Руководитель: Маслов Д.Е., Москва
Материал подготовил: Алексей Самбуров, г. Москва

Отчет о путешествии 2 к.с. по Ц.Тянь-Шаню в августе 2007 г.

Отчет

о горном путешествии 2 к.с.
по хребту Терскей-Алатау (Ц. Тянь-Шань)

совершенном с 12 по 25 августа 2007 г.

Нитка маршрута: г. Бишкек - г. Каракол - курорт Алтын-Арашан - пер. Алакёль Сев. (1А, 3900 м) – оз. Алакёль– пер. Такыртор (1Б, 4040 м) – р. Такыр-Тер – пер. Скальный замок (1Б, 4200) – пер. Онтор(1Б, 3980) – р.Онтор (Уюк-Тер) – пер. Телеты (1А, 3900 м) – р. Телеты - курорт Жетыогуз - г. Каракол – г. Бишкек

Руководитель

Александрович

1983

Фотограф

Фото 001. Слева направо: Самбуров А., Маслова Е., Савин С., Маслов Д.

схема маршрута

Перевал Алакёль Сев. (1А, 3900 м)

12 августа Прилетели мы в 10 вечера в г. Бишкек. На выходе из аэропорта нас ждал водитель микроавтобуса, который был нами заказан заранее в Москве через фирму "АЛЬП-ТУР Иссык-Куль" (Игоря Ханина Тел. 3922 2-05-48,тел-факс 3922 5-01-63.).

13 августа В г.Каракол прибыли 5 утра в "гостиннице" Игоря Ханина (ул. Тельмана 153). Забрали 10 баллонов заказанного газа. Дожидаемся и пересаживаемся на УАЗике направляемся к "курорту" Алтын-Арашан. Обедаем и купаемся в горячих источниках "курорта". Переходим на левый берег навесному мосту в 50 метрах выше "курорта". Скотопрогонная тропа начинается сразу за мостом. Идем вверх по реке и выходим к стрелке реки Кельдеке , по узкой долине Кельдеке идём вверх по крутой тропе вдоль левого берега и находим небольшую более или менее ровную полянку в разливе ручья для лагеря.

14 августа С утра мы перебирались на другой берег ручья, поскольку по левому берегу "воды по колено". Подъём крутой по травянистому склону. Вскоре лес и кустарник, и мы вышли в зону альпийских лугов подымаемся на высота 3574 м. стаем лагерем, открывается вид на перевал.

Фото 002 Цирк перевала Алакёль Северный

15 августа Собираемся и выходим в 8 утра. Набираем высоту по ложбинам в старой морене и оказываемся в подперевальном цирке. Тропа на перевал отчетливо видна издалека. Начинаем подъем на взлет по тропе, осыпь мелкая живая. Подъем около часа По нашему GPS 3903 м. Седловина широкая и панорама с перевала великолепная. Видна наша ближайшая цель - перевал Такыртор. Тур в середине, нашли записку на немецком языке, трогать ее не стали и свою не написали. Спуск по читаемой тропе прямо вниз небольшим серпантином по крутой живой осыпи. В нижней половине мы сошли с основной тропы, уходящей в сторону перевала Панорамный, и спускались по осыпи прямо вниз. До самой воды мы не спускались, потому как низом озеро обойти невозможно. Дальше мы шли по склону, местами с курумником, и встали на обед возле чистого родничка. После обеда подходим под ледник Такыртор. Поставили лагерь и занялись подгонкой кошек и обвязок.

Фото 003 Подъем на перевал Алакёль Северный

Фото 004 Седловина перевала Алакёль Северный

Фото 005 Вид с перевала Алакёль Северный на перевал Такыртор

Фото 006 Спуск с перевала Алакёль Северный

Перевал Такыртор (1Б, 4040 м)

16 августа С утра погода хмурая, но перевал Такыртор пока открыт. Выходим сначала по морене, а затем одеваем кошки и переходим на ледник в нижней пологой его части. Ледник открытый, трещин почти нет, есть промоины. В леднике несколько мульдовых озер. Обходя первое сильно забрали вправо по ходу и оказались почти под западным бортом цирка, поскольку не могли перейти глубокое русло ледовой речки. Погода стала совсем плохой стало сумеречно. Ветер и несильный снег. За 2 часа от стоянки подошли под перевал. Взлет заметно круче подхода, карабкаемся по левому краю ледника и выползаем на осыпь, когда становится совсем круто. Осыпь скользкая, крутая и живая. Перед самой седловиной скалки, которые слева по ходу обходятся по одному. Седловина широкая завывает ветер, сыпет снег мы сразу спустились метров на 5 - тут заметно тише, чем на гребне. Спуск сначала крутая средняя осыпь, которая выполаживается и превращается в весьма средний курумник. Ниже начинается сухое русло реки

Фото 007 Вид на перевал Такыртор

Фото 008 Подъем на перевал Такыртор

Фото 009 Седловина перевала Такыртор

Фото 010 Спуск с превала Такыртор

Снег кончился, пообедали на камнях. Открылся вид на широкую долину Такыр-Тер. Идем вниз подходим к реке - правому истоку Такыр-Тер и по камушкам переходим на правый берег. В 100 метрах выше стрелки красивый водопад. По берегу идет четкая пологая тропа, идем по ней. Тропа подводит нас к началу спуска с очередной ступени. Под ногами слякоть. Спуск серпантином, тропа продолжается вдоль речки по самому берегу, но становится заметно хуже, а. справа от реки огромное моренное поле - целое поле крупного курумника. Внизу пасутся коровы, течет река, виднеется киргизский дымок. Прошли через лесок метров 200 и встали в елках на уютной полянке на берегу реки. Дождь кончился. Развели костер, поставили палатки, поужинали.

Фото 011 Водопад на реке Такыр-Тер.

Перевал Скальный замок (1Б, 4200)

17 августа Подъем не очень ранний. Еще с вечера решили, что сегодня устроим полудневку. Солнышко, тепло. Сушим вещи, ремонтируемся. Выходим в 11:30. Идем по тропе вдоль реки Экичат. Впереди открылся вид на широкую ровную долину, вдали проглядывает Аксуйская стена. Начался дождь и уже через 10 минут дождь превратился в мокрый снег. Проходим широкую пойму, тропа петляет по некрутому взлету. Со склона справа по ходу падает высоченный водопад. Выходим на открытое пространство, плавно поднабираем высоту. Тучи уползли куда-то по сторонам. Небо раздуло также стремительно, как и затягивало. Дальше наш путь вдоль левого истока Экичат, падающего водопадом с высокого борта долины. Времени 4 часа, решаем подниматься вдоль водопада на борт. Поднимаемся где-то около по ложбине ближе к ручью. Вылезли к самому истоку водопада и встали лагерем на ровной площадке чуть выше. Высота стоянки 3432 м.

18 августа С утра в тени холодно, на траве иней. Ясное безоблачное небо. Выходим вдоль по ручью. Поднимаемся по камням вдоль ручья и оказываемся в ровном цирке с маленьким зеленым озером. Со стороны ледника Чон-Узень с борта струится водопад. Поднимаемся вдоль него - мы уже почти на высоте отрогов от главного хребтаподходим к леднику Чон-Узень.

Здесь открывается вид на перевалы Туристов Татарии и Труд. Наш перевал скрыт за отрогом, который в отчетах называют "треугольничком. Выходим на ледник. Снег по щиколотку, очевидно вчерашний. Придерживаемся края ледника, постепенно забираем по направлению к перевалу. Трещин в нижней части почти нет, то, что есть - легко читается и перешагивается.. Добрались до перегиба ледника. Здесь трещины уже мощнее, но тоже хорошо видны и тоже перешагиваются. Меняем направление подъема и выходим на верхнюю пологую часть ледника. Подходим под перевальный взлет. На подъем затрачено около трех часов. Тут снегу чуть побольше, но он не представлял серьезной проблемы. Взлет на перевал - крутая средняя живая осыпь. И довольно длинная, без снега. Подъем по основному кулуару. Седловина неширокая, лежит снежок. Красивая панорама, Спуск с седловины - крутая живая средняя осыпь. Спустились до ледника Чон-Узень Западный. Снега тут чуть больше. Ледник пологий, видны крупные трещины. Идем в связках к скалам слева по ходу. Выходим на моренау из крупных камней, сначала круто, затем выполаживается. На прохождение морены затратили не меньше часа. Идем вниз по леднику. 15 минут спуска и мы подошли к правой границе ледника. Сверху видно, что внизу между двух озер, просматривается площадка. Спуск к ним по некрутым скалам метров 50. Высота стоянки 3799 м.

Фото 012 Долна р. Экичат

Фото 013 Вид на Аксуйскую стену

Фото 014 Вид на перевал Туристов Татарии и перевал Труд

Фото 015 Подъем на перевал Скальный замок

Фото 016 Седловина перевала Скальный Замок

Фото 017 спуск с перевала Скальный замок

Перевал Онтор (1Б, 3980)

19 августа Выходим вдоль ручья в долину реки Кель-Тер ниже ледника. Перешагиваем речку по камушкам на левый берег. Долина реки широкая, спускается вниз ступенчатыми сбросами. После двух таких висячих долинок упираемся в нагромождение огромных камней, образующих левый крутой склон, запирающий в этом месте русло. Дальше река резко падает вниз вдоль этой крупнокаменистого курумника в долину левого истока реки Кель-Тор, берущего начало из ледников под пиком Джигит. Впереди видится пик Джигит. После обеда делаем одну короткую ходку и подходим к ровному расчищенному от камней и обжитому (судя по количеству мусора) месту под палатки. Встаем.

20 августа Вышли в 8 утра, через 15 минут вышли на ледник Кель-Тор Западный. Ледник открытый, слегка зачехлен, по поверхности текут ручьи. Идти несложно, ледник пологий и длинный. Подходим под стену пика Джигит, пересекаем большую глубокую промоину и поворачиваем на восток в сторону перевала. Проходим прижимаясь к левому борту ледника. Трещины неширокие, легко перешагиваются. Дальнейший пологий длинный подъем по центру ледника. Ближе к перевальной стенке ледник круче, в трещинах, они местами присыпаны снегом, но читаемы. Последний участок подхода по самому краю, почти по осыпи, ледника справа по ходу. Перевал имеет две седловины: снежно ледовую, примыкающую к склону Джигита, и расположенную сразу за ней скальную. Снежно- ледовая является ложной седловиной перевала. Правильная - вторая от склона Джигита скальная. Высота взлета метров 50. Взлет - довольно крутая живая осыпь, в верхней части подъема - выход на разрушенные скалы. Гребень узкий, из разрушающихся прямо под руками острых скал. На другой стороне гребня под скалой полка, которая крупной осыпью сваливает вниз в сторону ледника. Вдоль гребня разрушенные скалы в сторону снежно ледовой седловины. Спускаемся по левому проходу между скал. Камни на спуске даже крупные живые и активно осыпаются, спускались по одному. Далее мы оказались на мелкой осыпи и спускаемся по ней на ледник Кель-Тор Западный. Ледник пологий, открытый, трещинки есть, но перешагиваются. Спустились до правой морены. Сошли с ледника и встали. Ужинали с видом на тандем вершин Каракол и Слонёнок.

Фото 018 Вид на перевал Онтор

Фото 019 Подъем на перевал Онтор

Фото 020 Седловина перевала Онтор

Фото 021 Спуск с перевала Онтор

Фото 022 Вид на перевал Онтор с ледника Восточный Онтор

Перевал Телеты (1А, 3900 м)

21 августа Утром безоблачное. Выходим вниз, срезая крюк в сторону ледника, спускаемся по травянистому склону до правой боковой морены. Движемся по ровной ложбине вниз параллельно леднику между боковой мореной, которая в этом месте представляет собой довольно высокий каменно-осыпной вал, и склоном. Через долину открывается отличный вид на замыкающий её цирк, с которого ползет огромный ледник Онтор Западный. Доходим до падающего с правого склона ручья, и теперь движемся вдоль его русла. Дальше необходимо спускаться прямо вниз 100 м по крутой селевой осыпи к реке Онтор, примерно в полукилометре ниже языка ледника. Переходим в брод Онтор. Далее вниз по реке по четкой тропе. Прошли несколько оборудованных мест под палатки. Постепенно широкая долина заболачивается. С левого крутого борта вниз стекают многочисленные ручьи. Разглядываем пик Каракол. Долина сужается, река полностью уходит к правому борту, а тропа продолжает идти вдоль левого. Река входит в теснину и падает вниз шумным многоступенчатым водопадом. Тропа идет по склону и резко серпантином сбрасывает высоту. Встаем на большой и не очень ровной поляне с уклоном ниже водопада.

22 августа Выходим утром в 8: 30спускаемся вниз по р.Онтор доходим до большой поляны, виден конец автодороги идущей снизу по Онтору. Просматривается тропа ведущая вверх в долину реки Телеты идем по правому берегу. Обедаем на берегу реки у воды. После обеда движение по тропе по широкой долине с незначительным набором и даже сбросом высоты пока мы не подошли под сужение. Перешли на левый берег. Начинаем подъем, сначала траверзом, а потом после перехода через ручеек четкая тропа идет плавно вверх по травянистому склону. Встали на широкой ровной площадке в распадке уже на правом берегу ручья Телеты.

23 августа Выходим в 8:15 по тропе и, поднимаясь вдоль ручья, плавно набираем высоту. Проходим пересыхающее озерцо, из которого и берёт начало исток Телеты, и подходим под перевальный взлетом. Подъем по некрутой средней осыпи. Седловине перевала широкая, сфотографировались вместе. . Спуск с перевала тоже по средней осыпи, он короче и круче, чем подъём, есть четкая спусковая тропа. На тропе сложены многочисленные туры, Затем тропа выходит на травяной склон, и здесь между камней появляется ручей. Здесь мы остановились на обед. После обеда дальнейший спуск серпантином по траве. Длинно и круто Еще ниже начинается кустарник, и открывается прекрасный вид на долину Телеты Западная и на долину ледника Озерный. Спустились вниз до реки. Брод на левый берег, по которому по описанию идёт основная тропа, проходим по мостику. После впадения Аютор долина сужается, лес подступает к самой воде, тропа идёт довольно высоко над водой. На ночёвку встали, сойдя вниз с тропы, почти у воды на уютной полянке в елках. Высота стоянки 2760 м.

Фото 023 Долина реки Телеты

Фото 024 Стоянка на правом берегу ручья Телеты.

Фото 025 Подъем на перевал Телеты

Фото 026 Седловина перевала Телеты (Общее фото)

Фото 027

24 августа С утра выходим из лагеря, время 9:00 поднимаемся через лес на скотопрогонную тропу, с которой сошли вчера вечером, и продолжаем свой путь.. Примерно через пол километра тропа превращается в просёлочную дорогу. Дальше идём вниз по дороге. В месте впадения реки Телеты в Жетыогуз проходим мимо пары юрт и домика-времянки. Путь предельно прост - вдоль реки по грунтовке,доходим до курорта Жетиогуз. Договорились на ночлег в отдельном домике у центральной площади поселка. Сходили в кафе напротив, отведали киргизской кухни.

25 августа Завтракаем в кафе и отправляемся на такси в Каракол. К обеду приехали в Кракол, бросили вещи в доме у Ханина Игоря и пошли гулять. Заранее оговоренный с Ханиным микроавтобус приехал вовремя и довез нас без приключений в аэропорт. В 4 утра мы были в аэропорту Манас в Бишкеке.