Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Цибанов Андрей, г. Москва

Пик Пушкина по северной Стене

Пик Пушкина по Северной стене (5Б), рассказ о восхождении, Андрей Цибанов, г. Москва
Паспорт восхождения:

Куликов Владимир Павлович- руководитель 1 разряд,
Цибанов Александр Валерьевич-1 разряд,
Цибанов Андрей Валерьевич-1 разряд,
Бездитко Сергей Васильевич- 1 разряд.
10. тренер :Саратов Юрий Сергеевич -МС
11.Выход из а/л 2.07.05 ,вершина 11.07.05,возвращение 13.07.05

Краткое описание:

Пик Пушкина - вершина в массиве Дых-тау в Безенги на Кавказе между Восточной Дых-тау и пиком Боровикова.От вершины Боровикова на север идет слабовыраженное ребро,пройденное в 1961 году командой "Спартак",под руководством Клецко(3-е место в первенстве СССР).Маршрут Клецко уходил траверсом от пика Боровикова на Зап.Мижирги.Наш маршрут проходил по этому ребру на перемычку под Боровикова и далее траверс до Пушкина по гребню массива Дых-тау.На пик Пушкина есть маршрут 5Б Кудинова 72 года(4-место в чемпионате СССР),проходящий правее.Маршрут Кудинова лавиноопасен на висячем леднике,опасен ледовыми обвалами с верхнего висячего ледника.Описания маршрута Кудинова даже в альплагере не удалось найти.Поэтому мы решили пройти новый вариант маршрута 5Б на пик Пушкина.

Схема маршрута в символах UIAA

Рисованный профиль маршрута

Описание маршрута по участкам

R0
Подход с ледника по снежному склону под ледовый кулуар в основании Северного ребра -300м II к.тр.

R1
Подьем вначале по кулуару с выходом на скальный склон -150м II к.тр., далее по ледовому склону подьем с траверсом под правую часть скального взлета северного ребра-150м III к.тр.

R2
Ключевой участок.Подьем по нагромождению камней и льда, придерживаясь слабо выраженного внутреннего угла в направлении прямо вверх -300м V-VI к.тр., на небольших карнизах возможно использование ИТО. Выход на плечо Северного ребра с зазубриной. На зазубрине бивуак. От исходного бивуака на Крумкольских ночевках 13-15 часов.

R3
С бивуака вначале по стене - 50м V к.тр. вверх на скальный гребень и по нему - 100м IV к.тр до места, где скальный гребень переходит в слабовыраженный ледовый. Далее по льду прямо вверх на первую ледовую пирамиду -150м Vк.тр.

R4
С первой ледовой пирамиды подьем вначале по острому гребню -100м III кт.тр, потом по ледовой стенке на вторую снежную пирамиду - 50м IVк.тр. На второй пирамиде бивуак, от предыдущего бивуака 8-10 часов. С бивуака подьем по крутому склону на острый снежный гребень -50м IVк.тр и далее по гребню -100м III к.тр. выход на плато, от бивуака на пирамиде -2-3 часа, возможна ночевка. По плато пешком с набором высоты под бергшрунд.

R5
От бергшрунда под висячим ледником, обходя ледовые сбросы слева, подьем по льду наверх ледника -60м V кт.тр

R6
С ледника траверс с подьемом по диагонали вдоль бергшрунда до ледовой стенки под скальным контрофорсом, спускающимся с пика Боровикова - 180м IVк.тр. Страховка в бергшрунде на ледобурах. Сыпучий снег не пригоден для страховки. Через бергшрунд выход на ледовую стенку -30м V к.тр, по ней до скального контрофорса. Скальный контрофорс пересекается по внутреннему углу -30м V к.тр и далее траверс по склону на перемычку. На перемычке бивуак. От предыдущего бивуака 12-14 часов.

R7
От бивуака по полке с Южной стороны гребня массива Дых-тау движение вверх в направлении перемычки между первым и вторым жандармом - 400м IV к.тр.С перемычки между жандармами дюльфер 50м под второй жандарм.Далее подьем вначале по камину потом по щели на перемычку за вторым жандармом - 100м V к.тр.Здесь возможна ночевка.

R8
С перемычки простой подьем не гребень -100м III к.тр. Далее по гребню, обходя мелкие жандармы с юга -400м III-IV к.тр. до скального взлета на пик Пушкина - 80м V к.тр. За вершиной бивуак в мульде. От предыдущего бивуака 12-15 часов. Спуск группы по Южному кулуару между пиком Пушкина и Восточной Дых-тау.

Ключевые участки:
Скальная стена с карнизами -R2
Ледовые стенки на учасках -R3-R6
Сыпучий снег на участке -R6
Скальный взлет на пик Пушкина - R8

Опасные участки:
На спуске в Южном Кулуаре возможны камнепады и лавины.

Места ночевок:
Полка под скальным взлетом справа - сидячая на плече Северного ребра, на ледовой пирамиде, на плато ледника, на перемычке под Боровикова, за вторым жандармом, за вершиной, на спуске по Южному кулуару - лежачие.

Тактические действия группы:

2.07.05 Выход группы из а/л Безенги на Крумкольские ночевки.Время подьема 4 часа.Наблюдение за лавинами на стене.

3.07.05.Выход с Крумкольских ночевок в 5 утра.Траверс с набором высоты под начало маршрута в ледовый кулуар у основания Северного ребра.Скрытые трещины! По кулуару вверх 100 м на скальный склон,50 метров по склам и далее ледовый склон 150м.Направление движения под правую часть скального взлета Северного ребра.В правой части взлета внутренний угол, по нему вверх на нагромождение камней, небольшие карнизы проходяться свободным лазаньем.Начиная с этого участка и до самой вершины движение связка по связке, ведущий с пустым рюкзаком и двумя ледовыми инструментами.Постепенно к середине взлета увеличивается количество льда,скалы становяться более монолитными,залитые льдом.Возможно использование ИТО.Мы цеплялись ледовыми инструментами - это быстрее чем ИТО.К концу взлета крутизна падает до 75 градусов,выход на плечо в 20.00.Вырубили лед под бивуак Весь день лидировал Цибанов Александр..

4.07.Выход в 7 утра.Движение прямо вверх вначале по снегу потом по скалам на гребень.Через 100 м гребень становиться неявным.Движение вверх по льду с небольшими участками скал.Страховка на бурах и крючьях.Лидирует Цибанов Андрей.Выход на первую ледовую пирамиду по крутой ледовой стенке .За пирамидой выполаживание,острый снежный гребень 100м и опять стенка на вторую ледово-снежную пирамиду 50м.На ней бивуак.Время 16.00

5.07.Выход в 6 утра.Лидирует Цибанов Андрей.Движение вверх на гребень по крутой снежной стенке -50м,далее по острому снежному гребню 100м-200м.Для страховки копались ямы по шею,двигались связка по связке для большей надежности.Гребень выполаживает и переходит в плато,на плато прекрасные места для ночевки.По плато пешком с небольшим набором высоты до бергшрунда .Бергшрунд предолели по слабым мостикам.Станция в бергшрунде на бурах.Далее вверх по границе снег-лед,обходя нависающие ледовые сбросы слева.Выход наверх висячего ледника.Движение вдоль верхнего бергшрунда до ледовой стенки, выходящей со скального контрофорса.Станции на бурах в бергшрунде.Сыпучий снег на крутом склоне,продвижение трудное .Перелезли бергшрунд под ледовой стенкой.Далее лидировал Цибанов Александр до самой вершины.Прошли ледовую стенку до скального нависания,нависание обходили слева и далее по вертикальному внутреннему углу выход на снежник за контрофорсом.По снежнику траверс в направлении перемычки под пиком Боровикова.Выложили площадки под бивуак.Время 19.00

6.07.Выход в 6 утра.С перемычки движение по Южным полкам с общим направлением на перемычку между первым и вторым жандармом.Множество вариантов прохождения этого участка скал не более 4 кт.тр.Полки переходят в камины и утренние углы.Далее дюльфер 50м под основание второго жандарма.Оттуда небольшой горизонтальный траверс и две веревки вверх ,сначало по внутреннему углу потом по щелям с выходом за второй жандарм.На Южном плече у второго жандарма выложена площадка под одну палатку!Далее несложный путь по гребню до скального взлета на пик Пушкина.Начало взлета немного ниже гребня,надо спуститься на 30 метров на Юг.Скальный взлет монолитный,в нижней части мало зацепок,крутизна 85 градусов,для страховки использовали малые крючья.В верхней части взлет выполаживает до 70 градусов,разнообразный рельеф для страховки.Далее по гребню метров 50 до контрольного тура.Бивуак в мульде за туром,надо спуститься на 50 метров по гребню.Время 19.00

7.07 Выход в 6 утра.По гребню до начала снежного Южного кулуара -100 метров.10 спортивных спусков по кулуару вдоль скал до полки,на ней возможна ночевка.Старых спусковых петель не нашли,оставили свои.Возможен камнепад с южного контрофорса Дых-тау. Далее метров 500 пешком ,придерживаясь скал справа по ходу ,на скальный выступ,на выступе площадки для ночевок.С выступа дюльфер 50м на полку.С полки пересекли снежный кулуар влево по ходу.Далее по просым скалам и по снежному склону спуск на ледник Безымянный,по леднику спустились в Джанги-кош.Время 16.00

8.07 Спуск в а/л в 12 часов

фотоаппарат - 1
часы - 2

Отзыв

Отличное, грамотно проведенное восхождение, толковое описание!