Автор: Конощенко Александр, г. Москва, турклуб "Плющиха".

Отчет
о лыжном походе 2 к.с. по Южному Уралу,
совершенном с 29 декабря 2003г. по 6 января 2004г.

Содержание

Краткие сведения о путешествии

Вид туризма: лыжный.
Категория сложности: вторая.
Район похода: Южный Урал, Таганай.
Количество участников: 10 человек.
Продолжительность маршрута (ходовых дней): 9 дней.
Протяженность маршрута: 116 км.

Нитка маршрута: г.Златоуст - хр.Малый Таганай- хр.Большой Таганай - гора Круглица-Киалимский кордон(под г.Ицыл) - гора Юрма - хр.Юрма - озеро Варахтан - поселок Карабаш - г.Миасс.

1.Список группы

Ф.И.О.

Год рождения.

Дом. адрес, тел.

Обязанность в группе

1. Конощенко Александр Викторович.

1965

Руководитель.

2. Бек Игорь.

1966

Москва.

Фотограф.

3. Сидоркина Елена Олеговна.

1961

Москва.

Завхоз.

4.Сергиенко Наталья Васильевна.

1955

Участник

5. Балыхина Светлана Юрьевна.

1973

Дзержинск МО

Медик.

6. Рентеев Василий Александрович.

1977

7. Ванина Анна

1976

Финансист.

8. Полосмак Павел Вячеславович.

1978

Снаряженец.

9. Шилова Ольга Владимировна.

1981

1-ый

Златоуст - плотина -хр.Малый Таганай

7 км.

В лесной зоне хребта Малый Таганай.

30.12.03

2-ой

Хр. Малый Таганай - Долина м/у хребтами Средний. Таганай и М.Таганай.

10 км.

На поляне, возле просеки с беговой лыжней.

31.12.03

3-ий

Долина м/у хребтами Средний. Таганай и М.Таганай.- ЛЭП - Хр. Большой Таганай ("Долина сказок").

13.км

На хребете, возле скальников.
Новый Год!

01.01.04

4-ый

По хребту Большой Таганай до г.Круглицы, Восхождение на вершину.

7км.

На склоне хребта, около границы леса, возле г.Круглицы.

02.01.04

5-ый

Второе восхождение на вершину.,- ЛЭП (турбаза под Круглицей)- Киалимский кордон (под Ицылом)

16 км.

Возле кордона на реке Бол.Киалим под г.Ицыл.
Баня!

03.01.04

6-ой

Киалимский кордон - по просекам - Склоны хребта.

15км.

В лесу, на склонах хребта Юрма.

04.01.04

7-ой

Склоны хребта - траверс по хребту-г.Юрма-скальники "Чертовы ворота"

13км.

В лесу возле скальников "Чертовы ворота".

05.01.04

8-ой

Скальники "Чертовы ворота" - траверс по хребту Юрма, через скальники - Спуск в долину, в сторону поселка Карабаш.

13км.

В долине , возле пересечения просек.

06.01.04

9-ый

Долина - озеро Варахтан-через поселок Карабаш до трассы.

До г.Миасса на автотранспорте.

21км.

07.01.04 -

08.01.04.

Миасс-Москва(поезд)

3. Подъезды и подходы

До г. Златоуста на поезде Москва-Астана. Отправление с Казанского вокзала, 27 декабря 23.00, прибытие в г. Златоуст 29 декабря в 6.00 (8.00 по-местному).

Выход на маршрут - около плотины в Пушкинском районе города, до плотины - на автобусе по городу около 20 минут.

Выход с маршрута - в поселок Карабаш через озеро Варахтан. Через поселок до Миасса ходит рейсовый автобус, но плохо. Дошли до автотрассы на Миасс (остановка возле железнодорожного переезда), добирались раздельно на попутном транспорте, примерно 30 км по дороге, дорога оживленная.

В Миассе троллейбус №3 ходит от окраины города (район Машгородок) до самого здания вокзала. Рейсовый автобус приезжает в Миасс также до вокзала.

От Миасса до Москвы на фирменном поезде Челябинск-Москва. Отправление 06 января, в 00.00, прибытие в Москву - 8 января, в 6.00

4.Описание пути движения группы

27 - 29 декабря (поезд)

Сели в поезд, отмечать начали еще на перроне с провожающими, продолжили внутри, у Ани было день рождение. В результате все время в поезде, мы питались едой приготовленной Аней ко дню своего рождения, было очень вкусно. По пути разобрались со снаряжением, сшивали спальники.

29 декабря, 1-ый день похода.

Вылезли из поезда в 10.00 по местному времени, прямо на привокзальной площади сели на автобус, который идет в Пушкинский район города. По пути у местных жителей выяснили, что ехать надо до конечной остановки, и в какую сторону идти.

Вышли на маршрут в 11.30 , погода пасмурная, ветер, мелкий снег. Температура воздуха ≈-7 ºС. Спускаемся по пологой горке к большой замерзшей запруде, пересекаем ее, и начинаем движение наверх на Малый Таганайский хребет. До обеда прошли 3 перехода по 1 часу, на обед встали в 15.00, на склоне хребта на пологом месте возле "просеки-дороги". После обеда продолжили движение вверх, вылезли на хребет примерно 17.30 , после прошли по хребту еще минут 30 в северном направлении. На бивак встали в 18.15. За неполный день пройдено ≈ 7км.

30 декабря, 2-ой день похода.

Подьем в 7.10, на маршрут вышли в 9.30, температура воздуха≈-7ºС, погода пасмурная, ветер. С места бивака пошли по хребту в северном направлении, вскоре вышли на границу леса, начинается крупнокаменный курумник. Темп передвижения упал, все вермя приходится идти галсами вверх. В 12.00 вышли на первые скальники. Сильный ветер. Продолжать движение по хребту на лыжах невозможно, т.к. дальше он представляет собой сплошную цепь скальных останцев. Идем по курумникам на западном склоне хребта, стараясь не сильно сбрасывать высоту. Почти без сброса высоты вышли в долину м/у хребтами Средний Таганай и Малый Таганай, прямо на "просеку-дорогу" на которой увидели следы снегоходов. На обед встали в 12.55 прямо у дороги. Во время обеда по дороге нагрянули двое людей на снегоходах "Рысь". Поговорив немного с нами, причем довольно неприятным тоном(мол кто такие, зачем, почему костер в неположенной зоне), они поехали дальше. Видимо не нуждались в деньгах. С обеда вшли в 15.05, далее шли по следам снегоходов, в одном месте сошли с дороги на просеку, увидев хорошую беговую лыжню, идущую в нужном нам направлении ( на север). На бивак встали в 17.15, на поляне возле лыжни. За день пройдено ≈ 10км.

31 декабря, 3-ий день похода.

Подьем в 7.45. Погода пасмурная, низкая облачность, ветра почти нет. Температура воздуха≈ -10ºÑ. Посовещавшись, решили идти без обеда, так как с точки зрения руководителя, обед отнимает много времени, а пораньше к вечеру хотелось бы быть на хребте Большой Таганай, у какой-нибудь одной из вершин, чтобы достойно встретить Новый Год. Решили заменить обед коротким перекусом, благо неучтенных и учтенных продуктов (из разряда сух. пайков) было много. Надо заметить, что в последующие 6 дней похода мы также заменяли обеды на перекусы, выигрывая по времени минимум 1 час. Конечно, не обошлось без накладок – такое “нововведение” добавило работы завхозу (пересмотр раскладки).

Вышли на маршрут в 9.45. Шли по беговой лыжне, сначала в гору, уклон небольшой, потом под гору. В некоторых местах уклон позволял просто ехать, лавируя на поворотах, это сильно подняло дух группы J . В 11.30 вышли к ЛЭП, которая идет по дну долины.

Далее вдоль нее, по просеке. Дорога оживленная - видны следы снегоходов, есть беговая лыжня. Даже видели одинокого лыжника. Через 30 мин. свернули налево, (то есть на запад), дошли до хребта, и начали лезть наверх. На склоне перекусили, видимость никакая из-за низкой облачности. В 15.40 вылезли на хребет к причудливым скальникам, посреди небольшой долинки, по нашим сведениям называемой “Долиной Сказок”. Очень красиво! Пофотографировались, начали искать место для проведения Нового Года. За день пройдено ≈ 13 км.

…Новый Год отметили здорово - с подарками, с конкурсами, с феерверками, с праздничным угощением, с песнями и криками! (не говоря уже о бое курантов в исполнении Игоря J )! Отмечали каждый Новый Год в каждом часовом поясе России, дожили до истинного Нового Года (по-местному), и встретили на верхушке одного из скальников. Опять же под феерверки и куранты ! Также встретили и московский Новый Год.

1 января, 4-ый день похода.

Подьем в 12.00 , в этот день руководитель разрешил сделать полудневку, в виду того что сегодня праздник. Позавтракали, доели остатки вчерашней роскоши, и начали собираться. Погода пасмурная, низкая облачность, ветра почти нет. Температура воздуха≈ -10ºС. Вышли в 13.45, пошли прямо по хребту на север, по Долине Сказок. Из-за низкой облачности, и из-за того, что елки растут очень плотно, ориентироваться сложно, приходиться идти по азимуту, петляя, обходя трудные участки. В 14.35 вышли к границе леса – первым скальным останцам, некоторые преодолеваем на лыжах, обходя по склонам, некоторые пришлось пройти пешком по вершине. К этому времени поднялся ветерок, тучи развеяло. Мы вышли из зоны облачности, так как, подходя к месту бивака, мы видели облака под нами в долине. В 16.45 подошли к границе леса (сверху) около горы Круглицы. Решили поставить бивуак. Часть группы пошла на вершину. По пути наблюдали потрясающие картины заката. На вершине увидели следы людей, примерно дневной давности. За неполный день пройдено ≈ 7 км.

2 января, 5-ый день похода.

Подьем в 8.00. Погода ясная, облаков почти нет, ветер. Температура воздуха≈ -15ºС. Встали вместе с рассветом (оч.красиво!). Позавтракали, вышли в 10.00, пошли по левому (восточному) склону хребта, обходя Круглицу справа . Шли по крупному курумнику. Пройдя некоторое время, увидели следы подьема-спуска людей на вершину, ведущие из долины на Круглицу. Решили подняться еще раз( без лыж), тем более что не все успели сходить на гору вчера. Сильный ветер. Опять же без лыж спустились вниз, до границы леса. Дальше поехали вниз, в долину, сначала по лесу, потом наткнулись на некоторое подобие тропинки-просеки. Она вывела нас в 12.30 на турбазу, расположенная на линии ЛЭП (под Круглицей).

Дальше поехали по просеке вдоль ЛЭП. Все время под уклон, едется легко, 8 км просто пролетели мимо! Доехали до Киалимского кордона ( под Ицылом) в 14.00. Кордон стоит на реке Большой Киалим, есть баня. Договорившись с хозяевами (которые как оказалось, не хозяева, а вахтовые смотрители), насчет бани на вечер, остановились на ночлег рядом, в лесу. Часть группы пошла на восхождение на Ицыл, оставшиеся ставят бивуак. А потом, вечером пошли париться. Если не считать того, что внутри нет света (обошлись налобником), и немного чувствуется дым в парилке, баня оказалась очень даже ничего! И уж конечно, какая баня без проруби! Так что всем советуем. Поблагодарив хозяев (и посоветовав к такой бане продавать пиво), легли спать. За день пройдено ≈ 16км

3 января, 6-ый день похода.

Подьем в 10.00. После вчерашнего расслабления в бане, вставать тяжело. Погода пасмурная, облака низко, ветра нет. Температура воздуха≈ -10ºС. Вышли в 11.30. Шли просеке на север, вдоль ЛЭП, остатки которой иногда видно. Просека идет вдоль реки Большой Киалим, ее также иногда видно. Сначала были следы снегохода, потом пришлось тропить. Дорога под небольшой уклон вниз, идется - едется легко. В определенном месте, свернули налево(на запад) и пошли в гору, на хребет Юрма. В 15.10 встали на перекус в лесу. Дальше опять вверх. Уклон пока небольшой, можно идти без галсов. В 17.30 дошли до начала собственно хребта (уклон резко вверх), встали на бивуак. С дровами проблем нет. За день пройдено ≈ 15км

4 января, 7-ый день похода.

Подьем в 8.00. Погода ясная, облаков почти нет, ветра нет. Температура воздуха≈ -15ºС. Вышли в 10.00 , пошли прямо наверх, вылезли на хребет, оказалось, что это даже не хребет, а скорее отдельная вершина. Скатились вниз по направлению к г.Юрме. И опять полезли вверх. По пути пересекли чью-то лыжню, недавно какие-то люди прошли с востока на запад, кажется на “Бескидах”. В 14.45 вышли на Юрму, чью вершину обозначает развалившаяся триангуляционная тренога. Выдрав из нее пару гвоздей (25 и 30 см. длиной) на память, поехали дальше. В этой части хребта очень часто растут елки, идти трудно, постоянно приходиться пробиваться сквозь густые заросли. Видны следы пребывания лыжников на вершине. В 17.00 вышли к скальным останцам “Чертовы Ворота”. С вершины одного из них открываются потрясающие виды.

Свечерело, долины заволокло туманом, ничего не видно, только верхушки гор, словно острова в море. На самом высоком останце видно вбитый крюк и остатки веревки (или петли?). Видимо летом эти скальники используются для тренировок по скалолазанью.

В 20.30 подошли последние, чуть заблудившиеся, товарищи, мы поужинали и легли спать. За день пройдено ≈ 13км

5 января, 8-ый день похода.

Подьем в 8.30. Погода переменная, облака высоко, иногда видно солнце, ветра почти нет. Температура воздуха≈ -15ºÑ. Вышли в 11.35. Далее шли по хребту Юрма, от одного скальника, до другого До последнего в цепи (конец хребта) дошли в 14.10. Сьев шоколадку, ломанулись вниз в долину, на восток. Ехали вниз по курумникам и по лесу. Перекусили в 15.20. Видели чей-то пустой брезентовый рюкзак, повешенный на дерево. Поехали опять вниз, доехали до просеки в лесу(16.50), пошли по ней до пересечения с другой и встали на бивуак в 17.15. Приморозило, температура упала до ≈ -20ºС. За день пройдено ≈ 13км

6 января, 9-ый день похода.

Подьем в 8.30. Погода переменная, скорее даже пасмурная, облака высоко, ветра почти нет. Температура воздуха≈ -15ºС. Позавтракали и вышли в 10.45. Шли на восток, в сторону поселка Карабаш, все время по дорогам и просекам. Иногда приходилось идти вверх, но в основном все время вниз, что не могло не радовать! Уже ближе к озеру Варахтан, стали видны следы машин и людей. К озеру подошли в 12.30, пошли через него. Лед на озере оказался достаточно прочным, видели рыбаков. Один из них ругался на нас из-за кустов, потому что мы проходили слишком близко к его лунке. Видимо он боялся за свою рыбу. Дошли до конца озера в 13.00, перекусили. Далее вверх по дороге, через маленький но крутой хребетик, отделяющий озеро от поселка. По дороге видимо ездят лесовозы, так как видны многочисленные следы от тяжелых грузовых автомашин и упавшие бревна на дороге. Нерадивые лесовозчики их не подобрали. На перевале через хребетик находится кладбище. Далее вниз по дороге. К поселку Карабаш вышли в 14.00, сняли лыжи, так как дороги внутри поселка посыпаны шлаком.

Выяснили у местных жителей, что автобус до Миасса ходит через (или мимо) поселок каждый час. Затарившись в местном магазине продуктами массового употребления, мы решили идти до трассы на Миасс, решив попытать счастья там, к тому же автобус мимо нас не прошел бы ( и правильно сделали, как оказалось дальше). Протопав еще 3 км. вышли на трассу, мимо бензоколонки, через переезд на остановку. На остановке не было даже знака что это остановка, не говоря уже о какой-нибудь будке.

Отсюда мы стали уезжать в Миасс группами по 3-4 человека на попутках. Автобуса мы не видели до 18.30 (хотя обещали вроде каждый час), и подошел он, набитый битком. За день пройдено ≈ 21км

В общем, так или иначе, все добрались до вокзала в Миассе, где мы стали ждать поезда. На вокзале есть достаточно дешевый буфет-столовая, душ. Без приключений погуляли немного по городу, сели в поезд.

7 - 8 января (поезд)

Сели в фирменный поезд Челябинск – Москва. Поезд шикарный по сравнению со многими другими, поэтому и стоимость повыше. Доехали до Москвы также без приключений.

Вылезли в 6.00 на Казанском вокзале, в Москве оказалось чуть ли не холоднее чем на Урале! (-20ºС). Тут и окончилось наше путешествие.

4.Список личного и группового снаряжения

Видеокамера.

Хоз.набор

1компл.

Общий вес 5,5 кг, (примерно по 5,5 кг на человека).

Личное снаряжение:

Лыжи/палки.

1пара/1пара

Крепления и разные девайсы к ним.

1 компл.

310,00

Список ремнабора:

Кол.

Потребовалось ли в походе.

Запасная лыж.палка.

да

Запасные тросики( к соответсвующим креплениям )

Изолента

Запасные болтики, шурупы.

много

Пассатижи

да

Отвертка со сменными головками.

да

Нитки, иголки, куски строп, бечевка, шнурки и веревочки.

много
всего

Напильник(маленький).

да

Эпокидная смола, кусок проволки, куски материи, запасные пряжки,самосбросы, футфанги.

Комплект

нет

Запасные "щечки"( к соответсвующим креплениям )

4шт.

Экипировочная одежда в зимние походы (рекомендуемый опытными людьми список):
(ориентировано на людей использующих "Бескиды" с тросиковыми креплениями, то есть без пластиковых ботинок под скитуры)

Хорошие треккинговые ботинки.

1п

Бахилы (с резиновым низом, с галошей вообщем)

1п

Подбахильники (из синтепона или из полара 200-300)

2п

Носки (лучше побольше и потеплее.)

Компл.

Чуни (по желанию, но вообще с ними удобнее)

1п

Нательный полар 100-200, верх и низ.

Компл

Верх и низ из тонкого капрона, (то есть анорака+штаны)

Флиска наверх, из полара 200-300, или шерсти (свитер)

1шт

Теплые штаны самосбросы(пух, полар или синтепон).

1п

Куртка - "пуховка" (пух, синтепон), длинная (до середины бедер)

1шт

Штормовой комплект : Анорака-"малица" из непродуваемого капрона наверх(должна одеваться на все слои одежды) + штаны-самосбросы также из непродувсаемого капрона.

1компл

Шапка-сванка из полара 200-300 + "балаклава"(маска)

2шт.+1шт

На руки 3 слоя:
-1.тонкие перчатки из шерсти или из полара 200-300
-2.тонкие варежки из полара 200-300, или один слой синтепона.
-3.Основные варежки из 2-х слоев синтепона, сверху обшиты плотным капроном. Должны быть глубокими, т.е. закрывать запястья.

1п

Все куртки и анораки должны иметь глубокие капюшоны, разные затягивающиеся шнурочки, липучки, кнопки.

Данный список одежды не является обязательным, однако стоит заметить ,что при наличии всей одежды из этого списка, человек готов практически к любым климатическим условиям, встречающихся в зимних походах.

6.Смета расходов на поход.

(Цены указаны на зиму 2003-2004 года):

≈ 800р – поезд Москва-Астана, (до г. Златоуста).

≈ 10р – автобус в Златоусте(из-за "багажа").

≈ 25р – Баня на Киалимском кордоне.

≈ 45р – от поселка Карабаш до г. Миасса на попутках, (на автобусе вышло также).

≈ 1000р – фирменный поезд Челябинск-Москва (от г. Миасса).

≈ 800р. – обошлась вся еда (раскладка + еда в поезд + разная неучтенка)

В сумме ≈ 3000р. на весь поход.

7. Итоги похода, выводы и рекомендации.

Пройден лыжный маршрут 2-ой категории сложности, район Южного Урала – Таганайские хребты, оказался очень красивым местом, вполне достойным для посещения.

Рекомендации :

– следовать нашему маршруту, так как он захватывает одни их самых примечательных мест на Таганае.

– также полезно придерживаться нашего распорядка дня (без горячего обеда), так как это экономит очень много времени (не надо готовить костер, ждать закипания воды). Это особенно важно в зимнее время, так как световой день короткий, и экономия 1 часа – существенно. Взамен обеда лучше делать короткие перекусы (сухари, карманное питание, сало, колбаса, сладкое, +чай), причем чай лучше конечно заливать на завтраке в термоса, но если их нет, можно просто залить в бутылку и обернуть в теплоизолирующий материал (например спальник, ил пуховку). Таким образом чай не остынет до “обеда”, или по крайне мере не превратится в лед.

- заходите на Киалимский кордон. Там есть баня, вполне дешево и комфортно.

Может быть к Вашему визиту там будут продавать пиво.