Начальник школы: Федосеев Ю.В.

Отчет о сборах школы БТП в Архызе (Зап. Кавказ) летом 2009 г. Часть 2

Часть 1 здесь

5. Техническое описание маршрута (1 и 4 отделения)

5.1. пос. Архыз, приют София, вершина Пештера, перевал Иркиз

Общая информация о долине ручья Гаммеш-Чат

Высокогорная долина в средней части Софийского хребта. В долине расположены вершины Кёль-Баши (Менги-Кёль-Баши), Пештера, скальный массив из нескольких вершин западнее Караджаша (альпинисты различают не менее пяти вершин), перевал Караджаш, озёра Запятая и Верхняя Запятая. Долина ограничена на востоке Софийской долиной, на севере — отрогами вершины Караджаш, на западе — Софийским хребтом, на юге — отрогом вершины Кёль-Баши с вершиной Пештера.

Долина спускается к Софии, образуя две ступени. Первая ступень — троговая лесистая долина с озером Запятая, вторая — снежно осыпной цирк между вершинами Кёль-Баши и Пештерой с озером Верхняя Запятая (схема 7.4).

5.1.1 Подъем от приюта София до озера Запятая

11:00 Высота 1750 метров. Нам предстоит перейти речку по бревну в районе остатков приюта София. (Фото 5.1.1.1) В 11:35 мы отправились вверх по дороге (фото 5.1.2.2), проложенной лесовозами, серпантином подымающимся по склону. От тропы ведущей вверх к озеру в этом месте ничего не осталось.

Через 20 минут первый привал. Кто хочет переобувается и регулирует рюкзак. В этом месте дорога уходит на право, а мы идем по старой тропе. На тропе попадаются крупные камни, похожие на ступени. В 12:45 сворачиваем налево и делаем следующий привал чуть-чуть поодаль, у ручья. Высота 1955 м. Далее продолжаем путь по лесу до тех пор, пока не выходим на ровный травянистый склон. (фото 5.1.2.3) Начиная с этого момента снова идём по тропе наверх. Это самый крутой участок за сегодняшний день. Нам предстоит пройти по этому склону наверх 200 метров. В 14:05 мы делаем привал посередине участка, который нам нужно пройти, у большого камня. Высота 2165 м. Через 6 минут поднимаемся и идём дальше наверх. Тропа снова уходит налево. Мы едва успеваем свернуть, как начинается сильный дождь. Мы быстро натянули тент от палатки и сидим под этим импровизированным «зонтом», поддерживая его треккинговыми палками. Идти нам осталось недолго, но решили всё же переждать. Когда дождь кончился, пошли дальше по тропе (фото 5.1.2.4) и вскоре подошли к озеру Запятая. Здесь наша стоянка. (фото 5.1.2.5) Встаем на ночевку время 15-00. Высота – 2223 метров. Место очень живописное, хотя и влажное, очень много ручьёв и ручейков.

5.1.2. Путь подъема от озера Запятая до озера верхняя Запятая

6:33 — проснулись. Палатки наши стояли на пригорке рядом с озером Запятая, где было всё-таки посуше, чем внизу, где обосновалось первое отделение.(фото 5.1.2.1) Мы вышли только в 9, пропустив первое отделение вперёд, и сразу пошли вверх по тропе.(фото 5.1.2.2) В 9:12 маленький привал на 5 минут в тени деревьев на повороте. Идём дальше наверх, в 9:35 останавливаемся у небольшого снежника на высоте 2 270 метров.(фото 5.1.2.3) Отсюда хорошо видно озеро. Погода очень солнечная. Следующий час продолжаем набирать высоту. К 10:30 мы на высоте 2410 м, останавливаемся справа от речки, собираемся переходить.(фото 5.1.2.4) После переправы идём вверх по тропе вдоль речки и выходим на пологое удобное место. В 11:15 становимся на привал. Вскоре растительности становится всё меньше — в основном, скалы, крупные валуны и снег. Мы сворачиваем налево (фото 5.1.2.5) в сторону стоянок у озера Верхняя Запятая. К 13:00 приходим к замёрзшему озеру. Здесь и становимся. (фото 5.1.2.6) Через некоторое время зарядил дождь, который не прекращался до вечера.

21:00 — собираемся ложиться. Завтра с утра почти все собираются на вершину.

5.1.3 Подъем на вершину Пештера (1А)

В. Пештера.

осыпной

нет

Радиально от стоянок у озера Верхняя Запятая.

От места ночевки, подымаемся вверх по склону и обходим озеро. Начинаем подъём на вершину по крупной осыпи влево - вверх. (фото 5.1.3.1) Выйдя на северо-восточный гребень, поднимаемся вдоль него. Весь подъём — ногами. Вообще, весь северный склон вершины — крупная осыпь с небольшими, легко обходимыми выступами скал и маршрут на вершину легко проложить по любой его (склона) части. Весь подъем занял 30 минут.(фото 5.1.3.2 и 5.1.3.3)

С вершины открывается отличный вид на Софийские озера и хорошо просматривается наш дальнейший путь к ним. (фото 5.1.3.4) Выходим в 8-30. От места ночевки поднимаемся наверх (фото 5.1.3.5) сначала по некрутому снежному склону, а затем по сыпухе и за 10 минут выходим на тропу. (фото 5.1.3.6 и 5.1.3.7) Тропа проходит из под перевала Кара-Джаш к Софийским озерам.

Наш первый привал в 9 часов на бивачных ночевках около Софийских озер на высоте 2770 м.. Теперь нам нужно спуститься по тропе и перейти через ручей. До перевала осталось совсем немного. В 9:55 переходим ручей и подходим к перевалу.(фото 5.1.4.1)

5.1.4 Перевал Иркиз (1А)

2900/

в восточном отроге Софийского хребта

Соединяемые долины:

долины ручьев Кашха-Эчки и Ак-Айры (левые притоки Софии)

горные ботинки, ледоруб,

Подъем со стороны Софийских озер

Подъем на перевал крутой снежный склон, (фото 5.1.4.1) в верхней части крутизна склона достигает 60 град.(5 метров), ( фото 5.1.4.2) и мы подниматься на 3 такта с ледорубами. С перевала открывается замечательный вид на Софийские озёра, мимо которых мы шли всё это время. Какое-то время мы остаёмся на перевале: едим шоколадки и проходим «посвящение в туристы».

После Иркиза начинаем долгий спуск (фото 5.1.4.3) по тропе ,которая проходит сначала по осыпному, а затем по травянистому склону и выводит к ночевкам под пер. Иркиз со стороны дол. Ак-айры (фото 5.1.4.4)

В общем и целом мы шли без перерыва час. После небольшого отдыха решили идти наверх к «Спартаковским ночевкам».(фото 5.1.4.5) Нам нужно встать подальше, но собирается дождь, и мы боимся не успеть. К тому же начинаем уставать.

В 13:30 мы встали на обед на возвышенной площадке недалеко от водопада. (фото 5.1.4.6 и 5.1.4.6) Из-за переменчивой погоды решили заночевать здесь. В 14:50 обед. Пока светит солнце, пользуемся ситуацией и сушим вещи. Ближе к вечеру начался дождь, поэтому ужинали мы в палатках.

5.2 Перевалы Ак-айры Западный, Ак-айры Восточный, Холодовского, Заячьи Ушки.

5.2.1 Подъем на ледник Ак-айры Западный

Встали в 5:00. В 7:25 вышли. По склону вернулись обратно на тропу, по которой двигались вчера.(фото 5.2.1.1) К 8 часам поднялись на высоту 2440 м . Здесь находятся хорошо оборудованные стоянки (фото 5.2.1.2)

В 9:00 сделали привал у реки на высоте 2600. (фото 5.2.1.3) Всё время до этого шли по камням, причём по прямой и практически не набирая высоты. (фото 5.2.1.4) Теперь нам нужно дойти до озера перед вершиной Надежда. Собираемся провести снежно-ледовое и скальные занятие на склонах, поэтому по приходу (10:00) надеваем системы, готовимся. Рюкзаки оставляем внизу у озера. (фото 5.2.1.5)

5.2.2 Перевал Ак-айры Западный (1Б) (радиально)

Расположен в Софийском хр. Юго-восточнее в. Надежда

долины ручьев Ак-айры и верхний цирк реки Кышлаусу

Со стороны ледника Западный Ак-айры

Отойдя от озера делаем привал на сыпухе под перевальным влетом. Слева по ходу хорошо виден наш следующий перевал Ак-айры Восточный.(фото 5.2.2.1) Пройдя перевальный взлет снежный, протяженностью 200-250 метров, крутизной до 35 градусов в верхней части, выходим на крупную сыпуху, правее от места подъема на перевал. Т.к. первое отделение начало спуск с перевала, было принято решение подыматься вправо по склону на гребень между перевалом Ак-Айры Западный и вершиной Надежда.(фото 5.2.2.2) Начинаем подыматься правым траверсом по осыпному склону крутизной 15-20 градусов, в обход скальных выходов. Выйдя на хребет , высота 3045 м, начали спуск к перевалу Ак-айры Западный, отрабатывая технику движения в связка по гребню. (фото 5.2.2.3) Хорошо видно спуск с перевалов Холодовского 1А и Заячьи Ушки 1А .(фото 5.2.2.4). Вдоль гребня проходит явно выраженная тропа, обходящая скальные выходы то справа, то слева. Пришли на перевал. Перевал представляет собой узкую явно выраженную расщелину .(фото 5.2.2.5), расположиться всей группой там не удалось. На перевале сняли записку нашего первого отделения. Теперь перед нами стоит задача спуститься вниз. Осмотрев путь спуска, приняли решение, вернуться назад по пути подъема. Кстати, получилось быстрее.

5.2.3 Перевал Ак-айры Восточный (1Б)

3300/

Местоположение:

Расположен в Софийском хребте северо-восточнее вершины Надежда (самая восточная из седловин)

Соединяемые долины:

соединяет долины рек Ак-Айры (приток реки Софии) и Чучхур (приток Кизгыча)

СЗ – ЮВ

Со стороны ледника Западный Ак-айры

По договоренности с первым отделением, чтобы не создавать толкучку на перевале, мы пропускаем их вперед. Когда проснулись, увидели, что первое отделение уже идёт мимо нашей стоянки вверх по осыпному склону. Выйдя через 2 часа, первое время идём по снежному пологому склону в сторону Центрального, но вскоре поворачиваем налево к Восточному. До взлета лучше всего идется по леднику - он открытый и неразорванный. (фото 5.2.3.1) Доходим до первого осыпного участка у подножия и делаем привал. Высота 2950 м. Дальше вновь идём по снежному склону. Из-за отсутствия кошек, приходится идти зигзагом и бить ступени. Когда крутизна склона увеличивается(20 град.), уходим на слежавшуюся, устойчивую мелкую сыпуху и по ней доходим до снежника, отделяющий сыпуху от скал правого борта. Выше наблюдаем 1 отделение провешивающие перила по снежному склону.(фото 5.2.3.2) Из под группы и скал правого борта периодически срываются камни. Пересекаем снежник и уходим к скалам левого борта, под их защиту(фото 5.2.3.3), здесь на осыпном участке под скалой делаем привал. (фото 5.2.3.4) Высота 3030 м.. На снежном склоне, напротив нас, под скальным выходом наблюдаем первое отделение, укрывшееся от камней.( фото 5.2.3.5) Обойдя скальный выход слева, начинаем подъем по скальному гребню , по осыпному склону крутизной 10-15 градусов.(фото 5.2.3.6-7) Обходя скальные выходы, сначала слева (походу), а затем справа, выходим в верхнюю часть отрога. Здесь, обойдя скальные выходы справа, уходим левым горизонтальным траверсом на перевал, без потери высоты.( фото 5.2.3.8, фото 5.2.3.9 и фото 5.2.3.10) Тур на скалах слева по ходу движения. Поднялись на перевал, не провесив ни одной верёвки. Высота 3336 м. Через полчаса подходит первое отделение. Все вместе фотографируемся.( фото 5.2.3.11) Подъем занимает примерно 3 часа.

Спуск быстрее, но не легче, так как представляет собой такую же осыпь, выходящую на снежник (фото 5.2.3.12). Спустившись на снежник сворачиваем направо (фото 5.2.3.13). Траверсируя склон, практически без потери высоты, доходим до травянистого склона, где делаем следующий привал (фото 5.2.3.14). В этот момент начинается дождь. Изначально планировали идти к Зелёным озёрам, но решили не спускаться к ним, т.к. потом пришлось бы снова набирать высоту. Вместо этого выходим на отрог (фото 5.2.3.15) и с него траверсируя склон, выходим в цирк перевала Холодовского. Здесь останавливаемся на камнях.( фото 5.2.3.16) Дождь усилился. Из-за неустойчивой погоды, было решено не пытаться дойти до стоянки на перевале, а встать здесь. Начали расчищать площадку для палаток, что заняло не так уж много времени. В итоге, расчистили к половине шестого.

Примечание: Учитывая снежно-ледовое состояние перевала и угрозу камнепада со скал рекомендуется обходить снежно-ледовый перевальный взлет по скалам левого борта

5.2.4 Перевал Холодовского (1А,3100)

Местоположение:

расположен в хребте Чучхур между вершинами София на северо-востоке и Чучхур на юго-западе

Соединяемые долины:

от Зеленых Озер, расположенных в верховьях ущелья реки Чучхурка (левый приток реки Кизгыч) на востоке в ущелье реки Кышлау-су (правый приток реки Псыш) на западе.

0/2

Требуемое снаряжение:

горные ботинки, ледоруб, каски, страховочные системы, спусковые устройства, веревка

Особые замечания:

При спуске с перевала по снежно-фирновым склонам средней крутизны на двух участках пришлось использовать перильную страховку

Со стороны Зеленых озер

8:00 — встаём. Вышли в 9:30. Продолжаем двигаться от места ночевки в том же направлении, что и вчера.(Фото 5.2.3.15 и фото 5.2.4.1) Двигаемся по пологому ( небольше 10 градусов) снегу, перед перевальным взлетом делаем привал, на границе снега и осыпи.

Перевальный взлет осыпной склон крутизной до 30 градусов и протяженностью около 350 метров. Местами на склоне есть выходы скал. Поднимались прямо вверх с небольшим серпантином друг за другом (фото 5.2.4.2)по выбитым первым ступеням, подъем из цирка до седловины занял 1,5 часа. Тур находится в западной части седловины. На седловине есть место для 2-3 палаток.

К 11:00 мы на перевале Холодовского. Спустившись по сыпухе до снежника ( 3 метра) (фото 5.2.4.3), вешаем горизонтальные перила до скального острова (8 метров). Это было связано с тем, что крутизна склона здесь достигает 40 градусов и снег очень жесткий. Далее спустившись по пологой сыпухе (крутизной 20 градусов, протяжность 50 метров) до снежника (крутизна около 30 градусов и длина 50 метров), провешиваем верёвку .(фото 5.2.4.4) Веревки крепятся в снег на ледорубах. Дюльферим.(фото 5.2.4.5) Спустились по снегу до осыпного участка, где и сделали первый привал. Далее сначала по мелкой сыпухе, а затем по пологому снежному склону (фото 5.2.4.6) (крутизной 20 градусов), спускаемся вниз. Высота 2860 м. От сюда уже хорошо виден наш запасной перевал Заячьи Уши. (фото 5.2.4.7 и 5.2.4.8) Часть группы во главе с руководителем решила совершить радиальный выход на него. Остальные же, вместе с инструктором, пошли дальше вниз, к озёру.

В итоге встали на хороших стоянках возле озера (фото 5.2.4.9) (всё время до стоянки продолжали идти по горизонтали, либо спускаться), - очень ровная и удобная. Единственно, с того момента, как мы встали, идёт дождь.

Примечание: Из-за высокой крутизны склона (достигает 40 градусов) в верхней части и большой вероятности срыва участника, при спуске необходима перильная страховка. (фото 5.2.4.7. Перила обозначены синим цветом)

5.2.5 Спуск к р. Псыш

Встали в 8 утра.. Погода хорошая — солнечно. Сегодня нам предстоит добираться до места днёвки. Выходим в 10:00. Нам нужно сбросить порядка 1км высоты и перейти через реку Псыш. Изначальная высота — 2700 м. Начали спускаться вдоль ручья.(фото 5.2.5.1) Спусковая тропа неявная и переходит в распадок с мокрыми камнями и травой. Спустившись до выполаживания (фото 5.2.5.2), переходим ручей (фото 5.2.5.3) и продолжаем спуск по тропе. (фото 5.2.5.4)

В 11:40 вышли к летнику, где сделали привал. (фото 5.2.5.5) От летника продолжаем спуск по хорошей тропе. (фото 5.2.5.6, 5.2.5.7 и фото 5.2.5.8) Спустившись к Псышу, ищем бревно, чтобы переправиться. Не обнаружив бревна, принимаем решение идти по правому берегу до моста. Примерно через 3 км тропа спускается к самому берегу Псыша и начинает теряется в вырубках и сильно завалена поваленными деревьями. (фото 5.2.5.9) В итоге, находим дорогу, ведущую к подвесному мосту через Псыш.

16:15 — переходим реку и начинаем искать остальные отделения школы. В 18:20 не обнаружив остальные отделения встаем лагерем на берегу Псыша.

5.3. Перевалы Дурицкого, Дорбун

5.3.1. Подход под перевал Дурицкого

6:30 — подъём. Выходим в 8:15. Идём по размытой дождём дороге, в направлении Аманауза. Выходим к речке и некоторое время идём вдоль неё (Фото 5.3.1.1). Доходим до левого притока Аманауза, где теряем тропу. Перейдя приток (Фото 5.3.1.2 и 5.3.1.3) и обнаружив подобие тропы, начинаем подыматься в верх по травянистому склону.

9:50 - Впереди — мокрые скалы. Приходится вешать верёвку (фото 5.3.1.4). Одеваем системы. Выбрались наверх только к полудню. Дальше идём по сплошным зарослям. Достаточно долго продираемся сквозь «джунгли» наверх (фото 5.3.1.5). Через час всё-таки делаем 5-минутный привал прямо в зарослях. Высота 2075 м. После привала решили сменить направление — пошли направо по склону и через 20 минут вышли на открытое пространство к соснам (фото 5.3.1.6). Заросли кончились, и теперь мы хотя бы видим, куда идём. Продолжаем набирать высоту вдоль левого притока Аманауза по правому берегу. Приток сильно внизу. Спуск к нему не возможен. На противоположном берегу замечаем группу подымающуюся по тропе (фото 5.3.1.7 - 9). Наша следующая стоянка в 14:30 на морене выше по склону (фото 5.3.1.10 - 11). Высота 2250 м. С морены выходим на тропу (фото 5.3.1.12). Через 500 метров тропа разветвляется. Левая уходит в сторону перевала Браконьеров, а правая приводит нас в цирк перевала Дурицкого. Здесь найдя более менее ровные места встаем лагерем ( фото 5.3.1.13 – 15).

5.3.2 Перевал Дурицкого

3000/

Соединяемые долины:

д.р. Аманауз (р. Псыш) - д.р. Бурная (Б. Лаба)

горные ботинки, ледоруб, каски

июль

Особые замечания:

6:20 встаём рано. Позавтракать решили бутербродами. Вышли в 7:20. Сразу начинаем подъём по довольно крупной сыпухе в сторону перевала Дурицкого. Принимаем решение подниматься справа в обход скального выхода (фото 5.3.2.1 - 3) Обогнув его выходим на край снежника и в 8:00 делаем привал. Далее с некрутым подъемом пересекаем снежник (фото 5.3.2.4 - 5) и в 8:40 делаем еще один привал на камнях перед перевальным взлетом. Отдохнув начинаем подьем на перевал. Перевальный взлет – каменистый склон крутизной около 15 градусов с довольно хорошо просматривающейся тропой (фото 5.3.2.6). На сам перевал взошли к 9:00 (фото 5.3.2.7). Высота 2945 м. Достаточно долго здесь фотографируемся, затем уходим траверсом с небольшим сбросом высоты в сторону перевала Дорбун, склон из каменистого превращается в осыпной (фото 5.3.2.8 и 5.3.2.9).

5.3.3 перевал Дорбун

д.р. Белая (Псыш)

- д.р. Бурная (Б. Лаба)

горные ботинки, ледоруб, каски

Особые замечания:

Спускаясь, мы выходим на гребень и продолжаем идти по нему вплоть до перевала Дорбун (2785 м). Приходим на перевал к 11:00. Здесь большая удобная поляна, где спокойно можно было бы и заночевать, но мы идём дальше.

С этого момента начинаем сброс высоты. Уходим по склону вниз (снежный+осыпной). Идём дальше по снежникам. Постепенно спускаемся вниз к ручью по зарослям рододендрона. Нам нужно найти тропу, но похоже, что она на противоположном берегу. Сбросили высоту до 2500 м.

14:00 — переходим ручей и останавливаемся на обед. В 16:00 трогаемся. Поднимаемся чуть-чуть вверх по склону и находим тропу. Продолжаем идти вперёд в том же направлении, что и изначально — только на этот раз по другому берегу. В 16:30 подходим к небольшому озеру. Высота 2200 м. В этом месте уходим в направлении от ручья, углубляемся в лес и вскоре оказываемся у реки. Здесь тропа теряется и, опять же, продолжается на противоположном берегу. Поэтому переправляемся.

В 17:00 мы на нужном берегу. Идём наверх по зарослям рододендрона. Наконец, находим тропу. Дальше идём вниз параллельно реке.

18:15 - постепнно приходим вниз к ещё одному ручью. Место заболоченное, много комаров и мошек. Встречаем отряд туристов и спрашиваем, как дойти до погранзаставы.

19:30 - продолжаем спуск — на этот раз через хвойный лес.

19:50 — спустились к реке Белой ниже погранзаставы. Решили ещё немного пройти и встать между дорогой и рекой подальше от чужих палаток.20:30 — встали. Высота 1590 м.

5.4. Вершина Надежда (1А) – Попова К.С.

Индекс вершины (по перечню):

скальный

Высота перевала (по классификатору/по данным GPS) (м):

3355/3351

Софийский хребт

0/1

Требуемое снаряжение:

горные ботинки, трекинговые палки (ледоруб), каски

нет

Радиально от стоянки под пер. Ак-Айры Зап.

В сторону пер. Ак-Айры Зап. вышли налегке (фото 5.4.1). Движемся по осыпи (до 20°), местами тропа. Постепенно крутизна склона увеличивается до 30° (самостраховка ледорубом). Оставляя седловину пер. Ак-Айры Зап. слева, по простым скалам выходим на гребень (фото 5.4.2,5.4.3) и по нему выходим на в. Надежда (2 часа) (фото5.4.4.).

Спускаемся по гребню до пер. Ак-Айры Зап. (фото 5.4.5.) С перевала уходим направо в сторону ледника Ак-Айры. Спуск дюльфером по верхней крутой части ледника (50 м, веревку крепили на скальном выступе), глиссером до осыпи и далее до лагеря.

Расчет ходового времени

Этап

Продолжительность

Подъем от м.н. на в. Надежда

1 ч. 40 мин

Спуск с в. Надежда до м.н.

2 ч. 20 мин

Примечание: при спуске по пути подъема можно обойтись без перил. Но в рамках школы восхождение было совмещено с проведением занятий, и был выбран более сложный спуск через пер. Ак-Айры Зап.

5.5. Пер. Новый (1Б) – Попова К.С.

скальный

Высота перевала (по классификатору/по данным GPS) (м):

-/2900

Хр. Чучхур

Соединяемые долины:

р.Кишлаусу (р.Псыш) – р.Чучхурка (р.Кизгыч-Баш)

З – В

5/4

Требуемое снаряжение:

кошки, ледоруб, каски, ИСС, веревка 50м, ледобуры, карабины, ФСУ.

нет

Описание дается от седловины пер.Чучхур.

С седловины пер. Чучхур стали уходить направо по леднику Огары (стараясь не сбрасывать высоту). Доходим до скально-осыпного склона (справа по ходу) и начинаем подъем (25°). Поднявшись по склону, выходим на пологий каменистый участок, где есть места под палатки. Погода портится, встаем на ночевку (фото 5.5.1).

От пер. Новый нас отделяет пологий ледник (фото 5.5.2). Выходим в 7.30. Поскольку ледник за ночь смерзся, а кошки были не у всех, траверсом провешиваем 100 м перил до пологой части ледника (станции на ледобурах, лидер в кошках) и выходим на скалы (фото 5.5.3). Провешиваем по скалам перила (50 м, 25–45°, разрушенные скалы, станция на скальном уступе) и выходим на перевал (фото 5.5.4). Седловина скально-осыпная. Есть тур. Мест под палатки нет (фото 5.5.5).

Спуск с перевала идет по осыпному склону (40 м, 30°), который выводит на закрытый ледник. По нему спускаемся дюльфером (150 м, 25–35°, станции на ледорубах (самосброс)) вдоль скал правого борта (слева видны следы свежих камней). По описаниям есть 2 бергшрунда, в наших условиях под снегом они не видны. Далее глиссером спустились в цирк (фото 6).

После обеда по тропе стали спускаться к месту дневки, и к вечеру были у р. Псыш.

Расчет ходового времени

1 час 00 мин

м.н. – пер.Новый

3 часа 00 мин

спуск до пологой части ледника

3 часа 50 мин

6. Выводы.

Для проведения учебно-тренировочного походов 2 к.с. был выбран район Архыз. Основными критериями выбора района в этом УТП явились: удобный подъезд, туристская освоенность района, невысокая себестоимость походных затрат. При планировании УТП удалось разработать наиболее оптимальные, по нашему мнению, маршруты для всех отделений школы, что позволило обеспечить максимальное взаимодействие групп, не ущемляя при этом самостоятельности в работе руководителей. Разработанные маршруты позволили наиболее полно познакомить слушателей с районом, в котором большинство участников и руководителей УТП были впервые.

Впервые возникли проблемы с нахождением в погранзоне: пограничниками было запрещено прохождение пер. Воронцова-Вильяминова (1 и 4 отделениями пришлось воспользоваться запасным вариантом, перевалами Дурицкого (1Б) и Дорбун (1А)).

Для проведения практических занятий на реальном рельефе наиболее интересны: скалы на пер. Акайры Вост.(использование скальных крючьев) ледники под пер. Ак-Айры (ледовые и снежные склоны небольшой крутизны дают возможность отработать основные элементы работы на данном рельефе: передвижение по снежным склонам, хождение в кошках, зарубание и т.д.). Для проведения занятий по переправам хорошо подходит р. Кяфар.

Погода в первой половине дня обычно была ясной, но во второй половине дня практически каждый день шел дождь. В ввиду нестабильных погодных условий, повлекших за собой отставание от заявленного графика, 2 и 3 отделения решили пер. Айюлю обойти по дороге (это экономило время и не ставило под угрозу вторую кольцевую часть маршрута), и сходить его радиально. Также из-за непогоды (один резервный день был потрачен на отсидку под пер. Заячьи Ушки) 2 и 3 отделениям пришлось отказаться от восхождения на в.Чучхур.

Решение переправляться через р. Псыш по мосту заставило 2 и 3 отделения отказаться от прохождения пер. Чучхур. На правом берегу тропы на пер. Чучхур не оказалось, а преграждающий путь поток Кишлаусу оказался слишком бурным и полноводным для переправы вброд.

Во время общения с местным населением проблем не возникало. Прием очень радушный, особенно у пограничников.

В целом, можно отметить, что район очень приятный и в транспортном плане легкодоступный. Нет долгих подъездов и подходов. У всех участников походов остались самые приятные впечатления.

7. Приложение. 7.1. Паспорт перевала Верхний (первопрохождение)

1. Справочные сведения

Верхний

N43 36.647
E41 09.900

1. Местонахождение на хребте: Перевал Верхний находится в северном отроге хребта Абишир-Ахуба, севернее пер. Мылгвал и южнее пер. Кяфар, ориентирован в направлении запад-восток. Представляет собой ярко выраженную, "классическую" седловину.

2. Что соединяет и связывает: Перевал Верхний соединяет д.р. Западный Агур и
д.р. Кызылчук (оз. Кяфар).

3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает: нет информации.

4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон): Сведения о первопрохождении отсутствуют.

5. Печатный или рукописный источник сведения: Перевал был нанесен на карте Ляпина В.Р. с категорией 1А. Других сведений найдено не было.

6. Количественные характеристики:

Подъем:

Время подъема

мин.

Крутизна участка, град.

Протяженность участка

м.

Время движения со страховкой, мин.

Количество пунктов страховки

Время спуска мин.

Крутизна участка, град.

Протяженность участка м.

Время движения со страховкой мин.

Количество пунктов страховки

Рельеф

попеременной

самостраховка альпенштоком, ледорубом

30-35

Травянистый склон, мелкая осыпь

Всего

7. Частота прохождения (ориентировочно): нет сведений

8. Преимущественное направление прохождения: с востока на запад.

9. Условия, при которых изменяется категория трудности: категория трудности перевала может повыситься в условиях осадков и в периоды межсезонья.

10. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна, время прохождения участков:

Описание даётся при прохождении перевала с востока на запад, то есть со стороны р. Западный Агур к оз. Кяфар.

Перевал асимметричен: подъём с востока немного круче, чем спуск на запад.

Подъем на перевал проходит сначала по средней осыпи 20-25 градусов, примерно 150 м. Затем по травянистому склону крутизна, которого доходит до 40 градусов. Последние 50 метров перевального взлёта лучше проходить слева, вдоль скал, по средней и мелкой осыпи.

Седловина перевала неширокая, осыпная, мест под палатки нет.

Спуск представляет собой травянисто-осыпной склон, крутизной 30-35 градусов. Спуск начали в северной части седловины. Сначала траверсом ушли немного правее, затем обойдя скальный выступ, начали спускаться вниз забирая в сторону северного края озера. Спуск до места ночевки занял 1час 50 минут (ЧХВ).

11. Требования к организации движения и страховки: движение на подъеме и на спуске проводится плотной группой с самостраховкой ледорубами.

12. Возможные опасности и меры безопасности: после дождя движение по мокрой траве становится опасным, т.к. возрастает вероятность соскальзывания с мокрого склона. Необходимо двигаться с максимальной осторожностью с обязательной самостраховкой ледорубом.

13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: каски и ледорубы на каждого участника.

14. Возможные и рекомендуемые места ночлега:

- Перед перевалом - около озера на высоте 2636 м, на травянистой террасе (GPS координаты: N43 36.769 E41 10.318).

- Есть места под перевальным взлётом около снежника.

- После перевала – северный край озера Кяфар (от перевала 1 час 50 мин. ЧХВ).