Автор: Грабарник А.Е., Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Сев. Тянь-Шаню в августе 2008 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Начало здесь

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Ритм движения группы: в начале похода и на крутых участках подъема - переход 25-30 минут, привал - 5-10 минут, с середины похода и вниз - 45 - 55 минут переход, отдых - 7 - 10 минут (если не оговорено особо). При полном ходовом дне, если позволяли похгодные условия, в полдень устраивался большой перекус (чай обязательно, по возможности - супчик или бульенчик...) и небольшой отдых (в нашем походе практически это всегда удавалось).

Определения правый-левый по отношению к ледникам и рекам даны в орографическом смысле. Длина верёвок - по 40 м. Высоты и расстояния даны по данным карты ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ при КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. г. АЛМАТЫ 2001 г. (Картографическая фирма "ГЕО", 480096, г. АЛМАТЫ, ул. Толе Би ,155. комн. 500, а/я 87. Тел./ факс: (3272) 684019). Время местное, Алма-Атинское (+2 часа к Московскому).

1 день, 31 июля - 01 августа.

Первый день путешествия получился несколько длинноватым, нервным и весьма насыщенным. Вылетели из Москвы (Шереметьево I терминал С) вовремя, практически без приключений, так как по поводу документов и времени прибытия (в связи с возможной дополнительной проверкой) мы были проинструктированы сотрудниками КДТ (о котором упоминалось ранее), да и как ни странно никто не опоздал. Контрольное взвешивание (еще на базе, в ночь перед вылетом) показало, что не смотря на всю экономию веса, есть небольшой перебор. По этому, нами была разработана тактика "не взвешивания" ручной клади, точнее взвешивались наши пустые рюкзачки, а тем временем за столбом лежало их содержимое (две палатки - естественно без стоек, две веревки, расходный реп (40,0 м), тент, т.е. около 13 - 15 кг., Это естественно создавало определенную напряженность, но в целом себя оправдало. Все железо было тщательно упаковано и сдано в багаж. Проверка же была не детская. В самолете же наоборот удивила чистота и приветливость персонала. Через пятнадцать минут полета мы уже знали, что у руля наши мастера. А в полете будут предложены соки, воды, лимонад и другие не только прохладительные напитки (все бесплатно). В общем, время пролетело незаметно и в 6 ч 30 минут утра (по местному времени) мы вышли из аэропорта Алматы. Температура воздуха на это время была 32 градуса. Нас встречали, и поэтому мы без проблем добрались за 40 минут до явочной квартиры. Привели себя в цивильный вид и 9.30 отправились в город. Надо отметить, что Алма-Ата сразу поражает количеством зелени и наличием арыков (канавы рядом с тротуаром, по которым течет вода с гор). Мы решили не сдаваться (прикинув, что чем быстрее мы сделаем все закупки, тем быстрее уедем в горы... в прохладу...). Сделав небольшой крюк закупили газ (магазин "Лимпо-по", находится на пр. Сейфулина между пр. Абая и Курмангазы), кроме этого, посмотрев на горы решили, что льда много, а снега мало. Цены приблизительно такие же (что-то дешевле рублей на 500 - 700 - 1000), выбор был как в Канте (в конце сезона), правда кое-что было и интересненькое (железо - много, гораздо дешевле, обувка практически все размеры, да и модели которых у нас не было...). В общем, закупились и домой фасоваться. По дороге зашли на фирму и отдали необходимые документы на регистрацию (через фирму - проще, но несколько дороже (по 3 700 тенге с человека) и отзвонились в клуб о выходе на маршрут. Телефон оперативного дежурного МЧС по городу 7422219, телефон "Республиканского оперативно-спасательного отряда" (РОСО): 8-(3272)-95-79-11. При подъезде к дому увидели холм, а на него фуникулер катит. В общем, какой турист откажется от дополнительной акклиматизации?.. Бросили продукты, вещички и туда. Оказывается эта гора Кок-Тюбе, а на вершине смотровые площадки и развлекательный центр. И все это у подножия самой высокой над уровнем моря телебашни (фото 1) (близко к которой не подпускают, так как враги говорят, что она вроде как сползает...). Сев в вагонетку (цены на билетики кусаются да же для нас) и это-то за пятнадцать минут движения. С каждой минутой мы все удалялись от духоты красивейшего города, который теперь уже был под нами и возносились к долгожданным горам, которые как бы вдавались в окна всем своем величием и красотой. Естественно мы стали выглядывать знакомые силуэты (пик Комсомола, Кумбель, Талгар, Абая...) (фото 2), ведь где-то там наш путь..., наши перевалы... Из мыслей к действительность вернула резко накатившая тишина, не сильный рывок и кабинка встала не доехав каких-то несколько метров до мачты причала, а внизу... пустота... "Хорошенькое начало!", - подумалось нам, как впрочем и многим кто находился рядом. Однако, сопровождающий молодой казах (в фирменной одежонке) успокоил всех сначала на казахском, а затем и на русском языке. Как потом нам рассказали, что данное сооружение построено было еще в 60-ых годах прошлого века, и в связи с ветхостью уже с 1984 года не работало. Отремонтировали канатную дорогу только недавно (вероятно на "скорую руку"), да и многие секреты попросту были утрачены... Так что, как смогли, так и сделали... (Обратно мы поехали на автобусе...). Упаковались к часу ночи. В 8.00 у подъезда нас должен ждать микроавтобус с которым мы договорились ранее. (фото 3)

2 день, 02 августа.

Проснулись в 7:30. Погода ясная, около 30 град. Быстро завтракаем, грузимся и в 8.15 выезжаем. Основная часть группы выезжает на т/б "Ворота Туюксу". Двое самых отважных выезжают другой машиной до сан. Алма-Арасан, далее пешком по хорошо набитой тропе в горы до моста через реку "Проходная".

Заброска проходила сложно, т.к. ребятам пришлось с тяжелыми рюкзаками сразу штурмовать холмы без акклиматизации. Времени и сил на заброску было потрачено очень много с 10:30 до 17:00 (до верхней границы леса) и обратно с 17:30 до 20:30 (до машины). Тем же транспортом добрались до основной части группы на т/б "Ворота Туюксу".

Ну а основная часть группы целый день провела в ожиданиях, но, не теряя времени, совершила акклиматизационный выход по дороге вверх до мемориала.

В 22:00 улеглись спать.

Перепад высот (+2100)= 2100м

3 день, 03 августа.

Встали в 7.30. Погода ясная. Позавтракали. Снова наша группа разделилась. Основная часть группы пошла по дороге от т/б "Ворота Туюксу" до г/л базы "Чимбулак". Далее на канатно-кресельной дороге (три очереди) на пер Б. Талгарский. И далее по тропе до стоянки "Камень Зимина" у озера.

На перевал Большой Талгарский идут три очереди канатной дороги, работали две. Третью очередь пришлось ждать 2 часа, т.к. велись взрывные работы для установки новой канатной дороги. Время работы с 10 до 16.30, стоимость - 600 тенге очередь. Систему посадки и высадки разработали и освоили быстро. В 14.20 мы на Б. Талгарском перевале, далее по тропе в юго-западном направлении до стоянки "Камень Зимина" у озера. Оставляем заброску и спускаемся вниз и выдвигаемся в вверх по дороге вдоль реки.

Вторая группа от т/б "Ворота Туюксу" поднялись по "дороге" вверх по р. Малая Алматинка в южном направлении до мемориала погибшим альпинистам и выше до м/с "Мынжилки", далее справа по маренному валу к крупной марене в р-не отрогов пика Орджонекидзе .

Вечером группа встретилась возле м/с "Мынжилки"

Перепад высот +1050/-200= 1250м

4 день, 04 августа.

С утрапогода ясная. Просыпаемся в 8:00. Завтракаем и собираем лагерь. В 10:00 вся группа готова идти по хорошо набитой тропе, видной прямо с места ночевки, в восточном направлении. Тропа начинается от развалин метеостанции, рядом остов танка. Но не долго погода нас радовала нас, уже через 30 минут после начала подъема со стороны ущ. Малая Алматинка начало натягивать облака. (фото 4) Вскоре пошел дождь, ну а потом и снег. Подъем проходил тяжело, группа поднималась плотно т.к. видимость постепенно ухудшалась. Как только вышли на ст. "Альпинград" вокруг все заволокло туманом, повалил снег. В спешном порядке ставим тент, прячемся под него с рюкзаками и пережидаем непогоду.(фото 5) Снег шел до вечера. (фото 6) Ставим палатки, ужинаем и ложимся спать. Потихоньку небо растягивает, надеемся, что утром будет снова солнце.

Перепад высот +300= 300м

5 день, 05 августа.

Утром просыпаемся (фото 7) в 7:30 и выясняется, что самочувствие одного из ребят резко ухудшилось. Диагноз ясен - развивается некардиогенный отек легких, проводится комплекс медицинских мероприятий. Положительного эффекта не наблюдается. Решено безотлагательно спускаться вниз. Быстро собираем лагерь. Полностью разгружаем больного. В 10:00 выходим (фото 8) и спускаемся к м/с "Мынжилки" (14:00). В районе метеостанции проводили тренировку военные подразделения. Мы обратились к врачу, диагноз подтвердился. Нам помогают спуститься еще ниже. Военные на грузовике отвозят больного с сопровождающим по дороге к г/л базе "Чимбулак". С 14:30 группа спускается по дороге. К 17:30 подходим к г/л базе. Ночуем в гостинице.

Перепад высот -1250= 1250м

6 день, 06 августа.

Утром состояние больного без выраженной положительной динамики. Решено усилить проводимую комплексную терапию и продолжить спуск. Утренним автобусом, который возит рабочих, добираемся до скал в урочище "Дубовая роща". К обеду ставим лагерь. Продолжается проведение комплексной терапии, пациенту становится несколько лучше. Группа, не теряя времени, проводит тренировки на скалах. (фото 9)

Перепад высот -1150= 1150м

7 день, 07 августа.

Утренний подъем затянулся, т.к. идти не куда. Проводимая комплексная терапия, уже благотворно сказалась на самочувствии больного. Состояние пациента улучшается. А группа не сидит на месте, проводит тренировки на скалах по горной технике.

8 день, 08 августа.

Своевременно проведенная комплексная терапия современными средствами приносит положительные результаты. Самочувствие пациента удовлетворительное. Решено после обеда продолжить поход по ранее выработанному плану. Выдвигаемся а/транспортом до Чимбулака.

Перепад высот +1150= 1150м

9 день, 09 августа.

Просыпаемся в 8:00. Позавтракали. К 10:00 подходим к канатно-кресельной дороге (три очереди) на пер Б. Талгарский. (фото 10) Третья очередь дороги работает нестабильно из-за взрывных работ, пришлось немного подождать. На верху в 14:00. (фото 11) Идем по тропе в юго-западном направлении 30 мин до стоянки "Камень Зимина" у озера. Ставим лагерь. Забираем заброску, к счастью в ней покопаться никто не успел. За водой пришлось идти выше к морене ледника Богдановича. Вечером во время ужина у нас гости, стадо горных козлов подошло к озеру, чтобы подкрепиться сочной травкой и водой. От нас они были в 20 метрах. После впечатлительного шоу ложимся спать.

Перепад высот +1050= 1050м

10 день, 10 августа.

Подъем в 7:30. Обнаруживаем, что кроме вечерних гостей были ночью еще, ласка охотно порылась в еде, вскрыла пакет с сухофруктами, который пришлось оставить ей доедать. Завтракаем. Приболевший участник постепенно восстанавливается и, более активно, подключается в работу команды. Собираем лагерь. Выходим в 10:20. От стоянки "Камень Зимина" начинаем крутой подъём по тропе в южном направлении на левобережную морену л. Богдановича. (фото 12) Идем по турикам в том же направлении до нунатака, далее обходим его слева** по леднику и поднимаемся до стоянок на морене. (фото 13, 14) К обеду мы на месте. Ставим лагерь. (фото 15) Обедаем и решаем немножечко поупражняться в ледовой технике. К вечеру подтягиваются еще группы, одна разбивает лагерь не далеко от нас, а другая (2 человека) проходит выше по леднику. Как выясняем, соседи тоже идут утром на п. Комсомола. (фото 16)

Перепад высот +250= 250м

11 день, 11 августа.

В 5:30 пробуждаемся, холодно, но ясно. Быстренько готовим завтрак и собираем необходимое снаряжение для восхождения на п.Комсомола. В 6:40 соседи проходят мимо нас. В 7:00 выходим и мы. (фото 17) Двигаемся по открытому леднику в юго-восточном направлении в цирк перевала. Обходим открытые трещины ледника, которые отчетливо видны. (фото 18) Выходим на непосредственный подъем на перевал на пер. Комсомола - в восточном направлении по правому борту восточной камеры ледника. Одеваем кошки и идем с одновременной страховкой (перевальный взлет - не продолжительный ледовый склон крутизной до 30°). В 8:40 достигаем седла перевала. Далее по осыпи в северном направлении (фото 19) к 9.30 подходим к началу маршрута - скалам средней сложности. 10 минут на подготовку снаряжения.(фото 20) Поднимаемся в лоб по стенке (около 35 м). Первый идет с нижней страховкой, крючья в скалы, в основном, пробиты. Наводим вторые (параллельные) перила на подъем до площадки. Далее делаем траверс по горизонтальным перилам 50м. (фото 21), пересекая кулуар шириной до 10 м., продолжаем движение по стенке до 13 - 15 м (легое лазание): страховка с использованием закладных элементов, френдов ОПС - крючья, для продвижения группы организуются перила. Выходим к наружному углу (15 м крутизна до 70 ° средней сложности) до площадки под Жандармом, который проходится в лоб и далее по гребню к крутым сглаженным скалам, возвышающимся на 25-30 м. Тактика прохождения препятствий - прежняя. Скалы преодолеваются в лоб. Затем выходим на легкие сильно разрушенные, скалы и по ним к вершине.

На вершине в 15:30. (фото 22, 23) Сняли записку группы Хабаровчан 2чел от 10 августа 2008 года. Но погода начинает портится, появляются облака и тучи. Начинаем спуск вниз по пути подъема. На спуске снимаем записку с пер.Комсомола группы из города Костаная в составе 8 человек от 07.08.2008г.

К 18:00 мы спустились с маршрута. Небо затягивает облаками. К 19:20 добрались до лагеря. Снизу наползают облака. Сидим в тумане. Ужинаем и ложимся спать.

Перепад высот +830/-830= 1660м

12 день, 12 августа.

Просыпаемся тяжело в 6:00. Переменная облачность. Завтракаем и быстро собираемся. (фото 24) В 7:30, по уже хорошо знакомой тропе, спускаемся в северном направлении до пер. Б. Талгарский и далее по тропе в северо-восточном направлении до пер. Малый Талгарский (10:15) (фото 25). В 10:30 выходим на крутой спуск по петляющей между упавшими елями тропе к р. Левый Талгар. Обедаем. В 14:00 выходим по тропе в южном направлении до "Красной поляны" с большим количеством стоянок (несколько ниже стоянки "Альпийская роза"). В 19:00 ставим лагерь.

Перепад высот -1450= 1450м

13 день, 13 августа.

Дневка!!! Спим до упора. Погода ясная. Собираем землянику. Баня!!! (фото 26,27,28))

14 день, 14 августа.

Подъем в 7:00. Погода ясная. Завтракаем, собираем лагерь. В 8:00 выходим по тропе левым берегом в южном направлении (фото 29) до селевой плотины и далее тем же берегом через старую сель (фото 30, 31) по тропе до "Солнечной поляны" (фото 29) в р-не р. Улькун-Мынжилки. Марена ледника Орджоникидзе видна сразу же за "Разливом" "Солнечной поляны" по левому берегу. В 12.00 решаем перекусить и чуточку отдохнуть.

В 13:30 начинаем движение вверх к леднику травянистым склоном фронтальной марены в юго-западном направлении. (фото 32)

Марена ступенчатая, сначала старые валы, а потом большое количество валов, которые движутся из года в год, т.к. края это свежая осыпь. Выходим на верх и далее по старой марене сложенной средними и большими валунами подходим к мощным "молодым" маренным валам, поднимаемся слева** и далее снова переходим на маренные валы двигаясь в западном направлении, по которым подходим в долину ледника, обходя его слева** до нунатака, который обходим справа**. 19:15 на невыраженной боковой марене встаем лагерем, ужинаем и ложимся спать.

Перепад высот +1500= 1500м

15 день, 15 августа.

Просыпаемся в 5:30. Погода ясная, очень холодно. Завтракаем и спешно собираемся.

В 6:30 выходим (фото 33, 34, 35) на ледник несколько ближе к середине по его юго-восточному борту, траверсируя склон слева на право**, продолжаем движение по леднику покрытому средними валунами тем самым обходя возможные места падения камней с п. Орджоникидзе практически под стену п. Маяковского., постепенно выходя на центр. Камнепад идет частый мелкими камнями с северной стены пика Орджоникидзе. (фото 36) Стоит постоянно просматривать его склоны, т.к. камней почти не слышно. Ледник не имеет сколько-нибудь крупных трещин, и его прохождение технической сложности не представляет.

Подъем на перевал проходит сначала по леднику 100-150м по склону крутизной 25-30°, а затем ч/з бергшрунд, по "снежному мостику". Справа** начинать работать не рекомендуется, т.к. идет постоянный камнепад с перевала и по кулуару п. Маяковского. После бергшрунда по льду крутизной 50-55° - 35 м, далее склон несколько выполаживается до 45° - 250 м. (фото 37, 38) Идем, немного смещаясь в направлении слева направо**. Работаем на кошках, страховка через ледовые крючья (с организацией "перил"). Все время подъема работаем с наблюдателем, который внимательно просматривает склон от падающих камней, так как камни в том числе и валуны весом 20 - 50 кг. пролетают не касаясь ледника!!! За 40 метров до перевала движемся по разделу лед - сыпуха и уходим на сыпуху, далее на седло перевала (фото 39). К 15:00 достигаем самого перевала. (фото 40,41,42) На перевале отдыхаем, перекусываем. Любуясь видами, осознаем разницу м/у 2 А и 2 Б - на "теле перевала" Иглы Туюксу еще работает группа! (фото 43) Снимаем записку Астронома Сергея Ефимова от 17.09.2006г.

В 16:00 начинаем спуск с перевала со стороны лед. Игл Туюксу. Спуск представляет собой длинная крутая (40...45°) осыпь в основном мелкая 150м, местами средняя 100м, а ближе книзу крупная. Двигаемся на спуск плотной группой. (фото 44)

При подъеме и спуске выставить наблюдение за северным склоном вершины Орджоникидзе.

К 19:00 выходим на морену ледника Туюксу, где встаем на ночлег. (фото 45, 46) Идем забирать заброску. В заброске оказалось съеденным овсяное печение, перебираем все продукты. Ужинаем и ложимся спать.

Перепад высот +450/-500= 950м

16 день, 16 августа.

Подъем в 5:30. Собираемся, завтракаем и в 6:30 выходим в южном - юго-западном направлении по открытому леднику (фото 47). Подходим под перевал к 7:50. Погода ясная, начинают появляться облака.

Ледник Туюксу подтаял и заметно отступил, это привело к тому, что первый участок подъема на перевал представляет собой ледовую стену крутизной 60-65° и за ней бергшрунд, да и далее тело перевала "разорвано" в нескольких местах (перевал был рассмотрен в бинокль с перевала Орджоникидзе). Ранее выработанную тактику пришлось несколько изменить (фото 48).

Решено начать подъем сначала по крутой крупной осыпи траверсируя слева на право (по ходу движения) к скалам на границе со льдом (80м.). Далее по закрытому углу, образованному льдом и скалами 55-60° - 35 м. Организуем страховку через ледобуры и закладные элементы с организацией "перил". Далее идем по разделу скалы/лед (40-45° - 130 м) - страховка через ледоруб, выступы, ледовые крючья (с организацией "перил") (фото 50, 51).

В 13:00 погода портится, кратковременные заряды снега и даже гроза. Пережидаем грозу 20 мин. На перевал поднимаемся в 15:10. (фото 52, 53, 54) Снимаем перевальную записку, оставленную Астрономом Сергеем Ефимовым от 26.08.2007г.

Ждем замыкающих, перекусываем и в 15:30 начинаем спуск. Спуск представляет собой мелкую, а затем среднюю "сыпуху", на верху покрытую снегом. Спуск с перевала ведем в юго-западном направлении 150м. (фото 55)

Идем, придерживаясь южного направления и в 16:40 выходим на хорошо "набитую" тропу с пер. Туристов. С 17:00 до 20:00 идем в юго-западном направлении по тропе вдоль ручья по правому берегу, после тропа переходит в дорогу. Идем до слияния ручья с рекой Озерная. Встаем на ночлег.

Перепад высот +550/-1150= 1700м

17 день, 17 августа.

Просыпаемся в 6:30. Погодя ясная. Завтракаем и выходим в 7:30. С места ночевки через 20 мин движения переходим в брод р. Озерная. Течение среднее. Переходим стенкой по 4 чел. (фото 57)

Идем по дороге вниз по течению левым берегом в северо-западном направлении. В 8:30 дорога уходит на правый берег через брод. Мы же продолжаем движение вдоль реки 10 мин. по тропе. Далее придерживаясь сначала западного, далее юго-западного направления идем вдоль пересохшего русла реки.

Подъем представляет собой травянистые склоны крутизной 20-25град. В 13:00 встаем под перевалом у родников на обед. (фото 58)

В 14:30 продолжаем подъем на седловину перевала в западном направлении. 15:00 на перевале. (фото 59)

Спуск в западном направлении вдоль ручья по правому берегу до реки Проходная. Вдоль нее идет хорошо набитая тропа. (фото 60)

В 16:20 спускаемся по тропе по правому берегу до границы леса до моста. К мосту подходим в 20:00. Мост представляет собой 3 бревна, переброшенных через реку. На левом берегу большое количество стоянок в ельнике. Данное место используется для отдыха Алмаатинцев, поэтому народа здесь всегда много. В 20:20 находим хорошее место и встаем на ночлег.

Перепад высот +700/-900= 1600м

18 день, 18 августа.

Дневка спим до упора. Светит солнце целый день. Отдыхаем. Напротив, через реку скальная пирамида Большого Алма-атинского пика и седловина перевала Джусалы-Кезень, на котором находится "космостанция". Забираем спрятанную заброску. Перебираем продукты. И подсчитываем убытки: грызуны добрались до еды, поели вафли.

19 день, 19 августа.

Просыпаемся в 7:00, собираемся, завтракаем. Ясно. В 8:30 с места дневки выдвигаемся в юго-западном направлении вверх по травянистым склонам 20 - 25°. (фото 61,62) От границы леса берем западное направление, переходим на крупные камни старых моренных валов.

Погода начинает портиться, появляются облака. Идем по правой (орографически) части фронтальной морены. В 11:00 начинается мелкий дождь, через 15 мин усиливается. Камни становятся очень скользкими. Ищем место для укрытия, сначала пытаемся переждать под тентом, но вскоре дождь усиливается. Гроза. Понимаем, что это на долго и ставим палатки. Идет мелкий град. К 15:00 - снег. Гроза продолжалась до 19:00. Высота снежного покрова до 5 - 10 см. Ужинаем, ложимся спать.

Перепад высот +500= 500м

20 день, 20 августа.

Просыпаемся 8:00. Пасмурно, моросит дождь, переходящий в мелкий снег. Пережидаем непогоду. В разрывах облаков виднеется Алма-Ата, особенно прекрасна ночная элиминация... (фото 63)

21 день, 21 августа

Просыпаемся в 6:30. Ясно. Все окрестные вершины в снегу - красотища редкостная...(фото 64) Завтракаем, собираем лагерь. В 8:00 продолжаем движение с левой** стороны маренных валов, в том месте, где морена подходит к скалам. Седловина перевала нечетко выражена, является самой южной в гребне, идущем к характерной вершине в виде зуба. (фото 65, 66, 67)

Подъем на перевал осуществляется по крупной осыпи. Не следует выходить на ледник, и подходить к камне опасным склонам, находящимся справа**. Подходим под перевал к 12:00. Подъем на перевал начинаем правее седловины на 200-300м. Траверсом подходим по средней и крупной осыпи под перевальную седловину. Непосредственный подъем на перевал - 30 м представлен льдом покрытым очень подвижной, мелкой осыпью. Безопаснее подниматься, придерживаясь правой** стороны, так как слева - путь падения вытаивающих из ледника камней. Седловина перевала узкая 3-4 м. и короткая - 10-15 м. На перевале в 14:10. (фото 68) Снимаем записку Т/к "Гадкий утенок" г.Москвы в составе 11чел. под руководством Чегаевой Т.В. от 31.07.2007г.

Спуск с перевала в сторону р. Каргалинка не длинный и не крутой - порядка 70 метров - 25-30°, сложен из среднего размера малоподвижных камней. (фото 69, 70, 71) Внизу - лед, покрытый крупными обломками скал. Далее пересекаем ледник в направлении центра, где он делает небольшой поворот, там и выходим на левую боковую морену. Ледник ровный, открытый и без трещин.

Спускаемся по моренным валам в северо-западном направлении, придерживаясь левого** борта, несколько подрезая склон, что бы не терять высоты. (фото 72) Выбранная нами тактика не совсем себя оправдала, так как в итоге наткнулись на сложное нагромождение больших обломков скал, прохождение которых потребовало много времени и сил... (фото 73)

Перепад высот +650/-200= 850м

22 день, 22 августа

Просыпаемся в 6:00, ясно, но очень холодно. Завтракаем и выходим в 7:30. Идем по правой морене ледника Каргалинка в юго-восточном направлении, постепенно набирая высоту до крупной осыпи. (фото 74) Подъем на перевал начинается по средней осыпи. В 8:40 подходим к легким разрушенным скалам.

В 9:00 начинаем подъем на перевал с организацией перил по разделу скалы/лед - страховка с использованием закладных элементов, френдов, петель, ледовых и скальных крючьев. Крутизна склона до 45° - 130м. (фото 75)

Далее по льду 45 - 50° - 40 м - к скалкам, вдоль скалок и далее склон выполаживается 35 - 40° - 50 м, далее до перевальной седловины - 70м с одновременной страховкой(фото 76). На перевале в 14.30. Обед, отдых...(фото 77) Из тура снимаем записку от 17 августа 1996 года.

Спуск начинаем в 16:00. Сначала, плотной группой двигаемся по кулуару с мелкой и средней "сыпухой" 40-45° - 130 м, а далее в восточном направлении, по крупным обломкам гранитных глыб выходим на маренные валы и по ним на "зеленку". (фото 78, 79, 80)

Встаем лагерем у реки Проходная в 19.30.

Перепад высот +500/-750= 1250м

23 день, 23 августа

Подъем в 7:00. В 8:00 выходим и, перейдя речку, по хорошо "набитой" тропе идем в южном направлении на перевал Проходной. (фото 81)

Подъём и спуск: травянисто-осыпные склоны. На перевале - курган из принесенных туристами камней. (фото 82, 83) Из огромного тура вынимаем записку группы туристов в составе 10 человек из г. Астана "SOS Детская деревня - "Астана""

В 10:00 уходим с перевала в западном направлении в правый карман, пытаясь не терять высоты. (фото 84) По распадку выходим в цирк пер. Москвичей и пер. Лунина к 12:10. (фото 85) В цирке мелкое озерцо, где и обедаем.

В 13:30 начинаем подъём на пер. Лунина в юго-западном направлении. Идем сначала по средней и мелкой осыпи 30-35° - 250 м. (фото 86) Далее выходим на снежно-ледовый склон, который местами покрыт мелкими камнями 35° - 200 м. На перевале в 15:30. (фото 87, 88) Снимаем записку группы из 3 человек от 15.08.2005г.

В 16:00 начинаем спуск плотной группой по осыпному склону 30-35° - 400 м из мелкой и средней "сыпухи" (фото 89).

Далее выходим на маренный вал, откуда продолжаем спуск в северо-восточном направлении до реки правый Аксай. В 19:00 встаем на ночевку. (фото 90)

Учитывая нехватку ходовых дней, от прохождения перевалов Богдана Хмельницкого, Роксана, Окно решено отказаться. 24 августа необходимо начать спуск долиной реки Правый Аксай до поселка Кардон.

Перепад высот +700/-800= 1500м

24 день, 24 августа

Просыпаемся в 6:00. Выходим в 7:30 по правому, а затем левым берегом по нечёткой тропе идем вниз. Тропа не четкая, часто теряется в прижимах... Тем временем на правом берегу видна хорошо набитая тропа, которая вскоре переходит в грунтовую дорогу.

К 19:00 выходим к лесничеству у п. Кардон, где нас уже ждет заранее заказанный автотранспорт.

От поселка на автотранспорте к 22:30 прибываем на Капчагай. (фото 91,92)

Перепад высот -1500= 1500м

25 день, 25 августа

Отсыпаемся, загараем, купаемся. (фото 93) В 14:00 автотранспортом возвращаемся в Алма-Ату.

Вечером вылетаем в Москву...

7. Дополнительные сведения о походе 7.1 Список специального снаряжения на 1 чел.

1. Система(верх, низ, блокировка)

2. Репшнур(4 м)

10. Ледоруб (айсбайль)

5 кг

7.2 Список общественного снаряжения

1. Веревка основная (10мм х 50 м)

... 3 шт

2. Веревка вспомогательная (6 мм х 40 м)

3. Газовые горелки

13. Фотопринадлежности

40 кг

7.3 Список аптечки

1. Аспирин 10 табл (20 табл)

2. Андипал 10 табл.

3. Цитрамон (Кафецил) 10 табл

4. Но-шпа 20 табл.

5. Кларетин 10 табл.

6. Санорин 1 фл.

7. Стрепсил 10 табл (фарингосепт)

8. АЦЦ - Лонг 10 табл.

9. Церукал 20 табл.

10. Нитроглицерин 10 табл.

11. Оратат калия 20 таб.

12. Рибоксин 50 таб.

13. Амоксиклав 625 - 30 табл.

14. Фуразолидон 20 табл.

15. Ампиокс 250 мг - 20 табл.

16. Ксенаквин 400 мг - 5 табл.

17. Нистатин 500 тыс - 20 табл

18. Имудиум 10 табл

19. Линекс - 20 табл

20. Фестал (Мезим форте) 20 табл.

21. Курантил 25 мг - 50 табл

22. Диклофенак 100 мг - 20 табл.

23. Уголь активированный 50 табл.

24. Фуросимид 10 табл.

25. Левомецитин 500 мг, 10 шт

26. Анаприлин (обзидан) 40 мг - 10 табл.

27. Фенопттин (Изоптин, Верапомил) 40 мг - 10 табл.

28. Регулакс (или Сенаде) 10 шт

р-р Децинона 12,5 % - 2,0 5 апм

Кардиамин 2,0 2 амп.

Клафоран 1.0 2 флакона

Сульфацил - натрий (альбуцид) 2 шприц - тюбика.

Фастум гель 1 тюбик.

Перманганат калия (порошок) - 1 уп .

Пантеноль (гель или аэрозоль) - 1

Бальзам "Звездочка" - 1 шт

Мазь "Левасин" - 1 тюбик

Метрагил - дента 1 тюб.

Бинты:

"пальчиковый" 3 шт.

"средний" 4 шт. (3 стерильных + 1 простой)

"Большой" 3 (2 стерильных + 1 "простой")

Салфетки стерильные (лучше в отдельных упаковках) 5х5 15 шт 10 х 10 10 шт

Салфетки "спиртовые" 5 шт.

Лейкопластырь 1 шт

14. Капроновая ткань

1.0 кг

Итоги

В связи с бесснежной зимой 2007-2008 г.г. и жарким летом поход оказался очень сложным технически, потребовал мобилизации всех физических сил, а также хорошей психологической подготовки и схоженности группы.

Из-за болезни одного из участников, а так же преследующей нас непогоды нам не хватило 4-х - 5-и дней для полного завершения запланированного похода, однако мы хорошо отдохнули и получили большое удовлетворение от пройденного маршрута.

8. Выводы и рекомендации

Несмотря на хорошую физическую подготовку, не стоит стараться, как можно больше сделать в первые дни! Любой организм должен пройти полноценную адаптацию к данным климатическим условиям.

Наличие забросок на протяжении маршрута существенно облегчили работу на маршруте, что в итоге способствовало успешному прохождению технически сложных препятствий. Однако на проведение забросок и вводную часть маршрута следует отводить больше времени, так как экономия в начале может плачевно сказаться на конечных результатах.

Поход получился очень интересным из-за большого разнообразия природных ландшафтов.

При прохождении группами Аксайского заповедника (выход через лесничество п. Кардон) рекомендуем заранее получить разрешение в лесничестве (г.Талгар), либо "обходить" домик лесника...

Источники, использовавшиеся при подготовке к походу:

1. В. Н. Вуколов "По Северному Тянь-Шаню" - М.: Профиздат, 1991.
http://www.poxod.ru/guidebook/ntsh/ , http://www.climb.by.ru/books.htm

К книге прилагается картосхема района. Следует учитывать, что описания в книге частично устарели, а частично неточны.

2. В. И. Степанова "По Заилийскому Алатау" ч.1 и ч.2
Описания альпинистских маршрутов.

3. Александр Ковшерев "Альфа-Центавра на склонах Талгара"

Статья на mountain.ru в разделе Горы мира/Тянь-Шань с описанием вариантов подходов и восхождений.

4. Отчёт № 5422 в библиотеке МГЦТК (1992 г., 4 к.с.)
пер. Иглы Туюксу, пер. Рижский

5. Отчёт № 5320 в библиотеке МГЦТК (1990 г., 4 к.с.)
пер. Иглы Туюксу, пер. Суровый

6. Отчёт № 4609 в библиотеке МГЦТК (1984 г., 5 к.с.)
пер. Сулеймана Стальского

Использовались также другие другие отчёты, найденные в Интернете, например на сайте skitalets.ru (в основном походы 1-3 к.с.)

Использовались карты:

- картосхемы из книги Вуколова

- генштабовские километровки, листы К-43-34, К -43-35, К-43-46, К -43-47.

Можно найти по ссылкам:
http://gorashaman.narod.ru/Maps/maps1.html - листы К-43-35, К-43-47.
http://www.climb.by.ru/maptsz.htm - картосхемы из книги Вуколова, К-43-35 и хребтовки на её основе, самодельные схемы.

http://velotyanshan.narod.ru/maps/index.html - карты масштаба 1 км, 2 км и список перевалов к ним

http://takt.tomsk.ru/t/lib/map/zaily.htm - картосхемы из книги Вуколова и список перевалов к ним, куски цветных километровок

Вопросы, касающиеся обстановки в районе на данный момент:

http://bb.ct.kz/ - казахские форумы "Центр Тяжести", раздел "Горный туризм и альпинизм"
http://a13.kz/ - сайт местного казахского клуба "А13 Expedition Team", форум.

Казахские фирмы, организующие треккинги и восхождения, могут организовать заезды и помочь с информацией:

Отчет подготовлен Грабарником А.Е., Дроздовым Д.В.

Фотографии Золотухин К.С., обработка Киселев А.Д.