Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: М.Михисор, г.Долгопрудный

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Тянь-Шаню в августе 2006 г.

Отчет о горном походе 3-ей категории сложности по Тянь-Шаню

Справочные сведения

  1. Проводящая организация.

  2. Горная Секция МФТИ
    г. Долгопрудный.

  3. Место проведения

  4. Киргизская Республика, Иссык-Кульская область.
    Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей-Алатау, хребет Куйлю.

  5. Общие сведения о маршруте


  6. Вид туризма
    Категория сложности похода Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведения
    Общая Ходовых дней
    ГОРНЫЙ ТРЕТЬЯ 186 (с учетом коэф. 1.2) 18 15 8.08-23.08. 2006г.
    общий набор высоты на маршруте - 6410 м
    максимальная высота – 4600 м. (пер. Песня Сольвейг)

  7. Подробная нитка маршрута


  8. Маршрут планируемый:

    г. Каракол – слияние р. Тургенаксу и р. Кок-Кия – р. Тургенаксу – л. Тургень – пер. Тургень Южн. (2А, 4100)(зап Тургень Юго-Вост. (2А, 4200)) – л. Моло – р. Моло – р. Куйлю Вост. – (заброска) - р. Ашутор – р. Ашутор Вост. – л. Ашутор Вост. – пер. Буревестник (2А, 4520) – л. Куйлю Южн. – пер. Айсбаль (Тянь-Ата) (2А, 4420) – л. Башкуль Зап. – пер. Удобный (н/к) – л. Башкуль Вост. – пер. Песня Сольвейг (2А, 4600) – л. Теректы (Айлямма) – р. Теректы – р. Икичат – л. Икичат Правый – пер. Борду (Бордутор) (2А, 4350) – л. Борду Центр. – р. Бордутор – р. Куйлю Вост. – (заброска) - р. Караколтор – л. Караколтор Вост. – пер. Каракольский Зап. (Каракол) (2А, 4250) – л. Культор Вост. (Бригантина) – р. Культор Вост. – р. Культор – р. Каракол – а/л Каракол – г. Каракол – г. Бишкек .

    Маршрут пройденный:

    Оз. Иссык-Куль – слияние р. Тургенаксу и р. Кок-Кия – р. Тургенаксу – л. Тургень – пер. Тургень (1Б, 3800) – л. Тургень - пер. Тургень Юго-Вост. (2А, 4200) – л. Моло – р. Моло – р. Куйлю Вост. – (заброска) - р. Ашутор – р. Ашутор Вост. – л. Ашутор Вост. – пер. Буревестник (2А, 4520) – л. Куйлю Южн. – связка пер. Айсбаль (Тянь-Ата) (2А, 4420) + пер. Сергея Бодрова Мл. (2А*, 4560) – л. Башкуль Вост. – пер. Песня Сольвейг (2А, 4600) – л. Теректы (Айлямма) – р. Теректы – р. Икичат – л. Икичат Правый – пер. Борду (Бордутор) (2А, 4350) – л. Борду Центр. – р. Бордутор – р. Куйлю Вост. – (заброска) - р. Караколтор – л. Караколтор Вост. – пер. Каракольский Зап. (Каракол) (2А, 4250) – л. Культор Вост. (Бригантина) – р. Культор Вост. – р. Культор – р. Каракол – а/л Каракол – г. Каракол – г. Чолпон-Ата

  9. Определяющие препятствия маршрута

  10. Вид препятствия

    Название

    Категория трудности

    Высота

    Характеристика препятствия

    Путь прохождения

    перевал

    Тургень

    3800

    снег, осыпи

    рад. с В.

    перевал

    Тургень Юго-Вост.

    4200

    снег, осыпи

    ЮВ-СЗ

    перевал

    Буревестник

    4520

    снег, лёд

    С-Ю

    перевал

    Айсбаль (Тянь-Ата)

    4420

    лёд, снег

    СЗ

    перевал

    Сергея Бодрова Мл.

    2А*

    4560

    лёд, снег, осыпь

    ЮВ

    перевал

    Песня Сольвейг

    4600

    снег, осыпь

    З-В

    перевал

    Борду

    4350

    осыпь, снег, лед

    Ю-С

    перевал

    Каракол

    4250

    осыпь, снег, лед

    ЮВ-СЗ


  11. Сведения об участниках


  12. Ф. И. О.

    Домашний адрес, телефон

    Опыт

    Обязанности в группе

    Год рожд.

    1

    Михисор Максим Александрович

    4ЛУ, 2ЛР, 3ГР

    руководитель

    1983

    2.

    Вагин Андрей Сергеевич

    г. Долгопрудный, общ. МФТИ №3 (ул. Первомайская 30)

    3ЛУ, 2ГУ, 2ГР

    зам. рук.

    1985

    3.

    Маркочев Сергей Сергеевич

    г. Долгопрудный, общ. МФТИ №3 (ул. Первомайская 30)

    3ЛУ, 2ГУ

    начпрод

    1984

    4.

    Шитов Станислав Сергеевич

    г. Долгопрудный, общ. МФТИ №8 (ул. Первомайская 30\1)

    1ЛУ, 2ГУ

    ремонтик, фотограф

    1986

    5.

    Голобородько Антон Андреевич

    г. Долгопрудный, общ. МФТИ №8 (ул. Первомайская 30\1)

    2ЛУ, 2ГУ

    доктор

    1987

    6.

    Потребич Нина Александровна

    г. Балашиха, ул. Солнечная 22 / 8

    1ЛУ, 2ГУ

    1987

    7.

    Бородина Мария Игоревна

    1ГУ

    1987

    8.

    Кылосова Екатерина Сергеевна

    г. Долгопрудный, общ. МФТИ №4 (Московское шоссе 25)

    1ЛУ, 2ГУ

    1987

    9.

    Бражников Дмитрий Юрьевич

    г. Долгопрудный, общ. МФТИ №1 (ул. Первомайская 32)

    2ГУ

    хронометрист

    1987

    e-mail руководителя: maxim#adminim.ru

Раздел II. Содержание отчёта
  1. Общая смысловая идея похода
  2. Данный поход проводился в рамках летних сборов Горной Секции МФТИ. Сборы состояли из двух частей. Первая часть состояла из двух походов первой категории и одного похода второй категории сложности. Во второй части был запланирован поход третьей категории. При этом тройка формировалась из участников первой части сборов. В связи с этим, перед руководителем стояла задача разработать интересный маршрут, который по возможности не пересекался бы с маршрутами первой части сборов. Все три похода первой части проходили в горном районе Терскей-Алатау, поэтому для тройки был выбран горный район Куйлю, который находится к югу от Терскея.
  3. Общая характеристика р-нов Терскей-Алатау и Куйлю
  4. Хребет Терскей-Алатау вытянут с запада (хр. Сарыджаз) на восток (Кунгей-Алатау) и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Длина хребта около 375 км. Средняя высота хребта около 4500 м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский).
    Хребет Терскей-Алатау асимметричен — имеет короткий пологий южный склон и длинный северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю. На оледенение района и выпадение осадков на северных склонах большое влияние оказывает озеро Иссык-Куль. На южных склонах это влияние немного уменьшается.
    Наиболее высокая и часто посещаемая часть хребта Терскей-Алатау — центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. А также наиболее удобные варианты подъезда к маршрутам. Практически в каждом ущелье имеется автомобильная дорога. Большинство речек легкопроходимые, через остальные есть мосты. Надо учитывать, что во второй половине дня мосты могут быть затоплены. Часто встречаются коши.
    Вообщем, в районе можно проводить красивые и интересные походы любой категории сложности. Этому способствует легкость заездов, наличие троп и мостов, наличие перевалов всех категорий.
    Хребет Куйлю расположен южнее Терскея-Алатау и вытянут в широтном направлении (от хр. Сарыджаз до хр. Ак-Шийрак). Естественными границами района служат реки Сарыджаз, Уч-Кёль, Сарычат, Куйлю и перевал Куйлю. Средняя высота хребта Куйлю — 4 700 м, а наиболее высокие вершины поднимаются выше 5 000 м (пик Конституции -— 5 203 м).
    Для рельефа хребта характерны отвесные стены цирков и мощные ледопады. Этим он напоминает Кавказ. Речки полноводные и представляют трудность в прохождении. Речки северного склона более легки в прохождении, чем южного склона. Мосты отсутствуют. Тропы в основном козьи, недавно прорыта дорога вдоль северного берега р. В. Куйлю. Вдоль южного берега идет конная тропа. Встречается несколько кошей.
    Перевалы массива Куйлю преимущественно снежного, снежно-ледового, реже скально-ледового характера и имеют категории трудности от 1А до ЗБ. Высоты перевалов — 3 600 — 4 800 м.
    Подъезды к району труднодоступные и дорогие. Лучше пересечь хребет Терскей-Алатау. Хребет Куйлю является крупным узлом оледенения, много закрытых ледников. Из-за этого район доступен для походов в основном 3-6 категорий сложности.
  5. Транспортное обеспечение района

  6. Попасть в страну Кыргызстан можно либо через Бишкек (столица Кыргызстана), либо через Алма-Ату(Казахстан). Мы добирались через Бишкек поездом № 17 Москва – Бишкек (около 2500 руб. плацкарт) и самолетом Москва-Бишкек. Далее нас ждал заказанный автобус до Каракола. До Каракола можно добраться и рейсовым автобусов за 200 сомов. Добираться часов 6. По дороге в ущелье есть неплохие кафешки. Дорога идет вдоль всего северного берега Иссык-Куля.
    Из Каракола в ущелья можно добраться с помощью заранее заказанных машинах. В основном это Газели, УАЗики, ГАЗ-66 (в некоторые ущелья можно попасть только на нем). Мы пользовались услугами фирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль". Газ покупали у них же. За дорогу до ущелья требуют 60-120$ в зависимости от километража.
    При въезде в некоторые ущелья надо заплатить за посещения заповедников, расположенных на их территории. Заплатить также могут потребовать и при выезде или в Контрольных пунктах. Например, при въезде в Каракольский заповедник надо заплатить по 30 сомов с человека за весь сезон (граждане СНГ). Внимательно! Могут потребовать большую сумму с предоставлением квитанции на 3 дня! Обман! Квитанция выписывается на этот год.
    При выезде из некоторых ущелий могут возникнуть проблемы. То есть придется идти пешком до ближайшего населенного пункта, например Теплоключенки, или ждать несколько дней пока не приедет машина. В некоторых ущельях можно заказать машину, например в Каракольском ущелье в альплагере Каракол (УАЗик – 30$, ГАЗ-66 – 60$, иногда даже можно поймать машину, завозившую кого-то), также в Джеты-Огузе вполне можно найти машину.

  7. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

  8. Основной вариант, планируемый группой:

    г. Каракол – слияние р. Тургенаксу и р. Кок-Кия – р. Тургенаксу – л. Тургень – пер. Тургень Южн. (2А, 4100) – л. Моло – р. Моло – р. Куйлю Вост. – (заброска) - р. Ашутор – р. Ашутор Вост. – л. Ашутор Вост. – пер. Буревестник (2А, 4520) – л. Куйлю Южн. – пер. Айсбаль (Тянь-Ата) (2А, 4420) – л. Башкуль Зап. – пер. Удобный (н/к) – л. Башкуль Вост. – пер. Песня Сольвейг (2А, 4600) – л. Теректы (Айлямма) – р. Теректы – р. Икичат – л. Икичат Правый – пер. Борду (Бордутор) (2А, 4350) – л. Борду Центр. – р. Бордутор – р. Куйлю Вост. – (заброска) - р. Караколтор – л. Караколтор Вост. – пер. Каракольский Зап. (Каракол) (2А, 4250) – л. Культор Вост. (Бригантина) – р. Культор Вост. – р. Культор – р. Каракол – а/л Каракол – г. Каракол – г. Бишкек .
    Запасной вариант заключался в замене большого кольца малым (если группа окажется плохо подготовленной).

    Большое кольцо:

    р. Ашутор – р. Ашутор Вост. – л. Ашутор Вост. – пер. Буревестник (2А, 4520) – л. Куйлю Южн. – пер. Айсбаль (Тянь-Ата) (2А, 4420) – л. Башкуль Зап. – пер. Удобный (н/к) – л. Башкуль Вост. – пер. Песня Сольвейг (2А, 4600) – л. Теректы (Айлямма) – р. Теректы – р. Икичат – л. Икичат Правый – пер. Борду (Бордутор) (2А, 4350) – л. Борду Центр. – р. Бордутор – р. Куйлю Вост.

    Малое кольцо:

    р. Ашутор – р. Ашутор Вост. – л Ашуто Вост. – пер. Буревестник (2А, 4520) – л Куйлю Южн. – р Куйлю Южн. – р. Куйлю Зап. – пер Куйлю С. (1А, 4300) или Куйлю Южный (1Б, 4250) – р. Ашутор
    Аварийные выходы: Вниз по реке Теректы есть селение, вниз по Куйлю Восточной до дороги, там же где-то есть пограничники, где есть вертолет. Коши: на слиянии Ашутора и Караколтора (есть машина, но летом она не всегда может выехать лошади), на слиянии Теректы и Икичата(чуть выше по течению Теректы, есть лошади, до ближайшего селения 5 часов неспешного шага лошади)
  9. Изменения маршрута и их причины
  10. Описания пер. Турген Ю. (2А) мы не нашли. Вместо него поднялись сначала на пер. Турген (1Б), по найденной записке поняли, что ошиблись и спустились обратно на ледник. Перевал Турген Южный соответствовал категории как минимум 2Б и не соответствовал возможностям нашей группы. Вместо него решили пройти перевал в юго-восточной части ледника, не указанный на карте. Перевал оказался Тургеном Ю-В. (2А).
    Вместо спуска с пер. Асбайль на л. Башкуль П. и потом перехода на соседний ледник мы решили пройти пер. Сергея Бодрова Мл. (2А*), открытый в прошлом году турклубом МАИ.
  11. Краткое описание похода


  12. День 1. 7.08.2006 Подъезд

    День 2. 8.08.2006 Подход под ледник

    Подъем дежурных в 6.00. В 9.00 вышли из лагеря. Рюкзаки очень тяжелые. Минут через 5 пересекли р. Кохию. Быстро находим старую автомобильную дорогу, идем по правому берегу р. Тургенаксу. Долина широкая. В месте слияния р. Тургенаксу и р. Таштамбектор находятся несколько кошей и мост. Дальше дорога ухудшается и лучше идти по многочисленным лошадиным тропам. Погода хорошая, солнце. Тропа напротив впадения в р. Тургенаксу р. Джангыбайтор уходит в заросли кустарника, а потом появляются одинокие камни.
    В 13.30 встаем на обед возле ручья. Выходим в 15.35. Далее тропа постепенно исчезает и мы подходим под моренной вал. Прямо перед ним течет ручей. После ступени опять выходим на траву. Далее нас опять ожидают моренные завалы. Справа от них течет р. Тургенаксу. Мы поднимаемся слево по ручью, стекающего с ледника, расположенного выше. Далее направо наверх на первую ступень вала, а потом на вторую.
    Спускаемся с завалов вниз на песчаные площадки. Встаем на ночевку в 19.25. Рядом ледник, достаточно прохладно. Первый день завершен.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 6:50
    Пройденное расстояние - 12 км.
    Перепад высот +730 м.

    День 3. 9.08.2006 Радиальный выход на пер. Тургень (1Б, 4160)

    Подъем дежурных в 5.30. Вышли в 8.10. Погода солнечная. На ледник Тургень поднимаемся по моренному валу слева. Чтобы не терять высоту, спускаясь к языку ледника, обходим понижение траверсом по левому краю морены. В 9.15 выходим на открытую часть ледника. Ледник открыт, трещин мало и все легко обходятся
    Вскоре ледник повернул налево и при этом пришлось преодолеть небольшой участок более крутого льда. В 11 часов увидели перевал. Ледник немного припорошен снегом, первая тройка идет в связке, остальные по их следам.
    В 12.00 подошли под перевальный взлет и все остальные связались тоже. Много снега и широких трещин. Дует сильный ветер, солнечно. Через некоторое время вышли на открытый лед, дальше сыпуха. Перевал оказался по записке Тургеном 1Б. Он не пересекал хребет и не подходил к нам. Пришлось спускаться.


    Цирк перевалов Тургень



    В 14.30 внизу решили пообедать. Сделали ветрозащитную стенку из рюкзаков. По карте нашим перевалом должен быть соседний, но он явно не соответствовал категории 2А: изобиловал карнизами, бергшрундами и требовал навески не одной веревки. Решили не рисковать и подняться на возможный перевал в юго-восточной части ледника. А в этот день стать на ночевку. Вечером небо затянуло, пошел снег.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 5:10
    Пройденное расстояние - 7 км.
    Перепад высот +660 м., -110м.

    День 4. 10.08.2006 пер. Тургень Ю-В (2А. 4200)

    Подъем дежурных в 4.30, остальных в 5.30. Вышли в 7.25. Идем в связках, несмотря на солнце снег еще плотный. Трещин не особо много. Перед перевальным взлетом (дошли в 9.30) склон круто подымается вверх, идем в три такта. Далее выходим в ледовую ложбинку, ведущую к осыпной седловине. Подъем занял час.
    Перевал проходили последний раз 19 лет назад и он имеет название Тургень Юго-Восточный. Спуск начали в 11 по одному человеку. Он имеет осыпной вид. Сначала спустились до скального зуба, затем траверсом через крутой снежник и дальше зигзагами плотной группой по сыпухе. На ледник спускались по одному человеку. Спуск на л. Моло В. закончился в 12.45.
    По леднику идем в связках. Очень много трещин, обходим их по мостам. Далее надеваем кошки и без связок спускаемся вниз на более пологую часть ледника с мульдами. Идем к левому краю ледника, далее он опять становится крутым. Идем траверсом к центральной части и спускаемся по речке на морены. Там в 15.20 заобедали.
    В 17.20 вышли. Спуск к р. Моло идет ступенями, сначала моренными, а потом травяными. Прошли немного вдоль речки по слабой тропе. Встали на ночевку возле водопада в 18.55.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 7:00
    Пройденное расстояние - 7 км.
    Перепад высот +150 м., -800м.

    День 5. 11.08.2006 р. Моло – р. Куйлю В.

    Подъем дежурных в 6.00, общий – в 7.00. Солнечно. Идем по левому берегу р. Моло по тропе. Вскоре выходим на дорогу, прорытую золотодобытчиками. Идем вниз по дороге до пересечения р. Моло с р. Куйлю, доходим в 12.40. Долго ищем место брода р. Моло. Решаем бродить там, где ее пересекает дорога, она здесь разветвляется на две ветви. Первую речку первые 5 человек проходят стеночкой, для остальных натягиваем перила. Через второй ручей натягиваем перила для всех. Брод занял 1.40 мин.
    Сразу после брода стаем на обед у теплого ручейка, ответвляющегося от р. Моло. С обеда вышли в 16.30. Идем по дороге и любуемся р. Куйлю В., которую нам предстоит бродить завтра или послезавтра. Через 2 км наткнулись на синий шлагбаум, а потом на домики, никого не видели. На одном участке дороги дорога уходит круто вверх, подрезая гору траверсом.
    На ночевку стаем возле слияния р. Сарычат и р. Куйлю В. в 19.30. Наверху возле скалы находится заброшенный кош с чистым ручьем. Внизу вода мутная и макароны хрустят на зубах. Утром чуть выше по течения нашли чистую отфильтрованную лужу в речке.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 7:10
    Пройденное расстояние - 19 км.
    Перепад высот -600 м., +40м.

    День 6. 12.08.2006 р. Куйлю В.

    Подъем в 6.00. В 8.20 начинаем бродит речку в месте пересечения с дорогой, натягиваем перила. Закончили в 9.00. Далее двигаемся по дороге на левом берегу р. Куйлю, на правом видно тропа. Сразу после брода встречаем кош. На обед встаем у третьего ручья в 12.20. Выходим в 14.30.
    Практически сразу после какого-то домика дорога испортилась. Сначала на ней немного камней, а потом и вовсе терялась под большими завалами (было землетрясение в этом году). Через некоторое время выходим опять на нормальную дорогу. Дорога после ответвления от р. Куйлю р. Кара-тор ушла на тот берег. Прошлись немного дальше по тропе, но вскоре вернулись обратно к дороге (17.50).
    С помощью увидевших нас местных на том берегу и их УАЗика преодолели речку Куйлю. Натягивали наклонную навесную переправу с помощью УАЗика. Веревку перекидывали больше часа. В 20.10 переправу завершили. На ночевку встали возле коша в 20.30. Попили молока, айрана, поели лепешек и сметаны. Местные живут здесь 10 лет, выезжая лишь иногда в поселок за продуктами на машине или на лошадях.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 8:10
    Пройденное расстояние - 15 км.
    Перепад высот +320 м.

    День 7 (1 день кольца). 13.08.2006 р. Ашутор В

    Подъем дежурных в 6.00, выход в 9.00. Идем по тропе вдоль правого берега р. Ашутор. Временами тропа заболачивается. Много прижимов реки. Есть осыпные завалы. На обед встаем в 13.20. Вода в 15 минутах хода вверх, дальше она уходит в камни.
    С обеда уходим в 16.00. Далее идем дальше по моренным завалам, пересекаем несколько ручьев и дальше идем вдоль речки. В 18.15 дошли до ледника. На ледник поднимаемся справа по ледовому гребню, заваленному камнями. На ночевку встаем в 19.40
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 6:30
    Пройденное расстояние - 13 км.
    Перепад высот +840 м.

    День 8 (2 день кольца). 14.08.2006 пер. Буревестник (2А*, 4520)

    В 4.30 подъем дежурных, в 5.35 – общий. Из лагеря выходим в 7.45. Ледник открытый, но неровный. В 8.20 подошли к первой ступени ледника. Сразу за крутой частью начинаются многочисленные трещины, связываемся.
    К 11.00 подходим под перевальный взлет. Подъем крутоват, идем в три такта. Перед самым перевалом вешаем веревку и с помощью жумара преодолеваем берг. Подъем занял 50 мин. Кушаем перевальную шоколадку и вниз (в 12.30). Перевального взлета практически нет. Ледник практически сразу открытый. Сначала придерживаемся левого края, а потом спускаемся у правого края языка ледника на морену. Пересекаем речку и встаем на обед в 14.25.
    Вышли с обеда в 16.35. Идем по морене и в итоге выходим на срединную часть ледника Куйлю Ю. Далее преодолеваем крутой участок льда, немного проходим и в 18.30 встаем на ночевку. Ночью была гроза и град.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 7:00
    Пройденное расстояние - 5 км.
    Перепад высот +520 м., - 280м., +60м.

    День 9 (3 день кольца). 15.08.2006 пер. Асбайль (2А, 4420) +
    пер. Сергея Бодрова Мл. (2А*, 4560)

    Дежурные встали в 4.30. Общий подъем в 6.00. Выход в 8.15. Низкая облачность. Ледник неровный, весь в мульдах. Под перевальный взлет подошли в 9.20. Поднимались немного левее седловины. Снег мягкий. Вверху много тещин и небольшой ледовый участок, который мы преодолеваем на передним зубьях кошек, с помощью ледоруба, есть страховочная веревка. Закончили подъем в 10.15.
    После нахождения тура решили не спускаться вниз, а пройти пер. Сергея Бодрова Мл., открытый в 2005 г. турклубом МАИ. Начали на него подъем в 11.05, шли в связках, глубокий снег. В 12.00 были на перевале. Тур сложились не из чего.
    Спуск начали в 12.20. Сначала дюльфер до низа карниза и дальше до камней. 2 веревки. Далее траверсом по сыпухе на ледник. На леднике были в 14.40. Находим хорошие места для палаток и встаем на полудневку.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 5:15
    Пройденное расстояние – 3.5 км.
    Перепад высот +260 м., - 210м.

    День 10 (4 день кольца). 16.08.2006 пер. Песня Сольвейг (2А*, 4600)

    Дежурный проспал, встал в 6.00. Общий подъем в 6.40. Выход в 8.20. Под перевальный взлет дошли к 9.10 по открытому леднику. Дальше связываемся и идем по плотному снегу вверх. Перед самой седловиной начинают встречаться трещины. На седловине были в 10.00. Тур находится слева на скалах. Дует сильный, пронизывающий ветер. Этот перевал является наивысшей точкой нашего маршрута.
    С ее помощью спускаемся дюльфером до осыпного склона (1 веревка). Последний спускается по расходной петле, найденой на перевале. Спуск начали в 10.25. Ледник открыт, идем без связок в кошках. Ледник несколько раз поворачивает, много ручейков. Дальше преодолеваем моренные завалы и выходим опять на ледник. Идем вдоль речки, потом по морене до разлива речки. Встаем на обед в 14.20.
    Выходим с обеда в 16.00. Идем по осыпям вдоль р. Теректы. Иногда видны козьи следы. Вскоре выходим на травяные площадки, которые чередуются с осыпями. На ночевку встаем рано в ложбинке, в 18.10, т.к. надвигается дождь.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 6:40
    Пройденное расстояние – 8 км.
    Перепад высот +250 м., - 1050м.


    День 11 (5 день кольца). 17.08.2006 Полудневка
    Подъем дежурных в 6.00, остальных – в 6.30. Выход в 8.25. Идем по траве и кустарникам вдоль речки. Находим слабую тропу, идем по ней. Она нас выводит в широкую долину с обрывистыми берегами. Далее подымаемся наверх и вскоре выходим к кошу. Отсюда 6 часов езды до поселка. По хорошей лошадиной тропе, траверсирующей склон, выходим к слиянию р. Теректы и р. Икичат. Бродим их стеночкой без особого труда (после обеда пересечь их трудно). Вода прибывает на глазах
    Немного пройдя, становимся на полудневку. Дует ветер. Чистую воду можно набирать в первой половине в р. Икичат, в более позднее время надо идти дальше до ручья. Вечером из коша по нашей просьбе привезли молока и лепешек взамен на сладости (деньги не берут).
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 2:00
    Пройденное расстояние – 9 км.
    Перепад высот -380 м.


    День 12 (6 день кольца). 18.08.2006 Дневка

    Дневка. 3 человека забрались на ближайшую вершинку 1Б, назвали в честь физтеха.

    День 13 (7 день кольца). 19.08.2006 Подход под пер. Борду

    Подъем дежурных в 6.00, общий подъем в 6.50. Выход в 8.20. Идем по тропе вдоль р. Икичат. После ручейка тропа ветвляет то вверх, то вниз. Дальше выходит на осыпной склон и идет по нему. Потом подымаемся вверх и идем без тропы вдоль самой речки по камням. В 10.50 бродим р. Икичат каждый самостоятельно, страхуясь палками.
    После брода поднимаемся вверх на склон, там небольшой участок кустарников и дальше камни. В 13.00 встаем на обед недалеко от нашего ледника возле чистых маленьких озерец. С обеда выходим в 15.40. Дальше ищем место, где перейти бурную речку. Находим снежный мост. Дальше по ледовым гребням и камням подходим к нашему леднику. Спускаемся на срединную часть его, траверсирую осыпной склон. Погода исопртилась, снег и холодный ветер. Встаем на ночевку в 18.20.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 6:00
    Пройденное расстояние – 10 км.
    Перепад высот +1110 м.


    День 14 (8 день кольца). 20.08.2006 пер. Борду (2А*, 4350)

    Дежурный встает в 4.30, остальные в 5.45. Выходим в 7.45. По открытому леднику самостоятельно подходим под перевальный взлет. Выбираем восточную седловину. Поднимаемся по осыпи зигзагом плотной группой. Потом по скалам лезем по одному сначала по левому кулуару, а потом переходим в правый. На седловине были в 7.45. Тур находится на полке в скалах слева. Вниз вешаем две веревки 50м. Преодолеваем большой бергшрунд в месте снежного моста. Спуск начали в 9.10 и закончили за 2 часа.
    По спуске всей группы проводим занятия по зарубанию и дальше идем по леднику в связках. Скоро он открывается, но трещин очень много, надо искать снежные мосты. Сразу спустившись с ледника, встали на обед (в 12.00). Вышли в 14.25. Шли вдоль левого берега р. Бордутор В. Речку Борду бродить решили завтра и встали рядом с их слиянием на ночевку в 16.10, недалеко течет чистый ручей.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 5:00
    Пройденное расстояние – 4 км.
    Перепад высот +70 м., -710м.


    День 15 (9 день кольца). 21.08.2006 р. Борду – р. Куйлю

    Подъем дежурных в 6.00, а общий в 7.20. Выход в 8.45. Быстро пересекаем р. Борду и идем по ее левому берегу. Поднимаемся на склон. Чтобы не попасть на обрывы, надо забирать левее. Пересекаем р. Белый. Дальше идем траверсом вдоль берега и спускаемся к р. Куйлю В. Там находим тропу лошадиную и идем по ней до коша. По дороге много осыпных ложбинок. Р. Кара-тор пересекаем самостоятельно.
    Возле коша в 13.10 становимся на обед. Делаем суп из сурков. С обеда выходим в 16.15. Забираем заброску. Через р. Ашутор есть мост, но на первой половине нету досок, а посредине камень, заливающийся водой. Вешаем страховку. Дальше идем по тропе вдоль р. Караколтор до ближайшего ручейка и встаем на ночевку в 19.10.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 6:00
    Пройденное расстояние – 13.5 км.
    Перепад высот -590 м., +150м.

    День 16. 22.08.2006 подход под пер. Каракол

    Дежурный встал в 6.00, остальные в 7.00. Выход в 8.45. Идем сначала по тропе, потом вдоль прижима реки. Пересекаем несколько ручьев. Потом выходим на сыпуху, идем по ней до ручья и маленьких чистых озерец. Встаем там на обед с 12.00 до 14.35.
    Пытаемся пересечь р. Караколтор. В одном месте попробовали – нельзя. Нашли место, где речка разветвляется на много ручейков. Прошли стеночкой. Ноги окоченели. Дальше поднимаемся траверсом по осыпному склону вверх к нашему леднику. Поднявшись, встаем в ложбинке на ночевку в 16.45. Холодно, ветер.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 4:30
    Пройденное расстояние – 10км.
    Перепад высот +400м.


    День 17. 23.08.2006 пер. Каракольский Западный (2А)

    Подъем дежурного в 4.30, общий – 5.30. Выход в 7.25. За 10 мин подошли под ледник, одели кошки. Ледник открытый, весь в мульдах. Под перевальный взлет подошли в 8.40. Подъем представляет собой неприятный осыпной склон, достаточно длинный. Сверху небольшое лазанье по скалам, лучше идти по левому кулуару. Сверху карниз. Подъем занял 1 ч. 10 мин.
    Спуск начали в 10.45. Две веревки, лед, прикрытый снегом. Занял 1 час. Дальше по закрытому леднику в связках. После преодоления большой трещины, без связок спустились вниз до осыпного склона, а потом по нему до зеленых площадок, пересекая кучу ручьев. Заобедали в 12.35.
    Решили сделать марш-бросок до альплагеря. С обеда вышли в 15.00, в альплагере были в 19.00. Тропу мы уже знали, часть ею уже ходили в двойке. Сначала спускаемся по водопаду. Потом по тропе преодолеваем несколько террас и ступеней. Ступени осыпные. Река Кельтор на террасах широко разливается и заболачивает долину. Встречаются лошади и быки. После последней ступени дорога идет вдоль самого берега и потом уходит в заросли арчи. Пересекаем несколько ручьев. По хорошо набитой лошадиной тропе можно дойти до коша, но мост вечером рядом с ним через р. Каракол затоплен. Поэтому надо не пропустить хороший мост через р. Кельтор. Вокруг большие заросли травы и недостроенные коши. Дальше по тропе (главное ее не потерять), спускаемся к р. Онтор (недалеко от слияния ее с р. Кельтор). Там тоже есть мосты. На той стороне также есть коши. По хорошей дороге за 20-30 мин доходим до альплагеря Каракол. Там есть баня и можно купить некоторые продукты.
    ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
    Общее ходовое время - 7:30
    Пройденное расстояние – 19км.
    Перепад высот +650м., -1800м.


    День 18. 24.08.2006 отъезд из а/л Каракол

    Из а/л уехали на заказанной нами и знакомой вахтовке ГАЗ-66. Доехали до автовокзала, а оттуда на маршрутке до Чолпон-Аты, где мы решили отдохнуть на Иссык-Куле до поезда.
  13. График движения и высотный график

  14. График движения
    число перевалы
    на карте название кат. высота расстояние (км) тип
    8 августа р. Джангибайтор - р. Тургень 12
    9 августа 143 л. Тургень - пер. Тургень (радиально) 4160 7
    10 августа пер Тургень Ю-В - л. Моло Восточный - р. Моло 4200 7 сн-осп
    11 августа р. Моло - р. Куйлю - р. Сарычат 19
    12 августа р. Куйлю - переправа - кош 15
    13 августа р. Ашутор - р. Ашутор Восточный - л. Ашутор Восточный 13
    14 августа 14 пер. Буревестник 4520 5 сн-лед
    15 августа 8 пер. Айсбаль 4200 3.5 сн-лед
    пер. Бодрова Младшего 4560 сн-сн
    16 августа 19 пер. Песня Сольвейг - л Айламма 4600 8 сн-лед
    17 августа р. Теректы - слияние с Икичатом - переправа на л. берег Икичата 9
    18 августа дневка
    19 августа р. Икичат - л Икичат правый - подход под перевальный взлет 10
    20 августа 28 пер. Борду - л Бордутор вост. 4350 4 сн-лд
    21 августа р. Бордутор - р. Куйлю - слияние - переход через Ашутор 13.5
    22 августа р. Караколтор - переправа - л. Караколтор вост. 10
    23 августа 98 Каракольский Зап. - р. Келтор - переправа через р. Кельтор и р. Онтор 4250 19 лд-сн

    Высотный график
    1 база Коккеля 2770
    2 ночевка на р. Тюргенаксу 3500 -730
    2,5 пер. Турген 4160 -660
    3 ночевка л. Турген 4050 110
    3,5 пер. Турген Ю-В 4200 -150
    4 ночевка р. Моло 3400 800
    4,5 слияние р. Моло и р. Куйлю 2800 600
    5 ночевка р. Сарычат 2840 -40
    6 ночевка кош 3160 -320
    7 ночевка л. Ашутор В. 4000 -840
    7,5 пер. Буревестник 4520 -520
    8 ночевка л. Куйлю Ю. 4350 170
    8,3 пер. Айсбаль 4420 -70
    8,6 пер. Сергея Бодрова м. 4560 -140
    9 ночевка 4350 210
    9,5 пер. Песня Сольвейг 4600 -250
    10 ночевка р. Теректы 3550 1050
    11 слияние р. Теректы и р. Икичат 3170 380
    12 дневка 3170 0
    13 ночевка л. Икичат В. 4280 -1110
    13,5 пер. Борду 4350 -70
    14 ночевка слияние р. Бордутор З и В 3640 710
    14,5 слияние р. Бордутор и р. Куйлю 3050 590
    15 ночевка р. Караколтор 3200 -150
    16 ночевка л. Караколтор В. 3600 -400
    16,5 пер. каракол 4250 -650
    17 а/л Каракол 2450 1800


  15. Техническое описание сложных участков маршрута

  16. Перевал Тургень (1Б) - рад
    Категория трудности: 1Б
    Высота: 4160 м
    Характер: Снежный

    Расположен: между ледником Тургень (р. Тургенаксу) и ледником Аксу Восточный (р. Айланыш)
    Прохождение: 9 августа 2006 года радиально с ледника Тургень.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки.
    Описание дается от места разлива речки под ледником Тургень.
    От разлива речки под ледником (в нашем случае воды было мало, по описаниям – там озеро) идем в сторону левого края ледника по сыпухе. Сначала встречаются небольшие островки травы. Перед самым языком ледника небольшое понижение в рельефе. Решаем его обойти слева траверсом по ледовому гребню, засыпанному мелкой сыпухой. Пересекая трещину, в которой течет речка, выходим на срединную часть ледник. Он открыт, трещин мало и они в основном мелкие. Много небольших ручейков.
    Слева по ходу находится красивый ледопад. Через некоторое время ледник Тургень поворачивает налево и небольшой ступенькой выводит на полузакрытый ледник. Слева от ступеньки находится озеро, питающееся водами тающего ледника. Первая связка связывается, остальные идут по их следам. Седловина очевидна.
    Подходим под перевальный взлет. Начинается снег, связываемся. И друг за другом начинаем подниматься. Снег глубокий, много широких трещин. Дует холодный пронизывающий ветер, светит солнце. Вскоре выходим на участок открытого льда. Сматываем веревки и поднимаемся по сыпухе в сторону седловины. С перевала открывается красивый вид на ледник Аксу Восточный, и мы понимаем, что поднялись не туда. Записка подтверждает нашу догадку. Записка туристов горного турклуба МГУ от 16 августа 2005 г в количестве 6 человек, совершавших поход третьей категории сложности. Руководитель Трофименко Е.А Спускаемся обратно по следам до открытой части ледника и встаем на ночевку.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    От разлива до выхода на ледник - 1 час 5 мин
    От выхода на ледник до выхода на ступеньку - 1 час 45 мин
    От выхода на ступень до подхода под перевальный взлет - 1 час
    От перевального взлета до седловины - 1 час 30 мин
    От седловины до ледника - 40 мин
    ИТОГО: 6 часов

    Перевал Тургень Юго-Восточный (2А)

    Категория трудности: 2А
    Высота: 4200 м
    Характер: Снежно-Осыпной

    Расположен: между ледником Тургень (р. Тургенаксу) и ледником Моло Восточный (р. Моло)
    Прохождение: 10 августа 2006 года с ледника Тургень на ледник Моло Восточный.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки.
    Описание дается от перевального взлета на пер. Тургень (1Б) до р. Мол


    Прямо пер Тургень Ю-В



    Спуск



    Связываемся на месте ночевки и идем друг за другом в направлении возможной седловины. Она находится в юго-восточной части ледника Тургень (после ступеньки надо повернут налево и искомый перевал будет в самой дальней точке). Перевал имеет вид буквы V. Ледник закрыт, трещины есть, но их немного. Справа по ходу – седловина перевала Тургень Южный (2А), запланированный нами, но не пройденный, так как перевал по виду соответствует как минимум категории 2Б. Слева по ходу – небольшой отросток ледника поднимается вверх.
    Под перевальным взлетом отдыхаем и идем дальше. Немного поднявшись, одеваем кошки. Пересекаем небольшой бергшрунд и продолжаем подниматься вверх. Идем в три такта. В самом верху есть небольшой крутой участок, за которым следует выполаживание и спуск в ложбинку с открытым льдом, которая огибает скалу. Немного поднявшись вверх по ложбинке, выходим на осыпную седловину. В туре находим записку туристов Томского политехнического университета от 10 августа 1987 г в количестве 8 человек, совершавших поход четвертой категории сложности. Руководитель Бер А.А.
    С перевала открывается вид на очень разломанный ледник Моло Восточный, а если спуститься немного вниз, то откроется потрясающий вид на хребет Куйлю и его высочайшую вершину – пик Советской Конституции.


    Вид на Куйлю с перевала Тургень Юго-Вост



    Спуск вниз имеет осыпной характер. Сначала спускаемся по одному до скалы в виде клыка. Дальше двигаемся плотной группой зигзагами. Сначала аккуратно пересекаем крутой снежник и далее по сыпухе. С определенного момента начинаем спускаться по одному до безопасного места возле кучки камней на леднике. После спуска всех связываемся и начинаем спуск по леднику по направлению к его левой стороне. Он закрыт, много трещин. Через некоторое время начинается зона больших разломов. Трещины переходим по снежным мостам, в некоторых местах перепрыгиваем. После разломов следует крутой участок льда, который преодолеваем в кошках и без связок. Дальше ледник в небольших мульдах и ручьях и в этом месте он пологий. После этого пологого участка он становится вновь крутым, и мы преодолеваем этот участок траверсом от левой части ледника к центральной его части. Дальше спускаемся вниз и встаем на обед под языком ледника на правом по ходу берегу реки.
    После обеда продолжаем движение. Преодолеваем моренные завалы и движемся вдоль речки. Спуск представляет собой лестницу из множества ступеней и терасс. Сначала они осыпные, а потом травяные. Преодолев всю эту лестницу, выходим к широко разлившейся речке Моло. Немного проходим по слабой тропе вниз по течению и встаем на ночевку возле живописного водопада.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    Подход под перевальный взлет - 2 час 10 мин
    Подъем на седловину от перевального взлета - 1 час
    Спуск от седловины до выхода на ледник - 1 час 45 мин
    От выхода на ледник до языка ледника - 2 час 15 мин
    Спуск от языка ледника до места ночевки - 1 час 35 мин
    ИТОГО: 8 часов 45 мин

    Перевал Буревестник (2А*)
    Категория трудности: 2А*
    Высота: 4520 м
    Характер: Снежно-ледовый

    Расположен: между ледником Ашутор Восточный (р. Ашутор В.) и ледником Куйлю Южный (р. Куйлю Ю.)
    Прохождение: 14 августа 2006 года с ледника Тургень на ледник Моло Восточный.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки.
    Описание дается от р. Ашутор В. до л. Куйлю Ю.
    Ледник уже виден. Идем по осыпям вдоль левого по ходу берегу реки и вскоре начинаем подниматься к леднику. Пересекаем речку по ледовому мосту и осторожно поднимаемся на ледовый гребень. Дальше идем по верхушкам ледовых гребней, лавируя между трещин, и в итоге выходим на ледник. Справа ледник заканчивается бараньими лбами, а слева проход тоже проблематичен из-за текущей реки. Мы немного проходим по леднику и встаем на ночевку. Ледник открыт и без больших трещин.


    подход к перевалу



    пер. Буревестник



    Перевал находится слева от вершины Буревестник. К вершине ответвляется маленький ледничок, а основной ледник поворачивает налево. Утром продолжаем движение. Ледник неровный. В одном месте справа от движения он образует своеобразные ледовые “горы”. Вскоре подходим под подъем на маленький ледник. Одеваем кошки. Сначала идет крутой участок, потом зона разломов и вскоре начинается закрытый ледник. Идем в связках. Через некоторое время выходим на пологую поверхность, откуда седловина отчетливо видна.
    Перевальный взлет представляет собой крутой снежный склон. Идем в три такта. Перед самой седловиной есть большой берг. Преодолеваем его с помощью веревки и жумара. Перевальная седловина широкая, снежно-осыпная. Прямо в центре небольшое озерцо. Вниз открывается вид на ледник Куйлю Ю.. Тур легко находится. Записка промокла и часть информации потеряна.
    Перевальный взлет с этой стороны практически отсутствует. Небольшая осыпь, припорошенная снежком. Дальше идет закрытый ледник, который вскоре открывается. Трещины есть, но их немного и они не широкие. Сначала держимся левой части ледника, а спускаемся с правого края, пересекая речку и переходя на осыпь. Левая и центральная часть ледника заканчиваются отвесной стенкой и красивым водопадом. Спустившись с ледника, пересекаем речку и встаем на обед.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    От места подходу к леднику до ночевки - 1 час 25 мин
    Подход под ступень ледника от места ночевки - 35 мин
    Подъем от начала степени до перевального взлета - 2 час 30 мин
    Подъем до седловины - 50 мин
    Спуск от седловины до языка ледника - 1 час 55 мин
    ИТОГО: 7 часов 15 мин

    Перевал Айсбаль (Тянь-Ата) (2А) – в связке с пер. Сергея Бодрова мл.
    Категория трудности: 2А
    Высота: 4420 м
    Характер: Снежно-Ледовый

    Расположен: между ледником Куйлю Южный (р. Куйлю Ю.) и ледником Башкуль (р. Башкуль)
    Прохождение: 15 августа 2006 года с ледника Куйлю Южный.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры.
    Описание дается от середины л. Куйлю Ю.


    Цирк пер. Айсбаиль



    л. Куйлю Южный


    Вечером подошли под перевал. Ледник открытый, весь в мульдах. Описания перевала у нас были в другую сторону, и пока мы решали, как завтра подниматься, погода испортилась, и опустились облака. Ночью была сильная гроза.
    Утром решили подниматься по снежному склону, который находится левее перевала. Идем без связок, но в кошках. За один переход подошли под перевальный взлет. Он весь проходится ногами, лишь в одном месте встречается крутой участок метра на 3, который проходится на передних зубьях, так как не все участники чувствовали себя уверено, повесили веревку. Подъем занял 50 минут. Вышли чуть левее седловины, но до нее можно просто дойти по хребту. Тур находится слева (если смотреть на л. Куйлю) и чуть выше седловины. Сняли записку группы туристов из Нижнего Новгорода совершавших поход V к.с. под руководством Ткача И. А. от 11.08.89. Дальше по плану мы должны были спускаться вниз и через перевал Удобный - н/к выходить к пер. «Песня сольвейга», но у нас было описание группы Романенко, которые за год до этого открыли перевал «Сергея Бодрова» и мы решили повторить их маршрут.

    Перевал Сергея Бодрова младшего (2А*) – в связке с пер. Айсбаль
    Категория трудности: 2А*
    Высота: 4560 м
    Характер: Снежно-Осыпной

    Расположен: между ледником Куйлю Южный (р. Куйлю Ю.) и ледником Башкуль (р. Башкуль)
    Прохождение: 15 августа 2006 года на ледник Башкуль.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры, ледорубы-самосбросы.
    Описание дается от седловины пер. Айсбаль


    вертикальный участок



    спуск с пер. Сергея Бодрова

    В 11:05 выходим с перевала «Айсбайль» и двигаемся по платообразному гребню в сторону перевала «Сергея Бодрова». Идем в связках, глубокая тропешка. По пути одна участница проваливается в трещину и теряет там ледоруб. За час поднимаемся на перевал «Сергая Бодрова», который выходит прямо на л. Башкуль под пер. «Песня сольвейга». Спуск начинается с вертикального участка 4-5 метров, дальше крутой лед до сыпухи. Одной веревки 50 метров хватает до начало камней, но спускаться по ним неудобно, поэтому мы повесили две веревки, которых хватает до начала удобного спуска по сыпухе. Первую веревку сдернули буром-самовыкрутом, вторую снял последний участник и спустился без нее. Дальше двигаемся плотной группой, уходя правее, до ледника. Весь спуск занял 2:20.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    Подъем от места ночевки к перевальному взлету (пер. Айсбаль) - 1 час 5 мин
    Подъем до седловины пер. Айсбаль - 55 мин
    Подъем до седловины пер. Сергея Бодрова Мл. - 55 мин
    Спуск с пер. Сергея Бодрова Мл. до ледника - 2 часа 20 мин

    ИТОГО: 5 часов 15 мин

    Перевал Песня Сольвейг (2А*)
    Категория трудности: 2А*
    Высота: 4600 м
    Характер: Снежно-Осыпной

    Расположен: между ледником Башкуль (р. Башкуль) и ледником Айламма (р. Теректы)
    Прохождение: 16 августа 2006 года со стороны ледника Башкуль на ледник Айламма.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры, ледорубы-самосбросы.
    Описание дается от места спуска с пер. Сергея Бодрова Мл.


    пер. Песня Сольвейг с пер Сергея Бодрова



    спуск с пер. Песня Сольвейг


    Подъем на перевал идет ступенями по некрутому закрытому леднику. Идем в связках. В 10:00 выходим на седловину. Сняли записку группы туристов из ТК МАИ под руководством Ромоненкова С. от 4.09.2005 г.. Седловина перевала широкая, можно поставить палатку. Тур находится на скалах слева. Спуск на ледник Теректы начинается с 3 метрового участка отвесного льда, дальше лежит снег, а за ним идет осыпной склон. Повесили одну веревку, которой как раз хватило до начала сыпухи. Дальше спускались по левой стороне, страхуясь палками, обходя скальные выходы сверху. Сначала ледник присыпан тонким слоем снега и через некоторое время становится совсем открытым. Постепенно появляется мореный чехол. Спускаемся по левому берегу мощного ручья и в конце ледника переходим его. В 4 часа спускаемся с ледника и встаем на обед. Погода начала портиться, поэтому после обеда проходим за один переход до зеленки и встаем на ночевку.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    Подъем от места ночевки к перевальному взлету - 50 мин
    Подъем до седловины - 50 мин
    Спуск с седловины до ледника - 50 мин Спуск до места обеда - 3 часа 10 мин

    ИТОГО: 5 часов 40 мин
    Перевал Борду (2А*)
    Категория трудности: 2А*
    Высота: 4350 м
    Характер: Снежно-Ледовый

    Расположен: между ледником Икичат Правый (р. Икичат) и ледником Борду (р. Бордутор)
    Прохождение: 20 августа 2006 года со стороны ледника Икичат Правый на ледник Бордутор.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры, ледорубы-самосбросы.
    Описание дается от р. Икичат Пр. до слияния речек Бордутор и Бордутор В.
    Речку Икичат Пр. пересекаем по снежному мосту. Сама речка течет от основного ледника Икичат Правый, а нам надо к его небольшому отростку. После того как пересекли речку, немного побродили по ледовым гребням, пересекли небольшую речушку. От этой речушки вверх идет ледовый склон, заваленный камнями, временами скользко. Траверсируем вверх осыпной склон справа налево. Забравшись наверх, продолжаем движение. Выбираем такую траекторию движения, чтобы меньше терять и снова набирать высоту. Вскоре выходим к леднику. Немного проходим траверсом по осыпному склону, находящимся справа от ледника, а потом спускаемся на ледник и встаем на ночевку. Очень холодно и идет мокрый снег.


    Подъем на пер. Борду



    спуск с пер. Борду



    Утром нас ожидает солнце. Перевал имеет две седловины, мы решили пройти восточную. Западная седловина возможно имеет большую категорию сложности. Ледник открыт, трещин крупных нет. Подъем представляет собой осыпной склон, состоящий в основном из обломков скал (плоские камни). Мы сначала немного проходим в лоб, потом начинаем идти зигзагами. С середины подъема идут скалы, отделенные друг от друга каньонами, заваленными осыпями. Стараемся придерживаться правых каньонов.
    Перевал представляет с собой гребень. На эту сторону нависает большой снежный карниз, а с той стороны он переходит в ледник. Тур находится на скалах слева. В туре находим записку туристов Новосибирского Государственного Университета от 27 августа 1994 г , совершавших поход третьей категории сложности. С седловины открывается вид на хребет Терскей-Алатау.
    На спуск вешаем две веревки по 50м. Склон сначала ледовый, потом - фирновый. Верхняя точка крепления на расходной петле, промежуточная – на ледорубном кресте (главное – расчистить снег). Сразу за промежуточной точкой идет большой бергшрунд. Мы преодолели его в районе снежного моста. Сразу за ним идет еще небольшая трещина, заваленная снегом. После дюльфера продолжаем движение вниз. Склон немного крутоват, поэтому идет траверсом в связках. Ледник закрыт, трещины есть. Идем в направлении открытого ледника. Там ледник становится очень разорванным, все трещины обходятся по снежным мостам. Поворачиваем направо, чтобы обойти крутой участок. Дальше для облегчения прохода, лучше пересечь речку и подняться на левую часть ледника. Выходим на морену под ледником и обедаем.
    После обеда идем вдоль речки Бордутор В.. Перебродить в этот день р. Бордутор не удается, поэтому встаем на ночевку на слиянии речек.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    Подъем от места ночевки к перевальному взлету - 35 мин
    Подъем до седловины - 50 мин
    Спуск с седловины до ледника - 2 часа Спуск до места обеда - 50 мин

    ИТОГО: 3 часа 35 мин

    Перевал Каракольский Западный (Каракол) (2А)
    Категория трудности: 2А
    Высота: 4250 м
    Характер: Ледово-Снежный

    Расположен: между ледником Караколтор Восточный (р.Караколтор) и ледником Бригантина (р. Культор В.)
    Прохождение: 23 августа 2006 года со стороны ледника Караколтор Восточный на ледник Бригантина.
    Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры, ледоруб-самосброс.
    Описание дается от р. Караколтор до р. Культор В.
    Бродим речку Караколтор в месте ее разлива. Дальше проходим немного вдоль речки мимо травяных площадок и ручейков с чистой водой и начинаем траверсировать осыпной склон в направлении нашего ледника. Выходим к речке, текущей с ледника. Ночуем недалеко от нее в небольшой ложбинке. Дует сильный ветер, идет снег.


    Вид перед заходом на ледник пер Каракол Зап

    Утром продолжаем движение в сторону ледника. Поднимаемся на него в удобном месте. Ледник открыт, трещин мало, но он весь в мульдах с водой. Лавируя между этими мульдами, выходим к перевальному взлету. Ходить на перевал с этой стороны не рекомендуется. Перевальный взлет представляет собой 200-метровый осыпной подвижный склон, очень неприятный. Перед самым перевалом вылезаем на скалы и движемся по ним. В правый каньон идти не рекомендуется. Вскоре достигает седловины. На эту сторону нависает карниз.


    Вид на юг с пер. Каракол Зап


    С перевала открывается красивые виды на ледники Культор В. и Караколтор В., а также на хребет Куйлю. В туре находим записку туристов турклуба МГУ от 22 июля 2005 г в количестве 5 человек, совершавших поход третьей категории сложности. Руководитель Савинков К.
    На спуск вешаем две веревки первую на ледобурах, вторую на ледорубах. Последний участник спускается с нижней страховкой. Склон ледовый. Дюльферяем и идем дальше в связках. Ледник закрыт, трещины есть. Ледник, на который мы вышли, является небольшим отростком. При спуске с него пересекаем бергшрунд и одеваем кошки. Дальше ледник открыт, но крутой. Спускаемся на пологую часть ледника и уходим на осыпи. По ним добираемся до слияния с речкой, текущей с ледника, находящегося справа. Пересекаем ее и встаем на обед.
    Ходовое время (с учетом перерывов):
    Подход от места ночевки к леднику – 10 мин
    Подъем от языка ледника к перевальному взлету - 1 час 5 мин
    Подъем до седловины - 1 час 10 мин
    Спуск с седловины до ледника - 1 час Спуск до места обеда - 50 мин

    ИТОГО: 4 часа 15 мин

  17. Итоги, выводы, рекомендации

  18. Можно отметить следующие моменты пройденного маршрута:
    1. Район Куйлю содержит небольшое количество перевалов, которые можно включить в поход третьей категории сложности (а именно 2А). Выбранное кольцо единственным способом позволяет посетить основные долины района Куйлю.
    2. Поход включал в себя «кольцо» (пер. Буревестник – пер. Айсбаль – пер. Удобный – пер. Песня Сольвейг – пер. Борду ), которое охватывало центральную часть Куйлю. В случае непредвиденных моментов, рассматривалась возможность пройти меньшее «кольцо» (пер. Буревестник – пер. Куйлю С. или Куйлю Юж.)
    3. Не смотря на популярность района, он оказался достаточно плохо описан как в Интернете, так и в библиотеке МГЦТК.
    4. Пришлось бродить несколько бурных рек, которые в отчетах прошлых лет описывались намного более спокойными. Как оказалось, бурность речек вызвана необычно теплым летом. Стоит обратить внимание, что речку Восточная Куйлю в 2006 году бродить без посторонней помощи не представляло никакой возможности. Единственная возможность пересечь ее, была в районе слияния с речкой Ашутор, при этом нам помогли навести переправу пастухи с противоположного берега (с нашей стороны веревка была закреплена на высоком камне, с их стороны привязана к УАЗику).
    5. К 2006 году в долине реки Моло началась разработка руды. До середины долины ведет широкая грунтовка. Не спрашивали (возможно дорога закрыта при въезде), но возможно сюда можно забрасываться с Каракола.
    6. Вдоль реки Вост.Куйлю по левому берегу проходит автомобильная дорога, которая пересекает ее только возле впадения реки Ашутор. К сожалению чуть выше впадения р. Моло дорогу преграждает закрытый шлагбаум, что сводит на нет заброску к реке Ашутор.
    7. Отдельно стоит отметить погоду. Судя по отчетам, мы ожидали, что большая часть похода пройдет в дождливом состоянии. К великому счастью погода оказалась солнечной и сухой.
    8. В отличии от Терскея, район Куйлю оказался безлюдным. За весь поход встретили всего два коша, один на слиянии реки Вост. Куйлю и Ашутор, второй на правом берегу реки Теректы. Пастухи приветливы и дружелюбны, у них можно приобрести молоко, айран, сметану. Лепешки пекут сами их так же можно купить, но не в больших количествах, так как мука привозная. Можно так же попробовать купить мясо сурка (у нас получилось), только оно не вкусное.



Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2018 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100