Руководитель: К.Привезенцев, г.Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2010 г.

Отчет

о горном туристском походе I категории сложности по Приэльбрусью совершённом группой турклуба МИЭМ c 11 по 17 июля 2010 года по маршруту:

п. Хурзук - р. Уллухурзук - р. Битиктебе (р. Битюктебекол) - пер. Балкбаши(1A) - р. Кызылкол- мин. ист. Джилису - ледовое плато Джикаугенкез - пер. Джикаугенкез(1A) - р. Субаши - р. Мукал - пер. Сылтран(н/к) - оз. Сылтран - р. Сылтрансу - п. Верхний Баксан

Продолжительность активной части: 7 дней

Протяженность активной части маршрута: 81 км

Руководитель группы - Привезенцев Константин Михайлович (127642, г. Москва, ул. Заповедная, д.28, кв. 27, тел. (499) 1861917, email: privezentsev@gmail.com)

Маршрутная книжка № 1/3-109

Состав группы

№ п. п.

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Место работы (полное наименование, должность, телефон)

Домашний адрес, телефон

Нитка маршрута

нитка маршрута

Введение

Поход преследовал две цели. Во-первых, сводить новичков в их первый поход. Во-вторых, часть группы хотела акклиматизироваться перед последующими более сложными походами. Причем весь поход с подъездами и выездами надо было уложить в семь дней. Как итог для похода было выбрано Приэльбрусье, т.к. это красивый район, с простыми подъездами и выездами, и небольшим, для Кавказа, перепадом высот, что позволяло уложиться в небольшие сроки.

Подъезды

Из Москвы выехали на поезде 062Ч Москва-Нальчик. Прибыли в Невинномыск в 1:30 ночи 11 июля. Первозчик, у которого мы заказывали машину, перепутал даты и машину к поезду не подогнал. В итоге нам пришлось просидеть на вокзале до 6:00. Может мы поехали бы на другой машине, но кроме машины мы заказывали еще и пропуска. Поэтому пришлось ждать.

Техническое описание маршрута

Все время переходов указано в чистом ходовом времени. Расположение троп и притоков указано орографически.

11 июля

В 06:30 выезжаем из г. Невинномысск. Через 4:30 минут выгружаемся в 3 километрах от п. Хурзук после 3 моста на реке Уллухурзук. Дорога, идущая вдоль реки, довольно разбита и на газели мы с трудом доезжаем до 3 моста. Поэтому, если есть желание заброситься дальше, то лучше заказывать полноприводный автомобиль. Погода солнечная и теплая. Перекусываем сухим пайком и через 20 минут двигаемся в путь. Через 2:10 минут проходим нарзанный источник и мост через левый приток реки Уллухурзук. После него дорога раздваивается: по левому берегу она уходит дальше вдоль реки, другая ветка дороги идет по мосту через Уллухурзук на правый берег. Здесь мы решаем передохнуть, набрать воды из нарзанных источников и уничтожить остатки еды, оставшиеся с поезда. Через 20 минут двигаемся дальше. Через 20 минут проходим слияние Уллухурзука и Битютебекола.Скорость несколько уменьшается, так как некоторым участникам стало плохо и их пришлось разгружать. Через 2:30 остановливаемся у нарзанных источников и решаем здесь ночевать. Высота 2650 метров. У источников стоят постройки и есть ванны для купания. Местные предприниматели могут предоставить баню (а может и не могут, нам стоящая рядом другая группа сообщила эту информацию).

12 июля. пер. Балкбаши(1А)

Выходим в 8:00. Солнечно и тепло. Дорога продолжает идти вдоль правого берега, но через 5 минут заканчивается и начинается тропа. Проходим первый правый приток реки, через 10 минут слияние притоков реки Битюктебекол. После этого тропа не совсем очевидна и мы уходим медленно набирая высоту дальше вдоль правого берега. Как оказалось лучше было выйти сразу наверх и идти по ребру бугра между двумя притоками. Подсечь тропу сразу не получилось, но рельеф хороший и идти удобно. На высоте 3400 метров подсекаем хорошо набитую тропу (рис. 3), которая и выводит на перевал. Через 4:45 минут от с начала движения выходим на перевал Балкбаши (рис. ).

Рис. 1: Тропа на перевал стороны р. Уллухурзук

Рис. 2: на перевале Балкбаши(1A)

Рис. 3: Вид на перевал со стороны ледника Уллучиран

Рис. 4: контрольная записка с пер. Балкбаши

На перевале встречаем группу велосипедистов совершающих поход 6 к.с. Решаем посидеть отдохнуть, т.к. погода и позволяет. Едим сюрприз и фотографируемся на фоне Эльбруса и ледника Уллучиран. Выходим через 40 минут в 14:25. Группа, которую мы встретили у источников, прошедшая этот перевал вчера, сказала, что бродить Кызылкол можно только с утра, так как днем течение уже смывает, и что есть возможность перейти на другой берег по леднику Уллучиран. О такого рода маршруте я читал и в других отчетах. С перевала Балкбаши это тоже казалось возможным.
С перевала идет хорошая набитая тропа. По ней спускаемся до места, где тропа подходит в моренным валам (рис. 3) и по 30 градусному склону спустились на ледник. Через 1,5 часа после начала спуска садимся обедать на леднике. Разведка показывает, что переходить ледник очень проблематично. По леднику течет река. Без кошек бродить ее в узких местах местах опасно, так как склоны реки крутые, в других местах река сильно разливается и перейти ее не представляется возможным. Поэтому надо либо переходить сильно выше по леднику, либо идти вниз по тропе и бродить реку рано с утра. Мы решаем пообедать и возвратиться на тропу. Через 1,5 часа уходим с обеда. Спускаясь на ледник потеряли очень много по высоте и долго выбираемся обратно на тропу. Группа как этому моменту очень устала и как итог только через 1:45 снова выходим на тропу. За час по хорошей дороге спускаемся к перевалу Бурунтыш, по дороге перейдя левый приток Кызылкола. К этому моменту стемнело и появился туман. Тропа стала незаметной и мы решаем не идти до слияния притока и Кызылкола, а спуститься напрямую к Кызылколу, который был еще хорошо виден. В 21 час встаем на ночевку на левом берегу Кызылкола.

13 июля

Встали в 4:00. Быстро собираем лагерь и начинаем бродить реку. Из-за темноты оптимальное место переправы было выбрать сложно. В итоге брод примерно по колено и сильное течение - бродим стенкой. Днем там брод не представляется возможным. За час переправляемся и снова ложимся спать. Подъем в 8:00, выход в 10:00. Солнечно. Поднимаемся на плато на правом берегу Кызылкола. По краю плато, ближе к реке, идет хорошая тропа. Погода начала портиться набежали тучи, немного капает. За 2 часа 40 минут доходим до базы МЧС, которая находится сразу после впадения правого притока Кызылкола. На базе МЧС спрашиваем про дорогу и чемпиона мира по футболу. Про чемпиона мира МЧСовец зачем то нас обманул, как оказалось впоследствии. Про дорогу говорит, что лучше не доходить до Джилису, а идти сразу на юг по урочищу Бирджаль. В итоге было решено идти этим путем, тем более он короче и по отчетам так многие ходят.
Обедаем на базе. К этому времени погода сильно портится, небо затягивает и начинается дождь. На юг практически сразу после базы уходит тропа на юго-восток на нее мы и сворачивам. Тропа идет по лавовому потоку. Часто ныряет вверх-вниз. От места обеда за 1:30 выходим к р. Бирджалису (рис. 5).

Рис. 5: река Бирджалису. Вид на юг.

Река образует каньон и дальше на юг идем по высокому левому берегу. Тропы к этому моменту практически не было, к тому же налетел туман. Поднимались по приборам. Иногда попадались туры. Условная тропа идет по большому распадку примыкающему к высокому валу на левом берегу Бирджалису. Начиная с высоты 2900 метров тропа стала заметной. За 2:30 от места, где мы вышли к реке поднимаемся до высоты 3058 метров и встаем на ночевку. В результате разведки выясняем, что пора сворачивать на восток и выбираться к реке.

14 июля. пер. Джикаугенкез(1А)

Выход в 9:25. Туман. Поднимаемся на правый берег распадка и выходим на небольшое плато примыкающее к Бирджалису. В этом месте сливаются два притока образующих реку. До него доходим за 40 минут. Левый приток практически пересох. Дальше идем по левому берегу правого притока. Через 25 минут, на высоте 3093 метра, этот приток образуют три ручья стекающих с ледников Эльбруса. По очереди бродим два из них (глубина чуть выше щиколотки). Вдоль левого берега третьего притока и мимо водопада выходим на ледовые поля Джикаугенкез. От брода до полей дошли за 1:15. Там же на небольшой поросшей травой морене обедаем. Пересечь ледник напрямую на юго-восток к перевалу Джикаугенкез мешает река, текущая по вдоль правого борта морены идущей к пику Калицкого. Идем вдоль по этой морене до пика. Только там оказалось возможным перейти реку в месте, где она ныряет под ледник (рис. 6). От обеда до брода шли 1:20.

Рис. 6: пик Калицкого

После брода идем напрямую к пер. Джикаугенкез. По пути множество мелких речек на леднике, иногда попадаются снежные болота. За 40 минут доходим до закрытого ледника примыкающего к перевалу (рис. 7). Взлет перевала представляется собой закрытый ледник крутизной до 25 градусов. Бергшрунд стаял. У самого выполаживания наверху начинается осыпь. По снегу поднимаемся в лоб. Тропежка на глубину 20-25 сантиметров. Поднимаемся до начала осыпи, где начинается тропа, траверсом выходящая на перевал. Путь от начала закрытой части ледника до перевала занял 45 минут. В 17:17 группа на перевале Джикаугенкез (рис. 8).

Рис. 7: Вид на перевал Джикаугенкез со стороны ледовых полей

Рис. 8: группа на перевале Джикаугенкез(1A)

Рис. 9: спуск в долину Субаши

Рис. 10: записка с перевала Джикаугенкез

Вниз налево через небольшое ребро с перевала уходит хорошо набитая тропа. По ней за 40 минут спускаемся до слияния притоков реки Субаши, где находятся первые оборудованные стоянки (рис. 9).

15 июля

Выход в 8:55. Солнечно. Тропа идет по левому берегу, но через 5 минут переходим на правый берег по снежнику. Там тропы расходятся в разные стороны, выбираем ту которая идет подальше от реки. Через 40 минут подходим ко второму правому притоку Субаши. Высота 2890. Дальше тропа идет вдоль правого берега (рис. 11)

Рис. 11: тропа вдоль Субаши

Рис. 12: место для брода Мкяры

Рис. 13: брод Мкяры

Много коров и лепешек. Через 1 час подходим к месту где тропа уходит резко вниз к слиянию р. Мкяры и р. Субаши. Мы же уходим траверсом по турьим тропам на юго-запад вдоль Мкяры. Крутизна берега до 20 градусов, склон травянистый. В дождливую погоду следует быть очень аккуратными. Через 30 минут выходим к реке у слияния Мкяры и Мукала. Вдоль левого берега Мкяры идет тропа. Место для брода на правый берег находим в 150 метрах от выхода реки из каньона (рис. 12). Брод максимум по колено, можно переходить по одному. Погода портится, идет дождь и туман. Поиски брода, отдых и сам бродя заняли час. Дальше поднимаемся наверх до места где Мукал уходит в каньон. Начинается выполаживание и решаем пообедать и ставить лагерь. От брода до места ночевки 30 минут ходового времени.

16 июля. пер. Сылтран(н/к)

В 10:34 выход. Идем вдоль левого берега реки Мукал. Через 35 минут бродим левый приток реки. Течение сильное, бродим стенкой. Отсюда открывается вид на перевал. Дальше хорошо набитая тропа ведет на перевал. Отсюда открывается вид на подъем (рис. 14).

Рис. 14: вид на перевал Сылтран

Рис. 15: на перевале Сылтран(н/к)

Рис. 16: записка с перевала Сылтран

Рис. 17: озеро Сылтранкель

От брода до перевала идем 1:30. Седловина широкая, есть вода и площадки под палатки. Решаем сбегать в радиалку на ближайшую вершину 3539 м. По пути смотрим виды с перевала Сылтран Восточный(1А). На самой вершине облачно, но иногда облака разгоняет и открывается красивая панорама на долину реки Верхний Баксан и озеро Сылтран. Через 1:20 начинаем спуск к озеру Сылтран. Тропа идет вдоль обоих берегов ручья, стекающего с перевала. Через 40 минут на озере (рис. 17). На озере много групп и площадок под палатки. Обедаем и ставим лагерь.

17 июля

Выходим в 8:55. Тропа пересекает реку Сылтрансу в месте где она вытекает из озера и дальше идет по правому берегу. 2,5 километра тропа круто спускается по моренным валам с большими камнями и скорость спуска небольшая. После них выполаживание и хорошо набитая тропа спускается в Верхний Баксан. Дорога от озера до поселка заняла 3:30. Из поселка уже можно поймать машину и доехать до Терскола, где есть множество машин чтобы уехать в Нальчик или Минеральные воды.

Выводы и рекомендации

В итоге был пройден ненапряженный маршрут в короткие сроки. Новички получили представление, что такое горы, другие получили хорошую акклиматизацию. При этом прошли необходимый километраж и набор препятствий. При этом не лучшим решением было брать перевал Балкбаши с перепадом высот больше 1000 метров уже во второй день - многим не хватило акклиматизации. При планировании маршрута в этом районе нужно учитавать невозможность брода Кызылкола, кроме как рано утром.

переправа через Кызылкол

От пер. Бурунташ к месту удобной переправы через Кызылкол ведет набитая тропа, которая выводит к нескольким большим камням. Психологически там для новичков, конечно, страшновато будет, хотя расстояние между камнями не более 1,5 м - поток очень мощный. Возможно организовать страховку и переброс рюкзаков. Переправлялся там не раз в любое время суток. Дальше начинается подъем на плато Ирахитсырт, по которому идет дорога к нижней переправе-уже на левый берег Кызылкола. А если пойти через плато к Эльбрусу-выйдешь как раз на левый берег Бирджалысу.