Руководитель: Голубев М.В., Москва

Продолжение. Начало здесь

Нитка маршрута:

Р.Черек Балкарский - р.Измыльцысу - пер. Измыльцы (1А) - г.Измыльцы (1Б рад.) -
р.Гюльчису (суммарно 1Б) - р. Черек Балкарский - р.Карасу - л.Фытнаргин через пер. Курортный (1А) -
пер. Катюша+Дыхсу (2Б) + г. Фытнаргин (4123 м) радиально по В гребню (1Б) - л.Айлама (в сумме 2Б) -
л.Дыхсу - радиально пер. Путешественников (1Б) + пер. Крумкол Зап.(1Б) - пер. Дыхниауш (2Б) - л. Безенги -
пер. Спортивной Дружбы + п.МВТУ + пер. Шаурту вост. (траверс, 2Б) - л. Тютюргу -
пер. Зеленый (1А) - р. Уллукурчху - р. Гараазусу - л.Юж.Чат - пер. Бодорку Сев. (2Б) - л.Башиль -
л. Зап.Башиль - пер. Грановского (2А) - р. Адырсу - пер. Джаловчат (1Б) -
л. Курмы - траверс (1Б) г. Курмычи с пер. Курмычи до пер. ВЦСПС - р. Курмычи -
радиально пер. Гранатовый (1Б) - р.Баксан

Часть 2

Пер. Дыхниауш (2Б)

Описание дается от ледника Дыхсу до альплагеря Безенги

14 июля

Выходим в 9 утра. По вчерашнему пути возвращаемся на ледник Дыхсу и идем по его средней части. Проходим мимо промоины в левобережной морене. Через промоину из кармана этой морены течет речка из цирка перевалов Песчаный, Крумкол Зап. и других. После промоины нужно забраться на гребень морены (Фото 070) и по нему обойти ледопад на повороте ледника (где его северная ветвь меняет направление с широтного на меридиональное).

Фото 070. Выход на левобережную
морену л.Дыхсу. Взято из Google Earth

По гребню морены идет тропа, идем быстро. Проходим хорошие ночевки в районе поворота ледника обратно на широтное направление. Но нам надо выше, продолжаем идти по гребню морены (иногда по ее карману, где это удобнее). Доходим до чистого ручья, текущего из небольшого цирка к северу от пика Двух Бойцов (Фото 071). Здесь много хороших выровненных площадок со стенками.

Фото 071. Место ночевки 14/15/16 июля

Время 13:30, делаем обед. По плану надо было подняться еще 2 перехода под перевал Дыхниауш и искать место для палаток на верхнем плато ледника на снежниках или моренах. Но план изменила резко ухудшившаяся во время обеда погода - пошел дождь, усилился ветер. Едва успели поставить палатки и натянуть тент. Получилась вынужденная полудневка.

Около 16 часов дождь прекратился (как оказалось, на полчаса). За это время успеваем подняться на разведку выше по боковой морене к ее окончанию и выходу на ледник. Разведка показала, что такой путь проще и прямее, чем идти от места ночевки по леднику к перевалу Дыхниауш. На обратном пути проливной дождь, гроза - до ночи и всю ночь.

15 июля

С утра туман, дождь, гроза. Никуда не идем, высыпаемся.

Во второй половине дня туман местами разогнало, дождь прекратился, лишь изредка моросило.
М.Голубев и А.Буслаев решают прогуляться по окрестностям, разведать видимую из лагеря перемычку, выводящую из "нашего" цирка в цирк пер. Песчаный (Фото 072).

Фото 072. Пер. Путешественников с запада

Поднявшись на перемычку, обнаруживаем тур с запиской от 11.07.2007, группа в составе О.Фомичев, Ермилов Д., Ермилов Л., Тяпкин А. Они назвали перевал "Путешественников" (Фото 073).

Фото 073. Записка с пер. Путешественников

С западной стороны - крутой мелкоосыпной кулуар, очень живая осыпь, в верхней части крутизна 35 градусов на протяжении 200-250 м. Спуск в цирк пер. Песчаный - по пологим осыпям и снежникам (Фото 074).

Фото 074. Пер. Путешественников с востока

Оценочная к.т. перевала - 1А-1Б.
Далее подъем на пер. Крумкол Зап. и пер. Песчаный (мы с Алексеем разделились, чтобы посетить оба перевала побыстрее - погода снова портилась) очевиден и проходит по пологим снежникам и осыпям (Фото 075).

Фото 075. Панорама цирка пер. Песчаный

С перевалов спустились вниз к морене л.Дыхсу и по её гребню поднялись обратно в лагерь.
С собой брали рацию, и держали периодичную связь с оставшейся в лагере группой.

16 июля

Погоды по-прежнему нет, но слой облаков висит в 500 м выше, и нет дождя. Решаем выйти, и в крайнем случае встать под перевалом на снежниках, если погода совсем ухудшится.
Выходим в 6:20. По гребню морены за полчаса поднимаемся к ее окончанию (Фото 076). Открывается пер. Дыхниауш (Фото 077).

Фото 076. Подъем с места ночевки
к окончанию левобережной морены л.Дыхсу

Фото 077. Пер. Дыхниауш с окончания
левобережной морены л.Дыхсу

Отсюда спуск 50 м по высоте по снегу на северное плато ледника Дыхсу. Здесь лед без трещин, зачехлен моренами и в основном засыпан снегом. Далее траверсируем слабонаклонные осыпи и снежники (Фото 077) и подходим к небольшому ледопаду под перевалом Дыхниауш. Связываемся в связки. Но ледопад легко обходим справа по ходу по снежникам (крутизна местами 30-35 градусов). Оказываемся под перевальным взлетом (Фото 078).

Фото 078. Восточный взлет перевала
Дыхниауш, путь прохождения

Идем, как пишут в описаниях, правее основного взлета (над ним карнизы). По снегу крутизной 30 градусов подходим к скалам и провешиваем в тренировочных целях 2 веревки. 1-я и половина 2-й веревки - скалы средней трудности, местами сложные. Промежуточные точки и станции на крючьях, закладках, выступах. Эти две веревки можно обойти по камнеопасному склону правее по ходу (под треугольным снежником). Этот склон представляет собой очень крутую (35-40 град.) подвижную мелкую сырую осыпь (жижу), лежащую тонким слоем на скалах (бараньих лбах). Оба пути выводят на наклонную осыпную полку под скальной стеной. По полке легко идти пешком до длинного снежника в слабовыраженном кулуаре. По снежнику крутизной до 40-45 градусов на три такта подъем на гребень выше (правее по ходу) перевала. Затем спуск по пологому широкому снежному гребню к туру на скалах. Тур расположен все равно выше (севернее) самой низкой седловины, т.к. через нее никто не ходит.

На Фото 079, 080 - участки подъема на перевал.

На перевале очень сильный ветер, небольшой снег, слабая видимость.

Сняли записку группы туристов клуба "Команда МКС" (Киев), рук. Скуповатова О.В., 05.07.2009, м/к 30/09, 7 чел. (Фото 081).

Фото 079. 1-я веревка на пер. Дыхниауш

Фото 080. 2-я веревка на пер. Дыхниауш

Фото 081. Записка с пер. Дыхниауш

Спускаемся на ледник Безенги от тура (Фото 082).

Фото 082. Путь спуска с пер. Дыхниауш на л.Безенги

Фото 083. Дюльфер через бергшрунд пер. Дыхниауш

1-ю веревку 50 м по сн.-лд. склону крутизной 25 градусов в верхней части и 30-35 градусов в нижней части, закрепляем за выступ скал, последний спускается с нижней страховкой. 2-я веревка 50 м по льду засыпанному 10-15 см слоем снега, крутизной около 35 градусов. В нижней части бергшрунд высотой 2 м (Фото 083). Ниже бергшрунда выполаживание. 2-ю веревку сдергивали с помощью ледобура-"барабана".

Далее в связках по альпинистской тропе, не требующей описания, выходим к Джангикошу (развязались, выйдя на осыпи).
По пути в просветах низких облаков полюбовались грандиозным массивом Шхары и одним из самых впечатляющих ледопадов Кавказа (Фото 084).

Фото 084. Восточная часть Безенгийской стены,
массив Шхары, верхние ледопады л.Безенги

Около хижины ставим палатки, и как раз вовремя - буквально через 10 минут пошел сильный дождь с мокрым снегом - до утра. Ночью также поднялся очень сильный ветер, продолжавшийся и весь следующий день.

17 июля

Утром дождя нет, но пасмурно, хмуро. Выходим в 8:40. По тропе на правобережной морене л.Безенги спускаемся к повороту ледника. По тропе на крутом осыпном склоне вдоль ручья спускаемся на ледник ниже ледопада (Фото 085) на его повороте. К этому времени погода улучшилась, остался только сильный ветер. Далее выходим на центр ледника (Фото 086), обходя трещины. По центру ледника спускаемся до уровня Миссескоша, здесь надо выйти к правому борту ледника, где он зачехлен мореной. Находим тропу, маркированную турами и по ней выходим в альплагерь Безенги. От Джангикоша 4,5 часа ЧХВ.

Фото 085. Ледопад на повороте ледника Безенги,
вершина Гестола (4859 м)

Фото 086. На леднике Безенги

В альплагере разбираем заброску, отдыхаем.

Траверс пер. Спортивной Дружбы (2Б) + п. МВТУ (4294 м) +
пер. Шаурту Вост. (2А) (в сумме 2Б)

Описание дается от альплагеря Безенги до нарзана в долине Кулаксу

18 июля

Выходим в 10 утра. По тропе, по которой спустились с ледника Безенги, возвращаемся на него и идем по направлению к промоине, в которой течет речка из-под пер. Спортивной Дружбы (Фото 087).

Фото 087. Ущелье с перевалом Спортивной Дружбы

Через завал крупных глыб пробираемся к руслу речки (она течет здесь под камнями) и идем по нему в касках - со склонов слева и справа возможен камнепад! Идем плотной группой, склон крутой, много живых камней.

Подъем от ледника до кармана боковой морены занял 50 минут ЧХВ. Мы забрались на "зеленку" правее по ходу, т.к. тут на снимках видно множество ровных травянистых площадок. Но оказалось, что никаких ручьев тут нет, а путь к основной речке от ровных полян - через завал крупных глыб, а потом траверсом со сбросом высоты по крутой живой осыпи. В общем, очень далеко. И мы решили искать площадки на правом берегу речки, ближе к поясу скал, перегораживающих ущелье. Там нашли 2 небольших выровненных на наклонном травянисто-осыпном склоне площадки, расширили их и выравняли еще одну большую площадку. Вода рядом, место замечательное. Видимо, это и есть ночевки "Ярды", о которых написано в отчете Сергеева (группа Ярославля и Рыбинска, потому "Ярды"). На Фото 088 - наши палатки 18/19 июля. Дальше идти в этот день не планировалось, т.к. по описаниям следующие возможные ночевки только в перевальном цирке, а это на 1 км выше. Вечером погода портится, дождь.

Фото 088. Ночевка 18/19 июля в начале ущелья,
ведущего к пер. Спортивной Дружбы

19 июля

С утра пасмурно, но дождя нет. Выходим в 6:30. Поднимаемся по травянистому склону правого борта ущелья, чтобы обойти пояс скал (Фото 089). В месте обхода (оно довольно узкое) - хорошая, но турья тропа. Видимо это действительно единственный проход в ущелье. Поскольку тропа турья, идти по ней не очень удобно, т.к. проложена местами "в лоб" по крутому травянистому склону. Зато в месте траверса этого склона над скалами она незаменима - без нее было бы довольно опасно траверсировать 30-градусный травянистый склон. К тому же к этому времени пошел дождь, и трава стала мокрой.

Обойдя пояс скал, идем траверсом правого борта ущелья к руслу реки, переходим ее по камням и продолжаем подъем по травянистому склону с выходами скал. Всюду идти несложно, хотя на Фото 087 некоторые участки выглядят крутыми.

Далее по слабовыраженному гребешку, затем слежавшейся старой морене, а выше - осыпям, выходим, как нарисовано на Фото 087, в верхний цирк перевала Спортивной Дружбы. Высота 3600 м, т.е. набрали 900 м от ночевки - за 3,5 часа "грязного" времени. Погода улучшилась, поэтому решаем подниматься на верхнее плато под перевалом или на сам перевал.

Перевал пока не видно, но виден путь к нему (Фото 089) - по ровному нижнему ледничку к верхнему.

Фото 089. Цирк перевала Спортивной Дружбы

Фото 090. Выход на плато верхнего ледничка
под пер. Спортивной Дружбы

Подходим к снежно-осыпному кулуару между верхним ледничком справа по ходу и лбами слева (Фото 090), надеваем системы. Сначала идем по снежному конусу выноса (наблюдаем за склоном выше - камнеопасно), далее в месте сужения кулуара выходим влево на простые бараньи лбы, и поднимаемся по удобным полочкам к скальной стенке. От стенки переходим снежный кулуар крутизной 20 градусов. В кулуар откуда-то сверху регулярно идут небольшие мокрые лавины! Переходим по-одному с наблюдением. В безопасном от лавин месте (выше по склону, где снег переходит в лед) делаем станцию и с нее провешиваем одну веревку вверх-вправо по льду крутизной 25-30 град. По льду регулярно идут вытаявшие камушки размером 5-10 см. Рекомендуем проходить кулуар и участок льда рано утром. После веревки выходим в связках по пологому снегу на небольшое ровное плато верхнего ледничка. Открывается скальный в нижней части и снежный в верхней, перевальный взлет (Фото 091).

Параллельно нам в обратном направлении провешивали веревку группа СТК "ТРАСТ-М" (г. Долгопрудный) под руководством В.Мартынова. Они рассказали о своем пути спуска с перевала.

Фото 091. Пер. Спортивной Дружбы с востока

На плато возможна ночевка. Мы делаем на нем перекус.

Как указано на Фото 091, поднимаемся по наибольшему снежному конусу выноса к скалам. Бергшрунд надежно забит снегом. У скал небольшой легко переходимый рантклюфт. Участок 3 м скал средней сложности проходим одновременно лазанием. Дальше слабонаклонная простая полка вправо-вверх выводит на скально-осыпной склон правее небольших водопадиков. Подъем всюду пешком, простое лазание. Со скал выходим на снег крутизной 20-25 градусов. Карнизы свисают намного левее, и нам не угрожают. Снег частично свежий, глубокий (по колено, а то и выше), тяжелая тропежка. Хотя лавинной опасности не было, идем преимущественно по линии падения воды. Верхние 300 м снег имеет крутизну около 30-35 градусов, идем на три такта. За 1,5 ч ЧХВ от плато верхнего ледничка выходим на перевальный гребень и немного спускаемся на край снежного плато. Ставим лагерь на ровном снегу у крупной осыпи со склона п.МВТУ (Фото 092). Итого набор высоты почти 1,5 км, время около 16:00.

Фото 092. Наш лагерь
на пер. Спортивной Дружбы 19/20 июля

Погода портится, туман, слабый зимний снежок (высота 4140 м).
Но вечером немного раздувает, лепим снежную бабу (Фото 093), находим в туре записку (Фото 094) и т.д. Хорошо, когда есть акклиматизация.

Фото 093. Группа на пер. Спортивной Дружбы

Фото 094. Записка с пер. Спортивной Дружбы

Вечером замечательные виды на Дыхтау (Фото 095) и Тихтенген (Фото 096).

Фото 095. Дыхтау с пер. Спортивной Дружбы

Фото 096. Тихтенген с пер. Спортивной Дружбы

20 июля

Выходим в 7:30 утра. Погода пасмурная, идет слабый снежок, но пока не прилетел какой-нибдуь ураган, и учитывая, что путь через вершину п.МВТУ очевиден (по гребням), решаем, что лучше идти, чем сидеть на месте на высоком перевале.

Подъем на п.МВТУ проходит по крутой, местами живой, крупной осыпи, и занимает с рюкзаками около 45 минут ЧХВ.
К моменту выхода на вершину облака немного раздуло. Увидели верховья ледников Шаурту, Тютюргу (Фото 097), а также вершины района Безенги. Но конечно в хорошую погоду с этой вершины высотой почти 4300 м был бы гораздо лучший вид.
Сняли записку группы Сергеева А.В. от 28.08.2008 (Фото 098). Вершина - широкая, осыпная.

Фото 097. Верховья Тютюргу с п.МВТУ

Фото 098. Записка с пер. Спортивной Дружбы

Фото 099. Западный гребень п.МВТУ,
расположение спусковых веревок

Спускаемся по западному гребню в сторону пер. Шаурту Вост. Сначала гребень пологий, простой, осыпной.
Метров через 300 он становится острее и круче, с участками снежного "ножа". Провешиваем для подстраховки 3 веревки (очень сильно "есть куда падать" в обе стороны) (Фото 099 - эти и последующие веревки на гребне). На подъем здесь можно пройти в связках. 4-я веревка 40 м - по 10-м вертикальной стенке, затем острому гребешку влево от жандарма-башни (Фото 100). Сдергивали через расходную петлю. 10-м стенка обходится по острому разрушенному гребешку с крутыми скальными склонами по сторонам. При подъеме можно пройти только по этому гребешку, т.к. 10-м стенка действительно вертикальная.

5-я веревка - по крутым обледенелым скалам средней сложности. Крепление за выступ. Веревку снял участник с нижней страховкой без рюкзака.

Фото 100. 4-я веревка, по наиболее
сложным скалам в западном гребне п.МТВУ

Фото 100a. Записка с пер. Шаурту Вост.

На пер. Шаурту Вост. сняли записку группы СТК "Солнечный ветер" (т/к Вестра), рук М.Измайлов, 3 к.с., от 06.07.2009 Г. (Фото 100а). Перекусываем и начинаем спуск с перевала в сторону л.Тютюргу - не прямо вниз, а сначала по простому снежно-скальному гребню дальше на запад, а потом с гребня по крутому снежному склону на верхнее плато ледника Тютюргу. На выходе с гребня на снежный склон - 2-м снежная стенка (надув), провешиваем для подстраховки 50 м перил (сразу до выполаживания). Последний с нижней страховкой (эффектный прыжок со стенки с дальнейшим зарубанием). Выкат со снега на снежное плато безопасный, иначе пришлось бы сдергивать.

По леднику Тютюргу широкой дугой справа обходим зону разломов (Фото 097), и по правому борту выходим на морены (пришлось поискать проход в лабиринте засыпанных камнями старых широких трещин).

Дальше нам нужно к перевалу Зеленый, поэтому особо высоту не теряем, а траверсируем осыпной склон, обходя отрог, вправо, в цирк нашего перевала. На уютной песчаной (мелкоосыпной) полянке у разлива ручья - отличное место для лагеря.

21 июля

По травянистому склону, затем мелкой живой осыпи крутизной 20-25 градусов выходим на очевидное понижение перевала Зеленый (Фото 101). Сняли Записку Д.Терентьева (т/к МГУ) от 2008 г.
Спуск с перевала - по пологому снегу в обход небольшого ледничка до осыпей (Фото 102).

Фото 101. Пер. Зеленый из долины Тютюргу

Фото 102. Спуск с пер. Зеленый
в долину Уллукурчху

Далее по пологим осыпям, затем травянистым склонам довольно долго "бежим" то по одному, то по другому берегу речки Уллукурчху до её входа в узкое ущелье. Здесь надо траверсировать правый берег высоко над руслом и найти тропу. Тропа в сосновом лесу выводит прямо к турбазе Чегем.

На турбазе забираем и разбираем заброску и идем выше по дороге правого берега Гарааузсу. Дорога приводит к реке Тютюргу, через которую переброшен хороший мостик. Выше тропа до р. Шаурту. Через нее тоже хороший подвесной мост. Далее тропа выводит к нарзанам, у которых и ставим лагерь (Фото 103).

Фото 103. Стрелка рек Шаурту и Кулак

Пер. Бодорку Сев. (2Б)

Описание дается от нарзана в долине Кулак до озера 3070м у л.Башиль

22 июля

По тропе правого берега р.Кулак поднимаемся к леднику Вост.Кулак (Фото 104). По пути встречаем пограничников, они проверяют документы.

Фото 104. Долина реки Кулак

Переходим ледник в его ровной части к левому борту и поднимаемся на водораздел двух ледников (Фото 104). Здесь находится бывший Северный Приют. Красивый вид на ледопад и водопады ледника Вост. Кулак (Фото 105).

Фото 105. Ледопад и водопады ледника Вост. Кулак

Виден язык ледника Юж.Чат, путь к нему преграждает поток с ледника Кулак (Фото 106). Поток довольно сильный, проще обойти его по леднику. В нашем случае на самом кончике языка ледника был снежник, по которому и перешли поток. Без снежника пришлось бы идти выше через ровную часть ледника.

Фото 106. Путь от л. Кулак к ночевкам у л.Юж.Чат

От ледника траверсом вправо-вверх по некрутым моренам выходим к речке с л.Юж.Чат и вдоль нее поднимаемся в небольшой цирк-выполаживание перед поясом бараньих лбов, на которых лежит крутопадающий язык ледника Юж. Чат. Прямо перед лбами - большое озеро, а перед озером много травянистых и песчаных площадок, где и ставимся.

23 июля

Переходим поток с л.Юж.Чат по камням в месте его вытекания из озера. По осыпям, а выше простым бараньим лбам по пути, указанном на Фото 107, выходим на ровную часть ледника.

Фото 107. Путь к выполаживанию л.Юж.Чат

Далее в связках идем к большому выступу скал (под выступом в мульде возможна ночевка), обходим его справа по ходу к следующему выходу скал, которые обходим слева. Далее по пологому снежному склону выходим на пер. Чат (Фото 108), т.к. он практически по пути к пер. Бодорку Севю, а на камнях удобно пообедать, да и вода должна быть где-то в районе седловины.

Фото 108. Путь по л.Юж.Чат на пер.Чат

Действительно, в районе пер. Чат есть вода (течет с ледника в сторону р.Башиль), а также площадки. Время 12 ч. Решаем остаться здесь на ночевку - дней еще достаточно, погода хорошая, до пер. Бодорку идти не больше перехода, а есть ли на нем ночевки не на снегу, нам было неизвестно (по плану ночевка на пер. Бодорку Сев.).

Перекусив и поставив лагерь, выходим в связках на пер. Бодорку Сев. и дальше на вершину Бодорку. Описание подъема будет ниже. С перевала впечатляющие панорамы во все стороны. Вторая половина дня, снег раскис и тяжело тропится, а к вершине идет преимущественно пологий снежный гребень. Решаем отказаться от восхождения, т.к. особого смысла идти эту 1Б не было, тем более по раскисшему снегу, а виды отличные и с перевала. Возвращаемся в лагерь по пути подъема.

24 июля

Рассвет с перевала восхитительный (Фото 108а)! Не зря тут заночевали!

Фото 108а. Рассвет с пер. Чат

Выходим в 7:30. По пологому снежному склону подходим к небольшому бергшрунду у пер. Бодорку Сев. (Фото 108), переходим его по мосту в связках.
После бергшрунда - снова пологий снежный склон 50 м, и мы на перевале.
Сняли записку группы туристов "Команда МКС", Киев, 10.07.2009, рук. Скуповатова О.В., 7 чел., 4 к.с. (Фото 109).

Фото 109. Записка с пер. Бодорку Сев.

С перевала отличные панорамы во все стороны (Фото 110).

Фото 110. Панорама с пер. Бодорку Сев.
на юг-юго-запад-запад

Спускаемся на три такта в связках по снежному склону 200 м 35-40 градусов слева от скал, затем вправо-вниз под скалы по снегу крутизной в основном 30-35 градусов протяженностью метров 400 на скальный остров (Фото 111).

Фото 111. Путь спуска с пер. Бодорку Сев.
на ледник Башиль

На острове есть площадки и вода.
На снимках других годов там, где мы спускались по снегу - лёд, и учитывая крутизну склона, тут может потребоваться большое количество перил при спуске. Поэтому к.т. перевала 2Б - верная.
Со скального острова по крутому кулуару, снежному в верхней части и осыпному в нижней, выходим на закрытый ледник Башиль. Снова связываемся.

Небольшой ледопад проходим ближе к правому краю пешком, обходя крупные разломы в местах их сужения. Далее по некрутому закрытому леднику выходим на его плато влево-вниз (Фото 111, 112).

Фото 112. Путь обхода нижнего ледопада л.Башиль

Идем по левому борту ледника, обходя зону трещин. Когда зона трещин кончается, переходим ледник к правому борту. Можно было сразу идти по правому борту, но это стало видно позже, с перевала Грановского.

Перед началом нижнего ледопада выходим на правобережные морены. Развязываемся, снимаем кошки.

Траверсируем склон немного вверх к Лычастким ночевкам. От них начинается маркировка пути турами, а ниже - тропа, приводящая в итоге в карман правобережной морены л.Башиль. Тропа местами идет по довольно крутой осыпи, камнеопасно - надо идти в касках плотной группой.
Поравнявшись визуально с потоком с л.Сев.Башиль на противоположном борту долины, сворачиваем с тропы прямо вниз к леднику Башиль.
Спуск по склону боковой морены очень опасен (конгломерат), выбираем путь по промоине ручья (Фото 112). Тут тоже довольно крутой склон, но идти можно.
Выходим на ровный ледник Башиль, пересекаем его к потоку с ледника Сев.Башиль (Фото 113).

Фото 113. Путь подъема с л.Башиль к озеру 3070 м

Далее по хорошо известной тропе на левом берегу этого потока поднимаемся к выполаживанию под ледником Сев.Башиль. Здесь есть площадки. Уже полчаса идет дождь, мы довольно сильно промокли, и теперь уже все равно, идти дальше или ставиться. Поэтому идем дальше - к озеру 3070 м, расположенному в кармане боковых морен отступивших ледников Севреный и Западный Башиль. Все равно это по пути к нашему следующему перевалу Грановского. К тому же это гораздо более красивое место, и у озера есть площадки.

25 июля

Дневка, т.к. очень много сэкономлено дней, и спешить некуда. Погода весь день хмурая, но без дождя.
М.Голубев и А.Буслаев ходят радиально на перемычки, обозначенные на карте выше как 211б и 211а.
В оставшееся время гуляем в районе озера, место действительно очень красивое (Фото 114). Вокруг ходят туры и серны (Фото 115).

Фото 114. Озеро 3070 м

Фото 115. Тур у озера 3070 м

Рядом стоит группа К.Голубева из Петербурга. Интересная ситуация - в районе пер.Голубева собрались Михаил, Владимир и Константин Голубевы :).

Пер. Грановского (2А)

Описание дается от озера 3070м у л.Башиль до а/л Уллутау

26 июля

Выходим в 7 утра. От озера 3070 м поднимаемся на пер. Грановского по пути указанном на Фото 116.

Фото 116. Путь подъема
на пер. Грановского от озера 3070 м

С перевала сняли записку группы от 23.07.2009 непонятно откуда (Фото 117).

Фото 117. Записка с пер. Грановского

На Фото 118 группа на пер. Грановского

Фото 118. Группа на пер. Грановского

Спускаемся с перевала по пути, указанному на Фото 119, на ледник Вост.Адырсу. С него выходим на тропу на правобережной морене и по тропе доходим до альплагеря Уллутау.

Фото 119. Путь спуска
с пер. Грановского на л.Вост.Адырсу

Пер. Джаловчат (1Б) - траверс пер. Курмычи -
г. Курмычи (4045 м) - пер. ВЦСПС (связка, 1Б)

Описание дается от а/л Уллутау до устья р. Курмычи

27 июля

Спускаемся по грунтовой дороге от а/л Уллутау к бывшему а/л Новый Джайлык, переходим по мосту р.Адырсу и сворачиваем после моста с основной дороги к посту МЧС. Отсюда к озерам под перевалами Адылсу и Джаловчат идет хорошая тропа (Фото 120), по которой за 5 переходов по 25-45 минут поднимаемся к площадкам у нижнего озера. Озеро видимо прорвалось через запруду, т.к. вместо него просто разлив речки. У озера много площадок, но погуляв вокруг, нашли хорошие песчаные площадки среди больших глыб, скрытые как от озера, так и от ветра. Недалеко течет более чистый ручей, чем сам речка.
Вечером дождь, туман.

Фото 120. Подъем из долины Адырсу
к под пер. Джаловчат

28 июля

Утром пасмурно, но дождя нет. Выходим в 8 утра (Фото 121).

Фото 121. Утро 28 июля. Есть ли шансы?

Поднимаемся один переход по тропе на левобережную морену (Фото 122). Тут более-менее пригодные площадки, но вода в 200-300 м дальше, в одном из небольших озер. Начинается дождь (время 8:30), решаем натянуть тент и переждать. После 2 часов ожидания, когда дождь перешел в мокрый снег (на высоте 3200 в середине лета!), решаем ставиться и ждать погоду "конкретно". Пока ставили лагерь, весьма промокли и замерзли.
Только в 18 часов снег заканчивается, из тумана появляются разные горы. Идти конечно, уже поздно.

Фото 122. Пройденный до дождя-снега
28 июля путь - от места съемки

29 июля

С утра погода неплохая, даже немного солнца, но очень холодно (Фото 123).
Выходим в 8 утра. Поднимаемся по моренам по тропе, отмеченной турами. Из-за поворота открывается наш перевал Джаловчат (1Б) (Фото 123).

Фото 123. Пер. Джаловчат от озер к югу от него

По пути указанному на Фото 123, поднимаемся на перевал. Взлет в основном осыпной, участки бараньих лбов простые и даже несмотря на то, что заснежены (свежий зимний снег!), проходим всё пешком.
Седловина - узкий скальный гребень. В туре записку не нашли, написали свою.

Фото 124. Группа на пер. Джаловчат

Спуск 100 м по снегу крутизной 25-30 градусов на плато ледника Вост.Курмы (Фото 125). По этому леднику поднимаемся под пер. Курмычи (Фото 126). Взлет - сильно заснеженная (абсолютно по-зимнему) некрутая средняя осыпь.
Погода: ветрено, налетел туман. Иногда в просветах видны вершины района Адылсу.
С пер. Курмычи сняли записку спортклуба ГРЭТА Волгоградской обл., 17.07.2009, рук. Чемборисов(?) Д.В. (Фото 127)
Погода переменчивая. То ничего не видно в тумане, то все раздувает и открываются дальние вершины (Фото 128), и сама вершина Курмычи. Высокое небо чистое. Решаем идти траверс.

Фото 125. Пусть спуска с пер. Джаловчат
на л.Вост.Курмы

Фото 126. Путь подъема с л.Вост.Курмы
на пер. Курмычи

Фото 127. Записка с пер. Курмычи

Фото 128. Вид на верховья Адылсу
с пер. Курмычи

Поднимаемся с пер. Курмычи по простому скально-осыпному гребню. Скалы сильно заснежены зимним снегом (Фото 129). Местами простое лазание, обход небольших жандармов справа по ходу по крутому снегу на три такта. Гребень выводит на южную (малую) вершину Курмычи. Идем увы в полном тумане, но снега или дождя не идет. Спуск по немного более сложному гребню, но тоже пешком, на седловину между малой и главной вершинами. У скал седловины огромная снежная мульда с озером (озеро замерзло и засыпано снегом, но читается). От седловины по скальному (короткие участки средней сложности, пешком), местами снежному гребню выходим на вершину Курмычи, точнее, не доходя до нее 50 м - сама вершина чуть севернее и выше в отроге гребня. Бросаем рюкзаки и ходим радиально на вершину, хотя в тумане и пурге ничего не видно.

Фото 129. При подъеме на вершину Курмычи

На вершине встречаем троих альпинистов, которые уже уходят обратно на пер. ВЦСПС. Сняли их записку (Фото 130).

Фото 130. Записка с вершины Курмычи

Фото 131. На вершине Курмычи

Спуск по гребню (Фото 132, 133) на пер.ВЦСПС проходим пешком, хотя двух местах, с учетом заснеженности скал, группе с худшей личной техникой могут понадобиться перила.

Фото 132. На спуске с г.Курмычи
на пер.ВЦСПС

Фото 133. На спуске с г.Курмычи

Время 16 ч, можно было бы пойти дальше в долину Курмычи к ближайшим осыпным ночевкам, но мы в надежде все-таки посмотреть красивые виды с пер. ВЦСПС утром, ставим лагерь в районе перевала - на известных площадках на пологом северном взлете.

Вечером мороз, зимний снег. Воды нет. Но учитывая, что до конца похода 2 дня, все только наслаждаются моментом :).

30 июля

Фото 134. Выход с л.Зап.Курмы
в долину Курмычи

Погоды нет, облачно. Спускаемся по леднику Зап.Курмы к ночевкам под п.МНР. Далее обходим по крутому снежнику справа выступ крутых бараньих лбов (Фото 134), подходим к левому борту ущелья, где по 40-м кулуару в бараньих лбах единственный простой проход через пояс скал. Кулуар проходим пешком.

Далее пологие бараньи лбы, осыпь, выводят к следующему поясу лбов. Тут также проход в левой части по 15-м кулуару, более простому. Проходим его тоже пешком и выходим на пологие осыпи со слабой тропой.

Ставим лагерь на ближайших площадках, т.к. спешить некуда, до Баксанской долины 2-3 часа, и лучше провести день повыше в горах.
Погода налаживается, сушим вещи.

М.Голубев, Е.Абросимова, И.Болотин сходили радиально на пер. Гранатовый (1Б).

31 июля

Погода отличная, впервые безоблачное утро за много дней!
Спускаемся по тропе на правом берегу р.Курмычи в Баксанскую долину.

Фото 135. Памятники у моста
через р. Курмычи

Доезжаем до Терскола, поднимаемся на канатной дороге на Чегет, пьем глинтвейн с хичинами, любуемся на Донгуз-Орун (Фото 136), греемся на солнце, и не представляем, как это два дня назад мы тропили по колено зимний пушистый снег.

Фото 136. Когутаи - Донгуз-Орун - Накра с Чегета

1 августа

На рейсовом автобусе группа доезжает до Нальчика, откуда на поезде уезжает домой.