прижимы реки Кембель



На правом берега два скальных прижима (прижим-1 (N41°00.020' E75°43.624') прижим-2(N40°59.942' E75°43.632')).

Мы, конечно, по тропе не пошли, а слегка покорячились, обходя прижимы. Самое неприятное - обойти первый: нагромождение камней заросло высокой травой, поэтому ноги иногда попадали в дыры
В 12.30 привал на заливном лугу (высота 3331 м) в широкой части ущелья, непосредственно перед устьем ручья - второго (с низу) правого притока Кем-Бель. Здесь организовываем разведку скальной ступени, что по правому берегу. Две Наташи сходили вперед, дошли до водопада, стекающего со ступени, а на обратном пути потеряли солнцезащитные очки Натали, что выяснилось сильно позже. Это была вторая потеря на данный день... По возвращении девчонки схватили шампунь и на глазах у изумленной мужской публики побежали мыть голову. Ребята почесали макушку и сошлись во мнении, что им и так хорошо.


Фото 4.2.3 Путь подъёма на скальную
ступень подножии перевала Кембель



Теперь нам надо было подняться в висячую долину под перевалом. Крутой двухсотметровой скальной стеной эта долина отделена от основного ущелья реки Кембель. Ещё весной, рассматривая топокарты и космические снимки, наш штурман Лёха (не смогший пойти в поход) сказал: "Да уж, подходы сложнее самого перевала". К счастью это оказалось не так, и, как мы рассчитывали, стенка оказалась изрезана рядом наклонных осыпных и травянистых полок, ведущих на самый верх.


Фото 4.2.4 Подъём по скально-осыпной полке



Конечно, будь "ступень" очень сложна или непреодолима, мы бы выбрали имевшийся запасной вариант. Но теперь всё решалось просто. Мы пошли по осыпной полке, начинающейся практически от места нашего обеда (точка 4 - "Путевые точки" в Приложении), и расположенной справа от ручья, образующего водопад. С левой стороны водопада, как мы просмотрели позже, тоже есть подобная полка, заросшая травой.


Фото 0.5 Выход с наклонной полки
в висячую долину



Подъём по полке вывел нас на небольшую террасу, с которой отлично просматривается верхняя часть водопада. Здесь мы немного отдохнули, потравили байки и двинули выше. Мы поднялись на очередную террасу, после которой уже начиналась морена. Всё, скальная ступень пройдена, завтра нас ждет сам перевал.


Фото 0.6 Внизу – река Кембель



Фото 0.7 Бивак в висячей долине
правого притока реки Кембель



В 16:30 ставим лагерь на зеленой поляне перед мореной на правом берегу (высота 3570 м) (N40°59.151' E75°44.018') и занимаемся тем, что по очереди активно рассматриваем наш перевал и предлагаем пути подъема. Вечером на нас обрушилась буря, которая стремительно прибыла со стороны Китая. Палатка, в которой жила я, предпринимала отчаянные попытка повторить судьбу домика Элли - она пыталась улететь. С не меньшим отчаянием жильцы палатки держали ее своими телами за дно (лежали). Только в минуты сильного дождя, когда нас заливало, мы по очереди выскакивали и заново пригвождали стропы строптивой палатки. В итоге непогода утихла, а мы остались при своей жилплощади.
Цитата дня:
Н. - А я видела жука-оленя, у него вооот такие рога.
Т. - Дааа, а я жука-кабана.
Д. - А они реально ими мочатся
Пауза, затяжной ржач, т.к. все услышали во фразе акцент на физиологическом процессе, а не на битве рогами.

День 3, 31.07.07

Пер. Кем-Бель (2А, 4273м) - спуск к моренным озерам под ледником Кошкараташ

Движение Пройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ, ч:м
5.30 - подъем
7.00 - выход,
13.20 - достигаем перегиба ледника (4138м)
15.00 - группа на перевале.
Организация "дюльфера", спуск по леднику в долину р. Кошкараташ.
18.30 - постановка лагеря на морене у озёр.
8 + 703
- 373
4273390010:30

Подробное описание перевала - глава 5.1. (Паспорт перевала Кембель)


Подъем в 5:30: завтрак, сборы, погода пасмурная и морозная. В 7:00 выход в сторону перевала. Поднимаемся по левой стороне конечной морены, выходим на ледник, надеваем кошки и связываемся. Еще вчера мы приняли решение проходить ледник в лоб по центру, т.к. ледопад слева плохо просматривался в верхней части. Это оказалось правильным решением. Идем двумя связками по фирну средней жесткости, который местами покрыт снегом, страховка сначала одновременная, когда стало круче - попеременная.
В середине ледника, когда пошли большие приоткрытые трещины, стали искать пути обхода в этом лабиринте, мосты. В основном придерживались центра ледника. Повесили 3 перильные веревки, после которых в верхней части ледник начал выполаживаться и закрываться.


Фото 4.3.1 Выход из лагеря к языку ледника




Фото 4.3.2 До перевала Кембель остаётся 200 м



Шли связками, занимались тропежкой. Здесь ледник сильно изрезан трещинами, и первый очень часто проваливался, что было очень для него утомительно. Первым шел Димыч в связке тройке и, несмотря на предложение другой связки сменить лидера, он на автопилоте тропил до перевала. Вопроса о названии перевала не возникло - у местных жителей он именуется "Кембель". С самого начала подхода под перевальную седловину мы старались выйти к подножию скальника, расположенного в восточной части перевала, так как здесь можно было найти укрытие от ветра и начинавшейся грозы. В 15 часов мы вышли на перевал. Погода стремительно ухудшается, на западе слышны раскаты грома. Единственным удобным местом для тура оказалась верхняя часть скальника (с востока), под который мы вышли. в темпе оглядели перевальную седловину, прикрытую надувом. Наиболее логичным вариантом спуска был путь через снежный карман (рантклюфт) между скалами и гребешком седловины.

Времени на перекус и перевальный шоколад не было, как-то ухитрились небольшую порцию "карпита" здесь рассовать по людям, но важнее было свалить из грозы. И тут она нас накрыла. Вокруг потемнело, воздух был заряжен. Димыч попробовал сбегать на нижнюю точку перевальной седловины, чтобы сфотографировать, но быстро вернулся. Потом он рассказывал, что как только поднял фотоаппарат, то вокруг все как зажужжит. Он отказался от этой идеи и дал команду: "Валить и быстро. Ледорубы вверх не поднимаем". У скал разряд в воздухе был меньше, это тем более утвердило нас в мысли спускаться с перевала под прикрытием центральной башенки. Мы спустились в рантклюфт к скалам, спустились к выкату на склон и повесили одну веревку на "дюльфер". Как только первый расправил веревку и к нему пошел второй, погода резко улучшилась, вокруг развиднелось, стало припекать солнышко. Вот такая переменчивая (как настроение престарелой императрицы) погода в этом районе. Она может смениться 3 раза на дню за очень короткий промежуток времени. И здесь не бывает затяжной непогоды!


Фото 4.3.3 На спуске с перевала Кембель
(виден перевал с южной стороны)



Последний уходил с нижней страховкой. Далее мы в связках бежим по закрытому леднику, довольно густо усеянному трещинами, придерживаясь левой стороны. Желающие смогли попроваливаться - неглубоко, по пояс. И пока очередной участник команды выползал из трещины, остальные с восторгом любовались появившейся на юго-востоке высшей точке хребта - пиком 4788. Уже потом мы узнаем, что реальная высота вершины - 4800, а у местных чабанов её название - Джель-Тегирмен (Ветряная Мельница). В нижней части развязались, т.к. ледник стал открытым и пологим.


Фото 4.3.4 пик Джель-Тегирмен, 4800 м



Мы спешили к левобережной морене, т.к. Димыч, поглядев вниз с перевала, увидел там моренные озерца. Мы спустились с ледника и перешли у истока одну из ледниковых речек, которые и образуют р. Кошкараташ, и пошли левым берегом. Преодолев пару моренных холмов, к 18.45 мы приспустились к плоской площадке, где было 2 озера покрупнее. Здесь и остановились, высота: 3900м. После сытного ужина (а раскладка, из-за того, что шестой участник - Лёха - с нами не смог пойти, у нас была около 600 г/чел), несмотря на усталость, расчехлили гитару и устроили музыкальный вечер.


Фото 4.3.5 Место стоянки у озёр.
Вдали виден перевал Кембель (с юга)



День 4, 01.08.07
Отсидка у моренных озер.


Движение Пройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ
Плохая погода. Отсидка. Осмотр окрестностей с фотоаппаратом на перевес.1 (не учитываем)+ 40
- 40
394039001 ч


Фото 4.4.1 Верховья реки Кошкараташ. Высота 3900 м.
Место стоянки на моренных озёрах



Утро выдалось пасмурное, туманное, погода не радовала, что не способствовало восхождению. Так же, к нашему огорчению, после автопилотной тропежки на фоне переутомления, небольшого переохлаждения и акклиматизации Димыч начал температурить прямо с утра. Восхождение переносим на следующий день: отсиживаемся и отлеживаемся, пичкаем руководителя колесами. В итоге, провели день в осмотре окрестностей, занимаясь фотографией, тупняком и медитацией. Хотя было очень приятно поспать днем, даже дежурство не испортило это столь прекрасное занятие. Часов около 10 налетели "белые мухи" и не отпускали нас до вечера. Пейзаж моментально превратился из моренного в лунный. Толик с Петей поочерёдно снимали "репортаж с луны", в промежутках устраивая втроём с Натали странные дискуссы на абстрактные темы. Лишь озера свинцовыми зеркалами выделялись на фоне этой неожиданной белизны. А туман периодически лишал нас возможности созерцать эту своеобразную красоту. Участники нашей команды по очереди забирались на окружающие моренные холмы и подолгу застывали там в отрешенном одиночестве. Похоже, бесповоротно потеряли на этой стоянке половник.

День 5, 2.08.07
Вершина Джель-Тегирмен, ( 4788,9 м по карте 100 000 : 1) - спуск в долину р. Кошкараташ


ДвижениеПройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ,
ч:м
5.00 - подъем
7.40 - выход,
8.30 - подходим к подножию кулуара (4040 м)
12.06 - мы на предвершинном гребне (4685 м)
12.50 - достигаем вершины 4788,9 (Джель-Кегермен, по GPS - 4800 м)
16.00 - спустились к лагерю у озёр, сбор лагеря
17.30 - начало спуска в долину р. Кошкараташ.
18.30 - постановка лагеря на "зеленке"
8,5
из них 5,8 - подъем и
спуск с вершины. Итого в одну сторону
5,7 км
+ 900
- 900
- 220
480036808:30

Подробное описание вершины - глава 5.2. (Паспорт вершины Джель-Тегирмен)

Подъем дежурных в 5.00 - погода хорошая и морозная. Вышли на восхождение в 7.40. Взяли 3 рюкзака на 5-х, напихали туда железок, веревок, кошки и счастливые двинулись среди "лунного ландшафта" по левой боковой морене. К 8:30 подходим к подножью, высота: 4040 м, солнечные лучи освещают скальные пики противоположного хребта. Движемся вверх вдоль ю-з кулуара, по которому течет ручей, точнее тек вчера, т.к. сейчас все в снегу, и ручей стал виден только тогда, когда в него кто-то наступил... Поднимаемся выше, начинается классическая рубка ступеней со сменой лидера. В какой-то момент некоторые длинноногие создания мужского пола забывают умерить свой пыл, поэтому мне с Натали приходится допрыгивать до ступеней. Заползаем на осыпной предвершинный гребень в 12:00, высота 4685 м.


Фото 4.5.1 Путь подъёма
на пик Джель-Тегирмен



Здесь у нас кратковременная передышка. В просветы тумана справа по ходу нам открываются белые скалы (видимо, известняковые или мраморные), контрастирующие с окружающими темными зубьями сланца. В 12:25 под постепенно ухудшающуюся погоду достигаем предвершины, вначале ошибочно принятую нами за главную, высота: 4744 м (N40°57.437' E75°45.926'). Поколдовав с GPS-приемником, посмотрев в карту и разобравшись что к чему, спускаемся на седловину. Толик сначала отказывается штурмовать настоящую вершину - высшую точку хребта Ат-Баши, т.к. вокруг низкая облачность, что означает отсутствие вида с неё, а ему это не интересно. Но усилившийся холодный ветер, снегопад и мы уговорили Толика идти всем вместе. Об этом потом никто не пожалел. Мы кинули рюкзаки с частью снаряги и, сопровождаемыми сильным ветром и разыгравшейся метелью, в 12.50 достигаем "Джель-Тегирмен" - главной вершины хребта Ат-Баши, высота по GPS - 4800 м (N40°57.537' E75°45.927'). Здесь принимаем решение долго не задерживаться и не лезть на саму вершинную башенку (еще метра 2), т.к. порывы ветра усилились, лицо секло снежной крупой, обжигало морозом. Мы стащили Натали со скал, т.к. она не замечала, что ветер пытался сдуть ее с них, вышли на связь по спутнику и уже начали приспускаться...
Неожиданно ветер прекратился, тучи расходятся, выходит солнце и открывается незабываемый вид на соседние вершины и окружающие просторы. Все ликуют, кидаемся к фотоаппарату, вновь осматриваем вершину, замечаем за башенкой кусок трубы - похоже это занесенный снегом триангуляционный знак (он есть на карте). И впитываем, впитываем открывшуюся красоту.


Фото 4.5.2 Сеанс спутниковой
связи на вершине




Фото 4.5.3 Острые макушки хребта
Атбаши образованы сланцами



Темные зубы гребня, пики, заборы скальников - и всё ниже нас, и облака ниже нас. Минут 20 эйфории и быстро начинаем спуск. Ни на подъем, ни на спуск нам не понадобилась большая часть железа, которым были набиты наши рюкзаки, т.к. был достаточно глубокий снег - лишь на вершинном гребне мы доставали верёвку. Спустившись на седловину, увидели, что наши рюкзаки завалены снегом. Еще раз не пожалели, что Толик здесь не остался, а то был бы еще один снежный холмик.

Спускались мы ходко, правда иногда глубоко проваливались в снег. В какой-то момент на спуске горняжка подстерегла Петю и прижала его. У него забрали рюкзаки и снизили темп спуска. Но не тут-то было. Через 10 мин. Петя вдруг превратился в лося (похоже, эффект "горняжки") и ускакал вниз с крейсерской скоростью. У всех появилось желание вернуть ему рюкзак, но это уже было невозможно, пришлось увеличить скорость и нам. Удивительно, за время нашего пребывания на вершине, солнце сотворило чудо: снег стремительно таял, обнажая морену. Из лунного пейзажа мы попали уже в горный. Оборачиваемся назад, вершину вновь затянули облака. Нам повезло, мы смогли прорваться к ней в окно непогоды.

В 16.00 пришли в лагерь к озеру. Попив чай, собираемся и валим ниже, до первой зеленки. Полтора часа сборов. Съедаем долгожданный перекус и "карпит" (за время подъема у нас не было возможности ни поесть, ни попить), девчонки лечат голову обезболивающим и в 17.30 начинаем спуск от лагеря в долину реки Кошкараташ.
При спуске с морены удобней двигаться по ее центру, затем перейдя на левый берег ручья, стекающего с юго-западного цирка пика Джель-Тегирмен. Удобное место брода высота: N40°56.042' E75°45.473' (3839 м). Основное русло реки всё время остаётся справа.

По дороге мы заняты горнодобывающими делами: распихиваем различные симпатичные камни по карманам. Что нельзя унести с собой, фотографируем. Всех переполняет чувство усталости и безграничной радости и покоя от свершенного. Поэтому я и Натали, когда спускаемся, постоянно ловим себя на том, что беспричинно улыбаемся.

Улыбаемся ребятам, солнцу, горам, этой долине, камням, скалам, ручьям. Всё просто превосходно. В 18.30 находим удобную поляну с мягкой травкой и в лучах заходящего солнца устанавливаем лагерь (N40°55.446' E75°45.853' высота: 3680 м).


Фото 4.5.4 Верховья р. Кошкараташ




Фото 4.5.5 Вид на запад
с пика Джель-Тегирмен.
Панорамный снимок



День 6, 3.08.07
Спуск по долине р. Кошкараташ


ДвижениеПройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ
8.00 - ленивый подъем.
Сбор лагеря, продолжительный спуск по р. Кошкараташ.
18.00 - повалил снег, забежали отогреться в юрту
19.30 - достигли точки встречи с джиперами, отбытие в сторону культцентра Сурашаташ - еще 75 (?) км
22.00 - базовый лагерь на р. Кёккыя.
31 - 310
- 20
368033508 ч


Фото 4.6.1 Верховья реки Кошкараташ



Просыпаемся в 8.00 - небо синее, но ненадолго. На завтрак Димыч умудрился приготовить странную кашу: овсянку с остатками шоколада. В общем мы превосходно покормили сурков, а вопрос: "Зачем испортили шоколад?" остался без ответа... Собираемся в ритме: "Don`t Worry Be Happy" - стираемся, купаемся, глазеем по сторонам, не смотря на предстоящий многокилометровый марш вниз по долине, о котором предусмотрительно напоминает Дмитрий, ритм сборов и дальнейшего движения особо не меняется. Итак, под постоянно меняющуюся погоду, заставляющую нас то одеваться, то раздеваться, топаем вниз вдоль прозрачно-синей реки Кошкараташ (а порой и прямо по ней).


Фото 4.6.2 Река Кошкараташ
в среднем течении.
Вид вниз по долине



В какой-то момент принимаем решение: терпеть причуды погоды и собственный жар. Замерзших туристов находят пачками, а вот зажаренных - еще ни одного. Так и идем: куртка на запарившихся плечах под рюкзаком и шорты с выглядывающими из них отмерзающими коленками. День проходит под знаком постоянных бродов, т.к. частенько лучше было спускаться между рукавов реки Кошкараташ. Если идти в ботинках, то постоянное их снимание-надевание отнимает слишком много времени. Поэтому такие длинноногие участники, как Петя предпринимали героические попытки перепрыгивать потоки. Благодаря этому, мы стали свидетелем того, как гитара, притороченная на спине у Пети, "подтолкнула" его, и он ласточкой вонзился в противоположный берег... На этом решили полёты во сне и наяву прекратить, потому что скорость передвижения резко упала, т.к. народ от смеха не мог подняться и медленно отползал.

После двадцатого за сегодняшний день километра вдоль реки стали появляться юрты - мы уже солидно отшагали за этот день. А непогода всё нас догоняла, часам к 18.00 догнала, шорты уже не спасали, пришлось натянуть штаны. И бегом, бегом вниз. Тут налетела темная туча, и повалил огромными хлопьями снег. Зеленые берега моментально стали покрываться белым ковром, вдобавок усилился ветер. Недолго думая, заскочили в гостеприимную чабанскую юрту, окруженную стадом яков. Отогревшись, напившись кымызу, через 30 минут двигаем дальше. Снег прекратился, выглянуло солнце, но уже вечерне-прохладное. Нас провожают дети на ишаке. Ничего не говорят, едут рядом и смотрят. Если мы хотим пойти им на встречу, кидаются наутёк. Цирк.


Фото 4.6.3 Долина реки Кошкараташ.
Вдали виден хребет Сарыбелес



В 19:00 ставим лагерь в сотне метров от берега реки. До Аксая ещё прилично, завтра утром мы встречаемся там с "джиперами". Аксайская долина сама по себе весьма скучна, и мы изначально решили не тратить время на "пешку" по ней, договорившись с ребятами о том, что нас подберут.
Тем временем солнце дошло до полоски светлого неба между макушками хребта и облаками. Вдалеке на юге заблестел хребет Сарыбелес. Завтра мы должны быть там.

День 7, 4.08.07

р. Аксай - Новый Культцентр Аксай - р. Кёккыя - культцентр Сурашташ (Кёккыя) - р. Кёккыя - культцентр Сурашташ (Кёккыя) - р. Кёльсу - левый приток р. Кёльсу


ДвижениеПройденное расстояние (км)Набор/
сброс высоты (м)
Max высота (м)Высота ночевки (м)ЧХВ
ч:м
11.30 - сбор базового лагеря, выход.
Посещение культцентра Сурашташ.
13.30 - достигаем нужного притока (3430м), движемся вдоль него в сторону перевала.
16.50 - постановка лагеря на скальной полке под перевалом. Организуем разведку.
15 + 96
+ 432
386238626:30

Ночь выдалась неожиданно холодной. Утром замёрзшая трава хрустит под ногами, а палатки покрыты слоем инея.


Фото 4.7.1 Вид на хребет Атбаши с юга,
с места нашего бивака в устье
реки Кошкараташ



Мы стоим практически в устье реки Кошкараташ, и на востоке от нас - уходящая вдаль долина реки Аксай. И, потому что мы стоим довольно высоко - здесь 3350 м - а хребты не закрывают восход, уже в шесть утра солнце освещает палатки.

В восемь часов по многочисленным протокам бродим Аксай и по рации устанавливается связь с ребятами на джипах. Мы под рюкзаками просто летим дальше по разбитой дороге к культцентру "Новый Аксай".


Разливы реки Аксай



Еще несколько километров, и в лучах восходящего солнца встречаемся с представителями 4-х колесной команды "джиперов". Через два часа приезжаем в базовый лагерь в долине недалеко от культцентра Сурашташ, высота 3333 м (N40°46.070' E76°23.525'). Здесь встречаем группу Никонорова, они озадачены поиском лошадей для заброски. Мы тоже договариваемся на две лошади, обходятся они нам в 400 сом, правда на сдачу мы получаем 5 литров кумыса и две лепёшки.
Солнечный день, да еще практически на равнине, не мог не порадовать. Не спеша поднимаемся вверх по левому берегу реки Кельсу, озираемся вокруг - как будто на 1000 лет назад - первобытная долина окаймленная горами-замками с ледовыми шапками, пасущиеся стада яков, маленькими фигурками вдалеке...


Фото 4.7.2 В долине левого притока
реки Кельсу (долина Тогыз-Коо).
Вид на северо-восток



К 15:00 мы достигаем левого притока Кельсу - ручья, текущего из подковообразного скального цирка с вершинами-башенками высотой под 4300. Местное название этой долины - Тогыз-Коо. Высота здесь 3430 м (N40°42.879', E76°22.968'). Продолжаем идти по левому берегу, теперь уже берегу ручья.

По пути видим 2 палатки - похоже, англичане, про которых нам говорили в культцентре. Пересекая сазы - топкие зеленые лужайки - выходим к скалам, дугой замыкающим ущелье и осыпному склону справа по ходу, ведущему на перевал. Повернув у скал направо (на северо-запад), начинаем подъем.

Слева в скальной расщелине шумит небольшой водопад, нам в итоге надо выйти над ним. Разведав варианты подъёма, выходим наверх по наклонной осыпной террасе, ведущей к характерному скальному "пальцу" (см паспорт перевала Тролль).


Фото 4.7.3 Путь обхода стены с водопадом



Фото 4.7.4 Бивак над водопадом



В 18:50 ставим лагерь в симпатичных скальных полочках, рядом с притихшим водопадом, почти под перевалом. Высота 3862 м (N40°42.526' E76°20.698'). Двое снаряжаются в разведку. Держим постоянную радиосвязь. Оставшиеся ставят лагерь, созерцают окружающие пейзажи с живописных скальных полок. Разведка вернулась быстро, просмотрев путь завтрашнего спуска. Здесь очередная потеря или дар горным духам: Наташа упустила в скалах единственный фотофильтр-полярик. Великолепный закат в "термитных" (испещрённых гротами) горах и вид на долину - такой был первый вечер в горах Сарыбелеса.


Фрагмент карты К43-28 масштаба
200 000 : 1 (в клетке – 4 км). Обозначены маршрут
второй половины путешествия и места биваков


Продолжение >>> .


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100