Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор статьи: Александр Лавриненко (Одесса, Украина)

Аккая (Безенги, Скалистый хребет). Маршрут Лавриненко

Аккая, м-т Васильева free за день, май 2007.

Аккая, м-т Васильева free, июль 2005.

Аккая, зима 2003.

Статья печатается с разрешения Проект ALP

Скалистый хребет - передовой хребет северного склона Большого Кавказа, в западной и центральной его части. Тянется от реки Белой (бассейн Кубани) на 375 км почти до Терека. Высота на Западе 1200—1700 м, на Востоке до 3000 м, наибольшая высота 3646 м (г. Каракая, между реками Чегем и Черек). Скалистый хребет представляет собой куэсту (с крутым обрывистым южным и пологим северными склонами), рассеченную многочисленными узкими долинами бассейна рек Кубани, Терека и других на наклоненные к С.-С.-В. плато. Развит карст.
(Текст из Большой Советской Энциклопедии).

Скалистый хребет. В центре - сыпуха под спусковым кулуаром. Справа - Каракая. Аккая - еще правее за границей фото.

В альпинистском плане – самый перспективный район между ущельями Безенги и Чегем, но возможно стоит поискать отдельные стены восточнее и западнее. Стены крутые, с многочисленными нависаниями. Внешне напоминают слоеный пирог, слои отличаются по цвету и прочности. Много полок, образовавшихся при разрушении более мягких слоев (глинистых сланцев, мела).

Микрорельеф богатый, но несколько беднее, чем в Крыму.

Район перевала Думала – вершины Аккая и Каракая – самое высокое место Скалистого хребта. Аккая, в отличие от Каракаи, не имеет четко выраженной вершины, есть несколько повышений в общей гряде, незначительно отличающихся по высоте. Перепад стен от 450 до 750м, но эти цифры, так же как, и абсолютные высоты вершин, требует уточнения.

Панорама массива Аккая с запада на восток из села Безенги (Каракая чуть западнее, скрыта за Аккаей, перевал - еще чуть западнее).

Альпинистское освоение началось сравнительно недавно, в 1979 году, и пошло необычным путем – традиционно, в новом районе сначала идут простые маршруты (как говорят за нашей западной границей – normal route).
Здесь все было иначе – провели сразу Чемпионат Союза, всем пройденным маршрутам присвоили категорию 5Б. Реально, по сложности и протяженности эти маршруты отличаются, иногда существенно.
Второй раз про район «вспомнили» аж в 2003 году. Сначала зимой – 2 питерские команды: команда В.Шамало прошла вариант маршрута Васильева, команда К. Корабельникова – первопрохождение с выходом верхней части на маршрут Васильева.
Летом 2003 года на Ак кае прошел Чемпионат России, первопрохождений не совершалось. В 2005 году в июле Макс Костров, Кирилл Фильченков и Алексей Осипов прошли м-т Васильева свободным лазанием, весной 2007 года В. Белоусов и А. Новиков еще раз прошли м-т Васильева, а харьковчане Полтавец Е.И., Сипавин В.В., Шапошников М.И. прошли м-т Бершова.

На маршруте Бершова.

Зимой 2009 мы заинтересовались этим районом, и в начале марта прошли новый маршрут по ЮЗ бастиону, правее м-та Васильева.

Каракая (слева) и Аккая (справа). Фото с дороги от села Безенги на перевал Думала.

Выбор Юго-Западного бастиона неслучаен – снега на нем зимой меньше, чем в других местах, подходы короче, и на тот момент мы располагали хорошей фотографией только этого участка стены.

На вершине Аккаи.

Дальше активность в районе несколько выросла – осенью того же года сборная Украины в составе: Е. Полтавец (Харьков) А. Лавриненко (Одесса) М. Поляков (Одесса), прошли первопрохождение стены г. Кара кая (3646). Вообще нормально? В центре Кавказа, в 5-ти км от дороги, в 21 веке стоит гора 3646 с непройденной стеной более 700 м? Думаю, такого даже в Гренландии не бывает.
В 2010 харьковская команда (Е.Полтавец, А Заколодний, Л. Дегтярев) прошла еще один маршрут на Каракаю, в этот раз по центру стены. Несмотря на то что оба маршрута логичны, идут по наиболее безопасным путям, сложность обоих – 6А (1000 м VI A3/А4).

Альпинистские возможности района.

Район всесезонный. Конечно, надеяться на хорошую устойчивую погоду в ноябре или в маю не стоит, но погодные окна бывают. Скалистый хребет не в погранзоне, пропуска заранее заказывать не надо. Летом можно совершить скальные восхождения на Аккаю и Каракаю, и перебраться в альплагерь Безенги – транспорт не проблема, недалеко и недорого. Весной – хорошая возможность расходиться перед сезоном. Зимой не так холодно и снежно, как в Приэльбрусье. Протяженность стены Аккаи в ширину около 8 км, а маршрутов всего 10.

Аккая Центральная и 2-я Центральная.

Возможности для первопроходов очень большие. Порода по прочности не хуже чем на Ерыдаге. Логичных линий может получиться еще с десяток!

Аккая Центральная.

Спуск – по кулуару, левее Каракаи. В непогоду камнеопасно! Зимой может быть лавиноопасно.

Спусковой кулуар. Вверх можно аккуратно пешком. Вниз с рюкзаками и по сырой погоде лучше подстраховаться кое-где.

Список существующих маршрутов (в скобках рейтинг скального класса Чемпионата России 2003 года):

АККАЯ
Аккая Восточная м-т Кудашкина 5Б (?)
Аккая 2я центральная м-т Хацкевича 5Б (2.05) м-т Михайлова 5Б (2.1)
Аккая Центральная м-т Федотова 5Б (1.6) м-т Тюльпанова 5Б (1.9)
Аккая ЮЗ бастион м-т Шарова 5Б (2.05) м-т Корабельникова 5Б (?) м-т Васильева 5Б (2.0) м-т Лавриненко 5Б (?) м-т Бершова 5Б (1.9)

КАРАКАЯ

М-т Полтавца «Страна туманов» 6А
М-т Полтавца 2010 г «Центральный контрфорс» 6А

Как видно из списка, все маршруты Аккаи имеют одну категорию 5Б, но реально по сложности сильно различаются. Рейтинг скального класса Чемпионата России дает некоторое представление о разбросе сложностей, но на самом деле разброс еще больше.

Новые маршруты: м-т Лавриненко (2009) – фактически 6A, я думаю, очень сильная команда в хорошую погоду, может пройти за 2.5 дня. Маршруты на Каракаю могут занять 3.5-4 дня, опять-таки очень сильной командой и по хорошей погоде. (Стена Каракаи имеет больший перепад высот, нежели у Аккаи - поскольку вершина Каракаи немного выше, а маршруты на Каракаю можно начинать ниже, примерно из "оврага" с черной сыпухой, который нельзя миновать, если пойти от подножья в направлении спускового кулуара - Прим.ред.)

Профиль Каракаи.

Район также может быть интересен скалолазам - недалеко от дороги огромное количество камней для болдеринга, часто с удобными площадками. Можно несколько лет подряд проводить фестивали и соревнования, и ни разу не повториться.

Вообщем, для тех кто любит приключения, и не боится жить в палатке и без теплого душа отличный район.

Как добраться - до селения Безенги, от него вверх, к перевалу Думала по грунтовой дороге. Можно нанять транспорт. Проще всего связаться с АУСБ Безенги и заехать прямо из Нальчика.
Контактные адреса и телефоны: 360004, КБР, Нальчик, ул.Чайковского, 3.
Директор АУСБ «Безенги» Анаев Алий Хусеевич, тел/факс. +7(8662) 775957, +7(928) 700-5489 (моб), бухгалтер Ульбашева Зухра Хусеевна, +7(928) 709-4838 (email: bez@kbsu.ru).

Под стеной и на стене мобильная связь чаще есть, чем нет.

Всем удачи.

Александр Лавриненко (Одесса).

Евгений Полтавец (Харьков).

Тарас Цушко (Одесса).

В статье использованы материалы и фотографии Евгения Полтавца (Харьков) и Тараса Цушко (Одесса).

Ещу раз об Ак-Кае

Я очень рад, что весь район от Соуха до Кара-Каи осваеваится настоящими альпинистами. В советское время Ак- Кая была излюбленным местом республиканских Альпениад. От 100 до500 участников поднимались на ее вершину,конечно же, с северной стороны, которая видна из Нальчика. Я начиная со школьных лет поднимался во все времена года, один, вдвоем, со своими учениками(когда был завучем сш№10 г. Нальчика) и конечно, в составе Альпениад. Очень красивая вершина. Когда был один, то чуть не сорвался при подъеме на верхний бастион. Восхождение с севера не требует альпенистского снатяжения и навыков. Подъем осуществляется от селения Кара-су по дороге вверх по ущелью, а затем на большой поляне по склону лесистой горы по левому ответвлению ущелья. По правому протекает река Кара-су и там нет прохода. После непродолжительного подъема по узкому живописному ущелью с маленьким ручейком через каменистый распадок выходишь к первой большой кошаре. Там до осени живут чабаны , а значит есть родниковая вода и айран. Оттуда по сепантину, проложенному за сотни лет скотом, подъем к верхней поляне с двумя летними кошарами. В правой мы в 10 кл. встечали Новый год, с трудом раскопав ее от снега. От кошары траверсом по правому склону выходишь на седловину и взяв последний крутой лоб выходишь к двум скальным поясам, в которых есть проходы,через них выход к башне, которая и является вершиной. Она очень ярко выражена. Раньше там оставляли всякие памятные доски и бюсты Ленина. С ностальгией по прошлому, израильтянин Валера (60лет).

Заблудились в Аккаях

Уважаемые коллеги. В данном районе четыре ярко выраженные вершины: Аккая, Бодула и две Каракаи. Наиболее выраженная, отдельно стоящая, видна со всех сторон - Аккая. Прошу более не писать фигню типа "Аккая не имеет явно выраженной вершины". Кому интересно, обращайтесь на elavia_sop@mail.ru скину фоты.

Спуск

Если наверху погода пасмурная или если темно - спуск найти крайне сложно. Мы в облаке чуть в какое-то ущелье не учесали, шум реки внизу слышали. До сих пор не пойму куда. Хорошо, что вовремя одумались и не стали спускаться, а вернулись в район гребня и дождались пока развеет.

Также рекомендую при заезде в район прогуляться в сторону спускового кулуара (его в сухую погоду летом да налегке без всяких страховок проскочить не проблема, я туда на разведку сунулся и хорошо сделал - на спуске сразу узнал и были уверены, что спускаемся куда нужно).

Кстати - местные козлы, похоже, проходят полками прямо через маршрут Васильева - пересекая его снизу слева - вверх направо. Мне попадалось ихнее гуано на самой здоровой полке где-то в 5 веревках ниже вершины.

Сергею Рязанцеву

Эту карту я видел, так же видел много других карт этого района. Я незнаю на какой Аккае Вы были, но явно на какой-то другой. Все названия вершин в статье - соответствуют классификатору маршрутов на горные вершины ФАР 2008г.

Заблудились в Ак-Каях

Даю карту района: http://mapk38.narod.ru/map1/ik38027.html Из описаний следует, что участники штурмовали жандармы и бастионы хребта АХКАЯ. 1-е фото правильно указывает на Каракаю, но их две и обе почти одной высоты и соединены перемычкой 1км, на которую выводит Спусковой кулуар. Колуар в нижней части скорее камин с пробками и водой и объективно опасен. Не хотел мокрым его проходить, справа 300м прямой угол лучше. На всех фото нет Аккаи. И одесситы не знаю на каком пупке стоят. У Аккаи вершина-скальная башня 3350м, с юга всего 6м, с севера 30м. Стоял на ней 5раз. Вершина ярко выражена, хорошо видна из Нальчика, как и обе Каракаи. На юг Аккая соединяется перемычкой с Бодулой 3359м. На фото "Ак кая 2-я центральная" очень похожа на Бодулу.

!

Ребята не топографы, а альпинисты. Ну и что, что один пупырь выше другого. Стена красивая пройдена. А где именно там вершина - не на высшую точку СССР ходили. Ак-Кая развалюха. Сусковой кулуар - ацтой. Маршрут длинный. Воды летом нет и под стеной, и на вершине, и тем более на маршруте.

Спасибо!

А как там с водой?

Спуски - это важно!

В сентябре 2009 с водой было отлично, даже перебор. Под горой текут ручейки и речушки. В тумане искали спук 2 дня. И не нашли, спустились как получилось. А получилось 2 дня идти и выйти в 40-а км. от начала маршрута.