Горы мира > Памиро-Алай >

Источник: Богдан Чайка. Днепропетровск

"Я сердце оставил в Фанских горах, с тех пор бессердечный хожу по равнине"
Ю.Визбор, или повесть как альпинистом становился

Как всегда трудно начать. Волею судеб и собственного желания ходить в горах без инструктора оказался я в Фанских горах (Таджикистан или Точикистон, как зовут его местные). Отпраздновав день рождение нашего графа (в народе Вадика) в рижском аэропорту, мы благополучно прибыли в пункт назначения Душанбе, а тут нас будет ждать первый сюрприз. Оказывается, в Таджикистане плохо с нормальными продуктами, посему питаться мы будем просто г.. по другому тушенкой,сгущенкой и макаронами. Ну да ладно, зато с погодой нам потом повезет. По ходу вот наш транспорт. Страшно шумит, но зато питается 76-ым, и вездеход, замаскированый под автомобиль.

А, ура, мы в Фанах!!!

Скупившись кое-как, мы отправимся в долгую нашу дорогу среди грустных пезажей местных сел, дорог и городков.

А потом наконец горы. Хотя по прибытию нас ждет второй сюрприз, на подходе сорвался альпинист, и надо бы отправляться на спасработы. В лагере окажется полно народу и нас, неакклиматизированых, никто трогать не будет, зато попросят не выходить на акклимматизицию на следующий день. Придется гулять по окрестностям. На перевал Алаудин акклиматизироваться мы выйдем только через день, кстати это он внизу.

По возвращению мы дружно затусим с одесситами, которые уже все сходили и теперь мирно отдыхают вместе с пивом, лепешками и ... девушками из Магнитки вроде :) ох уж эти одесситы. Максименя тоже окажется здесь. По совету Цушко беречь ноги, мы наберемся еды на четыре дня и отправимся под Алаудин. К слову о нас. Нас шестеро, и чего-то кому-то взбредет в голову ходить по тройкам. Мы наметим для себя 2б на Северный, 3а и 3б на Алаудин. Собственно, придя на стоянки, из-за железного стержня (или по-другому шила в заднице) мы отравимся на 2б в тот же день, после часа дня. Одному это аукнется - назад вернется. А дальше все по плану, так что в лагерь вернемся на день раньше. А прям напротив наших стоянок будет возвышаться она - Чопдара. В общем, прозомбировав нас на протяжении трех дней, она четко наметится в качестве нашей конечной цели, как 5а, ибо ниже маршрутов на нее нет, ах какая досада (я ж бесправный третьеразрядник, ну да живем один раз).

Времени между восхождениями было достаточно, потому фотограф упражнялся, ничего для упражнений в фотографии лучше не подошло, чем Чопдара.

К слову сказать, после трех маршрутов на Алаудин и дня отдыха мы вернемся под Алаудин снова, оказывается, на него есть много разных 4а и 4б, две из которых мы и решим пройти. На 4а лидировать будет наш фотограф, потому фоток и нет, занят он был. А 4б описана в рисковском гайде - описана, как "психологическая". Хм... Психологически трудными для меня будет время, пока я лез вторым за Графом первые три или четыре веревки (в народе Вадик, если кто забыл). Там начало с осыпной полки, а потом по внутреннему углу вверх. Граф со словами: "это нифига не 4-очные скалы" устроит пару (больше пяти) камнепадов. Ну и после момента, когда кирпич, размером с голову ребенка, испытает на прочность мою гривелевскую каску, я вспомню что меня дому ждут, и, обложив нерадивого трехэтажным матом (я только с словарем), сменю лидера. Больше психологии не было, был только псих с закладками и френдами, который хотел быстро оттуда улезать и забыть, что его чуть камнем не пришибло. В общем, жопы там не ищите, если невтерпеж, она сама вас найдет.

А это внизу - Адамташ. Он виден из лагеря, а еще из лагеря видны две четверочки на него 4а по гребню, который слева, и по гребню, который смотрит на тебя, мой читатель. Обе четверки можно ходить из лагеря в лагерь, а можно с ночевкой под маршрутом, и еще одной ночевкой на маршруте, как повезет, как говорится. Подумали и приняли два решения: бивак мы с собой берем и идем 4б. Граф (тот, что Вадик) начал было возражать, что мол маршрут ходился один раз за год, неясно что с ним и как, но мы уговорили начспаса Александра Эриковича успокоить нашего впечатлительного. К слову сказать, я слегка переел на дне отдыха, и наверно, не успел все переварить к выходу из лагеря и потом еле поспевал за рвавшимся в бой нашим фотографом. Потом, правда, на подъеме таки догнал, но неприятности только начинались, на перевале меня согнули дикие боли в животе. И весь оставшийся день провалялся в палатке. Фотограф (его кстати Леха зовут) предложил спуститься в лагерь, ага щас, кому ты Леха рассказываешь. В общем, взяв ношпу, я отправился умирать в палатку. А наутро приготовился к своему самому сложному восхождению. Утром живот болеть перестал, но зато от слабости взгляд мой прояснялся, наверно, не часто, думаю, это сказалось на нашей скорости, на вершине мы были в пять.Собственно, еще достаточно времени для спуска, но, помня, как Магнитогорск дюльферял под светом фонариков с 4а, отсюда же, мы решили заночевать (зря что ли бивак тащили с собой, в самом деле). К слову, к середине маршрута я оклемался, так что восхождения плавно было изгнано из списка моих самых сложных.

А между восхождениями мы загораем :)
Это не спальник, это переносной солярий

О, совсем забыл про Каролину, это наш гость из Германии. Мы с ней списались еще в городе, чтобы ходить с нами. Но после пары маршрутов, она чего-то перекочевала в соседнее отделение, у них просто некому было носить третью веревку.

Эх, Дима, Дима, а где блеск в глазах

Тихо- мирно мы подобрались к нашей Чопдаре. И туда мы отправились всей дружной гурьбой из Днепропетровска в составе 7 человек (наше второе отделение хотело женской ласки среди гор и потащило Каролину с собой ). Собственно, когда мы спускались с Адамташа, второе наше отделение (хотя по позывным оно было Днепр-1) начало уже работу на Чопдаре, но тут погода решила напомнить, что ее надо ценить, и, как истиная женщина, она испортилась, согнав наших коллег с горы. В лагере мы и встретились, оглянулись и поняли, что кроме нас, начспаса, Руфины Григорьевны и пары таджиков в лагере никого не осталось, спасать нас некому, посему попремся мы на Чопдару все вместе, если времени хватит, вроде бы и оставалось дней шесть, но тут, понимаешь, некоторым Самарканд подавай. Решено, что идем с разрывом в один день. Сказано сделано.

К слову сказать, с другого ракурса гребневой маршрут через Сфинкса на Чопдару выглядит не так красиво, зато поинтересней.

Техническую сложность, по описанию, составляют скалы, которые хорошо видны на переднем плане на фото внизу. Кстати в гайде риска нет ни одного маршрута на Чопдару, потому углублюсь слегка в описание. Первая веревка одна из ключевых, потом идут пологие скалы, которые уводят налево, упираясь в стену, выводящую на гребень, вдоль стены до упора, до большой щели, ведущей вверх через камин на жандарм ( это и есть Сфинкс ). Извините, фоток нет, фотограф шел третьим, а я работал первым, и оба - слегка заняты. Как я понял, чтоб пройти маршрут с одной ночевкой, необходимо на Сфинксе быть около часа, тогда можно заночевать на жандарме заячьи ушки или жаба, тогда с таким темпом можно быть на вершине около 11-12 и начать спуск. Спуск долгий (не только по нашим словам), потому про этот ориентир на вершине тоже лучше помнить.

В ожидании перед маршрутом. По ФМ станции "Днепр на Чопдара 5а " передают, что добираются на Сфинкса в 16 часов. Не есть гуд..На ночевки придут в полдвенацдатого. Собственно странные ощущения от ожидания где-то на перевале, где-то на высоте около 3800, в окружении бесконечных горных массивов, среди облаков, птичек кружащих вокруг и закладывающих пируэты в воздушных потоках, как в романе Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», и слушая по радио, как кто-то работает там, где завтра будешь ты. Некая смесь покоя и азарта, что ли, может буддисткие монахи называют именно это медитацией. Пока я медитирую, наш азартный фотограф снова займется своими прямыми обязаностями — фотографией. Собственно, я в синей курточке, но фотография не представляет художественной ценности, просто так, чтоб знали, с кем имеете дело, а вот дальше... Собственно, в Фанах уже наступает Осень, не смело, но уверенно.

А фотограф упражняется в фотографии..
Неплохо так, как по мне

Это, собственно, мы на Жандарме Сфинкс. Дальше дюльфер вправо и траверс гребня справа, потом последняя пятёрочная веревка,ориентир шлямбур (нужен там, как зайцу стоп сигнал) и выход на снежник. Ночевка на заячьих ушках находится за первым снежником справа. Выходишь на скалы, доходишь до второго маленького и смотришь вправо, пропустить не должны. Мы, правда, пропустили и чуть было не дошли ночевок на Жандарме лягушку, как потом выяснилось (одна веревка). Узнав у товарищей где ночевки, быстро вернемся к ним при свете фонариков по гребню и примемся готовить в восемь часов. Ай!! Спасибо неизвестным героям, нашли во льде консерву нормальной тушенки - устроили себе пир.

Ночевки на Жандарме Лягушке находятся на снегу, справа после веревки, проходящей здесь по тонкой линии, между ледопадом на передним плане и скалами.

На второй день фотограф решит таки взять с собой свой аппарат (хотя и будет работать первым), за что ему большое спасибо:)

Извилистая тропинка в рай
Вон туда вот хочу

Фотограф на вершине в 11.20. Все-таки неблагадарная это работа фотографировать, не правда ли?! Кстати, посмотрев друг на друга, мы решим, что больше всего хотим поскорее оттуда свалить, ибо наши коллеги были на вершине примерно в четыре часа и после устроили себе вместо дюльферов курс спелеологии в горах (дюльферяли при свете фонариков, а в лагерь добрались после полуночи). Про дюльфера. Спустившись слегка с вершинного седла, забирайте вправо вдоль сбросов до упора, найдете спусковую петлю из веревки, дальше на сыпуху. Дальше по сыпухе вправо, вправо, вдоль, забирая в сторону Политехника. Должны упереться в кулуар (у нас он был залит льдом), там 7-9 дюльферов до полки. Снова вправо, снова дюльфера. И так до сыпухи перед Парандасом.

From fany

Да туда вот хочу
А дальше был лагерь,пиво,жаренная картошка
и взаимные поздравления...
А потом грустная тропинка из гравия для машины,
бедные села и дети в поношенной одежде

А дальше был отель, дыни, лагман и немного Самарканда.....Так и не поняли, во сколько у них обед, потому что в два часа на просьбу о плове, нам ответили, что уже поздно, и плов подают в обед

Наш водитель Жора...
Та зеленая точка посередине площади,
то ваш скромный слуга

P.s

Кстати, если вы увидите симпатичный оранжевый фрукт, и кто-то назовет его индийским гранатом, не пробуйте - он бесвкусен.