Горы мира > Алтай >

Поход по Горному Алтаю с младенцами
(август 2000)

Лыжню! Лыжню!
При этом далеко не по прямой...
Уборка мусора
Раскладка для многодневного похода
Как собирать аптечку

Цели и задачи похода
     Мы хотели пройтись по любимым горам Алтая, и не только по лесам, но и по снегу. Ситуация осложнялась тем, что и у меня, и у Ирки по двое маленьких детей, и надо было решить, как с ними быть. Откладывать поход еще на несколько лет из-за детей нам не хотелось. Мы выбрали так: младших взять с собой, а старших оставить на даче.
     Почему мы выбрали именно Алтай, а не что-нибудь поближе и попроще? Дело в том, что для меня и для Ирки именно Алтай – самые родные и любимые горы, это такое место, где нам хорошо. На Урале и в Хибинах очень комарино, да и не жарко, на Кавказе стреляют, в Европу ехать очень дорого. Вот мы и выбрали свой любимый Алтай.
     Спортивных задач мы перед собой не ставили, однако в горы выбраться хотелось очень сильно. Мы прикинули, и поняли, что тащить с собой старших детей в этом году не получится. Моему Гришке два с половиной, а Иркиной дочке Цветане – чуть меньше, но результат один: по тропам Алтая такие малыши сами пройти не смогут. Ест такой ребеночек не меньше, чем я, имеет свое мнение по любому поводу, не любит дождь и холод… А тащить на себе 12 кг ноющего веса, не считая еды и одежды – нет уж, лучше пусть сидят на даче! А младших, грудных, бросать не хотелось – во- первых, они еще ничего, кроме маминого молока не едят, а во- вторых, разлуку с мамой переживают сильнее.
     Мы и до того не раз ходили в лес со своими малышами, возили их с собой в Тарусу, в Карпаты, на катамаране по Березайке. Горный опыт имелся у всех, кроме Насти. Мы решили выбрать такой маршрут, который проходил бы в основном по лесной зоне, где много грибов и ягод, и чтобы были озера и реки, а перевалы – только самые простые.
     Ходить в связках с младенцами не слишком реалистично, поэтому мы брали снаряжение только для организации верхней страховки и переправ. Лишнего железа мы с собой не таскали – и оно нам не пригодилось. В целом хождение с младенцами представляется даже более безопасным, нежели походы с детьми 4-10 лет, где дети идут отдельно.
     Поход оправдал наши ожидания – мы вдоволь погуляли по лесам и горам Алтая, наелись ягод, познакомились с массой замечательных людей.

Состав группы
     Женя Кац, 26 лет
     Миша Рязанский, 35 лет
     Галя Рязанская, 8 месяцев
     Настя Спиро, 24 года
     Ира Алексеева, 30 лет
     Саша Мягков, 6 месяцев

Маршрут
     Пос Кызыл-Маны – вверх по реке- кош -пер Карагемский н.к – вниз по реке – Карагемская поляна – радиальный выход на озеро Комрю- Карагемская поляна – вверх по реке Карагем – озеро Карагемское – пер Обыл-Оюк 1Б* - вниз по реке Шавла – Верхнее Шавлинское озеро – Нижнее Шавлинское озеро – вниз по реке Шавла вверх по реке Шабага – пер Орой н.к – ручей Орой – река Чуя – пос Чибит – пос Акташ – гостиница " Как дома"

Транспорт туда и обратно
     Туда
     Москва-Новосибирск самолет
     Новосибирск-Барнаул маршрутное такси
     Барнаул – Майма (село на Чуйском тракте около Горно-Алтайска) Москвич
     Майма- Чаган-Узун УАЗик - батон
     Чаган-Узун – Кызыл-Маны КАМАЗ
     Кызыл-маны – вверх по реке трактор с прицепом

Обратно
     Акташ- .Горно-Алтайск рейсовый автобус
     Горно-Алтайск – Новосибирск маршрутка

Время проведения
     Август 2000

Аптечка

Раскладка
     Мы ходили на привычной нам раскладке 500 грамм сухого продукта на человека в день. Некоторые думают, что 500 грамм – это очень мало. Наше мнение таково: этого более, чем достаточно – смотря чего брать! Среди нас было две кормящие мамы, так что питание хотелось сделать достаточно калорийным и разнообразным, и при этом вкусным. Так уж совпало, что мясо мы все не любим, и на этот раз не взяли даже сою, только кусок сала и кусок сушено- копченого мяса - бастурмы для Мишки. (Кстати, больше половины Мишка привез обратно!)
     Горячую еду мы ели два раза в день: утром это была каша с сыром из расчета 90 гр крупы на человека, а вечером – густой овощной суп (самодельный, не из пакетиков, а из сушеных овощей). Днем у нас был перекус из шоколадки, орехов и сухофруктов, иногда мы кипятили чай, иногда брали в бутылке холодный чай, оставшийся с завтрака. Мы не только наедались вволю, но и имели с собой достаточные запасы сахара-песка, чтобы делать "варенье", то есть давить ягоды с сахаром, как только находили смородину или бруснику. Более того, у нас нет привычки расфасовывать продукты по порциям и дням, поэтому мы легко можем адаптировать имеющийся набор продуктов к изменяющимся условиям. К нам с середины похода присоединился Сергей, и внес в качестве своего вклада в раскладку немного крупы, пакетные супчики и палку колбасы. Мы шли с ним вместе половину похода, и все пятеро ничуть не голодали. Несколько раз мы жарили оладушки, а находкой этого похода оказался пакетик с сухим омлетом, случайно купленным накануне. Я развела этот порошок до густого теста, и жарила как оладушки -–очень вкусно!
     Раскладка получилась на удивление дешевая, несмотря на такие дорогие продукты как орехи, козинаки, сухофрукты, цукаты и сыр. Все продукты на четверых на 2 недели были закуплены накануне похода за 3 часа, и стоили чуть меньше 70 у.е на всех.

Описание пути
     На всякий случай кратко и сжато пересказываю, как мы шли. Есть и более подробное описание, не отчет, а скорее художественное повествование о нашем путешествии.

10.08 В первый день за 3 перехода поднялись от стрелки рек, куда нас довез трактор, до коша. По обоим берегам есть тракторная дорога, у коша хороший прочный мост. От коша за 4 перехода поднялись на плато перед перевалом Карагемским, и заночевали возле холма между двух озер выше границы леса. Дров почти нет – только корешки березки и кедрового стланника.

11.08 На перевал Карагемский н.к. поднялись за полчаса по тракторной дороге, которая петляет по голому каменистому склону с низкой травкой. На перевале 2 больших тура из камней, есть места под 1-2 палатки.
     Спустились в долину, перебродили речку и пару крупных притоков, снова вернулись на правый ор. берег (брод обозначен турами из камней, на левом берегу впадает ручей с водопадом). Все три брода выше колена, ниже пояса – но не самые приятные. По тропе спустились на большую Карагемскую поляну, где стоит избушка и есть много мест под палатки.

12.08. дневка
     13.08 Очень легко перебродили Карагем по разливу, где маленькое течение, по тропе правым ор. берегом спустились до впадения реки Комрю. Перешли реку по бревнам – без этих бревен переправа была бы очень неприятная и опасная. Вверх вдоль Комрю тропы почти не видно, проще идти по берегу, по камням около самой воды.
     Озеро Комрю на редкость живописно.

14.08 По знакомой тропе идем обратно вдоль Карагема.
     15.08 К обеду вернулись на Карагемскую поляну.

16.08 Вышли на подъем в сторону перевала Обыл-Оюк – идем по тропе левым ор. берегом Карагема до верхнего плато. Верхнее плато – плоская каменистая поляна, покрытая невысокими лиственницами и кустарником. Перешли правый по ходу поток и поднимаемся по тропе. Ночевали на моренных площадках на границе леса.

17.08 Поднялись по морене к языку нашего ледника. Язык достаточно крутой, поэтому мы обошли его справа по морене и вышли на лед только после перегиба, на самом пологом участке. С этого места открывается вид на перевальный цирк и наш взлет. В нашем цирке два характерных понижения, левая дырка даже кажется с этой стороны проще и симпатичнее, но это не то – это перевал Ложный Крутой 2А, с той стороны он выглядит очень скверно – крутые сыпучие слоистые скалы. Похоже, что многие с него приходят по гребню на Обыл-Оюк, там проще спуск в долину реки Шавла.
     Перевал Обыл-Оюк со стороны реки Карагем имеет длинные подходы по морене, обширный ледник, временами на нем встречаются трещины, как открытые, так и закрытые, так что надежнее идти в связках. Перевальный взлет такой: сначала изрядный набор по средней живой морене, потом забитый снегом кулуар, а наверху небольшой скально- осыпной участок. Крутизна кулуара 45-50 градусов, и линять вниз с этого склона нам совершенно не улыбалось. Седловина плоская, скальная, есть место под одну палатку. Эх, говорили мне все, что Обыл-Оюк – мерзкий перевал, и я вполне согласна с этим определением. Впрочем, у них, кажется, в довершение ко всему, шел мелкий снег с дождем, и камни были скользкие и немного обледенелые, а кулуар был забит льдом, а не снегом. Так что можно считать, нам повезло.
     Когда я вышла на седловину, мне сначала показалось, что с той стороны вообще обрыв. Потом я внимательнее присмотрелась, и поняла, что там взлет крутой, но без снега, с мелкой сыпухой, которую называют "скоростной лифт": делаешь шаг – и съезжаешь с кучей камней.
     Мы спустились с седловины по осыпному кулуару и по морене, вышли на пологий ледник, и побежали по нему без привалов, обходя открытые трещины, бегом – нам надо было успеть спуститься с ледника до наступления темноты.
     На морене под самым ледником есть множество ровных площадок под палатки, а дальше стоянки есть только возле озера.

18.08 Спуск в долину реки Шавла, по крутой тропе к Верхнему Шавлинскому озеру.
     Верхняя оконечность озера стоит в лесу, там много мест под палатки. Тропа вдоль озера есть по обоим берегам, проходимость этих троп зависит от уровня воды в озере. Мы выбрали путь по правому ор. берегу, и имели некоторые трудности, преодолевая участок с очень крупными камнями. Без рюкзаков там совсем просто, а вот с детьми и с рюкзаками возникают проблемы.
     От Верхнего озера к Нижнему Шавлинскому озеру идет хорошая тропа правым ор. берегом реки Шавла.

20.08 Идем вдоль Шавлы вниз по широкой тропе.
     21.08 Вниз по Шавле, вверх по Шабаге
     22.08 плато Ештык-Кель, пер Орой н. к
     23.08 спуск от избушки по ручью Орой к новому мосту через реку Чую, Чибит, Акташ, гостиница "Как дома" на Чуйском тракте

Вот и закончился наш двухнедельный поход: мы спустились с гор веселые, загорелые, немного усталые… Было очень грустно расставаться с любимыми горами, с пушистыми кедрами, брусничными полянами и кустами дикой черной смородины, с веселыми быстрыми ручейками, с любопытными бурундуками и белками, сусликами и рыжими мышками-пищухами… Две недели мы ходили вверх и вниз по горам Северо-Чуйского хребта, и наши малыши честно сидели в своих кенгурушках, и вместе с нами преодолевали перевалы, броды и прочие препятствия. Многие считают нас авантюристами и искателями приключений. А нам просто очень-очень захотелось побывать в горах, а младенцев было решительно не с кем оставить. Старшие, то есть двухлетние, детки оставались на даче. Их никак не дотащить – они сами по таким тропам идти не смогут, а тащить 12 кг живого капризного веса, да еще одежду и еду на них – для этого нужны шерпы!
     Нас было четверо взрослых: Мишка , Женя , Ира и Настя , и двое младенцев – Сашке 5.5 мес, Гале – 7.5 месяцев. За поход детки окрепли, загорели и повзрослели. Сашка научился вставать на коленки и ползать назад, а Галя наконец научилась сидеть. Было забавно наблюдать за взаимодействием наших детишек – они так радовались при виде друг друга, но при этом пытались то за ногу ухватить, то за волосы дернуть, то глазик потрогать, то ушко покрутить. Сашка предпочитал играть своими яркими погремушками, а Галя к ним была равнодушна – ее куда больше занимали камушки, палочки, травки и щепочки… Стоило на минуту отвернуться, как наша маленькая Галочка шустро поворачивалась, подползала к краю коврика и начинала исследовать травинки и веточки на ощупь и на вкус.
     В целом дети прекрасно перенесли и само горное путешествие, и длинную дорогу в самолете и автобусах. И все же я бы не советовала другим родителям соваться с грудничками именно на Алтай: труднопроходимые тропы, тяжелые и опасные броды, заросли карликовой березки, неустойчивая погода – все это не лучшим образом подходит для походов с малышами. Кроме того, мы запланировали длинный линейный маршрут, и на ходу меняли его – сократили линейную часть и число перевалов до минимума, и сходили в радиальный выход на три дня с легкими рюкзаками. Если вы собираетесь путешествовать с малышами, то рассчитывайте на то, что у вас каждый день полудневка – так вам будет спокойнее. А по опыту прошлого лета могу сказать, что с малышами существенно проще плыть, чем идти пешком.

Дети спокойно отнеслись к тому, что их по 6-7 переходов тащат в кенгурушках, лишь изредка выпуская поползать. Впрочем, если у нас была такая возможность, то мы старались делать не больше 4 переходов в день – детям такой режим нравился куда больше. Мы всю дорогу несли детей только лицом к себе, в кенгурушках с вставляемой жесткой спинкой – так безопаснее и в случае падения, и в случае веток, свисающих на тропу. Удобнее всего идти, когда дети спят – на ходу они могут спать час, иногда и больше, но на привалах просыпаются. Мы брали на детей папмперсы из расчета 3 в день – и половину привезли назад. Как правило, на ходу малыши не писают, а ждут привала .
     Кенгурушки у нас были самодельные, разной конструкции. Нам очень понравилась наша новая кенгурушка, которую мы цепляли непосредственно на лямки большого рюкзака. Мы сделали пряжки таким образом, чтобы нести малыша могли и папа, и мама, хотя чаще всего Галя ехала у меня, а Мишка и без малыша тащил тяжеленный рюкзак.

Шли мы не торопясь, останавливались в красивых местах, ели ягоды, фотографировали, подолгу сидели на каждом привале: то дети писают, то они сосут, то еще что-нибудь такое. Одним словом, мы шли спокойно, не напрягаясь. Я давно мечтала так погулять по любимым горам – имея запас по времени, останавливаясь там, где приятно… И вот наконец моя мечта сбылась!
     Наши малыши пока питаются исключительно грудным молоком , поэтому мы могли не заботиться о дополнительном питании для них. Зато наша раскладка (520 гр сухого продукта на человека в день) была составлена с учетом кормления детей – пришлось исключить все продукты, от которых у малышей может пучить животик. Впрочем, и на 500-граммовой раскладке мы совершенно не голодали: утром у нас была большая порция каши, вечером – густой самодельный суп с сыром, на перекус – орехи, сыр, сухофрукты, геркулес, быстрорастворимая лапша… Мы собирали бруснику и смородину и давили ее с сахаром, так что к чаю у нас было вкусное варенье. Раз пять мы жарили оладьи, а сухарей и сушек не брали вовсе. Сублемированного мяса мы не брали, тушенки – тем более, зато Мишка брал сало и бастурму. Соевое мясо мы тоже на этот раз не брали – и не скучали по нему. Питание было весьма вкусным и разнообразным, так что можем со всеми желающими поделиться опытом.
     Мы ходили на дровах, от леса до леса, и это было крайне неудобно. Было бы куда спокойнее и комфортнее, если бы у нас с собой был один баллон газа и горелка – мы бы избежали многих хлопот и волнений. Собирать дрова в зарослях карликовой березки и кедрового стланника вполне реально, хотя и не слишком приятно.

Маршрут, который мы наметили в Москве, оказался слишком длинным и сложным для нашей группы. Мы планировали заехать из Кызыл-Маны на перевал Карагемский, спуститься с него по Иолдо к Карагему, пройти к озеру Комрю, перейти перевал Терешковой, который в некоторых старых отчетах значился как 1А, далее спуск по Юнгуру, подъем по реке Куранду, перевал Куранду 1А, - и мы приходим на Шавлу. Оттуда через перевал Орой спускаемся в Чибит и выходим на Чуйский тракт.
     Реально мы заехали на тракторе до развилки рек на Карагем и на Талдуру, прошли Карагемский перевал, в избушке на Карагемской поляне оставили заброску, и налегке на три дня сходили к красивейшему озеру Комрю, а потом прошли перевал Обыл-Оюк 1Б* и вышли на Шавлинские озера. Оттуда – через Орой спустились в Чибит, по пути обнаружив новый пешеходный мост , который сильно упростил нам дорогу до Чибита.

С погодой нам почти повезло, хотя бывает и лучше. Во всяком случае, плохая погода не мешала нам на самых сложных участках, и дожди мы практически все пережидали. Порой бывало весьма прохладно, особой жары не было ни разу, но в целом мы были погодой довольны.
     Алтай в который раз порадовал нас своими дивными пейзажами, нетронутыми лесами, непугаными зверюшками, ягодами, цветами и синими озерами, а главное – удивительными встречами, которые случаются чаще всего именно на горных тропах. Весь поход мы встречали очень разных интересных людей, и только удивлялись тому, насколько вовремя случаются эти встречи.
     В самом начале маршрута мы встретили Громова и две группы его московских скаутов. Мы вместе с ними заехали под перевал Карагемский, вместе ночевали, не дойдя в первый день до перевала. А потом мы водили трех девочек из их группы с собой в радиальный выход на озеро Комрю…

Мы случайно разминулись на леднике с группой нашего доброго знакомого Димы Сапотенка, и сняли их записку на перевале Обыл-Оюк.
     На Карагемской поляне мы встретили пятерых ребят из Новосибирска, и они подсказали нам более логичный и простой маршрут. Потом на той же поляне, вернувшись с озера Комрю, мы встретили двоих Австралийцев (!), которые вот уже полгода путешествуют по России на велосипедах и пишут книгу, и снимают фильм о своих приключениях. Они проехали на своих велосипедах по северу – из Петрозаводска, где Крис изучал русский язык, по Карелии, в Вологду, Вятку, Киров, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Улан-Уде. Там они оставили велосипеды и отправились пешком походить по Алтаю – горного опыта у них хватает. Крис ходил на лыжах на Приполярный Урал, поднимался на Эльбрус, ходил по Хибинам…
     Австралийцы пришли со стороны озера Шавло, причем спустились они именно с перевала Обыл- Оюк, который нам предстояло идти. Они сказали, что перевал не представляет особой сложности, и они там не пользовались ни кошками, ни веревкой, ни другими способами страховки. Эта информация нас очень порадовала.
     А на следующий день, когда мы как раз собирали рюкзаки, чтобы идти в сторону перевала, с другой стороны реки пришла группа из шестерых сильных мужиков из Тулы. Они закончили пешую "шестерку" по Монгольскому и Китайскому Алтаю, и спешили домой. Мы показали им тропу на Карагемский перевал, и пятеро убежали, а сам руководитель, Сергей Николаевич Ульченко, остался на поляне и собирался идти на Шавло. Мы шли туда же, и весь оставшийся маршрут Сергей Николаевич шел с нами, чему мы были несказанно рады.
Сергей появился у нас как раз тогда, когда нам надо было идти на самый сложный из наших перевалов. Мы очень радовались тому, что с нами идет такой опытный и сильный мужик, а Сергей, в свою очередь, нашел в Мишке интересного собеседника. Сергей делил с нами все радости и тяготы нашего пути, и трогательно заботился о наших девушках, оберегая их от всякой мужской работы. –Настя, положи топор, мы с Мишей прекрасно справимся с этим, у нас уже много дров! Иди, займись женскими делами! – говорил он.
     Мужики, с которыми ходил Сергей, вскакивали в 5 утра, и ходили очень быстро, и без тропы, поэтому с нами Сергей отдыхал и расслаблялся – мы просыпались в 7, а если дети спали долго, то и в 8, выходили, соответственно, в 10-11, шли, не особо напрягаясь, останавливались, если встречали ягодные места… Мужики готовили еду как попало, а на перекус выдавали по большому куску колбасы, а мы баловали Сергея овощными супами, оладьями, орехами и цукатами, сушеным сыром и прочими вкусными вещами.
     Сергей показал нам уникальную находку, которую они обнаружили на одном из ледников в Китае – это была деревянная стрела с очень искусно сделанным трехгранным костяным наконечником! Сколько лет она пролежала во льдах, 100 или 1000, по виду никто из нас не смог бы сказать.
     Сергей рассказывал нам про свое путешествие на вулканы Камчатки, про свои победы и рекорды на первенстве страны по легкой атлетике, про школьников и школьные походы и про многое другое.
     На подъеме вдоль Карагема возле озера мы встретили шестерых ребят из Саранска – они шли на пер. Надежды и Нижнешавлинский. Казалось бы, мы с ними больше не должны были встречаться, но судьба и тут распорядилась иначе – они сняли нашу записку на перевале Орой, потом они шли мимо нас, когда мы собирали бруснику, а под конец мы с ними вместе ехали весь день в автобусе из Акташа!
     Мужики шли "пятерку" и сделали первопрохождение перевала, назвали его Мордовия. Когда ребята выбежали по тропе к нашему лагерю, их реакция на нашу группу была весьма оживленной.

-Какие маленькие! Сколько ж им месяцев? – спросил первый!
     -Ой, младенцы!- воскликнул второй!
     -Смотри-ка, какие веселые малыши! – восхитился третий.
     А четвертый, окинув взором нашу группу сказал:
     - О, какие девушки!

Реакция встречных на малышей была самая разная. Люди удивлялись, радовались, желали нам удачи. Кое-кто спрашивал: "Что ли вы их тут и родили?! "

На Шавлинском озере мы встретили пару студентов из Чехии. В силу своей неуемной общительности я и с ними разговорилась, рассказала им, как нам понравилось в Праге и в Карловых Варах, где мы были 4 года назад. А они в свою очередь стали выяснять у нас, куда с Шавлы можно пойти, чтобы это было не слишком сложно – они уже обегали все окрестности озера, и им очень хотелось разнообразия. Мы посоветогвали им наш маршрут, но в обратном направлении: через перевал Обыл-оюк на Карагем, в радиалку на Комрю, и к людям – через Карагемский перевал. Чехи обрадовались и буквально через 15 минут собрали рюкзаки и убежали наверх…
     Когда мы шли от Шавлы на плато Ештык-Кель, нам навстречу прошли трое москвичей, которые несли рюкзаки и тащили за собой на веревках три синих цельных пластиковых каяка! Синяя стружка с бортов каяков встречалась нам потом весь день на тропе от Шавлы к Ештык- келю. Москвичи-водники направлялись на маршрут Шавла-Аргут- Катунь, когда им навстречу вышли мы со своими младнецами.

– Вот это да! – восхитились водники. – Каждый сходит с ума по-своему!
     Еще мы встретили группу из Омска – два папы и с ними сыновья, по виду – лет 8 и 12. Они тоже неторопливо шли на Шавло и планировали через Обыл- Оюк уходить на Карагем. Мы разговорились с ними и выяснили, что Иван Щербаков, чье письмо мы не раз вспоминали и цитировали в походе, это их друг, который им рекомендовал маршрут. До чего же мир тесен!

Отношение местного населения к туристам сложное и неоднозначное. Кому-то, видимо, выгодно распространять слухи, будто бы туристы едут затем, чтобы разорять алтайские могилы и искать их золото и сокровища.
     Проблемы и события, происходящие в России, алтайцев не слишком волнуют. Когда мы спустились с гор и встретили местных, те спросили нас:
     -А вы знаете, что у вас там в России несчастье? У вас подлодка утонула!

А теперь расскажу про наш поход все с самого начала.
     За два дня до похода, когда стало ясно, что мы идем вчетвером, Мишка поехал и купил билеты на самолет – до Новосибирска и обратно. Билеты туда и обратно стоили 4400, а в одну сторону 3500, и еще сборы – около 250 рублей. Разумеется, мы взяли обратные билеты. А еще мы накануне составили раскладку, и Мишка за два часа закупил на рынке все продукты на весь поход. Кстати, хотя раскладка у нас была легкая и вкусная, стоила она не так уж дорого – 2000 рублей, то есть около 70 долларов на 2 недели на всех четверых.
     Практически все продукты мы упаковали в пустые бутылки из-под Пепси – это удобная и легкая герметичная тара. Груза получилось много, и в аэропорту на нас насели наши провожающие, чтобы мы оставили все, что можно. Мы отдали им швейный ремнабор и газ с горелкой – ох, лучше б мы оставили теплую одежду. Без газа нам было очень грустно, и мы несколько раз оставались без горячей еды, что было не слишком приятно.
     В Аэропорту Шереметьево-1, когда мы, одними из последних, проходили паспортный контроль, вдруг обнаружилось, что Настенька забыла дома свой паспорт. Как ни странно, ее посадили в самолет по читательскому билету Ленинской библиотеки.
     Летели мы около 4 часов, причем из Москвы вылетали вечером, а в Новосибирске оказались на рассвете. Дети кое-как уснули, а мы только подремали немного.
     В Новосибирске мы получили багаж и погрузились в маршрутку до Барнаула, которая стоила по 200 руб с человека, а там сели в "Москвич" и доехали до Горно-Алтайска, точнее, до Маймы. Оказалось, что наши 4 рюкзака не лезут ни в "Жигули", ни в "Волгу", а в "Москвич" кое-как умещаются. Водитель взял с нас 1000 рублей со всех, то есть по 250 с носа.
     Мы вылезли в поселке Майма на Чуйском тракте у поворота на Горно-Алтайск, побегали и нашли УАЗик , который согласился нас доставить до Кызыл-Маны. Мы сговорились, что заплатим 1 руб за км, и еще на бензин, и в итоге сторговались на 1500руб.

Выехали мы из Маймы около 14, поэтому до ночи не успели, и чуть не доехав до Чибита, остановились на ночлег на берегу реки . Утром мимо нас пошло стадо, и один бык очень внимательно и сурово смотрел на нашу красную палатку, после чего мы постарались как можно быстрее палатку снять и накрыть. Бык еще долго оглядывался, и, похоже, решал, топтать нас или оставить так, и в конце концов, оглядываясь, ушел.
     Чуйский тракт за это лето сильно отремонтировали, но мы ехали как раз тогда, когда на многих участках вовсю шел ремонт: мы тряслись по бесконечным объездам и подпрыгивали на кучах гравия, которым засыпали дорогу. Гравий разлетался во все стороны, барабанил по машине и сильно тормозил нас.
     Дни стояли жаркие, и мы изнывали от жары и духоты, но дети вели себя на удивление прилично. На каждой остановке мы выпрыгивали из машины поразмяться и подышать свежим воздухом . При этом мы очень завидовали малышам - они могли ходить голыми, а нам приходилось одеваться...
     Около 14 мы доехали до пос. Чаган-Узун. На нашей карте дорога в Кызыл-Маны начиналась именно здесь. Теперь есть новая асфальтовая дорога в Кызыл- Маны из села Ортолык, которое стоит чуть дальше по тракту. По этой новой дороге проезжают даже Жигули. А на дороге из Чаган-Узуна есть мост – но он построен только через основную протоку, а две другие надо переезжать так, вброд. КАМАЗ там свободно проезжает, а наш УАЗик побоялся – мог и сесть посреди реки.
     В результате мы выгрузились в Чаган-Узуне, попрощались с водителем и увидели еще одну группу, приехавшую на ПАЗике. Мы подошли к ним – и встретили знакомых! Это были две группы московских скаутов, под руководством Громова и Алексея.
     Мы вместе с ними на КАМАЗе заехали в Кызыл-Маны, а оттуда договорились с трактором, и поехали еще выше. КАМаз взял со всей группы 500 рублей, а трактор – по 50 рублей с человека.

Наш тракторист был пьян в стельку, еле держался на ногах, а в кабине с ним вместе сидел Мишка, который не давал ему упасть с сиденья. Водитель не знал верхнюю дорогу до коша, и поэтому выгрузил нас на стрелке рек у развилки на Талдуру. Всю дорогу от в Кызыл-Маны мы сидели на рюкзаках в тракторной тележке, прижавшись друг к другу, крепко держась за бортики тележки и подпрыгивая на бесчисленных ямах и ухабах. Детей такая дорога быстро укачала, а мы смотрели по сторонам и порой опасались, что все вот-вот свалимся под откос вместе с трактором и тележкой. Похоже было, что трактору наш водила доверяет, как любимому коню, и верит, что тот сам домой довезет, как бы ни был ты пьян.
     Мы не раз вспоминали этого тракториста и ворчали, что он не повез нас по верхней дороге – хорошая тракторная дорога проходит мимо коша и до самого перевала, и обрывается только на той стороне после брода через Иолдо.
     От Чаган-Узуна до Кызыл-Маны дорога идет по голой степи, и дорог этих там множество, так что без проводника там было бы нечего делать. По пути мы видели стадо верблюдов и несколько стад овец.

На стрелке рек, где мы ночевали, большого леса не было, но кустов хватало, и с дровами проблем не было.

10.08 . Сегодня у меня день рождения! Ирка вручила мне свой подарок – коробку мелков - пастели, и мы решили, что на озере Комрю обязательно будем рисовать, а может, и раньше получится – если дети дадут.
     Утром скауты собрались быстрее нас, и на полчаса раньше вышли на маршрут . Мы же не спешили, и шли не особо надрываясь. Рюкзаки у нас были изрядно тяжелые, и идти в первый день под забросочным весом нам было нелегко. У меня был самый легкий рюкзак – около 15 кг в начале похода, и около 12 в конце, и еще Галя , которая весит 8 кг. Мы надевали на нее кенгурушку, я надевала рюкзак, и девочку пристегивали ко мне. А у Ирки рюкзак был в самом начале около 20, в конце – скорее 16, и Сашка, который весит 9 кг, если не больше. Настенька впервые пошла в серьезный поход, но она много занималась спортом, и весьма сильна и вынослива – она тащила около 28 кг, а Мишка – около 37.
     Впрочем, для сравнения, в группе у Алексея девицы тащили по 30, а мужики – за 40, и им было куда тяжелее, чем нам. На нас они смотрели с завистью, потому что мы шли – и улыбались. А они шли на пределе своих сил. Больше всего мы порази лись, глядя на то, как две девочки из их группы, устававшие все сильнее, не могли дойти до привала, ползли еле-еле, присаживались отдохнуть, и доползали к привалу тогда, когда группа уже вставала.

У нас принято, что один из самых сильных участников идет замыкающим и следит за тем, чтобы группа сильно не растягивалась, а у них совсем другая тактика хождения, и самые сильные убегают вперед и дольше отдыхают на каждом привале.
     Мы шли не по времени, а по степени усталости – иногда переходы получались по 40-50 минут, а иногда – всего по полчаса, если круто в гору и не идется. Первый переход у нас был самый крутой – вверх по склону до тракторной дороги. Дорогу мы нашли на пологой поляне возле сарая, и дальше два дня шли вверх по этой дороге. Так или иначе, мы за три перехода поднялись к кошу по левому орографически берегу, перешли мостик и возле коша пообедали.

Потом мы лезли вверх по дороге на перевал Карагемский, и за каждым перегибом нам чудился наш перевал. На седьмом переходе дети начали ныть, на восьмом – завопили в голос, и стало ясно, что до перевала нам сегодня не дойти.
     Мы встали на ночлег у скалы между двух озер, и на голом травянистом склоне принялись искать дрова. Темнело быстро, моросил дождь и дул весьма заметный ветер, но мы ухитрились набрать кучу хвороста на краях можжевелового и березового стланника. Два пакета мелких обломков веток толщиной в палец позволили нам приготовить ужин и завтрак.
     Переходы:
     11.45- 12.15 от стрелки рек лезем вверх по каменисто-осыпному склону
     12.30–13.10 идем по пологим травянистым полянам мимо сарая, вышли на тракторную дорогу.
     13.30-14.10 по хорошей пологой дороге идем вдоль берега реки до мостика напротив коша. Переходим на правый ор. берег и там обедаем у ручья.
     15.45-16.15 пересекли поляну, миновали кош и поднимаемся круто вверх по дороге
     17.00-17.30 крутая дорога, по которой гоняют стада
     17.45-18.00 лезем вверх. Дети устали висеть – пришлось их покормить и выпустить поползать
     18.30-19.45 в сумерках остановились на ночлег. Весь последний переход дети ныли, потом орали. Похолодало, сильный ветер, иногда мелкий дождик. Еду готовили на костре, ели в палатке.

11.08 Утром скауты быстро приготовили еду на газу и ушли вперед, в туман, под моросящим дождем, а мы потормозили и дождались солнышка, только потом пошли.
     Мишка встал в 7, еда была готова в 8.30, мы поели в палатке и переждали дождь и туман.
     За один переход мы поднялись на перевал и начали спуск в долину Карагема вдоль реки Иолдо- айры. Дорога шла сначала правым ор. берегом, потом перешла на левый. Мы сначала спустились до стрелки с крупным правым притоком, но там бродить нам совсем не захотелось, и мы вернулись обратно наверх, к тому месту, где шла дорога. На левой стороне дорога частично размыта, но пройти вполне можно.
     После перекуса мы перебродили крупный левый приток, а потом перешли саму речку Иолдо и снова оказались на правом берегу. Удобное место для брода – у впадения левого притока с водопадом.
     Вскоре после переправы Мишка на дороге оступился и сильно подвернул ногу. Он сразу забинтовал голеностоп, и мы пошли дальше. Вскоре мы увидели удобное место для ночлега, но Мишка захотел идти дальше. Дорога ушла далеко вверх и шла через горелый лес, обходя каньон. Снова к воде мы спустились уже на Карагемской поляне.
     Огромная поляна, окруженная кедрами, заросшая полевыми цветами, и с этой поляны видны снежные вершины. На краю поляны у дороги есть избушка, в которой можно переночевать. А выше по поляне на широком разливе легко перейти сам Карагем.
     На поляне мы устроили дневку, чтобы Мишка мог подлечить свою ногу. Мы встретили группу ребят из Новосибирска, и вместе с ними обсудили варианты нашего маршрута. Они нам посоветовали идти через Обыл-Оюк, и мы решили в освободившееся время сходить в радиалку на красивейшее озеро Комрю.
     Переходы:
     11.45 – 12.20 лезем вверх от озер по тракторной дороге, которая петляет по голому каменистому склону с низкой травкой. На перевале 2 больших тура из камней, есть места под 1-2 палатки.
     12.35-13.05 дорога идет вниз по пологим травянистым холмам. Много цветов: ромашки белые и сиреневые, колокольчики, генцианы, башмачки… Сидим и загораем, пока есть солнышко, кормим детей, раздеваемся.

13.30 - 14.20 идем между холмами по тракторной дороге вниз правым ор. берегом Иолдо. По сторонам появились заросли карликовой березки. Дорога разошлась на две, одна колея ушла на левый берег, мы идем дальше по правому.
     14.30 – пошли вниз и прошли мимо брода, где все колеи уходят на левый берег.
     Мишка предложил поискать брод пониже, и мы прошли мимо нескольких стоянок вниз по тропинке до впадения крупного правого притока. Там брод показался нам куда более опасным и неприятным – узкая и мощная река с крупными камнями, прыгать по которым нам совсем не захотелось. Мы вернулись к тракторному броду, где река была шире, мельче и спокойнее. 15.30 – мы перешли Иолдо – местами по щиколотку, местами по колено, но в целом спокойно и безопасно. Далее примерно 200 метров дорога размыта и осыпалась, идем по камням вдоль края воды левым берегом Иолдо. Потом дорога снова появилась и ушла от берега реки на 100-200 метров.
     16.05 – пришли к крупному левому притоку и сели на перекус, за притоком начался лес.
     16.30 – перебродили приток чуть выше, чем по колено, а местами и по пояс, и поток довольно мощный. Тропа через густой лес вдоль реки, над самым берегом заросли карликовой березки, так что местами шли по камням на берегу.
     17.00 Крупный левый приток с красивым водопадом, напротив него турами обозначен брод. Перешли чуть выше, чем по колено, и пошли по дороге через поляну с горелым лесом, потом пошли вниз по дороге через лес: лиственницы, кедры, жимолость, черная смородина.
     17.25 – 18.00 идем вниз по дороге через лес. Сразу после привала Мишка подвернул ногу, и мы остановились, чтобы достать аптечку и забинтовать.
     18.20–19.00 Увидели в 18.35 хорошую стоянку на берегу, но Мишка очень хотел сегодня дойти до Карагемской поляны, так что мы пошли дальше. Дорога ушла вверх от реки, и до самой поляны больше стоянок не было. Дорога идет через горелый лес высоко над берегом, обходя каньон. Моросит дождь и светит солнце, на каждой иголочке кедров висит по капельке, и в каждой капельке сияет маленькая радуга – сказочно красиво!
     19.10 – Дорога через лес. Напротив нас впадает крупный левый приток Атбаши, а у нас – сухое русло, и лесистые холмы, потом спуск на поляну. В дальнем левом углу поляны избушка, чуть дальше по дороге есть много удобных мест для стоянки, на берегу – каменки для бани.
     Рядом с нами группа из Новосибирска – 5 чел, и мужики из Барнаула – 4 чел.

Далее>>>

!

Вот это да! Поехать с ночевкой в лес с 6-мес. дитем пока никак не рискну, а тут вот что делается!

Чук и Гек

В январе 2001 года в Ак-Тру прибыли два молодых человека в рюкзаках родителей (примерного возраста 1,5- 2 года) В лагере было минус 38. Мы их окрестили в разговорах -Чук и Гек :) :)

Снимаю шляпу перед мамами...

Но считаю, что так ходить безответственно и категорически неправильно. ИМХО. Желания выбраться в любимые места, невзирая на родившегося ребенка вполне понимаемы, сам проходил. И все-таки. Если что случится, что делать будете, и как себе потом простите (только про эзотерику не надо)?

Читал этот отчет в сети много лет назад. Удивительно, что автор решил выложить его на м.ру только сейчас.