Автор: Шишкин Сергей, Красноярский край, с. Ермаковское

Отчет
о горном походе 2 к.с. в районе хребта Араданский (Западный Саян), совершенном с 08.08.2004 по 17.08.2004г.

Продолжение (Начало здесь)

7 день
14082004 – номер на консервной банке
Стоянка под ручьем Водопадным – перевал Авиаторов (зап) (1Б) – стоянка на реке Озерной
Пройдено километров – 14

Он шел пока еще вместе со всеми, на фоне остроконечных заснеженных
вершин. Он не знал, что злой рок бросит его одного на произвол
судьбы, не оставив ни малейших шансов на возвращение, превратив
его в безжалостного охотника на ведьм

Юра ест гречку
ЛЕ: Встали поздно. Дядя Юра и дядя Вася, поднявшиеся раньше всех, запарили гречневую кашу. Уже в одиннадцать часов (10-59) мы остервенело вгрызались в ложки, слушая Дядю Юру о пользе гречневой каши и о ее вкусовых качествах. Я с детства гречку не терплю, а глотать приходится, иначе ноги двигаться не будут. А он ел и приговаривал: «Вкусная кашка! Сам варил! Мамка не поверит!»
После завтрака устроили поиски вещей. Еще бы, после банно-прачечного дня они висели на всевозможных ветках и сучках, при этом утром к ним добавились вывернутые купола палаток и спальные мешки.
- Это все у палатки - мое, это все - её, а этот весь срач - Сережкин. – это я так объясняю сложившуюся обстановку Ксюхе, снимающую наши утренние дела на камеру.

дядя Женя собирает вещи...
Сборы продолжались долго, более полутора часов. Выход к перевалу «Авиаторов - западный» (1Б) состоялся только в 12-33. Солнце светило беспощадно. Поэтому я решил отправиться сегодня в шортах.

СШ: От места стоянки идем по тропе. Черт! Зря обувь сушили! Пройдя от лагеря двадцать метров, хлюпаем по болоту. Тропа идет в юго-западном направлении, очень заболочена, сильно петляет. Кое-где заросла ольхой.

Ручей Водопадный
Через 10 минут подходим к ручью Водопадному. Он на самом деле водопадный – красивыми каскадами срывается вниз с высокой, более 100 метров, полки, на которой, на верху – озеро Изумрудная гитара. Отсюда тропа пошла посуше, прижимаясь к стенке. Подойдя к кедровым зарослям, обнаружили хорошую стоянку с оборудованными «сидушками» и кострищем. Вот только вид отсюда не слишком хорош. Постоянная затененность, прижатость к стенке – как-то не совсем уютно. Хотя, может быть, это просто первое впечатление.

ЛЕ: Быстро перепрыгнули водопадный ручей, сделав несколько фотографий водопада из «Изумрудной гитары». Оставили слева две хороших стоянки, которые располагались в зоне леса практически сразу за ручьем. По хорошей тропе подошли к большому каскадному водопаду на Малом Казыр-Суге. С левой стороны увидели отличный курумник, идущий прямо на перевал Авиаторов – восточный.
СШ: Тут, как обычно почему-то это у нас получалось, разделились. Тоша и Вася продолжали движение вверх по ручью в сторону подножия перевала Авиаторов-Западный с целью – пофотографировать красивый каскадный водопад. Мы решили быстро набрать высоту, повернув налево и поднявшись на простой и надежный курумник, а затем, с него по траверсу уйти к подножию перевала и встретиться с Васей и Тошей.

N E Высота (по GPS)
Низина водопада в верховьях Казыр-Суга. Место, откуда основная часть группы пошла вверх по куруму.
52-34,500
93-04,616

Поднимаемся вверх от водопада
Идем вверх, в южном направлении по куруму. Курумник среднего размера, живых камней нет, подниматься легко. То и дело останавливаемся и любуемся все новыми и новыми открывающимися красотами. На самом деле, пейзаж меняется ежеминутно. Голубое небо, светит солнце, легкие облака – красота! Впереди идет Юрка, за ним – Саня, Руся, после них – Надя, Оксанка, Ксюха, Женька, Наталья и последний, как всегда, я.
В куруме несколько раз встречали мощные вкрапления мрамора (в виде слоев), а два раза видели в огромных базальтовых камнях толстые слои нежно-розового мрамора. Быстро набираем высоту. Уклон – около 45 градусов. Однако – впереди, кажется, курум заканчивается – видны зеркала, заросшие сверху ольшаником. Можно их обойти слева, но нам туда не надо. Нам нужно поворачивать направо и выходить траверсом под перевал.

Траверс северного склона.
Впереди - полка, подножие
перевала Авиаторов
ЛЕ: Вот тут то с нами и приключилась неприятность. Дядя Юра, Руслан и Санька снова на прямой видимости вырвались вперед и мчались впереди нас метрах в пятидесяти. Поднявшись под зеркала, решили траверзом уйти к подножию западного перевала. Об этом я крикнул дяде Юре, который ответил, что поднимется еще немного и тоже уйдет вправо. Как ушел дядя Юра никто из нас не заметил. Он, когда увлекается, не замечает тех, кто сзади идет. Я вижу, что оставшиеся парни продолжают подъем к восточному перевалу. Повторяю свое замечание уже более строго и вижу, что Руслан остановился и начал спуск по курумнику к нам.
- Руслан, а где Санька? – спросил я его, когда он поравнялся.
- А он пошел за дядей Юрой.
Я немного успокоился. Юрка не пропадет в любом случае, а вдвоем они вообще сила. Дядя Юра знает, что надо свернуть вправо, а значит, придет куда надо, но немного позже.

Середина подъема на Авиаторов
СШ: Оказалось, что вбок идти сразу не удастся – увлеклись подъемом и не заметили, что зеркала справа. Пришлось спускаться на задницах немного вниз, под зеркала. Под ними закрытый травой мелкий живой курумник. Перейдя осторожно ольшаник, вышли на курум с уклоном около 40-45 градусов и по нему, не теряя высоты, идем по направлению к верхней полке подножия перевала Авиаторов-западный. Туда же должен был подойти Юрка с Санькой сверху, и Тоша с Васей – снизу.

ЛЕ: Уйдя траверзом на перевал, у подножия встретили вторую группу во главе с дядей Васей, который поднимался по водопаду вместе с Антоном. За этими двумя фигурами маячил дядя Юра. Саньки не было…
- Юра, где Санька? – спросили мы с тревогой в голосе.
- А я откуда знаю, вы как сказали «направо», так я сразу и ушел.
Вот тут нам стало не приятно. Страха не было, было только два решения. Идти дальше, штурмуя перевал или возвращаться. Мы ждали более часа. Кричали, свистели – бесполезно.
Стали логично рассуждать. Саньке до вершины перевала оставалось метров сто. Он был уверен, что дядя Юра впереди. Значит он сейчас уже на вершине перевала. Поднявшись на перевал, он вряд ли будет спускаться обратно, когда этот же перевал уходит в ту же долину, в которую после подъема будем спускаться и мы.
Было решено подняться на перевал Авиаторов – западный и если в долине Саньки не будет, двумя группами возвращаться на прежнюю стоянку через западный и восточный перевал.

Перевал Авиаторов
СШ: От подножия поднимаемся сразу в южном направлении. Склон очень крутой – 50-65 градусов, покрыт живым курумом. GPS показывает направление совсем не туда, куда мы идем, и это сбивает. Стали по компасу определять азимуты на соседние вершины и другие хорошо заметные ориентиры. Опа! А карта-то в этом месте совсем врет! Даже линии хребтов не совпадают более чем на километр!
Идем вверх. Туров нет. Авангард наш периодически протуривает подъем.

ЛЕ: Перевал Авиаторов покрыт мелким курумником, который был настолько живым, что шли плотно друг к другу, ловя и останавливая камни из под ног впереди идущего. В отличии от Ергак, на перевалах туриков нет. Пришлось устанавливать практически по всему подъему.

CШ: 17-43. Поднялись на перевал. Высота перевала 2071. На карте 1750. При этом координаты на карте не совпадали с координатами навигатора практически на километр.

N E Высота (по GPS)
Перевал Авиаторов – западный (1Б)
52-34,129
93-03,961
2051

На перевале находится пилон упавшего когда-то самолета АН-2. Сколько мы вниз не смотрели, сколько мы не смотрели на противоположный склон – Саньки не было. Но и седловины восточного перевала не было видно. Было решено немного спуститься, чтобы рассмотреть седло Восточного. Однако тут, на склоне, среди блестевших в лучах заходящего солнца обломков самолета, раскиданных по большой площади, увидели знакомую, прыгающую по камням фигурку.
- Вон он, практически уже в долине! - крикнул Антон.
Успокоившись, что Санька жив и здоров – не живые и не здоровые по камням с такой скоростью не прыгают – расслабились и стали фотографироваться на перевале. Перекусили. Вскрыли тур, обнаружили записку Абаканцев:«Туристско-спортивный союз России.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма»
Туристско-спортивная секция ХТИ
655001, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Тельмана, 143, тел. (390-22)5-24-88
Контрольная записка
Мы, группа туристов г. Абакана, в количестве 15 человек, совершая горный поход II категории сложности в районе хребта Араданский, вышли к туру перевала Авиаторов (1Б) со стороны р. Верх. Казыр-Суг. 31 июля 2004 года.
Дальнейший путь движения: перевал Минусинских туристов.
Метеоусловия: пасмурно.
Состояние группы: устали, идти можем.
Руководитель Петров Т.В.»
Оставили свою записку.

Встреча с Санькой
ЛЕ: С обратной стороны перевал покрыт мелкой зеленью. Спуск был достаточно скользким. Многие вместо ног использовали при спуске пятую точку.

СШ: Уклон южной стороны составляет около 35 градусов. Характер склона – травянисто-осыпной. идем в направлении нижней части подковообразной долины, куда сходятся склоны двух перевалов Авиаторов – Западного и Восточного, разделенных вершиной.

ЛЕ: Действительно, внизу одиноко топала знакомая фигура. Вниз бежали практически уже бегом. Спускаемся – сидит Санька. Ободранный весь, на лбу шишка величиной с кулак. Что, да как? Навалились мы на него с вопросами. Ответы были страшными, но мы уже смеялись над ними во все свое могучее горло.
- Как только вы сказали, что нужно сворачивать вправо, я решил, что пройду еще немного за дядей Юрой. А его уже не было. Видимо, он уже свернул. Пройдя еще немного вверх – думал, что таким образом его догоню – вдруг услышал шум. Поднял голову и вижу падающий камень уже возле лица. Затем темнота. Очухавшись примерно через час, решил подняться до седловины перевала. Нет никого! Написал записку на перевале. В записке указал, что отстал от группы и иду сторону реки Озерная. Настроение …. И тут я долго думал, что же написать. Говно или так себе? Решил написать «так себе».

"Пирамидальная" гора
с места стоянки
19-11. Спустились окончательно, и вышли в озерную долину на высоте 1656 метров.

СШ: Отсюда вариантов было несколько: либо идти в сторону долины Девяти Озер через любой из двух перевалов, либо – идти вдоль Озерной речки и поставить палатку в любом удобном месте. Грохочущая, недавно появившаяся сзади туча упростила выбор – идем до первого места для стоянки. После основного сброса высоты идем почти по ровному месте без тропы. Со всех сторон стекаются в лог маленькие ручьи, формируя речку Озерную. Красивые водопадики. Решаем искать место на левом берегу, подальше от речки на возвышенности – вся долина реки сильно заболочена.
Через час, перейдя очередной ручей, стекающий с пика Араданский, находим более-менее подходящую полянку. Хотя до основной зоны леса мы еще не спустились, но тут есть карагатник и небольшие поросли пихты и кедра. Сушняк есть. Как все отметили – здесь, наверное, никто раньше не стоял. ЛЕ: Решили дойти до последнего озера и встать на виднеющейся там площадке, возле ручья на небольшой возвышенности. Ручей едва нашли. Он течет в густом невысоком ольшанике. Только на полянке успели разбить палатки, как из-за перевала, на котором мы только что были, показалась огромная черная туча. Туча приближалась очень быстро, сверкая, грохоча и поливая все на своем пути. Благо девчонки успели приготовить ужин.

Стоянка на реке Озерной
52-33,235
93-04,888

Ага! Никто не стоял! Фигушки! Поставили палатки – начался дождь. Сильную фазу дождя решили переждать в палатках. Лег это я на свое место, как обычно – с правого краю, вытянулся этак на каремате, еще не застеленном спальником и захотел расслабиться. Опа! Что-то больно прямо под спину колет! Попытки удавить в землю торчащие сучки (по крайней мере, я думал, что это сучки), нажимая на них рукой через пол палатки успехом не увенчались – не убираются! А дождь хлещет! А пофиг! Все равно еще в сухое не переоделся!
Вылажу под ливень и рукой шарю под палаткой… Ой! Что-то острое! Вытаскиваю – большая широкая обожженная немного сплющенная, наполовину сгнившая консервная банка! И еще одна! И еще! Рассматриваю на одной более-менее сохранившейся банке дату изготовления. Ого! 14.03.82! Поставили палатку на кострище 22-ух летней давности!
Выкинув все банки, залажу обратно. Хорошо! Только есть хочется! А приготовленный ужин остывает под полиэтиленом. От нечего делать разговариваем с Ксюхой про интересные особенности еврейской письменности. В соседней палатке Руся с Саней во все горло матерные песни орут. Вдруг – «тук, тук! К вам можно?!» - Это Оксанка пришла. Влезла в палатку. Мокрая.
- Те че, в дождь-то?
- А они достали – это она про соседей-сожителей – Русю и Саню.
- А что они делают?
Оксанка сделала ошарашено-испуганную гримасу, которую делать может только она и ответила испуганно-загадочно:
- ПОЮТ!!!
Через некоторое время дождик прекратился, а точнее, немного утих. Начали выползать из палаток под моросящую влагу, чтобы, наконец-то поужинать.

СЕ: Ужинали под большим куском полиэтилена, прижавшись плотно друг к другу, а сверху барабанил дождь. Пока ужинали, дождь кончился совсем.
Развели костер и у костра долго пели песни. Чтобы было еще веселее, решили спеть колыбельные песенки ушедшим спать дядя Юре и маленькой зеленой палатке, в которой спал измученный Санька, вместе с Русланом и ушедшей спать Оксанкой. Мы, взявшись за руки, как у елки ходили вокруг палатки и пели колыбельные. Особенно спящие были в экстазе от песни из мультфильма про Умку: «Ложкой снег мешая, ночь идет большая, что же ты, глупышка, не спишь?..».

8 день
15082004 – номер на консервной банке
Стоянка на реке Озерной – стоянка под долиной Девяти Озер
Пройдено километров – 9

Женькин День Варенья!

СШ: В честь Женькиного дня рождения об этом дне будет рассказывать только новорожденный. А я, вместе с вами, послушаю…
А еще Оксанка кое-что расскажет.

Каша из топора
ЛЕ: Вот я и стал старым. Сегодня мне стукнет 33 года. Я сегодня встал первым. Такого я уже даже не помню. Сам развел костер первым. Сам сходил за водой первым. Сам вскипятил воды, и тут уже на помощь ко мне пришла Наталья. Сегодня наш путь до долины девяти озер. На нашу полянку, где мы стояли два года назад. На утро получилась вся та же гречневая каша, но в отличие от вчерашней, она была сварена с добавлением топора. Каша-то праздничная. Дядя Вася, присоединившийся к нам, и дядя Юра заварили чай с сахандалей. Чай сегодня оказался как никогда очень вкусным.

Слоники
Если бы я знал, как он выйдет мне боком. Я чай с сахандалей пью обычно только во время дневок. А последних два года стараюсь его вообще не пить. Ну, короче, нынче не удержался и выпил полную кружку.
Собрались в этот день неожиданно быстро. В 13-01 построились боевыми порядками слоников и двинулись к «Долине девяти озер». По нашей прикидке она должна была находиться за высотой 1990 метров.
Неужели сложно было достать в этот день карту и взглянуть на нее. Мы считали себя уже пришедшими домой и как тяжело мы ошиблись. Оказывается, после перевала Сибирь появляется три маленьких отрога.
Пройдя по Озерной долине, а южная часть долины заболоченна хотя и не отмечено это на карте, мы выпали на первый хребет и увидели интересное озеро. Оно не было похоже на озера из долины девяти озер.

О боже, да это же озеро, из которого, можно сказать, начинается Нистафоровка. И тут мы поняли какой крюк нам придется делать, что бы попасть в долину Девяти озер. Стали траверзом уходить к перевалу Сибирь, чтобы не прыгать через два оставшихся отрога. Все отроги поросли мелким карагачем, который довольно неопрятно царапал ноги и снижал скорость передвижения.

Вышли к ДолинеДевяти Озер
Вот тут то и случилось оно. Чай с сахандалей начал действовать. Мой мотор начал чахнуть, затем начал фыркать, короче стало совсем хреново. Дядя Юра и СВ этому не удивились, а все остальные, убежав вперед, удивленно смотрели на меня сильно отставшего. Спасибо Наталье, не дала помереть одному. Она ходить медленно вообще не умеет. А тут, откуда взялось такое терпение? Она прошагала за мной до самой «Долины девяти озер». Кто не ощущал в жизни такой поддержки, не может быть благодарен быть так, как я благодарен ей. Да, это была не физическая поддержка, но когда идешь и не знаешь, стукнет сердце еще раз или нет – только за это, что она была рядом со мной огромное ей спасибо.
Добравшись до очередного перекура группы, СВ достал мне бутылку с водой, я достал лежавший два года без применения анаприлин и замахнул не глядя половину таблетки. Естественно, таблетка сразу действовать не начала. И я еще с полчаса топал в самом конце группы. По мере действия таблетки моя скорость стала постепенно увеличиваться. И вот к «Долине девяти озер» мы с Натальей подошли уже во главе второй группы. Лосей мы догнать, конечно же, не могли.
Как мы и предполагали в 16-50 мы, мы вышли точно к первому озеру из долины на высоте 1854 метров. Практически без отдыха начали спуск к озеру, находящемуся на высоте 1801 метр (карта в этом случае, как и в других случаях, высоту озер не соврала). Спуск занял минут пятнадцать. Еще через двадцать минут мы был на нашей любимой стоянке, которую облюбовали еще три года назад.
Стоянка под Долиной Девяти Озер
52-32,818
93-08,364
ЛО: Помню, что шли, шли, шли долго, упорно, дошли. Вот она! Долина 9-ти озер (Если бы в Ергаках уже не было стоянок «Сказка», «Мечта», я бы назвала ее «Сказочная мечта» - мне эта стоянка понравилась больше всего:)))

Купание на первом озере
ЛЕ: От стоянки были все восторге, какой мы оставили в позапрошлом году, такой она и осталась. Установили палатки, назначили дежурных, а вернее - ответственных за приготовление праздничного ужина, и отправились в половине седьмого купаться на первое озеро. Вода оказалась на редкость теплой, ну, по крайней мере, не холоднее чем два года назад. Все с удовольствием приняли ванну, накупались и отправились в лагерь.
Праздничный ужин уже был готов. И тут только до меня дошло. Опа! На каждый день и на каждого было запасено по 100 грамм горячительных напитков. После третьего дня все, как один отказались от употребления наркомовской нормы. Сегодня пришлось вспоминать все и за все дни.

"Котлетки"
Для праздничного ужина не доставало только котлеток, к жаренью которых приступили сразу же после вручения первого подарка.

Женьке свисток подарили...
Подарок вручал дядя Вася. В качестве подарка он выбрал свисток. Тот самый свисток, которым мы отпугивали (или подманивали?) медведей на Радужном в 1998 году.
Второй при вручении подарков была Наташа, пронесшая подарок в течении всего похода, и не разу не признавшаяся в своем «злодеянии». Ее подарок будет висеть у меня в доме вечно, оберегая и сохраняя все мои ключи

И ножик ему подарили...
Третий подарок для меня не менее ценен. Дядя Юра, Юрка подарил мне свой нож, который мы оберегали в течении семи лет.
Им нельзя было резать ничего кроме хлеба и сала. Это был нож, которым он вырезал бесчисленное число ложек из кедра. Это был нож, которым он вырезал бесчисленное количество идолов на стоянках. Короче - это память преследовавшая нас в течении последних лет.
Четвертый подарок это…. Надежда, я помню о нем до сих пор. Это массаж, абсолютно бесплатный и без всяких сникерсов. Этот массаж не имеет срока давности и будет исполнен в возможное ближайшее время.

И Наталья домовичка подарила...
Пятый подарок это… Опа! Опа! Опа! Заначенные Александром четыреста граммов чистейшего спирта. Представьте, как он должен быть упакован. Упал с перевала, пролежал в неизвестно каком положении и остался целым и невредимым.
В этот вечер было сказано не мало теплых слов, за которые огромное спасибо всем участникам похода: начну по часовой стрелке, чтобы не было ни кому обидно.

И Женька стал таким веселым!
- СВ, ты сидел практически рядом со мной по левую руку. Тебе без слов. За то время с которого мы знакомы, они уже не нужны. Мы можем понимать уже друг друга и без слов.
- Ксюха – когда мы «сцепились» последний раз еще в школе, у меня остались о тебе самые противоречивые представления. Прошло много лет. Изменился я. Изменилась ты. Прошло восемь дней совместного нашего пребывания. Я был не прав. Я был не прав, общаясь с тобой на повышенных тонах и с под…. (я думаю, ты поймешь), Прости меня, если это возможно. И спасибо тебе за те добрые слова, которые ты мне сказала
- Антон – если ты и в жизни такой же спокойный, как и в горах - я тебе завидую. Я хотя и стараюсь быть спокойнее, это у меня не всегда получается. Говорят, чем спокойнее человек, тем он дольше живет. - Руслан – говорят, ты изменил сейчас свою прическу. Но на вкус и цвет товарищей нет. Главное, чтобы тебе это нравилось.
- Оксанка – из всех Оксанок ты для меня самая лучшая «Оксанка». Никогда не забуду холодный спуск дюльфером, на котором мы стояли с тобой в качестве судей. И те минуты года было очень холодно, шел снег, и мы уже вчетвером (а потом и впятером) пытались согреться.
ЛО: А потом был вечер, и был праздник, в первую очередь у дяди Жени – у него был день рожденья. Все ему дарили кто что мог.
Я же в свою очередь хочу написать то, что не досказала тогда…
Дядя Женя, мне очень приятно быть твоим другом, ты очень милый, иногда похож на кота Бегемота (М&М), иногда на Чеширского (Алиса в СЧ) – исходя из моих наблюдений. А пожелать хочу счастья, большого человеческого (когда оно есть – другого не надо) ДЕРЖАТЬ ХВОСТ ПИСТОЛЕТОМ!

Вот и подошло пиво к концу, которое я безропотно нес на себе все восемь дней. Компания как обычно разбилась на еще мелкие группы, которые говорили о своем, пытаясь прослушать и остальных.

9 день
16082004 – номер на консервной банке
Стоянка под долиной Девяти Озер – ручей Ровный – река Нистафоровка –
старый лесозаготовительный участок.
Пройдено километров – 9

ЛО: Вот, на предпоследнем дне, не знаю, как у других, а у меня появилось чувство дома. Не в смысле «домой хочу!», а в смысле, что поход кончился…

ЛЕ: Утром встали как огурцы. Видимо, воздух тут такой пользительный. Сегодня мы не торопились. Дорога с «Девяти озер» у нас натоптанная. Уже не первый раз приходится по ней выходить. С утра умылись, побрились, привели себя в порядок.
«Неопытный» Санька развел такой большой костер, что вокруг загорелся мох. Пришлось мох вскрывать и заливать водой. Все-таки жалко портить такую стоянку. До завтрака я с Натальей отправился фотографировать водопад из первого озера. Хотя он раньше и был в моей коллекции, но выполнен был на обычной фотопленке.

Водопад на Долине 9 Озер
Пока я искал различные ракурсы съемки, Наташа строила обводной ручей, для стока пены, образующейся при падении воды. Заметила, что водопад очень похож на китайские пленочные водопады. Невысокий, но широкий каскадный водопад. Где-то рядом по водопаду бродил дядя Вася, который ушел на съемки еще раньше всех. Дядю Васю почему-то мы не встретили.
Когда мы вернулись на стоянку, дядя Вася уже сушился у костра. Он умудрился при съемке рухнуть в ручей. Позавтракав или пообедав, мы стали собираться. При нашем темпе до избы деда, безвременно ушедшего из жизни, было около шести часов хода.

СШ: Сегодня, можно считать, поход закончился… Сегодня выходим. Все чувствуют это чувство –чувство конца похода… Разбрелись все куда-то по своим делам. Женя с Васей занимались активным фотографированием ручья и озер, Саня с Русей дожигали мусор на стоянке. Девчонки тоже чем-то занимались…
- Последний костер… - глядя в огонь, сказал задумчиво только что подошедший и весь мокрый Вася.
- Тоже мне, Дэрсу Узала - промолвил в ответ я.

ЛЕ: 13-46. Вышли со стоянки и отправились вниз по р.Ровному.
СШ: Сразу после стоянки перешли ручей и по едва заметной тропе идем вниз. Здесь как раз граница зоны леса – попадаются небольшие лесочки низких еще кедров, а чуть ниже по течению – видна густая тайга.
Идем в южном направлении то по немного заболоченным полянкам, то по этим самым лесочкам. Дело в том, что тропа то подходит близко к ручью, то отходит от него далеко. при этом часто приходится преодолевать небольшие горки, хотя потеря высоты ощутима. В принципе, тропа хорошая, сухая и чистая, только иногда теряется. Видимо, звери этой тропой пользуются гораздо чаще, чем люди.

ЛЕ: В 15-25 прошли лесной водопад, сделав несколько снимков в яркую солнечную погоду.

Лесной водопад
52-31,210
93-09,447

СШ: Водопад на самом деле очень красив. Возле него заросшее кострище нашей позапрошлогодней стоянки. Спустившись вниз, тропа поворачивает направо. Авангард наш, после отдыха на водопаде, снова рванул вперед. Мы, как всегда, идем замыкающими.

Ой! Упал...
Переходя небольшой ручеек по валежине, корневища которой заросли мхом, автоматически наступил туда, где прошла передо мной Ксюха. Опа! Блин! Обеими ногами проваливаюсь в мох между двумя корнями по самое нехочу! В кроссовки набрал холодную жижу. Блин! Внимательнее идти надо! Женька с Натальей, идущие последними, буквально покатываются со смеху. Ксюха тоже. Еле вылез с помощью Женьки.
Попетляв по тайге, тропа выходит на открытую местность. Видимо, когда-то здесь был пожар – старый горельник. Скорость по тропе высокая, уклона вниз почти не чувствуется.

В конце горельника – маленькое, мелкое озерцо, заросшее вокруг голубикой. Уникальной голубикой. Такого размера ягод я больше нигде не видел! Каждая Ягодина голубики размером с хорошую виноградину! Тут мы догнали наш все еще не наевшийся авангард. Ягоды было много. Саня Налькин (засекали по секундомеру) за 23 секунды набирал полную панамку голубики! И за такое же время съедал. Уникальное озерцо! У него, правда, есть один минус – на нем (или у него) живет очень много мошки. Страшной мошки. Она лезет в глаза уши, разъедает старые не прикрытые одеждой ссадины и царапины. Выкусывает целые куски из кожи рук, ног и лица. От нее невозможно прятаться. Никакие репелленты не помогают в принципе! Укусы быстро опухают и страшно чешутся. Вот такой вот баланс на этом озерце хорошей ягоды и страшной мошки

«Ягодное» озерцо
52-30,033
93-10,268

ЛЕ: После водопада попали на полянку с обильным количеством голубики. Зная, эту «неприятность» мы время ползания по ягоде включаем в общий график. Вначале мы срывали ягоды горстями, затем по одной, затем я стал ее давить руками. Ну не мог я и не мог ни кто ее уже употреблять. Все жадно смотрели на ее, но рот уже открывать не могли.

ЛО: Идем к избе Деда.
Про этот день я могу сказать одно: столько ягоды в походе я не ела еще ни разу!!! Она крупная, как виноград, а вкус я даже описывать не буду.
Слияние Нистафоровки и Ровного
52-27,780
93-09,851

ЛЕ: 18-21. Прошли слияние Ровного и Нистафоровки. До избы деда оставалось меньше часа. Идущие с Натальей во второй группе мы сумели без перекура обойти на отдыхе лосей и возглавили гонку.

СШ: Переходим Нистафоровку по бревну. После слияния ручьев идем по тропе, которая резко поворачивает направо-вверх. Мы немного отстали – поснимать прекрасные виды саянксой тайги. Вместе с ее изобилием. Брусника, голубика, жимолость. Появилась смородина и малина. А под ними – маслята, рыжики. И вокруг – красивая до жути тайга…

ЛЕ: 18-56. Форсировав Нистафоровку по самодельному мосту, изготовленному из кедра с поручнями, подошли к избе. Из трубы шел дым. Опа! Изба деда оказывается, не пустует и сейчас. Видимо какая-нибудь группа на выходе или на заходе нашла себе приют.
Стоило приблизиться нам на десять метров, как из избы появился дед!
- Дед, а мы ведь тебя уже похоронили! Нам в прошлом году сказали что ты уже "того".
- Я того? Ну дак долго жить еще буду! А вас то я уже с год не видовал.
- Да нет, - говорю, - уже как два прошло.
- Как же два?
- Да так, вспомни, когда мы тебе дрова на зиму заготавливали?
Честно говоря, мы были рады, что дед, несмотря на все слухи, живущий в тайге жив.

Дед
Таких людей как он, постоянно находящихся с природой наедине, и живущих только на то, что даст природа, наверное, уже не осталось.
СШ: Палатки поставили возле дедовой избушки. Дров много. ОЧЕНЬ МНОГО. Воду берем из Нистафоровки.

ЛО: Пришли на избу Деда. Это такой домик в лесу, вокруг дома – огород (картошка и грядки) и баня. А живет там Дед… Вот.
Мы с Ксюхой пошли в баню – дед ее уже натопил. Было хорошо… опять же чувство дома все более проявляется. Вечером сидели у костра. День этот был предпоследним, а костер уже последним… Грустно просто…

10 день
17082004 – номер на консервной банке
Старый лесозаготовительный участок – река Нистафоровка –
24 км трассы Арадан-Усинск – Арадан.
Пройдено километров – 25

Утро. Прощаемся с дедом.
ЛЕ: Сегодня встали рано. В семь часов дядя Вася уже сварил Гречневой каши, изрядно добавив соли. Вы скажите, кроме гречки они что-нибудь еще употребляют? Да, употребляем. Но я не люблю гречку, и поэтому каждый день ее употребления для меня память. Дяди Васина гречка была настолько соленой, что даже чай забить эту соль не мог.

Один из многочисленных
"мостиков"
ЛО: Проснулись мы рано, вышли тоже… Никогда не забуду завтрак, приготовленный дядей Васей: каша гречневая с приправой, но пересоленная – я думаю, соли было 30-40% Хотелось спросить: «И че это ты такой влюбленный?»

ЛЕ: В 8-35 мы уже прощались с дедом и уходили вниз по реке Нистафоровка до трассы, или точнее сказать до слияния с р.Ус

СШ: Идем с высокой скоростью в южном направлении по левому берегу Нистафоровки. Скорость очень высокая потому, что идем по старой лесовозной дороге, идущей от этого старого лесозаготовительного участка. Переходим старые мосты, по которым на машине уже не проедешь, а пешком идти очень даже можно. Наряду с разрушенными мостами много раз переходим речку через "мостики" - завалы из бревен. Тропа (дорога) несколько раз переходит с берега на берег. Прошли маленькую охотничью избушку, идем дальше вниз.
В одном месте дорогу сильно размыло, поэтому по едва заметной тропе сворачиваем налево и минут 10 обходим по лужам и грязи эту размытость. Затем, когда перешли через последний мостик (в виде упавшего кедра), дорога стала вообще широкой и ровной (на легковушке можно проехать). Группа разделилась. Авангард снова рванул вперед. Ну тут-то уж заблудиться негде. Мы идем последними.

N E Высота (по GPS)
Выход на трассу (устье р. Нистафоровка, 24 км. трассы)
52-22,448
93-14,897

Вот так они и шли...
ЛЕ: 11-06. Мы выскочили на трассу второй и третей группой. От первой группы на трассе остались лишь дяди Юрины кроссовки, которые он оставил на память до следующего года. Мы переобулись, надели кроссовки, и, так же как и предыдущая группа лосей устремились по асфальту до п. Арадан. До Арадана оставалось всего каких-то тридцать километров.
Пройдя около двух километров наткнулись вначале на мирно греющуюся на асфальте гадюку, а потом и на первую группу.
Асфальт – вот что может быть хуже, чем грунтовая дорога, по которой мы шли в первый день. В течение всей дороги с права, а то и слева нас сопровождала. р.Ус. Асфальт отбивал ноги, жарил отражающим солнцем, короче убивал всем, чем мог.

Скала у второго моста через Ус
В проезжавший попутный КАМАЗ, груженый лесом, удалось посадить Надю и Ксюху. Они поехали до самого дома. Больше на этой трассе поймать машины нам не удалось...
В 13-00 прошли второй мост через р.Ус (это где скала, с которой, по древнему преданию, Щетинкин деникинцев в речку сбрасывал). Идти было действительно тяжело. На глазах Оксанки уже наверчивались слезы, когда мы с СВ запели маршевые песни. Маршевые песни с точки зрения психологии отличная вещь. Незаметно для себя под ритм песен мы ускорили шаг и уже через несколько минут оторвались от девчонок на значительное расстояние.
Оксанка от этого не выиграла, а только сильнее сжала зубы и уже молча, глотая слезы, шла по асфальту.

ЛО: Вышли на трассу, по которой, как оказалось, люди ходят чаще, чем машины ездят… Идем, топчем раскаленный асфальт. Километровые столбы мелькают со свистом… Я не хочу это описывать, мне до сих пор больно вспоминать…

ЛЕ: Мы по асфальту проходили уже пятнадцатый километр. И тут как по волшебству перед первым мостом через Ус нас догнал УАЗик, остановив который, мы отправили Оксанку, Наталью, СВ и все мешки до Арадана.
16-05. Уже налегке прешли первый мост через р.Ус (нумерация мостов понятна водителям этой трассы, она идет со стороны Арадана). Сил уже больше не было выносить палящее солнце, и мы спустились под мост. С дикими криками мы бросились в воду и сидели так полчаса. Стоило нам выйти на трассу, как тут же остановился бортовой ГАЗ-53.
В 16-43 мы уже были в Арадане.
Поселок Арадан.
Кафе «Хрустальный Ус»
52-34,331
93-26,608

У кафе "Хрустальный Ус"
Вот оно. Цивилизация. Пиво. Холодное. Пирожки. Горячие. Огорчало одно, автобус до Ермаковского только вечером, пришлось вылавливать попутки. Нам с Натальей повезло, мы нашли КаМАЗ, идущий прямо до Шушенского.
ЛО: Мы едем домой, обгоняя друг друга на попутных Камазах… Дома я была в 20.03

СШ: Мы с Юрой уехали предпоследними. На «четверке». Поэтому по пути обогнали всех, кроме рано уехавших Нади и Ксюхи.

ЛЕ: Уже по дороге домой нас обогнали все остававшиеся в Арадане, махая нам на прощание и показывая языки. Мы возвращались домой последние. Так положено… настоящим капитанам.
До встречи в следующем, а вернее уже в этом году на тропах Араданского хребта!

ЛО: Два дня спустя…
Я уже могу ходить!!! Правда, не много и не долго, но могу!
P.S.
Можно, конечно, еще много чего рассказать про наш поход:
- как Налькин один лишний перевал перевалил (когда мы его нашли, он выглядел так, как будто его изнасиловали, а потом избили (или наоборот).
- или как Антон последние километры по трассе до Арадана бегом бежал (!). Не знаю, чем оправдать его поступок.
- или Радугу, такую Радугу, что все произносили «ох..еть!» или что-то в этом роде.
- или манную трехколоровую кашу, после которой запас туалетной бумаги быстро кончался.
- или как мы ели только что пойманных Русей и Налькиным хариусов
- или дядю Васю
- или…
Вобщем, много чего…
- СВ!, Когда еще пойдем?
P.P.S.
А еще я теперь могу сказать: «А я уже два раза в поход ходила!» (это про категорийные)

СШ: Заключение.

Поход был замечательным. Араданский хребет – прекрасное место. Так непохожее на Ергаки. Не «захоженное» матрасными группами. Более долгие заходы и выходы не дают его загадить так быстро, как это произошло с Ергаками.
Основной неприятностью, случившейся в нашем походе, является случай с Александром Налькиным. Нельзя группе при сложном переходе или восхождении по незнакомому маршруту растягиваться! Необходимо всегда находиться в пределах видимости. И тому, кто идет первым, нужно почаще оглядываться назад, чтобы контролировать отрыв авангарда от основной группы. И желательно иметь хотя бы две маломощные (даже детские, действующие на расстоянии 200-400 м) рации, для первого и последнего участников, идущих по тропе. Ошибки наши нами были обсуждены, и, я надеюсь, больше не повторятся.
Теперь о маршруте.
Считаем, что путь обхода Араданского хребта с севера на юг более логичен и «энергетически» выгоден.
Жаль, что на известной карте Д. Киселева «Ерагки-Арадан» отсутствует очень интересная юго-западная часть хребта… Надеемся в 2005 году посетить это место. Жаль, что на этой же карте много неточностей, особенно в южной части Араданского хребта, где нами было замечено не только несоответствие высот перевалов, но и смещение хребтов более чем на километр! А таблицу высот перевалов Араданского хребта (и, скорее всего, Ергаков) необходимо корректировать.
Необходимо собрать данные всех групп, посещавших эти районы с GPS-навигаторами, чтобы собрать максимально полную и точную базу данных, а за тем по ней скорректировать карту, чтобы ее третья версия вышла точной.
По опыту можем предположить, что оптимальное время посещения Араданского хребта – начало августа. Прекращаются затяжные июльские дожди, которые так «достают» всех на Ергаках, тепло (даже жарко), много грибов и ягоды.
В случае аварийной ситуации группа может покинуть Араданский хребет о рекам, текущим в восточном направлении, например, Араданке – по ним всегда есть охотничьи тропы до Арадана. На некоторых есть охотничьи избушки.
В целом можно заметить, что Араданский хребет, так же , как и Ергаки, можно условно разделить на две части – на более исследованную и менее (в Ергаках –на более вытоптанную и менее). Так, очень мало отчетов можно найти по юго-западной части хребта.
Араданский хребет – прекрасное место для истинных туристов, умеющих ценить красоту природы, а не только набранную сложность и километраж.