Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Шляпужников А.В., Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу в июле-авгутсе 2009 г. Часть 1 из 2

Отчет

о горном туристическом походе 5 КС

по Центральному Кавказу

совершенном в июле-августе 2009

группой туристов ТК "Вестра".

Маршрутная книжка № 1/3-501

Руководитель группы: Шляпужников Александр Вячеславович

Москва 2009г.

1. Краткие сведения о маршруте

Район путешествия: Центральный Кавказ

Сроки похода: 18.07. - 08.08. 2009г. (без транспорта).

Пройденная нитка маршрута:

г.Минводы - а/л Баксан - Приют 11 (бочки)(рад. акклиматизационный выход)- а/л Баксан-ледник Шхельда (Аристова)(рад. заброска) - а/л Баксан - р.Юсенги -пер. Юсенги Сев.(2Б) - л.Шхельда (Аристова)-пик Вуллея (по зап. Гребню, 1Б альп.) - л.Двойной -пер.Двойной (3А) -пер.Бжедух (2Б) - а/л Джантуган -пер.Джантуган Вост.(2Б) -в.Гумачи (1Б альп) - а/л Уллу-Тау - лед.Адыр-су -пер.Грановского(2А) - лед.Башиль - т/б "Башиль" - т/б "Чегем" - лед.Шаурту -пер.Ортокара Зап.(3А, спуск через жандарм "Двугорбый") -пер. Кель (н/к) - а/л Безенги - г.Минводы.

Заявленная нитка маршрута:

г.Минводы - а/л Баксан - Приют 11 (бочки)(рад. акклиматизационный выход)- а/л Баксан-ледник Шхельда (Аристова)(рад. заброска) - а/л Баксан - р.Юсенги -пер. Юсенги юж.(2Б) - л.Шхельда (Аристова)-пик Вуллея (по зап. Гребню, 1Б альп.) - л.Двойной -пер.Двойной (3А) -пер.Бжедух (2Б) - а/л Джантуган -пер.Джантуган Вост.(2Б) -в.Гумачи (1Б альп) -пер. Украина -траверс в.Чегет-Тау -в.Лацга -пер.Гарваш (траверс по совокупности 3А тур.(3Б альп.)) - а/л Уллу-Тау - лед.Адыр-су -пер.Грановского(2А) - лед.Башиль -пер.Бадорку (2Б) - т/б Чегем - лед.Шаурту -пер.Ортокара В.(3А, через жандарм "Двугорбый") -в.Салынан (2Б альп.) -пер. Кель (н/к) - а/л Безенги - г.Минводы.

Заявленные запасные варианты:

·    вместо пер.Юсенги Юж. (2Б) - пер.Юсенги Сев.(2Б),

·    вместо пер.Двойной (3А) - пер.Седло Кавказа (3А),

·    вместо пер.Джантуган Вост. (2Б) - пер.Гумачи(2А),

·    вместо пер. Бодорку (2Б) - пер. Чат (3А).

Отклонения от заявленной нитки маршрута:

·    вместо  пер.Юсенги Юж.пройден пер.Юсенги Сев., т.к. пограничникинастоятельно посоветовали выше по долине Юсенги не ходить

·    вместо траверса в.Гумачи - в.Чегет-Тау - в.Лацга - пройден траверс двух вершин Гумачи + спуск с пер.Гумачи в сторону ущ.Адыр-Су - причина - отставание от графика маршрута по погодным условиям,

·    от прохождения пер.Бодорку отказались по причине плохих погодных условий и отсутствия запасных дней.

Протяженность маршрута: 154 км


Карта маршрута

2. Состав группы.

ФИО

Фото

Год рождения

Опыт

Обязанность  в группе

1

Шляпужников Александр Вячеславович

1961

6ГУ (Ц.Кавказ)

5ГР (Ц.Кавказ)

Руководитель

2

Ключник Александр Васильевич

1954

5ГР         (Памир, Кавказ)

Хронометрист

3

Богданова Юлия Игоревна

1973

4ГР (Ц. Тянь-Шань), 5ГУ (Памир, Ц.Кавказ)

Завхоз

(Зам. руководителя)

4

Чиков Андрей Сергеевич

1977

4ГУ (Ц.Тянь-Шань)

Фотограф

5

Нацов Александр Валерьевич

1980

4ГУ (Ц.Тянь-Шань)

Снаряженец

6

Жукова Светлана Андреевна

1980

4ГУ (Ц.Тянь-Шань)

Финансист

7

Коптева Татьяна Владимировна

1985

4ГУ (Ц.Тянь-Шань)

Медик

3. Подготовка похода

3.1 Характеристика района путешествия.

Центральный Кавказ - район расположенный между Эльбрусом и Казбеком,

Является одним из самых изученных и популярных горных районов у туристов. В нём сосредоточены все "пятитысячники" Кавказа, и высшая точка Еврпы - потухший вулкан Эльбрус (5642м). Большая часть вершин выше 5000 метров расположена в районе Безенги, который не зря называют "маленьким Тянь-Шанем". Имеется значительное современное оледенение, но под влиянием нынешних климатических условий площадь ледников существенно сокращается.

С точки зрения организации спортивных туристических походов район предоставляет весьма широкие возможности, т.к. в наличии имеются препятствия всех категорий сложности, от н/к и 1А до 3Б.

Центральный Кавказ  характерен высокой степенью доступности, развитой транспортной системой. В долинах есть действующие альплагеря, в которых при необходимости можно получить помощь спасателей и медицинскую помощь. Также можно организовывать "заброски" продуктов и снаряжения.

В районе расположены национальный парк "Приэльбрусье" и  Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник. При планировании маршрута это необходимо учитывать и заранее озаботиться оформлением пропусков на их территорию. Контактную информацию можно найти в интернете, в частности на сайте "Особо охраняемые природные территории России" - http://oopt.info/

3.2 Подготовка группы.

Техническая подготовка группы состояла из:

·    тренировочных занятий в Москве и Подмосковье (зимой снежные и ледовые занятия в "Полушкинских" карьерах, весной и летом - карьеры и овраги, все сезоны - скалодромы Москвы), .

·    трехдневный выезд на искусственный скальный тренажер в г. Десногорске

·    для повышения уровня техники передвижения и работы на скальном рельефе, группа в мае 2009 года выезжала в Крым, участвуя в альпинистско - скалолазных сборах клуба альпинистов и скалолазов (КАиС) МЭИ.

3.3 Материалы, использовавшиеся при подготовке к походу.

При подготовке к походу использовались в основном материалы найденные с помощью Интернета, а так же из библиотеки МГЦТК.

Картографический материал был найден в Интернете. При этом использовались каталоги перевалов, в том числе с сайта www.westra.ru. К сожалению, несмотря на то, что район очень посещаемый, координаты многих перевалов не точны.

1) Каталог перевалов на сайте ТК "Вестра" - постоянно обновляемый ресурс, есть большинство перевалов, почти все с координатами, что облегчает поиск.

2) Отчет о горном туристском походе шестой категории сложности по Центральному Кавказу. Автор: Рассолов Ю.В

3) Отчет о горном туристском походе по району Центрального Кавказа (подрайоны: Безенги, Чегем, Приэльбрусье). Автор: Николай Рипа, Одесса.

4) Центральный Кавказ (Безенги-Приэльбрусье), горный поход 5 к.с., август 2005 г., Землянников Максим, г. Москва

5) Отчёт о горном туристском путешествии 5 к.с. по Центральному Кавказу. Руководитель: Романенков С.А. т/к "МАИ".

6) Отчёт о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу (Безенги-Приэльбрусье), август 2004 г. Автор: Ворсин Геннадий, г. Ставрополь.

7) Центральный Кавказ, горный поход 5 к.с., июнь-июль 2003г. Автор: Рассолов Юрий, г. Десногорск.

Были использованы фотографии из архива Голубева М.В.

3.4 Организация транспорта и заброски.

Варианты подъезда и отъезда, расписание движения транспорта

Заезд в Приэльбрусье может осуществляться через два крупных транспортных узла: Минеральные воды и Нальчик. По видам транспорта возможен заезд железнодорожным и авиатранспортом.

Москва - Минеральные воды:

Железнодорожное сообщение

По направлению Москва - Минеральные воды в день курсирует около 7 поездов. Цены варьируются от 1400 до 2500 руб. за плацкарт (самые доступные билеты в поезде на Грозный, а самые дорогие в фирменном скоростном поезде на Кисловодск).

Посмотреть актуальное расписание и цены, а также купить билет на поезд можно на сайте http://www.rzd.ru/

Авиа сообщение

Из Москвы в Минеральные воды регулярные рейсы выполняют 3 авиакомпании.

Авиакомпания

Кол-во рейсов в день

Цена

Интернет-сайт (расписание / цены)

Комментарии

Кавминводыавиа

от 3 рейсов в день

от 9 000 руб.

http://www.kmvavia.aero

Возможность покупки электронного билета, есть льготные цены для групп (от 10 чел)

Аэрофлот 

2 рейса в день

от 8 000 руб.

https://www.aeroflot.ru

Возможность покупки электронного билета

ЮТЭЙР

2 рейса в день

от 9 000 руб.

http://www.utair.ru/

 

Полезная информация по транспорту в г. Минводы:

- Такси по городу - 50 руб.

- Такси город - аэропорт - 70 руб. (при заказе через фирму по телефону)

- Таксисты в аэропорту просят до города - 250 руб.

- Маршрутка аэропорт - ж/д вокзал - 10 руб.

Москва - Нальчик

Железнодорожное сообщение

До Нальчика из Москвы курсирует 1 поезд. Отправление из Москвы ежедневно в 19:50. Прибытие в Нальчик в 06:36. Цена за плацкарт - от 1 500 руб.

Авиа сообщение

Из Москвы в Нальчик регулярные рейсы выполняют  авиакомпания  Эльбрусавиа (1 рейс в день).

Актуальные цены и расписание рейсов можно посмотреть на сайте http://www.elbrus-avia.ru/menu_14.htm

Нальчик - Минеральные воды

Между Нальчиком и Минеральными водами действует железнодорожное и авто сообщение (через Пятигорск).

Электричка (1 раз в день):

Отправление из Минвод в 06: 10, прибытие в Нальчик в 09:30

Отправление из Нальчика в 11:30, прибытие в Минводы в 15:00

Маршрутка Нальчик - Пятигорск ( от нового автовокзала Нальчика) - выезд по мере наполнения маршрутки (по моему опыту ждать приходится 30-40 минут). Цена - 100 руб.

Маршрутка Пятигорск - Минводы. Цена - 35 руб. Выезд каждые 20-30 минут.

При выборе варианта заезда мы руководствовались тем, что хотелось выспаться в поезде, и при этом рано утром уже быть в горах. По этому принципу были куплены билеты Москва-

Минводы на поезд Москва-Владикавказ, приезжающий в Минводы в 04:00, что позволяло нам уже в 06:00 быть в поселке Тегенекли.

Для возвращения был выбран скорый поезд Кисловодск - Москва (№ 003С "Кавказ", время в пути до Москвы - 24 часа), так как  он позволяет, выехав в субботу вечером из Минвод, за приемлемые деньги (2500 руб. плацкарт) добраться до Москвы уже к вечеру воскресенья.

Заезд и отъезд из высокогорной зоны :

Мы уже не первый раз для оформления погранпропусков и организации трансферов пользуемся услугами фирмы ООО "КавказСкиТур" г. Нальчик пр. Ленина 53, офис 63, Тел: +7 8662 442026,  Моб: + 79289837748, Ляна Керефова. www.kavkazskitur.ru ,   info@kavkazskitur.ru

Расценки на трансферы:

Нальчик - Приэльбрусье - 2 500 руб. за Газель

Минводы - Приэльбрусье - 3 500 руб. за Газель

Также с этой фирмой можно договориться о доставке коробок с забросками в нужные альплагеря без сопровождения.

Лучшие цены на выезд из а/л Безенги (конечная точка маршрута) были предложены непосредственно альплагерем Безенги - 4 900 за 7-местный УАЗ до Минвод.

Цены на транспортные услуги, оказываемые альплагерем Безенги, можно посмотреть на сайте http://www.mountain.ru/bezengi/transport.shtml

Порядок получения пропусков в зоны ограниченного допуска. Адреса и телефоны соответствующих организаций

Маршрут похода проходит по пограничной зоне КБР. Для нахождения в пограничной зоне обязательно иметь пропуск, который может быть оформлен самостоятельно или с помощью различных фирм-посредников.

Для самостоятельного оформления пропуска необходимо не менее чем за 30 дней до начала похода подать ходатайство на оформление пропуска.

Ходатайство может быть подано по факсу в:

1)Пограничное управление ФСБ России по КБР, тел: (8662) 91-43-56.

2)Пограничную заставу в Верхнем Баксане, тел: (866-38) 7-62-10, факс: (866-38) 7-61-24

Форма ходатайства на оформление коллективного пропуска http://ourways.ru/data/all/propusk_example2009_KBR.doc

Форма ходатайства на оформление индивидуального пропуска (оправдано, если есть вероятность, что часть участников отделится от основной группы на определенном этапе похода)   http://www.ullutau.ru/download/482/?file=xli6dAL6.doc

Получение пропусков осуществляется в Пограничном управлении ФСБ России (войсковая часть №2013) - г. Нальчик, улица Кабардинская, дом 192 в рабочие дни с 10.00 до 13.00, суббота, воскресенье - выходной

Для оформления пропусков мы пользовались услугами фирмы-посредника ( ООО "КавказСкиТур" г. Нальчик пр. Ленина 53, офис 63, Тел: +7 8662 442026,  Моб: + 79289837748, Ляна Керефова. www.kavkazskitur.ru info@kavkazskitur.ru) . Стоимость оформления одного индивидуального пропуска - 100 руб. Фирма берется за оформление пропусков при подаче заявки менее чем за 30 дней до похода.

3.5 Аварийные выходы с маршрута.

Из любого ущелья по маршруту можно выйти к альплагерям "Шхельда", "Джантуган", "Уллу-Тау", "Безенги" либо к турбазам "Башиль" и "Чегем" где располагаются посты МЧС. Кроме того, поскольку маршрут проходит близко к границе, при необходимости можно обратиться за помощью к пограничникам.

Для обеспечения экстренной связи было принято решение взять с собой спутниковый телефон, по которому, практически с любой точки маршрута, можно связаться со спасателями и координационным центром Клуба "Вестра".

3.6 Цели и задачи похода.

Основной целью запланированного мероприятия было совершить в течении трех недель горный поход 5-й категории сложности  по Центральному Кавказу, пройдя вдоль Главного Кавказского хребта от Эльбруса до Безенги и объединив в одном маршруте наиболее интересные в видовом и спортивном плане объекты этого региона.

Для участников группы, помимо сугубо личных причин, побуждающих их  каждый год отправляться в горы, общей целью было совершить совместное путешествие по одному из самых красивых горных районов и повысив при этом свое спортивное мастерство.

Задачами, решение которых позволяло достигнуть обозначенных целей, были определены:

·    Максимально эффективная акклиматизация за минимальное время, так как маршрут сложный и протяженный, а отпуск короткий

·    Организация максимально возможного количества забросок вдоль нитки маршрута для обеспечения минимально возможного веса рюкзаков и как следствие повышения скорости передвижения

·    Сквозное прохождение и описание перевала Двойной. Во всех найденных источниках были описания только радиальных выходов с разных сторон

·    Включение в туристский маршрут участка траверса ГКХ от перевала Джантуган Зап. до перевала Гарваш в качестве локального препятствия 3А категории сложности. Освоение такого объекта туристами позволит существенно разнообразить набор препятствий в данном районе - на настоящий момент между ущельями Адыл-су и Адыр-су нет перевалов 3А категории сложности

·    Применение на практике в реальных условиях навыков и технических приемов отрабатываемых участниками группы в течении полугода на совместных тренировках.

Основу группы составили пять человек, которые два года подряд ходили  в совместные походы и в прошлом году заняли призовое место в чемпионате среди походов 4-й категории сложности.

Для совершения запланированного путешествия было выбрано время с середины июля по начало августа, которое на Кавказе традиционно считалось наиболее благоприятным.

4. Техническое описание маршрута.

4.1 График похода

Дата

Ход день

Планируемый график

Реальный график

Км

Высота

Метеоусловия

16.07.2009

 

Отъезд из Москвы

Отъезд из Москвы

    

17.07.2009

 

поезд

поезд

    

18.07.2009

1

Нальчик - а/л Баксан - бочки (Приют 11) -  а/л Баксан

Нальчик - а/л Баксан - Приют 11 - б/о "Эльбрус"

14 

1860

Утром ясно, с 14-00 дождь

4000

19.07.2009

2

А/л Баксан - л.Шхельда (Аристова) - а/л Баксан

б/о "Эльбрус" - л.Шхельда (Аристова) - б/о "Эльбрус"

14 

1860

Утром ясно,        

 с 15-00 дождь-гроза

2700

20.07.2009

3

Подход под пер.Юсенги юж.

Подход под пер.Юсенги сев

1860

С утра до 10-00 моросящий дождь  днем ясно

с 18-00 дождь-гроза

2800

21.07.2009

4

Выход на пер. Юсенги юж.

Выход на пер. Юсенги сев.

4

3100

Утром ясно, с 18-00 дождь

3450

22.07.2009

5

спуск на л.Шхельда - Аристова (заброска) -  Верховья л. Шхельда (Шхельдинские ноч.)

спуск на л.Шхельда - Аристова (заброска) -  Ночевки на правобережной морене

2700

Утром переменная обл., туман                      с 17-00 дождь-гроза

2750

23.07.2009

6

пик Вуллея по Зап.гребню (1Б альп) - л.Двойной

Морена л.Шхельды - ледовый кар под Зап. Гребнем п.Вуллея

4

3200

Утром ясно,

с 19-00 туман-снег

3700

24.07.2009

7

пер.Двойной  

 Зап.гребень пик Вуллея  - л.Двойной (пер. Шхельдинский)

4060

Переменная облачность

с 15-30 туман, гроза, снег

3880

25.07.2009

8

пер. Бжедух - а/л Джантуган   (зеленая гостиница)

Разведка пер.Двойной

 

4000

Весь день плотный туман, ветер

3880

26.07.2009

9

дневка  (заброска)

Пер. Двойной - верхнее плато л.Бжедух

2.4 

4080

С утра ясно, днем переменная обл., с 19-00 туман, дождь

3580

27.07.2009

10

подход под пер. Джантуган Вост. (запасной день)

пер. Бжедух - а/л Джантуган - Приют "Очаг"

10

3600

Переменная обл. 

с 18-00 дождь

2130

28.07.2009

11

пер. Джантуган Вост.2Б (Зап.вар. Пер Гумачи 2А) - в.Гумачи (1Б альп) - пер.Украина

дневка  (заброска)

 

2130

Весь день дождь, гроза

2130

29.07.2009

12

Траверс в.Чегет-тау

а/л Джантуган - левобережная морена л. Джан-Куат

2670

Утром ясно, днем переменная обл., с 12-00  туман, дождь, снег

2900

30.07.2009

13

в. Лацга - пер.Гарваш - р.Адырсу по совокупности траверс  Гумачи-ЧегетТау-Лацга3А тур.   (3Б альп)

л. Джан-Куат  - пер. Джантуган Вост. - в.Гумачи (1Б альп)

3640

Утром ясно, днем переменная обл., с 13-00  плотный туман,

с 16-00 снег

3880

31.07.2009

14

дневка (заброска - а/л Уллу-Тау)

в.Гумачи - л.Гумачи - а/л Уллу-Тау

8

3500

Утром и днем ясно,

с 18-00 моросящий дождь

2300

01.08.2009

15

пер. Грановского

дневка (заброска)

 

2300

Утром ясно,

с 14-00  моросящий дождь,

с 18-00 гроза

2300

02.08.2009

16

пер. Бодорку

а/л Уллу-Тау - пер. Грановского - моренное озеро у л. Башиль Сев и Башиль Зап.

14 

3840

Утром туман,

днем переменная обл.,

с 18-00  моросящий дождь

3000

03.08.2009

17

т/б Чегем (заброска)

Озеро - л. Башиль Вост. - Верхн. Лычатские ночевки.

2670

Утром туман, днем ясно,  16-00  гроза, вечером плотный туман, моросящий дождь

2950

04.08.2009

18

полудневка - подход под пер.Ортокора Вост.

Верхн. Лычатские ночевки. т/б Башиль - т/б Чегем (заброска)

22 

1900

Весь день ясно,

ночью моросящий дождь

2100

05.08.2009

19

пер. Ортокора Вост(через жандарм "Двугорбый")

т/б Чегем - нуннатак на вост. ветви л. Шаурту

10 

3000

Весь день ясно

3750

06.08.2009

20

в. Салынан (2Б альп) (запасной день)

Нуннатак - пер.Ортокора Зап.

 2.6

4000

С утра ясно,

днем переменная обл,

 с 16-00 туман, сильный ветер

4325

07.08.2009

21

спуск в а/л Безенги

Траверс жандарма "Двугорбый" - спуск на л.Кель-баши (л.Ортокара) - пер. Кель

 3

4100

Утром переменная обл, с 10-00 гроза, туман, ветер, вечером переменная обл., сильный ветер

3640

08.08.2009

22

а/л Безенги - Нальчик - поезд

пер. Кель - а/л Безенги - Мин.воды - поезд

 13

2700

Утром и днем переменная обл.,   с 13-00  моросящий дождь

2100

09.08.2009

 

поезд

Москва (прибытие в 21-30)

    

10.08.2009

 

Москва (прибытие в 4-30)

 Всего:

154 

  

4.2 Высотный график похода.


Высотный график

Определяющие препятствия маршрута.

Дата

Вид

препятствия

Категория

трудности

Путь прохождения

Характеристика препятствия

(Высота указана по данным GPS )

21-22.07.2009

пер. Юсенги сев.

Р.Юсенги - л.Шхельды

Высота 3550 м. Подъем по снежно-ледовому склону. Крутизна в  верхней части до 450 150 м. Движение в связках с одновременной и попеременной страховкой через ледобуры. Спуск по полкам сильно разрушенного скального склона, крутизной 30-500

23-26.07.2009

Зап.гребень пика Вуллея  - пер. Двойной

л.Шхельды - л.Двойной - л.Бжедух

Подъем на Зап.гребень пик Вуллея (4160 м)  по закрытому леднику и скально-осыпному склону крутизной до 600 в связках с одновременной и попеременной страховкой.  Спуск на плато л,Двойной (3880 м)по закрытому ле днику в связках с попеременной и одновременной страховкой.

Выход на пер.Двойной (4180 м) по снежно ледовому склону крутизной до 550, 50 метров спуск по скальному склону до 700, подъем по снежно-ледовому склону, 500, 120 метров перила. Спуск на л.Бжедух: (3550 м) 50 м перила через бергшрунд, далее по закрытому леднику крутизной 40-500 с одновременной и попеременной страховкой через ледоруб, 50 м. перила через разлом льда, закрытый ледник  - движение в связках.

27.07.2009

пер. Бжедух

л.Бжедух - л.Кашкаташ

Высота 3600 м. Подъем по сильно разрушенному скальному склону крутизной до 500 с одновременной страховкой через промежуточные точки на выступах рельефа и закладных элементах. Спуск по полкам сильно разрушенного скального склона, крутизной 30-500и снежному склону крутизной 30-350

30-31.07.2009

пер. Джантуган Вост. - в.Гумачи

л. Джан-Куат - л.Гумачи

Подъем на пер. Джантуган Вост. (3650 м) По закрытому леднику в связках. Подъем на в.Гумачи (3880 м) по Зап. гребню по разрушенному скальному гребню и заснеженному, местами обледеневшему скальному склону крутизной до 450 в связках с одновременной и попеременной страховкой. Спуск по скальному ( до 450) и снежному гребню (до 350) в связках с одновременной страховкой далее по закрытому леднику в связках

05-07.08.2009

пер. Ортокора Зап. - траверс жандарма "Двугорбый"

л. Шаурту - л.Кель-баши (л.Ортокара)

Высота 4325 м. Подъем по разорванному открытому  и закрытому леднику в связках с одновременной и попеременной страховкой. В  средней части перевального взлета 50 метров перила через разлом  (5 метров крутизна 950). Выход на седловину снежному склону и обледенелым разрушенным скалам крутизной до 450 в связках с одновременной и попеременной страховкой.

Траверс по полкам сильно разрушенного скального склона, крутизной 30-500и снежно-ледовым "языкам" крутизной 40-500. Спуск по скальному (45-600) склону с пересечением снежно-ледовых кулуаров, 250 метров перила, далее по полкам в связках с одновременной и попеременной страховкой затем по закрытому леднику в связках


4.3 Техническое описание маршрута.

Примечание:

В данном описании, при отсутствии четкой ссылки на орографию, наименования правый, левый, левая и т.п. указывают на орографическое положение объекта. Налево, направо, вправо и т.п. - подразумевается указание направления по ходу движения.

18.07.09. 1 день.

Заезд в пансионат "Эльбрус" - акклиматизационный выход до "Приюта 11".

Пройденное расстояние от пос. Тегенекли до Азау и от ст.Мир до "Приюта-11" - 14 км. Чистое ходовое время  ч. Перепад высот +2200 -2200 (Высоты по GPS : 1830м - 4050м - 1830м). Погода утром солнечная, к обеду облачно, с 14:00 - снег, дождь.

В 4 утра поезд прибыл в г.Минводы. Здесь нас уже ждали ребята, летевшие самолётом, и заказанный заранее транспорт. Из Минвод в Баксанское ущелье ехать подольше и подороже, чем из Нальчика, но этот вариант позволил нам сэкономить 2,5 часа времени, что весьма существенно.

На сегодня запланировано заселиться в пансионате "Эльбрус" (о чем договорено ещё из Москве), отправить (на той же "Газеле", что нас встречала) заброски в а/л "Джантуган",  "Уллу-Тау" и т/б Чегем, и совершить акклиматизационный выход в сторону "Приюта 11".

В пансионат приехали около 8-ми утра. Здесь выяснилось, что относительно дешевые домики, о которых мы договаривались заранее, пока заняты и освободятся к вечеру, это нас никак не устраивало. Администрация предложила номера в главном корпусе со скидкой, на что мы согласились, поскольку других вариантов не наблюдалось. 1 час ушел на распределение продуктов по заброскам и их отправку, еще 1,5 часа ушло на заселение и завтрак.

В 10:30 вышли в сторону Азау. Купив билеты на подъемник, отстояв очередь и отбившись от местных собирателей дани с восходителей на Эльбрус, поднялись на подъемнике (2 очереди) до ст.Мир. Отсюда по дороге, которая идет под кресельными подъемниками, двинулись пешком в сторону бочек.


Фото 1

Погода пасмурная. Доходим до бочек (Фото 1), отдыхаем и продолжаем путь наверх. Здесь, как всегда летом, много народа. Тропа не дает сбиться с пути. Каждый движется в своем темпе. Через некоторое время поднимается ветер и начинается мокрый снег. Эта мерзкая погода застает нас за 200м до Приюта. В 14:30  разворачиваемся и начинаем спуск. У бочек нас догоняет Андрей, который все же успел дойти до Приюта и сделать пару снимков.(Фото 2)


Фото 2

Спускаемся пешком до ст. Мир и на канатке в Азау. Из Азау спустились в Терскол, там пообедали в кафе "Купол" после чего отправились в пансионат, где нам предстояло распределить продукты и газ, которые завтра пойдут с нами до ночевок Аристова, в качестве заброски.

19.07.09. 2 день.

Акклиматизационный выход на л.Шхельда (заброска) - пансионат "Эльбрус".

Пройденное расстояние от пансионата "Эльбрус", до "ночёвок Аристова" 14 км. Чистое ходовое время 6 ч. Перепад высот +770м -770м (Высоты по GPS : 1830 - 2600 - 1830м). Погода: утром ясно, с 15:00 и всю ночь дождь, гроза.

Подъем в 7:00. Выход в 8:45. Пешком по шоссе вниз по Баксанскому ущелью. За 15 минут доходим до поворота в ущелье Адылсу. Через 25 минут подъёма по асфальтовой дороге упираемся в стационарный погранпост. Проверка документов заняла минут 20. Далее по дороге ещё 20 минут подъем до моста через р. Щхельды. Не переходя реку поворачиваем направо и проходим через альплагерь "Шхельда". Здесь вовсю кипит жизнь.

За альплагерем начинается хорошо набитая тропа, которая идёт через лес по левому (ор) берегу реки, постепенно набирая высоту. Через 15 минут подъёма проходим старую погранзаставу - наследие 90-х. Здесь ещё остались полуразвалившиеся постройки и заграждение из колючей проволоки. Есть ручей. Первое время тропа проходит рядом с рекой, но вскоре начинает забирать вверх, в обход скальных прижимов и далее вплоть до границы зоны леса к реке не спускается. Участки леса чередуются с широкими террасами, густо заросшими высокой травой.

На одной из таких террас встречаем пограничный наряд. Снова проверка документов. От альплагеря до границы зоны леса - 1ч 20 мин.

Преодолев вал древней конечной морены выходим на широкую пологую террасу с крупным курумником, по которому тропа обозначена турами. Можно выбрать путь вдоль реки. Там зона курумника легко обходится по мелким камням и песку.

В 12 часов выходим к огромному камню, около которого можно поставить лагерь. Здесь есть широкие песчаные площадки и ручей с чистой водой. (Фото 3)


Фото 3

Практически сразу за этим камнем  начинается морена, по которой за 30 мин. поднимаемся на язык Шхельдинского ледника. Высота 2.330м. Далее движение по пологой левобережной морене ледника. Язык ледника полностью зачехлён. Ещё 1 час до поворота ледника. В 14:00 мы у поворота ледника.  

Высота 2600м. Перекусываем, прикапываем заброску под большим камнем (Фото 4) и в 15:05 начинаем спуск.


Фото 4

Тем же маршрутом возвращаемся в пансионат. На дороге нас накрывает сильный дождь с грозой. Весь спуск занял 2 часа. В 17:00 мы уже в пансионате. Сушимся, перебираем продукты и снаряжение, собираем рюкзаки. В-общем - готовимся к завтрашнему выходу.

20.07.09.  3 день. Пансионат "Эльбрус" - верхняя ступень долины р. Юсеньги.

Пройденное расстояние от пансионата до места ночёвки 6 км. Чистое ходовое время 4 ч. Перепад высот + 980 м. (Высоты по GPS : 1830 - 2810м)  Весь день мелкий моросящий дождь. С 18:00 - гроза.

Подъём в 6:30. Выход в 8:20. По шоссейной дороге вверх по Баксанскому ущелью. Через 25 минут доходим до моста через р.Баксан недалеко от места впадения в него р. Юсеньги. За мостом поворачиваем на грунтовую дорогу, которая первые 300 м проходит вдоль р.Баксан, а затем, превращаясь в тропу, поворачивает влево по ходу движения, и далее всё время идёт по правому(ор.) берегу р. Юсеньги. Проходим стелу защитникам Кавказа. Здесь тропа начинает резко набирать высоту. На тропе кое-где ещё остались камни с маркировкой - остатки былых плановых маршрутов. Начинается дождь, но мы продолжаем путь и к 10:00 выходим из леса в зону альпийских лугов. Тропа продолжает идти высоко по правому борту долины р. Юсеньги, то теряя, то набирая высоту, но к реке не спускается. Мест для ночёвки нет.

В 10:30 пересекли ручей (здесь при крайней необходимости можно заночевать) и вошли в небольшой лесок.

 Через 30 минут выходим на границу зоны леса. Проходим ещё 25 минут, и встречаем пограничный дозор. Проверка документов и сверка данных с пограничной заставой занимает очень много времени. В 12:10 решили перекусить. Пограничники возвращают нам документы и настоятельно советуют не ходить дальше по долине, а свернуть к перевалу Юсеньги в этом месте. Отсюда действительно кажется, что можно срезать угол и попасть к перевалу, минуя Северный приют. Поэтому после обеда покидаем тропу и начинаем подъём по травянистому склону по диагонали в направлении отрога, разделяющего перевалы Юсеньги Сев. и Юсеньги Южн. Тропа же продолжая идти по правому берегу, спускается к Северному приюту и огибает этот отрог.

По травянистому склону идти неудобно. Высокая трава, камни и кочки сильно затрудняют движение. Снова начался дождь. Местами пересекаем небольшие островки осыпей.

Всё время движемся, траверсируя склон,  немного набирая высоту (Фото 5).

Справа по ходу широкий распадок, по которому течёт ручей, впадающий в р. Юсеньги.

В 14:30 поднимаемся на следующую ступень долины и попадаем в небольшой цирк, в верхней части которого есть снежник, откуда берёт начало ручей. Здесь достаточно ровно и тихо.

Начинается гроза, поэтому быстро делаем две корявые площадки и ставим лагерь

С небольшими перерывами дождь продолжается до самого вечера.


Фото 5

21.07.09.  4 день.  Место ночёвки - пер. Юсеньги Сев.

Пройденное расстояние 4 км. Перепад высот  + 700м (Высоты по GPS 2810 - 3510м). Чистое ходовое время - 5 ч. Весь день - облачно, небольшие дожди.

По плану сегодня выход на пер. Юсеньги Юж. и там организовать ночлег, чтобы получить порцию высотной акклиматизации.

Подъём в 6:00 Из лагеря выход в 8:00. Сразу от места ночевки начинается подъём по травянистому склону, находящемуся справа по ходу. Через 20 минут оказываемся на широкой плоской террасе. Отсюда хорошо виден северный отрог ГКХ, в котором находятся перевалы Юсеньги Северный, Южный и Родина. Здесь становится ясно, что путь к пер. Юсеньги Юж. преграждает отрог, и, чтобы попасть к нему, надо было идти дальше по тропе с которой нас завернули пограничники. Чтобы не терять время и силы принимается решение идти к перевалу Юсеньги Северный. Обойдя справа небольшой травянистый отрог начинаем подъём к  перевалу. По  морене и снежникам через 30   мин. поднимаемся до небольшого озера, расположенного в верхнем цирке перевала Юсеньги Сев. (Фото 6).

Движение начинается по некрутому снежному склону в северном направлении.

Под перевальным взлетом в 11:00. На морене, связываемся и одеваем кошки. Первый участок подъема от морены до узкого места ледника между двумя скальными выходами, представляет собой фирновый склон, крутизной 30-35º и протяженностью 150м. Движение в связках с одновременной страховкой. Отсюда открывается вид на мульду, заполненную водой, которой не было видно раньше, когда мы поднимались к перевальному взлёту.

Выше сужения крутизна 35-40º. Характер склона - ледово-снежный, встречаются участки чистого льда. Протяженность - 50м. Движение в связках с попеременной страховкой через ледобуры. Далее снежный склон выполаживается до 30º и последний участок подъема (20 метров) преодолевается с одновременной страховкой. Подъем от морены занял 2 часа.  На седловине в 13:45.

Перевал Юсеньги Северный (координаты в системе WGS 84: 4311,4702 СШ 4237,1526 ВД), высота 3500м, характер ледово-снежный-осыпной, ориентация: запад - восток. Расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Юсеньги и Шхельда. Тур расположен в северной части перевальной седловины на скалах. Определяющая сторона западная. Седловина перевала узкая, осыпная. Можно попробовать выровнять место под 1-2 палатки, но это может занять уйму времени и сил.  Находим перевальную записку украинской группы, где этот перевал ошибочно назван Юсеньги Южный.

С перевала на восток открывается отличный обзор на верховья лед.Шхельды. Видны слева направо п.Кавказ, п. Щуровского, г.Ушба, пер. Ушбинский, массив Шхельды. На западе хорошо виден Эльбрус. 

Небольшая разведка по гребню в южную сторону нашла вполне приличное место для установки лагеря.  Пройдя с одновременной страховкой 20 минут (примерно 300-400 метров, 20-25º) по простым, сильно разрушенным скалам  гребня, обходя жандарм слева, выходим на широкий осыпной склон, к которому со стороны ущелья Юсеньги примыкает снежник. Ровняем площадки, ставим лагерь (Фото 8). Воду топим из снега.  Выход на ночевки в 14:45.

Дополнительная разведка показала, что дальше гребень существенно усложняется и пройти его без организации перил не представляется возможным. Принимается решение завтра вернуться к пер. Юсеньги Сев. и спускаться там.



Фото 6. Верхний цирк перевала Юсеньги Северный.


Фото 7. Верхний участок подъема на перевал
со стороны р. Юсеньги.


Фото 8

22.07.09. 5 день.

Пер.Юсеньги Сев. - ночевки в кармане правобережной морены лед. Шхельда.

Пройденное расстояние 6 км. Ходовое время 5ч. 30 мин. Высоты по GPS : 3500 - 2600 - 2720.Утром - переменная облачность, с 17:00 - дождь, гроза.

Подъем в 6:00. Выход в 8:00.

В связках двигаемся по гребню в направлении перевальной седловины Юсеньги Сев. В направлении лед. Шхельда уходят скально-осыпные кулуары, которые в тумане просматриваются не более чем на 50 - 100м.

Не доходя до перевала 70-100м, развязываемся и начинаем спуск по осыпному склону, крутизной до 25º, в направлении  выступающего на восток скального гребешка, на котором ещё лежит снег. Движение плотной группой, т.к. много "живых" камней. С гребешка 50м вниз и влево на следующую осыпную площадку по сильно разрушенным скалам. Крутизна склона 30-40º.

Спустившись около 30м, стало очевидно, что далее по этому кулуару двигаться нельзя, так как крутизна склона увеличивается, видны участки вертикальных скал. Переходим влево, через невысокую гряду, в следующий кулуар. Спуск по полкам сильно разрушенного скального склона, крутизной 30-500. По кулуару спускаемся до небольшого снежника, крутизной до 35º. (фото 9) Сверху раскисший снег (~ 10 см ) , под ним - плотный фирн. Длина участка 50м.

Далее снег становится плотнее и приходится одеть кошки. По снежнику вниз влево спускаемся до большой травянистой площадки. Вперед и вправо двигаться нельзя, там бараньи лбы. Снимаем кошки и переходим еще немного влево под скалу. Здесь есть проход на широкий травянистый склон, крутизной 30-35º, по которому спускаемся в карман морены на ночевки Аристова (Фото 10, 11).

Спуск с перевала до ночевок Аристова занял 3 часа грязного времени.  На площадках снимаем страховочные системы. Далее движение по травянистому карману морены налево по ходу. Пройдя около 300м становится понятно, что мы слишком далеко уходим от заброски. Хорошего спуска на ледник Шхельда нет. Спускаемся по отвратительному конгломератному склону с островками травы. По-видимому, целесообразней было бы с ночевок Аристова уйти направо, немного пройти по моренному карману вверх, спуститься на ледник Ахсу и по нему вернуться до места заброски.

К заброске вышли в 13:30. Перекусываем, разбираем продукты. Пошел дождь. Движение от места заброски начали в 14:20. Пересекаем ледник к его правобережной морене. По пути переправляемся через ледниковую реку.

Ледник полностью зачехлён, лед виден только в местах промоин. По осыпному, с конгломератами в верхней части, борту поднимаемся на гребень правобережной морены. Гребень широкий, заросший травой.  Есть едва заметная тропа, по которой за 20 минут поднимаемся к травянистым площадкам, расположенным в кармане морены в месте поворота ледника Шхельда на восток (Фото 12).

Время уже 16:00. Погода начинает портиться, и мы ставим лагерь. Через 40 мин. начинается сильный ливень с грозой. Радуемся, что не пошли дальше.

Место для ночевки весьма удобное. Здесь много расчищенных площадок. От ветра лагерь укрывает с одной стороны горный массив, а с другой - борт морены. Однако здесь нет воды. За ней надо спускаться по тропе на ледник

При движении по леднику Шхельда подниматься на гребень морены имеет смысл только для организации комфортного бивака, т.к. в настоящее время проще идти непосредственно по леднику


Фото 9. Спуск по снежнику
в кулуаре при спуске с пер. Юсеньги Сев.


Фото 10. Нижний участок спуска
с пер. Юсеньги Сев. Вид с «ночевок Аристова».


Фото 11. Южная часть отрога Юсеньги.
Вид с правобережной морены л. Шхельда.


Фото 12. Площадки на правобережной морене ледника Шхельда.

Часть 2 >>>


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Для новых пользователей

Логин (ID):
Имя:
Фамилия:
Пароль:
Ещё раз пароль:
E-mail:

Все поля обязательны для заполнения!

Дополнительную информацию о себе Вы можете добавить на странице клуба в разделе Моя запись

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100