Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Довженко С.В., г.Калуга

Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю в августе 2006 г. Часть 1 из 2

Калужская областная федерация

спортивного туризма

ОТЧЕТ

О горном походе четвертой

категории сложности по Кичик-Алаю

совершенном с 05 по 20 августа 2006 г.

Маршрутная книжка №20/06

руководитель группы Довженко С.В.

e-mail: poroda@kaluga.ru , poroda@front.ru

Информационная карта

Вид туризма

горный

Категория сложности

четвертая

Время проведения

05-20 августа 2006г

Район путешествия

Кичик-Алай

Маршрут

г. Ош - пос. Сары-Могол - пер.Сары-Могол (1А*, 4303м) - пер.№74 (1Б, 4720м, первопрохождение - пер.Гранта Генженцева) - пер.№63 (3А, 4700м, первопрохождение - пер.Большой Трамплин) - пер.№62 (2Б, 4630м, первопрохождение - пер.Дмитрия Собянина) - пер.Скобелева Зап.(2Б-в варианте с северо-восточной ветви лед.Кумтор через ледопад, 4750м.) - пер. Кокджар (4150м, н/к) - пер.Дамджайлоо (2Б, 4650м) - пер.№120 (2А, 4650м, первопрохождение - пер.Кашка-Джол) - р.Карагай - пос.Будайлык - г.Ош

Протяженность

маршрута

182км - всего

160км - в зачет

Число ходовых дней

16

Маршрутная книжка

20/06

ВВЕДЕНИЕ

Разрабатывая маршрут по Кичик-Алаю, группа преследовала следующие цели:

1.Маршрут должен быть тактически безупречен

2.Маршрут должен быть предельно сложным технически для похода четвертой категории сложности

3.Маршрут должен иметь максимум новизны в спортивном смысле и внести значительный вклад в освоение Кичик-Алая, за счет нескольких разработанных группой первопрохождений

4.Маршрут должен охватывать как Алайский хребет, так и Кичик-Алай, чтобы участники могли получить максимально полное представление о районе

5.Наш поход должен способствовать восстановлению исторической справедливости - предании гласности и увековечении имени выдающегося русского полководца - Михаила Дмитриевича Скобелева. В этой связи команда запланировала совершить восхождение на пик Скобелева и установить на вершине мемориальную доску. Цель акции - сохранить память о заслугах полководца по укреплению единства России, освобождению от турецкого ига и объединению славян и его дальновидной политике по отношению к народам Средней Азии, положившей конец внутренним междоусобицам. Пик Скобелева расположен на территории одной из самых лояльных по отношению к России и благополучных в геополитическом смысле республике - Кыргызстане. Поток туристов и альпинистов в эту страну значительно растет с каждым годом. Пик Скобелева и впредь будет достойно нести свое имя на картах мира, и мемориальная доска будет наполнять сущностью это имя для всех последующих восходителей всех стран.

Считаем, что группе удалось выполнить все поставленные задачи.

1.Состав группы

Фамилия, имя,

отчество

Год рождения

Обязанности в группе

Туристский опыт

1

Довженко Сергей

Валентинович

1954

руководитель

6р-трижды

МСМК

2

Порода Наталья

Игоревна

1960

кассир

6у-дважды

КМС

3

Довженко Дмитрий

Сергеевич

1986

фотограф

1 разряд

4

Покревская Светлана Дмитриевна

1986

хронометрист

1 разряд

5

Федулова Светлана Игоревна

1983

медик

1 разряд

6

Капустина Елена

Александровна

1983

отв за продукты

1 разряд

7

Васюкова Елена

Михайловна

1979

участник

1 разряд

8

Ливанов Алексей Евгеньевич

1964

снаряженец

6у, 4р

КМС

9

Ильин Дмитрий

Иванович

1977

участник

5у-дважды

КМС

2.График движения группы заявленный

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

03.08.06

Калуга - Москва-Ош

электричка, самолет

04.08.06

Ош-пос.Сары-Могол, заброска продуктов по р.В.Кичик-Алай

автомобиль

05.08.06

1

Подход по р.Сары-Могол к пер.Сары-Могол

8,0

пешком

06.08.06

2

Подход по р.Сары-Могол к пер.Сары-Могол

8,0

пешком

07.08.06

3

Прохождение пер.Сары-Могол (1А*, 4303м)

5,0

пешком

08.08.06

4

Первопрохождение пер.№74 в долину р.Киндык (2А-2Б, 4720м)

12,0

пешком

09.08.06

5

Радиальный выход за заброской к реке В. Кичик-Алай

12,0+12,0

пешком

10.08.06

6

Подход в верховья р.Киндык, рад.выход на седл.№63 (разведка первопрохождения)

8,5

(2,5+2,5)

пешком

11.08.06

7

Первопрохождение пер.№63 в долину р.Киндык (2Б-3А, 4700м)

5,0

пешком

12.08.06

8

Первопрохождение пер.№62 на сев-вост. ветвь лед. Кумтор (2А-2Б, 4630м)

2,0

пешком

13.08.06

9

Разведка возможности выхода и выход под пер. Зап. Скобелева с сев-вост. ветви лед. Кумтор (через ледопад).

11,0

пешком

14.08.06

10

Прохождение пер. Зап. Скобелева (2Б в варианте через ледопад, 4750м), рад. выход на пик Скобелева с юга (1Б альп.,5051м) - подход под пер.Кокджар.

6,0

пешком

15.08.06

11

Прохождение пер. Кокджар (н/к, 4150м) - подход к озерам Дамджайлоо, полудневка.

6,0

пешком

16.08.06

12

Прохождение пер.Дамджайлоо (2Б, 4650м) до оз.4100м

10,0

пешком

17.08.06

13

Радиальный выход за заброской по реке В. Кичик-Алай

8,0+8,0

пешком

18.08.06

14

Подход по р. Зап. .Кашкасу под седловину №120

12,0

пешком

19.08.06

15

Первопрохождение пер.№120 в долину р. Карагай (2А, 4650м).

9,0

пешком

20.08.06

16

Спуск по р. Карагай

20,0

пешком

21.08.06

17

Спуск по р. Карагай до пос. Киргизата.

20,0

пешком

22.08.06

18

Переезд из пос. Киргизата в Ош.

автобус

23.08.06

Запасной день

24.08.06

Запасной день

25.08.06

Ош - Москва - Калуга

самолет, электричка

И т о г о: активными способами передвижения: всего - 187 км

в зачет - 165 км.

Запасные варианты: вместо первопрохождения седловин №63, 62 - пер. Рототаева (2А, 4820), реализуется в случае отсутствия допустимого для группы варианта спуска с седловины №63.

3.График движения группы реальный

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Характер местности

Метеоусловия

03.08.06

Калуга - Москва-Ош

электричка, самолет

04.08.06

Ош-пос.Сары-Могол, заброска продуктов по р.В.Кичик-Алай

автомобиль

05.08.06

1

Подход по р.Сары-Могол к пер.Сары-Могол

8,0

пешком

06.08.06

2

Подход по р.Сары-Могол к пер.Сары-Могол

8,0

пешком

07.08.06

3

Прохождение пер.Сары-Могол (1А*, 4303м)

5,0

пешком

08.08.06

4

Первопрохождение пер.№74 в долину р.Киндык (2А-2Б, 4720м)

12,0

пешком

09.08.06

5

Радиальный выход за заброской к реке В. Кичик-Алай

12,0+12,0

пешком

10.08.06

6

Подход в верховья р.Киндык, рад.выход на седл.№63 (разведка первопрохождения)

8,5

(2,5+2,5)

пешком

11.08.06

7

Первопрохождение пер.№63 в долину р.Киндык (2Б-3А, 4700м)

5,0

пешком

12.08.06

8

Первопрохождение пер.№62 на сев-вост. ветвь лед. Кумтор (2А-2Б, 4630м)

2,0

пешком

13.08.06

9

Разведка возможности выхода и выход под пер. Зап. Скобелева с сев-вост. ветви лед. Кумтор (через ледопад).

11,0

пешком

14.08.06

10

Прохождение пер. Зап. Скобелева (2Б в варианте через ледопад, 4750м), рад. выход на пик Скобелева с юга (1Б альп.,5051м) - подход под пер.Кокджар.

6,0

пешком

15.08.06

11

Прохождение пер. Кокджар (н/к, 4150м) - подход к озерам Дамджайлоо, полудневка.

6,0

пешком

16.08.06

12

Прохождение пер.Дамджайлоо (2Б, 4650м) до оз.4100м

10,0

пешком

17.08.06

13

Радиальный выход за заброской по реке В. Кичик-Алай

8,0+8,0

пешком

18.08.06

14

Подход по р. Зап. .Кашкасу под седловину №120

12,0

пешком

19.08.06

15

Первопрохождение пер.№120 в долину р. Карагай (2А, 4650м).

9,0

пешком

20.08.06

16

Спуск по р. Карагай

20,0

пешком

21.08.06

17

Спуск по р. Карагай до пос. Киргизата.

20,0

пешком

22.08.06

18

Переезд из пос. Киргизата в Ош.

автобус

23.08.06

Запасной день

24.08.06

Запасной день

25.08.06

Ош - Москва - Калуга

самолет, электричка

И т о г о: активными способами передвижения: всего - 182 км

В зачет - 160 км.

6.Техническое описание маршрута

04.08.2006г. Подъезд до пос. Сары-Могол, заброска продуктов и бензина к устью р. Киндык.

Подъезд из Оша к поселку Сары-Могол на КАМАЗе фирмы "Asia Mountains" занял 5 часов, у верхней границы поселка мы оказались в 19-00. На этом же КАМАЗе силами двух участников были заброшены продукты и бензин на 12 дней пути к устью реки Киндык. Заброску заложили камнями вблизи недостроенного и, видимо, заброшенного глинобитного домика. Стоянок чабанов, на которых мы рассчитывали, здесь не оказалось. На заброску ушло полтора часа времени.

Группа тем временем нашла место для лагеря и приготовила ужин. К поселку Сары-Могол, расположенному в месте впадения реки Сары-Могол Северная в реку Кичик-Алай Восточная с юга подходит невысокий, поросший травой и арчой отрог. Этот отрог отделяет долину мутной к вечеру реки Сары-Могол от небольшого чистого ручья Каргалы - правого притока реки Кичик-Алай Вост. Ручей впадает в Кичик-Алай на уровне верхней границы поселка. На зеленой поляне левого берега этого ручья, на высоте 2520м был разбит первый лагерь. Затемно в лагерь пожаловали местные и пограничники, вяло поинтересовавшиеся нашей регистрацией в Кыргызстане. Поскольку было темно, и гостям была предложена дыня, нам поверили на слово, что все в порядке.

День заезда был облачным, но без осадков.

05.08.2006г. Первый ходовой день. Долина р. Сары-Могол Сев. (подход к пер. Сары-Могол).

Поскольку предыдущая ночь прошла в самолете и нас ждала груда купленных в Оше продуктов, требующих упаковки и распределения, из лагеря группа вышла в 11-30. За 30 минут серпантином без явных троп поднялись на широкий гребень отрога, разделяющего долины реки Сары-Могол Сев. и ручья Каргалы, на берегу которого мы ночевали. На гребне вышли на хорошую тропу, ведущую вверх по долине реки Сары-Могол Сев. на высоте около 150м от реки. В хорошем темпе, почти без набора высоты за 45 минут подошли по этой тропе к мосту через реку Сары-Могол Сев. и перешли по мосту на ее правый берег. Через 20 минут хода от моста увидели еще один мост, за которым на левом берегу стояло несколько юрт. Здесь нас пригласили пообедать. Мостом воспользовались только для визита к киргизам, путь к перевалу Сары-Могол продолжается по правому берегу.

От юрт вышли в 14-30, а через 1 час подъема, застигнутые грозовым фронтом, едва успели поставить палатки на зеленой поляне на верхней границе зоны леса. Высота лагеря 3280м.

Прошедший день был облачным с утра, начавшийся с 15-30 сильный дождь на остаток дня загнал нас в палатки.

06.08.2006г. Второй ходовой день. Верховья долины р. Сары-Могол Сев. (подход к пер. Сары-Могол).

Из лагеря, расположенного у верхней границы леса на правом берегу реки Сары-Могол Сев. были готовы выйти в 8-00, однако начавший моросить дождь задержал выход до 9-10. Через 55 минут хода по хорошей тропе увидели, что тропа продолжается на другом берегу реки и по камням перешли на левый берег реки Сары-Могол Сев. Еще через 30 минут тропа подошла к скальному прижиму, здесь, опять же по камням вернулись на правый берег. Начались осыпные валы - остатки древнего оледенения, впереди виден цирк, где река Сары-Могол Сев. берет начало.

После переправы через 1ч. 20м. подъема по слабенькой тропе подошли к просторным осыпным полям, где река Сары-Могол Сев. собирается из нескольких ручьев. Здесь в 14-00 на высоте 4060м поставили палатки, вода есть в небольших ручейках.

Вскоре после того, как был разбит лагерь, зарядил дождь, с небольшими паузами продолжавшийся до позднего вечера, а ночью перешедший в снегопад.

07.08.2006г. Третий ходовой день. Перевал Сары-Могол (1Акс, 4303м).

Из лагеря вышли в 8-00. Утро ясное, все припорошено свежим снегом. Пересекли плоский цирк, где река Сары-Могол Сев. разливается на несколько ручьев. Исток ее вытекает из скально-осыпной промоины. Правый склон промоины представляет собой мелкую черную осыпь, на которой видна тропа. За 35 минут группа пересекла цирк и по этой осыпи поднялась под основание взлета северного склона перевала Сары-Могол.

Северный склон перевала Сары-Могол представляет собой осыпь с лежащим на ней серпантином малозаметной тропы, фото 1. Перепад высоты северного склона перевала составляет 180м, длина склона - 250-300м, крутизна плавно растет от 30°(в нижней части подъема) до 45°(в заключительной части подъема).

На перевале группа оказалась в 09-35, фото 2, затратив на подъем 40 минут. Седловина перевала Сары-Могол узкая, скальная. Тура и записки не оказалось. От седловины влево - вниз по осыпному склону уходит заметная тропа. На юго-западе видны ветви ледника Сары-Могол и нижние озера, фото 3.

Южный склон перевала уже освещался солнцем, до предполагаемого места ночевки оставалось не более двух переходов, поэтому группа позволила себе задержаться на седловине до 10-30. За это время встретили первого и последнего туриста на маршруте - девушку эколога Катю из Чехии. В одиночку она уже третью неделю путешествовала по горам Кыргызстана. Каково же было узнать, что в сезоне прошлого года она около двух месяцев ходила одна по Верхоянскому хребту!

Спускаясь с перевала Сары-Могол на юг, группа прошла по тропе около 50 метров, а затем по мелкой осыпи продолжила спуск по линии падения воды. Крутизна южного склона перевала Сары-Могол составляет 30-40°, протяженность до пологой части около 200м, фото 4. Через 20 минут оказались на задернованных валах древней морены. С этого места мы свернули в юго-западном направлении в сторону Сары-Могольских озер и за 1ч. 20м.. подошли к самому верхнему озеру под обрубленный язык ледника. В лощинке среди морен в 12-45 поставили палатки. Вода есть в небольшом ручейке. От лагеря до ледника около 100 метров, высота 4200м.

Прошедший день порадовал безоблачным небом.

На наш взгляд перевал Сары-Могол соответствует 1А категории сложности. Трудностей при подходах к перевалу ни с переправами, ни с выбором пути нет. Определенные проблемы могут возникнуть с опознанием в хребте неприметной седловины перевала, особенно, если тропа будет занесена снегом.

08.08.2006г. Четвертый ходовой день. Перевал Гранта Генженцева (1Б-2Акс, 4720м, первопрохождение).

В этот день нам предстояло совершить первопрохождение седловины №74, см. топографическую карту, приведенную на рис 1 и орографическую схему, приведенную на рис 2. По собранной о седловине информации, она должна иметь пологий ледовый восточный склон, где возможным препятствием могли бы быть лишь закрытые трещины и крутой снежно-ледовый западный склон с возможным поясом скал вблизи седловины.

Из лагеря группа вышла в 7-30. Через 5 минут вышли на пологий открытый ледник без трещин, усеянный камнями и ледовыми "грибами". Пологими волнами ледник поднимается к нужной нам седловине, фото 5. В 8-20 группа вышла на чистый лед и надела кошки. В 10-45 оказались перед заключительным взлетом, выводящим на седловину, и в 11-20 группа в полном составе вышла на седловину. На последних 100 метрах подъема крутизной не более 25° на льду появился неглубокий снег, а перед седловиной был замечен узкий (не более 40см), забитый снегом бергшрунд. На всем пути к седловине опасных трещин не было, и группа шла без связок.

Перед узкой скально-осыпной седловиной ледник образует мульду, где при желании можно поставить палатки, есть шанс набрать талой воды. Следов пребывания людей на седловине не обнаружено. Группа на перевале показана на фото 6. Вид на восток с перевала приведен на фото 7. На запад просматривается неожиданно простой осыпной спуск на ледник правого притока реки Киндык. Хорошо видна седловина и северный склон перевала Курумды Западный (2Акс, 4620м), фото 8.

По праву первопроходцев и по предложению руководителя детского туристского клуба "Дети капитана Гранта" Дворца творчества детей и молодежи Центрального округа г. Москвы (Дворца "на Стопани") Валерия Кожина даем перевалу имя Гранта Генженцева в честь ветерана спортивного туризма Гранта Александровича Генженцева (1912-1983). Грант Александрович - участник Великой Отечественной войны, служил в разведке, был ранен, имел много боевых наград. Все послевоенные годы посвятил воспитанию юных туристов. Сотни москвичей помнят этого человека, как исток своего туристского становления. Тур складываем в центральной части седловины.

Спуск по крутой (35-45°) подвижной осыпи протяженностью 300м до пологого открытого ледника занял у группы 40 минут, фото 9. Здесь в 12-30 был устроен перекус. В 13-20 мы оказались в эпицентре грозового фронта. Пошел град, все стреляло статическим электричеством. Гроза прекратилась быстро, однако сгустившийся туман сократил видимость до 50 метров. Группа потихоньку продолжала спуск по моренам, пользуясь периодическими просветами в тумане. Морены по прихоти природы лежали поперек нашей линии спуска, число их валов превысило десяток, а гранитные осколки, из которых все было сложено, были весьма подвижны. На всем пути от ледника до реки Киндык полностью отсутствовала вода. К зеленым полянам реки Киндык группа смогла спуститься лишь к 19-50. В надвигающихся сумерках успели поставить палатки, готовить ужин пришлось при свете фонарей.

Хорошие погодные условия первой половины прошедшего дня сменились затем снегом, дождем и туманов. Лишь под вечер погода восстановилась.

Совершенное нами первопрохождение перевала Гранта Генженцева, находящегося в главной цепи Алайского хребта, безусловно расширяет туристские возможности района. В настоящее время он является единственным известным путем из обширного бассейна реки Сары-Могол Южная в долину реки Киндык. С востока перевал легко находится и легко проходится. Прохождение его в обратную сторону будет несколько затруднено поиском невыраженной седловины и сильно затруднено подъемом по длинной живой осыпи. Такой вариант мы не рекомендуем. Исключением может стать более снежный сезон, когда осыпь западного склона будет закрыта снегом или фирном. Однако в этом случае сложность перевала может вырасти от классической 1Б, как это было в нашем случае, до, по крайней мере, 2А. При наличии плотного фирна верхняя часть западного склона крутизной 40-45° скорее всего потребует 3-4 веревки перил.

09.08.2006г. Пятый ходовой день. Радиальный выход за заброской к устью р. Киндык.

В этот день, в соответствии с графиком, нам предстояло поднять к лагерю заброску продуктов и бензина на следующие 8 дней пути (54 кг) и перебросить часть заброски на заключительные 4 дня маршрута выше по долине реки Кичик-Алай Восточная. Эту задачу предполагалось выполнить силами 5 участников. Оставшиеся 4 человека должны были забросить вверх по течению реки Киндык под ледник железо и веревки общим весом около 25 кг. За заброской вышли в 9-00.

Спуск от лагеря к устью р. Киндык в долину реки Кичик-Алай Вост. проходит по хорошей тропе правого берега реки Киндык. В зоне густого арчевого леса есть две близко расположенные друг от друга стоянки киргизов. Далее мы перешли по мосту на широкий открытый левый берег, где стояло около пяти юрт. От этих юрт по широкой конной тропе продолжили спуск до реки Кичик-Алай Вост. Согласно топографической карте (рис 1), по правому берегу на этом участке также есть тропа. На весь путь от лагеря до реки Кичик-Алай Вост. легко бегом нам потребовался 1 час 40 минут времени (12 км).

Еще за 1 час мы перебросили 27 кг продуктов и бензина на последние 4 ходовых дня от устья р. Киндык на 5 км выше по долине р. Кичик-Алай Вост. Эту заброску оставили в юрте под присмотр старухи, знавшей по-русски только одно слово "Нюрка" (так ее звали в русской транскрипции). Около юрты на косогоре правого берега реки Кичик-Алай Вост. стоит остов автомобиля "ЗИЛ-130" с бело-голубой кабиной. Запомните этот ориентир, планирующие поход в этот район, так как история этой заброски бросила тень на прежде безупречную совесть киргизских чабанов, а нас бросила в форс-мажорные обстоятельства.

Обратный путь от "Нюркиной" юрты до устья р. Киндык мы пробежали за 40 минут.

Наконец, на возвращение с заброской к лагерю, где нас уже ждал компот, ушло 3 часа 40 минут.

С учетом отдыха и сортировки продуктов, полное время снятия заброски составило 9 часов 25 минут. Чистое ходовое время - ровно 7 часов. При этом общий пробег участников составил 34 км со сбросом и последующим набором 1200 метров высоты.

Второй подгруппе потребовалось 2 ходовых часа, чтобы подтянуть железо и веревки к галечным россыпям у истоков реки Киндык. В лагерь она вернулась за 1час 30 минут, пройдя в оба конца 12 км.

Прошедший день прошел с легким дождем во второй половине.

10.08.2006г. Шестой ходовой день. Подход под перевал Большой Трамплин.

От лагеря в среднем течении реки Киндык, после того как группа накануне сняла заброску, к верховьям реки Киндык вышли в 10-00. Первые 20 минут поднимаемся по тропе правого берега, затем, в месте, где река широко разливается по плоскому галечному дну, вброд легко переправляемся на левый берег. Далее весь путь под ледник, где Киндык берет начало, проходим по левому берегу. Тропа есть, но местами слабая. От переправы до галечных россыпей, где Киндык берет начало, поднялись за 1час 20мин. Здесь в 13-20, подгоняемые легким дождем, мы поставили палатки. Высота 4200м.

В 14-40 погода улучшилась, и силами четырех участников был совершен радиальный выход на седловину №63.

Мы запланировали первопрохождение этой седловины, однако нам был известен характер только южного склона - простая осыпь со снежным карнизом вдоль гребня. Анализ топографической карты показал, что на спуске следует ожидать снежно-ледового склона с перепадом высоты 290м, средней крутизной 43° и максимальной 60° вблизи седловины на длине 60-70м.

Задачей разведчиков было выйти на седловину №63 и организовав 1-2 веревки перил оценить возможность и безопасность спуска до пологого ледника. На подъем налегке по небольшой конечной морене к языку ледника потребовалось 30 минут. Ледник открытый, без трещин. В кошках без связок еще за 30 минут подошли под осыпной взлет седловины №63, фото 10. По кромке седловины был виден практически вертикальный фирново-ледовый карниз, вырождающийся в восточной части. На подъем по осыпному склону и преодоление карниза потребовалось 35 минут. На север от седловины уходил снежно-ледовый склон, быстро набирающий крутизну и образующий перегиб. Характер северного склона седловины №63 за перегибом, как и ожидалось, не просматривался. Спуск на 50 метров вниз по перилам, закрепленным на ледобуре, показал наличие, по крайней мере, двух серьезных бергшрундов и некоторое уменьшение крутизны после них. Однако достоверного пути вниз по линии падения воды разглядеть не удалось, угадывался ледовый сброс. При этом, стал просматриваться путь влево-вниз по ходу, не весь, но с явной тенденцией на возможность обхода серьезных сбросов. В лагерь разведчики вернулись за 1 час к 18-30, вписавшись в отведенное контрольное время.

Во второй половине прошедшего дня прошел легкий дождь, но погода быстро восстановилась. Отметим, что это был последний дождь на маршруте.

11.08.2006г. Седьмой ходовой день. Перевал Большой Трамплин (3Акс, 4700м, первопрохождение).

На орографической схеме (рис 2) этот перевал соответствует седловине №63. Описание радиального выхода на него, сделанного накануне во время разведки, приведено в описании предыдущего ходового дня, см. (10.08.2006г. Шестой ходовой день).

По результатам разведки перевал был оценен как доступный нам для прохождения не выше 3А категории сложности.

Из лагеря группа вышла в 7-20. На ледник от истоков реки Киндык с полным грузом группа поднялась по короткой крутой морене за 45 минут. Подход под перевальный взлет по пологому открытому леднику без трещин занял 50 минут. На фото 11 показана группа под южным склоном седловины №63. Подъем по осыпному с наледями склону крутизной 40-45° и протяженностью около 200м под карниз занял 30 минут. Выход на седловину преграждает отвесный фирновый карниз, фото 12, вырождающийся до полутораметровой стенки вблизи выхода скал в восточной части седловины. На преодоление карниза всей группой ушло 20 минут.

В 10-15 группа была на перевале. Его седловина узкая, фото 13, с нее на юго-западе хорошо виден перевал Рототаева. Следов пребывания людей на перевале не обнаружено. Тур складываем на скалах в месте выхода на седловину. В соответствии с профилем северного склона перевала даем ему название "Большой Трамплин".

На север с перевала открывается вид на язык ледника, куда нам предстоит спускаться и на короткую широкую долину, выводящую к реке Кичик-Алай Вост, фото 14. Слева - внизу виден приток ледника, в верховьях которого лежит наше следующее первопрохождение.

Спуск с перевала группа начала в 10-40. Выглядит спуск с перевала Большой Трамплин на север, фото 15, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Описание участков спуска по северному склону перевала Большой Трамплин (3Акс, 4700м):

участки пути

крутизна

протяженность

дополнительная характеристика

1

седловина перевала

1-2

15-50°

20м

в конце участка небольшая закрытая трещина

2-3

50-60°

50м

3-4

60-45°

45м

в конце участка бергшрунд (высота 2,7м, ширина 1,1м)

4-5

45-40°

45м

в конце участка бергшрунд (высота 1,8м, ширина 1,0м)

5-6

40°

60м

траверс влево по ходу со сбросом высоты 15м

6-7

40°

60м

траверс влево по ходу со сбросом высоты 15м

7-8

50-40°

40м

в конце участка бергшрунд (высота 2,0м, ширина 1,3м)

8-9

40-20°

40м

в середине участка бергшрунд (высота 1,5м, ширина 0,8м)

9-10

20°

100-120м

одновременное движение в связках со сбросом высоты 40м

10-11

40-10°

50м

два бергшрунда (шириной 0,6 и 0,8м)

11

пологий ледник

Расчетные характеристики северного склона перевала Большой Трамплин (исходя из топографической карты Генштаба СССР масштаба 1км:1см):

- перепад высоты от седловины до пологой части ледника - 290

- средняя крутизна перевального взлета по линии падения воды - 43°

- максимальная крутизна перевального взлета - вблизи седловины - 60°, протяженность этого участка около 70м

- протяженность крутой части склона по линии падения воды - 400м, из них 315м реально пройдено по перилам, остальное - одновременным движением связок.

Дополнительная информация по прохождению группой северного склона перевала Большой Трамплин:

- точки закрепления веревки 2,3,4,5,7 в связи с глубоким снегом и большой крутизной склона потребовали использования снежных якорей в виде закопанных в снег капроновых "парашютиков"

- в точках 1,6,8,9,10 использовались ледобуры (ледовые проушины при спуске последнего участника)

- при спуске с перевала группа организовала 11 перильных веревок

- наиболее сложным этапом была работа группы по надежному закреплению веревок на 60-градусном снежном склоне в точках 2,3

- общее время спуска, включая разведку пути для группы 9 человек, составило 8 часов.

Серьезными препятствиями перевала при подъеме по северному склону (при прохождении в обратную сторону) являются:

- бергшрунд на участке 3-4 (его нельзя обойти, на подъеме потребуется два "шакала" для прохождения 3-метровой фирновой стенки

- бергшрунд на участке 4-5 (обход возможен, но по крутым склонам)

- нижний бергшрунд на участке 7-8 (потребуется преодоление 2-3-метровой вертикальной ледовой стенки)

- бергшрунд на участке 8-9 (потребуется преодоление 2-3-метровой вертикальной ледовой стенки).

На безопасном леднике группа оказалась в 18-40. Здесь был разбит лагерь, вода - в ручьях на леднике. Высота 4410м.

Прошедший день был практически безоблачным.

Оцениваем первопрохождение перевала Большой Трамплин 3А категорией сложности. Вместе с уже имеющейся в районе Кумторской Стеной-I 3Акс Большой Трамплин позволяет планировать в районе горные походы пятой категории сложности. Желающим повторить прохождение перевала следует иметь в виду, что из-за большой его высоты верхняя треть северного склона всегда имеет мощный снежный покров. К середине дня, учитывая большую крутизну склона, возникает вероятность схода снежного пласта. Наличие мощных, скорее всего меняющихся от сезона к сезону ледовых сбросов под седловиной затрудняет рекомендовать единую тактику прохождения перевала. Прохождение перевала требует довольно богатого арсенала одновременно используемых технических приемов. В частности, для уменьшения нагрузки на точку страховки для спуска последнего участника от точки 3 (глубокий рыхлый снег на склоне 60°) использовался не только снежный якорь (капроновый "парашютик"), но и раздельный спуск сначала рюкзака, а потом участника. А при спуске участника, независимо от наличия перильной веревки, была организована нижняя страховка двумя независимыми веревками, одна из которых крепилась также к "парашютику", а вторая - к зарытому поперек в снег ледорубу. Прохождение Большого Трамплина на подъем по северному склону будет несомненным подтверждением хорошей технической и физической подготовки группы.

12.08.2006г. Восьмой ходовой день. Перевал Дмитрия Собянина (2Бкс, 4630м, первопрохождение).

После прохождения перевала Большой Трамплин участники порядком устали, но быстро показавшееся солнце оживило всех и в 9-00 мы уже вышли к нашему следующему первопрохождению - находящейся рядом седловине №62 (см рис 2). На подход под эту седловину потребовалось всего 45 минут, фото 16. Западная камера ледника с седловиной №62, общего с тем, где находится Большой Трамплин, имеет большую высоту. Ледник, выходя из этой камеры, образует крутой лоб с серией трещин на перегибе.

При подъеме в камеру мы за 25 минут обошли лоб слева по ходу, лавируя среди трещин. Еще 20 минут понадобилось, чтобы по открытому леднику без трещин подойти под седловину №62, фото 17. Ее северный склон нас порадовал: 200-метровый фирновый склон плавно нарастающей до 35-40° крутизны, затем бергшрунд (перепад краев 2,2м, ширина 0,5-0,7м), над бергшрундом ледовый склон 50°, 50м, далее второй бергшрунд высотой 1,6м, над которым склон крутизной 45-20° через 70м выводит на широкую осыпную седловину.

Трое участников налегке за один час повесили три веревки перил от нижнего бергшрунда до седловины. Перила крепили на ледобурах.

Группе для подъема на перевал потребовалось 2 часа. Сильно тормозило подъем сочетание эластичные веревки плюс слабоватые руки "лучшей" половины группы, которой у нас было больше половины. Тяжелым препятствием оказались бергшрунды с вертикальными стенками, особенно нижний, фото 18. Пришлось делать ИТО в виде наполовину завинченных ледобуров.

На перевале группа оказалась в 13-00, фото 19. Седловина его широкая, осыпная. Следов пребывания людей нет. Тур сложили в центре седловины. По панорамам, приведенным в отчетах других групп, мы уже знали, что южный склон перевала представляет собой мелкую осыпь - "лифт", длиной около 200 метров, выводящую на восточную ветвь ледника Кумтор, практически под перевалы Рототаева, Скобелева, Седло Скобелева. Так оно и оказалось. С перевала открывается замечательная панорама ледников Кумторского цирка. Во главе всего стоит пик Скобелева, 5051м - высшая точка Восточного Алая. Нам стало ясно, что это первопрохождение - красивая находка всего маршрута. Красивая не только в смысле открывающегося с перевала вида, но и как перевал, позволяющий попасть под северную стену пика Скобелева и группу имеющихся здесь перевалов логичным и технически радующим путем, минуя хаос морен у слияния ветвей ледника Кумтор.

По предложению руководителя, до выпускного класса жившего в городе Ош, даем перевалу имя Дмитрия Собянина. Дмитрий Александрович Собянин родился на Урале, но долгие годы жил в Оше, где преподавал в школе №3 имени Ломоносова английский язык и англо-американскую литературу. Это был человек, бесконечно любивший как свою специальность и создавший уникальную методику самообучения, так и горы Средней Азии. Сотням мальчишек он открыл красоту Тянь-Шаня, Памира и Алая. Информация о нашем прохождении будет передана в Правительство республики Кыргызстан для официального утверждения.

При подготовке к походу и тщательном изучении карт и отчетов других групп выяснилась одна особенность системы ледников Кумтор. Эта система состоит из пяти расположенных веером с востока на запад ледников. Язык второй с востока ветви подпирается большим отдельно стоящим скальным массивом, фото 20. Попасть на эту ветвь, в верховьях которой лежит перевал Скобелева Западный можно двумя путями, в зависимости от того, с какой стороны группа решила обойти скальный массив. Путь с запада технически проще, но гораздо длиннее и проходит по большим моренным нагромождениям. Он оправдан для групп, идущих к перевалу Скобелева Западный снизу по долине реки Кумтор, особенно, если маршрут группы должен вписаться во 2-3 категорию, не выше. В этом случае перевал Скобелева Западный соответствует 1Бкс. Если же группа находится на восточной ветви ледника Кумтор в цирке перевалов Седло Скобелева, Скобелева, Рототаева, а теперь и нашего Дмитрия Собянина и технически подготовлена для прохождения ледового рельефа, соответствующего 2Бкс, ей логично воспользоваться вариантом выхода на вторую ветвь ледника с востока через ледопад этой ветви, фото 20. Ранее об этом пути достоверной информации не было. Известно было только, что "так лучше не ходить". Одной из задач освоения региона, группа поставила внесение ясности в возможность восточного варианта выхода на вторую ветвь ледника Кумтор. Ради этого группа не стала включать в нитку маршрута сложный, но не несущий элемент новизны перевал Седло Скобелева, а заявила перевал Скобелева Западный с разведкой и прохождением ледопада второй ветви ледника Кумтор. Этот ледопад оказался хорошо виден с перевала Дмитрия Собянина, фото 20.

Поскольку время и погода позволяли, было решено не ставить лагерь на морене после спуска с перевала Дмитрия Собянина, а подойти под ледопад и сегодня же разведать путь через него.

На спуск с перевала Дмитрия Собянина по мелкой осыпи его южного склона потребовалось менее 10 минут, фото 21. Здесь надели кошки и по открытому леднику, обходя отдельные трещины, за 50 минут подошли под основание ледопада.

В 14-40 дежурные начали готовить обед, а 4 участника, взяв все веревки, пошли искать проход через ледопад. Через 1 час 20 минут разведчики доложили о выполнении задания. Как ни странно, проход был найден в орографически левой части ледопада. В ледопаде на опасных участках было навешено 4 веревки (всего 130 метров). На нескольких участках протяженностью до 10 метров крутизна достигала 60°. Еще 50 метров перил повесили на подходе к зоне разломов на ледовом склоне 30-40°.

В 17-20 группа в полном составе оказалась на леднике выше ледопада. На прохождение ледопада вместе с разведкой понадобилось 2 часа 40 минут. Ледопад оценен 2Б категорией сложности. Палатки поставили в 100 метрах от верхней кромки ледопада на осыпных площадках того самого скального массива, который подпирает вторую ветвь ледника Кумтор. Среди камней есть два синих озерца. Хорошо видны 4 из 5 ветвей ледника Кумтор, фото 22. Высота 4400м. Солнце долго освещает это место, камни остаются горячими до темноты. Мы полностью выполнили задачу на сегодня и даже прихватили часть завтрашних планов - разведали и прошли ледопад.

Погода прошедший день продолжала оставаться хорошей, без осадков.

Подводя итоги прошедшему дню, считаем:

1.В условиях нашего прохождения перевал Дмитрия Собянина соответствует 2Бкс на ее нижнем пределе. При наличии снега на северном склоне он упрощается до 2Акс.

2.Перевал логичен, красив и может быть рекомендован для прохождения в любую сторону.

3.Ледопад второй с востока ветви ледника Кумтор логично связывает первую восточную ветвь ледника Кумтор со средним течением следующих трех ветвей, и соответственно со всеми перевалами, которые там находятся.

13.08.2006г. Девятый ходовой день. Перевал Скобелева Западный (2Бкс, 4750м), пик Скобелева (1Б альп, 5051м, радиально).

От ночевок вблизи описанного накануне ледопада на осыпных площадках скального массива, подпирающего вторую с востока ветвь ледника Кумтор, группа вышла в 9-30. До седловины перевала Скобелева Западный группа дошла по пологому открытому леднику, придерживаясь его правого борта за 1 час 15 минут, фото 23. В 11-00 группа была на перевале, фото 24. Опасных трещин на пути не было. Ледник практически наползает на узкую скальную седловину перевала. На юго-восток перевал обрывается скальным сбросом высотой 25 метров (65-90°), фото 25. Далее мелкая осыпь выводит на пологий ледник без трещин.

Спусковую веревку группа закрепила на льду, для последнего участника сделали проушину. На перевале было обнаружено две записки: более поздняя от 11 августа 2003г студентов МГУ (руководитель Кузанян К.М). Они оценили сложность перевала как 1Б*. Ранняя записка датирована 26 сентября 1986г. Ее оставили туристы СК ЧТЗ (г. Челябинск, рук. Сивков Л.А.). Челябинцы оценили сложность перевала как 2Б. Эта записка, пролежавшая на перевале почти 20 лет, наводит на мысль, что в те годы простой путь подхода к перевалу еще не был найден, и группы шли через пройденный нами ледопад.

Спуск группы с перевала Скобелева Западный по скалам на ледник занял 1 час.

Оставив в этом месте рюкзаки и пообедав, в 13-30 группа в налегке начала подъем на пик Скобелева по его южным осыпным склонам, фото 26. Подъем на Восточную вершину прошел через седловину перевала Седло Скобелева и занял до перевала (5000м) 1 час и до вершины (5051м) по широкому осыпному гребню еще 10 минут. На вершине группа была в 14-40. В туре обнаружили записку от 12 августа 2003г уже знакомых нам туристов МГУ (руководитель Кузанян К.М.). Здесь группа установила изготовленную в Калуге для этого случая мемориальную доску, фото 27, фото 28. Группа на пике Скобелева показана на фото 29.

В девятнадцатом веке этот пик высотой 5051 метр был назван в честь великого русского генерала - Михаила Дмитриевича Скобелева. В период советской власти пыл тотального переименования всего и вся революционной тематикой не коснулся вершины. Генерал, не знавший поражений, выстоял и здесь, однако имя Скобелева было незаслуженно предано забвению. Герой Плевны и Шипки, освободитель Болгарии от турецкого гнета, сторонник укрепления России и сближения славян, дальновидный политик, избавивший народы Средней Азии от кровопролитных междоусобиц. Такие, к сожалению, скупые слова мы подобрали для ограниченного пространства мемориальной доски. Наша задача - сохранить имя и заслуги генерала Скобелева. Осуществить замысел нам помог член Скобелевского комитета, руководитель Муниципального округа "Петровский" (Санкт-Петербург) Дмитрий Константинович Ильковский.

Хорошая видимость, отсутствие ветра, нагретые солнцем камни, ощущение исполненного долга задержали нас на вершине более чем на час. На фото 30 приведен вид с пика Скобелева на юго-запад. Вид с пика Скобелева на север приведен на фото 31.

Полюбовавшись видами, открывшимися с вершины группа за 10 минут слетела по мелким осыпям к леднику. Еще через 10 минут оказались у своих рюкзаков. На правобережные морены вблизи языка ледника группа спустилась за 50 минут. Здесь в 17-10 поставили палатки. Высота 4600м.

Подводим итоги прошедшему дню:

1.Перевал Скобелева Западный имеет двойную категорию в зависимости от варианта подхода к нему:

- если идти снизу из долины реки Киндык, логично обойти скальный массив, подпирающий ветвь ледника Киндык, в верховьях которой лежит перевал Скобелева Западный, с запада. В этом случае перевал можно оценить "не самой простой" 1Бкс

- если группа находится в самой восточной (первой) камере системы ледников Киндык и проходит маршрут не ниже 4кс, то для подхода к любому из перевалов 2-3-4 восточных ветвей системы ледников Киндык логично и быстрее пройти к нужному перевалу через ледопад второй с востока ветви ледника Киндык. Перевал Скобелева Западный в этом случае имеет 2Бкс.

2.Пик Скобелева при подъеме с юга по осыпным склонам соответствует перевалу 1Бкс, однако в случае снежного года и наличии плотного фирна сложность пути может вырасти до 2Акс.

14.08.2006г. Десятый ходовой день. Перевал Кокджар (н/к, 4150м), озера Дамджайлоо.

Поскольку на пик Скобелева мы сходили накануне, у нас появилось опережение графика на полдня. Вышли из лагеря в 10-00. Путь идет без тропы по моренным и осыпным валам правого борта долины с большим сбросом высоты. Через 40 минут спуска появился чистый ручей Кокджар. Идем вдоль него, переходя то и дело с берега на берег, и через 40 минут подходим к поперечно расположенной долине. Направо по-ходу идет путь на перевал Кокджар.

В 11-40, пройдя после поворота направо 20 минут, оказываемся у подножья осыпного, покрытого скудной травой, взлета на перевал Кокджар, фото 32. Согласно маршрутной книжке, здесь планировался лагерь в конце десятого ходового дня. Место, однако, оказалось несколько унылым, без воды, а впереди нас ждали озера Дамджайлоо. Идем к ним.

На широченную седловину перевала Кокджар поднялись в 12-30. Здесь гуляют яки и ветер, тура нет, задерживаться не стали.

К озеру Кош-Кель, нижнему из системы озер Дамджайлоо от седловины перевала Кокджар группа дошла за 1 час 20 минут. Чтобы не терять высоты, стараемся траверсировать моренный завал, появляющийся по мере движения справа по ходу. В 14-00 группа уже обнажилась на берегу озера, а на примусе готовился компот.

От озера Кош-Кель к двум самым большим озерам, разделенным узкой перемычкой группа поднялась за 1 час 05 минут. Здесь в 17-10, пройдя перемычку, разделяющую озера, поставили палатки. Высота 4140м. Погода по-прежнему радует отсутствием осадков.

Практически строго на севере от перемычки видна широкая осыпная седловина перевала Дамджайлоо, фото 33.

15.08.2006г. Одиннадцатый ходовой день. Перевал Дамджайлоо (2Бкс, 4650м), озеро 4100м.

Из лагеря вышли в 7-35. За два перехода 1час и 55 минут подошли под осыпной взлет перевала, фото 34. Отсюда за 35 минут вышли по средней осыпи крутизной 40° и длиной около 150м на гребень хребта, но метров на 100 восточнее того места, откуда начали спуск, и где был найден тур. Путь по гребню оказался простым. Около тура оказались в 10-30, фото 35.

В туре обнаружили записку туристов МАИ от 23.07.200г (поход 4 кс, руководитель Рыкалов П.В.). Из текста записки следовало, что наше прохождение третье по счету.

Спуск с перевала начали в 11-30 после того, как надели кошки и обвязались. Выглядел он следующим образом, фото 36:

- от седловины до бергшрунда - 105м, первые 15м - не более 15°, далее перегиб и 50° (две веревки на ледобурах). Бергшрунд имел перепад краев 2,7м при ширине 1,3м.

- от бергшрунда и вниз - снежный склон крутизной 45-35° - 40м (одна веревка на ледобуре)

- далее вниз снежный склон 35-20°, 150м (индивидуальная страховка).

Под перевалом на пологом открытом леднике без трещин группа оказалась в 13-00.

Спуск до озера "4100м" сначала по леднику, затем по левобережным моренам занял 2 часа 20 минут. На его галечном берегу ставим палатки. Высота 4100м. Панорама ветвей ледника Кумтор приведена на фото 37. На снимке представлена подробная информация о вариантах прохождения перевала Скобелева Западный, смотри также фото 20, фото 22 и описание восьмого ходового дня.

16.08.2006г. Двенадцатый ходовой день. Долины рек Кумтор и Кичик-Алай Вост., снятие заброски продуктов и бензина.

Из лагеря вышли в 10-00. Озеро обошли с юга и по моренам начали сбрасывать высоту. Через 50 минут спуска вышли на маркированную турами тропу. Далее за три перехода по 50 минут спустились к реке Кичик-Алай Вост. Шли все время по левому берегу.

На противоположном (левом) берегу реки Кичик-Алай Вост. пробита грунтовая дорога, стоит пустой вагончик дорожных рабочих. Реку Кичик-Алай удалось с трудом перепрыгнуть по крупным камням. Время 14-00.

Далее нам предстояло снять оставленную у "Нюрки" заброску на последние 4 ходовых дня (читай описание пятого ходового дня).

За заброской вышли втроем в 15-00. Путь проходит по грунтовой дороге правого берега. Через 7км дорога подходит к мосту, за мостом большой кош. Чуть ниже коша дорогу пересекает селевая промоина, за которой стоят 2 юрты и знакомый нам остов ЗИЛ-130. До заброски добежали за 1 час 20 минут.

К нашему глубокому разочарованию, мы сразу заметили, что, во-первых, в коробках изрядно покопались, во-вторых, из трех осталось только две. На все увещевания, что было "уч коробка", "Нюрка" поднимала вверх растопыренные два пальца и беззубым ртом вещала "эки коробка". В конце-концов мы махнули рукой, и ушли восвояси. Обидней всего было руководителю, считавшему Киргизию своей родиной, а горных киргизов - образцом честности.

На обратном пути от досады сбавили темп и возвращались два часа.

Когда вернулись к вагончику, где нас ждала группа, завхоз расстроила еще больше. Оказалось, что мы не просто лишились одной коробки. "Искатели" переворошили все, забрали все ценное, даже сало (мусульмане!), а нам оставили бензин, сухари, крупы и супы.

Палатки поставили недалеко от вагончика, чистую воду брали в реке Кашкасу Западная. Высота 3420м. День прошел без осадков.

17.08.2006г. Тринадцатый ходовой день. Долина рекиКашкасу Западная.

Наш последний перевал лежал в верховьях реки Кашкасу Западная. Вышли к нему по тропе правого берега реки. Через три перехода по 45 минут подошли к месту, где река сворачивает направо по ходу. Отсюда открылся хороший вид на юг. Приоткрылся пройденный нами перевал Большой Трамплин с идущей к нему долиной, фото 38. На повороте она уходит в небольшой каньон, который мы обошли по звериной тропе за следующие 45 минут, поднявшись выше по склону правого берега, фото 39.

За каньоном долина расширяется, река спокойным ручьем течет по галечным россыпям, фото 40. Место экзотическое, производит ощущение полной оторванности от всего мира. Никаких признаков посещения этого места людьми нет. Время 13-00, высота 4200м. Поскольку о юго-западном склоне седловины №120, намеченной к первопрохождению, мы ничего не знали, было решено заночевать в этом цирке и разведать перевал налегке.

Чтобы увидеть седловину №120 потребовалось лишь 20 минут пройти "за угол". Как и ожидалось, это оказался осыпной склон, не представляющий технических проблем, фото 41.

Погода вновь радует безоблачным днем.

18.08.2006г. Четырнадцатый ходовой день. Перевал Кашка-Джол (2Акс, 4650м, первопрохождение).

Из лагеря вышли в 8-30. За 30 минут почти подошли к основанию юго-западного осыпного склона седловины №120 (см рис.2). Передохнув, начали по косой подниматься по осыпи, выдерживая курс к седловине.

Мелкая осыпь крутизной 45° ползла вниз. Крупные светлые камни левой по ходу части перевального склона оказались весьма живыми и заставили нас вновь вернуться на мелкую осыпь. Изнурительный подъем занял 2 часа 20 минут. Перепад высоты перевального склона составил 170м.

С перевала открылся замечательный вид на Памир. Одновременно были видны пики Ленина и Коммунизма, фото 42. На довольно просторной седловине лежали крупные валуны. С северо-востока ледник образовал мульду.

Чистая река Кашкасу Западная на подходе, красивый цирк, где мы ночевали, сгенерировали в нашем сознании название перевала - Кашка-Джол (Светлый Путь).

При спуске по северо-восточному ледовому склону 45-35° повесили 100м перил (2 веревки, закрепленные за ледобуры), далее еще около 30 метров спускались в три такта лицом к склону, далее "строевым шагом" до плоского открытого ледника без трещин, фото 43. Весь спуск занял 1 час 30 минут. Общий вид на северные склоны перевала Карагай (1Бкс, 4650м) и пройденного нами Кашка-Джол приведен на фото 44.

По леднику спускались до левобережной морены 25 минут. Здесь устроили скудный обед из сухарей с водой.

Путь по валам левобережных, а затем конечных морен до травы занял еще 1 час 25 минут чистого ходового времени. Здесь у ручья в 17-00 разбили лагерь. Высота 3860м, погода остается хорошей.

Подводя итоги последнего первопрохождения, считаем, что сложность перевала в нашем случае превысила классическую 1Б. Фанские перевала Сарымат Западный (2Акс) и Юбилейный (2Акс) оказываются не сложнее Кашка-Джола. Наличие снега безусловно снизит категорию Кашка-Джола до 1Б.

Пройденный перевал оставил самые положительные впечатления. Рекомендуем его всем, но в обратную сторону.

19.08.2006г. Пятнадцатый ходовой день. Долина реки Карагай (верховья).

От лагеря у конечных морен ледника Карагай вышли в 10-00 на тропу левого берега реки. Вскоре эта тропа со склона сместилась на середину огромного завала, под который ушла река. На завале тропа маркирована частыми турами самых удивительных форм. В конце завала тропа прибивается к правому склону ущелья. Здесь река вырывается из под завала и уходит в глубокий живописный каньон, где шумит водопадами. Тропа идет по скалам правого склона каньона. За каньоном долина расширяется, река течет довольно мощным потоком, а через 500 метров разливается на несколько рукавов. Здесь мы перешли ее вброд на левый берег. От лагеря шли сюда два перехода по 55 минут. Еще через 50-минутный переход подошли к озеру, образованному древним завалом, перекрывшим реку. На склонах появилась арча. С учетом того, что мы опережали график на половину ходового дня, а место было живописное, мы решили здесь заночевать. Высота 3200м.

Костер, гитара, звезды с кулак величиной скрасили нам отсутствие полноценного питания. Мы уже почти простили "Нюрке" ее выходку с заброской.

20.08.2006г. Шестнадцатый ходовой день. Долина реки Карагай (среднее течение).

Вышли от лагеря у озера на левом берегу реки Карагай в 9-00. За один 45-минутный переход по тропе, идущей по прогалине между завалом и левым склоном долины, а затем, пересекая завал, вышли на хорошую тропу правого берега реки. Начался сплошной лес. Через два перехода по 40 минут по лесу (тропа идет высоко над рекой, мы правильно сделали, что остановились на ночлег около озера) мы вышли к юртам киргизов. Здесь нас накормили сливками и айраном. Далее начинается грунтовая дорога.

По дороге за 2 ходовых часа спустились к поселку Калдай. Время 15-30. Пылить по дороге неинтересно, но местные жители заверили, что сегодня воскресенье и все, что может ехать, еще утром уехало в город (Наукат, либо Ош). Еще 1 час 20 минут спуска по дороге привели нас к ручью Могон-Кель - левому притоку Карагая, впрочем, здесь это уже река Киргизата. Здесь в 17-30 заночевали. Высота около 2100м. Безоблачно. Вскоре вверх по долине мимо нас проехал РАФик. Водитель оказался жителем поселка Калдай, мы договорились, что утром за 150 сом он отвезет всех нас в Наукат.

21.08.2006г. Долина реки Киргизата, отъезд в Ош.

В 10-25 вместо обещанных 10-00 водитель все же предстал перед нами, но не один. Вся машина уже была заполнена его родственниками. Теперь мы знаем, что в обычный пассажирский автомобиль РАФ может вместить 18 взрослых, 3 детей и 9 рюкзаков, не считая кошелок местных женщин.

Через 2 часа, потеряв счет числу остановок, мы приехали в Наукат. Здесь водитель сдал нас в руки своего знакомого, который с комфортом менее, чем за час доставил нас к центральному стадиону в Оше. Стоило это нам также 150 сом с группы. Поход закончен.

Продолжение >>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100