Руководитель: А.Никоноров, г.Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню в июле-августе 2006 г. Часть 2

Продолжение. Начало здесь

2 августа. Спуск с пер. Орджоникидзе

Дежурный встает в 5, остальные ближе к 6. В 8 часов начинаем движение в сторону пика 6453. По гребню идем на личной технике: с пятиметровых, пусть и крутизной 40° склонов падать некуда.

Около 9 делаем станцию на скальном выходе и начинаем спуск. Распределение ролей такое: Артем, Саша и Дима лидируют, Володя готовит спусковые петли, Сергей с Алексеем обеспечивают сдергивание. Для облегчения сдергивания на станцию сразу надевается дюралевое кольцо, в которое будет продета сдергивающая веревка.

От станции первый уходит косым траверсом вправо на скальную гряду (Фото 32), и вдоль гряды вниз, пока не кончается веревка. 3 последующих участника пытаются спрямить веревку, сняв ее со скальной гряды, куда ее заложил первый для борьбы с маятником, и третьему это наконец удается.

Вторая и третья веревка тоже вешаются косым траверсом, и заканчиваются под большим скальным выходом, от которого уже нужно спускаться по линии падения воды.

Четвертая веревка идет вертикально вниз и заканчивается на скальном острове. Со скального острова можно дальше идти по ледовому кулуару левее, или скальному правее. Левый кулуар представляется лидерам камнеопасным, и они уходят вправо. Собравшись на станции втроем и ожидая очередную веревку, они понимают, что допустили ошибку: дальнейший путь не менее камнеопасен, и, что гораздо хуже, проходим исключительно в режиме "один спускается до ледника, а остальные сидят, ждут и не шевелятся", и так для всех девяти человек.

Доложив обстановку оставшимся сверху, они начинают подъем. Ситуация осложняется тем, что ребятам надо зажумарить с рюкзаками 20 м по отвесному склону, по которому течет ручей, и помочь им невозможно: подойти к ним, не засыпав их камнями, нереально.

Пока лидеры спасаются, остальная группа раздумывает, что делать дальше. Пространство для маневра ограничено 2-мя веревками, расходником и 3-мя бурами - освободившееся снаряжение мы исправно передавали лидерам.

В результате, снабдив Мишу Иванова рацией, веревкой, расходником и 3-мя бурами, мы отправляем его посмотреть ледовый кулуар. Сам по себе ледовый кулуар оказывается не интересен, но левее него обнаруживается скальный уступ, который отходит от склона на 20 м, и с которого открывается хороший обзор вокруг.

Как только Миша делает станцию над уступом, к нему уходит Сергей со второй веревкой и еще одним найденным буром. Он вешает веревку левее уступа и спускается вниз на 40 м до конца льда. Далее идет развилка. Путь направо быстро выводит на нависающие скалы до склона тут дюльферять метров 50. Путь налево идет по скальному кулуару крутизной около 70° (Фото 34), впадающему через 20 метров в еще больший кулуар. Единственное осложнение - оба кулуара завалены скальными обломками, сбить которые веревкой ничего не стоит.

Около часа Сергей чистит спуск по малому кулуару, пересекает большой и, пройдя 4 метра вверх по разрушенным скалам левого борта большого кулуара, оказывается над правой кромкой ледовой части перевального склона и ниже висячего ледника. Отсюда просматривается почти весь спуск на ледник Забирова (Джиндысу) - 3-4 веревки по льду, 40 м непросматривающегося участка (бергшрунд), и далее более или менее пологий спуск к леднику. Закрепив хвост веревки на скальном зубе, он возвращается наверх к уступу.

К этому моменту лидеры, зажумарив часть пути, а часть провесив траверс, воссоединяются с группой. На часах 18-00. И, хотя путь к леднику ясен, во избежание ночных дюльферов и распутывания ледника при свете фонариков, мы решаем заночевать на уступе (Фото 33). Веревки к станции над уступом и от нее вниз через кулуары оставляем висеть до утра.

Выложив площадку камнями, ставим на нее палатку без тента, застилаем дно пенками. Так удается разместить семерых. Миша Редькин и Володя решают ночевать под открытым небом. В 9 ложимся спать. Перед сном считаем потери: у Саши сегодня улетел жумар, у Димы - личная аптечка, у Сергея с развесочного карабина выдавило ти-блок и ролик.

3 августа. Спуск с пер. Орджоникидзе - подход под пер. Корона Северная

Встали в 5, и в 8 начали работать. Поднялись к станции над уступом, спустились вниз и усилили станции на развилке и на борту широкого кулуара скальными крючьями (крючья со спусковыми петлями оставили) (Фото 34). Спуск с борта кулуара на лед осложняется большим количеством камней, лежащих на льду и готовых улететь, но их расчистка позволяет оценить типичные траектории полета камней и спускаться в стороне от них.

На склоне видны 2 больших скальных острова. Уходя от потенциальных камней, первую веревку от гребня вешаем по диагонали. Она кончается чуть правее верхнего острова. На второй веревке тоже забираем влево, и она кончается левее и выше нижнего острова. Третья веревка идет по линии падения воды. Ей не хватает 10-и метров, чтобы перейти через бергшрунд. Четвертая веревка переходит через бергшрунд и кончается на некрутом (25°) снежном склоне. Здесь группа собирается вместе. Ожидая сдергивающих веревки, недоверчиво посматриваем на нависающий над нами ледник, не испытывая ни малейшего желания сидеть под ним лишние 5 минут (Фото 35).

В 12-30, когда сдергивается последняя веревка, мы связываемся в связки и уходим вниз. Обходя трещины, сначала смещаемся вправо, выходим на крутую часть склона, разворачиваемся влево и выходим на ледник. Переходим на его центральную, более пологую и менее разорванную часть, и в 14-00 становимся на обед.

Итог: за 2 дня спуска мы провесили 800 м перил и сбросили около 500 м высоты. Если бы у нас была хорошая фотография этого склона, или мы смогли вовремя это разглядеть, мы бы наверное смогли легче попасть на лед ниже висячего ледника, и уж точно имели бы все шансы спуститься с перевала за 1 день.

Еще один итог - 1 перебитая и 2 сильно взлохмаченых веревки.

В 16-20 мы поднимаемся после обеда и движемся вверх по леднику. Наша цель на сегодня - подойти под перевал Корона Северная. Прямо по ходу виднеется нунатак высотой около 200 м нам надо оказаться примерно за ним (Фото 36). Слева по ходу от него падает ледник, что справа - не видно. Разгоряченные работой последних дней мы обсуждаем, что зайти слева несложно - две веревки повесить, и лишь люди, читавшие описания, говорят, что справа можно не напрягаясь зайти ногами.

По мере приближения к нунатаку ледник сановится все разорванней, и в какой-то момент при преодолении трещины нам приходится натягивать страховку (Фото 37). Примерно там же приходится связываться в связки.

Правее нунатака действительно обнаруживается не очень крутой (до 25°) ледник, по которому мы обходим нунатак и около 19-00 выходим на ровное место. Проверив площадку на отсутствие трещин, развязываем связки и разбиваем лагерь.

ЧХВ от места обеда до лагеря под Северной Короной - 2 часа.

Эта стоянка получается самой холодной за весь поход - сказываются высота и продуваемое всеми ветрами место. Ужин готовится долго, спать ложимся в десятом часу.

4 августа. Перевал Северная Корона.

Дежурный встает в 5-20, все остальные в 6. Долго собираемся и, связавшись в связки, выходим. Первые в 8-20, последние на полчаса позже. За полчаса подходим под перевал (Фото 38) и начинаем готовиться - разгружаем Мишу Иванова, который на крутой части пойдет первым. Тропу до бергшрунда для лидеров бьют Сергей с Димой. Общий план простой: от бергшрунда вверх, обходя скальный остров справа. От него по линии падения воды на перевал.

Перевал Корона Северная (3А 4590). Находится в северных отрогах Киргизского хребта между долинами рек Ала-Арча и Аламедин. Ориентация - северо-запад - юго-восток. Соединяет ледники Учитель (с северо-запада) и Забирова (Джиндысу) (с юго-востока). Юго-восточный склон снежно-ледовый, крутизной до 35°, перепад 300 м. Северо-западный склон ледовый, в нижней части снежно-ледовый, крутизной до 50°, перепад 550 м.

Начинаем движение. Засыпанный снегом бергшрунд оказывается широким, найти его верхнюю стенку не получается. В результате лидер прокапывает лестницу в снегу и проходит бергшрунд. Поднявшись до скального острова он выходит на малоснежный участок и, почувствовав себя неуверенно, выпускает вперед Мишу Иванова.

Миша встраивается в связку первым, и из связки-двойки получается связка-тройка. Лидируя, Миша топчет ступени и крутит буры, обеспечивая страховку через скользящий бур. В 11-00 он выходит на перевал (т. 14).

Пока один человек меняет записку в туре (снята записка группы т/к "Рифей", руководитель Телицын С.Ю.), остальные готовятся к дюльферу. Распределение ролей следующее: Сергей лидирует, Артем и Саша подносят ему веревки, Володя готовит ледовые проушины, Дима и Алексей обеспечивают сдергивание. Для ускорения спуска договариваемся разделять каждую веревку пополам, а для обеспечения бесперебойной передачи веревок и буров договариваемся, что никто не оставляет станцию пустой, пока к нему не спустится человек с верхней станции. (Фото 40)

Северо-западный склон Северной Короны представляет собой ледовый желоб, поворачивающий в верхней части направо (орографически) (Фото 39). Начиная со второй трети, по правой кромке желоба, по крайней мере днем, течет ручей. Также на этом склоне стоит опасаться вмороженных в лед, путь и в небольшом количестве, камней, которые могут вытаивать.

В 11-20 начинаем спуск. Наконец-то нам удалось наладить работу на дюльфере. 6 веревок мы провешиваем на одном дыхании, не задумываясь, лишь чуть отклоняясь влево, чтобы верхние не засыпали льдом и снегом нижних. Перед седьмой веревкой мы задумываемся, чтобы найти хороший переход через бергшрунд, отклоняемся еще влево и на середине восьмой веревки переезжаем через бергшрунд. (Фото 41)

Судя по следам вокруг бергшрунда, в него периодически съезжают лавинки со склона, а также прилетают вытаявшие камни. Поэтому по мере появления свободных веревок люди связываются в связки и спускаются вниз на боковую морену ледника Учитель.

В 15-20 последняя связка выходит на морену. Вдоволь напившись, мы поднимаемся и начинаем искать место для лагеря. Такое находится на срединной морене ледника Учитель. В16-00 становимся лагерем.

Судя по тому, сколько мы сегодня собирались, мы заметно устали. С учетом того, что до нашего следующего перевала достаточно далеко, и при всем желании мы на него завтра сможем залезть только ближе к середине дня, решаем устроить завтра полудневку, а вечером подойти под перевал.

По случаю завтрашней полудневки достаем запасы спирта. На закате любуемся на гало на фоне пика БОКС и упражняемся в болдеринге на булыжнике размером с газетный киоск.

5 августа. Ледник Учитель, подход под пер. Джиндису.

По случаю полудневки общий подъем отменен. Тем не менее самые нетерпеливые встают в 7. Остальные же пытаются дождаться прихода солнца в лагерь и встают вместе с солнцем: в 9. Программа полудневки проста: мытье, стирка, сушка, подзарядка аккумуляторов фотоаппаратов и видеокамеры (у нас есть солнечная батарея), переучет бензина и продуктов. Из-за того, что мы не пошли на БОКС, и чрезвычайного везения с погодой у нас образуются лишние продукты и бензин. Не то чтобы совсем лишние: раскладка у нас голодная. Но теперь можно увеличить порции супчиков, колбасы, сублимяса. А вот например гречку, и пачку чая можно выложить.

До двух часов дня мы разлагаемся, после чего начинается некоторое шевеление: на 15-30 назначен выход. Ближе к трем часам 2 гонца отправляются на хижину "Наука" (т. 15) (Фото 42), стоящую на правой боковой морене ледника Учитель, чтобы оставить там пачку чая, порцию гречки и 3 литра бензина, которые мы так и не смогли сжечь.

Поскольку путь движения хорошо просматривается, выход растягивается почти на час: с 15-40 до 16-30. В зависимости от того, надел ли человек кошки, идем либо по льду вдоль левой боковой морены, либо по самой морене. Подойдя к зоне трещин, переходим на правую боковую морену ледника, набираем еще метров 50 высоты, и оказываемся перед взлетом перевала Байчечекей. Здесь ледник становится закрытым, и мы вяжемся в связки. Пройдя около полукилометра по леднику, мы находим место, где снега достаточно много, и он не влажный, и становимся лагерем. На часах 18-10. Вокруг открываются виды на Коронский ледник и саму Корону, пик Семенова-Тянь-Шаньского, пик и перевал Байчечекей и на наш следующий перевал - Джиндису (Фото 43).

ЧХВ от лагеря на леднике Учитель до лагеря под пер. Джиндису - 2 ч. ровно.

6 августа. Стоянка под пер. Джиндису - стоянка на леднике Скрябина

Встаем в 5-00, и в 7-30 выходим. Наша задача на сегодня - подняться на перевал Джиндису, спуститься с него и пройти по возможности дальше по ледопаду ледника Скрябина (Вилесова).

Перевал Джиндису (3Б 4745). Находится в северных отрогах Киргизского хребта, между долинами рек Ала-Арча и Аламедин, между пиками Скрябина и Семенова-Тянь-Шаньского. Ориентация - юго-запад - северо-восток. Соединяет ледники Учитель (с юго-запада) и Скрябина (Вилесова) с северо-востока. Юго-западный склон снежно-ледовый, крутизной до 30°, рассеченный 2 бергшрундами перепад высот - 500 м. Северо-восточный склон снежно-ледовый, крутизной до 70°, у самого взлета - до 85° перепад высот - 250 м. С северо-восточной стороны сложность существенно увеличивается за счет преодоления 2 ступеней ледопада ледника Скрябина (Вилесова).

Ледник закрытый - движемся в связках. Подходим под перевальный взлет и начинаем лавировать между бергшрундами. Сместиться чуть влево по ходу - сместиться вправо, просочившись между трещинами. Еще раз сместиться влево - перешагнуть.

Так неторопливо, в связках, к 10-20 последние выходят на перевал (т. 16). Как записку и тур ни ищем (Дима даже проходит 150 м по гребню) - не находим. Видимо Ляпин, когда проходил перевал, вышел на какую-то седловину сильно севернее.

ЧХВ от лагеря до седловины перевала - 2 ч. 30 минут

После удачного спуска с Северной Короны тактику и распределение ролей на дюльфере не меняем. Делаем станцию вокруг скального выхода (т. 16), подстраховываем ее скальным крюком и в 10-40 начинаем спуск. (Фото 44) На первых двух веревках отклоняемся чуть вправо от линии падения воды. Потом, выбрав лучшее место для пересечения бергшрунда, начинаем сильнее отклоняться влево. Конец четвертой веревки очень удачно оказывается чуть ниже бергшрунда. (Фото 45) Пока остальные участники ждут остальных под бергшрундом, Володя с Мишей Ивановым связываются в связку и идут распутывать ледник. На часах 13-30.

Сначала они смещаются влево и обходят несколько некрупных трещин, затем вправо, обходя гигантский разлом ледника (Фото 46). После разлома они опять двигаются к левому борту ледника, зажатые между разломом и обрывом. Когда к ним подходит остальная группа, они показывают найденный ими спуск: 30 м по мягкому ступенчатому льду до 45°. Сложность в том, что закрепить веревку наверху не удается - под снегом мягкий ноздреватый лед. Володя с Мишей спускаются в связке лазанием, закрутив 3 промежуточных бура. Их примеру следуют Дима с Сергеем. Спуск с рюкзаком и лишь 1 инструментом дается нелегко. К этому моменту Артему удается найти место закрепления веревки и повесить перила. Все остальные спускаются дюльфером, Алексей спускает 2 рюкзака (Фото 47), а Артем спускается лазанием с нижней страховкой. Посл дюльфера проходим 10 м на передних зубьях на личной технике и выходим на относительно пологий участок.

Преодолев эту ступень, группа смещается к левому борту ледника, проходит вниз и вскоре после того, как за левой кромкой обнаруживается обрыв на другую ветвь ледника, останавливается на перекус. На часах 16-00. Надо сказать, что мы очень удачно преодолели верхнюю ступень ледопада, обойдя большую часть сераков слева.

Пока группа отдыхает, Алексей с Артемом и Мишей Ивановым отправляются на разведку пути. Вместо того, чтобы распутывать ледопад в правой ветви ледника, они находят спуск на гораздо более ровную левую ветвь (просто закрытый ледник с регулярными трещинами).

В 17-00 мы выходим с перекуса. Выходим на скальный гребень, делаем станцию на крюке и выпускаем первым Мишу Иванова (Фото 48). Чтобы не побить веревку, свободный конец выдаем Мише с рук. На случай, если веревку все же перебьет, организуем ему верхнюю страховку. Крайне аккуратно Миша спускается по кулуару, выходит на лед, отклоняется, насколько возможно, от линии падения воды, чтобы уйти самому и увести веревку с траектории полета камней, и делает станцию на бурах. Вторым идет Сергей. Он везет еще одну веревку Мише и натягивает вторую веревку, чтобы остальные могли дюльферять по двойной веревке. Ее же потом используют в качестве сдергивающей веревки. Миша успешно уходит по двойной веревке, переходит бергшрунд по ажурной конструкции и садится на склон в ожидании остальных.

К этому моменту выясняется, что сдергивающая веревка оказалась чуть короче остальных, и Сергей с подошедшим Володей переносят станцию на 2 метра вверх, после чего уходят вниз.

Как только на нижнюю станцию привозят свободную веревку, все, сидящие там, связываются в связку и уходят на ледник. (Фото 49) Время - 18-15.

Не дожидаясь команды, начинаем ставить лагерь, но пока еще светло Сергей с Мишей Ивановым уходят на разведку дальнейшего пути. В результате обнаруживаются 2 варианта: либо в том месте, где кончается хребет, разделяющий ветви ледника вернуться на правую ветвь ледника и спуститься на его ровную часть, либо распутать несложную систему трещин левой ветви и, повесив 2-3 веревки по ровному 30-градусному льду, выйти на покровную морену ледника ниже слияния ветвей.

Первый вариант хорош тем, что, судя по описанию, так ходил Ляпин, плох же он тем, что нет возможности просмотреть небольшой участок, где придется преодолевать трещины, и где возможности маневрировать будут сильно ограничены.

Разведка приходит в лагерь в 19-15 одновременно с последними дюльферявшими. Выслушав итоги разведки, Алексей принимает решение идти вторым вариантом.

ЧХВ от седловины перевала до лагеря на левой (северной) ветви ледника - 6 ч. 45 минут.

Вечерний осмотр веревок показывает, что из 5 веревок у нас остались целыми лишь 2. Вторая тема для обсуждения - что бы мы делали на последнем дюльфере, если бы наши веревки были короче 80 м.

7 августа. Ледник Скрябина - слияние рек Аламедин и Кутургансу

Спим до 7 и в 10 выходим. Перед выходом с интересом разглядываем трещины, между которыми расположен наш лагерь. Оказывается, одна из них не вертикальная, а шла как раз под нас. Выходим на открытый ледник и начинаем распутывать систему трещин. Когда крутизна возрастает, переходим на прусский шаг и спускаемся на выполаживание между левым бортом ледника и нунатаком, разделяющим ветви ледника.

Дальше надо вешать веревки. Осматриваемся. Выясняем, что мы очень удачно вышли на ледник: чуть левее нас течет ручей, по руслу которого не реже раза в 5 минут съезжают камни. Чуть правее, на границе ледника и нунатака, намного реже, но тоже сходят камни, и лишь под нами все достаточно тихо.

Вешаем первую веревку. При спуске надо соблюдать аккуратность, чтобы не сбросить камни и внимательно слушать, когда товарищи закричат о пошедших сбоку камнях. Вешаем вторую веревку. Ее не хватает метров на 20 до ровного места, но и там, где она кончается, уже достаточно полого, чтобы спуститься прусским шагом.

Едва 2 первых участника устраиваются на покровной морене, как свежая порция камней, съезжающих по ручью, заставляет их сперва спрятаться за большим камнем, а потом отойти подальше. Становится понятно, как образовалась эта морена.

Около 12 часов все спускаются, и мы, сняв кошки, движемся вниз сперва по покровной морене, а когда в ней появляются трещины - смещаемся вправо на ледник. Оборачиваемся, и видим почти весь путь спуска с перевала (Фото 50).

Когда ледник начинает резко спускаться вниз, мы уходим влево и дальше спускаемся по морене. Вскоре морена заканчивается, и мы выходим на альпийские луга. Один из возможных вариантов движения - пройти траверсом склона и выйти на Кунакжайло - небольшую долинку, отделенную от Аламедина трехкилометровым хребтом, параллельным реке. Поскольку для этого придется ходить траверсом по травяным склонам и обходить скальные выходы, отказываемся от этой идеи.

По альпийским лугам доходим до скальных сбросов напротив слияния морен ледников Скрябина (Вилесова) и Забирова (Джиндысу) (Фото 51). Сбросы нам надо как-то обходить, и лучшее, что мы находим - спуститься по длинному конгломератному кулуару (до 30°, перепад 100 м) к реке, которая с этого места называется Кутургансу. Спустившись к реке, мы устраиваем привал с обедом. На часах 15-00. Воду берем из маленького ручейка.

Пока мы обедаем, погода начинает портиться. Предчувствуя непогоду, мы собираем вещи, и с первыми каплями дождя выходим.

Идем под дождем вдоль русла реки, то чуть отдаляясь от него, то прижимаясь к ней вплотную. Большую часть времени под ногами каменная россыпь (старое русло реки?) перемежается с небольшими лужками, но в какой-то момент у нас складывается ощущение, что мы идем по заброшенной дороге, настолько ровная под ногами поверхность и характерны боковые отвалы. Небольшие сложности возникают через час пути, когда путь нам перегораживают черные слоистые скалы, упирающиеся в воду. Обходим их по достаточно широким полкам.

Через 2 часа после обеда, когда мы оказываемся как раз под Кунакджайло, дождь прекращается. Последний час мы идем фактически в каньоне, и на наше счастье уровень воды достаточно низкий, чтобы при необходимости мы могли идти по сухому руслу реки. Путь дальше не просматривается, так как река поворачивает направо, и мы, опасаясь прижимов в нижней части (судя по всему напрасно), задумываемся о поиске тропы тем более, что она изображена здесь на карте. Осмотревшись, замечаем нечто подобное на склоне в 15 метрах над собой. Осмотрев тропу (т. 17) и оценив ее как надежную, хоть и набитую выпасаемым на Кунакджайло скотом, двигаемся дальше по ней.

Еще через час хода по тропе мы выходим из долины Кутургансу и, увидев замечательную березовую рощицу, решаем встать лагерем. На часах 19-30.

ЧХВ от лагеря на леднике Скрябина до стоянки у слияния Кутургансу и Аламедина - 6 ч. 30 минут.

8 августа. Стоянка у слияния Аламедина и Кутургансу - база "Теплый ключ"

Проснулись в 7 и вдумчиво, с просушиванием всех вещей, прособирались до 10. В 10 наконец-то выползли из лагеря. Сначала пытаемся идти по вчерашней тропе, но быстро ее теряем: на ровном месте скоту нет нужды ходить одним путем. Об ориентировании не думаем: между хребтом и рекой потеряться сложно. Спустя минут 40 ровное пространство заканчивается, и мы оказываемся зажаты между осыпью, спускающейся с хребта и рекой. Впрочем, по осыпи идет вполне приличная тропа. Еще через 20 минут мы выходим на широкий луг, по которому течет речка, берущая свое начало на Кунакджайло. Переходим ее по специально положеным для этого камням, хотя в принципе ее можно перейти и вброд: при скорости течения около 0,5 м/с она лишь в одном месте глубже 40 см.

Следующие 2 часа мы идем по тропе, дважды переходим мелкие ручьи, и перейдя по подвесному мосту (т. 18) Аламедин, приходим на базу отдыха "Теплый ключ", где лежит наша заброска. На часах 13-00.

ЧХВ от слияния Аламедина и Кутургансу до базы Теплый Ключ - 2 ч. 25 минут.

Начинаем устраиваться в Теплом ключе. Во-первых, находим администраторшу, и забираем свою заброску. Во-вторых, узнаем, где здесь можно поселиться. Частного сектора тут практически нет, поэтому договариваемся, что за 670 сом и один оставленный на сутки паспорт мы вписываем четырех человек в комнату одного из корпусов и живем там вдевятером, а 4 человека могут сходить и бесплатно искупаться в горячем радоновом бассейне, находящемся в километре от базы.

Вопрос со всякими съедобными радостями жизни решается хуже: жизнь на базе есть только по выходным, когда сюда приезжают отдыхающие. В рабочие же дни во всем поселке работает лишь один ларек. Ни пива, ни овощей, не говоря уже про дыни, арбузы и фрукты купить в нем невозможно. Придется вечером разводить свой спирт и закусывать раскладочной едой.

Ближе к вечеру, разбившись на группы по 3 человека, по очереди идем в бассейн помыться в душе и искупаться.

У Миши Иванова радость: в заброске, помимо запланированного блока сигарет, находится тот, которого он не досчитался в Ала-Арче. Только зачем ему на 4-5 дней 2 блока сигарет?

9 августа. База Теплый ключ - д.р. Аламедин

За вчерашними походами в бассейн и отмечанием окончания самой сложной части похода, до дел руки не дошли. Поэтому сортировка и дележка продуктов начались только с утра. В час дня решаем, что пора бы уже и пойти, а в два даже выходим. Высота здесь небольшая, полуденный зной ощущается в полной мере, поэтому мы никуда особенно и не торопимся. Весь день идем по тропе по правому берегу Аламедина.

Переходим Ачикташ - один из притоков Аламедина. И за что такому небольшому ручью дали имя собственное? Второй переход заканчиваем у другого притока Аламедина - Салыка. После привала переправляемся через Салык по мосту. Маленькая, не сразу разгаданная хитрость: идти лучше по железным полосам оковки моста. В отличие от мокрого дерева, по мокрому железу ботинки почти не скользят.

В середине четвертого перехода проходим напротив долины Кутургансу, по которой мы спускались 2 дня назад (Фото 52).

В 18-30, миновав серию разливов Аламедина, ставим лагерь на низком берегу. Сначала мы хотели встать около родника, отмеченного на карте чуть выше по течению, но разведка обнаружила там конское пастбище, и смысл идти к роднику отпал.

ЧХВ от базы Теплый ключ до стоянки в долине Аламедина - 3 ч. 20 минут.

10 августа. Стоянка в долине Аламедина - стоянка в долине Ашутора

Возвращаемся к режиму, заданному в начале похода. Дежурный встает в 5, остальные в 5-30, в 6-50 выходим. Идем по-прежнему по тропе.

Первый переход получается разминочным: полчаса идем, сорок минут отдыхаем, и поэтому на втором переходе на поляне напротив впадения Алтынтора в Аламедин мы не задерживаемся и ввязываемся в долгий достаточно крутой подъем. Идем больше часа, прежде чем находим сколько-нибудь подходящее место для отдыха. Но и оно оказывается пастбищем, с присущей пастбищу мошкорой.

Еще через 2 перехода пересекаем безымянный поток, стекающий с ледника Ашуу-Тор (Фото 53), а в 11-30, сделав с утра 5 переходов, выходим на огромное поле, на котором сливаются Аламедин, Ашутор и 2 безымянных потока. Дальше нам надо идти вверх по Ашутору.

По идущей серпантином тропе (начало подъема промаркировано туром) (т. 19) поднимаемся вверх по правому берегу Ашутора. Обернувшись, любуемся видом на пик Аман-Тоо. (Фото 54) За 2 перехода преодолеваем крутую часть подъема, проходим мимо разливов и подходим к нижнему озеру на Ашуторе. На часах 13-30, и мы решаем устроить обед.

В 15-30 выходим с обеда. Поднимаемся по правому берегу Ашутора пока не доходим до поныра, подпирающего второе озеро. По камням переходим на левый берег и идем вдоль понижения в поныре пока не выходим ко второму озеру.

Миновав озера по левому берегу подоходим к третьему озеру, проходим его и становимся лагерем около разливов Ашутора рядом с родничком на лугу, усыпанном эдельвейсами. На часах 17-40.

ЧХВ от стоянки на Аламедине до стоянки на Ашуторе - 6 часов.

11 августа. Стоянки на Ашуторе - пер. Аламедин Вост. - пер Иссык-Ата - стоянка в д.р. Минджилки

Наши планы на сегодняшний день - как минимум пройти перевал Аламедин Восточный. Поэтому дежурный встает в 5-30, будит остальных в 6, а в 7-20 мы уже выходим.

Накануне мы пропустили брод через Ашутор и теперь, подойдя почти вплотную к концевой морене ледника Прогонный, вынуждены переходить Ашутор по камням, благо на разливе это сделать несложно.

Оказавшись на правом берегу, почти сразу находим тропу и идем по ней. Тропа долго идет по карманам морены у правого борта долины, иногда исчезает, потом снова возникает. В некоторых нетривиальных местах она промаркирована туриками.

В середине второго перехода вместе с тропой смещаемся ближе к центру долины и 1,5 перехода идем по гребню морены, наблюдая под собой ледник. К этому моменту концевая морена сменяется покровной, о чем свидетельствуют трехметровые провалы на тропе. В 10-35 встаем на очередной привал.

Пользуясь случаем вытаскиваем непросушенные с утра палатки. А уж коли взялись вещи сушить, так можно и чаю лишний раз попить.

Там не менее выходим всего через час. Спускаемся с морены к кромке ледника, выходим на ледник (открытый, идем без связок) и по крупной осыпи выходим на снежник под взлетом перевала Аламедин Восточный (Фото 55).

Перевал Аламедин Восточный (1А 4030). Находится в Киргизском хребте. Ориентация - восток - запад. Соединяет ледник Прогонный (с запада) и долину реки Иссык-Ата Южная (с востока). Западный склон осыпной, крутизной до 30°, перепад 100 м. Восточный склон осыпной, крутизной до 35°, перепад - 200 м. С обеих сторон на перевал идет тропа, хорошая с западной стороны и похуже с восточной. Седловина перевала широкая осыпная. При желании, с перевала можно легко выйти на обзорную вершину 4125.

От снежника по неплохой тропе, косым траверсом вправо, за 15 минут выходим на перевал (т. 20). На часах 13-20. Весело, однако, подниматься на единички "А". На перевале снимаем записку трех москвичей. Судя по тому, что они сняли записку Гладилина, перевал этот проходят 3-4 группы в месяц.

Оценив окружающую панораму (Фото 56), дольше не задерживаемся и уходим с перевала. Приспустившись по мелкой живой осыпи метров на 20, попадаем на тропу, уходящую косым траверсом влево, в сторону перевала Иссык-Ата. Вместе с тропой пересеакаем несколько скальных гребней, отходящих от Киргизского хребта, выходим на снежник, пересекаем его и, траверсировав осыпной склон, оказываемся под вершиной к востоку от перевала Иссык-Ата. На часах 14-40.

По плану мы должны были сегодня заночевать в долине Южной Иссык-Аты, но как-то странно было бы останавливаться так рано, и мы решаем сегодня же идти на перевал Иссык-Ата. Отодхнув, выходим и за полчаса подходим под перевал Иссык-Ата (Фото 57).

Перевал Иссык-Ата (1А 3940). Находится в Киргизском хребте между вершиной 4372 и неподписаной вершиной (чуть больше 4000). Ориентация - север - юг. Соединяет долины рек Иссыката Южная (с юга) и Минджилки (с севера). Южный склон осыпной, до 30°, перепад 100 м. Северный склон снежно-ледовый, представляет собой разорванный закрытый ледник крутизной до 25°. У перевала 2 узких седловины, разделенных небольшим скальным выходом. Тур находится у западной седловины.

По мелкой живой осыпи за 10 минут выходим на перевал (т. 21). На часах 16-00. Снимаем записку Сережи Гладилина, который ошибочно называет этот перевал Иссык-Атой Восточной. Доверившись ему, и не имея возможности проверить, указываем в записке то же название. Оглядываемся на юг (Фото 58).

В 16-50 надеваем кошки, вяжемся в связки и начинаем спуск на север. Прямо под перевалом прыжком преодолеваем небольшой бергшрунд и дальше идем по леднику. Каждые 40 метров перешагивем через очередную трещину. Через полкилометра понимаем, что дальше трещины пойдут еще чаще, и, повернув направо, движемся к гребню разделяющему 2 притока Минджилки. Так как двигаться приходится параллельно трещинам, идем чрезвычайно внимательно. Выйдя на гребень, который, судя по виду, только неделю как освободился от снега, развязываем связки. Осмотревшись (Фото 59), решаем двигаться дальше по правой долине, вдоль ручьев, стекающих с ледника Ашутор.

Двигаясь по конгломератным, а потом травянистым склонам, обходим справа высоту 3822. Попадаем на осыпь и спускаемся по ней к ручьям. Пересекаем их и по моренным валам, поросшим травой, движемся вниз по долине, пока не оказываемся у конгломератного обрыва, из-под которого вытекает вполне полноводная речка.

Нарисованной на карте тропы не видно. Долго выбираем место для спуска и в результате смещаемся ближе к правому борту долины, и спускаемся зигзагом. Движемся по одному, чтобы не убить друг друга. Отойдя от обрыва 200 м становимся лагерем на правом берегу реки на лужайке с эдельвейсами. Воду берем из ручейка. На часах 19-00.

ЧХВ от стоянки в долине Ашутора до стоянки на притоке Минджики - 6 ч. 50 минут.

12 августа. Стоянка на Минджилки - сан. Иссык-Ата

Просыпаемся в 6-00, налюбовавшись на ледник Ашутор (Error! Reference source not found.) в 8-30 выходим. Недалеко от лагеря становимся на тропу, идущую правым берегом реки, и движемся по ней. Минут через 30 выходим к слиянию двух рукавов Минджилки (Фото 60). Судя по карте, в этом месте тропа переходит на левый берег, но в реальности река разлилась так широко, что проверять наличие брода совершенно не хочется, тем более что неплохая тропа продолжается и по правому берегу. Надо отметить, что в этой долине во многих местах, где на карте показаны русла, разбивающиеся на несколько рукавов, на самом деле находятся мелководные озера.

За два перехода доходим до узости долины, ниже которой Минджилки называется Северной Иссык-Атой. Судя по внешнему виду, эта узость образовалась, когда мощнейший обвал с бортов долины перегородил долину, а река впоследствии промыла в завале проход. После привала по тропе поднимаемся на завал, образующий узость, а вот спускаться с него приходится уже без тропы: разумных путей спуска по средней осыпи так много, что набитой тропы так и не образовалось. Впрочем, сразу после спуска тропа образуется заново. По ней и идем.

Еще за 2 перехода проходим урочища Орто-Кель и Аяк-Кель. Между ними обнаруживем выход удивительной породы (песчаника?): возвышающийся метра на 3 над окружающим рельфом грязно-белый выступ оказывается очень мягким на ощупь, и стирается под пальцами.

Около 2 часов дня мы проходим урочище Аяк-Кель и выходим к месту, где на карте обозначен брод. Поскольку река в этом месте выглядит так, что соваться в нее совершенно не хочется, а тропа продолжается дальше, без особых сомнений идем по тропе. Через полкилометра долина расширяется, и тропа растворяется на поле. Двигаясь вдоль реки, мы выходим к мосту, сделанному из огромных фермовых конструкций. Судя по всему, он предназначен для перегона скота с одного берега на другой.

Уверовав в тропу, по которой идем с утра, мы не переходим по мосту на левый берег, а продолжаем идти по правому. Первые 300 метров все идет хорошо, но потом появившаяся было в конце поля тропа теряется на склоне. В надежде вскоре найти ее, мы проходим метров 200 траверсом склона и понимаем, что влипли.

Следующие 2 часа мы героически пробиваемся по склону то шагая по прибрежным камням, то преодолевая саи в конгломератных склонах, то продираясь через заросли кустов. И все это, чтобы пройти по берегу 2 километра. Естественно, наблюдая отличную тропу на другом берегу. Единственная компенсация - возможность наблюдать огромную рассеченную скалу Джар-Таш с самых выгодных ракурсов (Фото 62).

В тот момент, когда мы уже всерьез начинаем задумываться о том, чтобы встать на обед, а после обеда уже никуда не рваться и через пару переходов поставить лагерь, у самой воды мы выходим на замечательную тропу. Откуда она там берется, совершенно непонятно, потому что предполагать наличие брода в этом месте абсолютно невозможно. По крайней мере в это время года.

Воспряв после небольшого привала духом, за 20 минут доходим до самого большого правого притока Северной Иссык-Аты - Быты. На часах 16-30.

Попытка сразу перебродить Быты пресекается двумя киргизскими пастухами со стоящего рядом джайло, которые под видом дружеской беседы (А где же ваш начальник? - Да вон, последним идет. - Что же за начальник последним ходит! - Генерал только на параде впереди войска бегает.) начинают рассказывать нам, как далеко отсюда находятся мосты через Быты и Иссык-Ату, как нам тяжело будет идти до них, а бродить самим - просто невозможно. Но если мы очень хотим, то они попробуют поискать для нас лошадей. А потом мы сможем доехать на лошадях и до санатория. А то пешком до санатория 4 часа идти.

Послушав их, мы решаем все-таки посмотреть на переправу через Быты. Ничего сложного даже в конце дня. Надо только на правом повороте реки дойти до ее середины, по подводной каменной гряде подняться на 5 метров вверх по течению, и перейти вторую половину реки. В одиночку, с лыжными палками - никаких проблем.

Пока мы проделываем всю эту процедуру, за нами печально наблюдают два оставшихся без заработка киргиза.

Но мы уже почуяли аромат цивилизации. Выделяем ударную группу (Мишу Иванова и Сергея), вручаем им рацию. Сейчас 5 вечера. Их задача - как можно быстрее добраться до санатория, найти жилье для группы и по рации навести остальную группу.

Перед отходом ребят обсуждаем, насколько же приветливее неиспорченные туристами киргизы из Алайской долины и даже с Терскея. Чтобы нас там хоть раз не угостили лепешкой с айраном! Да мы сами уклонялись от встреч, когда очень спешили.

Однако время идет, и мы начинаем забег к Иссык-Ате. Путь все время идет по хорошей тропе, которая у санатория превращается в дорогу. Это позволяет нам поддерживать хорошую скорость. Бала-Партак и еще 2 безымянных правых притока Иссык-Аты несравнимы с Быты и легко переходятся по камням, или просто перешагиваются.

В результате ударная группа доходит до санатория за 1 час 45 минут, остальные - за 2 часа 10 минут.

Поход окончен.

Проблему с заселением удается решить просто. После небольших переговоров удается договориться с дежурным врачом, что за 130 сом с человека нас пустят ночевать в физиотерапевтический кабинет. Могли бы пустить и в трехместный номер, но он забронирован, и выгонять нас, если вдруг появятся хозяева брони, врач не хочет. Также для нас соглашаются открыть кабинет водных процедур, чтобы мы могли помыться.

Организация выезда

Ежедневно из Иссык-Аты в Бишкек уезжает не менее 3 рейсовых автобусов. На одном из них, отправляющемся около 11 утра мы и уезжаем. Дальнейшие действия разнятся. По случаю раннего окончания похода Миша Редькин с Димой сдают свои билеты и, договорившись с проводником, уезжают в Москву поездом. Вместе с ними мы отправляем большую часть своего снаряжения. Саша, Артем и Таня живут пару дней в Бишкеке и улетают в Москву. Володя исхитряется обменять необмениваемый билет на самолет и улетает на день позже Артема и Тани. Алексей, Миша Иванов и Сергей перед самолетом в Москву успевают съездить к знакомым в Ош.

Приложения

Финансовые затраты из расчета на 1 человека

продукты, аптека

85$

страховка

25$

оплата переговоров по спутниковому телефону

5$

солнечная батарея

Групповое специальное снаряжение

веревка основная, 8,75 мм, 80 м

веревка на петли, 8 мм, 40 м (не хватило)

скальные крючья (в основном короба и швеллера)

закладки (стоперы)

1 комплект

скальный молоток

экстрактор для закладок

петли 120 см / 60 см

5 / 10

карабины немуфтованые

ледобуры / бур-самовыверт (штук 5 было лишних)

26 / 1

ледовый инструмент (все кроме 1 брались вместо личных ледорубов)

"продерга" - крючок для изготовления ледовых проушин

Итого около 36 кг

т. 20 пер. Аламедин Восточный

42° 24,696&rsquo

74° 45,781&rsquo

т. 21 пер. Иссык-Ата (по месту)

42° 25,322&rsquo

74° 46,619&rsquo

т. 22 пер. Иссык-Ата (по топокарте)

42° 25,310&rsquo

74° 46,745&rsquo

Координаты турфирм и спасателей в Киргизии

Alp-Tur-Issyk-Kul LTD, Сity and adventure tours in Central Asia

Игорь Ханин. 722360, Kyrgyz Republic, Karakol, Kirpichnyi zavod, 61-1

phone: 00 (996 3922) 20548

phone/fax: 00 (996 3922) 50163

khanin@infotel.kg, khanin2003@mail.ru www.mountain.ru/advertising/Issik_Kul/

Спасательная служба "Тянь-Шань РТМ" базируется в Бишкеке, есть вертолёт

Владимир Комиссаров

996-312-651-404, 996-312-651-221, 996-312-541-002, 996-312-581-221 (сотовый)

www.itmc.centralasia.kg itmc@elcat.kg

Турагентство "Тянь-Шань Трэвэл"

Директор - президент ФА Кыргызстана Владимир Бирюков

996-312-270-576

travel@tien-shan.com www.tien-shan.com

Список отчетов, использованных при подготовке

1. Отчёт о походе 6 к.с. по Киргизскому хребту, совершённый 15.07 - 07.08.1990 группой Ленинградских туристов под руководством Чистякова А.Г. Отчёт №5339, библиотека МГЦТК.

Примечание: это единственный отчёт с описанием пер. Орджоникидзе 3Б.

2. Отчёт о походе 6 к.с. по Киргизскому хребту. 1997 год. Руководитель - Вадим Ляпин. Хранится в библиотеке ТССР.

Примечание. Это единственный отчёт с описанием пер. Джиндису 3Б

3. Отчёт о походе 2 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом 07.2003 Московскими туристами под руководством Константина Савенкова http://zigzag.lvk.cs.msu.su/~savenkov/tourizm/trips/2003/kirgizskiy_hrebet/otchet/

Очень хороший отчёт! Изобилие полезных фотоматериалов по району!

4. Отчет о походе 5 к.с. по Киргизскому хребту, совершенном 15.09 - 02.10.2001 года Московскими туристами под руководством Фомичёва О.

5. Отчёт о походе 6 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом 04 - 25.09.1996 группой Ленинградских туристов под руководством Гудкова М.Г.

6. Отчёт о походе 5 к.с. Киргизскому хребту, совершенном 30.07 - 28.08.2004 Уфимскими туристами под руководством Лукьянова О.Г.

Фотографии

Фото 1. Верховья Чон-Тёра.

Фото 2. Верховья Чон-Тёра.

Фото 3. Перевал Ёлка, вид из-под
перевала на запад.

Фото 4. Перевал Ёлка, цирк со стороны
подъёма (с запада).

Фото 5. Перевал Ёлка, спуск с седловины.

Фото 6. Перевал Ёлка, панорама со стороны
спуска (с востока).

Фото 7. Правые боковые долины Ала-Арчи
из-под перевала Ёлка. Пирамида

Фото 8. Верховья долины Ала-Арчи; метеостанция.

Фото 9. Пик Ала-Арча с севера. BigWall

Фото 10. Долина Аксая, водопад, пик БОКС
с северо-северо-запада.

Фото 11. Пик БОКС с севера.

Фото 12. Пик БОКС, вид от хижины Наука.

Фото 13. Аксайский ледопад.

Фото 14. Хижина Корона.

Фото 15. Бокс и Теке-Тор с Томских стоянок.
Фото из отчета Савенкова.

Фото 16. Подъем по осыпи на перевал Теке-Тор.

Фото 17. пик. Теке-Тор, прохождение
1-го бергшрунда.

Фото 18. пик Теке-Тор, лидирует Володя.

Фото 19. Панорама с пика Теке-Тор.

Фото 20. Перевал Провал Свободной Кореи
с севера.

Фото 21. Провал Свободной Кореи с севера.
Профиль.

Фото 22. Перевалы Корона Ю. и Космонавтов
с северо-запада.

Фото 23. Перевалы Корона Ю. и Топ-Карагай
с юго-востока.

Фото 24. Перевалы Космонавтов.
и Топ-Карагай с востока.

Фото 25. Перевал Космонавтов с востока, рыжее ребро.

Фото 26. Перевал Орджоникидзе,
путь подъёма (с юга).

Фото 27. Перевал Орджоникидзе,
техника на подъеме.

Фото 28. Перевал Орджоникидзе,
техника.

Фото 29. Перевал Орджоникидзе,
вид с гребня на путь подъёма.

Фото 30. Перевал Орджоникидзе,
разведка карниза.

Фото 31. Перевал Орджоникидзе,
седловина с плеча пика 4653.

Фото 32. Перевал Орджоникидзе,

Фото 35. Перевал Орджоникидзе,
путь спуска.

Фото 36. Перевал Орджоникидзе,
панорама с ледника Забирова.

Фото 37. На леднике Забирова (Джиндысу).

Фото 38. Панорама цирка перевала Корона С.
со стороны подъема.

Фото 39. Вид на ледник Учитель
с перевала Корона С.

Фото 40. Корона С., техника.

Фото 41. Спуск с перевала Корона С.

Фото 42. Хижина Наука.

Фото 43. Перевал Джиндису вид
со стороны подъема (с запада).

Фото 44. Вид с перевал Джиндису,
на северо-восток.

Фото 45. Цирк перевала Джиндису,
с востока

Фото 46. Трещины на леднике Скрябина.

Фото 47. Ледопад на леднике Скрябина,
работа на ледовом сбросе.

Фото 48. Переход на северную ветвь
ледника Скрябина.

Фото 49. Ледник Скрябина, спуск на
северную ветвь.

Фото 50. Перевал Джиндису с ледника Скрябина.

Фото 51. Вид на запад от слияния
ледников Скрябина и Забирова (Джиндысу).

Фото 52. Долина Кутургансу с правого
берега р. Аламедин.

Фото 53. Аламедин вверх по Аламедину

Фото 54. пик Аман-Тоо, вид из долины
Ашутора.

Фото 55. Перевал Аламедин Восточный
с запада. .

Фото 56. Панорама с перевала Аламедин Восточный.

Фото 57. Перевал Иссык-Ата с юга.

Фото 58. Панорама с перевала Иссык-Ата,
вид на юг.

Фото 59. Панорама с хребта, разделяющего
истоки Минджилки.

Фото 60. Иссык-Ата ледник Петросянца I сев. часть

Фото 61. Слияние притоков Минджилки,
вид на запад?

Фото 62. Долина Иссык-Аты. Джар-Таш.