Автор: Супонников Д.А., г. Алма-Ата

Отчет о горном походе 3 к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню летом 2007. Часть 2 из 3

Часть 1 здесь

День 8, 5.08.07

Пер. Тролль (1Б, ск-ос, п/п, 4070м, N40°42.375' E76°20.441') - спуск в долину правого притока р. Кульджабаши - пер. Грифон (2А, лд-сн-ск, п/п, 4345 м , N40°41.511' E76°20.124')

5.00 - подъем
6.35 - выход
7.47 - на пер. Тролль
Спуск с пер. Тролль в долинку
12.10 - выход на лед. с пер. Грифон.
15.50 - выход на пер. Грифон.
17.40 - окончание постановки лагеря
4 + 207 м
- 169 м
+ 446м
4345 4315 7:40

Подробное описание перевалов Тролль и Грифон - глава 5.3. и глава 5.4.

Опять все по взрослому - подъем в 5:00. Завтрак: Толик обозвал его "кашкой-просыпашкой". В 6:35 начинаем подъем по широкому осыпному кулуару, который переходит в приятный травянисто-осыпной склон.
Держимся скальных стен справа по ходу.
До перевала недалеко и в 7:50 мы уже на нем. Настроение превосходное, солнечное. Оглядываемся - справа, на севере, высятся неприступные скальные стены, как будто мы в окружении троллей, а на самом перевале скальный гном. Да, мы попали в чертоги сказочного народа. У перевала свои хранители, решено назвать его "Тролль". Высота 4070 м (N40°42.375' E76°20.441'). Превосходное настроение требует своего выхода.

Устраиваем небольшой театр теней, шуточно боремся со скальным гномом, неподалеку складываем тур: пирамидку в круге из камней, устраиваем непродолжительный хоровод - задабриваем и веселим хранителей.

Фото 4.8.1 перевал Тролль. Восточный склон

Начинаем спуск по кулуару, отмеченному скальным "гномом". Небольшой начальный скальный участок, на котором вешаем 5 метров веревки, зацепив за "гнома": преодолеваем спортивным спуском. Еще через метров 10 со скальной ступени вешаем вторые 5 метров, тоже на спортивный спуск. В 9:40 спускаемся в небольшую "локальную" долинку, находимся у западного подножья нашего перевала, высота 3900м (N40°42.300' E76°20.346'). Порадовались тому, что вчерашняя разведка присмотрела именно этот кулуар для спуска. Сверху казались возможными еще несколько путей спуска по соседним скально-осыпным кулуарам, правда они до конца не просматривались. Снизу стало видно, что только наш кулуар является единственным адекватным спуском. Остальные кулуары резко сужались и обрывались скальными сбросами высоко над землей.

Фото 4.8.2 Непредсказуемая сложность траверса
участка хребта ( в центре) побудила нас выбрать
запасной вариант пути

Поднимаясь вверх по долине, принимаем решение идти на "запасной" снежно-ледовый перевал. Несмотря на то, что осыпной правее проще, между ним и нашей целью - выходом на траверс - находится скальная вершина с плохо читающимся маршрутом, грозящим непредвиденными сложностями. А снежно-ледовый мы отлично просмотрели сверху, и он выводит практически на гребень хребта.
В 12:10 по правому по ходу моренному валу выходим на ледник, связываемся, начинаем подъем к перевалу.

Фото 4.8.3 Подъём на перевал Грифон

Движемся по левой части склона практически в лоб. Слой снега на жестком фирне небольшой. Постепенно становится круто, около 40°, под ногами жесткий фирн. Начинаем вешать перила. Повесили 3 веревки: 2 вертикально, а последнюю немного траверсом вправо по ходу - здесь склон уже под 50°. Прочувствовали что такое красивая оранжевая "динамика Tendon" как перила на подъем... Мало того, что по ней невозможно жумарить (метр вверх - 0,5 м отвисаешь), так она растянулась метров на 5. Так что, когда добрые товарисчи (2 шт.) наверху захотели поменять оранжевую на статику коричневую, чтобы облегчить народу подъем, они не учли, что коричневой не хватает между станциями. Немного заморочились из-за этого.

В 15:50 "выкарабкиваемся" на снежный гребень, далее вдоль небольшого рантклюфта выползаем на скальную перемычку - перевал, высота 4345 м. Парящие грифы, виды на перевал Тролль и наше затуманенное сознание подсказали название. Перевал становится перевалом "Грифон" (N40°41.511' E76°20.124'). Полусотней метров ниже, на юго-запад от перевала, находим небольшие полки под палатки. Долго возимся с расчисткой от камней. Достроив две трети фундамента, подвешиваем одну палатку частично в воздухе, частично на скальном карнизе и в 17:40 считаем лагерь установленным. Высота 4315 м (N40°41.498' E76°20.080'). Нас ждет заслуженный отдых и музыкальный вечер с песнями под гитару.

Фото 4.8.4 Бивак на перевале Грифон.
Высота 4333

День 9, 6.08.07
Траверс: перевал Грифон - точка 4456 м - перевал Водник - стоянка под пиком 4491 ( Марима)

Max высота (м) Высота ночевки (м) ЧХВ
Отсидка, моральное расползание по дну палатки.
16.30 - 18.30 начало траверса: пер. Грифон - пер. Водник
19:00 - ставим лагерь.
3 - 30
+ 120
4430 2 ч

Подробное описание перевала Водник можно найти в отчёте 6230 библиотеки МГЦТК

Утро нас не порадовало: на нас села непогода. Мы проснулись и позавтракали, а далее вновь завалились по палаткам: повалил хлопьями снег, видимость упала до семи-десяти метров, все это превратило наш лагерь в иллюстрацию: "героическое покорение северного полюса". В мгновения ока окружающие скалы замело снегом, выпало около 20 см. Это стало отличной иллюстрацией к походному правилу: не оставляем вечером вещи разбросанными по стоянке. Хотя вечером и звучала команда "всё убираем", но в итоге погнули крышку от кастрюли, удачно наступив на нее, миски-кружки нашли, также наступив на них... В общем нам оставалось только наслаждаться зрелищем, спать и вяло общаться, особо не выползая из палаток.

Фото 4.9.1 Начало траверса

Вот ведь погода в этом районе - удивительное и своенравное существо. Подмечено: не стоит постоянно надеяться здесь на солнечную погоду, как, впрочем, и из-за непогоды не стоит долго печалиться. Она не грозит долгими отсидками. После обеда вдруг развиднелось, снеговую тучу сдуло с хребта, и мы героически засобирались на траверс, идем в сторону вершины Марима.

Фото 4.9.2 Начало траверса.
Вдали – пер. Мраморный

Относительно узкий скальный гребень перевала Грифон переходит в широкие снежные поля плоской вершины 4456 м (высота, отмеченная на карте 50 000 : 1).

Далее скально-осыпные склоны выводят нас седловину перевала Водник (здесь Петя и Димыч были в прошлом году) - непосредственно мимо перевала топаем по снежному карману с северной стороны. Затем по границе скального гребешка и ледника подходим к массивному жандарму, обходить который затруднительно.

Провесив 25 метров перил, выходим на гребень и спускаемся на протяжённую полку с южной стороны жандарма. Поднимаясь по полке, оказываемся на зауженном скальном гребне около 70 см шириной. Протяжённость этого гребешка - около 20 м. Сразу за ним - плоские площадки, закрытые с севера наддувом ледника.

Фото 4.9.3 Участок траверса у перевала «Водник»

В 19:30, в лучах заходящего солнца, вытаптываем снежную площадку на седловине, недалеко от вершины Марима и ставим лагерь. (N40°41.451' E76°20.870'). Удалось даже со склона кармана устроить покатушки, за неимением санок катались на животе, пятой точке, "сидушке". В общем резвились как малые дети на высоте 4430м.
Перед ужином Димыч и Макс сгоняли на вершину с рацией и телефоном: как раз было время связи группой джиперов.

Вечер нас порадовал ошеломляющим закатом, да с гребня открывалась масштабная картина. Хотелось вглядываться и вглядываться в окружающие хребты и продолжать парить над ними.

Фото 4.9.4 Лагерь под вершиной 4491 м (Марима)

Фото 4.9.5 Вершины 4224 и 4121
(долина Тогыз-Коо – левый приток р. Кельсу)

День 10, 7.08.07
Траверс: пик 4491м (" Марима") - пик 4726 м - пер. Инженерный (4630 м)

5.00 - подъем дежурных
7.30 - выход
8.10 - в. Марима
Подъем на "пупырь"
Седловина под в. 4726
13.10 - в. 4726, продолжение траверса на юг
14.30 - пер. Инженерный, спуск на восток к оз. Кёльсу.
17.30 - постановка лагеря на зеленке
8,5 + 67 м
+ 53 м
- 36 м
+ 218 м
- 838 м
4726 3888 9:20

Также смотрите подробное описание пика 4726 - глава 5.6. (Паспорт вершины 4726)

Ночь выдалась жёсткой, морозной, ну и конечно подъём дежурных состоялся в 5.00. Температура за бортом не располагала к быстрому приготовлению пищи, Толик с Петей героически пытались организовать завтрак, лучше всего им удались чай и печенье. Потому как ноу-хау Димыча - макаронные гнёзда в фольге, на этой высоте превратились в 6 больших клёцок, которые можно было резать ножом. В общем, две Наташи решили, что снежным суркам гораздо более голодно, чем им, и от души их покормили. А в это время наконец солнце показалось из-за пелены облаков. Выходим в 7:30 и, через 40 минут движения по снежным полям, уже на Мариме (4491 м).
О, да, вид открывался отменный. Народ наслаждался зрелищем, фотографировал, отогревался в лучах восходящего солнца, а вокруг лежал свежий снег. В общем, перезимовать лето нам удалось. Здесь попытались установить внеочередной сеанс радиосвязи.

Фото 4.10.1 На подходе к вершине 4491 м (Марима)

Связываемся. Продолжаем траверс хребта, спускаясь вначале на седловину 4450 м, затем огибая с запада купол вершины 4546 м. Движемся по хорошему насту в 30-50 м от карниза. Спуск с вершины "Марима" переходит в плавный подъём средней крутизны, бьем ступени, меняем лидера. В 12:00 поднимаемся на небольшой заснеженный "пупырь" высота 4680 м (N40°40.267' E76°21.250'). По карте это вершина 4629 м.

Отсюда просматривается путь на нашу вершину 4726: сначала небольшой спуск на седловину, а затем подъем вдоль карниза, обрывающегося слева монументальными снежно-ледовыми стенами. Выходим с немного увеличенным интервалом между связками.

Фото 4.10.2 Седловина 4450 м

Вторая связка по рации отслеживает, насколько близко первая подходит к карнизу. В 13.10 поднимаемся на саму вершину 4726 м (высота по GPS 4718 м) (N40°40.055' E76°21.552'). Макушка пика представляет из себя снежно-ледовый полукупол, который обрывается сбросом ледника на северо-восток.

Фото 4.10.3 Огибая вершину 4546 м.
Впереди – пик 4726

Немного "позагорав" и установили радиосвязь с группой поддержки и группой Дмитрия Шамбура, вышедшей два дна назад на маршрут по западной части хребта, огляделись и заметили приближающиеся с севера тучи. Да, погода вновь неожиданно менялась. Кинули последний взор с высоты на окружающие хребты, почувствовали себя властелинами Вселенной (но не менеджерами погоды) и побежали на юг в сторону перевала Мраморный.

Взор с высоты на окружающие хребты

Фото 4.10.4 На куполе вершины 4726 м.
Вид на запад

Основной путь спуска - напрямую с вершины 4726 к юго-восточной седловине - отбрасываем, как превосходящий по сложности наши возможности. По пути активно просматриваем варианты возможного спуска с условно названного перевала "5". Пока что справа от нас - глубокие скальные обрывы, лишь впереди, за двумя "жандармами", видна извилистая осыпная полка-кулуар крутизной 35-40 градусов. Продолжаем траверс, спускаемся к скальному гребню
, здесь свирепствует ветер, видимость падает, началась метель, гроза. Воздух наэлектризован. Первый скальник обходим в лоб, далее продолжаем идти траверсом, обходя слева второй большой "жандарм". Бережем связочную веревку - обломки скал очень острые.

Фото 4.10.5 Спуск на запад
с купола вершины 4726 м

В 14:45 выходим на узкую скальную перевальную седловину, которую называем пер. "Инженерный", высота 4630 м. (N40°39.831' E76°21.257'). Рассиживаться здесь долго не можем, непогода не унимается. Накарябав записку, начинаем спуск на восток по крутому осыпному кулуару в сторону озера Кельсу. Камнеопасно, держимся плотной группой. В 15:40 спускаемся на относительно безопасную от камнепада полку. Высота 4465 м (N40°39.763' E76°21.412') . Немного распогодилось, наконец есть время снять связки, обвязки, можно просто передохнуть и перекусить после стремительного улепётывания от непогоды. Разглядываем вершину "К7" (4661 м). Это рабочее название пика, "подсмотренного" нами в прошлом году. В этом сезоне К7 была нашей "факультативной" вершиной, но, в силу обстоятельств, осталась непройденной.

Продолжаем спуск по осыпному кулуару, который постепенно расширяется и выводит в гигантский сад камней
по заключению Толика. Да, склон действительно похож на место метания камней троллями, всё вокруг загромождено булыжниками. Судя по всему, это следы обвала с вершины 4661 (К7). Спускаемся еще ниже к "зеленке" и в 17:45 ставим лагерь на первой ровной и сухой площадке с травой, высота 3888 м (N40°39.079' E76°22.033'). Под занавес трудного дня природа нас порадовала огромной радугой, одно основание дуги как раз было недалеко от нашего лагеря - теперь мы знаем, где можно поискать золото гномов. Петя и Толик соорудили из имеющихся продуктов великий ужин: гречневую кашу с мясом, орехами и черносливом и волшебный чай из того, что наскребли.

Фото 4.10.6 Раствор кулуара, выводящего
к перевалу Инженерный. Видны наши следы

Также, смотрите подробное описание перевала Инженерный - глава 5.5.

День 11, 8.08.07
Стоянка под пер. Инженерный - спуск в лог Итджолы к озеру Кельсу - базовый лагерь на сев. берегу оз. Кельсу

8.00 - подъем
10.00 - выход, спуск в сторону оз. Кёльсу
11.30 - берег оз. Кёльсу.
19.00 - Базовый лагерь на сев. Берегу оз. Кёльсу.
7,5 - 388 3888 3500 5:30

Подъем в 8.00, не спеша собираемся и в 10.00 выходим. Спуск приятный: по зеленке вдоль реки, ничего на голову не сыпется. Идем спокойно по ущелью, любуемся видами, в какой-то момент необходимо спуститься по крутому обрывистому склону к реке. Продолжаем идти вдоль реки и в 11.30 выходим к берегу озера Кельсу в бухте лога Итджолы, высота 3500 м (N40°39.073' E76°23.554'). Связались по рации с группой поддержки, выясняется, что у нас есть еще в запасе немного времени оглядеться здесь.

Фото 4.11.1 Спуск к озеру
Кельсу в лог Итджолы

В какой-то момент с помощью мощной оптики видеокамеры и фотоаппарата углядели вдали отблески - то были весла нашей гребной флотилии. Еще полчаса и мы стали кричать как потерпевшие и бегать по берегу: стал различим караван из 4х связанных лодок. Vasсa и Андрей рьяно сопротивлялись встречному ветру и волне, они затратили много сил, чтобы подогнать плавсредства к нашему берегу. Радости не было предела, когда ребята ступили на твердую землю, друг друга мы приветствовали как победителей. Но мы-то знаем, именно Vasсa и Андрей были настоящими героями этой эпопеи. Поэтому мы их быстренько объели и стали решать что предпринять далее.

Фото 4.11.2 В бухте лога Итджолы.
Вид на север

Решили потратить время и попробовать сплавать на разведку южнее по озеру в поисках минеральных источников. Эээ, некоторые из нас впервые сели в байдарку. Для меня это было внове - по крайней мере меня умудрились посадить в центр 3-местной Щуки мимо сидения. Моими компаньонами были Петя и Толик - 2 таких высоких, длинноногих и широкоплечих блондина с голубыми глазами (цвет волос и глаз может и не совпадать с действительностью... Я была под впечатлением). Мало того, что они в обычной жизни превосходят меня ростом, так теперь в байдарке они просто как 2 горы возвышались надо мной. Я могла зарыться в "юбку" с головой, ребята только недоуменно смотрели как у меня это получается, как впрочем недоумевали по поводу замечаний, что подо мной на 2 фаланги - вода. Мне досталась вся вода в нашей лодке, т.к. я сидела в центре Щуки на ее дне, у ребят же было все сухо. Да и лодка странно проседала. Выяснились причины таких казусов часа через 2, когда флотилия решила на сегодня закончить разведку, вернуться к берегу, где мы оставили рюкзаки. Похоже, я выползла из лодки самой мокрой.

Фото 4.11.3 Озеро Кельсу. Вдали – южные берега

Мы погрузили рюкзаки в четвертую байдарку "Салют" и отчалили в сторону базового лагеря. Тут-то мы уже расселись по местам верно и быстро двинули на север. Правда быстро про нас - это сильно сказано. Опытным товарищем в нашей лодке был только Петя, мы ж с Толиком были совсем-совсем юнгами. Поэтому, когда гребли Толик и Петя, либо я и Петя, мы продвигались довольно бодро. Когда ж гребли я и Толик, наша Щука начинала совершать безостановочные вращательные движения. Ну а стоило подняться встречному ветру - поднялась волна и скорость наша совсем упала. Правда потом мы вошли в ритм и смогли относительно прямо грести. По дороге мы то и дело замирали с открытыми ртами: перед нами открывались невиданные картины (правда, Петя здесь уже был в том году). В общем, добрались мы до базового лагеря (N40°42.116' E76°23.357') возбужденными, под впечатлением от потрясающего плавания.

Фото 4.11.4 По озеру Кельсу

День 12, 09.08.07
Оз. Кельсу - пещера на сев. берегу озера - радиальный выход на южный берег озера Кельсу

7.30 - подъем
9 +50
-50
3550 3500 6 ч

День экскурсионно-радиально-выходной. Собственно, ещё при подготовке, для случая более раннего завершения основной части маршрута, были запланированы две "вылазки". В пещеру на северном берегу озера Кельсу и на южный его берег, к минеральным источникам, упоминаемым в энциклопедии по Нарынской области. Если ей верить, то находятся они в 17 км. от культцентра Сурашташ на юг, что означает, что нам нужно на другой южный берег озера.

Фото 4.12.1 Вход в пещеру сев. берега Кельсу

Фото 4.12.2 в 50-метровом рукаве пещеры

Первым пунктом в программе - пещера. От нашего лагеря до неё - 20 минут неспешного хода. Вход в пещеру - высокий вертикальный разлом в отвесных скалах в западной части дамбы. Чтобы проникнуть внутрь, приходится немного покарабкаться. В пещере сухо, пыльно и холодно. Спугнув парочку сизых голубей, начинаем исследования.

Всего обнаруживаем два хода. Один прямо перед нами, зального типа, около 30 метров в длину. Затем своды сужаются, опускаясь к дну пещеры. На стенах - известковые натёки. Второй ход найти сложнее: он перегорожен большим обломком скалы, а находится рядом со входом, справа. Этот ход длиннее: пройдя около 50 метров, мы натыкаемся на рукав, залитый льдом и уходящий вниз.

Выбравшись из пещеры, оперативно снаряжаем лодки для вылазки на южные берега Кельсу. Толик с Петей как настоящие каманчи выбирают себе 3-х местный салют (больше похожий на старое каноэ), а Дима, как гордый каякер выбрал себе цветастую 2-х местную щуку (ее мы оставим в бухте встреч, для перевозки команды Димы Шамбура).

Отплываем от лагеря и сразу погружаемся в невероятное состояние: под мерный плеск весел, расчерчивая изумрудную воду, проплываем вдоль километровой скалы. Касаясь рукой уходящую в небо стену, с многотонными плитами словно бы броня на теле горного великана... в свете утреннего солнца прожилки кварца сверкают золотом и завораживают.

С противоположной стороны скалы же словно антиподы - непослушные братья, испещренные башенками, пещерами, полочками и гротами, словно бы город обосновавшихся здесь грифов, огромные термитные дома...

Фото 4.12.3 Der deutsche Soldat beim Unterseeboot

Когда мы достигаем середины озера, солнце зависает как раз над головой - полдень. Несмотря на достаточную высоту (3500 м), припекает очень сильно, но вдруг, на фоне ясного неба, где-то на западе, за скалами слышатся раскаты грома. Ещё десять минут - и на нас обрушивается сильный град с грозой и порывами ветра.

Фото 4.12.4 Озеро Кельсу
с северного берега

Понемногу успокоившись, погода снова благосклонна к нам и через два с половиной часа после отплытия мы причаливаем к унылому мелководью южного берега.
понимаем, что озеро закончилось и дальше нам пешком.

Попытки связаться с группой Шамбура особых результатов не приносят, а по этому с чистой совестью минуем бухту встреч и держим путь дальше на юг. Пришвартовываемся на обмелевшем, с кучей илистых рукавов-притоков, берегу. Оставляем наше каноэ с мыслями, что тут её брать некому (щуку Димыч оставил раньше в бухте встреч, где-то на середине пути). Критически осмотрев барахло, решаем взять с собой только гидро-мешки для наполнения их драгоценнейшей минеральной водой из арашана (как истинные отдыхающие мы забыли в лагере собранные для этого пластиковые бутылки). Накинули мешки на манер котомок на плечо и потопали дальше на юг, сверяясь по GPS о пройденном расстоянии...

Фото 4.12.5 Устье реки Югенбас
(левый приток р. Курумдук, что впадает в оз. Кельсу)

Пройдя 5 км по левому берегу реки Курумдук до её слияния с р. Югенбас, сходимся на том, что минеральных источников в округе не наблюдается. Местность довольно безжизненная, лишь вдалеке на правом берегу есть одна юрта.

Открывшаяся долина по началу кажется безжизненной пустыней смерти: то здесь то там попадаются черепа баранов Марко Поло с огромными закрученными рогами, волчьи следы и парящие грифы дорисовывают картину разыгравшегося воображения голодных путешественников.

Уже на обратном пути нам как-то сами собой попадаются просто реки минеральной воды. Прямо в больших глубоких земляных лужах что-то булькает и растут удивительные цветные водросли. Правда, на вкус эта вода совершенно несъедобная. Непитьевая, точнее.

Фото 4.12.6 Южные берега озера Кельсу

Под лучами заходящего солнца нас мочит слепой дождик, а в спину нам смотрит радуга, соединяющая те самые южные берега и потревоженную нашим веслом зелёную гладь Кельсу.

День 13, 10.08.07
Оз. Кельсу - выход на байдарках к бухте лога Итджолы для встречи группы "4" - р. Кельсу - р. Кёккыя - культцентр Сурашташ (Кёккыя)

7.00 - подъем
9.00 - выход на озеро для встречи группы "4"
11.20 - встреча группы "4", трансфер на сев. берег
15:00 - сбор лагеря
16.00 - выход, спуск с дамбы по р. Кёльсу
Движение вдоль р. Кёккыя
19.00 - обустройство в культцентре Сурашаташ (Кёккыя).
5 км - радиально по озеру на байдарках,
7 км - пеш.
- 213 3500 3287 2:30

Так как отъезжать нам в Нарын предстояло лишь завтра, мы могли себе позволить поздний выход и неспешный темп. При этом ребята успевают встретить с утра группу "4", отбуксировав к логу Итджолы все четыре байдарки и вернувшись с грузом захваченных рюкзаком. Для народа в этой группе настала середина путешествия. Завтра они отправятся к хребту Кёккыя, а наш дальнейший путь от озера лежал к культцентру Кёккыя.

Для этого необходимо спуститься с дамбы, идти вдоль реки пробившей себе путь сквозь нее. Идем правым берегом. Когда вышли к небольшому разливу, бродим и уходим вплотную к левому берегу. Теперь идем вдоль него, доходим до поворота реки и сворачиваем налево, за угол. Река постепенно впадает в р. Кёккыя, идем вдоль крутого левого берега р. Кёккыя, прижимы обходим по воде.

Фото 4.13.1 Прощание с горами

Фото 4.13.2 Брод реки Кельсу
(около устья левого притока)

В какой-то момент видим хорошую чабанскую тропу, поднимающуюся вверх на обрывистый берег реки, поднимаемся и доходим по ней до стойбища. Здесь нас ждал радушный прием, гостеприимством одного из домов не преминули воспользоваться. Кымыз, айран, свежие лепешки и "май" (масло) яков - воистину это царское угощение для одичавшего туриста. Небольшой концерт для хозяев дома и отбой под настоящей крышей, на ровном полу, у теплой печки. На завтра дорога на машине до Нарына, ужин в местной "ашкане", ночевка на постоялом дворе у Маримы. Поход окончен, через день - базар в Нарыне и отбытие в Бишкек.

Фото 4.13.3 В культцентре Кёккыя

5.1 Паспорт перевала "Кембель"

Внутренний Тянь-Шань Атбаши Кембель 4273 м - -

1. Местонахождение

Перевал находится в центральной части хребта Атбаши, на северо-западе от высшей точки массива - пика Джель-Тегирмен (4788,9 по карте). Ориентация склонов перевала: "север-юг"
N40°57.809' E75°44.147'

2. Соединяемые долины

Соединяет долину правого притока р.Кембель и верховья основного истока р.Кошкараташ.

3. История и этимология названия перевала

Однозначно исключая фонетическую трансформацию Кум(песок, песчаный) - Кем (из разговора с местными чабанами), можно говорить о значении слова "кем", как "ненужный", "неподходящий". "Не подходящий перевал", "непроходимый перевал".

4. Сведения о первопрохождении

Можно предположить, что перевал проходился ранее, но достоверных сведений об этом найти не удалось. Резюмируя, можно сказать: перевал пройден 31 июля 2007 г. группой туристов из г. Алма-Ата и Подмосковья. Направление перехода - север -> юг (долина правого притока р.Кембель - верховья основного истока р.Кошкараташ)

По факту прохождения перевала составлено подробное описание в данном отчёте

Время спуска,
Время движения со страховкой Количество пунктов страховки Частота прохождения преимущественное
10 часов 5 часов 4 часа 2 часа 5 часов 10 1 раз Север-юг

8. Описание прохождения

Исходный бивуак организован в висячей долине правого притока р. Кумбель, выше скальной ступени, обрывающейся на запад каскадом скально-осыпных и травянистых полок. Отсюда хорошо просматривается перевальный склон и подход по морене к леднику.

Ледник, выводящий на перевал, стекает с него тремя ступенями. Начиная снизу, можно определить эти участки так (фото 5.1.1):
- первая пологая часть (язык), первый взлёт
- вторая пологая часть (здесь много трещин), второй взлёт (самый крутой)
- третья пологая часть (закрытые трещины!), третий взлёт на саму седловину
Выходя на левую сторону ручья, стекающего с ледника, поднимаемся к его языку. Здесь, на перегибе моренного вала одеваем кошки.

Первая (нижняя) ступень

Первые 400 метров ледник пологий и спокойный, страховка не требуется (фото 5.1.3). Далее начинается первый взлёт, изрезанный трещинами. Начиная с него идём в связках с одновременной страховкой. Держимся средней части ледника. Трещин немного, все шириной от половины до одного метра.

Вторая ступень

Через 250 метров - выполаживание, трещин становится больше, ширина их - до полутора метров. Эта, вторая пологая часть ледника, имеет протяжённость около 250 м, после чего выходим на основной, наиболее протяжённый и крутой взлёт (фото 5.1.4)

Движемся двумя связкам и с попеременной страховкой. Первая часть взлёта - крутой, до 45°, лёд. Вторая часть - полоса больших разломов, от одного до пяти-семи метров шириной (фото 5.1.5)

Третья ступень

После этого взлёта выходим на третью пологую часть ледника. В начале этой части много закрытых трещин. Первый проваливается достаточно регулярно, несмотря на тщательное зондирование пути. Требуется хорошая страховка.

В средней части ступени характер рельефа напоминает плато, трещин уже нет. Снег глубокий - проваливаемся по колено и сильнее. Тропёжка. Движемся в направлении скальника в восточной части перевала (фото 5.1.6)
Погода в районе неустойчивая, года мы подошли к концу третьей ступени (короткому взлёту на перевал), началась гроза (фото 5.1.7). Тур складываем на верхней части скальника (с востока).

Спуск

Начинаем спуск здесь же, по рандклюфту у скал (фото 5.1.8). В этой части седловины нет карнизов, нависающих на юг. Длина рандклюфта около 20-ти метров, после чего начинается достаточно крутой, до 40°, спуск. Вешаем 1 верёвку на "дюльфер" (фото 5.1.9). Затем в связках идем по закрытой части ледника, придерживаясь его левого борта - тут меньше трещин (фото 5.1.10).

Северная сторона:
Пологий моренный вал, ледник - в нижней части открытый, в средней и верхней - закрытый.
В средней части ледника выражены элементы ледопада.
- конечная морена ледника крутизной от 5° до 20°, , протяжённость 650 метров
- вторая пологая часть, открытая , до 15°, много трещин шириной около 1 м - 270 метров
- второй взлёт, до 45°, много широких разломов - 200 метров

Южная сторона:
Крутой снежно-ледовый склон, переходящий в пологий закрытый ледник, изобилующий трещинами. В нижней части ледник открытый и спокойный.
- снежно-ледовый склон крутизной 40° - 50 метров
- пологий закрытый ледник, много трещин различной ширины - 1300 м
- открытая часть ледника, язык ледника, до 10°, без трещин - 1400 м
- морены

Подъём

- непосредственно выход в висячую долину под перевалом ограничен скальной ступенью высотой около 200 м и расположенной сразу за устьем правого притока р.Кембель
- далее начинается конечная морена ледника крутизной от 5° до 20°, , протяжённость 700 метров
- общее расстояние от языка ледника (с севера) до перевальной седловины - 2 км

Первая ступень:

- язык ледника, открытая часть, пологая , до 15°, без трещин - 450 метров
- первый взлёт, до 30°, есть неширокие трещины - 260 метров
Время прохождения - 40..60 минут

Вторая ступень:

- вторая пологая часть, открытая, до 15°, много трещин шириной около 1 м - 270 метров
- второй взлёт, до 45°, много широких разломов - 200 метров
Время прохождения - 3 часа

Третья ступень:

- третья пологая часть, закрытая, до 15°, в начале много трещин шириной до 1,5 м - 430 метров
- третий взлёт, до 20° - 110 метров

- морены

Время прохождения - 2,5 часа

11. Требования к организации движения и страховки

При прохождении перевала необходимо применение попеременной страховки с установкой станций и точек на льду.

12. Возможные опасности и меры безопасности

Основную опасность при прохождении перевала могут представлять открытые и закрытые трещины, разломы ледника. Необходима тщательная страховка, внимательное зондирование поверхности.

Групповое на 5-6 человек:

- верёвка основная - 2х50 м
- ледобуры - 10 шт
- петли компенсационные 4 шт

Северная сторона:

- висячая долина над скальной ступенью (правый приток реки Кембель), на травянистых площадках перед мореной
- правый боковой моренный вал выше нижней пологой части ледника
- возможна установка бивака у подножия перевального взлёта, на высоте 4300 м

Южная сторона:

- около озера на конечной морене ледника
- левая боковая морена ледника

Дмитрий Супонников

Схема 5.1.1 Перевал «Кембель».
Фрагмент космического снимка

Фото 5.1.1 Вид на перевал Кембель с севера,
из долины реки. Цифрами отмечены ступени

Фото 5.1.2 Конечная морена.
Стрелками отмечен путь движения

Фото 5.1.3 Нижняя(первая) ступень

Фото 5.1.4 Подъем на взлёт второй ступени

Фото 5.1.5 Разломы ледника на второй ступени

Фото 5.1.6 Скальник в восточной части
перевала Кембель и направление движения к нему

Фото 5.1.7 Группа на перевале Кембель.
Справа – рандклюфт, по которому начнём спуск

Фото 5.1.8 Спуск в рандклюфт на пер. Кембель (4273 м)

Фото 5.1.9 Спуск с пер. Кембель

Фото 5.1.10 Путь спуска с пер. Кембель
к лагерю «3900 м»

Фото 5.1.11 Путь спуска по южным
склонам перевала и выход на ледник

5.2 Паспорт вершины "Джель-Тегирмен"

Внутренний Тянь-Шань Атбаши Джель-Тегирмен 4800 м 1Б альп - -

1. Местонахождение

Вершина находится в южном отроге центральной части хребта Атбаши и является его высшей точкой.
Координаты вершины (WGS84):
N 40° 57' 32.2" E 75° 45' 55.6"

2. Соседние долины

Основные притоки реки Кошкараташ

3. История и этимология названия вершины

Название Джель-Тегирмен местные жители переводят, как - ветряная мельница.

Нет сведений

По факту прохождения перевала составлено подробное описание в данном отчёте

Время спуска,
Время движения со страховкой Количество пунктов страховки Частота прохождения Преимущественное
7 часов 4 часа 2 часа - 1 час - 1 раз по кулуару с юго-запада

8. Описание прохождения

Исходный бивуак находился у моренных озёр в 200 метрах ниже левого борта открытой части ледника (N 40° 56' 25.4", E 75° 45' 23.1"). Вначале поднимаемся по левой боковой морене к подножию юго-западного кулуара (фото 5.2.1). Спускаемся в лог ручья, текущего между мореной и склоном. Отсюда начинается основной подъём.

Идём траверсом, с набором высоты, по склону, в направлении кулуара, ведущего к вершине. Кулуар забит снегом, но видно, что его количество сильно зависит от погоды в районе. Поднявшись к верхней части кулуара, связываемся. Здесь снежник носит постоянный характер, по-видимому даже является маленьким ледником. Крутизна плавно возрастает до 35 градусов, после чего выходим на предвершинный гребень.

Поднявшись по гребню на предвершину (4743 м), поворачиваем на север и в условиях сильной метели выходим на вершину. GPS-навигатор показывает высоту 4800 м. По карте высота пика - 4788,9 м.
Спускаемся по пути подъёма, не заходя на предвершину (она находится между участками 5 и 6).

нижняя часть кулуара:
- заснеженные осыпи среднего размера
верхняя часть кулуара:
- крутой снежник (ледник?)
предвершинный гребень:
- мелкая осыпь с выходами скальников
вершинный гребень:
- снежно-ледовая перемычка (карнизы!), среднеразмерная осыпь, разрушенные скальники

10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков

(схема 5.2.1, фото 5.2.1)

Участок "левая боковая морена" - моренный вал, крутизна до 20 град., 1100 метров, время прохождения - 30 минут
Участок "лог ручья" - крутизна до 25 град, 100 метров, время прохождения - 10 минут
Участок "траверс склона к кулуару" - осыпи среднего размера, крутизна до 25 град, 500 метров, время прохождения - 30 минут
Участок "кулуар" - в нижней части осыпи среднего размера, крутизна до 30 град., в верхней - снежник крутизной до 35 град., всего 1500 метров, время прохождения - 2 часа
Участок "предвершинный гребень" - осыпной гребень со скальниками, крутизна до 25 град, 300 метров, время прохождения - 30 минут
Участок "вершинный гребень" - вначале снежно-ледовый, затем заснеженный осыпной гребень с выходами разрушенных скал. Крутизна до 30 град., 400 метров, время прохождения - 40 минут

11. Требования к организации движения и страховки

При восхождении может понадобиться применение одновременной страховки.

12. Возможные опасности и меры безопасности

На вершинном гребне остерегаться карнизов. На востоке - скальные отвесы.

- верёвка основная - 2х50 м
- петли компенсационные 2 шт
- ледобуры - 3 шт

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега

- Моренные озёра ниже ледника (N 40° 56' 25.4", E 75° 45' 23.1").
- Левая боковая морена у подножия юго-западного кулуара

Дмитрий Супонников

Схема 5.2.1 Пик Джель-Тегирмен.
Фрагмент космического снимка

Фото 5.2.4

Фото 5.2.5 Подъём по вершинному гребню

Фото 5.2.6

5.3 Паспорт перевала "Тролль"

Внутренний Тянь-Шань Сары-Белес, отроги Западного Кок-Шаал-Тау Тролль 4070 м -

1. Местонахождение

Перевал находится в северной части массива хребта Сары-Белес, который является, в свою очередь, отрогом западной оконечности Кок-Шаал-Тау. Ориентация склонов перевала - "восток - запад"
N 40° 42,3704' E 76 ° 20,4825'

2. Соединяемые долины

Соединяет долину левого притока р.Кельсу и правого притока р.Б.Кульджабаши.

3. История и этимология названия перевала

Скалы, окружающие этот перевал, возвышаются сказочными громадами и напоминают троллей. Скальный выступ, находящийся на седловине, напоминает сказочное существо гнома или маленького тролля.

4. Сведения о первопрохождении

Перевал впервые пройден 5 августа 2007 г. группой туристов из г. Алма-Ата и Подмосковья. Направление перехода - восток -> запад (долина левого притока р.Кельсу - правый приток р.Б.Кульджабаши)

5. Печатный или рукописный источник сведений

По факту прохождения перевала составлено подробное описание в данном отчёте.

Общее время прохо-ждения Время подъема
Время спуска
5 часов 2 часов 1 часа 0,5 часов - 2 1 раз восток-запад

8. Описание прохождения

Путь к бивуаку на скальной полке, что под перевалом, лежит вдоль зеленой узкой долинки левого притока р.Кельсу. Пересекая топкие зеленые лужайки, выходим к скалам, дугой замыкающим ущелье и осыпному склону справа по ходу, ведущему на перевал. Повернув у скал направо (на северо-запад), начинаем подъем. Слева в скальной расщелине шумит небольшой водопад, в итоге надо выйти над ним (фото 5.3.2). Последние 30м пути к полке с востока лежат через простые полуразрушенные скалы. Бивуак разбит в непосредственной близости от перевала на скально-травянистой полке в 100м ниже препятствия. Имеется вода из небольшого ручья, пробивающегося через скалы и осыпи. Самого перевала не видно.

Дальнейший подъем на перевал проходит по землисто-осыпному склону с пучками зеленой растительности. Подъем не вызывает трудностей. Перевал представляет из себя длинную скально-осыпную седловину, плавно переходящую в гребень, ведущий на юг к пер. Водник. С перевала на западную сторону в скалах имеется несколько проходов до конца не просматривающихся. Единственно верным является самый северный - первый при подъеме на перевал с востока. Отличительным ориентиром нужного спуска с седловины является скальный останец - "гном". Чуть южнее его складываем тур.

Спуск

Спуск осуществляем от скального останца-"гнома". Первые 5 м представляют собой крутую скальную полку высотой около 2,5м, поэтому вокруг "гнома" вешаем веревку и спускаемся спортивным спуском. Через 10м спусковой кулуар выводит на очередную скальную полку: также вешаем вторые 5 м и преодолеваем спортивным спуском. Далее плотной группой спускаемся по мелкой и средней очень подвижной осыпи к подножию перевала на западе, к правому притоку р.Б.Кульджабаши.

Восточная сторона

- подъем от подножия представляет собой травянисто-осыпной конгломератный кулуар крутизной 20°, выводящий к простым непротяженным разрушенным скалам бивуачной полки крутизной до 40° - набор 240м.
- далее подъем продолжается по землисто-осыпному склону 25° с пучками зеленой растительности - набор 210м

Западная сторона

Скально-осыпной кулуар с опасно подвижной малой и средней осыпью, в верхней части содержащий 2 высокие, чтобы с них прыгать, скальные полки.
- скальная полка 2,5 м в высоту - 45°
- подвижная осыпь - 10м
- скальная полка 2 м в высоту - 40°
- кулуар с подвижной мелкой и средней осыпью - 35°-40°, сброс 170м

Подъем

- подъем по левому притоку р.Кельсу до скал непосредственно под пер. Тролль не представляет сложности, проходит по зеленым подтопленным склонам крутизной 15-20° и составляет по протяжённости около 5 км.
Время прохождения: 2, 5 часа
- выход к скалам, замыкающим это небольшое ущелье и осыпному склону крутизной 20° (он справа по ходу), ведущему на перевал. Повернув направо (на северо-запад), необходимо выйти к этому склону. Слева в скальной расщелине шумит небольшой водопад, в итоге надо выйти над ним (фото 5.3.2). Последние 150м пути к бивуачной полке с востока лежат по скально-осыпному склону и разрушенным скалам - 25°-40°.
Расстояние от подножия скального цирка до полок над водопадом - 1100 м.
Время прохождения: 1 час
- от полок над водопадом подъем проходит по землисто-осыпному склону уклоном 25° с пучками зеленой растительности. Расстояние: 550м.

Время прохождения: 50 - 60 минут

Спуск (западный склон)

Спуск к подножию перевала на запад представляет собой скально-осыпной кулуар средней крутизны перемежающийся скальными полками.
- скальная полка - 8 м, 45°
- подвижная осыпь - 15 м
-скальная полка - 40°, 8 м
- кулуар с подвижной мелкой и средней осыпью - 35°-40°, протяженность - 230 м
Время прохождения: 40 минут

11. Требования к организации движения и страховки

При прохождении перевала необходимо применение попеременной страховки с установкой станций и точек на скалах

12. Возможные опасности и меры безопасности

Возможно сбрасывание осыпных камней при неосторожном движении и работе с верёвкой.

- верёвка основная - 1х50 м
- расходные петли - 2x5м

- ледоруб или палки

Восточная сторона:

- у истока левого притока р. Кельсу на траве у подножия перевала подальше от скал
- скально-травянистые полки 100 м ниже перевала. Несколько мест для 2х палаток
- на перевале на скально-осыпном плато

Западная сторона:

- в 50м ниже подножия перевала на левобережной морене
- в 100 м ниже подножия перевала на травянистых площадках правого притока р.Б.Кульджабаши

Наталья Соболева

Фото 5.3.1 Перевал Тролль, вид с востока.
Отмечен путь подъёма на перевал

Фото 5.3.2 Обход скальной стенки с водопадом,
выход к полкам над водопадом

Фото 5.3.3

Фото 5.3.4

Фото 5.3.5 Группа выходит на перевал Тролль.
Значком «палатка»показано место бивака

Фото 5.3.6 Начало спуска с перевала Тролль

Фото 5.3.7 Скальные «лбы»в кулуаре

Фото 5.3.8 Выход из кулуара

5.4 Паспорт перевала "Грифон"

Внутренний Тянь-Шань Сары-Белес, отроги Западного Кок-Шаал-Тау Грифон 4346 м 2A

1. Местонахождение

Перевал находится в северной части массива хребта Сары-Белес, который является, в свою очередь, отрогом западной оконечности Кок-Шаал-Тау. Ориентация склонов перевала - север-юг
N 40° 41,5110' E 76° 20,1240'

2. Соединяемые долины

Соединяет долину правого притока р.Б.Кульджабаши и основного притока р.Б.Кульджабаши.

3. История и этимология названия перевала

Скальный выступ, находящийся на седловине, напоминает сказочное существо, похожее на Грифона. Кроме того, в гротах окрестных скал гнездятся грифы.

4. Сведения о первопрохождении

5 августа 2007 г. на перевал впервые поднялась группа туристов из г. Алма-Ата и Подмосковья. Подъём был осуществлен по определяющей стороне, без спуска в долину на юг. Направление перехода - север -> юг.

5. Печатный или рукописный источник сведений

По факту прохождения перевала составлено подробное описание в данном отчёте.

4 часов 3 часов - 2,5 часа 0,5 часа 9 1 раз север-юг

8. Описание прохождения

Выход по левобережной морене на ледник. Далее необходима работа в кошках и в связках. Ледник постепенно увеличивает свою крутизну от 10° в нижней части до 45° в верхней, заканчивается небольшим выполаживанием и рантклюфтом у скальной перевальной седловины, которая справа по ходу между скал.

Подъем осуществляем в левой части ледника на достаточном удалении от скал, чтобы не сыпало.

Нижнюю половину ледника длиной около 250 м идем в связках с одновременной страховкой, крутизна ледника плавно повышается от 10° до 35°, проходим в лоб. Фирн покрыт небольшим слоем снега, что вначале позволяет делать небольшие ступени.

На второй половине склона слой снега на склоне становится незначительным, крутизна перевального взлёта теперь постепенно повышается от 35° до 45°. Здесь начинаем организовывать накопительные станции на ледобурах и вешаем перила. Ширина и количество трещин на склоне увеличиваются.

Две первые перильные веревки повесили вертикально. Третью и последнюю вешаем под углом вверх и направо по ходу. Здесь склон уже крутизной около 45°.

Последняя веревка выводит на небольшое выполаживание чуть ниже скального гребня, далее вдоль небольшого рантклюфта необходимо уйти вправо по ходу на узкую перевальную седловину, зажатую с обеих сторон скалами.
Ледовый борт рантклюфта крутой, около 40°, необходимо аккуратное прохождение в кошках на 3 такта.

Тур складываем на большом камне в восточной части седловины.

Приспустившись на 50м с гребня и перевала, на скальных полках установили лагерь.

Спуск (южный склон).

Подъём был осуществлен по определяющей стороне, без полного спуска в долину на юг (путь спуска был просмотрен в 2006-м году, фото 5.4.5). Верхняя часть южного склона представляет собой скалы средней и малой сложности. Оптимальный спуск просматривается в 100м восточнее.

Северная сторона:

Подножие перевала представляет из себя разнокалиберную пологую морену. Морена выводит на снежно-ледовый склон.
Нижняя половина ледника протяженностью 250м имеет крутизну 10-35°. Количество трещин невелико. В нижней части ледник открыт, через 80м постепенно закрывается. Верхняя половина ледника становится постепенно круче от 35° до 45° (последняя треть). Количество снега на склоне уменьшается, под снегом жесткий фирн. Количество и ширина трещин увеличиваются.

Ледник оканчивается наверху небольшим выполаживанием и рантклюфтом.
Справа по ходу в скалах перевальная седловина.

Южная сторона:

Скалы малой и средней сложности. Скальные полки.
Оптимальный спуск просматривается в 100м восточнее.

10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков

- Подъем на перевал от подножной морены составляет около 740 м в длину.
- Пологая морена - 10°-20°, протяженностью 260м.
- Нижняя половина снежно-ледового склона средней крутизны - 25°-35°, протяженностью 250м
- Верхняя половина снежно-ледового склона - 35°-45° протяженностью около 150м
- Выполаживание на снежно-ледовом склоне перед перевальной седловиной - 40м.
- Преодоление рантклюфта и выход на перевальную седловину.

Общее время прохождения составляет 4 часа.

- Спуск на юг до оптимальных скальных полок под лагерь - 50м.

12. Возможные опасности и меры безопасности

Опасность может представлять срыв с крутого жестоко-фирнового склон в верхней трети ледника. Также опасность представляют закрытые трещины. В связи с этим необходима тщательная страховка, внимательное прохождение маршрута в кошках.

- верёвка основная - 3х50 м
- ледобуры - 12 шт
- петли компенсационные 6 шт
- айсбайль - 1 шт.

- зажим типа жюмар

Северная сторона:

- На зеленых площадках в верхней части основного притока р.Б.Кульджабаши.
- На морене у подножия ледово-снежного склона.

- На скальных полках гребня

Наталья Соболева

Фото 5.4.1 Вид на перевал Грифон с севера.
Красной линией отмечен путь подъёма

Фото 5.4.2

Фото 5.4.3 Подъём на перевал Грифон

Фото 5.4.4 Группа на перевале

Фото 5.4.5 Перевал Грифон,
вид с юга (фото 2006-го года).