Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Руководитель: А. Сашов, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в мае 2010 г.

ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ РОССИИ ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ

ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ КАВКАЗУ,

Совершённом с 29 апреля по 09 мая 2010 года

Маршрутная книжка № 1/3-201

Руководитель: Сашов Алексей Анатольевич

телефон рабочий: 8-495-660-86-83 доб. 136

МОСКВА - 2010

1. Состав группы.

Фамилия И.О.

Год рожд.

Город

Опыт

Фото

Обязанности

1

Сашов

Алексей

Анатольевич

1975

Москва

5ГУ, 5ЛУ, 1ГР, 3ЛР

руководитель,

штурман

2

Гордиенко

Сергей

Иванович

1987

Королёв

1ГУ

реммастер

3

Мартыненко

Ольга

Сергеевна

1982

Москва

1ГУ, 3ЛУ

завснар

4

Морозова

Анна

Владимировна

1989

Москва

2ГУ, 3ЛУ

медик

5

Анцупова

Наталья

Ивановна

1983

Москва

1ГУ, 2ЛУ

завхоз

6

Антипов

Григорий

Олегович

1978

Москва

2ГУ, 3ЛУ

фотограф

7

Печерский

Никита

Геннадьевич

1987

Москва

2ГУ, 1ЛУ

тропильщик

2. Транспорт.

От Москвы до Владикавказа ходит прямой скорый фирменный поезд №34 Москва-Владикавказ, отправление с Казанского вокзала в 21.33, прибытие во Владикавказ 9.20. Цена билета в плацкартном вагоне 1564 рубля.

Во Владикавказе есть несколько туристических фирм, осуществляющих завоз туристов в горы. Мы воспользовались услугами Дзодзиева Руслана (8-928-486-39-40), о котором хорошо отзывался Голубев Михаил. При заказе машины выяснилось, что в Ташлыталу они ни разу не ездили и дороги не знают. Но у нас был GPS-навигатор со свежей картой, поэтому проблем не возникло. 107 км по хорошей дороге на пассажирской Газели нам обошлись в 3200 рублей.

Обратно мы планировали выезжать из Туймази во Владикавказ и предварительно заказали машину там же. Цена 3500 рублей. Но, из-за изменения маршрута, мы вышли в Верхнюю Балкарию, откуда выезжать во Владикавказ не было смысла. Поэтому, через старых знакомых, вызвали машину из Минеральных Вод. 170 км по хорошей дороге на Фольксвагене Транспортере обошлись в 3500 рублей. В Минеральных Водах удобно ездить на такси: 40 рублей по городу, 60 рублей за город. Обратно мы ехали на поезде №33 Владикавказ-Москва, отправление из Минеральных Вод в 23.06 прибытие в Москву в 6.37. Цена билета в плацкартном вагоне от Владикавказа 905 рублей (9 и 10 мая коэффициент 0,45).

3. Спасатели.

Северо-Осетинский ПСО МЧС России во Владикавказе находиться на проспекте Коста, 273. Телефоны (8672) 74-41-03, 74-58-34. Лучше явиться лично, чтобы узнать свежую информацию о снежной обстановке в горах и группах на маршруте.

4. Связь.

Сотовая связь в районе только Мегафон в Ташлытале и Верхней Балкарии и на расстоянии до 10 км от них (в зависимости от рельефа). Мы брали с собой спутниковый телефон Иридиум, который работает везде (кроме глубоких долин) и в любую погоду.

5. Заявленный маршрут.

Город Владикавказ – поселок Ташлытала – река Хазныдон – перевал Татерс (н/к. 2684 м) – река Лахумедон – перевал Уаза Западный (1А, 3296 м) – река Элья – река Белагидон – перевал Столетия (1А, 3722 м) – река Хазныдон – перевал Зюзина (1Б, 3706 м) – река Суккансу – ледник Суган – перевал Западный Суган (1Б, 3373 м) – ледник Рцывашки – перевал Рцывашки (1Б, 3577 м) – перевал Солдат (1А*, 3738 м) – река Орсдон – река Харес – спортбаза Туймази – поселок Стур.Дигора – город Владикавказ.

6. План-график.

Дата

День пути

Пройденное расстояние, км

ЧХВ

Высота ночевки, м

Высота

максим., м

Набор высоты, м

Сброс высоты, м

29.04

1

12,7

2ч.53м.

1764

1764

+566

-115

30.04

2

7,93

3ч.31м.

2640

2640

+996

-241

01.05

3

2,95

1ч.17м.

3125

3125

+401

-40

02.05

4

8,12

2ч.44м.

2196

3318

+444

-1230

03.05

5

3,9

2ч.07м.

3237

3237

+915

-153

04.05

6

6,82

3ч.16м.

2417

3725

+560

-1335

05.05

7

3,25

2ч.01м.

3471

3471

+915

-83

06.05

8

9,34

4ч.02м.

3384

3747

+1042

-1304

07.05

9

10,3

2ч.40м.

1840

3384

+146

-1529

08.05

10

0

0

1840

1840

0

0

09.05

11

5,58

1ч.06м.

0

1840

+51

-600

Итого:

70,89

25ч.37м.

+6036

-6630

7. Техническое описание.

При планировании маршрута использовались карты-схемы, составленные В.Г.Ляпиным, издательства 2009 года, листы К-38-27-г, К-38-28-в, К-38-39-б, К-38-40-а. Они содержат достаточно подробную и достоверную (насколько удалось проверить) информацию о состоянии местности и справочную туристическую информацию. Благодаря географической привязке этих карт, возможно их использование в паре с GPS навигатором, что существенно облегчает ориентирование в условиях недостаточной видимости.

К сожалению, найти в Интернете и в библиотеке МГЦТК описаний этого района в межсезонье не удалось, зимних тоже не оказалось. Поэтому, при планировании маршрута и при его прохождении мы использовали летние описания, воспользоваться которыми удавалось не всегда. На отдельных участках маршрута приходилось выбирать более трудоемкий, длинный путь, дабы обойти участки с повышенной лавинной опасностью, на которых летом есть тропа.

Мы предполагали, исходя из опыта работы и походов в Приэльбрусье в мае, что снега будет немного, он будет подтаявший и осевший. Эти расчеты оправдались лишь частично. Зимние и весенние снегопады были обильными и сплошной снежный покров начинался с высоты 2200-2300 м. Поверх уплотненного снега лежал слой рыхлого, толщиной до 50 см, выпавшего незадолго до нашего приезда. Поэтому снежная обстановка была, скорее, зимняя, чем весенняя.

Все ориентиры указаны орографически (если не оговорено иное), все азимуты указаны магнитные. Время по описанию указано фактическое московское. Чистое ходовое время (ЧХВ) дается по GPS-навигатору и учитывает только передвижение по маршруту (без учета разведок). Все расстояния, высоты, набор и сброс высоты даются по GPS-навигатору.

29 апреля 2010 года (День первый).

В 9.20 приехали во Владикавказ, встретил водитель Мэлс от Руслана Дзодзиева на Газели, загрузились, закупили забытое снаряжение и продукты, по пути заехали к спасателям. Погода хорошая, горы заснеженные, +12. Отправили SMS-ку в МКК Рязанскому. В 12.33 приехали в Ташлыталу. Дорога хорошая, асфальт. Поворот налево на Ташлыталу на окраине Лескена. На блок-посту, на административной границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии проверили паспорта. Рассчитался водитель. Выгружались на южной окраине поселка. Реально на Газели можно проехать до фермы у моста (еще 7км) на правом берегу. Старт в точке 073 в 12.50 (фото 1). От окраины по проулку вышли на дорогу, идущую вверх левым берегом Хазныдона. Через 200м на обочине встретили местных (пикник). Двое остались: вкусили балкарского гостеприимства, договорились с егерем о проходе через заповедник. Тяжело. Догнали группу, попили чаю, пошли дальше. Дорога идет через лес (фото 2). Облачность 5 баллов, на севере всё затянуто Cs, St. Дорога переходит на правый берег по мосту (ферма), затем опять уходит по мосту на левый берег. В этом месте мы свернули с дороги (проходима для УАЗа) и пошли по тропе правым берегом. В 18.51 встали на ночевку в точке 074 (высота 1764м) на терраске. Вода, дрова, травка. Погода хорошая, тихо, высокая кучевка и перо, +10.

От Владикавказа проехали 107 км за 2 часа.

Пройдено 12,7км за 2,53 ЧХВ, +566м, -115м.

30 апреля 2010 года (День второй).

Подъем дежурного/группы в 6.00/6.40. Погода хорошая, ясно. Ночью было -2—3оС, утром 0оС. Выход в 8.17. Солнце до нас еще не дошло. Идем по тропе, которая ведет в долину правого притока Хазныдона. Она пересекает приток и уходит наверх по его левому берегу, по отрожку. Коровьи следы только спусковые. В 9.15 вышли в висячую долину, река глубоко внизу. Идем по террасе левого борта (фото 3). Встречаются отдельные пятна снега, снеговая граница на 100 м выше. Тропа хорошая, набитая. Погода хорошая: солнце, легкий южный ветерок, +5оС. Тропа петляет по моренам, переходит на правый берег. Обед в точке 075. Занял 3 часа. Выход с обеда в 15.55. Все затянуто, видимость 100 м, тепло. В 16.10 вышли на водораздел к началу спуска. Одели снегоступы. В 17.05 начали спуск. Спускались, траверсируя правый борт ручья, текущего с перевала, пока не вышли в долину Лахумедона. По ней вверх, вдоль русла. Река открытая, со снежными мостами. Идем в снегоступах. Видимость 200 м. окружающие склоны просматриваются плохо. Ориентируемся по карте и GPS. Снег сырой, не держит, временами проваливаемся по колено. В 18.50 встали на ночевку на терраске на левом берегу Лахумедона в точке 081. Стоим на снегу. Высота ночевки 2640 м. Пройдено 7,93 км за 3,31 ЧХВ, +996 м, -241 м.

1 мая 2010 года (День третий).

Подъем в 5.30/6.30. Ночью холодно, утром -5оС. Завтрак затянулся. Вышли в 9.00 (фото 4). К этому времени стало затягивать, облачность 10 баллов. На склонах видны свежие лавины. Идем в снегоступах. Снег пока держит, но, видимо, скоро его отпустит. В 9.40 дошли до впадения ручья из устья Уазы, обойдя каньон по левому берегу. Дальше идем вдоль русла этого ручья около 300 м ( до 20о) и выходим в висячую долину. Она широкая, с невысокими моренными грядами (фото 5). Идем левым берегом ручья, прокладывая путь по гребням морен (где меньше снега). В 11.00 все затянуло, видимость до 300м. Снег раскис, проваливаемся. В 12.10 встали на обед напротив перевала. До седловины по прямой 670 м. Все затянуто, видна только нижняя часть склона с лавинным конусом. Пока обедали, пошел снег. Видимости нет. Решили здесь заночевать. Точка 083, высота 3125 м. Тепло, 0оС, тихо, снег-крупа. За день прошли 2,95 км за 1,17 ЧХВ, + 401 м, -40 м.

2 мая 2010 года (День четвертый).

Подъем в 2.00/2.30. -2оС, небо затянуто, лишь отдельные просветы. Тихо, ветра нет, падают отдельные снежинки. Подморозило слабо. Выход в 4.10. От морены через ручей (под снегом) и вверх на седловину. Склон пологий внизу, вверху 20-25о. Ступени глубиной 20-30 см. Темно, фонари. Подъем в лоб. В 5.15 подошли под скалу, разделяющую склон на две части (фото 6). Светает. Скалу обошли слева, вышли на неё. Оттуда до седловины 50 м. В 5.50 вышли на перевал Уаза Западный (1А), высота 3318 м. Седловина широкая, тура нет. Погода хорошая (фото 7, 8). Нижняя граница облачности 4200 (вершина Лабоды скрыта). На севере сплошная пелена облаков. Спуск просматривается как пологий широкий снежный склон. Наст не держит, пойдем в снегоступах. Слева внизу на морене видно подобие тропы. В 6.30 начали спуск с седловины направо вниз траверсом до длинного широкого кулуара (фото 9). Он неглубокий, до 20о, забит плотным лавинным снегом. Идем по нему. Кулуар переходит в каньон. В 7.40 спустились к слиянию ручьев – истоков р.Элья. Отсюда направо вверх на морену уходит слабая тропа. Идем по ней до конца морены (фото 10). Тропа спускается вправо и уходит траверсом склона наверх через отрожек в долину Белягидона. Склон заснежен, со свежими следами лавин, освещен солнцем. Уходим вниз по каньону. Снова снегоступы. Много лавинных конусов. Каньон сужается, появляется вода (фото 11). Прижимы обходим траверсами по бортам. Крутизна 40-50о, травянистые склоны с камнями, редкие деревья, местами снег. Вышли к водопаду (на карте не обозначен). Обошли справа с набором высоты +50 м (фото 12). Скоро траверсы надоели (фото 13), идем по руслу. Много переправ (фото 14). В 15.45 вышли в долину Белягидона к кошу. Чуть выше коша в русле водозабор. Обед в точке 086, высота 2090 м (фото 15). Всё затянуто, морось. В 18.12 вышли с обеда вверх по долине Белягидона. Тропа, трава, пятна снега. Ниже тропы прорыты канавы для труб, видимо, водопроводных. Трубы полиэтиленовые, 150 мм. По пути перешли через левый приток (снежный мост). В 19.10 встали на ночевку в точке 097. Высота 2196 м. Туман, видимость 20 м, идет мокрый снег, +2оС. Пройдено 8,12 км за 2,44 ЧХВ, + 444 м, -1230 м.

3 мая 2010 года (День пятый).

Подъем в 4.00/5.30. За ночь выпало 4 см снега. Утром тепло, 0оС. Видимость временами до 500 м, идет снег. Выход в 7.30 вверх по долине Белягидона (фото 16). Снегоступы. Идем вдоль русла, подальше от склона. С правого борта сходят мелкие лавины. В 9.45 подошли к началу подъема в цирк перевала Столетия (фото 17). Немного развиднелось. Солнышко, тепло. Снег по-прежнему идет. Прямо из цирка недавно сошла крупная лавина (около 5000 м3). Похоже, вчера. Откуда - не видно. Поднимаемся правее по травянисто-осыпному склону, до 40о. На траве снег, скользко. По склону поднялись под скалы (фото 18). Траверсируем склон вдоль скал, пересекая лавинные лотки. Снегоступы. Тропим по колено. Траверсом выходим в висячую долину (фото 19), дальше по тальвегу под моренный вал (заснежен). Подъем в лоб. Видимости нет. Идем по GPS. Наверху снег поплотнее, идти легче. В 18.50 встали на ночевку в точке 098. Высота 3237 м. Видимость 300 м, тепло, 0оС. К ночи начинает подмораживать. За день пройдено 3,9 км за 2,07 ЧХВ, +915 м, -153 м.

4 мая 2010 года (День шестой).

Подъем в 2.00/3.26. За ночь выпало 2 см снега. Сейчас тихо, -5оС. Небо всё затянуто, звёзд не видно. Выход в 5.25. Светает, снизу тянет облачность. Идём в снегоступах до взлета (фото 20). Тихо, временами затягивает, видимость падает до 100 м. В 6.35 подошли под взлет. Подождали отставших. В 7.25 начали подъём. Дальше бьём ступени (фото 21). Крутизна 30-35о, протяженность 200 м. Немного развиднелось, видна седловина. Весь склон в снегу. В 9.00 поднялись на правую (северную) седловину перевала Столетия (1А). Точка 099, высота 3725 м. Карнизов нет. Погода нормальная, -5оС, всё небо затянуто. С востока ветерок с поземкой. Видимость на восток до 2 км, на запад 300 м. Сняли записку питерцев, оставили свою, сфотографировались (фото 22). В 9.50 начали спуск от тура. Снежный склон 100 м, 35-40о, лавиноопасен (фото 23). Дальше вниз по правой части ледника и далее по моренам. Снегоступы. Весь правый борт в свежих лавинах (фото 24). Выглянуло солнышко. В 11.00 снег отпустило, проваливаемся. Все морены заснежены. Лавируем. В 12.20 вышли к старой шахте. Снова все заволокло. Легкая морось. Дорога занесена снегом, не читается. Лавируем по участкам осыпей, обходя скальные сбросы (фото 25). Много лавиноопасных участков. Средняя крутизна спуска 30о. В 17.40 спустились в долину Хазныдона и встали на ночевку на левом берегу в точке 155, высота 2417 м. Воды в реке мало, русло перекрыто снегом. Видимость 200 м. Облачность низкая, 10 баллов. Тепло, +2о. Пройдено за день 6,82 км за 3,16 ЧХВ, + 560 м, -1335 м.

5 мая 2010 года (День седьмой).

Подъём в 5.00/6.00. Ясно, тихо, -5оС. В 8.43 отправили вниз в Ташлыталу Сергея (тяжело и медленно идет). Договорились с ним о маршруте выхода и связи через наблюдателя. (К вечеру он благополучно добрался до Ташлыталы, переночевал у нового знакомого Хызыра и через Минеральные Воды уехал в Москву). Никита проводил его до видимости домика егерей (откуда начинается дорога) и вернулся. Перекидали снаряжение и продукты. В 13.00 выдвинулись вверх по долине Хазныдона. Погода хорошая, +8оС, кучёвка, но солнце всё время видно. Легкий северный ветерок. Не освежает. Подъем в цирк перевала Зюзина от реки идет по свежей морене, южнее древнего вала до начала тропы. С морены хорошо видна спусковая дорога от шахты (фото 26). В 14.22 вышли на тропу. Снова затянуло. Видимость 200 м, легкий снежок. Тропа хорошая, идёт серпантином. Несколько раз пересекает заснеженный кулуар, выходит наверх и теряется под снегом. В 16.20 вышли в висячую долину на моренный холм. Одели снегоступы. Видимости нет. Дальше по моренным грядам в направлении перевала (фото 27). Сильный снег. Выпало около 3 см. В 18.55 встали на ночевку на моренном валу под перевальным взлетом. Немного развиднелось (фото 28). На левой седловине висит карниз, с правой сошла лавина. Снизу опять ползет облачность. Ночевка в точке 156, высота 3471 м. За день пройдено 3,25 км за 2,01 ЧХВ, +915 м, -83 м.

6 мая 2010 года (День восьмой).

Подъем в 2.00/2.30, -10оС, ясно, тихо. Выход в 4.15. Ещё темно, идем с фонарями. Крутизна плавно нарастает. Снег жесткий. На лавинном конусе остановились, одели кошки. Вверху крутизна до 40о (фото 29). В 6.10 поднялись на правую седловину перевала Зюзина (1Б). Точка 157, высота 3747 м. Погода хорошая, видимость 30 км (фото 30, 31), легкий ветерок 2 м/с с востока, -10оС. Тура не нашли – все заснежено (фото 32). Свой складывать не стали – холодно. В 6.30 начали спуск. Прямо от седловины 2 веревки спортивным способом по крутому, до 40о, снежному склону (фото 33). Дальше поположе - прусским шагом (фото 34). Снег еще держит. В 8.10 спустились на дно цирка (фото 35). По прежнему ясно, легкий ветерок. Одели снегоступы. Дальше вниз по тальвегу, вдоль правого борта (фото 36). В 9.10 спустились в карман морены. Дальше по нему на север. Припекает, но с севера уже ползет кучевка. В 9.54 вышли из кармана морены к слиянию истоков Сугансу, сняли снегоступы (фото 37). Перейдя на левый берег правого истока (снежный мост), в 10.20 на зеленой лужайке встали на обед. Точка 158, высота 2577 м. В 13.44 вышли с обеда. Легкий северный ветерок, мелкий дождик. Видимость есть. Движемся в сторону морены (правобережной) ледника Суган, дальше по ней наверх. В 15.45 вылезли на бараньи лбы. Видимость 20 м. Одели снегоступы. Идем азимутом 240о, плавно набираем высоту. Вышли на ледник. Он пологий. Видимость 10 м, ориентиров нет. Померили снегонакопление – 120 см. Дождь сменился снежной крупой, перешедшей в метель. Ледник узкий, справа слышен грохот камнепадов. Тяжело выдерживать курс в отсутствие ориентиров. Подошли к зоне разрывов: слева месиво, справа есть проходы, но оптимальным оказался путь через центральную, поднятую часть. Встретили лишь несколько трещин, забитых снегом. К перевалу вышли по азимуту 220о. Метель разыгралась. Похолодало, -5оС. Одежда обмерзает (метель мокрая). Седловина закрыта нависающими над ней ледяными сераками, но обрушений или перетекания льда нет. В 19.05 встали на ночевку на леднике (пробив площадку зондами на предмет трещин), чуть выше седловины, в точке 159, высота 3384 м (фото 38). Развиднелось до 200 м. За день пройдено 9,34 км за 4,02 ЧХВ, +1042 м, -1304 м.

7 мая 2010 года (День девятый).

Ночью прояснилось и похолодало. Подъем в 4.30/5.00. Ясно, -10оС, на севере слоистая облачность, легкий ветерок с юго-востока, пробирает. На перевале в рантклюфте 2 озерца, но подход к ним затруднен. Выход на седловину сложен: одна веревка. Лед за зиму наполз на седловину, но вниз не стекает (фото 39). Видимо, летом все это стаивает. За ночь выпало около 8 см снега, наш путь почти замело (фото 40). В 7.15 начали спуск на седловину перевала Западный Суган (1Б), точка 160, высота 3374м (фото 41): 1 веревка через сераки до рантклюфта (кошки не одевали), дальше по камням на седловину, там площадка. Тура нет. Сложили свой, сфотографировались (фото 42). В 8.00 начали спуск с седловины. Осыпь и скалы, слабо прикрытые снегом (20-30 см), крутизной 30-40о (фото 43). Через 150 м подошли к месту разделения кулуаров. Пошли в правый. Снега много: лавинный, уплотненный. Крутизна 40о. Борта кулуара скальные. После поворота кулуара налево подошли к пробке: обошли ее слева по снегу. Через 80 м после пробки вышли к месту перехода в левый (фото 44), осыпной кулуар ниже его скального сброса (фото 45). Разведка показала, что можно продолжать спуск и по нашему (правому) кулуару (фото 46, 49), но левый положе, шире и сильнее забит лавинным снегом. В месте перехода нашли крюк (горизонтальный) и спусковую петлю из репшнура. Поправив его и добавив швеллер, завязали новую петлю. Спуск с перегибом: 8 м 60о и 15 м отвеса (фото 47). Дальше по снегу 30-35о вдоль стены до безопасной площадки. Спускались с рюкзаками, последний по двойной веревке с продергиванием. Пока спускались, мимо сошла небольшая лавинка из вчерашнего снега. Хорошо, кулуар широкий (фото 48). Дальше вниз по лавинному конусу прусским шагом. Уже проваливаемся, хотя солнце еще не осветило. Стало поположе. Одели снегоступы. В 10.50 спустились на морену ледника Рцывашки. Отсюда хорошо видна седловина перевала Западный Суган (фото 50), но путь движения по кулуарам снизу не очевиден. Также хорошо виден путь спуска с перевала Осыпной (фото 51). Очевидно, что на данный момент он очень опасен, так как пересекает лавиноопасные склоны под нависающими с гребня карнизами. На солнышке развязались и разделись – уже тепло. С левого борта долины постоянно сходят со скал небольшие лавины. ЧХВ спуска до ледника 34 минуты. В 11.45 пошли дальше вниз по моренам, затем вдоль русла до зеленки (фото 52). Путь очевиден, летом здесь тропа. Снег уже раскис. Тропим в снегоступах. В 12.44 вышли на зеленку (фото 53). В 13.32 в хорошем месте встали на обед, точка 161, высота 2224 м. Временами мелкий дождик. В 16.33 вышли с обеда вниз по коровьим тропам по правому берегу до леса. Дождь. В 17.35 справа остались развалины коша. В 17.50 встали на ночевку в точке 162, высота 1840м, на лужайке возле старого селевого русла. Летом может быть опасно при паводке. Вода, дрова. По спутниковому телефону заказали машину на 10.00 9 мая из Верхней Балкарии до Минеральных Вод за 3500 рублей. За день пройдено 10,3 км за 2,40 ЧХВ, +146 м, -1529 м.

8 мая 2010 года (День десятый).

Дневка. Подъем в 8.30/9.30, +5оС, ясно, солнце, тепло, тихо. После завтрака помывка, стирка и скальные тренировки для желающих на левом берегу (переправа по камням). Днем все затянуло, но дождь прошел стороной. Вечером пасмурно, тихо, +8оС. В 20.00 начался дождь.

9 мая 2010 года (День одиннадцатый).

Подъем в 6.30. Пасмурно, тепло, +8оС. Выход в 8.10 вниз по тропе. Тропа до капитального коша идет правым берегом, затем от коша спускается к реке и по старому деревянному мосту переходит на левый берег. Дальше идет вдоль реки (река уходит в каньон) и траверсом выходит на хребет. Тропа конная. С хребта хорошо видно село Верхняя Балкария. Связь только Мегафон. С хребта тропа круто уходит вниз к реке у поселка (серпантин). В этом месте брод. Пешеходный мостик в 30 м выше (узкий, подвесной, старый, без перил) (фото 54). От мостика вышли на улицу вдоль арыка, через 150 м свернули влево на перпендикулярную и по ней вышли на дорогу в 100 м ниже моста и в 300 м от погранзаставы. У моста ждала машина. В 10.02 финиш в точке 163. За день пройдено 5,58км за 1,06 ЧХВ, +51 м, -600 м.

За 3 часа доехали до Минеральных Вод (170 км). Дорога хорошая. В одном месте проверили документы у водителя, нас не трогали. Баня у вокзала оказалась закрыта. Оставили рюкзаки в камере хранения на вокзале и поехали в сауну (Гостиный двор у рынка дорого, у Стекольного завода 500 р/час со всех). После сауны посидели в кафе напротив Магнита (2500р/6 человек), купили продуктов и на вокзал. В 22.23 подошел наш поезд (Владикавказ – Москва).

8. Изменения маршрута и графика движения.

1. 1 мая из-за позднего подъема-завтрака-выхода поздно подошли под перевал Уаза Западный и не пошли на него, так как отсутствовала видимость.

2. 2 мая на спуске с перевала Уаза Западный не рискнули идти по тропе из-за высокой лавинной опасности и спускались по каньону р.Элья, что потребовало большого времени и привело к позднему спуску в долину Белягидона.

3. 3 мая была теплая ночь, что привело к высокой лавинной опасности на подъеме в цирк перевала Столетия из долины Белягидона. Пришлось двигаться менее опасным, но более сложным и утомительным путем.

4. 4 мая из-за долгих утренних сборов - позднего выхода – медленного подъема на перевал и долгого спуска до шахты попали в облачность. Заснеженная, слабо читающаяся дорога, отсутствие видимости и высокая лавинная опасность вынудили искать спуск в долину Хазныдона, лавируя между скальными сбросами, что заняло много времени и привело к позднему спуску к реке.

5. 5 мая вынужденная полудневка из-за проводов Сергея и переброски снаряжения и продуктов.

6. 7 мая быстрый спуск с перевала благодаря большому количеству снега в кулуарах позволил в тот же день подойти к поселку Верхняя Балкария.

7. 8 мая вынужденная дневка: из-за сокращения маршрута остался день до поезда.

Итого потери времени: 1 день на перевал Уаза Западный (подъем + спуск), ½ дня на спуске с перевала Столетия, ½ дня вынужденная полудневка 5 мая.

Для завершения похода по заявленному маршруту в погодных условиях и снежной обстановке, сложившихся на 11.00 7 мая нам требовалось 2,5 дня. Мы располагали только двумя. Поэтому, по согласованию с МКК (предварительному, по спутниковому телефону, через Шемятихина Дмитрия) решили заканчивать маршрут в поселке Верхняя Балкария.

9. Приложения.

9.1. Фотоматериалы.


Фото 1. Группа на старте в поселке Ташлытала.


Фото 2. Дорога вверх вдоль р.Хазныдон.


Фото 3. Путь на перевал Татерс.


Фото 4. Путь к перевалу Уаза Западный.


Фото 5. Подход под перевал Уаза Западный.


Фото 6. Подъём на перевал Уаза Западный.


Фото 7. Вид на юг с перевала Уаза Западный.


Фото 8. Группа на перевале Уаза Западный.


Фото 9. Начало спуска с перевала Уаза Западный.


Фото 10. Путь по морене на спуске с перевала Уаза Западный.


Фото 11. Каньон р.Элья выше водопада.


Фото 12. Обход водопада на р.Элья.


Фото 13. Обход прижима в каньоне р.Элья.


Фото 14. Движение по руслу в каньоне р.Элья.


Фото 15. Обед в долине Белягидона.


Фото 16. Путь вверх по долине Белягидона.


Фото 17. Развилка истоков Белягидона


Фото 18. Подъём в висячую долину под перевалом Столетия.


Фото 19. Выход в висячую долину под перевалом Столетия.


Фото 20. Подход под взлет перевала Столетия.


Фото 21. Подъём на северную седловину перевала Столетия


Фото 22. Группа на перевале Столетия.


Фото 23. Верхняя часть спуска с перевала Столетия.


Фото 24. Нижняя часть спуска с перевала Столетия.


Фото 25. Путь спуска к Хазныдону в обход скальных сбросов.


Фото 26. Старая дорога от шахты.


Фото 27. Подъем в цирк перевала Зюзина.


Фото 28. Лагерь под перевалом Зюзина.


Фото 29. Подъём на перевал Зюзина.


Фото 30. Вид с перевала Зюзина на восток.


Фото 31. Вид с перевала Зюзина на запад.


Фото 32. Группа на перевале Зюзина.


Фото 33. Начало спуска с перевала Зюзина.


Фото 34. Нижняя часть спуска с перевала Зюзина.


Фото 35. Путь спуска с перевала Зюзина.


Фото 36. Спуск к реке Суккансу.


Фото 37. Путь подъема на ледник Суган.


Фото 38. Лагерь на леднике Суган утром.


Фото 39. Спусковой кулуар с перевала Западный Суган.


Фото 40. Путь подъема по леднику Суган


Фото 41. Выход с ледника на седловину перевала Западный Суган.


Фото 42. Группа на седловине перевала Западный Суган.


Фото 43. Начало спуска с перевала Западный Суган.


Фото 44. Место перехода в левый кулуар.


Фото 45. Скальные сбросы в левом кулуаре (вид снизу).


Фото 46. Продолжение правого кулуара.


Фото 47. Спуск по скалам в левый кулуар.


Фото 48. Нижняя часть левого кулуара.


Фото 49. Нижняя часть правого кулуара (вид снизу).


Фото 50. Западный склон перевала Западный Суган (путь спуска).


Фото 51. Путь спуска с перевала Западный Суган.


Фото 52. Путь вниз по долине Рцывашки.


Фото 53. Верховья долины Рцывашки.


Фото 54. Мост через Рцывашки у селения Верхняя Балкария.


9.2. Картографические материалы.

9.3. Контрольные записки.


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Нужен трек

Разместите GPS-трек или ссылку на него.
 
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100