Горы мира > Тянь-Шань >

Читайте другие публикации автора:

Пила (3976м. по Степановой В.И.) с Севера

Смотрите по теме:

Маршруты Заилийского Алатау в районе Алматы - описания маршрутов на почти все вершины района.

На самом деле этот красивый пик не имеет названия. Он хорошо виден из города Алматы в северо-западном направлении. Его северный склон всегда белый, особенно в весеннее время, на фоне молодой изумрудной зелени он сильно притягивает взор.
Находится правей пирамиды Большого Алматинского Пика снежным склоном после пика Пила .

Название придумали конечно сами и вот по какой причине.

Гребень в котором находится этот пик начинается с п. Пила( 3976м. по Степановой В.И.), на который мы совершили восхождение с севера, затем маленький перевал разделяющий этот пик от самого п. Пила.
А между перевалом и этим пиком “Топор” есть несколько жандармов, круто обрывающихся скалами на северную сторону.

Стены этих жандармов имеют разные геометрические формы. Формы быстро подхватили подходящие названия – Рубанок, Лом.
Вот и получилась гряда инструментов- Пила, Рубанок, Лом, Топор, а ледник под их основанием стали называть ледник Инструментов.

Ледник начинается с перевала им Ломакина (1б) и большую свою часть покрыт мареной.

После того как мы получили свою порцию адреналина и нравоучений в 1993 г при восхождение на п. Пила, нам захотелось сходить еще раз в это интересное место.

Теперь Артем и я стали усердно готовится. Тема в ходе подготовки взошел на п. Пила по гребню ( 2а п В. Степановой ) в конце лета один. Солил в тихоря не смотря на папашкины запреты.
Я же сходил в начале осени на этот п. “Топор” но с юга по осыпям.
Разведка получилась на славу и только подхлестнула на скорейшее действие.

Появилась мысль о наборе высоты и конечно же нам хотелось поскорей надеть эти самые кошки, которых у нас не было при восхождение на п.Пила.
Из железа появились раритетный ледоруб с деревянным древко, ледоруб ВЦСПС, благодаря Семеновичу – бате Артема.

Набрать высоту, акклиматизироваться по полной - для нас тогда означало заночевать на п. “Тапор”. В середине сентября стали усиленно бегать на Кок-Джайляо.
И вот наступил этот день, когда чувствовалось, что мы полностью готовы, и склоны уже подмерзли и с них не сыпало как летом. 14 Октября 1993г мы вышли из автобуса, который нас привез на автостанцию Арман. Подошли к желтому знаку на синей палке с вывеской №93 и заняли очередь.
Людей в очереди оказалось не много, в основном местные , из-за того, что время было обеденное. Стоим и перебираем все ли взяли . Вдруг к нам подошел мужик с рюкзаком и завел разговор:

- А вы в горы?

- Ну конечно же . Видите рюкзаки ?!

- А куда пойдете?

- В Алма-Арасан.

-А где это?

Видим дело совсем плохо. Начинаем объяснять где это. Оказалось чувак не местный совсем . Карагандинец. Из непродолжительного разговора с ним, решили что вроде бы нормальный.
В конечном итоге Андрей присоединился к нам. Мы долго поднимались до “Алешкиного” моста из-за того, что Андрей был только с поезда, хотя и занимался легкой атлетикой у себя.
Ночь нас застала на границе леса. Мы легли спать в спальниках под небом, у Андрея была палатка. Утром рано мы уже решали предложение Андрея взять его с собой.
Решение было таким подчиняешься без оговорок (хотя в возрасте была не такая уж и малая разница, он был старше нас лет на 5-10), идешь только до начала маршрута, возвращаешься только той же дорогой, ждешь нас как минимум до утра, оставляешь знак если мы придем позже.

И вот уже втроем мы пробираемся по крупной марене под Пилой.

Рассвет, мороз, и снег местами по колено. Тема решил уйти чуть вперед . И начал ломать эту тишину криками о какой-то там матери.
Это случалось много раз и я подумал, что мы так и не доберемся до начала маршрута, уж больно сильно он прикладывался попой при каждом падении.

Осенний сухой снег, в котором практически нет влаги и крупные камни делали эту марену каким-то скользким барьером. Когда мы поравнялись со склонами п. “Топра” солнце уже стало теплым .

Покушав на солнышке, нацепили нашу мега снарягу и пошли под маршрут еще по солнышку.

Но как это всегда бывает солнце вскоре скрылось наступили тень и холод. Руки и ноги приходилось по нескольку раз отмахивать по пути под стнеку.

Склон становился все круче и круче, а скалы стали напоминать клыки какого-то хищника.

И вот маршрут. Ледовая стеночка, которая ведет под большой жандарм. Плавно выкручивается вверху. И в верхней части этой стеночки имеются вкрапления каменной породы.
Работаем на ней почти голиком. Нужно было сохранить сухими вещи, ведь мы не знали, что нас ждет впереди и на сколько мы можем зависнуть на высоте.

Выйдя на перемычку обходим нависающие стены жандарма справа.

В этом месте была не маленькая трещина на леднике, что-то подобное бергшрунду , но с глубокой щелью похожей на пещеру, и нам пришлось вплотную прижиматься к жандарму чтобы обойти все это.
Выход на вершину не трудный. Снежно-ледовая стеночка метров 100 с крутизной ~45-гр со скалками на самой вершине.
На вершине имеется огромный дрын метров 3,5 -4. Кто это плод- съемник затащил туда неизвестно.

Тема решает посмотреть на Андрея, где он? Он вылез на жандарм со стороны вершины и увидел его следы в направлении маршрута.
На окрики Андрей не откликался. Тут нам стало как-то не по себе.

Выйдя на вершину мы приободрились, выпили по глотку литовского бальзама, съели остатки конфет, и решили спускаться прямо по основному снежно ледовому склону левей скальных контрфорсов , чтобы сэкономить время на поиски Андрея.
В туре нашли записку кого-то лохматого года, автор Андрей Игумнов (земля круглая :-) ). Оставили свои каракули и вниз.
И вот на пятых точках мчим по склону. В один момент я стал замечать, что Тема набирает скорость. Затем Тема начал зарубаться, как этому учил нас его батя.
Первая попытка и Тема отскочил от склона и вновь стал скользить. Вторая, третья…

Я полностью остановился на склоне понимая что, что-то не так. После того как Тема наконец-то зарубился и встал на ноги, у меня отлегло.
Он махнул и крикнул, что мне нужно уйти левей. Я спустился без особых проблем и увидел что пережил Тема.

Снежный склон вдруг перешел в лед где Тема и пытался зарубиться.
Он порвал темляк на ледорубе и отбил грудь, правая рука синяя, глаза бешенные.

- Ни фига себе покатались!

Тут же побежали до начала маршрута.

С того места куда мы прикатились отчетливо видно, что Андрей ушел влево уже на крутом склоне от наших следов.
Пересекаем наш след идущий вверх в сторону маршрута от ледника и видим следы Андрея ушедшего след в след вниз.

Выдыхаем и конечно же ругаемся.

Начинаем его догонять и догоняем только в лесу откуда начинали путь. Тут же два пацана накинулись на дядьку и построили его. Он не стал отговариваться и принял дыню.
Оказалось, что ему страсть как захотелось сделать пару фоток с гребешка, куда он и поперся.
Ну а потом мы пытались отсечь контрольный срок. Бегом вниз на автобус по сумеречному лесу. Бежали до последнего, пока не стали запинаться и улетать с тропы.

Контрольный срок профукали. Автобус №93 , который уходил в 20-40, ушел без нас.

К тому же мы сильно выбились из сил пытаясь успеть на автобус, и решили, что нужно лечь спать, а утром линять вниз. Ночь была холодной и что-то сыпало с неба.
Утро было не то чтобы добрым, и что-то подсказывало нам с Темой, что нас ждет дома…

Ведь мы профукали контрольный срок.

Не будь так строг

Привет, Артем ! Интересно было почитать про твои первые походы. А дети папу и не спросят. Пойдут с бельевой веревкой, если сам не научишь как надо.

о детях

да уж, походили в юности! Если мои дети так же будут шарохаться, то лучше я их сам прибью! :)))