Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Михаил Баевский

Гвандра – 2008 или тридцать лет спустя

Гвандрой называют район Кавказа, расположенный севернее Главного Кавказского Хребта (ГКХ) и восточнее Эльбруса, по названию господствующей вершины Гвандра Главная ( 3983 м ). Район отличается хорошими подъездами, относительно высокими вершинами с маршрутами различной сложности и перевалами различной сложности. К большому сожалению, при организации путешествий приходится учитывать реалии, связанные с близостью государственной границы с совсем не дружественной Грузией. И для путешествий открыты только боковые хребты ГКХ. Однако, в данном районе множество красивейших озер и водопадов, достаточно простора для организации досуга туриста, альпиниста и фотографа.

Для меня Гвандра дорога еще тем, что именно с нее я начал свой путь в большие горы в мае 1978 года. Потом так получилось, что при множестве путешествий по Кавказу (13 из 17 совершенных походов) попасть в Гвандру не получалось до 2008-го года. Правда, это был уже не май, а июль. Я уже смотрел на горы другим взглядом. Не было уже рвения к цели любой ценой. Но осталось чувство свободы и желание увидеть новое. А непременно болтающиеся на шее ФЭД-2 (подаренный в детстве отцом) и «Смену-2» (с заряженным непременным ORWO - CROM ), сменили два «кирпича» видеокамера Sony TRV 60 (прошедшая Крым и …. - спускавшаяся со мной в пещеры, под воду, поднимавшаяся высоко в горы в течение 6-ти лет) и Canon EOS 30 – и где эта техника была 30 лет тому назад??? В общем некоторые результаты представлены Вашему вниманию.

Джалпакол

Пик Джалпакол – Одна из вершин, расположенных в боковом хребте, протянувшемся от вершины Гвандра Восточная к вершине Куршо. С обеих сторон пика уютно расположилось несколько относительно простых перевалов, ведущих из долины реки Учкулан в долину реки Мырды. Это название для меня звучит в душе как музыка. Ибо в мае 1978 года с перевала Джалпакол Южный начались мои путешествия в высоких горах. Правда картина тогда была несколько другой – весенней майской. Все было в снегу. Тропили тропу до самого перевала. Натропились до чертиков. С тех пор прошло 30 лет, но до сих пор помню себя валяющегося в снегу после 50-ти сделанных шагов и ту веру, что внизу я сяду на автобус и отправлюсь домой и ВАЩЕ – умный в горы не пойдет (в чем до сих пор уверен), ну разве только в Крымские. А если учесть, что на спуске мы еще умудрились организовать висячую ночевку и спали привязавшись репшнурами к веревке, чего я не делал никогда больше даже в пятерках, то эмоций хватило на всю жизнь, воспоминаний тоже. Думал тогда, что это мой первый и последний поход в высокие горы. Решимости хватило ровно на один день.

Озеро Куршо

Озеро Куршо – Одно из самых красивых мест на Западном Кавказе - озера под вершиной Куршо. Нижнее озеро имеет зеленоватый цвет воды, среднее озеро, представленное на данном снимке, синее, а верхнее снежно-ледовое (Актур Восточный). Что всегда восхищает в горных озерах - это отражение снежных вершин в чистейших зеркалах водной глади. Это трудно описать – это нужно видеть.

Актур Восточный

Вершина Актур Восточный – Эта гора была первой вершиной, которую увидел достаточно близко, особенно впечатлил висячий ледник с сияющим на солнце белоснежным льдом, такого льда летом не увидишь. До сих пор осталось желание взойти на эту вершину. Остановка за малым – организовать экспедицию в Гвандру - остановка не очень большая. Снимок сделан от верхнего ледового озера под пиком Куршо.

Ледовое озеро под перевалом Джалпакол

Ледовое озеро под перевалом Джалпакол Северный

Честно говоря, за 30 лет прогулок по горам привык к изменяющимся горным пейзажам, однако, панорама Кавказских гор с замерзшим озером под перевалом весьма впечатлила. Голубой лёд, покрытый снегом и белоснежные горы, видимые до самой Ушбы - картина, представшая перед нами, вызывала ощущение восторга и в очередной раз все говорило, что пот, пролитый в процессе доставки тела к перевалу - это такая малая плата за полученную радость бытия.

Далар

Пик Далар

Вершина Далар ( 3979 м ) - узловая вершина, находящаяся в Главном Кавказском Хребте, на юг от которой, уходит хребет, разделяющий Сванетию и Абхазию. Название вершины Далар, не характерно для карачаевского языка, и даже глубокие старцы местных аулов в свое время не могли дать перевода этому слову. Грузины не дают толкового объяснения названию этой вершины. Многие специалисты в области топонимики предполагают, что название связано с культом грузинской богини Дали. Вершина одна из наиболее любимых среди альпинистов в данном районе и, пожалуй, одна из сложнейших. Особой популярностью пользуется северо-восточная стена. Мы попали под Далар на стыке изменение погоды, которая в конечном итоге заставила нас ретироваться в альплагерь Узункол

Ледник Мырды

Наверное самое смешное название на Кавказе ледник Мырды - «ледник БОЛОТО». Ибо именно так переводится с кабардинского слово «Мырды». А если еще добавить, что существует вершина и перевал Мырды, то сие можно рассматривать только в качестве топонимического курьёза. Но в каждой шутке есть доля шутки и со стороны перевала Мырды и одноименной вершины к нам пришла непогода. И «замырдило» все ущелье Узункол на четыре дня, основательно изменив наши планы…

Безенги – 2009

Один из красивейших районов Кавказа и при этом один из самых высоких. В этом районе уютно и компактно расположились все пятитысячники Кавказа, кроме Эльбруса и Казбека. Здесь же расположен один из крупнейших ледников Кавказа Безенгийский. К сожалению, всемирное потепление сделало здесь свою «черную» работу, и ледник значительно уменьшился с 1983-года, когда я впервые попал в этот район, но все равно его размеры оставляют много воспоминаний, особенно после спуска по нему в тумане. Ну, а белоснежные вершины действуют не хуже наркотика, заставляя снова и снова возвращаться туда.

Безенгийская стена

В общем-то, к этим двум словам сложно что-то добавить. Для любого альпиниста или горного туриста эти слова вызывают повышенное «слюноотделение» и желание бросить надоевший город и рвануть от всей суеты в эти вечные снега. 12 километров скал, снега и льда, протянувшиеся от перевала Дыхни-Ауш до перевала Нижний Цаннер, при высоте около 5 тысяч метров, сложнейшие альпинистские маршруты, редкие т.н. горно-туристские перевалы (вроде перевала Чюрлениса), которые перевалами можно было назвать только при очень большой фантазии, все это и есть СТЕНА.

Представленная здесь панорама из 5-ти вертикальных кадров была снята с вершинки на гребне, находящегося между ледниками Кёль и Чегем-Безенги и захватывает большую часть стены от перевала Дыхни-Ауш и вершины Шхары ( 5068 м ) до вершины Гестола ( 4860 м ).

Лавина

Наверное, нет неприятней слова в горах и страшнее явления, чем «лавина». И наверное нет красивее зрелища. Ибо летящие вниз по склону массы снега, окруженные клубами снежной пыли, всегда оставляют глубокие впечатления. Особенно она нравится, если ты понимаешь, что до тебя данное явление не досыпится ни при каких условиях. Снятая лавина, сорвавшаяся со склонов вершины Джанги-тау ( 5049 м .), объявила о себе грохотом на все ущелье, и только потом, «пробив» слой облаков, вырвалась на простор. Что в общем-то позволило заснять ее и на фотоаппарат и видеокамере немного досталось.

Ледник Безенги

По-балкарски язык ледника, образованный слиянием трех ледников Чегем Безенги, Шхара и Селы, называется Уллу Чиран — «Большой ледник». Среди туристов, альпинистов и гляциологов он более известен как ледник Безенги. Общая длина составляющих его ледников более 15 км . Площадь оледенения около 30 км 2 Правда, данные похоже устарели, ибо ледник основательно стаял. Представленная панорама средней части ледника снята с гребня морены, за которым расположилось озерцо с хорошими стоянками, именуемое Баран-кош. Видимо название дано за обилие туров и серн, беззастенчиво гуляющих рядом с палатками.

Массив Мижирги

Второй достопримечательностью района Безенги является так называемая «Северная Стена», длиной 15 километров, включающая несколько пятитысячников от Коштан-Тау ( 5152 м ) до второй вершины Кавказа Дых-тау ( 5204 м ) – «Крутая гора» (с балкарского), скрывающегося на фотографии в облаках. Предыстория моего попадания к точке съемки началась на спуске с ледника Кель по Безенгийскому леднику, когда я в усмерть убил ноги ботинками и надеть их не мог ни физически, ни химически. Поэтому пришлось гулять в районе, называемом «Теплой угол», в легких летних кроссовках, в том числе по леднику Малый Укю и на гребень вершины Гидан по осыпям, откуда, собственно, и был сделан данный снимок.

На горной тропе

Здесь не прибавить, ни отнять. Данная тропа ведет от Баран-коша к леднику Кёль. Начинаясь по гребню морены, она незаметно переходит на горный склон, петляя едва заметной ниткой по осыпям и скалам, снова выбираясь на гребень морены за поворотом. С тропы открываются великолепные виды на ледники Безенгийской стены. А уж альпинисты, «застрявшие» на повороте тропы на фоне стены – это бесценный подарок любому фотографу

____________________________________________________________________

Баевский Михаил Юрьевич ( 1951 г .р.)

доцент Таврического Национального университета, к.х.н.
кандидат в мастера спорта по горному туризму

16 категорированных путешествий в горах Кавказа, Алтая и Памира с 1978 по 2009 годы . три горно-туристских пятерки - участие, две руководство.

Горами начал заниматься в Крыму в 1976 году, попав туда по распределению. Занимался ( и ...маюсь периодически) спелеологией, спустившись в более чем 100 пещер различной сложности, скалолазаньем на уровне "троек". В высокие горы попал благодаря младшему брату, уговорившего сходить с ним в мае 1978 года в "единичку" в Гвандру. С тех пор прошел практически ГКХ по перевалам от Гвандры до Цея. Самое большое впечатление оставил Алтай.

Страницы в интернете

Гордюсь и завидую! :)

Миша, спасибо! Понимаю, что сил моих уже нет карабкаться в горы, но благодаря тебе есть возможность полюбоваться несказанной красотой.Не устаю восхищаться твоей энергией и силой духа. Подозреваю, что ты черпаешь её от гор. Горжусь и завидую!

Миш, спасибо за ссылку!

Я кое-что уже видела, но лавины производят особое впечатление! На этом фото мне чудятся несколько гигантских "ликов" (или рож, если угодно). Своими глазами я их не видела никогда! И тут система оецнок! Ну куда от этого дется? Как в школе, чесслово!