Автор: Шишкин Сергей, Красноярский край, с. Ермаковское

Отчет
о горном походе 2 к.с. в районе хребта Араданский (Западный Саян), совершенном с 08.08.2004 по 17.08.2004г.

Справочные сведения о походе

119 км
08.08.2004 – 17.08.2004

3. Место проведения похода
Красноярский край, Ермаковский район, хребет Араданский.
4. Нитка маршрута:
Трасса М-54 (Красноярск – Гос. граница, устье реки Бакланиха, 620 км) – Большая Бакланиха – ЛЭП – вершина 1865 – озеро Поднебесное – перевал Скалистый (н/к) – Левая Араданка – Красная речка – озеро Красное – пер. Прапор Юности (1А) – пер. Медвежий (1А) – озера Араданские – пер. Снежный (1А) – правый приток Малого Казыр-Суга – р. Малый Казыр-Суг – стоянка под ручьем Водопадным (под озером Изумрудная Гитара)) – перевал Авиаторов (1Б) – р. Озерная – Долина 9-ти озер – р. Ровный – р. Нистафоровка – 24 км трассы Арадан – Усинск – поселок Арадан.
5. Определяющие препятствия маршрута:
Всего препятствий: 6
Перевалы - 5: перевал Скалистый (н/к), перевал Прапор Юности (1А), перевал Медвежий (1А), перевал Снежный (1А), перевал Авиаторов (1Б)
Вершины: - 1: вершина 1865 (н/к)
6. Сведения об участниках:

Определяющие препятствия
Метеоусловия
08.08.04
Ермаковское – трассам М-54, 620 км, устье р. Бакланиха – ЛЭП - вершина 1865, оз. Поднебесное – пер. Скалистый
4-52
Вершина 1865 (н/к), перевал Скалистый (н/к)
Периодический дождь, очень прохладно (день назад выпал снег), ночью -заморозки.
09.08.04
Переход пер. Скалистый – озеро Красное
2-35
Периодический дождь, холодно.
10.08.04
Дневка на озере Красном
В начале дня – дождь, холодно, в конце – потеплело, появилось солнце
11.08.04
Озеро Красное – перевал Прапор Юности – перевал Медвежий – озера Араданские
7-05
Пер. Прапор Юности (1А) – пер. Медвежий (1А)
В начале дня – солнечно, прохладно, затем – жарко, в конце – ветрено, ливень.
12.08.04
Озера Араданские – пер. Снежный (1А) – стоянка у ручье Водопадного
8-40
Перевал Снежный (1А)
Солнечно, временами жарко, два раза принимался небольшой дождик
13.08.04
Дневка у ручья Водопадного, отдых
Весь день жарко и солнечно
14.08.04
Стоянка у ручья Водопадного – перевал Авиаторов – стоянка у реки Озерная
6-40
перевал Авиаторов (1Б)
Весь день солнечно и жарко, вечером-дождь
15.08.04
Стоянка у реки Озерная – стоянка под долиной Девяти Озер
4-20
Весь день жарко и солнечно
16.08.04
Долина Девяти Озер – ручей Ровный – река Нистафоровка- старый лесозаготовительный участок
5-35
нет
Солнечно ветренно, под конец дня - пасмурно
17.08.04
Старый лесозаготовительный участок –река Нистафоровка - 24 км трассы Арадан-Усинск (устье Нистафоровки) – 12 км трассы Арадан-Усинск – поселок Арадан –
с. Ермаковское
8-20
нет
Солнечно, ветрено, изредка – мелкий кратковременный дождь

Дневник похода+техническое описание

Авторы дневника: Шишкин Сергей, Лыхин Евгений и Ланшакова Оксана

Эпиграфы
Он шел пока еще вместе со всеми,
на фоне остроконечных заснеженных вершин.
Он не знал, что злой рок бросит его одного на произвол судьбы,
не оставив ни малейших шансов на возвращение,
превратив его в безжалостного охотника на ведьм…

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…»
(народная мудрость)

ЛО(Ланшакова Оксана): «To be or not to be?» - мы себе этот вопрос не задавали, просто решили: идем! (была бы погода). Состав группы менялся, но в итоге оказалось, что едут: SW, Д.Юра, Д. Женя, Антон, Налькин, Руся, Д. Вася, а так же Ксюха, Наталья, Надя и я. Компания подобралась хорошая.
ЛЕ(Лыхин Евгений): Так уж получается, что стал я ведущим летописцем по Араданскому хребту. Прошлый год выставил отчет за 2002 год, а в этом году приходится рассказывать Вам о трудностях и превратностях нашей жизни в горной двойке по Арадану 2004 года.
Всех кто поднимался в Птицу, Художников, Туманный и мечтает попасть в Араданский, хочется сразу предупредить: двойка в Ергаках в сравнении с Араданской – прогулка в парке Горького. Начну с самого простого - даже по карте перепад высот в два-три раза больше чем у самых больших перевалов в Ергаках. В этом году мы обзавелись маленьким навигатором, в народе она GPS-кой кличется, и пришлось немного удивиться. Высоты в долинах озер совпадают практически до метра, а вот к перевалам необходимо приплюсовывать от 100 до 250 метров.
ШС (Шишкин Сергей): Все началось с того… Какое банальное начало… Но другого нет! Итак, все началось с того, что этот поход мы запланировали давно, за несколько месяцев до его осуществления. Вот только состав группы окончательно определился за 10 часов до отъезда! А до этого было много сомнений. Да еще погода… В самом начале августа стало вдруг жутко холодно – в Саянах выпал снег! Около 20 см! А у нас тут уже целую неделю льют дожди. Утешение приносит лишь интернетовский прогноз погоды, странным образом с нескольких сайтов совпадающий, который говорит о том, что через два-три дня погода установится. В такое слабо верится – на улице хмарь, дождь и в душе хандра… У некоторых.
Почему Араданский? Да потому, что Ергаки уже надоели. Да, уникально красивый хребет, но обилие туристов, по большей части – матрасников, постоянно загаживающих Светлое и Радужное, уже достало. Хоть отстреливать их, что ли… Шутка… Пока…
А вот Араданский, хоть и не имеет таких монолитных, чуть ли не в километр высотой пиков, как Ергаки, но он еще по-прежнему девственно чист. Троп туристических почти нет. Он красив, но красив по-своему, и с Ергаками его просто сравнивать нельзя – очень уж они разные, эти рядом находящиеся хребты. Араданский – он и больше, и выше. И дичее. И поэтому нам он очень нравится. До этого мы туда уже ходили в «халявные» походы, который только на степень с элементами категории тянут. И нам очень нравилось. Вот теперь захотели на «двоечку». Все участники – туристы с опытом, по крайней мере, были участниками горной «единички», только в разное время. Состав, как изволите видеть – разновозрастный – и дяди под 40 лет, и 17-летние. Но это не важно.
По этим причинам определилась первоначальная цель – пройти Араданский хребет почти по прямой насквозь – от Бакаланихи до Нистафоровки. А почему не обратно? А на карту посмотрите – начало пути 1180 м н.у.м., а окончание – 720 н.у.м. Если в среднем, то по такому пути все-таки общую высоту хоть немного, но теряешь. Да и при таком направлении некоторые перевалы (например, Снежный) проходить легче, чем при обратном.
Состав группы из девяти человек определилась за неделю до похода. Но, когда я Сане Налькину (а он уже был с нами в Араданском) на улице отдавал листочек со списком продуктов, которые необходимо было купить каждому участнику, встретился нам нежданно-негаданно Тоша Юферов, который тут же изъявил желание пойти с нами. Мы согласились. А листочек с продуктами у меня был только один. Саня забрал его себе, а Антону сказал, что он ему перепишет. Но надо знать приколиста - Налькина! Он об этом признался уже в конце похода! Оказывается, он взял данные со своего листочка, все умножил на 2, и в таком увеличенном виде отдал Тоше! Наивному Тоше! И нес он почти весь поход 6 банок тушенки, 4 кг макарон, 2 кг гречки, 3 кг сахара и т.д.! Налькин до сих пор ему в этом не признался. А нас попросил молчать. Вот я и молчал до сегодняшнего момента.
И так, нас стало 10 штук. За день до похода, 7 августа, у нас, в Ермаковском, был День Села. С праздничными гуляниями на центральном стадионе. И вот там, уже вечером, нам повстречался Василий Шибанов, знакомый фотограф. Он тоже когда-то ходил в Араданский, но максимум – до озера Красного. Узнав о нашем предстоявшем путешествии, он сразу сказал – я иду с вами. Я ему на память перечислил список продуктов, и обнадежил, что места для него в палатке есть. И вот так нас стало 11 человек. Завтра утром, а точнее, в обед, в 12-00 на автобусе Ермаковское-Усинск, мы отправляемся.
А! Надо еще сказать, что перед походом я достал GPS Etrex Venture. Карт с путевыми точками по Арадану (да и по Ергакам) я не нашел, поэтому сделал следующее: на известную карту-схему Ергаки-Арадан наложил в Фотошопе геодезическую «единичку» (во головная боль-то!) и кое-как наметил наши предстоящие путевее точки. К слову сказать, некоторые из них совпали чуть ли не до метра, у некоторых разница была в 100-200 метров! Виню в этом как с ошибками изданную «единичку» с устаревшей системой координат, так и ошибочную карту-схему (к созданию основы для которой я когда-то тоже руки приложил:-)))))).

Примечания.
• Название берегов рек даны орографически.
• Координаты GPS даны в формате градусы-минуты. Минуты даны в десятичных дробях. Погрешность координат 6-10 м, погрешность высоты 10-40 м. Все путевые точки определены практически, непосредственно на местности.
• Номера на консервных банках имеют совсем другой смысл…
• Фотографии в отчете: Евгения Лыхина, Юрия Блинова, Василия Шибанова, Исаевой Натальи. А вот некоторые фотографии - и не фотографии вовсе, а кадры из DVD-фильма об этом походе, который называется "В августе 2004-го...". Фильм снимал и монтировал Шишкин Сергей.

Карта
1 день
08082004 – номер на консервной банке
Ермаковское – трасса М-54, 620 км,
устье р. Бакланиха – ЛЭП - вершина 1865,
оз. Поднебесное – пер. Скалистый
Пройдено километров – 13

ЛЕ: Утро неожиданно началось с утра. Причем раннего. Где-то часов с семи. Я рано так даже на работу не встаю. Короче, сил набрался, потянулся, встал. Проверил все то, что забыл с вечера и отправился в душ, как солдат перед битвой отправляется в баню. Под бодрое журчанье воды спел «Гимн шута». На ходу вытираясь, вышел на веранду, порадовался солнышку, которое сверкало необычно ярко перед ближайшей тучкой, затянувшей добрую половину неба.
- Идти будет не жарко, - вслух сказал я самому себе и запахнул халат, прикрываясь от утренней прохлады. Далеко над рощей мимо сизых кучевых облаков медленно проплыл грузовой АН, заходивший на посадку.
- Низко идет, точно к дождю, - уже молча подумал я и вернулся в дом, где меня ждала со вчерашнего дня, заначенная в холодильнике бутылочка Абаканского пива.

дядя Женя (Евгений Лыхин)
Ощутив в руке холодное запотевшее темное стекло, я прильнул губами к краю бутылки и ощутил всем своим телом - все пузырьки золотистого напитка, бурно перетекающего в мой ненасытный желудок. Золотистая последняя капля судорожно цепляясь за край горлышка все же сорвалась и тем самым символизировала окончание завтрака. Внезапно утреннюю тишину пронзил неистовый голос входного звонка, сообщавшего о раннем визите.
Прошу великодушно меня простить, я не представился в начале своего повествования. Зовут меня Дядя Женя и, по словам Карлсона я практически в самом расцвете сил, кстати, у Вас варенье есть? Малиновое? Мне не много и ни мало, а ровно тридцать и три года на момент написания отчета. Илюша Муромец в эти годы еще только с печи слазил. Работаю обычным преподавателем «Программного обеспечения» в профессиональном училище. Теперь, когда мы с Вами немного познакомились, я могу представить всех своих спутников.

Наталья Исаева
Наталья Сергеевна Исаева (далее по тексту Натаха, Наталья + всевозможные дополнительные словоформы) – старый проверенный кадр. Первый свой выход в Ергаки совершила, будучи еще школьницей, в 1999 году. В 2000 году подтвердила звание самой выносливой девушки (действительно, нести может «много» и «долго»). В настоящее время заканчивает третий курс… чего-то там, короче будет не-то бухгалтером, не то экономистом. Да, отвлекся – это со мной бывает достаточно часто. Ко мне пришел ведь кто-то.
Соскучившийся за ночь звонок, поддержали в звенящей тишине собаки, устроив настоящий перелай(*). Тихо скрипнули сосновые ворота(**) и на встающем, пылающем диске солнца вырисовался силуэт Натальи. Ослепленный светом я не видел ее лица, но догадывался, что она сегодня прекрасна как никогда.
- Куда Вас черт тянет в такую погоду, - произнес чей-то мужской голос. И словно по его команде солнце исчезло. Быстро ползущие облака поглотили его так внезапно, словно кто-то невидимый нажал рубильник и выключил его. Медленно возвращающееся зрение установило автора этой фразы.
Это был наш водитель, дополнительно играющий роль Наташиного отца. Он с радостью согласился подбросить нас до с. Ермаковское, где был назначен общий сбор.
- Хорошая погода, - буркнул недовольный и еще плохо видящий я, - идти будет не жарко, - не люблю, когда люди считают, что в дождь нужно сидеть дома и смотреть телевизор. Наш матч хуже любого футбола. Он состоится в любую погоду, и даже если свет на стадионе выключат.
«Идти будет не жарко». Фраза, оброненная утром дважды, станет для нас поистине роковой в этот вечер. Но в это ранний утренний час мы еще не подозревали, что слова эти сбудутся с поразительной точностью.
Я отдал свой мешок и пока его вместе с Натальиным размещали в машине, успел переодеться и занять свободное место на заднем сиденье «шестерки». Через полчаса мы уже разгрузились в Ермаковском и отправили водителя домой с твердым наказом вернуться за нами восемнадцатого августа.
СШ: Так и хочется сказать – все началось без происшествий. А нет! Вчера у меня сборы затянулись до ночи, и я не до конца собрал рюкзак. Кое-что решил положить сегодня утром – ведь до автобуса еще есть время! Набор сникерсов на все дни похода положил в холодильник, и а 1 кг топленого масла, купленного накануне – поставил на полочку в прихожей – чтобы не забыть. Но рано утром нарисовались приехавшие из Казанцево Женька с Натальей, и внесли в размеренную утреннюю жизнь некоторый хаос. В результате о забытом масле на полочке и сникерсах в холодильнике я вспомнил уже вечером… В палатке…

СВ (Сергей Шишкин)
ЛЕ: В Ермаковском нас ждал уже Сергей Васильевич Шишкин (далее по тексту просто СВ). Сейчас он уже стар, как не молодись, а годы берут свое?. Но на тот промежуток времени он, как и я, тоже был в расцвете сил и смертельно любил малиновое варенье с копченой колбасой. У нас даже профессии практически смежные. Всю свою сознательную жизнь, а это последние пять-шесть лет, он проработал учителем информатики в Ермаковской средней школе №1.
Как я не удивлялся, но СВ был уже собран, и ему оставалось упаковать только фотоаппарат. Узнав, что я в свой фотоаппарат добавил памяти, он зашвырнул свой и наотрез брать его отказался. К тому же он брал цифровую видеокамеру PANASONIC-GS-11 с кучей аккумуляторов и кассет, и фотоаппарат ему был ни к чему.

Оксанка Ланшакова
День складывался сегодня действительно хорошо. Небо окончательно покрылось толстым слоем туч, отец СВ подъехал за нами вовремя и доставил нас непосредственно к автовокзалу, где нас уже ожидала вторая группа и автобус до с. Усинское. Увидав множество знакомых лиц, я тут же бросился на встречу Оксанке, которая тут же повисла на моей шее(***). Видимо у нее привычка такая – постоянно висеть на чьей-нибудь шее.
И вот наконец-то:
ЛО: Группа туристов, состоящая из семи человек и 4-х теток, загрузилась в автобус и двинулась к хребту Араданскому (до которого как в Магадан)(****).

СШ: В 12-00 подошедший без опоздания автобус погрузил нас в себя, и мы отправились в путь. По пути забрали с поселка Ойского Юру. Тот все продолжал ворчать (уже неделю ворчал), что, дескать, куда мы едем – холодно и дождливо. Как бы в подтверждение его слов по лобовому стеклу ПАЗика стали бить крупные капли.
ЛЕ: Через несколько минут мы уже сидели в автобусе. Автобус мчался по трассе М-54 в сторону Ойского озера, тихо шурша российскими шинами по реставрированному асфальту. Загромоздив добрую половину автобуса мешками, мы практически молча сидели по местам согласно купленных билетов. Удивленные пассажиры вначале шарахались от нас, раздраженные нашим громким смехом. Смех без причины – признак дурачины, поэтому наши шутки были глубоко продуманными. Результат был на лицо - народ к нам потянулся. В начале ожили лица сидящих пассажиров напротив, а затем к нам стали прислушиваться и улыбаться все окружающие.

Ергаки в снегу
СШ: В дождь подъехали к Танзыбею. Вдалеке видны были Ергаки и Ойский хребет. Они были покрыты снегом! Полностью! Тут и у меня в душу закрались сомнения по поводу правдивости интернетовских прогнозов.
Когда подъезжали к Полке, (а было это в 13-41) настроение было совсем упало – было жутко холодно и шел дождь со снегом, но мы решили – а пофиг! И это подняло настроение. Хотя Юра сказал, что если будет такая погода еще дня два то он всех достанет своим нудным нытьем, а потом, когда наши суицидальные попытки увенчаются успехом, он один вернется домой к теплу и сухости.
В 14-55 автобус подкатил к 620 километру трассы. В этом месте река Бакланиха в падает в Нижнюю Буйбу. Узнать это место просто - в этом месте дорогу пересекает ЛЭП с левой стороны на правую. И далее несколько километров наш путь пойдет по ЛЭП.

Путевая точка GPS N E Высота (по GPS)
Устье Бакаланихи (высадка на трассе)
52-46.025
93-19.209
ЛО: На Бакланихе высадились, одели рюкзаки, поели, пошли… Впереди река, ну и фиг! Речка как речка, нам то что, только вот штаны мокрые (у кого-то по самые карабины), в кедах хлюпает ледяная вода, вобщем, все как надо! (Кому?!!!)

Василий Шибанов
СШ: В 15-10, основательно перекусив припасенными из дома пирожками, блинами, огурцами, помидорами, булочками и прочими вкусностями, мы двинулись в путь. И сразу – препятствие. Река Буйба. Моста здесь через нее нет – для машин-лесовозов она мелкая. Но температура! И так «на улице» что-то около +5 градусов, а в воде – почти лед! Минут пять потратили на безнадежные поиски брода, а затем все последовали Васиному примеру – форсирование речки с высокой скоростью, не взирая на хлюпающую после этого в обуви воду. Ощущение ампутированных конечностей прошло минут через десять.
ЛЕ: Начало августа, а оно вот так!Первопроходимцем Нижней Буйбы стал наш профессиональный фотограф Василий Шибанов. Как попал он к нам в группу, я до сих пор не пойму, но об этом никто из группы впоследствии не пожалел. Юрка, не смотря на довольно хороший темп продвижения по тропе, все еще ворчит по поводу погоды.

дядя Юра (Юрий Блинов)
Юрий Блинов. В нашей группе находится с 1998 года. Очень любит гречневую кашу, при запахе макарон – теряет волю. Прекрасно рисует маслом, карандашом, и прочим инструментов. Способен за полчаса создать шедевр размером 200х300 мм и напеть песню из репертуара DDT. Обладает способностями находить наилучший спуск с перевалов и вершин. Водки много не пьет. Любимый музыкальный инструмент – «макарасы»(*****).
СШ: Тропа… Нет, тропы здесь нет. Здесь есть лесовозная дорога, со свежими следами машин. Идем по лесовозной дороге в юго-западном направлении, чуть-чуть набирая высоту. Дорога идет по левому берегу Бакланихи. Через метров 500 от трассы дорога пересекает речку и выходит на правый берег. Идем, проверяя правильность введенных в GPS координат. Первая из них – место слияния Малой и Большой Бакланихи. Через метров 100 замечаем плотбище, разрытое гусеницами тракторов, два трактора и будку на колесах. Из будки появляются грязного вида парень и девушка лет этак 20-ти. Кажется, не совсем трезвые. А может, мы и ошибаемся. Узнав о нашей ближайшей цели (вершина 1865) парень тут же предложил отвезти нас туда на тракторе за n ное количество спирта. Ради чистоты эксперимента (похода), мы отказались. Да и жалко было припасенное добро переводить.
Идем дальше по дороге. Видим вдали место слияния речек. А дорога берет чуть левее от него. Я пошел по указателю GPS. И надо же, не доходя двух метров до места слияния, прибор показал «прибытие в точку»! Обрадованный этим фактом – первая теоретически проставленная путевая точка сошлась! – я повернул к группе.

Слияние Малой и Большой Бакланихи
52-45.555
93-18.723

От места слияния дорога раздваивается. Мы идем по левой, в южном направлении. Дорога идет вдоль опор ЛЭП, крутизна постепенно возрастает.
Знающие люди могут выразить недоумение – почему мы шли к вершине 1865, а не ко второму притоку Большой Бакланихи, чтобы потом по нему подняться к озеру Поднебесному и перевалу Скалистому. Сейчас мне это и самому непонятно… Но тогда была одна причина. Побоялись, вдруг наряду с обозначенным на карте вторым притоком там будет еще несколько, не обозначенных, и мы ошибемся? И потеряем время на поиски тропы… А тут – поднялся на гору по дороге вдоль ЛЭП – а с горы-то все и видно.
В 16-45 дошли до развилки дорог.

Развилка дорог
52-44.642
93-18.668

ЛО: Дальше шли по тропе вдоль ЛЭП. Когда поднялись повыше, хорошо просматривались заснеженные Ергаки (а число – 8 августа, между прочим). Мы не стали завидовать тем, кто был там, а пошли дальше. Шли, траверсируя гору по северному склону.

Ергаки с подъема на вершину 1865
СШ:
Одна поворачивает направо, на запад – вдоль Большой Бакланихи, а вторая продолжает идти на юг вдоль ЛЭП. Крутизна дороги в некоторых местах доходит до 25-30 градусов. То и дело накрапывает холодный мелкий дождик с ветром. С непривычки идти тяжело. Особенно Оксанке. Она две ночи не спала – позавчера на ночном автобусе ездила в Красноярск на собеседование (она поступила в КГПИ), а затем в следующую ночь – обратно. Вот и получается, что сегодня она в 5 утра приехала – и сразу в поход! С подъема открывается прекрасный вид на заснеженные Ергаки (видны Птица, Звездный, Динозавр и Парус) и на долину Тормозаковского моста. Дорога все время петляет между опорами ЛЭП.

Поедание ягоды
ЛЕ: Нет ничего противней, чем двигаться по грунтовой дороге.(********) Хотя хочется сказать, что дорога вполне в приличном состоянии. Вначале она практически прямая и это уже деморализует: идешь долго, оглянулся и, кажется, что на месте стоял. Затем дорога переходит в достаточно крутые петли с последующим долгим и затяжным подъемом до высоты 1800 метров. 17-34. На всем подъеме нам в спину смотрели четыре заснеженных пика Птица, Звездный, Динозавр и Парус. СШ: В 17-34 подъем выполаживается, идем с небольшим набором высоты. Чуть правее видна нужная нам вершина. Через 15 минут выходим на восточное плечо вершины 1865м. Здесь мы прощаемся с дорогой и с ЛЭП – они вместе продолжают спускаться с южного склона горы и уходят куда-то в даль… А нам направо.

Ксюшка Хорук
ЛЕ: 18-07. Подойдя к высоте 1854, встретили первую ягоду. Черники было не очень много, но ее хватило, чтобы наша скорость снизилась до 500м/час.
СШ: Черт! Вся гора поросла толстым мхом. Идти по нему с тяжелыми рюкзаками – удовольствие не из приятных! Силы быстро куда-то улетучиваются, ноги становятся ватными какими-то. Идем почти без набора высоты в западном направлении, обходя гору по северному склону.В 18-07 начала попадаться ягодка. Черника. Да МНОГО! Скорость группы тут же падает. Некоторые отчаянные встают на колени или садятся перед таким лакомством. А снег здесь, судя по всему, растаял всего несколько часов назад – во мху еще видны ледяные кристаллики и сам мох сырой и жутко холодный! Колени или задница при таком способе поедания ягодок тут же отмерзают.

Вот такое хреновое лето...
ЛЕ: - Серега, сколько до перевала еще ползти, - спросил я СВ, несущего GPS-ку, включенную в режиме путевого компьютера.
- Восемь часов осталось.
- А, ты, не выбирай! – злобно прикрикнул я на Ксюху, - ешь подряд!
Ксюха Хорук – студентка филологического факультета, пытающаяся слопать только крупную ягоду. Свой первый поход с нами совершила в 2000 году, показав незаурядную выдержку и богатейший словарный запас русского языка при посвящении на Черном озере (хребет Ергаки).

Озеро Поднебесное
Ползая на коленях по ледяному мху, мы достаточно сильно промерзли, но магический вкус ягоды не позволял оторваться от земли. Постепенно стали появляться разрывы в облаках, и выглянуло солнышко. И только сейчас мы поняли пригретые летним солнышком, что действительно, достаточно холодно. На ветках кедра блестел на солнышке лед, отражая голубые просветы неба.
СШ: Со склона просматривается хорошо выраженная долина второго притока Бакланихи – второй вариант нашего сегодняшнего пути. Убедившись, что при всем желании мы бы его не пропустили, решаем, что в следующий раз по нему пойдем, а не по этой нудной и скользкой горе.
В 19-32 подошли к западному спуску с вершины 1865. Спуск очень крутой, почти полностью зарос ольшаником, обрывается прямо к озеру Поднебесному.
Спускаемся медленно и с большой осторожностью.
В 20-10 поднялись от озера по каменистому склону на перевал Скалистый. Тура почему-то не нашли. Идем дальше по долине в юго-западном направлении, ища удобное место для стоянки.

Озеро Поднебесное
52-43.152
93-16.923

Идем по заметной тропе. Вся долина, «изрыта» карстовыми провалами – воронками средним диаметром 10-15 м, глубина неизвестна – склоны воронок, крутизной около 45 градусов, заросли высокой густой травой.
В 20-25 неожиданно в траве возле тропы встречаем ручей, вытекающий из какой-то по счету воронки. Ширина ручья около 30 см, глубина – 20 см. Нам хватит. На правом берегу ручья организуем стоянку. Вода рядом, а в 30-ти метрах от стоянки в лесочке много сухостоя.
Когда зашло солнце, стало очень холодно. Только что поставленные палатки покрылись миллиметровым слоем льда. Обильно выпавшая роса превратилась в лед. От этого трава стала очень скользкой и ломкой. Снятые мокрые штаны можно было просто ставить возле палатки – они моментально промерзали и оставались в вертикальном положении. Многие так и сделали, и на следующее утро эти штаны еще стояли возле палаток, как охрана.

Первая стоянка
52-42.787
93-16.384

ЛО: Когда пришли на стоянку возле странного ручья (он появился в траве из воронки, тек где-то 40 метров и исчезал в следующей воронке), конечно, стали к ужину готовиться. Вечерело. Сидели (и стояли) у костра, вспоминали предыдущие походы, песни немножко попели (медведей попугали). А потом дядя Вася рассказывал страшные истории из своей жизни… А потом все спать разбрелись…
ЛЕ: Темнело. Очень быстро установили три палатки, развели огонь для будущего ужина. Ужинали уже в темноте. Стуча от холода зубами по металлическим ложкам. Оставленные на растяжке штаны после ужина аккуратно сняли, дабы не сломать и поставили рядом с палаткой. На фоне луны предательски поблескивала трава. Обильно выпавшая вечером роса превратилась в лед, провожая уходящих на шхельду тихим звоном.
ЛО: А еще, так как вода замерзает при нуле градусов, то мокрые джинсы при такой температуре стояли всю ночь возле палатки. Дядя Женя угрожал их ночью поломать, и знаете, я ему верила.
В палатках еще долго ворочались – хотя и тепло было – надышали – но что-то не спалось. Потом начали выходить на шхельду – сказывался полуночный чаек.

____________________________
(*) перелай - Просто слово хорошее и к месту. Ни каких претензий к К.Чуковскому не имею.
(**) Дубовых ворот, к сожалению нет. Ну, не растет у нас дуб, хотя «дубов» вполне достаточно.
(***) Висеть на шее – шутка юмора. Не могу сказать, что действия Оксанки были мне противны.
(****) Как в Магадан: Это из стихушки, сочиненной дядей Женей в прошлом араданском походе 2002 года:
Арадан, Арадан,
До тебя, как в Магадан…
Трудным путь покажется,
Кто с Сережкой свяжется…

(*****) Макарасы – музыкальный инструмент, состоящий из пустой банки из-под пива и засыпанных сухих макарон.
(******) Нет ничего противней, чем двигаться по грунтовой дороге - О, как мы сильно заблуждались! Хотя в этот день мы были твердо уверены, что хуже быть уже ничего не может.

Карта2 дня
2 день
09082004 – номер на консервной банке
Стоянка у пер. Скалистый – озеро Красное

Пройдено километров – 12

ЛЕ: Многое в этом походе было впервые. Нет, не думайте, что я и все мои друзья второй раз выползли в горы. Мы с СВ уже давно перешагнули десятилетний юбилей только по Ергакам, совершая в год минимум 3 – 4 выхода. Не хочется преувеличивать, но в Ергаках уже не осталось таких уголков, в которых мы не побывали бы за этот период по несколько раз. Становится скучно и обидно за то варварское отношение матрацных групп к окружающей природе. Вот мы постепенно и стали переключаться на Арадан, дабы разнообразить свою жизнь. А новое есть новое! Поэтому многое в этом походе было впервые.
СШ: Утро было солнечным и холодным. Поставленные вчера с вечера штаны постепенно оттаивали и падали на мокрую от росы траву. Из палаток стали вылезать в 9 часов.
ЛЕ: Утро было солнечное. Поноры у перевала Скалистый юго-западе оканчивались первыми заснеженными скальными вершинами, обрамляющими Красное озеро. Судя по расстоянию на карте, этот отрезок мы запланировали пройти не спеша часа за два. И как горестно мы снова ошиблись. Но обо всем по порядку.

Сборы на стоянке под
перевалом Скалистый
Быстро перекусив, мы стали собираться в путь. Как я не пытался, уложить все вещи назад в мешок у меня не получалось. Окинув взглядом всех и все, пришел к выводу – все пыхтят и пытаются укомпрессовать свои вещи в мешок, но получается это только у единиц. Быстро сообразив, отдал тент от своей палатки Саньке Налькину, уже упаковавшемуся и пошел помогать другим.

Александр Налькин
Александр Налькин.
Будущий «герой» нашего похода. Первый выход совершил с нами в 2002 году по копейке в Ергаках (р.Тушканчик – Вертолетка – пер.Зеленый – оз.Безрыбное – оз. Большое Буйбинское – пер.Восточный – ст.Стрелка. – пер.НКТ – ст.Сказка – рад к вдп.Богатырь и Грация – пер.Сказка – оз.Лазурное – пер.Тайгиш1 – ст.Наташа – пер.Художников – оз.Радужное – Тормазаковский мост). В этом же году поднялся с нами в августе на пик Араданский. Главный герой былин «о носках» и «манной каше». Человек - приобщивший нас к КиШу (Король и Шут). Водку пьет только из ковша.
ЛО: Проснулись, умылись, поели, собрались, проснулись… и пошли до Красного. Шли по тропе, шли хорошо. СВ сверялся с отчетом предыдущей группы – сделали мы их или нет (сделали, кстати), шли, ягоду с кустов объедали (поэтому-то в Арадан в августе ходят) и видели след… очень похож на след молодого, сильного, голодно-дикого медведя, очень похож… очень.. Собственно, это он и был.
СШ: С места нашей стоянки на юго-западе хорошо видны пики, окружающее Красное озеро. Позавтракали в 10-20. Спешить было особенно некуда. И так ясно, что дальше Красного нам сегодня идти нет смысла. Появившееся с утра солнышко заволокли тяжелые тучи, начинает накрапывать дождик. Юра, прямо пропорционально степени ухудшения погоды, стал ворчать про то, куда мы все идем, и т.п. Но его ворчание уже давно не воспринимает всерьез. Улучив момент между кратковременными дождями, собрали палатки и в 12-32 двинулись по той же тропе в юго-западном направлении.

Крутой спуск к притоку Красной речки
Идем по хорошо заметной тропе, которая, почти не виляя, идет вдоль долины по правому берегу ручья, спускаясь с небольшим уклоном. Постоянно накрапывает дождик. Идти как-то скучно. В общем, этот путь почти ничем примечательным не запомнился.
В 13-10 подошли к крутому спуску высотой метров 10 к одному из больших притоков ручья, превратившемуся здесь уже в небольшую речку. От дождя травянистый спуск стал скользким, и многие предпочли просто скатиться вниз до воды на задницах. Тропа, перейдя ручей, резко поворачивает налево, спускаясь по правому берегу притока. Направление движения – на юг. Через 10 минут дошли до места слияния ручья с Красной речкой. Собственно говоря, «слияние» троп не совпадает со слиянием речек довольно сильно.

N E Высота (по GPS)
Развилка троп у места слияния ручьев. Поворот к озеру Красному вдоль Красной речки
52-41,557
93-14,254

После развилки нужная нам тропа идет в западном направлении с почти не заметным подъемом. Авангард в составе Васи, Тоши, Сани, Юры и Руслана рванул по тропе вперед. Остальные шли с нормальной скоростью (по GPS – 4,5 км/ч). И правильно мы сделали! По тропе начала попадаться ягода – кислица (красная смородина), жимолость, брусника и море черники! Скорость периодически резко падала до нуля! А так как GPS у нас был постоянно включен в режиме маршрутного компьютера, то, как потом мы заметили, время нахождения в пути у нас из-за ягоды почти совпадало со временем когда мы не двигались! Через некоторое время стала попадаться голубика. Голубика и черника – два вида ягод, которые, как их не ешь, не наедаешься. На протяжении всех остальных дней похода мы в этом убедились окончательно.
ЛЕ: Стоило добраться нам до Красной Речки, как мы повстречали Ее. Она была прекрасна. Не было ничего прекрасней Ее. Она свисала большими красными гроздьями с веток, призывая и маня к себе всех проходивших туристов. Не могу сказать, что мы долго сопротивлялись соблазну, короче говоря, темп нашего передвижения снизился практически до минимального. И хотя до Красного озера нам оставалось пройти меньше полутора километров, мы уже никуда не торопились, и просто предавались наслаждению. Стоит отметить, что кроме красных гроздей смородины вокруг в обилии находились и черные гроздья брюнеток – жимолости. Я с детства брюнеток люблю больше чем блондинок и шатенок, поэтому все десять дней я поедал только темную ягоду.
Тропу до Красного озера потерять достаточно сложно. Она хорошо вытоптана небольшими группами туристов и большой компанией рыбаков.
СШ: Тропа постоянно, почти незаметно поворачивала налево. В 14-36, когда по данным GPS до Красного по прямой оставалось 1,49 км и подсчитанное им оставшееся путевое время составляло 34 мин. 16 сек, а высота над уровнем моря – 1417 м (данный факт снят на видеокамеру), моросящий дождик закончился, и мы в очередной раз остановились покушать ягодку у двух кедров, упавших прямо на тропе. На всякий пожарный покричали в сторону авангарда. Нет ответа. Ну и ладно. Тропа идет в направлении юго-запад по левому берегу Красной речки.
Нудное болото, по которому тропа шла все время, периодически заходя в лес, закончилось. Началась тайга. Иногда тайга была настолько густая, что GPS несколько раз терял путники и требовал чистого неба. При этом один раз забавно «глюкнул» - найдя минуту назад потерянные спутники и тут же их вновь потеряв, он неправильно вычислил координаты. Через тридцать секунд спутники он основательно нашел и не терял уже до Красного. Но вот трек, который он чертил все время, скакнул аж к Красному и затем вернулся назад! Вот так мы «виртуально» на Красном побывали…
Через некоторое время тропа выходит из тайги и поднимается к северо-восточному берегу Красного озера.
На Красное пришли в 15-10 и встали на уютной стоянке на северо-восточном берегу слева от места, откуда вытекает из озера Красная речка. Место удобное, воду лучше брать из ручья – подходы к воде лучше, чем у озера. Стоянка явно часто посещается, в основном рыбаками, судя по «специфическому» мусору. Хотя сразу отмечу – мусора во много раз меньше, чем на любой стоянке на озере Светлом в Ергаках. Дров (сушняка) много, причем сразу возле стоянки растет (рос раньше, а сейчас просто стоит) сухой кедр. Места для палаток много. С этой стоянки открывается прекрасный вид на южные берега озера и на пики, которые его окружают.
С этой путевой точки начались расхождения между теоретически определенными по карте точками и практически определенными на местности. До «карточной» стоянки, оказывается нам еще метров 150 идти! А «реальная» стоянка вот:

N E Высота (по GPS)
Северо-восточный берег Красного озера. Стоянка на берегу.
52-40,930
93-11,732

Руслан Филатов (на рыбалке)
ЛЕ: Красное озеро встретило нас тяжелым пасмурным небом, низко нависшем над озером в подковообразной долине. Опасаясь дождя, быстро установили палатки разожгли костер и отправились на рыбалку. Подойдя ближе к озеру у истока Красной речки, Руслан провалился в жидкую кашицу по самое «ни хочу».
Руслан Филатов. Впервые совершил с нами поход в 2003 году. Шустр. Совсем не дурак. Играет на музыкальном инструменте – гитаре. Не плохо поет. Всегда готов придти на помощь. Никогда не бросит девушку одну в палатке. Строго выполняет все указания инструктора. Обожает русскую туристскую игру «Крокодил» и «Мафия». Уравновешен. Употребляет водки в меру.
ЛО: Хорошее озеро, глядя на карту, можно увидеть две рыбки (о них далее). Остановились на стоянке.
Пока все умывались-отдыхали, мальчишки поставили сети, поймали две рыбки – ну че, блин! Все сходится! И на карте две, и в реале. (Мы сначала огорчились, что последнюю выловили, но оказалось, что рыбы, как и все живое, размножаются…)

Вечер на Красном (вершиныв тучах)
ЛЕ: Первая рыбалка оказалась неудачной. Было выловлено два небольших хариуса, которые были обозначены на карте. Решили по прибытию домой, сообщить в Красноярск о срочном внесении изменений на карте, с целью удаления двух рыбок с Красного озера.
В это время дядя Вася сделал небольшой круг вокруг озера и принес полный пакет золотого корня, который мы тут же поспешили обработать и добавить в котел с чаем. Вкус чая получился весьма своеобразный и, как утверждал Василий, главное полезный.
Вечер удался на славу. Кратковременный дождик утих, и все собрались у костра, дабы употребить "сто грамм наркомовских".
ЛО: Все гадали – будет дождь или нет. Его почти не было вечером, но был туман, перевалов не видно. Завтра, если туман не рассосется, будет дневка, так как хрен знает, куда идти без видимости.

3 день
10082004 – номер на консервной банке
озеро Красное, дневка по случаю непогоды
Пройдено километров – 0

СШ: Все хорошие начинания имеют высокую вероятность обо что-нибудь стукнуться и разбиться…
Наше желание продолжить маршрут разбилось о свинцовые тучи, низко висящие над озером и закрывающие все вершины и перевалы. А перевалов с Красного много… Нужный нам перевал – Прапор Юности (1А) - никто из нас не ходил, а по предыдущим отчетам мы знаем, что можно при подходе ошибиться и выйти на Прапор Юности Ложный (2А). А оно нам надо?! У нас и ориентиров-то три: карта с возможными ошибками, GPS-координата, вычисленная по этой же карте и фотографии седловины перевала. Верить-то стопроцентно можно только фотографии, а как быть, если видимости ноль?! Вот и решили сегодня подождать, пока тучи рассеются…

Женя, Ксюха и СВ
ЛЕ: Вот она – «долгожданная» дневка. Еще ранним утром мерный шум по куполу палатки известил нас о том, что день будет ужасно длинным. Выглянув из палатки, я не нашел ни одного перевала и ни одной вершины. Тяжелые, лохматые облака казалось, придавили их водной глади Красного озера, которая нарушалась легкими каплями дождя, хаотично летающими и вверх и вниз. День обещал быть скучным и нудным.
Единственное занятие, которое мы нашли – это Ксюха.
Поймав ее в палатке СВ, мы решили заняться body-art-ом. СВ вооружился авторучкой с черным стержнем, мне достался зеленый и синий. Работа закипела. Уже через сорок минут на спине у Ксюхи находился шедевр - карта Араданского хребта в масштабе 1:75000. Особенно красиво выглядели зеркала и зона леса в районе Танюшкиного озера.

Надежда Анохина
Остальные девушки нашей группы тоже нашли себе достаточно интересное занятие. В моей палатке был организован массажный кабинет. Заглянув туда, я заметил, что работа в кабинете идет полным ходом, и к единственному массажисту - Надежде уже была очередь.

Массажный кабинет
Надежда Анохина – в нашей группе с 2000 года. Внимательный читатель должен был запомнить ее, так как она уже упомянута была в отчете 2002 года по Араданскому хребту. За истекший промежуток времени зарекомендовала себя положительным бойцом, ну не в том смысле - где положишь там и возьмешь, а в том смысле, что вынослива, трудолюбива и прилежна.
Уговоры для проведения следующего сеанса массажа на моей худощавой спине к положительному результату не привели.Пришлось пуститься на давно проверенную хитрость, отдать свой Сникерс, предназначенный для перекуса в походном состоянии.
Шоколад и арахис подействовали волшебно! Срочно был закончен сеанс на Натальиной спине и уже через две минуты, мои хрупкие косточки трещали под сильными Надеждиными пальцами.
Вскоре о нашем салоне узнал и СВ. Этот русский «еврей» как обычно пообещал девушке за массаж сникерс, получил, сволочь, удовольствие, а сникерс не отдал.
- Серега, ты должен мне один сникерс, я с тебя за прошедший год даже проценты не возьму. Один – значит один! Хотя прощаю тебя, если совесть проснется, сам отдашь Надежде еще один батончик.
ЛО: Самым запоминающимся событием был массажный салон Анохиной Надежды. От ее рук еще никто не уходил… не хотелось! Я думала, замурлыкаю, когда нам с СВ делали массаж. Салон что надо: два места (можно обмениваться впечатлениями), красивые девушки-массажистки, охранник (дядя Женя) у входа… мало ли (см. фильм), из палатки – прекрасный вид на озеро.

Парни пилят сушняк
А еще запомнился интересный случай, когда СВ пошутил, а Саня с Русей собрали палатку. А потом опять ставили… В часа три вдруг выглянуло солнышко, порывы ветра начали разгонять туман. СВ и дядя Женя, отдыхая после массажа, играли с кем-то еще в карты в их палатке. Увидев, что выглянуло солнышко, СВ крикнул (в шутку, так как видел, что за этим солнышком ползут черные тучи), что через 15 минут выходим. Дядя Женя подтвердил. Руся с Санькой шутки не поняли и собрали палатку. Когда СВ и дядя Женя, наигравшись, выползли из палатки (а дождь снова начался), они чуть со смеха не померли – на собранных рюкзаках сидели Саня и Руся, недоуменно оглядываясь – что это остальные не собираются? Пришлось им заново палатку ставить:)))
ЛЕ: Остальным тоже было скучно. Но молодой и опытный изворотливый ум решили эту проблему. Четверо мужиков нашли сухой кедр и стали добывать дрова. Через сорок минут со страшным скрежетом и грохотом, дерево прожившее, наверное, ни один век, закончило свое существование. Сухих дров было заготовлено столько, что хватит в этом году не только нам, но и многим группам.
21-05 К вечеру дождик утих и поднялся туман, окаймив приозерные скалы тонким полупрозрачным кольцом. Действительно было скучно, и мы отправились вновь на рыбалку. Запутанные окончательно снасти после первой рыбалки доверили распутывать Антону.

Антон Юферов
Антон Юферов – в нашей копании с 2002 года. В конце своего первого похода уже зарекомендовал себя как самый спокойный и тихий участник со стальными нервами. В настоящий момент это человек, которому не надо говорить лишних слов. Он сам четко знает свои обязанности и выполняет их безукоризненно.

На рыбалке (Руся и Саня)
Пока распутывались снасти, с перевала Прапор Юности спустилась группа из Смоленска, совершающая пешеходный маршрут третей категории сложности. Пройдя мимо нас, они выказали нам свое презрение, назвав нас рыбаками. Спорить мы, конечно же, не стали, так как именно этим в настоящий момент занимались – ловлей рыбы. Установив снасти, решили проверить их завтра утром и отправились в свои домики. У домиков мы уловили приятнейший запах пищевых продуктов, исходивших из котла, булькающего и фыркающего на костре. - Кто это – спросил дядя Юра, указав на группу, разбивающую лагерь метрах в ста от нашего.
- Смоленск. Пешеходники троечные – ответил я, и стал разливать микстуру для улучшения аппетита.
- Смоленск? У меня дед под Смоленском погиб - то ли в шутку, то ли всерьез промолвил задумчиво Вася...
- Я Киев брал! Я мерз на вышках Бухенвальда! – продолжил дядя Юра в безмолвной тишине, которая воцарилась во время разлива микстуры.
Больше микстуру я разливать не мог. Да и никто уже не мог даже стоять. Все до единого сотрясались в тихом беззвучном смехе, который уже чем-то напоминал истерику.

Вечер на Красном
В этот вечер уставшим Смоленцам, прошедшим в связке два перевала Прапор Юности и Медвежий, покоя не было. До поздней ночи у нашего костра раздавались звуки похожие на песни, которые изредка прерывались горловым пением и анекдотами на самые различные темы.По палаткам уже разошлись далеко за полночь. Улеглись по кроваткам, закрыли от удовольствия глазки и решили погрузиться в сладкие грезы, как наш сон как будто языком слизнуло. Дядя Вася изо всех сил дул в спортивный свисток, которым мы обычно отпугивали медведей. Было слышно, как недовольно зашевелились Смоленцы.
- Василий, ты чего? – шепотом спросил я.
- А так, от сна помогает! – ответил Василий и лег спать.
В течение последующих пятнадцати минут Смоленцы точно уснуть уже не могли.