Руководитель: М.Голубев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Архызу (Зап. Кавказ) в июле 2010 г. 2-й и 3-й этапы

Продолжение. Начало (1-й этап похода) здесь

Разбираем и раскладываем по рюкзакам заброску, и идем по грунтовой дороге правого берега Б.Лабы до селения Пхия. Часть пути нас подвозит лесовоз. В Пхии тоже погранзастава, проверка пропусков.

В Пхие есть магазинчик с консервами, хлебом (иногда), конфетами, алкоголем и т.п., а также с карточками связи – в местном таксофоне можно позвонить (связь спутниковая, очень плохая, ловит кое-как). Сотовой связи нет вообще.

В 500 м выше селения Пхия дорога переходит на ор. левый берег Б.Лабы. Недалеко от моста ставимся на ночевку в сосновом лесу.

Пер. Воронцова-Вельяминова + пер. Азимба (связка, 2А) – пер. Олежек (1А)

Описание дается от долины Б.Лабы до долины Псыш

21 июля

По автомобильному мосту в 500 м выше сел. Пхия переходим р. Бол. Лаба на левый берег. Дорога очень плохая, разбитая, и к тому же почему-то на протяженных участках служит руслом для одного из рукавов Б.Лабы. В таких случаях идем по высокому сухому краю дороги. Но все равно приходится регулярно переходить «дорогу» вброд, поэтому идем кто в кроссовках, кто вовсе в шлепанцах, ботинки в рюкзаке.

Частично до реки Санчара нас подвозит попутный ГАЗ-66. Санчару он с трудом переезжает вброд. Выше по ее течению, по словам местных рыбаков, есть пешеходный мостик.

Дальше дорога очень плохая, только для «Уралов». Начался проливной дождь, растянули тент и ждем его окончания, но видно, что это надолго. Повезло: вверх по долине поднимался «Урал» пограничников – на заставу у устья р. Бурной, куда нам и надо.

Где расположены пешеходные мосты и тропы, сказать не можем. Дорога шла первые 3-4 км по левому берегу, затем брод на правый берег, по нему 2-3 км, затем снова брод – на левый берег, там где-то 2 км и еще один брод на правый берег – еще 2 км до р. Бурной. О наличии мостов и о том, как лучше идти по Б.Лабе на участке от р. Санчара до р. Бурной, лучше спросить пограничников в Пхии, или на заставе у р. Бурная. Брод Бол. Лабы пешком, по нашему мнению, очень серьезный, а проделывать его 4 раза подряд – бессмысленно.

Судя по карте, тропа может быть немного выше границы леса на правом борту долины.

На левом берегу р. Бурной, на уютной полянке среди высоченных пихт ставим лагерь. Много мошки и слепней :(. Вечером распогоживается, и даже успеваем посушить 20 минут вещи на солнце, пока оно не зашло за склон.

22 июля

Выходим в 7 утра. На левом берегу р. Бурная, в стороне от реки, текущей в каньоне, нужно найти тропу. После подъема на крутую устьевую ступень, тропа выводит к берегу к прижимам. От места ночевки 3 перехода по 20-40 минут. В этом месте, видимо, должен быть мостик, но его снесло. Найти продолжение тропы на левом берегу не удалось – переходим реку вброд (несложно, по-одному) и находим тропу на правом берегу (Фото 062).

Фото 062. Вид с места, где тропа выходит
на берег р. Бурная и временно пропадает

За 2 перехода по 20-30 минут доходим по тропе до расширения долины – огромной ровной заболоченной поляны (Фото 063). За ней пути расходятся: налево по ходу – к перевалам Дорбун и Дурицкого, направо – к перевалам Браконьеров и Воронцова-Вельяминова.

Фото 063. В средней части долины р. Бурная

Обойдя поляну слева по ходу, переходим реку по снежному мосту и находим хорошую тропу, выводящую в верхний цирк (Фото 064). 30 минут нижнего края поляны. По тропе поднимаемся за 40 минут на выполаживание непосредственно перед взлетом перевала Браконьеров (Фото 065).

Фото 064. Путь в верхний цирк
под пер. Браконьеров и Воронцова-Вельяминова

Фото 065. Место ночевки 22/23 июля у ледника Воронцова-Вельяминова

Площадок мало и они плохие. Делаем разведку. Есть площадки на гребне левобережной морены отступившего ледника, но вода далеко и может быть ветрено. Наилучшими оказались выровненные кем-то площадки на склоне боковой морены (склон пологий). Вода – в ручьях от крупных снежников. Время всего 13:30, но идти дальше смысла нет – взять связку двух перевалов мы можем не успеть, а погода портится (явно близится грозовое облако). Поэтому полудневка, тем более набрано 1000 м высоты, вполне достаточно. На Фото 066 – наш лагерь 22/23 июля на фоне ледника Воронцова-Вельяминова.

Фото 066. Место ночевки 22/23 июля у ледника Воронцова-Вельяминова

Варим грибной суп из белых грибов и подберезовиков, собранных утром в лесу в нижней части долины.

Вечером непогода прекращается, и с гребня морены, что в 5 минутах от лагеря, любуемся супер-закатом (Фото 067).

Фото 067. Закат 22 июля

23 июля

Выходим в 8.20 утра.

Решаем в тренировочных целях подняться на верхнее плато ледника Воронцова-Вельяминова не по классическому пути (на котором есть камнеопасный участок – летят камни из скального кулуара), а по ледовому склону с провешиванием перил.

За 15 минут подходим по снежному склону ко льду. Около 30 м лед 15 градусов, идем пешком, далее становится круче – около 20 градусов: начинаем вешать перила. Всего провешено 5 веревок по 50 м, расположение которых указано на Фото 068:

Фото 068. Путь подъема на ледник Воронцова-Вельяминова

Ориентироваться в трещинах лидерам было тяжело, поэтому получились такие зигзаги. Крутизна льда в основном была около 25 градусов, но было 2 сложных участка: 2м х 70 градусов, 5м х 45 градусов, которые лидер проходи без рюкзака. Остальные участки пройдены лидером с рюкзаком. На перила ушло около 3 часов.

Фото 069, 070 сделаны во время подъема по льду:

Фото 069. При подъеме по льду на плато л. Воронцова-Вельяминова

Фото 070. При подъеме по льду на плато л. Воронцова-Вельяминова

Последняя веревка была закреплена на станции из двух ледорубов на снежнике (крутизной около 25 градусов). Отсюда в связках посередине между льдом слева и скалами справа выходим на выполаживание ледника – его плато. Открывается наш перевал Воронцова-Вельяминова (Фото 071).

Фото 071. Пер. Воронцова-Вельяминова с севера

За 30 минут подходим по монотонно пологому снегу (5 градусов) под перевальный взлет.

К западу от ледника на осыпях сверху от контрфорса явно есть площадки и вода (Фото 072). Кроме того, очень похоже, что на плато ледника можно выйти, обойдя этот контрфорс с запада. Всё это требует дополнительной разведки.

Фото 072. На леднике Воронцова-Вельяминова.
Слева на осыпях, похоже, есть площадки.
А к западу от контрфорса, вероятно, есть простой обход языка ледника.

Перевальный взлет сначала снежный (200м х 20-25 град., 50м х 30-35 град.), затем крутой осыпной с выходами скал (200м х 25-30 град.), затем пологий осыпной (50м х 10град.). Подъем занял около 40 минут.

Седловина – широкий скально-осыпной гребень. Сняли записку группы из т/к Планета, 8 чел., рук. Новиков С.П., 04.05.2010, 2 к.с.

Первое, что бросается в глаза выйдя на перевал – интересное озеро у языка ледника Азимба (Фото 073).

Фото 073. Озеро у ледника Азимба. Вид с пер. Воронцова-Вельяминова

Также видны перевалы Азимба (наш следующий) и Аманауз Северный (Фото 074).

Фото 074. Верховья л. Азимба

С перевала по крутой осыпи ниже скал выходим на закрытый ледник Азимба (Фото 075).

Фото 075. Выход с пер. Воронцова-Вельяминова на л. Азимба

Далее по пологому склону выходим к короткому (10 м) крутому осыпному взлету пер. Азимба (Фото 074) и выходим на седловину – узкий скальный гребень.

Сняли записку той же группы, что с пер. Воронцова-Вельяминова.

С перевала красивый вид на мощную вершину Аманауз (Фото 076).

Фото 076. Вершина Аманауз с пер. Азимба

Спуск с перевала начинаем прямо вниз по крупной крутой живой осыпи к характерной скале, которую надо обойти справа (Фото 077).

Фото 077. Начало спуска с пер. Азимба на юг

Далее по крутому узкому осыпному кулуару выходим на крутой осыпной склон (камнеопасно, каски, плотная группа!), и по нему – на снежный склон, который, выполаживаясь, выводит на ровный надежно закрытый ледник Аманауз (Фото 078).

Фото 078. Путь спуска с пер. Азимба на ледник Аманауз

Время 14 часов, погода портится (что-то поздновато :). Проходить ключевой участок спуска – обход ледопада – уже поздно, нужно посмотреть, насколько обход технически труден. Поэтому ставим лагерь на хороших ночевках над ледопадом (Фото 079).

Фото 079. Место ночевки у ледника Аманауз

От пер. Азимба шли около 1 часа ЧХВ. Высота 2950 м. Местность для Архыза нехарактерная – довольно высоко, сильное оледенение, все напоминает верховья Приэльбрусья, Чегема (Фото 080, 081). Утром красивый рассвет (Фото 082), правда, не предвещающий хорошей погоды.

Фото 080. Ночевка у ледника Аманауз. Вдали перевал Минский (2Б*)

Фото 081. Ледопад Аманауз

24 июля

Фото 082. Рассвет 24 июля

Выходим в 7 утра. Возвращаемся немного в сторону перевала Аманауз, к удобному месту выхода на ледник (прямо к леднику от ночевок - обрывы). На леднике связываемся и идем по левой стороне. Когда осыпь слева переходит в отвесные скалы, крутизна склона увеличивается. Справа открывается лед, полоска снега вдоль скал сужается. Открывается осыпная полка, по которой можно выйти в долину (Фото 083). До полки вешаем 50 м перил по снегу крутизной около 30 градусов. Можно пройти и на три такта, но снег выводит на лед, под которым скальные обрывы – лучше подстраховаться.

Фото 083. Обход ледопада Аманауз

По полке выходим на осыпные склоны с участками снежников и доходим до озера у языка ледника Аманауз (Фото 084).

Фото 084. Озеро у языка ледника Аманауз

Погода начинает портиться, но ставить лагерь спустя час после выхода – очень не хочется. Хотя мест для палаток много.

Потому идем дальше к тропе, которая выводит в долину Аманауз через соседний цирк (спуск прямо от ледника очень трудный) Путь к тропе, и путь по ней до отрога отмечен на Фото 085.

Фото 085. Путь от ледника Аманауз к тропе для выхода в долину Аманауз

Тропа выводит на отрог, немного спускается по его гребню, затем выводит в небольшой цирк. Далее она уходит вниз в долину Аманауз, но нам туда не надо – наш следующий перевал – Олежек, ведущий в долину р. Белая (Фото 086).

Фото 086. Общий вид перевалов Аманауз, Азимба, Браконьеров, Дурицкого, Олежек

Потому сворачиваем влево, в направлении видимого пер. Олежек (Фото 087).

Фото 087. Пер. Олежек с востока

Путь подъема на перевал Олежек с востока отмечен на Фото 086, 087. Взлет перевала – очень протяженный, широкий тр.-ос. кулуар (400ч х 25-30град., в верхней части до 35 град.). Очень тяжелый подъем.

Седловина – неширокий тр.-ос. гребень. В туре записка группы из г. Николаев, Украина, рук. Мартынов (?) С.В., 20.07.2008. Они сняли записку группы из СПб, которая считала, что это пер. Тольятти, а пер. Олежек южнее. Однако южнее других перевалов 1Б, да и 2А, нет, поэтому Олежек и Тольятти – один перевал.

С пер. Олежек спускаемся вправо, в обход крутого снежника, по крутой живой осыпи (300 м, 30-35 град.) до снежника (Фото 088), далее по снежникам и осыпям выходим в сухой цирк верховьев р. Белая, под пер. Дорбун (но спуск с пер. Дорбун не в этот цирк, а в следующий на запад!).

Фото 088. Пер. Олежек с запада

Фото 089. Восточный цирк верховьев р. Белая

Временно появляется сотовая связь (Архыз на прямой видимости). Спускаемся далее по крупноглыбовому курумнику, рододендрону – очень осторожно и медленно. Долго ищем проход к тропе с перевалов Дорбун, Аюлю, но безуспешно. Льет дождь, склоны сырые, время 17 часов, «ломиться» вниз по долине опасно – можно в темноте застрять в джунглях криволесья. Поэтому ставим лагерь на не очень ровной поляне у чистой речки, выше зоны криволесья (Фото 090). Всё насквозь сырое.

Фото 090. Место ночевки 24/25 июля в долине р. Белая

25 июля

Утром погода хорошая. Выходим в 9 часов. Пробиваемся 2 часа через чрезвычайно труднопроходимые «джугнгли» березового криволесья и рододендрона. Вверх тут пройти, пожалуй, вовсе невозможно. Местами попадается старая тропа, но сразу теряется, и очень заросшая. Измотанные, спускаемся к основной реке Белая, переходим ее вброд (несложно), и выходим к тропе на ор. левом берегу (Фото 091).

Фото 091. Путь к тропе в долине р. Белая

На солнечной полянке на берегу чрезвычайно чистой реки Белая (Фото 092) устраиваем просушку.

Фото 092. Река Белая. Потрясающе чистая вода!

По хорошее тропе на левом берегу р. Белой спускаемся в долину Псыш к грунтовой дороге (40-60 минут). Идем вверх по долине (р. Белую переходим по уложенным бревнам) до погранзаствы (метров 500 от р. Белая). Забираем заброску, и после проверки пропусков разбираем ее сразу за заставой. Параллельно сушимся и едим персики, ананасы, торты и т.п.

Вечером, тяжело груженые, идем вверх по грунтовой дороге на левом берегу Псыша до капитального пешеходного моста. Почти сразу за мостом, после участка леса – широкая поляна с запертым домиком. Очень заболочено, много мошки, потому идем дальше. Для ночевки выбираем плёс на берегу Псыша. Место открытое, зато нет мошки, красивые виды, и нет густой травы, под палатками сухо.

Фото 093. Ночевка в долине Псыш 25/26 июля

Пер. Траверсный + Чучхур (связка, 1Б)

Описание дается от долины Псыш до Зелёных озер в верховьях долины Кизгыч

26 июля

Выходим в 8 утра. Идем по лесовозной дороге правого берега Псыша. Скоро дорога уходит влево по ходу куда-то на склон (видимо, к делянке). Дальше идем по тропе, которая часто теряется. В просвете леса открываются вершины верховьев долины (Фото 094).

Фото 094. Долина Псыш

За 3,5 часа «грязного» времени доходим до устья р. Кишлаусу. Чем она была ближе, тем тропа становилась хуже. За 50 м до р. Кишлаусу тропа («уже скорее следы недавно прошедшей группы») вывела прямо в реку Псыш, видимо тут группа делала брод. Мы же прорываемся через чудовищно труднопроходимые джунгли к р. Кишлаусу. Реку не без труда переходим вброд. Далее тропы нет, но лес более-менее проходимый, бывают безлесые участки с камнями – по ним идем быстро. Но скоро склон снова становится поросшим джунглями криволесья, к тому же крутым. Подлесок – рододендроны. В течение 4 часов пробираемся по жаре через джунгли – необычайно, невообразимо тяжело! Каждый метр склона приходилось брать буквально в ожесточенной схватке с лесом. В итоге выходим за поворот ущелья, выходим из леса. Открывается пояс скал, за которыми находится ледник Огары (Фото 095).

Фото 095. Долина Секиртме выше зоны леса

Идем еще около часа по альпийскому высокотравью до места слияния истоков р. Секиртме (Фото 096).

Фото 096. Место ночевки в долине Секиртме

Обессиленные, в 18 часов ставим там лагерь. Еще 40 минут приходится равнять площадки. Но здесь место посуше и похолоднее, чем сразу за лесом – и потому меньше мух. Да и виды гораздо лучше (Фото 097).

Фото 097. Вид на ледник Буша с ночевки

27 июля

Скальный участок прямого подъема на л. Огары к пер. Чучхур нам не понравился – решили пройти туда более интересным путем – через пер. Траверсный с ледника Буша на ледник Огары и далее на перевал.

Выходим в 7 утра. Выше слияния истоков переходим правый исток р. Секиртме и идем по пологим травянистым склонам в направлении водопадов под острой скалой (Фото 098).

Фото 098. Путь к л. Буша от места ночевки

Далее обходим слева по ходу выходы скал и по пологому кулуару с ручьем, а затем по моренам выходим к снежнику на правом борту ледника Буша (Фото 099). От места ночевки 2 часа ЧХВ.

Фото 099. Путь по правому борту л. Буша

По снежнику в связках подходим к относительно крутому участку с выходами льда. Идем слева по ходу от разорванного ледового лба и по выходим на плато под перевалами Траверсный и Чучхурская щель (Фото 100). Наиболее крутой участок – плотный фирн 100 м 30 градусов с 5 м участком льда. В конце лета льда здесь будет больше.

Фото 100. Обход крутого участка

После крутого участка оказываемся на небольшом ровном участке закрытого ледника. Влево – крутой снежный склон и скальная стенка с водопадом, это пер. Траверсный. Прямо – перевал Чучхурская щель (Фото 101).

Оставляем рюкзаки под перевалом Траверсный и идем в связках радиально на пер. Чучхурская щель – это недалеко (20 минут налегке), и очень интересно в плане видов на верховья долины Кизгыч.

Фото 101. Пер. Чучхурская щель из-под пер. Траверсный

Поднимаемся по снежному склону в обход бергшрундов до выполаживания – мини-плато, зажатого с двух сторон скальными стенами. В конце – крутой осыпной взлет 50 м. На Фото 102 – панорама с перевала:

Фото 102. Панорама с пер. Чучхурская щель на восток

Фотографируемся, любуемся видами и возвращаемся к рюкзакам под пер. Траверсный. Его перевальный взлет и путь подъема обозначен на Фото 103:

Фото 103. Пер. Траверсный с ледника Буша

Крутизна снега в верхней части не менее 35 градусов. Со снега осторожно переходим в мини-рантклюфт, за которым неширокая, но удобная полочка. По ней влево 3 м, где она расширяется. Тут может спокойно стоять 2-3 человека. Обнаруживаем намертво вбитый мощный крюк. Через него – страховка лидеру, который провешивает веревку без рюкзака. Налегке лазание несложное, хотя крутизна скал 50-60, местами 70 градусов. Зацепки удобные. Но все равно лидер делает 2 промежуточные точки на крюках. Общее движение – влево-вверх, вдоль водопада. При таком направлении камни летят в кулуар с водопадом, не доходя до нижней станции.

Седловина перевала – среднеосыпная площадка, к которой спускается край ледника Огары (Фото 104).

Фото 104. Седловина пер. Траверсный

Сняли записку группы из Армавира, рук. А.Роньжин, 4 чел., 24.08.2009.

После перекуса выходим на ледник Огары (связки! есть трещины) и пересекаем его с небольшим сбросом высоты по направлению к перевалу Чучхур (Фото 105). На седловину поднимаемся по пологому осыпному склону.

Фото 105. Пер. Чучхур с запада

Седловина пер. Чучхур широкая мелкоосыпная. Есть площадки, но вода далековато – где-то на осыпях со стороны л. Огары что-то журчало. Сняли записку группы из г. Бердянска (Украина), рук. Сыромятников В.А., 10 чел., 07.09.2009.

С перевала красивейший вид на Зеленые озера, вершину София (Фото 106).

Фото 106. Панорама с пер. Чучхур на восток

С перевала спускаемся (Фото 107) сначала прямо вниз по зигзагам неплохой тропы на мелкоосыпном склоне крутизной около 20 градусов. Затем сворачивает направо-вниз и по хорошей полочке среди гладких скал не доходит метров 10 до снега. Видимо, раньше снежник доходил досюда, но теперь с рюкзаком вниз тут на снег не выйти – скалы не очень крутые, но гладкие, опасно. Доставать веревку и надевать снятые на перевале системы не хочется. Возвращаемся к месту поворота тропы, где можно снять рюкзаки, и делаем разведку. Прямо вниз – скалы. Наиболее простой путь – траверсировать перевальный взлет влево, и там по очень неприятному кулуару выйти на снежный язык, и по нему – на выполаживание снежного склона.

Фото 107. Спуск с пер. Чучхур к Зеленым озерам

Кулуарчик и впрямь очень неприятен (Фото 108). А снежный язык в верхней части имеет крутизну не менее 35 градусов, к тому же снег нераскисший, ступени формируются с трудом.

Фото 108. Ключевой участок спуска с пер. Чучхур

Ниже крутого участка – приятный глиссер прямо до Зеленых озер. Большое озеро обходим слева и на его дальнем берегу ставим лагерь. Вечером – волшебный вид лунной дорожки на фоне вершины Каракая (Фото 109).

Фото 109. Луна, одно из Зеленых озер, и вершина Каракая (район Аксаута)

Вершина София (2А радиально по Восточному гребню)

Перенос лагеря под пер. Кожухова. Описание восхождения

28 июля

Выходим в 9 утра. По пути, отмеченному на Фото 110, поднимаемся к ночевкам под пер. Кожухова, высота которых около 3100 м. Площадки разровнены на бараньих лбах, ниже небольшого ледничка. Вода в ручье из снежников.

Фото 110. Путь от Зеленых озер к ночевкам под пер. Кожухова

Путь занял 1ч 40 мин. ЧХВ. Ставим лагерь и в 12 часов выходим на восхождение – погода превосходная, впереди 9 часов светлого времени. Н.Ветров остался в лагере.

Поднимаемся на восточный гребень Софии по пути, отмеченному на Фото 111:

Фото 111. Путь подъема на восточный гребень г. София

Далее идем к вершине по широкому простому гребню до его сужения до «пилы». От места ночевки около 1,5 часов. Надеваем системы, достаем из штурмовых рюкзаков веревки и скальное снаряжение: закладки (5 шт. разных), 1 френд, несколько разных скальных крючьев, молоток, петли, дополнительные карабины.

Первые 25 м перил показаны на Фото 112:

Фото 112. Начало сложного участка восточного гребня Софии

Далее простой гребень, переходим через небольшую вершинку, и гребень опять сужается, местами до ножа. Всюду есть куда падать, есть участки, где очень страшно, есть, где очень непросто идти. Вешаем по гребню две веревки по 50 м (Фото 113):

Фото 113. Две веревки по острому гребню под вершинную башню

Далее гребень расширяется, можно всем собраться, отдохнуть. Остается 50 м до вершины – крутой гребень, но скалы относительно простые, с хорошими зацепками. Но падать есть куда, поэтому еще 50 м перил (Фото 114):

Фото 114. Последняя веревка до вершины

Вершина – широкая среднеосыпная площадка. В туре записка группы АК Ушба, рук. Люблинский Д.А., 5 чел., 27.07.2010. На Фото 115 – наша группа на вершине.

Фото 115. Группа на вершине София, 3647 м

Хотя время уже 16:30, погода – практически ни облачка. Виды во все стороны – просто супер!!! (Фото 116, 117)

Фото 116. Панорама с вершины София на север-восток-юг

Фото 117. Панорама с вершины София на юг.
Видно Зеленые озера, вершину Пшиш

Спускаемся по пути подъема, провесив перила на тех же участках. Путь обратно занял 2,5 часа.

Пер. Кожухова (2А, 3400 м)

Описание дается от ночевок 3100 м у безымянного ледничка к югу от г. София до долины Ак-Айры

29 июля

Перевал Кожухова был хорошо виден с места ночевки. Важно не перепутать его с соседним, кажущимся более простым и логичным, перевалом Ак-Айры Восточный (Фото 118).

Фото 118. Пер. Кожухова с юга

На самом деле пер. Кожухова правее. К нему ведет широкая простая осыпная наклонная полка в скалах. К полке идем сначала по снежнику (крутизна в верхней части 25-30 градусов), затем по живой мелкой осыпи. Полка хорошо просматривается на Фото 119:

Фото 119. Пер. Кожухова с юга

Выходим в 7:45. Подъем от места ночевки до перевала занял 1 час ЧХВ. Седловина – гребень разрушенных скал. С северной стороны пологая осыпь, на которой удобно разместиться. Связаться в связки удобно на примыкающем к осыпному склону ровном снеге, который через 5 м становится круче и переходит в крутой снежный склон ледника Зап. Софийский. Тур в районе скального выступа с табличкой. Сняли записку группы туристов из Таганрога, 9 чел., рук. Непомнящий С.Я., м/к 0510, 28.07.2010. С этой группой мы встретились вчера, и они стояли лагерем вместе с нами. Они рассказали, как лучше спускаться с перевала Кожухова на север при данной снежной обстановке.

На Фото 120 – вид с пер. Кожухова на север.

Фото 120. Вид с пер. Кожухова на север

Спуск с перевала начинаем, сначала пройдя влево метров 100 по снежной полке, которая расположена к северу от гребня. Далее прямо вниз метров 20 по раскисшему снегу, пока его крутизна не составила 20 градусов и не продолжила увеличиваться (до 30 градусов через еще 20-30 м). Начинаем вешать перила (ниже склон подрезан мощным бергшрундом, куда можно улететь при срыве). При хорошей снежной технике всех участников можно было бы пройти в связках на три такта, но решили не рисковать. Станции – на двух сблокированных ледорубах. При обнажении льда здесь было бы труднее. На Фото 121 обозначены 5 веревок, которые были провешены на спуске с перевала до выполаживания, в обход бергшрундов:

Фото 121. Перила на спуске с пер. Кожухова на север

На выполаживании связываемся и по закрытому леднику Зап. Софийский спускаемся к конечным моренам, а оттуда по крутым осыпям спускаемся к ночевкам Ак-Айры – широкой травянистой поляне, высотой 2830 м (Фото 122).

Фото 122. Пусть спуска с пер. Кожухова к ночевкам Ак-Айры

Спуск с перевала занял 3 часа «грязного» времени. Время 13:30, но решаем ставиться и делать полудневку из-за следующих соображений:

1. У нас большой запас ходовых дней, спешить некуда, т.к. погодя явно установилась.

2. Если погода испортится, мы теперь постоянно будем максимум в полудне хода до долины София, т.к. будем идти перевалы в Софийском хребте – Иркиз, Караджаш, Орленок.

3. Очень красивое место (Фото 123), где очень приятно отдохнуть (хотя мы в общем-то и не устали :) ).

4. У части группы есть желание сделать скальные занятия.

Итак, ночуем на ночевках Ак-Айры. После обеда делаем скальные занятия на скалах у основания вершины Надежда. На ужин, помимо основной раскладки, красная икра по полбанки на человека, дагестанский коньяк, изысканные шоколадные конфеты :).

Фото 123. На ночевках Ак-Айры

30 июля

Выходим в 9 утра. По тропе за полчаса спускаемся на Спартаковские ночевки (Фото 124).

Фото 124. Спуск от ночевок Ак-Айры к Спартаковским ночевкам

Дале по хорошей тропе еще за 30 минут выходим в район водопада среднего истока реки Ак-Айры (Фото 125).

Фото 125. Спуск от Спартаковских ночевок в долину Ак-Айры

После водопада сбросы под тропой заканчиваются, можно спуститься в долину София к «Ледовой ферме» у Софийских водопадов. Но нам надо выше – на пер. Иркиз. Поднимаемся по тропе в левый исток реки Ак-Айры (Фото 126). (хотя за хичинами и айраном гонцы сбегали, пока остальные грели пузо у водопада среднего истока р. Ак-Айры – очень красивый водопад! (Фото 126а))

Фото 126. Подъем по левому истоку долины Ак-Айры под пер. Иркиз

Фото 126а. Водопад среднего истока р. Ак-Айры, почти от тропы

Пер. Иркиз (1А, 2871) + пер. Кёльауш (Крутой) (1А, 2866) +

пер. Караджаш (1А, 3022) + пер. Орленок (1Б, 3024).

Вершина Мингекёльбаши (1Б, 3251 м) радиально с пер. Караджаш

30 июля (продолжение)

Подъем из долинки левого истока р. Ак-Айры на пер. Иркиз (1А) очевиден, проходит по хорошо заметной тропе серпантинами на крутом травянистом склоне (Фото 127). От водопада среднего истока р. Ак-Айры шли около 1,5 часов ЧХВ.

Фото 127. Перевалы Иркиз и Крутой (Кёльауш), Софийские озера – с вершины София

На перевальный взлет шли под внезапно пошедшим дождем (а стороной проходила гроза). Потому на перевале не задерживались, и сразу спустились к большему из Софийских озер – 60 м. У озер много площадок.

Когда спустились, дождь прекратился, поэтому не ставимся, и идем дальше, хотя тут так красиво! (Фото 128)

Фото 128. Большое Софийское озеро

По неплохой тропе, маркированной турами, за 40 минут с незначительным набором высоты выходим на «перевал» Кёль-Ауш (Крутой) (1А). Он не имеет самостоятельного значения, а служит для перехода из долины Кашха-Эчкичат (где Софийские озера) в долину Гаммеш-Чат (где озеро Запятая и пер. Караджаш).

Время почти 18 часов, виды с перевала отличные (Фото 129, 130, 131), а на закате-рассвете обещают быть еще лучше, дней в запасе достаточно – так что решаем ночевать в районе перевала (со стороны р. Гаммеш-Чат это небольшое «плато» из бараньих лбов, присыпанных осыпью есть места для палаток, вода из снежников).

Фото 129. Панорама с места ночевки в районе пер. Кёльауш (Крутой)

Фото 130. Озеро Запятая верхнее на закате
с места ночевки в районе пер. Кёльауш (Крутой)

Фото 131. Вершина София на закате с места ночевки в районе пер. Кёльауш (Крутой)

31 июля

Выходим в 8 утра. За один большой переход 30-50 минут (первые-последние) поднимаемся на пер. Караджаш (1А) по пути, указанному на Фото 132. Бесснежная часть подъема проходит по набитой тропе.

Фото 132. Пер. Караджаш с востока

Седловина широкая, скально-осыпная. Сняли записку группы т/к «Стрижамент», г. Ставрополь, 20 чел., 1 к.с., 30.07.2010, рук. Головко Л.А.

Погода – «миллион на миллион». Рядом обзорная вершина Мингекёльбаши – решаем сходить на нее. С перевала Караджаш 1Б, хотя не труднее 1А, т.е. н/к по альпинистской классификации.

Оставляем рюкзаки в районе перевала и начинаем подъем сначала по пологой крупной осыпи, затем средне- и крупноосыпному склону с большим количеством скальных выходов, которые везде обходятся по осыпи или полкам (Фото 133) к началу северного гребня.

Фото 133. Подъем от пер. Краджаш
к началу северного гребня вершины Мингекёльбаши

Гребень длинный, неширокий, местами узкий, но идется пешком, кое-где с простым лазанием. Подъем до вершины занял 1,5 часа. Вершина – широкая скально-осыпная площадка. Виды во все стороны – впечатляющие! Видно много озер во всех направлениях (Мингекёльбаши – «вершина над тысячью озер»).

Ниже – виды с вершины Мингекёльбаши.

Фото 134. Панорама с вершины Мингекёльбаши

Фото 135. Панорама с вершины Мингекёльбаши

Фото 136. Часть группы на вершине Мингекёльбаши

Спуск с вершины на пер. Караджаш по пути подъема занял полчаса.

Наш следующий перевал – Орленок. Мы хорошо просмотрели его с вершины, и имели подробное фотоописание пути подъема (который неоднозначен) на перевал.

Спуск с пер. Караджаш под пер. Орленок проходит сначала по пологим осыпям и снежникам, затем широкой лощине между бараньими лбами слева и склонами массива Караджаш справа (Фото 137).

Фото 137. Спуск с пер. Караджаш под пер. Орленок

Когда стал просматриваться путь к перевальному кулуару, сильно высоту не сбрасываем, а траверсируем к кулуару крутой травянистый склон (Фото 138).

Фото 138. Путь к кулуару пер. Орленок

Далее подъем по кулуару к седловине, отмеченный на Фото 139:

Фото 139. Пер. Орленок с г. Мингекёльбаши

Кулуар очень узкий, в целом несложный, скально-осыпной. Идем справа от дна по травянисто-скальным полочкам. Иногда и по дну кулуара, по очень живой мелкой и средней осыпи. Камнеопасно, движение в касках плотной группой или серпантинами. На трех участках лазание – в обход скальных пробок в узкой щели кулуара, а в одном месте и проход пробки «в лоб», довольно трудное. Фото с прохождения кулуара:

Фото 140. При подъеме на пер. Орленок с юга

Фото 141. При подъеме на пер. Орленок с юга

Фото 142. При подъеме на пер. Орленок с юга

Седловина неширокая, осыпная. Подъем занял 40 минут. Сняли записку группы из СПб, 14 чел., рук. Носов Г.А., ЦДТ «Охта», 20.07.2010.

Спускаемся с перевала по снежнику средней крутизны, затем осыпям к выполаживанию, где по карте маленькое озеро (Фото 143). Сейчас он видимо закрыто снежником. Спуск занял 20-40 минут. Вода немного выше в ручье среди камней. На выполаживании воды нет, зато отличные травянистые площадки.

Решаем ставиться тут, т.к. в запасе еще 1,5 дня, идти до Архыза полдня, и погода великолепная.

Фото 143. Пер. Орленок с севера

1 августа

Выходим в 9 утра. Спускаемся из верховий балки Орленок в долину Софии. Сначала идем по пологим тр.-ос. склонам верхнего цирка (Фото 144).

Фото 144. Верховья реки Орленок

Через 30 минут выходим к сужению долины – слева по ходу пояс крутых бараньих лбов, справа – скалы массива Караджаш (Фото 145). Идем по крупной осыпи справа от снежника на дне широкой ложбины между скалами. Это единственный проход из верхнего цирка в низовья долины.

Фото 145. Выход из верхнего цирка реки Орленок на ее среднюю террасу

Ложбина выводит на огромный травянисто-осыпной конус выноса. Место опасное! (см. Фото 145) Из небольшого цирка при нас прошел мощный камнепад – повезло, что мы были не на основной линии падения камней (только подходили к верхней части конуса). Камни долетают довольно низко. При подъеме рекомендуем идти максимально справа по ходу вдоль скал. Там есть крутой тр.-ос. участок (150м х 40град.), по которому мы спускаться с рюкзаками побоялись.

Опасный кулуар в верхней части конуса выноса пересекаем с наблюдением, по одному.

Далее путь простой – выполаживающийся тр.-ос. склон. Много живых камней – не нужно спешить! Спуск трудоемкий. В итоге спускаемся под основание конуса выноса, в его ор. левую часть. Есть вода, но места под палатки плохие. Тропы пока нет.

Обходим завал из крупных глыб слева траверсом травянистого склона (Фото 146).

Фото 146. Место появление реки Орленок, озёра Орленок

Находим овечью тропку, которая вскоре сливается с другими тропками в одну хорошую и приводит к кошу у двух мелких теплых озер. Вода в озерах застойная, пить нельзя. Зато неподалеку из соснового леса, растущего на крупноглыбовой осыпи (!), вытекает потрясающе чистая речка – она фильтруется не менее, чем километром грунта и морены. Есть места для палаток. В районе коша тропа поворачивает в сторону соснового леса на левом борту долины, обходит устьевую ступень с водопадом крутыми серпантинами (Фото 147), немного идет вдоль реки, затем удаляется от нее (река в каньоне) и выводит на лесовозные дороги на ор. левом борту долины София. Идти по дорогам не нужно. Тропа маркирована краской на деревьях и выводит к бревенчатому мосту через р. София в верхней части поляны Таулу. От места ночевки 3 часа ЧХВ. В обратном направлении будет раза в 2-3 дольше.

Фото 147. Путь от озер и коша в долинке Орленок
по тропе в лес левого борта долины София

На поляне Таулу множество автомобильных туристов, приехавших подышать горным воздухом, сходить в радиалки в высокогорье, например, к озерам у коша в балке Орленок :).

В нижней части поляны (15 минут пешком) – «ларёк-кафе». Цены в 1,5-2 раза выше московских, но для голодного туриста ассортимент – главное.

Поскольку спешить некуда (машина завтра в 15 часов из Архыза, а идти 3-4 часа по грунтовой дороге), ночуем на левом берегу Софии в сосновом лесу – всё же в горах. Хотя конечно все понимают, что до расставания на какое-то время с горами остается совсем немного времени, и оттого грустно.

2 августа

Утром от поляны Таулу по грунтовой дороге добираемся до Архыза. На заранее заказанной «Газели» доезжаем до Невинномысска к поезду домой.

Итоги, выводы, рекомендации

Район Архыза отлично подходит для проведения походов 1-3 к.с. Из-за того, что Черкессое погрануправление сильно ограничило зону, доступную для посещения (задолго до 5 км зоны), походы 3 к.с. здесь провести организационно сложно. Самые интересные перевалы, расположенные близко к ГКХ, почему-то запрещены, и пропуска на них не выдают. Остается либо обманывать, заявляя в ходатайстве одно, а идти другое (что опасно), либо смещать маршрут севернее. Потому логично строить в Архызе-Аксауте-Марухе походы 1-2 к.с.

Район имеет хорошую транспортную доступность - до пос. Архыз идет асфальтированная дорога, в долины Софии, Аманауза, Псыша - грунтовые.

Главные достопримечательности района - озера, которых мы в походе насчитали 104 штуки (те, которые проходили непосредственно или видели издалека). Также много кристально чистых ручьев и даже полноводных рек.

Недостаток - большое количетво мошки, слепней - на высотах до 2500 м. Особенно их много в бассейне Бол. Лабы. Поэтому рекомендуем строить маршру максимально "по верхам", спускаясь ниже 2500 как можно реже.

С мостами ситуация неплохая, благодаря наличию погранцов в каждой долине, через крупные реки построены пешеходные мостики.

Еще по поводу пропусков. Если маршрут проходит только в Архызском районе (не выходя в Бол. Лабу, или в Маруху), то пропуска можно оформить непосредственно на заставе в 2 км выше пос. Архыз. Нужно подать заявление утром, а после 12 уже готовы пропуска. Видимо, они связываются с Черкесском по факсу. На более широкую территорию пропуска оформляют в Черкесске.

Данный поход соответсвует 3 к.с. - пройдены перевалы Воронцова-Вельяминова+Азимба (связка, 2А), Кожухова (2А), и совершено восхождение на вершину София по В. гребню (сильная 2А). Также пройден пер. Турий, который мы предлагаем классифицировать как 1Б*, а по факту он был 2А, но тут будем ждать заключения МКК. Перевалов 1Б пройдено много, все они перечислены в начале отчета. Общий километраж составил 163,5 км, набор высоты 10,5 км, сброс 10,5 км.

Ах вот оказывается кто это был!

Прочитал отчёт и теперь знаю, кто были те "москвичи", которые нам подарили баллон с газом под перевалом Кожухова )) Привет из Таганрога! Дмитрий Щёкин

Про фото

Фото-как обычно, на высоте! Исчерпывающая информация о перевалах, отходах, подходах...Я думаю, что у Автора они просто лучшие по информативности. Заметно желание узнать всё, пройти всё, описАть всё, найти своё,новое в любом походе... Скоро станет "ходячей" энциклопедией по Кавказу. В хорошем смысле. Успехов!!!

приятно вспомнить!

в 2003 с детьми прошли похожий маршрут - 2 связки перевалов-Чучхур Щель-Кызгыч-Токмак и Аманауз-Азимба-Вельяминова-Браконьеров. То есть вторую связку мы прошли в обратном вашему направлении. Спускались с Вельяминова именно с запада от контрфорса, просто по снегу. Это немного удлинило путь, но кошек не одевали. Так что есть там проход. Дети молодцы были- теперь уже студенты...

молодцы!

Поздравляю с прохождением! Нашу прошлогоднюю записку вы сняли с пер. Чучхур. Мы ходили 2-ку, через Ак-айры Западный, Заячьи уши, Чучхур, Чучхурскую щель и радиалку на Чучхур - Баши. Но я не об этом. В этом годжу мы проходили аклему перед Эльбрусом в этом районе и ходили на пер. Кожухова со стороны стоянок Ак - Айры. Это было 10 сентября и мы не смогли пройти перевал - трещин немеряно, бергшрунд - 15-20 метров высотой, ширина метров 10. К скалам слева (как по описанию прохождения перевала) не подойти - разрыв до 10 метров. А по пути вашего спуска идти не рискнули - каждые 5 минут слетают реальные "чемоданы", даже подходить к скалам опасно. Обидно, дошли до берга и пришлось возвращаться. Но так как цель была именно аклема - сильно не расстроились, тем более, что работа на высоте выше 3 тысяч помогла и на Эльбрус взошла вся группа. Спасибо за очень реальный и подробный отчет. Я согласен с тобой, что район Архыза - просто прелесть для маршрутов 1-3 к.с. А главное там очень чисто, не то, что в Приэльбрусье. Респект!!!!