Автор: Шишкин Сергей, Красноярский край, с. Ермаковское

Отчет
о горном походе 2 к.с. в районе хребта Араданский (Западный Саян), совершенном с 08.08.2004 по 17.08.2004г.

Продолжение (Начало здесь)

4 день
11082004 – номер на консервной банке
озеро Красное – перевал Прапор Юности (1А) –
перевал Медвежий (1А) – Араданские озера
Пройдено километров – 13

Солнечное утро на Красном
ЛО: Далее день №№ 4,5,6,7,8 я не помню, то есть помнила, но забыла – срабатывает девичья память (до склероза еще лет 60 минимум). ЛЕ: Утро началось с утра. Раньше всех проснулся дядя Юра и дядя Вася. Они достали всех своим нудным разговором, и чтобы не продолжать дальнейшие мучения решили проснуться всем табором и начать сборы. Утро было шикарное. Яркое солнце. Утренний туман. Огромное количество кислорода.
9-16. Рыбаки проверили снасти. О, чудо! На удивление на этот раз поймали с десятка два хариусов различного калибра. Рыбу тут же почистили и засолили в маленьком котелке для сегодняшнего ужина. Пока чистилась рыба, девушки приготовили завтрак и после быстрого перекуса все отправились на сборы мешков. В этот раз я собирал только свой мешок. Оксанка, быстрее всех собрав все свое имущество, проводила штопку штанишек, уединившись под большим кедром.

В верховьях Красного
10-54. Полностью собравшись, покинули стоянку на Красном озере и парадным строем прошагали мимо просыпающихся Смоленцев, на глазах которых было написано удивление. Еще бы нас ведь вчера считали рыбаками, а сегодня рыбаки сорвались и штурмуют перевал. Вот такие мы продвинутые рыбаки оказались.

С.Ш.: Идем вокруг озера по хорошо заметной тропе. Встретили еще несколько хороших стоянок.
Обойдя озеро по западному берегу, все как один дружно остановились – солнышко припекало не по-детски. Стали снимать с себя куртки, ветровки и т.п. С этого момента дядя Юра, поверив в грозящую по интернетовским прогнозам хорошую погоду, перестал ворчать и окончательно повеселел.

Подъем на перевал Прапор Юности
ЛЕ: Обойдя озеро, мы свернули не по тропе, которая идет на перевал Прапор Юности (1А), а прошли немного далее и в 11-53подошли непосредственно к подножию перевала, собираясь штурмовать его в лоб.

Отдых на подъеме
Долгий и медленный подъем по тропе нас не устроил. Из физики знаем: работа та же, а путь больше. В целом штурм перевала оказался не сложным. Сказалась только моральная усталость. Озеро по карте находится на высоте 1492 метра, а перевал на высоте 1700. Несложные вычисления дают набор высоты чуть боле 200 метров.

СШ: Однако угол закинутых кверху наших голов, когда мы смотрели на предполагаемую седловину «Прапора», явно не соответствовал 200-метровому набору высоты…

Девчонки на Прапоре
На перевал заходили без тропы. Характер склона – травянисто-скально-осыпной. Средний уклон 35-55 градусов. На середине перевала много мелких сыпучих камней. На каждом «перекуре» открываются все новые и новые потрясающие виды. Последние тучки расходятся над каньоном, цепляясь за остроконечные вершины. Заметили красивый водопадик с озера Танюшкино.
Настроение прекрасное, Ксюха на каждом привале поет: «We are the champions!». Тоша то и дело отрывается от группы вверх.
Не спеша поднимаемся вверх. Я то и дело посматриваю на GPS-ку, включенную в режиме путевого компьютера, в клеточку «Высота». Что ж, высоту набираем довольно ощутимо, только… Только что-то быстро высота подходит к заветной отметке 1700… А еще не поднялись до середины склона…

ЛЕ: Когда мы поднялись на высоту 1700, с «радостью» заметили, что до седловины перевала топать вверх еще больше половины. Верхнюю часть перевала протурили.
СШ: Метров 50 до седловины перевала… Встретили тропу, подходящую к седловине слева.

Все на Прапоре Юности
13-49. ЛЕ: Седловина перевала. Высота, ой, 1979 метров. Так, небольшая погрешность на карте метров триста, а я то думаю: почему в Арадане часто самолеты и вертолеты бьются?

СШ: Забрались на перевал. Возле турика одиноко лежала, прижатая камешком, бежевая шерстяная кофточка. Вскрыли турик. Там нашли записку Смоленской группы: «Группа туристов из г. Смоленска, 10 человек, совершая пешеходный поход 3 категории сложности, взошли на перевал Прапор Юности (1А) со стороны перевала Медвежий. Погода ветреная, пасмурно. Идем в сторону оз. Красного. Руководитель Петраков В.В. М/книжка №5/2004 Смоленского туристско-спортивного клуба. Настроение бодрое. 17-30, 10.08.2004.»
Оставили свою записку. Стали есть сникерсы, твиксы и прочую гадость… Я вспоминал с тоской о своих сникерсах в холодильнике. Пришлось побираться. Вот так меня и подкармливали на протяжении всего похода то Ксюха, то Наталья, то Женька. Покушав, стали делать различные групповые фотографии на перевале.

N E Высота (по GPS)
Перевал Прапор Юности (1А)
52-39,720
93-10,383
1979

Озерное плато (фрагмнент)
ЛЕ: С обратной стороны перевала открылась поистине великолепная картина. Два больших озера и огромное количество мелких озер разбросанных в левой и правой подкове.

Темно-синяя вода озер отражала небо. Казалось, что большое зеркало разбилось на мелкие куски и разлетелось по огромной площади, посылая в небо кому-то свои отблески. Я бы вместо Озерного плато назвал бы эту долину Зеркальным плато.

СШ: Через несколько минут двинулись вниз по направлению перевала Медвежий. Идем по траверзу в юго-западном направлении, немного теряя высоту. Решаем не спускаться к озерам, а так, траверзом, подойти под подножие перевала. Тропы нет, идем по травянистому склону, пересекаемому «языками» живого курума среднего размера. Чуть спустившись с перевала, замечаем, что в этом каньоне уникально долгое 7-картное эхо. Немного покричав и поудивлявшись, пошли дальше.

Подъем в перевал Медвежий
Перевала не видать – он закрыт выступом, идущим на юго-восток от вершины хребта. Когда выбрались на выступ, перед глазами предстала красивейшая панорама «западной» подковы Озерного Плато. Отсюда хорошо просматривается «зеленка» склона перевала Медвежий. Идем в направлении подножия перевала, немного теряя тропу, по крутому каменистому склону, покрытому высокой травой. Трава делает камни чрезвычайно скользкими, поэтому скорость небольшая. Может быть, действительно, проще было бы «скатиться» до озера, а затем, обойдя его по среднему куруму, подойти к подножию перевала? Наверное. Но мы легких путей не искали.
14-51. неожиданная остановка. У Руслана выпала из рюкзака бутылка сахара. Перекусили, заглотив по ложке сахара и запив его водой. И допинг, и Русе нести легче:))).

ЛЕ: Перед самым перевалом высота травы доходила практически до пояса. Приходилось двигаться очень осторожно – под ногами часто встречался живой курумник, закрытый сочной скользкой травой. Зато высоту мы не потеряли. Поэтому на перевал можно считать влетели. Весь подъем занял не более двадцати минут.

СШ: При подъеме на этот «зеленый» и скользкий перевал я вспоминал известный анекдот про котенка, которого старый кот первый раз взял с собой на крышу на «б..дки». Особенно фразу котенка, одинокого и замерзшего под утро на этой крыше: «Еще полчасика побл..дую, и домой пойду!». На самом деле – кроссовки на таком склоне в сочетании с тяжелым рюкзаком и самостоятельным поиском тропы (заметил на склоне что-то вроде натоптанной тропы и рванул туда, а там – просто вода текла и размыла зеленку, а уклон – градусов 75-80!) – полный отстой!

ЛЕ: В 16-07 мы уже стояли на вершине перевала и любовались Араданскими озерами через которые мирно плыли две тыдры . Высота перевала Медвежий, указана более точно на карте все те же 1700 метров, а GPS-ка показывала всего 1969 метров. На десять метров точнее!

Перевал Медвежий (1А)
52-39,222
93-09,940
1969

На перевале Медвежий
Последним на перевал поднялся СВ. На этом подъеме его окрестили Ковылякой. Его стиль движения достаточно точно описывался этим неказистым на первый взгляд словом. В чем же фишка? Ответ прост – обувь. Кто бегал на пластиках классикой, и у кого простреливали лыжи, тот поймет, в чем дело. А вот теперь представьте, что простреливает не одна, а сразу обе лыжи одновременно. Результат – походка! Вывод: нельзя надевать на «зеленку» обычные кроссовки.

На Медвежьем сзади - Араданские озера
СШ: На перевале сложен тур. Оттуда достали записку все тех же представителей Смоленска, запихнули свою.
«Группа туристов из г. Смоленска, 10 человек, совершая пешеходный поход 3 категории сложности, вышли к туру на перевал Медвежий (1А) со стороны вершины над перевалом.
Продолжаем движение в сторону п. Прапор Юности – озера Красное. Настроение хорошее, небольшой туман с просветами. . М/книжка №5/2004 выдана ОО «Смоленский туристско-спортивный клуб». Руководитель Петраков В.В 15-10, 10.08.2004.»
С А
раданских озер дул сильнейший ветер.
Из-за меня отдых продлился чуть больше обычного. Пофотографировалисть. Небо чистое, без единой тучки. Внизу – два красивейших озера – одно, справа, эллипсовидное, другое – в виде «фигушки» - слева.
Начинаем спуск.

ЛЕ: Спуск с перевала представляет собой противную сыпуху, чередующуюся зеленкой. Спускались уже не торопясь.

N E Высота (по GPS)
Подножие перевала Медвежий (1А)
(у Араданских озер)
52-39,190
93-09,733

Южное Араданское
СШ: 17-01. Спустились к подножию перевала и отдохнули. Заметили, что через правое озеро плывут две «животные». Окрестили их «тыдрами». Внизу уже не было сильного ветра, было просто жарко. Отдохнув, идем к перешейку между озерами.

ЛЕ: Выискивали хорошую полянку для стоянки. 17-20. Прошли перемычку между озерами. Второе озеро оставили с левой стороны и двинулись к стоянке, обозначенной на карте.

Расколотый камень
СШ: Перешеек довольно широкий. Его пересекает узкий ручей, соединяющий озера. Противоположный берег крутой. На нем замечаем интересный до странности камень – будто кто-то огромный разрубил его гигантским топором. Прекрасная основа для хорошей легенды!
Полюбовавшись на камень, как-то незаметно разделились на две группы. Дело в том, что мы не знали, где точно находится указанная на карте стоянка.
Одна группа во главе с Юрой пошла на юг, к обозначенному на карте маленькому озеру, а вторая – я, Женя, Оксанка, Ксюха и Наталья пошли левее, на замеченную нами полянку у места, где из второго Араданского озера вытекает речка Араданка. Нашли там «остатки» стоянки. Место красивое, у начала красивого каскадного водопада, который представляет Араданский ручей в этом месте, прижимающийся к огромной скале. Но Юрка увлекает весь авангард за собой и уже кричит снизу, с маленького озера, что нашел стоянку. Приходится идти к нему. Спускаемся до озера и начинаем материться – полянка к востоку от озерца, которую выбрал Юрка, каменистая и с большим уклоном. А все уже из авангарда бросили рюкзаки и пошли за дровами. А! Чуть не забыл! И озера, и эта полянка находятся выше зоны леса. Лес где-то далеко внизу обрыва. Из дров – только редкий кедровый стланик и карагатник. Бросив рюкзак, перехожу высохший ручеек, когда-то вытекающий из маленького озерца, и нахожу старое, почти незаметное кострище и более удобное место для стоянки. Переношу туда все рюкзаки.

Стоянка под Араданскими озерами
52-38,599
93-09,427

Места для палаток много. Вода – в непроточном озерце или в 100 метрах к востоку – в Араданке. Дров нет.

Стоянка под Араданскими озерами
ЛЕ: 17-50. Чудеснейшее место для стоянки. Из второго озера вытекает ручей, уходящий в высокий водопад в узком каньоне. Стоянка находится практически на краю полки. Далеко внизу раскинулись в долине кедры величиной с семечку. Высота стоянки 1750 метров. В Ергаках на таких высотах только перевалы. Один минус - дров нет вообще. Обегали пару квадратных километров и насобирали сухого сланца только чтобы приготовить ужин.

СШ: Разгорелся костер. Сегодня дежурные – Вася и Ксюха. Все остальные разошлись кто куда. Кто за дровами, кто на шхельду, а я – на ручей мыться. Дело в том, что находящееся рядом с нами озерцо непроточное, мелкое, и при любом вмешательстве в его гладь со дна поднимаются тучи ила.
Перейдя полянку в восточном направлении, подошел к ручью в виде водопада. Там дополаскивался Женька. Рядом увидел собиравшуюся до палаток помывшуюся Наталью. Спустился к ручью по крутому берегу, разделся и начал купаться. Через некоторое время начал ощущать, что не зависимо от движения моих рук, бросающих воду на спину, спиной же чувствую некоторую капельную влагу. Посмотрел вверх и обалдел: от голубого неба, которое радовало глаза пять минут назад, не осталось и следа. Над ручьем ползла, чуть ли не задевая за землю, черная туча. Где-то на западе вспыхивали молнии. Уже под дождиком оделся и бегом в лагерь, в теплую и сухую палатку!

Только запрыгнул внутрь, и началось! Огромной силы ветер пытался сбросить нас с обрыва вниз, в долину.

Мощнейший ливень хлестал по скатам палатки. Под дождем смело остались Ксюха и Вася – защищать костер и доваривать гречку. Надо сказать, что вот тут-то моя палатка «Глобус» фирмы Rock Pillars доказала свою прекрасную ветроустойчивость. В остальных палатках простого типа с фибергласовыми (или углепластиковыми) дугами эти самые дуги прогибались, и их приходилось придерживать изнутри. У нас же было все спокойно.

Радуга
Чуть приутих ливень и ветер. И тут Ксюшка как закричит: «Народ! выходите из палаток, поглядите, какая красота!». Сначала никто не выходил – холодно, ветрено и сыро. Я выглянул и застыл в изумлении: буквально перед нами – руку протянуть – в небе висела сверхяркая, красочная, волшебная радуга. Такой я еще не видел.

ЛЕ: С севера небо неожиданно потемнело и пришлось очень быстро строить домики без ветровух и накрывать рюкзаки тентом. Успели умыться. И тут началось. День жарило, а теперь раскаты грома брали свое. Резкие порывы ветра сгибали дуги палатки. Крупные капли дождя барабанили по куполу. Казалось, что ужин будет выдан уже сухим пайком, как дождь стал стихать порывы ветра прекратились и в этой кажущейся тишине раздался голос Ксюхи, затем – голос СВ: «Ни хрена себе!». Немного погодя – Юркин: «Ох ты, мать твою за ногу!», а затем еще «Ой, бл…!».
Я выглянул из палатки - действительно бл.. С северо-востока, где только что клубились темно синие облака - светило солнце. А над обрывом красовалась на фоне темных туч двойная радуга. В городской суматохе таких оттенков я ни когда на радуге не видел. Увы, фотоаппарат эти цвета передать не может. Все до одного вышли под моросящий проходящий дождь, и раскрыв рот любовались эти чудом природы, до которого как нам казалось, можно было дотянуться рукой.

Вечер. Ужин. Соленая рыба
Дождик кончился. Солнце ушло. Приготовили ужин. К ужину добавили свежесоленого хариуса. Рыбу ели все. Даже кто на гражданке смотреть на нее не мог. Вот так можно привить любовь к любой пище. У нас даже гречку едят те, кто в обыденной жизни ее вида и запаха ее страшится. Но хочется сказать, что рыба была отменная. Правда на мой вкус ссылаться вряд ли стоит, я рыбу сырую уплетаю уже лет пятнадцать. За это большое спасибо СВ, пригласившему меня на одну из вечеринок со строганиной.

Спать легли рано. Малость устали, но главное дров, чтобы сидеть у костра не было. В 21-30 уже разбрелись по кроваткам и мирно сопели. Практически все, кроме меня. Я как вкусно поем, так меня на философские темы прет. Короче спать лег я только в половине первого.

5 день
12082004 – номер на консервной банке
Араданские озера – перевал Снежный –
приток реки Казыр-Суг – река Казыр-Суг –
стоянка у ручья Водопадного.
Пройдено километров – 24

СШ: Встали в 8-00.

Завтрак
Светило солнышко, как-то по-другому окрашивая понравившуюся нам стоянку. «Сегодня варим макароны на молоке!» - объявила Наталья. Ну и ладно. Ищу, куда подевал нашу путевую карту с координатами GPS и не могу найти. Всю полянку обыскал. Видать, ветер куда-то унес… Жаль. Хотя простая карта без координатной сетки у нас есть, но по этой можно было определять наше текущее положение более точно. А координаты все, ранее определенные, в памяти GPS-ки есть.
Оказалось, что многие вчера не совсем доели кашку. И все остатки свалили мне в тарелку. Юрка прикалывается: «Сейчас мы тебе еще туда макарон, и будешь есть гречневые макароны».
Кстати, я так сейчас и не смог вспомнить, что же я тогда ел.

"Водопадный" каньон
Поев, начали собирать палатки. Женьке я всучил камеру и отправил его с партийным заданием на ручей – поснимать водопад.

ЛЕ: Если бы я знал, сколько мы пройдем в этот день, я бы ни куда не пошел бы. Этот день прошел под эгидой «Рано легли – рано встали!».

Фрагмент каскадного водопада
Не было еще девяти часов утра, а я позавтракал и уже бродил по ущелью с грохочущим водопадом. Вернее, нас было сначала трое: я, Руслан и Наталья. Мы решили спуститься непосредственно к водопаду у палаток. Отнюдь, без снаряги оказалось не спуститься. Мы снова выбрались на равнину и Наталья с Русланом утопали в лагерь, а я отправился к Араданскому озеру, чтобы зайти по ручью.

Жарки
Спустившись по ручью метров двести, постарался снять пару шедевров. Вдоль ручью обильно цвел Золотой корень, Жарки, Незабудки. Попав в долину Араданских озер, мы как будто переместились во времени. Здесь все цвело, включая Первоцветы и Водосборы. Вот так, в средине августа, мы оказались словно в июне.

Подъем. Позади - место нашей стоянки
Вернувшись в лагерь, обнаружил собранные домики. Оказывается, все уже дано собрались и ждали моего возвращения. Я посетовал, что все они нерадивые товарищи. Нет, ведь могли бы собрать и мой мешок, а не аккуратно разложить мои вещи вокруг него.
11-42. Покинули стоянку и отправились к перевалу Снежный.

СШ: Берем направление от стоянки на запад – сразу на крутой, но невысокий подъем. С него, судя по карте, должна сразу открыться долина и подход к перевалу Снежный. Девчонки как всегда по утрам, сначала пути оделись потеплее, поэтому, через 100 метров, когда мы зашли на этот подъем, пришлось устроить небольшой перекур, пока они раздевались до футболок. Жарко и солнечно.

Перевал Снежный
ЛЕ: Стоило подняться от стоянки вверх на двадцать метров, как перевал показался в зоне прямой видимости. Непроизвольно разбились на три группы, и каждая группа наметила свой путь до подножия перевала. Одни спустились в долину и по долине мимо озера устремились к перевалу, другие решили набрать высоту и не теряя ее выползти к подножию, а я решил бить в лоб без набора и потери высоты.
СШ: Идем в западном направлении, чуть смещаясь к югу, траверсируя склон. Опять встретили ягоду. Много ягоды. Наш авангард прет вперед, топча ее ногами. Мы не можем. Нога не поднимается. Поэтому издали мы похожи на пасущихся коров, то и дело наклоняющихся за ягодками и МЕДЛЕННО продвигающимися по склону. Обсуждая возможные перспективы нашего авангарда, разделившегося на две группы, долго дискутировали с Васей. На самом-то деле этот мудрый разговор был просто

На перевале Снежный
Только тогда, когда мы временно периодически наедались, мы делали несколько шагов вперед.
Вскоре начался курумник и кончилась ягодка.
Тут и мы разделились на три группы. Женька с Натальей пошли чуть пониже, Ксюха с Васей чуть повыше, а я с Оксанкой – посредине склона, по самому противному живому куруму

ЛЕ: 12-51. Все собрались у перевала и дожидались подхода СВ и его группы. «Странный перевал, чего тут переваливать то, может обратная сторона более интересная?» - думали все.
СШ: Перевал с восточного склона красивый – у подножия маленькое озерцо, вокруг заросшее красивыми цветами. В цветах и сам склон. десять отдыхали и фотографировались.

Перевал Снежный (1А)
52-38,066
93-08,391

Затем легко поднялись на перевал. Крутизна склона – градусов 15. Склон травянистый, кое-где покрыт слоистым мхом.

Вид с перевала Cнежный на юго-запад
ЛЕ: 13-11. Мы уже на вершине.
Высота перевала 1895 метров. Разница с картой - всего пять метров! Обратная сторона оказалась еще смешнее. Практически ровная долина, на горизонте которой вставали уже знакомые вершины во главе с Араднским пиком. Долго ломали голову, в каком же месте у перевала сложность 1А. СВ предположил, что скорей всего самое интересное начнется в конце долины, где хорошо просматривался, а вернее предполагался крутой спуск.

Отдых на перевале, Юру придавило :))
СШ: На седловине перевала тур. Там обнаружили несколько записок.
Первая записка на кусочке каремата размером 1 см/10 см. С одной стороны:
«Кемеровская область, г. Междуреченск Поход III кс. СЮТУР»
На ребре: «Всем хорошей погоды!»
На второй стороне неразборчиво – какая-то надпись и телефон.
Вторая записка:
«17. 07.2004 г. 15-03
Группа туристов города Красноярска (ТК «Вибрам», городской спортклуб) совершает поход II категории сложности. Руководитель Шадрин Н.В.
Идем с р. Малый Казыр-Суг из-под пика Араданский. Погода переменная, преимущественно дождливая. Состояние группы отличное. Сняли записку группы
туристов СЮТур г. Междуреченска.
Продолжаем движение на перевал Медвежий.
Желаем всем отличных походов, хорошей погоды и веселого настроения!!!
Далее идут фамилии участников, к сожалению, неразборчиво:
Шадрин Н.В.
Держите хвост пистолетом!»

Спуск со Снежного Ручей,
не обозначенный на карте
На этой записке под фразой про хвост и пистолет был нарисован кот (вид сзади) - жалкое подобие Женькиного логотипа. Оксанка, заметив плагиат, тут же показала записку дяде Жене. Он пил из бутылки чай с сахан-далей поперхнулся. Подумав, он заметил во весь голос: «Ну во-первых, у меня хвост каралькой!... И жопа есть у кота, откуда он серет!!!».
С перевала открывался красивейший вид на юго-западные пики Араданского хребта. Это было завораживающее зрелище. Высокие вершины царапали проплывающие облака, узкие глубокие ущелья хаотично прорезали хребет в различных направлениях, где-то громыхал водопад.
Наталья и Надя, офигев от такой красоты, не снимая рюкзаков, пошли куда-то вперед, к этим вершинам.

- Девчонки, вы куда? - спросил я.
- А? Что? А на шхельду…
- А че рюкзаки-то не сняли?!
- Блин, забыли!
Отдохнув, начали спускаться вниз. От тура пошли в западном направлении, и вскоре спустились к ручью, не обозначенному на карте. Склон - травянисто-осыпной, уклон - 25-30 градусов. По нему, немного теряя высоту, двинулись в южном направлении к волновавшему нас месту, где долина этого необозначенного ручья как бы обрывается в следующую, откуда ревет водопад.
Тропы нет, хотя можно заметить следы проходившей здесь до нас группы. Несколько раз переходим ручей с берега на берег. Весь ручей зарос жарками, водосборами и золотым корнем.

ЛЕ: 14-07. Высота 1746 метров. Спустившись на 150 метров, прошли долину перевала, и подошли к довольно крутому спуску, поросшему кустарником и высокой травой.
Здесь начинается зона леса. Впереди – крутой спуск по правому берегу ручья.

N E Высота (по GPS)
Зона леса (начало крутого спуска)
52-37,629
93-08,127

Остановились попить, отдохнуть. Ксюшка то и дело куда-то отлучается. Наверное, боком выходят утренние макароны. Начали основной сброс высоты. Далеко внизу слышался шум ручья, который по мере приближения, почему-то усиливался.

Начало крутого спуска
СШ: Спуск был трудным и очень нудным. Несколько раз принимался вяленький дождик, но только для того, чтобы смочить лесную траву и сделать ее более скользкой. Тропы нет. Крутизна – 60-75 градусов. Склон травяной. Тропы нет.
Юра обнаружил следы предыдущей группы и идет по ним. Нам, последним, идти по раздавленной траве вообще невозможно – корова на льду увереннее себя чувствует. Тайга густая, GPS-ка периодически теряет спутники. Пришлось ее временно выключить, хотя интересно было следить за потерей высоты. Идем, держась руками за ветки и кусты жимолости. Иногда выходим на зеркала, приходится тратить время на поиски обхода. Душно и жарко.

Спустились к притоку Казыр-Сука
Через некоторое время склон выполаживается, идти становится легче. Появляется ягода. Сначала кислица и смородина, а затем жимолость, черника и голубика.
ЛЕ: Спуск до ручья составил практически восемьдесят минут. За это время мы потеряли более трехсот метров.
СШ: 15-29. Вышли к ручью, который километр выше мы видели сквозь лес в виде огромного водопада. Тут уж посидели, отдохнули. На самом деле, тяжелый спуск.
Отсюда тропы, как всегда, нет. Немного пройдя вниз по ручью, понимаем, что дальше так идти тяжело, забравшись на высокий (2 метра) левый берег, немного отдаляемся от ручья. Густая тайга, троп нет, идем с небольшой потерей высоты вдоль ручья в западном направлении. Авангард наш опять рванул вперед, а мы шли с нормальным темпом, периодически поедая ягодку, которой здесь МНОГО.

N E Высота (по GPS)
Выход на ручей (после спуска)
52-37,352
93-07,577

Отдых. Путь к Казыр-Сугу
ЛЕ: От кислицы и жимолости глаза разбегаются. Темп движения снизился до минимального. Двигались вниз по ручью до слияния с Малым Казыр-Сугом практически без тропы. Иногда случайно набредали на звериную и радовались как дети. У слияния набрели на полянку с черникой. Теперь уже даже не шли, все ползли. Некоторая из нас пользовалась эти случаем, и постоянно отлучалась с белым флагом туалетной бумаги. Бедная Ксюха, то ли тебя с ягоды «до ветра гоняло», то ли хариус вживую выпрыгивал? Но бог дал нам ягоду, а тебе время для «размышлений».
СШ: Снова остановка. Снова много ягоды. Где-то справа шумит ручей. Слышим вопли авангарда и Васин свист. Выходит, они дошли до места слияния ручья с Малым Казыр-Сугом. От него должна быть, судя по карте и отчетам, тропа. Они кричат. А мы ягодку едим. Затем, не спеша, подходим к авангарду. Они нашли тропу.

Решаем – идти по тропе или остаться здесь на ночевку. После непродолжительного совета решаем - идти до Водопадного! Тем более, что здесь и места-то для стоянки нет.
Идем по тропе по левому берегу Казыр-Суга. Тропа незаметно набирает высоту, уклон почти не чувствуется. Тропа хорошая, чистая и почти сухая, но вот в начале, в месте слияния, через нее протекает ручеек, который на протяжении 200 метров превратил ее в болото. Скорость по тропе хорошая. Иногда тропа заходит в густую тайгу, иногда – выходит на полянки и мы видим в лучах заходящего солнца южные пики хребта.
ЛЕ: Дорога до ручья Водопадного была нудной. Во-первых, вдоль всего Малого Казыр-Суга идет тропа, которую видимо еще Чингиз-Хан вытоптал со своим войском. Тропа местами болотистая. Набора высоты, практически ни какого. Шагай и любуйся красотой родного края.
СШ: Наши «маралы» умчались вперед, за ними попыталась увязаться Оксанка, но не выдержала темпа и отстала. Мы нашли ее сидевшей под кедром.
- Что, Оксанка, устала?
- Нет, шхельду вон под тот кедр загнала.
- А, понятно… А эти где?
-Вперед уперли. А я подумала – что я за ними, как дура, ломиться уду. Вот лучше ягодки поем.
-И то верно…
ЛЕ: Посидели. Я поинтересовался усталостью. Наталья сказала, что совсем не устала и готова пройти еще столько же. Да думаю, попались же мне лоси. Я последний раз так уставал, только когда в Ергаках с Буйбинского до Стрелки через перевал Восточный шли. Тогда у нас девчонки дошли и заплакали. У спортсменов, ходивших с нами, судороги на ногах были. А эти смотри – бегут и еще «давай!» кричат.

Вид, открывшийся нам вечером
со стоянки
СШ: 20-35. Вышли на широкую полянку. Впереди и справа – высокие пики. Тропа, попетляв по полянке, заворачивает налево в небольшой лесок. В нем встречаем наш авангард, отдыхающий у большого кедра.
- Ну что, дальше идем? – спросил Юра
- А что?
- Да вот, стоянку нашли.
И действительно, в небольшом лесочке, который пересекает тропинка, видны места от недавно убранных палаток и кострище. От стоянки идет выкошенная тропа в сторону речки, которая находится на расстоянии ста 50 метров. Решаем здесь остановиться.
Стоянка хорошая. Судя по всему, раньше, до предыдущей группы, здесь никто не останавливался. Деревья защищают от ветра. Сухих дров много. Прекрасный вид. Воду берем из ручья.

Стоянка возле ручья Водопадного
52-35,224
93-05,809

ЛЕ: Достигли стоянки под водопадным ручьем. Построили домики. Умылись. Наталья даже решила голову помыть в ледяной воде. И тут оставшись вдвоем, она призналась, что невыносимо устала, но перед остальными было не удобно демонстрировать свою слабость. Я думаю, что примерно все тогда находились в таком состоянии. Не даром в начале своего рассказа я неоднократно повторял, что в нашей команде все бойцы проверенные и нытиков среди нас нет.
СШ: В этот день карта показала 20 километров, одометр (который измеряет все «завитушки» тропы) показал 32, ну, будем считать, что нами пройдено двадцать четыре километра, половина которых без тропы с подъемом и спуском с перевала.

Юра пробует тушенку!
ЛЕ: 21-10.Вечером у нас был борщ. Это супчик такой красный. Юрке доверили кромсать тушенку в тарелке. Вот и пусти его в огород. Хотя на его месте я может быть, тоже не удержался и попробовал тушенку, а вдруг она испортилась?
- Оба, Юра?
- Я тушенку пробую!
- Нашелся пробник!
- Ну хоть раз в жизни можно злоупотребить служебным положением?
Борщ оказался превосходным. На раздаче СВ, снимающий камерой, случайно увидел меня в кадре.
- О, Женя появился!
- А то меня не было, ага. Выключи камеру на хр.н!
Это же надо я сидел у костра, а он за целый час первый раз меня увидел. Вот так мы и сидели у костра, уплетая борщик, смотрели на пляшущие огни и падающие звезды с темного, как смоль, неба...

6 день
13082004 – номер на консервной банке
Дневка на стоянке у ручья Водопадного
Пройдено километров – 0

Дневка.

Руся занимается постирушками
ЛЕ: Отдых. Встали поздно. Спали до тех пор, пока солнце не выкурило нас из палатки, выскочив из-за елки. Этот день посвятили банно-прачечным мероприятиям. Солнце в этот день жарило беспощадно. Несмотря на это вода в Казыр-Суге была ледяной, руки беспощадно замерзали даже при полоскании.
Я занялся заменой аккумулятора в фотоаппарате. А что сделать? Забыл отключить фотоаппарат после съемки радуги, а автоматическое отключение обычно обрубаю. Такая глупая привычка. Вот он у меня ночь и отпахал практически по полной программе. Благо ЖК экран был отключен. Вынул аккумулятор с фотоаппарата и из фонарика СВ. Благо одинаковые и подходят по разъемам.

СШ: Дядек (Васю и Юру) перло на различные философские темы. К ним подключились Руся, Антон и Саня. Жаркие споры подпитывали медленно тлеющий костер.

Умывшись и постиравшись у ручья, от нечего делать я пошел обозревать окрестности. Ежу ведь понятно, что на нашей стоянке мы вторые, но ведь здесь на карте показана стоянка, которой явно не один год! Вот я и пошел поискать ее.
Но сначала обрадовался - проводя ревизию в своем рюкзаке, нашел карту. Ту самую, вчера потерянную! Она вверхнем клапане оказалась. Как я ее не заметил, не знаю!

Место для купания
Опа! Уже нашел! В пятидесяти метрах ниже по течению от того места, которое мы облюбовали для умывания и постирушек, нашел стоянку. Старую. Кострище, а вокруг него – бревна – сидушки. Вся стоянка стоит в небольшом лесочке, состоящем из 5 кедров, в непосредственной близости у воды. В жару плохо – тени почти нет. Нахожу еще несколько минусов у стоянки, убеждая себя, что, хотя и до воды далеко, и «сидушек» нет, но наша стоянка лучше этой. У кострища нашел алюминиевый лист размером 30/40 см, скорее всего – часть обшивки упавшего здесь недалеко самолета. Лист был весь дырчатый – то ли решетка какого-то радиатора, то ли еще что. Видно, что дырке в листе были сразу, когда он еще в составе самолета летал. Взял штуковину с собой.
Как потом оказалось, у этой стоянки был еще один минус. Но обо всем по порядку

дядя Женя и СВ
ЛЕ: Скучно. Отправились изучать окрестности. Новостей было немного. Серега нашел еще стоянку в метрах в пятидесяти на берегу ручья. Со стоянки принес какую-то хрень алюминиевую. Как потом оказалось – полезная штучка!
Жара стала невыносимой и группа из пяти человек Я, СВ, Наталья, Ксюха и Санька отправились купаться. Да, было ужасно холодно и первые секунды ноги ломило от холода. Ничего. Раздурились, разбежались и прыгнули в ближайший омут. Оказывается когда существует контраст, то есть часть тела в воде, а другая на улице, то холодно. Когда на улице только один нос, а все остальные конечности в воде активно работают оказывается можно плавать. Плавали тут же в омуте. Глубина омут была практически по пояс. Ксюха проплыла через омут первой и подняла песок и ил со дна. Муть медленно стало сносить вниз по течению.
- Ксюха, сколько от тебя грязи! – естественно не смог удержаться СВ.
Закончили ритуал купания торжественным маршем морских коров. А в это время в нашем любимом лагере готовились котлеты. Запах жареного неумолимо распространялся по всей долине и добрался до нас, купающихся. Холодная вода и сам процесс купания разжег в нас дикий аппетит. Догадливый Руслан в форме официанта появился на берегу, с котлетками на решетке. Из воды мы вылетели за считанные секунды и через мгновение уже молча смотрели на пустой разнос.
Котлетки. Блюдо не новое, но вкусное до безобразия. Берется сало. Режется на мелкие кусочки и все это жарится и обильно посыпается крошками из пакета с панировочными сухарями. Да плюс еще приправа Роллтон. И все это укладывается на ту самую полезную дырчатую алюминиевую штучку, найденную СВ, которая затем ложится в костер на горячие угли.

Манка! Какая ты разная!
На ужин сегодня была манка. Манка, какая ты разная! Еще бы, цвет продукта пугал многих. А представьте, я бы не сказал Вам, что это манка. Вы бы пол дня гадали название этого блюда и его ингредиенты. А ведь все до боли просто. В готовую манку, по желанию добавляется тот или иной пакетик Zuko. В нашем случае использовалась чистая манка, манка с апельсиновым наполнителем и манка с малиновым наполнителем. Вкус изумительный. Да, совсем забыл сказать манку предварительно пред добавлением сухого сока желательно сварить. Можно при этом использовать сухое молоко. Китайское молоко лучше не использовать.
20-58.
После ужина малость (до полуночи всего) подурачились в туристско-народную игру «Крокодил». На это раз слова были легкими. Ну, кто может не отгадать и не сможет показать словосочетание «Интеллектуальный климакс»?! Или «Фагот-Артефакт»?! Или «Дурилка картонная»?! Или «Литературно-изобразительное средство»?! Или «Межгрядковый пяткошевелитель»?! Или «Гнилостный бюрократизм»?! Или «Альтруистический каннибализм»?!

Вечер...
СШ: После крокодила начали рассказывать анекдоты. Но тут… Представьте: новолуние, темно, только ночь офигительно звездная, и вдруг в нескольких шагах по тропе – голоса! Тихие такие, слов не разобрать, но слышно, как мужчина и женщина между собой репликами перебросились. Мы так оглянулись между собой, как-то автоматически притихли, а потом – опять анекдоты. Снова голоса – уже ближе. Опять мы только на секунду насторожились и снова о чем-то разговариваем. Дело то в том (как потом выяснилось), что КАЖДЫЙ из нас подумал, что это кто-то в палатку ушел (ушли) и там тихонько между собой разговаривали. Но когда голоса послышались в третий раз, вот тут стало страшно – автоматически все мы сразу глазами друг друга пересчитали. У костра мы были ВСЕ! Все 11 человек!!! А, как уже было отмечено, тропа пересекает наш лагерь и конкретно – Женькину палатку.
Решаем, что это кто-то идет по тропе с ручья Водопадного. Но там тропа идет по открытой, немного заболоченной поляне. А сейчас - час ночи! Темно, как у негра в … в общем, как на картине Малевича! А тут люди по тропе и без фонарика! Насторожившись, начали всматриваться в темноту.
От светодиодных фонариков особого толку для этой цели не было, и я из палатки вытащил «дальнобойный» фонарик «Космос» с криптоновой лампой, работающий на 6-вольтовом аккумуляторе. Яркий луч пронзил тьму. И – ничего. Над рекой тихо поднимался густой туман, закрывая собой всю долину реки и поляну с тропой, по которой мы к реке ходим. Но туман странным образом, не доходя до нашей стоянки несколько метров, резко заканчивался. Стена тумана, ежесекундно изменяясь, клубилась недалеко от Женькиной палатки. Вдруг голоса послышались с другой стороны тропы, снизу, с той стороны, откуда мы вчера пришли. И опять – мужской и женский! И ведь странное дело – голоса слышим отчетливо, а слов разобрать не можем! Звук идет на каком-то пределе распознавания, но не пересекает этот предел. По интонации можно голоса охарактеризовать как спокойная беседа, а, точнее – обмен репликами.
Обалдеть! Если кому-то из нас и хотелось спать, то теперь уже совсем как-то не хочется…
Никого… Только немного успокоились, только начали о чем-то говорить, и вдруг – опять!!! Теперь совсем рядом! И опять сверху по тропе! Е-мое! Со стороны ручья вдруг раздались какие-то нечленораздельные звуки, типа «У-у-у-Ух! – а-а-а…». Совсем как-то стало не по себе… Группой из пяти человек пошли на разведку, по разворачивающейся спирали обходя лагерь. Медленно проходим полянку. Подходим к колыхающейся стене тумана. Заходим. Черт! Как тут холодно! В тумане температура ниже градусов на десять! По тропинке дошли до речки. Никого. Прошли ниже, к найденной мной стоянке. Тоже никого. И на стоянке, на вытоптанной увлажненной почве – только мои следы… Кстати, дубак от тумана – еще один минус этой стоянки.
Вернулись назад к тропе и прошли по ней метров сто вверх. Никого. Только туман. Вернулись к лагерю. За время нашего отсутствия в лагере не было слышно никаких настораживающих звуков.
Понемногу успокоились. Как-то привыкаешь к таким явлениям, от которых, бывает, даже волосы на затылке поднимаются. С призрачными голосами мужчины и женщины мы уже раза три встречались. В Ергаках. Один раз, особенно отчетливо – на Медвежьем ручье. Тогда, среди бела дня их слышали три человека одновременно, причем два были возле ручья, а один – на расстоянии 200 метров от него. И так же – обмен репликами на пределе распознавания –мужчина что-то спросил, женщина что-то ответила. И вокруг никого… А тропа там просматривалась тогда на расстоянии 500 метров в любую сторону.
Были мы свидетелями и других странных случаев, да и не только свидетелями, но и участниками. Но об этом как-нибудь в другой раз. И, откровенно говоря, не слишком хочется разбираться в этих случаях. Не потому, что страшно там или что… Просто тайна, загадка – она и должна остаться тайной. Иначе будет скучно жить.
Голосов больше не было. Расслабившись, стали любоваться изумительным звездным небом. Только иногда с реки доносился тихий, с разными интонациями, все тот же ухающий звук… Падали звезды…
ЛЕ: В эту странную ночь звезды не просто падали, они сыпались роем прямо в тарелки со свежезапаренным Ролтоном.