Руководитель: Чижик Д.В., Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. в районе Фанских гор и Гиссарского хребта в августе 2008 г.

МАИ 2008

Отчет о горном туристическом походе,

пятой категории сложности,

в районе Фанских гор и Гиссарского хребта.

Время проведения с 5.08.08 по 30.08.08

1978

4 гу Алтай

Фотограф

Участники Камалов и Фокин не пошли.

Общее Описание района

Фанские горы расположены в Памиро-Алае являются наиболее высокогорной частью Зеравшанского хребта. Наилучшим временем для похода считается период с начала августа до начала сентября. В это время обычно стоит устойчивая ясная теплая сухая погода. Фанские горы считаются единственными горами на территории бывшего Советского Союза, где можно не закладывать дополнительные запасные дни на случай непогоды. Фанские горы сильно изрезаны - даже простые перевалы часто имеют перепад высот тысяча метров и более. Большая часть хребтов проходит на высоте около четырех тысяч метров, долин - около трех тысяч метров. Наивысшая точка района - вершина Чимтарга (5700м). Снеговая линия расположена на высоте около 4000м. В Фанских горах имеются перевалы и склоны различного характера, но наиболее распространены осыпные склоны, перевалы в большинстве имеют скальную седловину.

Акклиматизация занимает 3-5 дней.

В Фанских горах возможно проведение походов 1-5 категорий сложности.

В настоящее время действуют по меньшей мере альплагеря "Артуч" и "Вертикаль". Один из них можно выбрать в качестве исходной точки путешествия. Заезд возможен через Самарканд - ж/д и авиа, Худжанд (бывший Ленинабад) - ж/д(г. Гафуров), аэродром есть в расположенном поблизости г. Чкаловске.

Для въезда в Таджикистан необходимо иметь паспорт с пропиской (с вкладышем о гражданстве), либо заграничный паспорт (лучше им не пользоваться).

При въезде с вас попытаются собрать налог "на спасателей" (25$), и экологический сбор (25$, плюс 0.5$ за день пребывания).

Отношение местных жителей в общем доброжелательное, если вы не будете забывать с ними здороваться.

Общее описание маршрута

Маршрут 5 категории сложности.

Количество участников -5.

Количество дней -26

Из них ходовых -25

Дневка-1

Пройдено 264 км

Общий набор высоты -18730 метров

Перевалы:

3А-3шт (Сибирь, Адиджи, Мирали)

2Б-1 шт (Траверс пер.Седло Ганзы-пер.Зеленоград)

2А-1шт (пер.Карона Сиамы)

1А-3 шт (Амшут,…..

Вершины:

3А-1шт (Одесса)

2Б-2 шт (Большая Ганза, Чмтарга)

Максимальная высота – 5400 метров (в.Чимтарга)

Максимальная высота ночевки – 5000 метров (пер. Мирали)

Пройдено 12 озер.

Провешано веревок 42. (длины разные)

Идея: Пройти маршрут 5 категории сложности, по данному району.

Цель. Повышение опыта участников, для походов более высокой сложности.

Заявленный Маршрут.

Р.Сиама – пер. Корона Сиамы (2А) – рад. Восхождение на г. Одесса(3А) – р. Парийон – оз. Парийон – р. Каратаг – пер. Сибирь (3А) – оз. Искандеркуль – р. Арг – пер. Седло Ганзы +рад Восх на г. Большая Ганза (2Б) – траверс до пер. Гусева-Мухина и спуск (2А) – пер. Адиджи (3А) – пер. Мирали (3А) – рад . Восх на г. Чимтарга(2Б) – пер. Аксу Верхний(1А) – пер. Моргузор Зап (2А) – Маргузорские озера – к. Шинг.

Пройденный Маршрут.

Р.Сиама – пер. Корона Сиамы (2А) – рад. Восхождение на г. Одесса(3А) – р. Парийон – оз. Парийон – р. Каратаг – пер. Сибирь (3А) – оз. Искандеркуль – р. Арг – пер. Седло Ганзы +рад Восх на г. Большая Ганза (2Б) – траверс до пер. Зеленоград и спуск (2А) – пер. Адиджи (3А) – пер. Мирали (3А) – рад . Восх на г. Чимтарга(2Б) – пер. Аксу Верхний(1А) – пер. Мунора (1А) – пер. Тавасанг(1А)– Маргузорские озера – к. Шинг.

Изменения в маршруте были вызваны необходимостью.

05.08.08

Вылетаем из аэропорта Домодедово в час ночи компанией Домодедово.За перевес в 68 кг платим 1500 рублей. Прилетаем в аэропорт Душанбе в 6:00 по местному времени. На выходе заполняем миграционную карту. Советую ее не терять. Сразу куча предложений от водителей вести нас куда-то. Все равно куда, хоть в Москву. С одним из них договариваемся остановиться у него на квартире за 100 р с человека. Квартира в 5 минутах от аэропорта. Закупаем продукты. В Душанбе можно купить практически все, что нужно из еды. Трудно с супами. Все остальное есть.

Температура 40.

Еду к цементному заводу договариваться на счет машины до Искандеркуля. Оказывается, сейчас никто не езди через Анзобский перевал. Все ездят через туннель. Но он закрыт с 8 до 20.00. Поэтому машины выезжают из города не раньше 18.00.

Договариваюсь на 5 тыщ, со всех, и бегом назад. Быстро собираемся. В 19.00 обещанного водителя не было. Быстро договариваемся с хозяином квартиры, он идет, греет машину, грузимся и вот мы уже в пути. Выехали примерно часов в 21.00 вечера. Пытаемся найти Интернет по пути, хотел найти фотографию перевала Мирали, но тщетно. Ну и ладно, так поедем.

Пытаемся хоть немного заснуть. А пыли на дороге. Метров 5 вперед видно.

Первым делом нам надо выгрузиться на реке Сиама. Ее мы благополучно и проехали мимо. Ну, пыльно не видно ни чего. Включаю ЖПС. Едем назад. Еще метров сто, пятьдесят, еще чуть - чуть Стоп. Вот она. Время полночь.

Мост через реку Варзоб выводит на какую-то ферму, казалось, что не жилую. Казалось.

Перед мостом ворота, закрытые. Ну, это ерунда. Выгружаем все , кроме заброски. Теперь заброска. Я, Андрей Руднев и водила едем на Искандеркуль забрасывать, значит.

06.08.08 (Первые сутки активной части).

Едем. Пыль. Не видно ничего. Даже пыли не видно. Дорога…..В Подмосковье есть и получше. Правда ни одного мента пока еще не было. Встречный свет всех ослепляет. Нужно иметь крепкие нервы, чтобы ездить по таким дорогам. Ну, у нас с Андрюхой нервы крепкие.

Туннель. 17 км сквозь хребет. Воды в нем по уши. В кабину заливает. Доезжаем до села Дижик, это в 8 км от Искандеркуля, ниже. Разбудили какого-то мужика в каком-то доме, всучили ему рюкзак с едой и мешок с бензином, сказали, что через десять дней заберем и назад к ребятам. Мужик так и остался стоять. Наверное, дней пять стоял.

Еще немного поспали. К Сиаме подъехали в 4 утра. Расплатились и пошли спать.

Высота здесь 1740 м.

В 5 утра раздался страшный крик. Как будто кому-то не налили. Вылезли. Стоит средних лет таджик. Глаза его уже в метре от его головы:

-Ви чё. Тепилы. Арча! Ви чё?

Где-то минут пять врубались, за что такой прием. Поняли. Ночью среди пыли и камней нашли единственное место с травой, как раз под палатку. Ну, помяли, да поставили.

Кто знал, что это его любимый газончик.

-Ти чЁ!? Итиот?- раздавалось у слияния Сиамы с Варзобом.

Стараясь сделать, как можно, виноватый вид мы собрались. И пошли вверх по реке.

А мужик стал пересаживать траву.

Перешли на левый берег реки, и снова развалились. Досыпать. Уже без палатки. Тепло было. Позавтракав, вышли. Сделали до обеда 5 ходок. После обеда еще 3. Душно. В горле как будто стружка металлическая. Подышишь немножко и все, дерет. Нас обгоняют два туриста, потом мы их обгоняем, потом они нас. Так до вечера гонялись. Встали у слияния ручья и реки Сиама.

Пыль. Видно с Дороги поднимается. Пройдено 16 км. Высота 2880м. Набор 1180 метров.

07.08.08 (2-й день)

Выходим в 6.30. Днем ходить невозможно. Поэтому делаем до обеда 5 ходок. А с 12 до 15 валяемся и спим. Все время идем по левому берегу реки Сиама. Встречаем лошадей. После обеда поднимаемся на каменистую насыпь. Переходим реку на правый берег. Здесь она разливается на несколько рукавов. Еще набираем метров 150. И встаем на ровном песчаном месте. Раньше видимо озеро было. Вода здесь чистая.

Виден подъем на перевал Корона Сиамы, перевалы Четырех и Трех. (ФОТО 1,2)

Пройдено 6 км. Набор 780 метров. Высота 3660

скально-осыпной

западный

Номер в классификаторе

Подходим к осыпному взлёту . Не заходя за скальный выступ начинаем подъем к зеленой площадке 150 метров. После нее опять осыпной склон к скальному кулуару 100 метров.

Снега нет вообще. В самом начале кулуара вешаем одну веревку(ФОТО 3). Далее идем друг за другом без веревок. Это правильно. Веревку повесишь и всех засыпаешь и на себя камней веревкой навалишь. Так проходим метров 200 25-30 гр. В конце кулуар как бы раздваивается. Идем налево. Пришлось повесить еще одну веревку крутизна до 50 гр. Высота 4200. На перевале через 3 три часа после начала подъема (ФОТО 4)

Спуск ,сперва, каменистый, потом фирн, лед, 35 гр. Кидаем палтийник. (ФОТО 5) Доходим до пологого места. Далее спуск по средним камням к озерам в долине реки…

Обедаем и встаем на ночевку. Отсюда просматривается не плохой подход к горе Одесса. (ФОТО 6)

Высота 3 200. Пройдено 5 км.

09.08.08 (4-й день)

Восхождение на гору Одесса (3А)

Маршрут и описание было взято из книги С.Н. Согрина «Памиро-Алайские маршруты»:

Одесса с перевала Одесса, маршрут За к/тр.,
(Жлутко А., Егоренкова А. и др.— 1957 г.)

«От бивуака на левой морене Восточного ледника Бе­лой Пирамиды выйти на ледник и по нему поднимать­ся к подножию вершины Одесса, которая представляет огромный скальный остров, окруженный с востока снеж­ником. Причем с правой стороны, т.е. с севера, со сто­роны перевала Одесса, этот снежник подступает к вер­шине гораздо выше, чем слева. Подъем начинается с правой стороны по снегу на перевал Одесса. В верхней части крутизна склона до 60°.

От перевала начинается скальный маршрут по се­верной стене высотой около 100 м и крутизной до 65°. К стене подойти по снегу. Маршрут подъема проходит левее широкого камина, забитого натечным льдом, ко­торый хорошо просматривается справа по ходу движе­ния при подходе к стене от перевала.

По скалам левее камина с натечным льдом дви­гаться вверх примерно на 40 м. Далее уйти влево по полке на 10-15 м и вновь вверх и несколько влево до участка с натечным льдом, спускающимся сверху. Дли­на участка до натечного льда составляет 25 м. Снова траверс влево по полке на 10 м и вверх 40 м в «вил­ку» между двумя громадными камнями. На протяжении всего подъема крючьевая страховка. Далее по легким скалам выход вправо и через 30 м достигается вершина.

Спуск с вершины — по пути подъема. От большого камня организуется спуск по веревке с пересадками. Восхождение занимает 7-8 часов.»

Выход в 6.00

От озера преодолеваем небольшие курумники и идем в направлении горы Одесса. Поднимаемся на травянистый гребень. Выходим к ручью , стекающему с ледника, который расположен под Одессой(3А). Поднимаемся по ручью, уходя левее, чтобы обойти водопады.

Выходим на ледник. До ледника от лагеря 500 метров набора.

Ледник открытый. Идем в кошках без связок. (ФОТО 7)

Подходим под кулуар выводящий на перевал правее горы Одесса(3А), в книге перевал Одесса.. Высота 3970 В кулуаре узкая полоска черного льда метров сто в длину. Это все что осталось от снежника. В кулуаре постоянно летят камни. По нему идти нельзя.

Поднимаемся на правый склон кулуара, 1 веревка. 45-50 гр, и вдоль стены г. Одессы поднимаемся на перевал. (ФОТО 8) Подъем тоже камне- опасный, однако камни летят в бок , в кулуар.

Высота перевала 4130 метров. Спуск в другую сторону очень опасный. Много живых камней.

От седловины до вершины примерно 150 метров. Три веревки. Скалы крепкие, крутизна в среднем 65 гр. Местами до 80. Есть старые крюки. Подъем легко читается. Сперва до полки 2 веревки, затем по полке влево, и с нее еще одна веревка наверх. Дальше пешком на вершину. (ФОТО 9, 10)( Высота вершины 4250).

Спуск по пути подъема.

В лагере в 15.00

Устраиваем Четвертьдневку. Набор 1050 метров. Пройдено 3 км в одну сторону.

10.08.08 (5-й день)

День целеустремленного спуска к озеру Пайрен.

Спускаемся по реке Пайрён к озеру Пайрён. Все время по правому берегу. Примерно 6 часов приятной ходьбы. Тропа хорошая. Из , далека, показалась первая жемчужина на нашем пути. Пару ходок. И вот спустившись с тропы, сидим на берегу этой жемчужины На озере обедаем, а затем и ночуем.

Опять марево. С озера сильный ветер.

Дикие здесь места. Гюрза нынче гуляет. Сидим, ужинаем на ковриках, а она подползла незаметно. Вовремя заметили. Хорошо доели все, а то бы весь ужин на земле остался, а так только чай. Укус гюрзы может привести к нежелательным последствиям. Мы ее через реку перекинули.

Пройдено 15 км. Высота 2100.

11.08.08 (6-й день)

От озера Пайрён подходим к слиянию реки Пайрён с рекой Каратаг. Поднимаемся по Каратагу вверх по левому берегу. Через два километра переходим по мосту на правый берег. Здесь растет ежевика. Так же вдоль реки растут яблони, дикие сливы, урюк. Витаминов море. Через пять километров по мосту переходим снова на левый берег Каратага. Обедаем, не доходя до впадения реки Замбар в Каратаг, около километра. Далее идем вдоль реки Замбар по левому берегу. Через километр после слияния переходим по мосту на правый берег Замбмара. Там где река поворачивает на северо – восток, в нее впадает ручей. По нему путь подъема к перевалу Сибирь. На против этого ручья встаем на ночевку.

Прошли 12 км. Высота 2500.

12.08.08. (7-й день)

Переходим реку Замбар. Поднимаемся по травянистому склону вдоль ручья. (ФОТО 11,12) Подъем все время крутой. До 35 гр. Выше метров в 300-тах-400-тах ручей раздваивается. Надо идти по правому ручью. Он выводит в цирк Сибири. Левый выводит в цирк перевала Бойница, восточнее цирка г. Сибирь. Мы ошиблись и вышли именно в этот цирк. Однако перевалить через хребет в верховьях, разделяющий эти два цирка, проблем не составляет. И мы успешно оказались в цирке г. Сибирь. Здесь есть небольшой снежник и ровные площадки.

Пройдено 3.5 км

Набор 1300 метров

Высота 3800

13.08.08 (8-й день) Перевал Сибирь.

Перевал расположен в Гиссарском хребте. В верховьях реки Каратаг. Ориентирован с Юга на Север. Перевалив через перевал, …… можно попасть как на реку Соминг так и на реку Парион (Не путать с Пайрёном). Сложность (3А). Со стороны реки Соминг и Парион путь на перевал проходит через перевал Томск , затем надо подняться на г. Сибирь и спуститься 100 метров на перевал.

Мы поднимаемся с южной стороны. (ФОТО 13) По крупной сыпухе подходим к перевальному взлету. Подъем проходит по каменным плитам зигзагом , с гимнастической страховкой. Идем прямо на вершину г. Сибирь. (ФОТО 14)

Внимание !!! Сорваться вниз на пути подъема можно, так что вид страховки определять самим. Особенно на спуске. Перед самой вершиной повесили чисто символическую веревку.

На вершине (ФОТО 15)

Спуск (ФОТО 16)

Спуск проходит прямо по гребню до перевала….. Вправо влево очень камнеопасно. Первая веревка проходит строго по вертикали. Даже немного отрицательный угол. Вторая веревка по более пологой части гребня. Ширина гребня не более метра. Первому приходится укладывать веревку аккуратно между плитами и ставить промежуточные точки, что бы не соскочить с гребня. Третью веревку кидаем на западную часть гребня. И укрываемся под скальными навесами от камней. Крутизна до 80 гр. Бр. Выходим траверсом склона на гребень. 30 метров. Еще одна веревка и спускаемся на перевал. До 70 гр. 60 метров Перевал ориентирован с Востока на Запад. Соединяет долины рек Соминг и Парион. На спуске с горы у участника Валеры Семенова случилась аллергия на арахис. Глаза опухли, видеть ничего не мог. Пришлось его разгружать и спускать с сопровождающим. Поэтому фоток получилось мало. Не до того было. !!!! Поэтому есть рисунок спуска с перевала. (1 и 2)

Спуск с перевала в долину реки Соминг. Идем в связках в кошках. Здесь открытый ледники. Идем к левому скальному прижиму. Проходим между большими трещинами. Затем переходим на правую часть ледника, чтобы обойти большие сбросы. Спускаемся на Морены.(ФОТО 18) Проходим метров 500 до первой зеленой лужайки и встаем на ночлег.

Пройдено 5 км

Набор 400 метров.

Высота ночевки 3400 метров.

14.08.08

Спускаемся до озера Искандеркуль. Тропа от ледника Соминг начинается примерно через два километра. По камням несколько раз пересекает реку Соминг. Далее идет по живописным местам. Через 6 часов после выхода , валяемся у Искандеркуля.

15.08.08

Дневка. Пройдено 0 км. Набор 0 км.

16.08.08

Выходим с самого утра, чтоб по холодку пройти пыльную дорогу.

Идем сперва по реке Сарымат, затем по реке Арх. На машине можно доехать по реке Арх немного выше места впадения реки Арх в реку Сарымат, до села. Шлось тяжело. Чувствовалась заброска и день расслабухи. Пройдя 4 км повернули на реку Арх. Тропа все время идет по левому берегу. Места здесь замечательные. Лес. Сверху изредка доносился восторженный смех местной шпаны.

Пройдя километров 6 по реке Арх, останавливаемся на обед.

Приятный сон. У всех, кроме дежурного.

До вечера проходим еще километров 7. Встаем прямо у реки Казнок, ниже тропы, не дойдя, метров 500 до реки Ганза Западная.

Оказывается, что можно попасть под камнепад из-за козлов. Стадо бежало по тропе и чуть нас не засыпало.

Пройдено 17 км.

Набор 700 метров.

Высота 2900

17.08.08

Погода слегка испортилась. Небо пасмурное. Неужто дождь будет?

Через две ходки идти сало невмоготу. Настроения нет. Видели МЕДВЕДЯ. Он бежал по правому борту реки Ганза Западная в сторону нашего перевала. (ФОТО 19)

Встаем на травке в полутора километрах от начала подъема на пер. седло Ганзы. Обедаем. После обеда провешиваем скальный взлет и заносим груз висячую долину под перевалом. Весь скальный взлет это три полноценные веревки. До 55 градусов. Шел снег с дождем, холод, скалы скользкие. По скалам текут ручьи и вместе с ручьями камни. В общем приятного мало. Оставили кто что мог, и бегом вниз.

Пройдено 3 км.

южный

скально-осыпной

Номер в классификаторе

Перевал Седло Ганзы Соединяе реки Хазрак и Пасруддарья.

От реки Ьольшая Ганза 200 метров набор по сыпухе, под скальную стенку. По ней три веревки. (ФОТО 20, 21) Скалы средней сложности. Прямо под скалами можно поставить палатку. Вылезаешь на небольшое плато. С него по крутой сыпухе подъем на пер Седло Ганзы.

Здорово. Выход свободный. Идешь, поднимаешься по сыпухе, вщелкиваешь жюмар в перила и спокойно вылезаешь на плато.

Наверху устроили обед. Сегодня погода радовала солнечком.

Далее путь проходит по большим камням в направлении свисающего ледника и водопада. Затем двигаемся направо по мелко-осыпному склону на седло Ганзы. Здесь сыпуха просто выезжает из под ног, выезжает. Делаешь шаг, а поднимаешься на четверть шага. Так и поднялись на широкое «футбольное поле» седловины перевала седло Ганзы. 2А это.

Здесь ночуем.

в. Большая Ганза

2Бальп

Маршрут

по З гребню (радиально с пер. Седло Ганзы)

Характер маршрута

5.3.2-22

Подъем проходит по северо-западному ребру.

От седла Ганзы 300 метров набора по осыпному ребру. Далее 4 веревки по фирновому склону. (ФОТО 22) Затем в связках выходим под бергшрунд. (ФОТО 23) Обходим его слева и выходим на предвершинное плато.

Всего 700 метров. С плато вешаем три веревки и пешком выходим на вершину Б.Ганза. (ФОТО 24) Время восхождения 7 часов. Спустившись, встретили группу из МГУ. Они заканчивали поход и завершали его восхождением на Б Ганзу. По предварительным подсчетам их было человек 20. А у нас это только середина.

Пройдено 1.5 км

Набор 1200 метров.

20.08.08

Дальше наш путь лежит к перевалу Адиджи. Мы еще точно не знали, как мы туда выйдем.

Наблюдая за группой МГУ, мы начали траверс от перевала седло Ганзы. (ФОТО 25) (ФОТО 26) Вылезли по сыпухе на осыпной гребень. По нему прошли до открытого ледника, сползающего с г. Малая Гнза. Ледник разорван большими трещинами. Сбегав на разведку и просмотрев путь, идем в кошках друг за другом обходя разломы и трещины. Примерно через километр от выхода на ледник , трещины стали меньше и мы без проблем их перепрыгивали. Как только ледник пошел на понижение, мы начали уходить вправо к скалам. Выйдя на скалы, спустились на перевал. (ФОТО 27)

Это оказался перевал Зеленоград(2А).

Перевал ориентирован с Запада на Восток. С запада это фироно ледовый склон, выводящий в долину реки Казнок. На восток лучше не спускаться. Скально-осыпной склон, выводит в долину реки Имат. Спуск здесь ужасный. Очень камне опасный. Крутизна 30-35 гр. Местами до 40. Под сыпухой попадаются скальные плиты. Так, что можно усвистеть вниз. Прямо с седловины вешаем перила. Спускаемся прямо впритирку со скальным гребнем. В конце перил прячемся за скальные выступы. Всего вешаем 4 веревки. Воследняя уходит за скальный гребень. Дальше, хуже. Спуск проходит по скальному курумнику. Здесь лучше не разделятся. Из под ног вылетают камни размером с футбольный мяч и не останавливаясь летят вниз, к подножью перевального взлета. С грехом на пополам спускаемся на ровное место. Обедаем. После обеда немного подходим к перевалу Адиджи. Встаем на ночь на небольшом гребне.

Пройдено 4 км

Высота 3800 метров

21.08.08

Перевал Адиджи 3А.

Перевал ориентирован с Ю-В на С-З.

Подъем с юго-восточной стороны сложности не представляет (ФОТО 28). Снежно- фирновый склон 30 гр.

На спуске предстояло пройти ледопад. (ФОТО 29) С седловины перевала уходим влево. Начинаем спуск вниз, обходя небольшие трещины. Крутизна склона постепенно увеличивается. Начинаем вешать веревки. Проходим две ступени ледопада. До третей и последней ступени еще вешаем три веревки по льду крутизной 50 гр. После третьего сброса идет уже ровный заснеженный ледник. Высота сбросов не превышает 10 метров. Всего повесили 8 веревок. (ФОТО 30)

Спускаемся в морены. Погода портится. Встаем на обед, а затем и на ночлег.

Приойдено 4 км

Набор 300 метров

Высота 3600 метров

22.08.08

Сегодня у нас на пути третье по счету озеро мал.Алаудин. От ночевки мы спустились в урчище Казнок. Затем вверх по тропе. Ручья здесь нет. Через два километра пути на верх, мы увидели озеро. Очень мутное. Серое. На берегу, средь камней стоит много групп.

Наш следующий перевал Миралли 3А. Поскольку информации на подъем, с этой стороны, я так и не нашёл, мы решили поставиться здесь и поспрашивать «местных», где этот перевал точно находится и что он из себя представляет. К тому же на Искандеркуле все сказали, что он очень камне - опасный, однако ни кто на нем не был.

Где он точно находится, нам не показали. Что он камнеопасный подтвердили. Вычислили мы его логически. С перевала поднимаются на г. Чимтаргу, когда идут от озера Б.Алло. Стало быть он правее Чимтарги, если смотреть с Мутного озера. Значит это два варианта. Либо по ледопаду, который виден с озера, либо по осыпному склону вдоль ручья. Выбрали второй вариант. Первый просматривается доверху и перспективы не несет. Зато второй путь закрыт скалами и ничего страшного не видно. (ФОТО 31)

А тем временем инострацы дали нам арбуз и мы его ели.

Итак, у нас полудневка.

Пройдено 4 км

Высота 3700.

23.08.08

Обходим озеро справа. Проходим через ручей. От сюда тропа разделяется. Одна уходит в верховья долины, вторая поворачивает направо и поднимается на осыпной склон между скальными выступами. Идем по ней. Тропа идет вдоль ручья. Присутствие некогда человека здесь чувствуется. Местами лежат бутылки из под водки. Ну не лекеро - водочный завод же здесь был. Поднимаемся метров 200. Постепенно тропа выполаживается. Мы вышли на широкий пологий ледник. Трещин нет. Встречаются старые места под палатки. Впереди виден скальный пояс высотой метров 70. (ФОТО 32)и уходящий влево снежно ледовый склон. Решаем опять вставать и идти в разведку.

Разведка доложила точно.

По склону можно подняться в ледопад, а из него можно подойти к месту, где скальный пояс поуже.

Так и сделаем.

Пройдено 1 км

Набор 300 метров

24.08.08

Подъем на перевал Мирали (Ленинград) 3А.

В связках подходим под ледопад в правой верхней части склона. Под скальным поясом вытаяла огромная яма. А сверху текут ручьи с камнями. Под ледопад 200 метров набора. По ледопаду вешаем две веревки. Крутизны особой нет. Только трещины и сераки. Падать есть куда. Проходим в связках под скальный пояс. По скалам одна несложная веревка. Дальше вверх уходит снежно-фирновый склон под следующую скальную полку. (ФОТО 33, 34) Сверху то и дело вытаивают камни и летят вниз. Выставляем наблюдателя и перебираемся на правую часть склона. От сюда поднимаемся в связках к осыпному островку, а от него вправо под скалы, на осыпную наклонную площадку. Крутизна подъема 45-50 гр. Склон сильно протаял. Идем по канавам и ямам до полуметра. Под скальную стенку набор 450 метров. Вешаем одну веревку по скалам. На скальной полке обедаем. Тут-то мы и увидели, как то место ледопада, по которому мы прошли, сложился как карточный домик. А еще по правому ледовому склону, если смотреть вниз, с г.Чимтарги, слетали вниз булыжники, и вылетали на склон, который мы прошли до ледопада.

Дальше поднимаемся обходя скалы слева по узкому снежному желобу. (ФОТО 35) После скал заворачиваем левее и поднимаемся на перевал немного левее скальной горки. Крутизна до 50 гр.

С этой горы то и дело вниз летят камни, вытаявшие на солнце. Надо быть начеку. Набор 450 метров.

Да перевал и вправду камне - опасный. Так что в скорм времени, в связи с интенсивным таянием он превратится в стрельбище.

На перевале ставим палатку и готовимся к восхождению на Чимтаргу. (ФОТО 36)

Прошли 2.5 км

Набор 1050 метров.

Высота 5000 метров.

25.08.08

Для восхождения на вершину Чимтарга с перевала Мирали необходимо пройти по снежному гребню к южной части седловины пер. Мирали, преодолеть 40-метровый скальный пояс и далее по снежно-ледовому гребню выйти на предвершинное плато с тремя ярко выраженными ледовыми "валами". За дальним из них и расположена скальная вершина с туром.

Тремя связками-двойками выходим из лагеря в 4:00. По снежному склону перевального гребня в связках идём к южной части седловины пер. Мирали. На восток с седловины свисают большие карнизы, поэтому приближаться к краю гребня не стоит. Пересекая два бергшрунда, подходим под скальный пояс (крутизна гребня здесь возрастает до 15-20гр). Под скалами, в 5 метрах от края гребня организуем точку страховки на бурах. Провешиваем верёвку налево по ходу через гребень траверсом до кулуара, выводящего на вершину скального пояса, затем -- вверх по кулуару. На горизонтальной части верёвки -- натёчный лёд на скалах, нужны кошки. Лазанье в кулуаре -- простое (слоистые разрушенные скалы со ступеньками, проходится ногами). Верхняя станция -- петля вокруг большого камня, промежуточная (в точке выхода в кулуар) -- на френдах.

С верха скального пояса нужно пройти около 30м траверсом снежно-ледового склона (25-30гр) в обход скального жандарма. Дальше есть два варианта движения Первый (судя по тропе, его предпочитают альпинисты) -- подняться на гребень за жандармом и, описав дугу по снежно-осыпному гребню, выйти под предвершинный взлёт. Второй вариант -- и дальше идти траверсом снежно-ледового склона, и выйти на гребень непосредственно у начала предвершинного взлёта. второй путь кажется нам более привлекательным, поэтому мы траверсируем склон, и напрямую выходим к предвершинному взлёту, чуть ниже характерного веретенообразного жандарма.

По снежно-осыпному гребню поднимаемся до жандарма. Далее также есть два варианта движения. Первый -- перевалить через гребень направо п.х.д. и подниматься по 40-45 градусному снежному склону около 200м. Судя по описаниям и тропе, этот вариант основной, и именно на нём как правило провешивают 3-4 верёвки по фирну. Мы идём другим путём: по снежно-ледовому склону крутизной до 25гр слева п.х.д. от гребня в связках поднимаемся примерно на 150м по высоте, до мульды с красивыми сосульками. Здесь по мосту пересекаем бергшрунд, идущий под гребнем, и переваливаем гребень направо п.х.д. Отсюда проходим две верёвки техникой " связка-по-связке" до вершинного плато. По плато. Через ледовые холмы (под одним из них есть бергшрунд) достигаем скального жандарма с туром -- вершины Чимтарга, высшей точки Фанских гор.ФОТО 37

Спуск по пути подъема. Ночуем на пер. Мирали.

26.08.08.

Спуск с перевала Мирали.

Вначале спуск проходит по фирновому склону и выводит на бараньи лбы. По ним спускаемся зигзагами. В конце кидаем 50 метров веревки. Далее сыпуха и выход к реке ведущей к озеру Большое Алло.

А дальше…

27,28,29,30.08.08

Дальнейший наш путь к Маргузорским озерам лежал через три перевала 1А.

Амшут Нижний , Мунора, Тавасанг.

Очень увлекательное было путешествие за эти три дня.

Но об этом лучше написано в рассказе Валеры Семенова, участника этого похода, «Фаны, вырванные страницы из дневника или « О том как пустыня сахара во рту у меня гостевала»»

Фотоальбом

Впереди где-то там Корона Сиамы

Вот она какая Сиама-то

(ФОТО 1) Путь к Короне Сиамы.
Видно место ночевки. Красненький треугольничек

(ФОТО 2) Путь подъема на перевал Корона Сиамы (2А)

(ФОТО 3) Первая веревка не перевал Корона Сиамы

(ФОТО 4) На перевале Корона Сиамы

(ФОТО 5) Спуск с перевала Корона Сиамы.

(ФОТО 6) Путь подъема от Лагеря (1) на Одессу(2)

(ФОТО 7) Подход под Одессу

(ФОТО 14) И вот сидим мы на вершине Сибири

(ФОТО 15) Спускаемся с перевала Сибирь

ФОТО 16 ледопада ледника под пер. Томск

ФОТО 17 Пер. Томск и г. Сибирь.
Со стороны реки Соминг. Красная линия это путь спуска

РИС. 1.

К РИСУНКУ 1: Пер. Сибирь 3.
Уч.1 (60 м из них 20 по гребню, 40 м – 9-95 градусов.
Уч.2.(150 метров по гребню, попадаются участки 90 град. по 5-7 метров
Участок 3.(Спуск с гребня влево по ходу, 50 м 70-80 град. КАМНЕОПАСНО
Уч.4.(Выход по косой полке на гребень. Далее 60 м до 80 град. спуск на перевал ТОМСК.

ФОТО 18. Спуск к реке Соминг.
А далее к озеру Искандеркуль

ФОТО 19. Путь подъема под скальный возле перевала
Седло Ганзы.Со стороны реки Ганза западная

ФОТО 20. Подъем на пер Седло Ганзы

ФОТО 21. Лезем

(ФОТО 22) Со С-З склона г Ганзы вниз на Седло Ганзы.
Провешано 2-3 веревки

(ФОТО 28) Подъем на пер Адиджи

(ФОТО 29) на седловине перевала Адиджи

(ФОТО 30) Спуск с перевала Адиджи

(ФОТО 31) Мутное озеро. Показан Путь к пер. Мирали.

(ФОТО 32) Путь на пер Мирали. Со стороны Мутных Озер.