Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек.

Успех. Это слово здесь ничего не значит *

Нельзя сказать, что пи… ну, то есть отрыв, подкрался совсем незаметно. Когда копаешь траншею глубиною по грудь, трудно рассчитывать на беспрекословное везение, но на этом участке склона, по прошлому опыту, я ожидал этого не так, как на только что протропленом первом крутяке.

За прошедшие 15 лет я семь сезонов тропил этот горячо не любимый мною участок с перевала Дикий до 5800. Тропил и по пояс и по грудь и по свежаку и по доскам и на ощупь в кромешной пурге. И настал таки час, когда Тигру надоело, что кто то наступает ему на хвост, а Тигр- хищник с фантазией.

Фильтр

Первый момент была надежда, что немереный вес рюкзака может придать определенную устойчивость моему положению и я навалился грудью на поехавшее поле. В последствии, увидев толщину отрыва, поржал над собой.

Меня перевернуло и рюкзак превратился в балласт, начисто лишавший всякого маневра. Да и маневрировать особого желания не было, ибо по предыдущему опыту знаю, что бороться с мокрой доской- только силы перед смертью терять. Поэтому просто старался задирать башку чтоб не накрывало и перед остановкой подвигался для обретения хоть какой свободы движения.

С перевала еще далеко

Остановились мы с мужиками дружным сэндвичем за пару метров до приготовившейся упокоить нас, трещины. Освободившись от запрессованного рюкзака, в порядке послойности, помог выколупаться Лехе и Аркаше.

Вот тебе и сходили за хлебушком. А ведь все готово к штурму. Акклимуха, пещеры, настрой, а теперь стой и думай, а не знак ли это.

Давить на мужиков, только что отведавших достаточно острых ощущений, посчитал негуманным и, посовещавшись и потыкав палками в безнадежно гнилую подложку, мы приняли решение прекратить восхождение.

Траншейный альпинизм

Так начался мой 15й, юбилейный сезон, в котором у меня было заявлено две смены на Победе.

Оглоушенный непониманием такого неприятия Горой моей персоны, я возвращался на базу. Вроде все по честному, мы протоптали Звездочку, провесили ледопад, протоптали до 6500, продшаманили перила, понарыли пещер, а Гора нас послала. За что?!

Дабы не терять присутствия духа и аклема, отдохнув денек и попрощавшись с мужиками, дернулся в сторону Важи, чтобы выкопать там пещеру под вторую смену, ну и не без мысли о попытке восхождения, конечно.

У пещеры на 5700

Выйдя в три часа ночи из базового лагеря, к девяти утра я был на перевале и, захватив оттуда перильный полтинник к обеду выскребся на 5700. Подработка пещеры не отняла много времени, и до ужина успел прогуляться немного по скалам и повесить недостающий участок перил.

Комфорт пещеры подвел и утром проспал на час. Подсуетившись, смог таки стартовать в начале пятого утра. План-Важа.

Правильная пещера

Легко наяривая по веревкам не мог отделаться от воспоминаний о первом выходе на 6500, когда за шесть часов напряженной работы удалось догрести только до 6100. Причем, причиной столь медленного движения был я. Отсутствие ракетного двигателя не позволяло мне отталкиваться от белого вакуума, покрывшего скалы и первый раз на Победе пришлось рыть траншею и по скалам.

Придя к девяти утра на 6500, обнаружил, что ветром раздуло стенку у пещеры, и не обнаружил своего штыка, без которого выкопать нормальную пещеру весьма проблематично. К счастью, старый друг довольно быстро нашелся, но пару часов пришлось потратить на восстановление норки и пуститься в дальнейший путь удалось только в 11.

У норки на 6100

Опять же к счастью, склон на Важе был весьма неплох и к часу дня, я перевалил через гребень.

Не люблю уходить далеко по гребню, так как вернуться бывает оченно нелегко, поэтому сразу начал искать место для обустройства. Буквально метров через сто, нашел вполне приличный снежный гребешок на китайской стороне, в коем и закопался. Сразу большую пещеру рыть не стал, экономя силы на планируемую попытку восхождения. В этом деле главное войти и закрепиться(как эротично), а расшириться потом- не проблема.

Лезем

Засыпал с мыслью, что по такому шикарному состоянию гребня можно рассчитывать на восхождение со спуском до мульды, а то и до первого лагеря.

Проснуться пришлось раньше планируемого, чтобы замуровать вход из которого разило непогодой.

Под 6400

Поборовшись несколько часов, пришел к выводу, что ловить нечего и надо линять.

Сырой ревун из Китаю ложил на гребень, но до перегиба было недалеко и пробито по GPS, плюс вешки, а за ним я надеялся укрыться от пронизывающего южака.

Норка на 6500

Перевалив на родную сторону, я просто опешил, там было еще хуже. Видимость ноль и ветер сильнее. А главное, из под меня сразу что то ушло и на меня что то упало. Благо, прямо под гребешком изо льда торчала старая веревка, за которую мне и удалось уцепиться, проезжая мимо.

Повисев и порассуждав о превратностях гостеприимства, решил вернуться в пещеру. День прошел в строительстве ветрозащитной стенки, за которой можно было ползать и откапывать вход и расширять жилище.

Следующие сутки бодрствования начались в три утра с прорыва в ревущий космос. Пурга усилилась и речи о расширении уже не шло, еле успевал откапываться. После рассвета сползал на разведку до перегиба и, отметив улучшение видимости, решил предпринять вторую попытку бегства.

Важа - заветный перегиб

Маска дала нормальную защиту для дыхалки, но из за ветра, постоянно сбивавшего с ног, движение происходило медленно. Через пару часов я был только на 6400.

Но лиха беда начало. По мере спуска ветер ослабевал, а желание прийти сегодня на базу усиливалось.

На прогулке

Очень удачно в первый лагерь пришли уфимцы, и по их свежим следам удалось успеть к ужину.

Каждое утро на базе , до первой бутылки пива, глодала мысль о тотальном невезении. А утров этих набралась целая неделя, посему и печень и мозг поимели весьма приличную перегрузку.

Благо, обстановка на базе была категорически душевной, кухня превосходила все ожидания и вообще…

Погода как могла уравновешивала всю эту душевность и ко дню второго выхода на штурм довольно сильно испоганилась. Но Победа- Гора на которой погоду надо ловить на Важе, а не на базе и мы стартанули в туманную даль.

Все перекаты

Первый же день показал, что стартанули не зря. Погода явно шла на улучшение.

Потихоньку, согласно плана, выгребли на Важу и обосновались уже в основательно расширенной предшественниками, моей пещере.

Планировал идти на восхождение не позже четырех утра, для чего под вечер прогулялся по гребню до Верблюда и забил трек в GPS, на случай, если придется начинать при плохой видимости.

Утро на гребне

Ночью приснился вещий эротический сон. Я делал массаж Вичке (соседке по базе) и покусывал ее за спину. Потом, опытный толкователь эротических снов Димыч Греков объяснил мне, что Вика- это же Виктория, то есть Победа, а спина- это гребень. О как!

Утро преподнесло неприятный сюрприз в виде густой пурги. Для себя решил, что если не удастся сходить, Победа станет для меня запретной зоной.

Подождав полчаса, выглянул наружу и сквозь летящий снег увидел просвет со звездами, значит это скорее всего не общий пердиманокль, а низовое заметалово. Решил стартовать.

Небо все чище

Ветер был правильный, попутный, но вершины видно не было за облачным перекатом. Зная, что по спутнику мы без особых проблем дойдем до Обелиска и в облаках, а там уже мне вообще трудно промахнуться, решил идти до упора. Хотя…

Постепенно погода улучшилась до состояния идеальной. Не знаю, над кем сжалилась Гора, но в таких прекрасных условиях, я на Победу еще не ходил. На спуске даже удалось поймать попутный ветер, что вообще из разряда нонсенсов.

Подловила Гора меня за Верблюдом, когда я радостно рапортовал Грекову, что у нас все супер. Хорошо, успел рацию за пазуху засунуть, а вот очки переодевал уже на ощупь. Заряд налетел как поезд из за угла. Но следы четко читались на жестком фирне и доставать GPS не понадобилось.

А вот и солнце

К полдевятому вечера мы были в пещере.

Следующее утро порадовало стабильностью ,и вечером я уже лежал вдребадан в своей палатке на базе и, в общем то, повод был.

Уже недалеко

Ни в одну Гору, за исключением Макалу, я не вкладывал столько сил, сколько в нынешнюю Победу. Ни на одной Горе я столько не обламывался и оттого снисхождение стихии, позволившее мне так легко сходить на вершину в финале, приятно до оторопи.

Спасибо тебе, Гора, этот успех очень важен для меня и я ни в коем случае не отношу его на счет собственной крутости, прекрасно осознавая процент везения в любом восхождении на Победу.

Можно расслабиться

Отдельное Спасибо группе базовой поддержки, сумевшей создать домашнюю обстановку в столь суровых условиях. Первый раз, после закрытия Казбеком Валиевым своей базы на Юге, я почувствовал себя дома и это здорово.

Плюс, конечно, спасибо Сане Фролову за предоставленный GPS ибо без него в этом сезоне пришлось бы вай, как трудно.

Ну и, до встречи, Иныльчек, я надеюсь.

*- выражение Мэллори про Эверест. Не раз был свидетелем, когда бывалые гималайцы обалдевали от Победы, почему и счел возможным применить эту фразу в качестве названия, особенно в свете заключительных трагических событий.

Гора взяла свою дань

раз пронесло,можно и с юмором написать,но есть печальные вести: 29 августа погиб Андрей Байназаров, сначала была информация что сорвались с гребня и все-таки надеялись на чудо, но вчера пришла официальная информация: Информация о событиях на Победе со слов (по телефону) Андрея Федорова (гид компании Аксай-Тревел) 23 августа большая группа: он с клиентом, группа поляков, Ефремов с Байназаровым, Мальцев из Уссурийска, кто-то из Москвы - не знает имени, двое уфимцев - всего около 15 человек примерно в 14 часов были на вершине. Погода была хорошая, но были признаки изменения - цирусы и т.п. На вершине Ефремов (он 1950 г.р.) стал жаловаться на боли в сердце. Группа стала спускаться. Ефремов спускался сам, хотя уже было видно, что у него с координацией проблемы. Примерно на 7200 ( у жандарма) ему стали давать таблетки. к 16.00 все затянуло, резко упала видимость, поднялся ветер. к 17.30 перешел в ураганный. Когда до Важи по прямой оставалось 800 м (по GPS), группа встала. Поляки остановились выше, у них была палатка. На остальных было две маленькие палатки - у Федорова и Байназарова. Как-то разместилиcь. Ночью одну палатку порвало. 24 августа - сидели. Буря, ветер снег. Выйти не могли. Из питания были в основном перекусы, было сколько-то горелок c газом. 25 августа - пытались прорваться вниз - вернулись. Ефремов около 16.00 скончался. Уколы и т.п. уже не помогли. Видно было, что Мохову Кириллу плохо, отключался. 26-го погода стала получше.Перед выходом вниз, около 8 утра скончался Мохов К. остальные к обеду сумели спуститься в Важа Пшавела. Там была пещера, в которой находились альпинисты из Уфы. 27 августа - провели в пещере - снегопад не позволил двигаться вниз. Сверху подошли поляки. 28 августа - решили пробиваться вниз к перилам. Лопатами копали траншею. часть спустилась на 6400, часть - на 6100. 29 августа - на спуске с 6400 умер Байназаров А. 30 августа остальные добрались до пер. Дикий, откуда в две ходки их снял вертолет Обморожения разной степени получили все. Радиосвязь с базовым лагерем и GPS у группы была . 12:11

С Горой!

Так сон все-таки вещий оказался...Интересный рассказ...

Здорово

Дмитрий, с успешным восхождением. Многие хотели бы быть с тобой рядом. Надёжно.